Кто является основателем школы redecision нового решения в транзактном анализе

Обновлено: 05.07.2024

Мэри Гулдинг член Попечительского Совета Международной Ассоциации Транзактного Анализа. Она преподавала транзактный анализ и терапию изменения решения по всей Европе, в Южной Америке, Японии, Новой Зеландии, Австралии, в Соединенных Штатах, Канаде и Мексике. В 1960 г. Школой Социального Обеспечения Калифорнийского университета в Беркли ей была присвоена степень магистра социальной работы .

Мэри Гулдинг описывает свой краткосрочный подход к лечению, рассматривая
терапевтический контракт и диагностические приемы, включающие оценку
Эго-состояний. Чтобы проиллюстрировать свой подход к лечению детских травм, она приводит клинические случаи, подтверждающие, что изменения происходят тогда, когда клиент вспоминает ранние травматические сцены, проигрывает их вновь в терапевтических целях, а затем окончательно отбрасывает.

В этом докладе я приведу примеры краткосрочной терапии с клиентами, которые в детстве стали жертвами сексуального, физического или эмоционального насилия, потому что многие терапевты ошибочно считают, что тяжелые детские травмы всегда требуют долговременного лечения.

Определение длительности лечения

Иногда клиенту требуется длительная терапия, но часто она не нужна. Чтобы оценить длительность терапии, мне нужно знать три вещи:

Хотят ли клиент и терапевт, чтобы терапия была короткой?
Каких изменений в своей жизни хочет достичь клиент?
Каков диагноз?

Фото Гулдинг Мэри М f6304

Robert-GouldingOG (1)

Сколько времени клиент хочет лечиться?

Обычно, если терапевт и клиент предпочитают длительное лечение и клиент может себе это позволить, они будут счастливы работать вместе годами. Я нетерпеливый человек, к тому же я чувствую себя виноватой, когда клиент тратит деньги на лечение вместо того, чтобы купить новую машину или съездить отдохнуть на Гавайи. Поэтому я довожу до сведения всех моих клиентов, что верю в кратковременное эффективное лечение и ожидаю от каждого сеанса важных для клиента изменений, которые он будет самостоятельно закреплять между сеансами. Если клиент предпочитает долговременный подход, то ему придется найти другого терапевта.

В чем должен состоять — согласно договоренности между клиентом и терапевтом — терапевтический контракт, или цель лечения? Без ясной цели терапия может бесконечно блуждать в прошлом и настоящем клиента, и при этом никаких личностных изменений не произойдет.

Определенная цель, или контракт, будет влиять на длительность лечения. Если контракт заключается в лечении фобии, этого, очевидно, можно достичь быстрее, чем преодолеть постоянно ощущаемое на протяжении всей жизни отчуждение от других людей. Однако даже в том случае, когда контракт предполагает длительное лечение, периодическая терапия может быть заменена, например, тремя-четырьмя сеансами вначале и еще дюжиной сеансов, равномерно распределенных в течение года. Есть даже преимущество в таком распределении сеансов: клиент убеждается в своей способности осуществлять важные жизненные изменения без постоянного присутствия терапевта.

Каков диагноз? Насколько хорошо клиент интегрирован? Стандартные диагностические категории полезны, особенно когда терапевт является новичком в своем деле, однако если официальный диагноз предполагает длительное лечение или пожизненную поддерживающую терапию без надежды на улучшение или какие-либо перемены, диагноз может превратиться в самоосуществляющееся пророчество. Если это так, отбросьте диагноз.
Более продуктивный способ диагностики состоит в оценке Эго-состояний клиента и ранних решений Ребенка. От силы Эго-состояний зависит, может ли клиент осуществлять предусмотренные контрактом изменения и насколько хорошо он сможет сохранить их после того, как они будут достигнуты. Теперь я перейду к оценкам тех Эго-состояний, которые я считаю наиболее важными.

Хорошо ли клиент о себе заботится? Способствует ли забота клиента о себе развитию и изменению или он способен только к тому, чтобы пожалеть себя, когда он болен, обижен или оскорблен другим человеком? Если любовь к самому себе вызывается преимущественно несчастьем и болезнью, может потребоваться несколько сеансов только для того, чтобы научить клиента заботиться о себе более мудро.

Это нужно сделать прежде, чем браться за решение других задач, чтобы клиент сумел впоследствии сохранить терапевтические достижения. Чтобы создать образец позитивной заботы, терапевт сам в первую очередь должен быть готов поощрять здоровье, а не болезнь. Это значит, что терапевт должен научиться находить здоровое начало в каждом клиенте, ценить его и опираться на него, вселяя в клиента уверенность в том, что здоровье всегда интереснее и увлекательнее, чем болезнь.

Не уделяет ли клиент больше внимания своим малейшим промахам и просчетам, чем достижениям и успехам? Деструктивная самокритика создает препятствия любым успехам, которых клиент достигает на терапевтическом сеансе, поэтому клиенты должны научиться сдерживать свою внутреннюю негативную критику.

Если клиент борется против самоизменения, используя Критикующего Родителя, сосредоточенного на несовершенствах других людей, терапия будет невозможна до тех пор, пока эти обвинения не прекратятся. Если клиент становится в позицию обвинителя, терапевту необходимо постоянно бороться против того, чтобы не превратиться из проводника изменений в судью. Терапевт должен радоваться, когда Критикующий Родитель — как его собственный, так и его клиента — усыхает и сморщивается.

По определению, это здоровый, счастливый, живой и разумный корень каждого человека, который может стать основой успешной терапии. В случае краткосрочной терапии особенно важно подружиться с этой частью личности клиента и научить его использовать и усиливать то здоровое начало, которым он обладает. Изобретательный Ребенок и проницательный Взрослый делают краткосрочную терапию эффективной и увлекательной как для клиента, так и для терапевта.

Какие ранние детские решения обусловливают сегодняшние проблемы? Трансактные аналитики полагают, что каждый человек принимает в детстве важные решения в ответ на так называемые предписания.

Предписания первоначально даются родителями или другими людьми, окружающими ребенка, или даже самой судьбой. Каждый ребенок решает, принять или отвергнуть их. Если они приняты, индивид продолжает усиливать их в течение всей жизни. Другими словами, взрослые клиенты продолжают давать себе предписания, которые они однажды получили от других или от судьбы.

Вот первичные предписания, которые мы обнаружили в работе с клиентами:
1) Не существуй.
2) Не люби себя.
3) Не будь самим собой.
4) Не испытывай желаний и потребностей.
5) Не думай.
6) Не действуй.
7) Не чувствуй.
8) Не расти.
9) Не добивайся успеха.
10) Не будь ребенком.
11) Не важничай.
12) Не будь довольным.
13) Не доверяй.
14) Неучаствуй.
15) Не сближайся.
16) Не будь хорошим.

В терапии нового решения обычный порядок лечения начинается с заключения контракта о той цели, к которой клиент стремится, но чувствует себя не в состоянии достичь ее в одиночку. Если договоренность установлена и разделяется обеими сторонами, мы ищем те ранние решения, которые мешают клиенту достичь этой конкретной цели. Терапия нового решения — это метод, с помощью которого клиенты в своем воображении возвращаются к сценам детства, чтобы отменить детские предписания и принять новые решения насчет самих себя. Между сеансами клиенты тренируются осуществлять вновь принятые решения в своей повседневной жизни.

Форма терапии, которую я предлагаю, будет, конечно, варьироваться в зависимости от контракта, диагноза, потребностей и желаний клиента. Иногда клиент приходит с очень ясным запросом, который и становится контрактом, — например, избавиться от таких последствий раннего насилия, как сексуальная холодность, фобии, боязнь незнакомых людей или людей, которые его любят.

Как всегда в краткосрочной терапии, в конце лечебного сеанса я оставляю время на то, чтобы составить план, как клиенту между сеансами усилить сегодняшний результат терапии. Как соотносится сегодняшняя проработка эпизодов детства с лечебным контрактом? Как изменился клиент в результате работы? Что он будет делать для поддержания своего позитивного развития? Обсуждая это, важно сосредоточиться на счастливом эпизоде, а не только на сцене насилия. Фактически, наиболее важным заданием для клиента на неделю будет такое, которое позволит включить счастливого, любимого, достойного ребенка в его текущую жизнь.

Школа Перерешения с Тони Вайтом - это курс повышения квалификации - CPD для специалистов ТА с последующей сертификацией - часы Advanced TA training.

CPD - CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT.

Продолжающееся профессиональное развитие - процесс, при помощи которого специалисты поддерживают и постоянно обновляют знания и навыки, связанные с их профессиональной деятельностью.

Часы CPD являются обязательным для профессионалов.

Поздравляем с Выпуском Группу 4!

В Школе Перерешения сегодня праздничный день!

ПОЗДРАВЛЯЕМ ГРУППУ 4 С успешным завершением теоретического модуля Международной Школы Перерешения с Тони Вайт!

Группа 4 это большая международная группа студентов со всего мира, которые с ноября по февраль обучались теории и практике современного Перерешения. Спасибо каждому из вас за участие и сотрудничество!

Вы были замечательными студентами!

Желаем уверенности, смелости шагать в новое, увлеченности своим делом, умения объединять и организовывать процесс, гордиться собой!:)

Хороших новых решений!

До новых встреч!:)

С уважением и любовью, Tony White и Natalia Isaieva

101 и 202 курс - профессиональное обучение ТА!

РАСПИСАНИЕ 101 и 202 курсов в 2022.

101 КУРС - введение в Транзактный Анализ с Наталией Исаевой.

11-12-13 марта 2022

13-14-15 мая 2022

16-17 апреля КИЕВ

Старт 202 КУРС - долгосрочное профессиональное обучение ТА.

Курс ведет Наталия Исаева. Некоторые блоки - Тони Вайт

Новый набор в Международную Школу Перерешения.

Курс повышения квалификации для специалистов ТА - сентябрь 2022.

РЕГИСТРАЦИЯ СКОРО ОТКРОЕТСЯ.

Джон Р. МакНил ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ПОСЛАНИЯ: диагностика, терапия, процесс Перерешения.

НОВИНКА К НОВОМУ ГОДУ!

Традиционно представляем новую книгу к Новому Году!

Лучший подарок для ТА аналитиков под елочку!

Джон Р. МакНил ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ПОСЛАНИЯ: диагностика, терапия, процесс Перерешения.

25 запрещающих посланий, 5 категорий.

Методическое пособие под редакцией Н. Исаевой - 72 страницы. 2021. Перед вами методическое пособие в методе Транзактный анализ. Пособие включает обзор развития Джоном МакНилом новой теории и концепции Запрещающих посланий в Школе Перерешения, практический и теоретический материал.

Большая благодарность Владлена Артеменко за профессиональное оформление, и добрую поддержку!

МИР-ТА за добрую поддержку и сотрудничество!

Начните Новый Год с нового решения!

Все начинается с Решения!

Джон МакНилл, М.Div.,Ph.D. Онлайн воркшкоп "Запрещающие послания. Диагностика&терапия"

4 ноября 2021 прошла встреча и эксклюзивный воркшоп "Запрещающие послания и Ваша жизнь" с Джоном МакНиллом, одним из классиков Транзактного Анализа и фундатором Школы Перерешения в Транзактном Анализе. Переводчик Татьяна Свердлова.

Джон Р. МакНил, JOHN R. McNEEL, M. Div., Ph. D. доктор философии, доктор медицинских наук, является лицензированным психологом, практикующим в Сан-Хосе, Калифорния, США.

Он является преподавателем ITAA, бывшим членом попечительского совета ITAA, лауреатом премии Эрика Берна Memorial Award за статью "Родительское интервью" и бывшим редактором журнала Transactional Analysis Journal.

Джон обучался и потом долго работал как тренер с Бобом и Мери Гулдинг в Западном институте групповой и семейной терапии Western Institute for Group and Family Therapy, Калифорния.

Защитил докторскую диссертацию по теме Терапия Перерешения. Был близким другом и соратником Боба и Мэри Гулдинг.

С двумя группами студентами в в Лос-Анджелесе и Риме продолжил разрабатывать теорию Терапии Перерешения.

Их разработки и развитие теории: они предложили изменить "запреты" на "запрещающие послания".

Дополнили канон 12 запретов до 25 запрещающих посланий и разделили их на 5 категорий:

- выживание
- привязанность
- идентичность
- компетентность
- безопасность

Определили типы решения: Отчаяния и Неповиновения.

Также разработали таблицы с примерами разрешающих посланий и рекомендаций к перерешению для каждой категории и типа решений, примеры новой деятельности и критерии диагностики для терапевтов и самодиагностики для клиентов.

Коллеги, это must have материал и разработки для всех, кто практикует Перерешение в своей практике. И Джон на воркшопе рассказывал о новых разработках и дополнениях по этой теме.

Обязательно посетите Сайт Джона МакНилла:

Обратите внимание на главы книг про Боба и Мери Гулдинг на сайте. Интересно, открыто и откровенно описана личная история Джона, его опыт общения с Бобом и Мери и как происходило обучение в Институте.

Джон МакНилл - очень энергичный, искренний и харизматичныйчеловек и терапевт. Он зажигает интерес и вдохновляет. Мы рады что была возможность пообщаться лично с классиком ТА и зарядится его энергией:)

Оксана Рогизная

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И СИСТЕМЫ ПСИХОТЕРАПИИ.
ЭРИК ЛЕННАРД БЕРН 1910-1970.

Берн изучал английский язык, психологию и проходил подготовительный курс медицины в Университете Макгилла в Монреале. В 1931 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук. В 1935 году Берн получил степени доктора медицины и магистра хирургии в том же самом университете. Затем Берн уехал в Соединенные Штаты, где стал американским гражданином. После интернатуры в Инглвудской больнице в Нью-Джерси он стал психиатрическим ординатором, прикомандированным к клинике при Медицинской школе Йельского университета. Реагируя на антисемитские настроения, широко распространившиеся в то время, Бернштейн изменил свою фамилию, стал Берном и начал практиковать в качестве частного психиатра в Норфолке, штат Коннектикут. Примерно в это же время Берн заключил первый из трех своих браков (все эти браки распались). Затем Берн стал клиническим ассистентом в Больнице Горы Сион в Нью-Йорке и в 1941 году начал проходить специальный курс в Нью-Йоркском психоаналитическом институте, где его подверг психоанализу Поль Федерн, бывший коллега Фрейда.

Оксана Рогизная

В течение 1960-х годов Берн не только писал книги и практиковал в качестве частного консультанта, но и одновременно занимал несколько должностей. Берн был консультантом по психиатрии при главе медицинского управления (Surgeon General) армии США; лечащим психиатром в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектором, читавшим курс групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Портера, а также в Стэнфордской психиатрической клинике; адъюнкт-психиатром в Больнице Горы Сион, Сан-Франциско. В начале 1970 года Берн и его третья жена развелись. Берн умер от сердечного приступа 15 июля того же года. Работу, начатую Берном, продолжили многие его бывшие коллеги, посещавшие семинары в Сан-Франциско. В их число вошел Клод Штайнер, который усовершенствовал анализ сценария (скрипт-анализ).

Оксана Рогизная

Оксана Рогизная

Оксана Рогизная

Оксана Рогизная

ОСНОВАТЕЛИ ТА: ФАНИТА ИНГЛИШ
Фанита Инглиш родилась в Румынии и выросла в Турции. Она изучала психологию в Парижском университете, завершила свой диплом и продолжила свое психоаналитическое образование в Парижском институте Психоанализа. После переезда в Америку она продолжила свое обучение в Колумбийском университете, в Нью-Йорке, где занималась вопросами психического развития и детской терапии. Она продолжила свое образование в контексте гештальт-терапии у Фритца Перлза и в Клевеландском институте Гештальта. Свое образование как транзактный аналитик она получила у Эрика Берна.
Она основала Западный институт транзактного анализа и гештальта в Филадельфиии, обучала динамике группы, групповой психотерапии и детской психотерапии в различных университетах. Как групповой психотерапевт и супервизор она работает в многочисленных открытых и частных институтах. С 1973 года преподавала образовательный курс в Германии.
В настоящее время Фанита Инглиш является обучающим транзактным аналитиком во всех четырех областях применения транзактного анализа (психотерапевтической, образовательной, организационной и области консультирования) и членом Международной ассоциации транзактного анализа (ITAA).
Главные разработки в области ТА: развитие концепции об аутентичных (подлинных) и неаутентичных (неподлинных) чувствах, разработка теории эписценариев, вклад в разработку структурной модели (в частности, гипотеза о последовательности возникновения Эго-состояний различного порядка).

Несколько фактов из жизни Э. Берна.:

Эрик Леннард Берн (1910-1970) родился в Монреале, Канада (его настоящее имя Эрик Леннард Бернстайн).

Получил степень доктора медицины в университете Мак-Гилл в 1935 г. и прошел резидентуру по психиатрии в Йельском университете с 1936 по 1941 г.

Впервые Берн занялся психоанализом в 1941 г. в Нью-Йоркском психоаналитическом институте, его аналитиком был Пол Федерн.

Представления о трансактном анализе были впервые обнародованы в обращении к собранию западного отделения Американской групповой психотерапевтической ассоциации в 1957 г.

Первая книга Берна "Разум в действии" (The Mind in Action, 1947) была повторно издана под заголовком Layman's Guide to Psychiatry and Psychoanalysis (1968).

Вслед за книгой "Трансактный анализ в психотерапии" (Transactional Analysis in Psychotherapy, 1961) вышла "Структура и динамика организаций и групп" (Structure and Dynamics of Organizations and Groups, 1963b) и "Принципы группового лечения" (Principles of Group Treatment, 1966).

Книга "Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений" (Games People Play: The Psychology of Human Relationships, 1964) спустя короткое время и к удивлению самого Берна стала бестселлером и способствовала популярности трансактного анализа.

К моменту смерти Берна были готовы к публикации две рукописи: "Секс в человеческой любви" (Sex in Human Loving, 1970) и "Что вы говорите после того, как поздоровались?" (What Do You Say After You Say Hello?, 1972).

Берн учредил бюллетень "Transactional Analysis Bulletin" и стал его редактором, впоследствии в 1971 г. это издание переросло в журнал "Transactional Analysis Journal", который стал выходить под эгидой Международной ассоциации трансактного анализа (International Transactional Analysis Association, ITAA). Ассоциация была создана в 1964 г. на базе семинаров по социальной психиатрии в Сан-Франциско (San Francisco Social Psychiatry Seminars), которые Берн проводил с 1958 г. Впоследствии эти семинары стали отделение ITAA под названием San Francisco Transactional Analysis Seminar (см. James, 1977).

Недавно вышла книга, посвященная жизни Берна, его вкладу в теорию и практику и его влиянию на развитие психотерапии (Ian Stewart, 1992).

Современный трансактный анализ. Ян Сюарт и Вэнн Джойнс

Три школы ТА

Во-вторых, это школа Катексиса или школа пассивности, основателями которой стала семья Шиф. Она возникла в результате работы с гебефренной формой шизофрении, а метод работы был назван Репарентинг (переродительствование). Смысл терапии заключался в работе по перевоспитанию людей с шизофренией. Терапевты строили свою работу так, чтобы подавить негативную часть деструктивного состояния Родителя и сформировать новое состояние.

Ключевой концепцией в трансактном анализе всегда остается концепция о состояниях эго

Ян Стюарт полагает, что сегодня для понимания сущности трансактного анализа необходимо изучить теорию эго-состояний, которая стала основой ТА. Эрик Берн был одним из учеников Зигмунда Фрейда, и часто его концепцию сравнивают с концепцией классического психоанализа о психических структурах. Супер-эго сравнивают с Родителем, Ид - это Ребенок, а эго рассматривают как аналогию Взрослого эго-состояния. Однако разница выражается в нескольких ключевых аспектах: например, в том, что, если Фрейд говорил о неких абстрактных структурах, то Берн заявлял о конкретных паттернах поведения. Если взять во внимание состояние Ре (Дитя), то мы можем видеть реакции человека, схожие с его детским поведением, с теми паттернами поведения или эмоциональных реакций, которые он проявлял в детстве. Эти паттерны поведения отложились у него в памяти, и теперь, когда человек входит в это состояние, его психические процессы меняются, так, что он начинает использовать реакции, к которым он привык в детстве.

Теория состояний эго как часть популярной психологии

Эрик Берн выделил три состояния в структурном анализе, однако для лучшего понимания необходимо рассматривать функциональный анализ, который включает пять состояний. Так как исследование структурного состояния помогает нам узнать только лишь о содержании, а функциональный анализ применяется с целью узнать, понять, как состояния используются.

Функциональный анализ и его составляющие:

  • Контролирующий Родитель
  • Воспитывающий (заботящийся) Родитель
  • Взрослый
  • Бунтующий Ребенок
  • Адаптивный Ребенок
  • Свободный Ребенок

У каждого человека были ситуации в детстве, когда, например, вы вели себя так, как того от вас ждут взрослые, сдерживая естественные эмоциональные реакции. Например, вы, будучи ребенком, недолюбливали соседского сына, но родители требовали, чтобы вы были вежливым, и вы вынуждены были подчиниться, это то, что называется адаптивный Ребенок. Или, когда родители отворачивались, вы могли пнуть спящую кошку, несмотря на запреты родителей, и это поведение было названо бунтующий Ребенок, однако в современном трансактном анализе это эго-состояние встретить можно не так часто, и поэтому многие авторы относят его к адаптивному Ребенку. Также во всех источниках упоминается о Свободном Ребенке, это то состояние, когда мы поступаем, так как нам хочется, когда отсутствует какое-либо подавление эмоций, если нам хочется, мы плачем и т.д.

От сверхупрощения к более сложным конструкциям

Так же, как и в эго-состояниях Родителя, в структурном анализе второго порядка опыт Ребенка делится на три составляющих. Эго Родителя в Ребенке (Р-1) в современном трансактном анализе часто называется Родитель-волшебник, так как, будучи детьми, мы также уже обладаем определенными эго-состояниями, и, находясь в состоянии Родителя, ребенок часто использует магическое описание с целью самомотивации. С такими волшебными толкованиями информации, полученной от родителей, дети хранят знания. Эго Родителя в Ребенке - это фантазии о том, что будет, если они не будут выполнять то, что говорят родители. Эго Ребенка в Ребенке, как своеобразная матрешка, когда терапевт работает с воспоминаниями, то может сталкиваться с шестилетним Ребенком, впавшим в эго Ребенка трехлетнего возраста, и так далее. Эго Ребенка в Ребенке - это те желания и страхи, которые присутствовали, когда мы были детьми, чаще всего в довербальном возрасте, поэтому это эго-состояние в современном трансактном анализе часто называется соматическим Ребенком.

В трансактном анализе также выделяется реальное Я и исполнительное. Люди могут быть в эмоциональном состоянии Ребенка, но при этом поведенчески быть в состоянии Взрослого. Когда власть над поведением находится в одном состоянии, то говориться об исполнительном Я, если человек испытывает другое эго-состояние, то тут мы можем говорить о реальном Я.

Использование структурного анализа второго порядка имеет только аналитический смысл изучения воспоминаний человека, однако наблюдая за людьми в их взаимодействии с другими, мы можем говорить лишь о функциональном эго-состоянии. Если рассматривать несколько глубже и говорить о структурах, то об этом мы можем узнать, лишь разбирая детально воспоминания человека.

Анализ состояний эго

В трансактном анализе для понимания и диагностики эго-состояний, в том числе для использования терапевтических вмешательств, применяют четыре метода, но в основном это поведенческий диагноз. Целью анализа поведения является наблюдение за:

  • Выражением лица
  • Тоном голоса
  • Жестами
  • Позой тела
  • Словами

Используя наблюдение, можно с большей вероятностью выяснить состояние человека. Поведенческий диагноз используется в первую очередь и помогает определить состояние с большей точностью. Однако трансактный аналитик также может использовать социальный диагноз. В случае если происходит взаимодействие, то человек, наблюдая то, как он сам реагирует, в каком состоянии находится, может определить, из какого состояния обратились к нему. Если на ваше обращение реагируют из Свободного Дитя, то можно предположить, что вы находились в Воспитывающем Родителе, и наоборот, если на ваше обращение отреагировали из состояния Взрослого то, скорее всего, вы были в состоянии Взрослого.

В обстановке психотерапевтического сеанса возможно также использование исторического диагноза. Исторический диагноз — это изучение реального текущего состояния и сравнение с опытом его переживания в детстве.

Концепция психопатологии в трансактном анализе

Для оценки роли патологии во влиянии на эго-состояния человека в трансактном анализе используется два понятия: это контаминация (включение) и исключение.

Берном, вслед за Фрейдом, было введено понятие катексиса – энергии. Он считал, что нахождение в том или ином эго-состоянии обеспечивается этой энергией и что катексис может свободно перетекать из одного состояния в другое. Чем свободнее катексис перетекает, тем гибче личность, и более эффективной становится ее адаптация к изменяющимся событиям.

В каждом эго-состоянии человека присутствуют свои рамки, ограничивающие их проявления. Однако часто встречается ситуация, когда границы становятся менее плотными и одно эго-состояние наслаивается на другое. Такое наслоение также обеспечивается перетеканием катексиса. Данное пересечение эго-состояний, или их наслаивание, называется в трансактном анализе контаминацией. Существует три вида контаминации: это наслоение Родителя на состояние Взрослого, наслоение Ребенка на состояние Взрослого, и смешение сразу двух этих эго-состояний, наслаивающееся на состояние Взрослого - так называемая двойная контаминация.

В случае если человек пребывает только в двух эго-состояниях, а третье настолько сжато границами, что катексис не может проникнуть сквозь плотность барьеров, то в трансактном анализе это называется исключением.

Типов исключения может быть всего три в соответствии с количеством эго-состояний. Когда человек не способен на то, чтобы находится в Детском эго-состоянии, он также становится не способен на то, чтобы радоваться жизни, человек выключает воспоминания детства и часто выглядит холодным. В случае исключения Взрослого состояния, человек все время пребывает в диалоге Родитель-Ребенок, и неспособен реально оценивать ситуацию. Также среди преступных элементов часто встречается исключение Родителя с его моральными установками.

Кроме этого, существует исключение сразу двух эго-состояний, в этом случае человек все время пребывает в одном эго-состоянии, тогда оно называется константным, исключающим.

Эго-состояния во взаимодействии, анализ трансакций

В трансактном анализе рассматривается три типа взаимодействия: это пересекающиеся трансакции, параллельные и скрытые трансакции.

В первую очередь важно рассмотреть параллельные трансакции. Если во взаимодействии человек производит ответ из того эго-состояния, к которому обратились, то коммуникация продолжается и может длиться бесконечное множество раз – это первое правило коммуникации. Это то, что называется параллельной трансакцией. К примеру, когда человек обращается к Ребенку другого из своего состояния Родителя, а другой отвечает трансакцией Ребенок-Родитель, то в этом случае мы имеем дело с параллельной трансакцией, или тем, что Берн называл дополняющей трансакцией.

Второй вариант коммуникации - это пересекающаяся трансакция. В случае если вы произвели трансакцию, а получили ответ совсем из другого эго-состояния, то это называется пересекающей трансакцией, в этом случае коммуникация заканчивается. Это одна из частых проблем коммуникации. К примеру, вы обратились из состояния Взрослый к Взрослому состоянию собеседника, но он ответил из эго Родителя, обратившись к вашему эго Ребенка, тогда коммуникация обрывается.

Скрытые взаимодействия

Стимульный голод или жажда поглаживаний

Клод Штайнер [6] в своей книге описал поглаживания как важную форму стимуляции друг друга, без которой невозможна жизнь человека. Ранее была описана трансакция как единица взаимодействия, и в результате этого взаимодействия люди получают поглаживания.

Проведенные исследования показали, что люди имеют так называемый стимульный голод. Наличие этого голода говорит о том, что человек нуждается в поглаживаниях. Еще с детства, начиная с самого рождения, ребенок нуждается в физических прикосновениях, обнимании, поглаживаниях. Отсутствие такого поглаживания приводит к тому, что ребенок плохо развивается. В исследованиях детей, выросших в детском доме, в сравнении с детьми, выросшими в домашней обстановке, выявлено, что дети, получающие больше поглаживаний и родительского тепла, становятся более успешными, а дети из детского дома имеют большое количество психологических проблем.

Поглаживания можно разделить на условные и безусловные, положительные и негативные, вербальные и невербальные.

Проблемы, связанные с принятием поглаживаний

Стюарт [2] в своей книге показывает несколько проблем, связанных с выдачей поглаживаний. Одной из форм проявления поглаживания является такое, когда человек в конце поглаживания выдает его обесценивание. Такое поглаживание называется фальшивым. Другой вид проблемы, связанной с выдачей поглаживаний, это так называемые пластиковые поглаживания, когда человек выдает чрезмерное и неискреннее поглаживание.

Также существует несколько типов проблем, связанных с получением и принятием поглаживаний. Существует фильтр поглаживаний. Мы пропускаем только те поглаживания, которые для нас являются важными, ценными. Стюарт приводит пример собственной реакции на поглаживание, когда он оценивает как слабое поглаживание человека, только что пролиставшего его книгу, и как высокоценное такое же поглаживание человека, прочитавшего книгу от корки до корки.

В свою очередь, Клод Штайнер указывает на 5 видов запретов у большинства людей на поглаживания, вызванных воспитанием родителей, целью которых является создание впечатления о том, что количество поглаживаний ограничено, и раздавать их просто так запрещено:

  • не выдавай поглаживания, когда их надо давать
  • не проси поглаживания, когда ты в них нуждаешься
  • не принимай поглаживания, когда ты в них нуждаешься
  • не отвергай поглаживания, когда ты в них не нуждаешься
  • не гладь себя.

В современном трансактном анализе не все согласны с концепцией Штайнера, о необходимости формировать у человека убеждение о том, что раздавать и получать поглаживания можно в неограниченном количестве.

Структурный голод

Одним из видов потребностей, выделенных Берном, является желание в структурировании времени, или структурный голод. Когда мы начинаем работу в какой-то группе, то сначала может возникнуть некоторый эмоциональный дискомфорт, или чувство тревоги из-за отсутствия четкого структурирования времени в группе. Каждый человек начинает структурировать свое время в группе по-своему. Всего по Берну есть шесть типов структурирования времени. Считается, что чем ниже по списку структурирование времени, тем выше психологический риск, но более сильными становятся поглаживания.

Уход – вид структурирования времени, при котором человек физически не выполняет никаких действий, и невозможно диагностировать его эго-состояние. При этом он находиться в размышлении о ситуации в группе.

Ритуалы – каждого человека в детстве обучают определенным ритуалам, таким как приветствие и т. д. По уровню поглаживания выше, чем уход, но и выше по психологическому риску.

Времяпрепровождение – коммуникация между членами группы происходит, не касаясь текущей ситуации в группе, а чаще о чем-то, что не здесь и сейчас. К примеру, мужчины могут играть в игру, где обсуждают марки автомобилей, а женщины - детей.

Деятельность – в группе начинаются действия, направленные на достижение определенной цели.

Игры – вид структурирования времени, когда используются трансакции как на социальном, так и на психологическом уровнях.

Интимность – в данном времяпрепровождении подразумевается способность к искреннему выражению чувств, при этом если при играх проблемы только возникают, то выражение чувств во время интимности, например, гнева, приводит к их разрешению. В этом понимании интимность подразумевает искренность и аутентичность человека.

Список использованной литературы:

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Читайте также: