Ананьев б г анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

Психофизиологическая структура процесса чтения и методика обучения ему. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с речевыми нарушениями. Диагностика сформированности навыка правильного чтения у детей с ОНР, упражнения для его развития.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 13.08.2013
Размер файла 64,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

7.Чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой.

Чистый лист бумаги накладывается на строку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки. Аналогично проводится чтение строчек с прикрытой верхней половинкой. Данное упражнение формирует умение прочтения нескольких слов сразу. Рекомендуется проводить в парах: один ученик читает, другой проверяет.

Задания на развитие мышления, внимания, восприятия.

1.Сколько спряталось слов?

2.Поставь слоги на место.

3.Найди слова, в которых спрятался слог КРА:

4. Расшифруй слова:

5. Прочитай слова с права налево. Из какой сказки данные персонажи? Кого здесь не хватает?

6. Прочитай предложения слева направо.

При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс формирования оптимальной техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. При ежедневном использовании фонетической зарядки формируется культура звуковой речи, вырабатывается зрительная память и умение читать без напряжения. В результате работы снимается трудность в чтении, страх и неуверенность учащихся, сокращается количество ошибок при чтении, улучшаются показатели навыков чтения.

Третья группа упражнений направлена на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста.

1) Чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом бумаги, а затем и начальные три буквы. Необходимо прочитать текст, стараясь угадать невидимые части по смыслу. Данное упражнение развивает у учащихся умение читать по догадке.

2) Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного.

3) Поиск в тексте смысловых несуразностей.

Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.

4) Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста.

Таким образом, предложенная классификация упражнений по совершенствованию навыка чтения учащихся - это всего лишь первый этап на пути становления квалифицированных, талантливых читателей-школьников. Подобные задания позволяют наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов по чтению, а это, в конечном счёте, приводит к тому, что у учащихся возрастает уверенность в своих силах, появляется интерес и любовь к чтению более крупных художественных произведений.

Выводы по 2 главе

речевой нарушение навык чтение

Изучив методики по обследованию процесса чтения у разных авторов, мы пришли к выводу, что целесообразно использовать методику, предложенную Т.В. Ахутиной и О.Б. Иншаковой.

Обследование проводилось в следующих направлениях:

· Выявление особенностей развития памяти;

· Выявление особенностей развития мышления;

· Выявление особенностей развития внимания;

· Определение правильности чтения и характер ошибок;

· Определение скорости чтения;

· Определение осознанности прочитанного.

Проведенное обследование показало низкий уровень развития познавательных процессов у двоих учеников, ниже среднего у одного ученика и у трех второклассников средний уровень.

Так же в ходе обследования качеств чтения были выявлены множество характерных ошибок:

· Неправильное прочтение окончания независимого слова;

· Неправильная постановка ударения;

· Замена целых слов по оптическому сходству;

· Смещения и замены.

А так же достаточно низкая скорость чтения и не полное понимание прочитанного текста.

Для коррекции навыков чтения мы предложили комплекс упражнений, направленный на развитие всех качеств чтения, а так же для развития познавательных процессов: памяти, мышления, внимания.

Заключение

Анализ теоретических источников по изучаемой нами проблеме показал, что нарушения чтения у детей могут стать не только препятствием для обучения, но и отрицательно повлиять на психическое, речевое развитие ребенка, формирование личности в целом. Неудачи при овладении чтением способны вызвать и закрепить такие черты характера как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность, или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.

Актуальность рассматриваемого вопроса состоит в том, что в каждом классе есть учащиеся, которые не овладеют навыками чтения на уровне требования школьной программы в установленные ею сроки. А поскольку навык чтения является базовым умением для формирования остальных необходимых знаний, то очевидно, что с такими учащимися должна специально проводиться коррекционная работа.

Изучение теоретических источников по проблеме преодоления нарушений чтения у младших школьников позволило определить основные направления диагностико-коррекционной работы.

Констатирующий этап исследование проводился на базе МОУ СОШ №49, г. Кургана. В исследовании принимало участие 6 детей второго класса с психолого-педагогическим заключением ОНР 3 уровня. Из них 3 мальчика, 3 девочки.

В ходе проведения констатирующего изучения сформированности навыка чтения у младших школьников было выявлено наличие большого количество ошибок и особенностей у всех участников эксперимента. Преобладали ошибки специфического плана: замены букв, пропуски гласных и согласных, искажение текста, чтение угадывающего характера и медленная скорость чтения.

Таким образом, цель и задачи исследования можем считать достигнутыми. В дальнейшем предлагаем расширить коррекционный потенциал мероприятий, направленных на преодоление выявленных нарушений при усвоении навыка чтения у детей с ОНР.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Начальная школа. - 2007. - №3. - С. 6 - 8.

2. Алтухова Т.А. Анализ состояния обучения чтению учащихся с ОНР// Деффектолог - 1994 - №5.

3. Ахутина Т.В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т.В. Ахутина. - М.: Сфера, 2001. - 156 с.

4. Васильева М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. - М.: Педагогика, 2007. - 89с.

5. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М., Просвещение, 1991 г.

6. Логопедия: учебник для студентов дефект. пед. выш. учеб. заведений/ Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680с.

7. Волкова Л.С., Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Педагогика, 2006. - 267с.

8. Городилова В.И. Чтение и письмо / В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. - М.: Сфера, 2005. - 116с.

9. Дубравина, И.В. Психология: учебник для студентов. И.В. Дубравина. - М., 2003 - 464с.

10. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - М.: Просвещение, 2003. - 126с.

11. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению / В.Н. Зайцев - М.: Просвещение, 2001. - 195с.

12. Иншакова О.Б. Некоторые приёмы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О.Б.Иншакова. - СПб.: Гном, 2007. - 142с.

13. Климанова, Л. Методическое пособие /Обучение чтению в начальных классах / Л. Климанова // Школа. - 2003. - №18. С. 21 - 23.

14. Кобзарева, Л.Г. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция / Л.Г. Кобзарева, Е.В. Кузьмина. - Воронеж, 2000. - 96с.

16. Корнев А.Н. Чиркина Г.В. Современные тенденции в изучении дислексии // Дефектология, 2005 Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. - СПб., 1995 - 380с.

17. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224с.

19. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. - М., 1983

20. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р.Е. Левина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 219с.

21. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М.,1961.

22. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 84с.

23. Муравьева, Н.Н.. Логопедическая работа с первоклассниками, имеющими недостатки речи и письма// Недостатки речи и письма у детей: из опыта логопедической работы/ Под редакцией Р.Е. Левиной / Муравьева Н.Н. - М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1956.

24. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967.

25. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И. Оморокова. - М.: Гном, 2007. - 152с.

26. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальных классов/ Сост.: С.Г. Колашникова - Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2004

28. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография. - СПб.: КАРО, 2007.- 192с.

29. Садовникова, И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопеда / И.Н. Садовникова. - М.: АРКТИ, 2005. - 400с.

31. Токарева, О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) /под ред. С.С. Ляпидевского. О.А. Токарева. - М.: Просвещение, 1999. - 159с.

33. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. - М., 2001. - 54с.

34. Хабарова, С.П. Изучение готовности к овладению навыками чтения детей с речевой патологией // Образование и повышение квалификации работников образования: Сб. науч. тр. - Вып. 13. - Новые исследования молодых ученых в области образования и повышения квалификации. - Минск: Академия последипломного образования, 1998. - Часть 2. - С.127 - 135с.

36. Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. - М.: Просвещение, 2002. - 140с.

37. Цыпина, Н.А. Обучение чтению детей с ЗПР / Н.А. Цыпина. - М., 1994 - 200с.

38. Чечерина, Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям / Н.Ю. Чечерина // Я - мама. - 2006. - №2. - С.6 - 7.

39. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 2006. - №5. - С.12-14.

40. Ястребова А.В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. - М.: АРКТИ, 1996. - 176с.

Вопрос: Здравствуйте, Ольга Ивановна! Подскажите, пожалуйста, какую литературу полезнее изучить по трудностям в чтении младших школьников. Если можно, осветите немного вопрос о причинах медленного чтения во 2-3 классах?

Мой ответ:
I. По трудностям, если я правильно поняла, то нужно про патогенез?!

1. Начинать нужно с учебника логопедии. Там перечислены классификации.
2. Прочитать книги (статьи) авторов классификаций – О.А. Токаревой, М.Е. Хватцева, Р.И. Лалаевой. Мне больше других импонирует классификация А.Н. Корнева. Так же можете посмотреть психологическую классификацию Т.В. Ахутиной и классификацию, которая касается нарушений письма у больных афазией (ЦПРиН).
Тогда будет понятны и механизмы нарушения, и то, что делать при каждой проблеме.
3. Обратите внимание на параметры учёта проблем при дислексии – скорость, способ чтения, ошибки и понимание прочитанного. Можно отдельно почитать книги (статьи) по каждой из этих составляющих. Это учебники по формированию процесса чтения, т.е. у детей в норме (там ниже в списке лит-ры есть).

II. Причины медленного чтения.
1. Развитие речи, а именно бедный словарный запас ребенка. Если слова незнакомы, то скорость падает.
2. Проблемы внимания и памяти - отвлекается от чтения, он не сможет сосредоточиться на проговаривании текста и не сможет вникнуть в его смысл. Узкое оперативное поле зрения и плохо развитая слухоречевая память (запоминает 1-2-3 слова). Как следствие плохое понимание.
3. Физиологические проблемы в сочетании с проблемами ВПФ - регрессии.
4. И ещё физиологические проблемы - когда созревают лобные доли мозга, у ребенка начинают формироваться эффективные зрительные дифференцировки. Это происходит в возрасте 6-8 лет.
5. Соматическое и физическое здоровье. Сначала решаем проблему с запорами и энурезами, а потом думаем про скорость чтения.
6. Механическое чтение.
7. Уровень текста не соответствуют возрасту и уровню развития. То есть текст просто сложный. Сюда относится и неинтересный текст.
8. Индивидуальные особенности – медлительный ребёнок (впрочем, как и медлительный человек). Есть люди, которые всю жизнь читают медленно.
9. Если подумать, можно ещё накопать причин.

И три ссылки на мои интервью и кусочек лекции в комментах поставлю, там очень подробно

Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания / Акад. пед. наук РСФСР. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. - 486 с. - (Труды действительных членов академии). - Парал. тит. л. англ. - Указ.: с. 471-485.

Разделы, в которых представлено данное издание

Поля издания

автор: Ананьев Б. Г.
заглавие: Психология чувственного познания
серия: Труды действительных членов академии
место издания: Москва
издательство: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР
год издания: 1960
кол-во страниц: 486
язык: русский

В вопросах профилактики нарушения письма у детей важное значение имеют предпосылки овладения письменной речью.

Для успешного овладения письмом у ребенка еще до поступления в школу должны быть сформированы все предпосылки овладения этим видом деятельности.

Л.С. Выготский писал, что подготовка к развитию письменной речи начинается задолго до начала обучения ребенка письму в школе. П исьменная речь детей, по Л. С. Выготскому, развивается путем перехода от рисования вещей к рисованию речи . Овладение письменной речью означает усвоение сложной символической системы знаков. Поэтому письмо является результатом длительного развития высших психических функций, личности и поведения ребенка.

Изучению письменной речи , подготовке детей к овладению грамотой

посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований многих

ученых: Р.Е.Левиной, Е.А.Логиновой, О.В.Правдиной, Е.Н. Российской, И.Н. Садовниковой, О.А. Токаревой и др. Ими был выделен ряд психофизиологических компонентов, необходимых для овладения письменной речью и являющихся предпосылками усвоения письма .

Такие авторы как Б.Г. Ананьев , А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова отмечали, что сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их совместная работа является условием нормального протекания процессов чтения и письма. М.М.Безруких, Е.В. Гурьянов , считают необходимым условием хорошее состояние зрительных и моторных функций.

Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, подчеркивают необходимый уровень сформированности внимания, памяти, мышления ребенка .

С точки зрения Р.Е.Левиной, чем лучше сформированы произносительная сторона речи, фонематический слух, чем выше степень морфологических и синтаксических обобщений и лингвистических знаний, тем лучше ребёнок оказывается подготовленным к письму.

Р.Е.Левина выделяет ряд предпосылок, которыми ребенок должен овладеть в дошкольном возрасте, необходимых для усвоения фонетического принципа, отражающего написание слов соответственно их произношению, не основываясь на знании правил грамматики. К ним относятся:

- чёткая дифференциация всех звуков речи;

- владение звуковым анализом и синтезом слов;

- знание букв, чёткое различение их по виду.

Автором указывается, что главный принцип русского правописания – морфологический, является более сложным для усвоения. Для овладения этим принципом необходимо усвоение грамматических правил, определяющих особенности написания различных морфем слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Для усвоения морфологического

принципа письма, в качестве необходимых предпосылок, Р.Е. Левиной

- полное усвоение фонетического принципа;

- овладение морфологическим анализом слов необходимым для выявления части слова, содержащей орфограмму;

- овладение, активное пользование приведенным в систему запасом слов;

- предварительное (в дошкольном возрасте) усвоение грамматических норм языка.

Отсутствие, выпадение какого либо звена этого процесса, как указывает Р.Е.Левина, может повлечь за собой невозможность усвоения грамматических правил, не связанных с их незнанием.

По мнению Г.А.Каше, Р.Е.Левиной, М.Е.Хватцева, Г.В.Чиркиной, Д.Б.Эльконина и др., для начала обучения ребенка письму необходим определенный уровень развития его устной речи - разделение внешней и внутренней (смысловой) сторон слова, наличие достаточного словарного запаса, начальная степень грамматичности речи.

Л.С. Цветкова, основываясь на трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, выделяет следующие предпосылки овладения письменной речью:

Первая предпосылка - достаточная сформированность (или сохранность) устной речи, свободное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности.

Вторая предпосылка - формирование (или сохранность) слухо-пространственного и зрительно-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, разных видов восприятия, ощущений и знаний и их взаимодействия, ориентировка в схеме собственного тела.

Третья предпосылка - сформированность двигательной сферы - разных видов целенаправленного действия (праксиса) руки, подвижности, устойчивости, переключаемости, то есть предметных действий, тонких движений.

Четвертая предпосылка - формирование у детей абстрактных способов

деятельности, то есть постепенный переход от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями .

И пятой предпосылкой является сформированность общего поведения – саморегуляция, регуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения.

Предпосылками овладения письменной речью А.Н. Корнев считал формирование следующих навыков:

А) Навык символизации (буквенное обозначение фонем).

Формируется на основе развивающихся у ребенка способностей к символической игре, изобразительной деятельности, рисованию и др.

Б) Моделирование звуковой структуры слова с помощью букв .

Овладение этим навыком на начальном этапе обучения грамоте происходит в два этапа: установление временной последовательности фонем, из которых состоит слово и перевод временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв.

В) Формирование г рафомоторных навыков.

Особенность письма как сложного комплексного навыка заключается в том, что оно требует объединения и согласования всех трех перечисленных операций.

Е.А. Логинова, опираясь на труды Л. С. Выготского, А. Р. Лурии,

Л. С. Цветковой и других ученых, выделяет два основных и взаимосвязанных уровня предпосылок формирования навыка письма у детей.

1.Нейрофизиологический уровень овладения письмом:

функциональная зрелость анализаторных систем мозга, их координация; перевод звука речи (фонемы) в зрительный образ - графему и в двигательный образ – кинему; сформированность у ребенка зрительного и слухового восприятия, моторных функций, полноценной слухо-оптико-моторной координации (межсенсорного взаимодействия).

2.Психологический уровень овладения письмом :

зрелость психических функций и процессов (мышления, памяти, внимания,

мотивации, произвольной саморегуляции) и т.д.; соматическое состояние ребенка, его слуха; моторная зрелость; состояние артикуляционного аппарата, нормативное произношение всех звуков речи родного языка; развитое фонематического восприятия, владение звуковым анализом и синтезом; сформированность зрительного контроля и зрительно-пространственного восприятия; лингвистическая готовность ребенка к овладению новым видом речевой деятельности; хорошо развитая устная речь.

По мнению И.Н.Садовниковой, процесс письма протекает благодаря согласованной работе четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного, поэтому овладение письмом представляет собой формирование новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым .

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи: звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического. М. Е. Хватцев подчеркивал, что м ежду фонемами и обозначающими их графемами обязательно должна быть устойчивая связь. На основе внутреннего процесса образования фонемы происходит уже внешний процесс письма: отыскивание и запись нужной буквы с опорой на внутренний слуховой, оптический и кинестетический образ слова .

Недостатки сформированности звукопроизношения и вторичного

Неправильное проговаривание слов в процессе их записи приводит к появлению однотипных буквенных замен, о чём говорится в работах

Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется также в пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Иногда замены букв на письме могут сохраняться и после их устранения в устной речи. В этом случае можно предположить, что при внутреннем проговаривании нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как четкие кинестетические образы звуков еще не сформированы. При нарушении звукопроизношения и отсутствии чёткой слуховой дифференциацией речевых звуков можно говорить о несформированности предпосылок овладения навыком письма.

Таким образом, формирование предпосылок овладения письмом представляет собой длительный, динамичный процесс, состоящий из усвоения знаний, приобретения умений изложения мыслей в письменной форме в результате многократного повторения в ходе практической деятельности и зависит от степени сформированности всех сторон речи и состояния психических функций и процессов.

Список литературы

Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б.Г. Ананьев. – Известия АПН РСФСР,1955. – вып. 70.- С. 104 – 151.

Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. – Т.4. - 432 с.

Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма [Текст] / Е.В. Гурьянов. – М.: АПН РСФСР, 1959. – 264 с.

Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.

Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда [Текст] / Г.А.Каше. - М.: Просвещение, 1985. – 207 с.

Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А.Н.Корнев. - СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р. Е. Левина. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 115 с.

Логинова, Е.А. Нарушения письма [Текст]/ Е.А.Логинова / Под ред. Л.С.Волковой. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 208с.

Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А.Р.Лурия. - М.: Московский ун.,1969. – 504с.

Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. – 173 с.

Правдина, О. В. Логопедия [Текст] / О.В.Правдина. - М.: "Просвещение", 1973. – 272 с.

Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей [Текст] / Е.Н.Росиийская. - М.: Айрис-пресс, 2005. – 240 с.

Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н.Садовникова. М.: Владос,1995.– 256 с.

Токарева, О. А. Дизартрия [Текст] / О.А.Токарева // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С.114 – 155.

Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М.Е.Хватцев // Книга для преподавателей и студентов. – М.: Владос, 2009. - Кн.1. – 272 с .

Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С.Цветкова. – М.: Юристъ, 1997. – 256 с.

Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст] / Г.В.Чиркина / Под ред. Г. В. Чиркиной. - М.: Аркти, 2005. – 240 с.

Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст] / Д.Б. Эльконин; Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. - М.: Интор, 1998. – 112 с.

Читайте также: