Просветительская деятельность н и новикова кратко

Обновлено: 07.07.2024

Николай Иванович Новиков — русский общественный деятель, известный журналист, просветитель, собиратель исторических артефактов. Создатель Древней российской вивлиотики.

Николай Новиков известен в истории как человек, неуёмного характера, талантливый журналист. Он является основателем многочисленных издательств. Николай Иванович был инициатором открытия многих учебных заведений. И был арестован и заключён под стражу за политическую деятельность. Арест Новикова совпал с самым расцветом его таланта и активности. По освобождению из тюрьмы возобновить свою просветительскую и общественную работу Николаю Ивановичу уже не удалось. Но он оставил многочисленные работы, которые принесли ему известность и смогли принести пользу Российскому государству.

Детство и юность

Николай Новиков родился 27 апреля 1744 года, в Подмосковье, в имении Тихвинское-Авдотьино. Он был рождён в дворянской семье, отцом мальчика был отставной морской офицер. Первые уроки грамоте ребёнок получил от деревенского дьяка, позднее Николая отдали на обучение в столичную гимназию. Там он обучался пять лет. Но за многочисленные прогулы и неуспеваемость был отчислен.

Николай Иванович Новиков

Благодаря этой деятельности Николай Иванович постигает проблемы жизни российский людей, и там же он знакомится с прогрессивными политическими взглядами молодёжи того времени. Императрицей было отмечена способность молодого человека, его организаторский талант, поэтому даже после перевода на другое место службы, в Мурманский полк, он остаётся работать в этой комиссии.

Журналистика и издательская деятельность

Николай Иванович Новиков

Николай Иванович Новиков

Ещё одной злободневной темой стало увлечение русским дворянством французскими и немецкими обычаями, которые они внедряли в свою повседневную жизнь. Николай Иванович был ярым заступником за сохранение свой собственной национальной культуры. И конечно его главной темой была борьба за отмену крепостного права. В своих статьях он подробно рассказывал с помощью достоверных фактов о печальных картина жизни простого крестьянина. Он обличал помещиков в произволе и безнаказанности.

Николай Иванович Новиков

Могут быть знакомы

Масонство

В Москве друзья Новикова знакомят его с участниками масонского движения. Позднее этот факт в его жизни станет важным биографическим событием. Николай Иванович неоднократно получает приглашение на вступление в это движение. Но он не до конца понимает философию масонов, их учение и взгляды. Его терзают сомнения по поводу не совсем понятной для него клятвой, которая должна его связать с рядами участников масонского движения.

Николай Иванович Новиков

Екатерина II очень подозрительно относилась к этому движению. Она впоследствии даёт распоряжение об обысках в книжных лавках Николая Ивановича. По её распоряжению митрополит Платон проводит разговор с Новиковым с целью испытать его в Законе Божьем и вместе с тем изучить продаваемую литературу на содержание. Платон не усмотрел в суждениях Новикова ничего противозаконного, и признал его верным православной церкви, но это, однако не помешало ему предписать к уничтожению четыреста шестьдесят его сочинений.

Николай Иванович Новиков

Гонения на масонов продолжились и в 1791 году типография была уничтожена. В 1792 году было запрещено к продаже большее количество книг, но многие из них по-прежнему незаконно продавались. Терпение Екатерины II закончилось. В это же время и произошел арест самого Новикова. Начались обыски, допросы, полный запрет на типографию, а позднее и заточение его в Шлиссельбургскую крепость, в которой он находился вплоть до 1796 года. Повод для такого наказания до сих пор не совсем понятен. Есть мнение что его арест был связан из-за дружеских отношений с Павлом Петровичем.

Последние годы жизни

Во время правления Павла I Новиков был освобождён из заточения, но заниматься издательской деятельностью ему было запрещено. Запрет на всю политическую деятельность принёс Николаю Ивановичу забвение, его стали постепенно забывать.

Николай Иванович Новиков

Освобождение принесло ему и печальное известие о том, что за время его нахождения в тюрьме, всё его имущество было продано с аукциона. Он просит помощи у друзей, рассылает письма в различные инстанции о возврате хотя бы части своего имущества. Его просьбу удовлетворили. Новикову вернули усадьбу Авдотьино, но к сожалению, она находилась в удручающем состоянии. Свои последние сбережения и силы Николай Иванович потратит на ремонт. К сожалению, ему приходится воспользоваться и заёмными средства, которые в дальнейшим станут его головной болью. Платить проценты становится очень затруднительно. В его жизни появляется страх о том, что и это его имущество будет продано с молотка.

Личная жизнь

Слишком насыщенная политическая и литературная жизнь Николая Ивановича не оставляла ему времени на устройство своей личной жизни. Со своей избранницей он познакомился в доме Николая Трубецкого, своего давнего приятеля и собрата по масонской ложе. Ей была племянница Трубецкого Александра Егоровна Римская-Корсакова. Они заключили скоропалительно брак, не имея тёплых отношений. Их совместную жизнь нельзя назвать счастливой, но всё же у пары родилось трое детей. В 1791 году его супруга умерла, и он остался один воспитывать своих наследников.

Николай Иванович Новиков

Все его дети были подвержены эпилепсии, которая проявилась у них при чрезвычайном событии. во время обыска в их доме, при котором всё было перевёрнуто вверх дном и закончилось арестом их отца.

Смерть

В 1817 году Николаю Ивановичу с огромным трудом удаётся собрать нужную сумму для погашения долга. Его финансовое состояние было просто плачевно. Сильные переживания сказались на его здоровье. У него случился инсульт, который впоследствии и стал причиной его смерти. Новиков умер 31 июля 1818 года.

Николай Иванович Новиков

После ухода из жизни Николая Ивановича его семья осталась без средств к существованию. Николай Михайлович Карамзин писал прошение императору Александр I, в котором он описывал какой вклад внёс покойный, и просил оплатить долги. Карамзину было отказано в его просьбе, и заложенное имение было продано на публичных торгах.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

И все это: журналистика, организация типографий, книгоиздание, открытие училищ и аптек – требовало самых разнообразных качеств – неустанной энергии, интуиции, упорства и преданности делу просвещения.

Не в последнюю очередь фигура Новикова относится и к истории русского предпринимательства. Организация большого издательского дела и книжной торговли во многих городах страны, многократное увеличение книгопечатной продукции и – соответственно – слоя читающих людей в России.

За время с начала аренды университетской типографии до ареста Новикова, т. е. с 1779 по 1792 г., он издал около девятисот названий книг, в числе которых были и многотомные труды. Разумеется, среди этой массы встречаются и религиозные, а также масонские издания, но их было сравнительно немного. Основную же часть составляли книги, содействовавшие просвещению читателей.

Бескорыстная помощь народу, оказанная Новиковым, была сочтена правительством особо опасным действием. При первых известиях о Французской буржуазной революции 1789 г. надзор за Новиковым усилился. После истечения десятилетнего срока договор на аренду университетской типографии с ним не был продлен.




Екатерина II добилась своего – уничтожила дело ненавистного ей Новикова. Он вышел из тюрьмы после воцарения Павла I в 1796 г. совершенно разбитым и больным человеком. До самой смерти, в 1818 г., Новиков жил в своем разоренном поместье, отчаянно боролся с нуждой и страдал от болезней.

И все это: журналистика, организация типографий, книгоиздание, открытие училищ и аптек – требовало самых разнообразных качеств – неустанной энергии, интуиции, упорства и преданности делу просвещения.

Не в последнюю очередь фигура Новикова относится и к истории русского предпринимательства. Организация большого издательского дела и книжной торговли во многих городах страны, многократное увеличение книгопечатной продукции и – соответственно – слоя читающих людей в России.

За время с начала аренды университетской типографии до ареста Новикова, т. е. с 1779 по 1792 г., он издал около девятисот названий книг, в числе которых были и многотомные труды. Разумеется, среди этой массы встречаются и религиозные, а также масонские издания, но их было сравнительно немного. Основную же часть составляли книги, содействовавшие просвещению читателей.

Бескорыстная помощь народу, оказанная Новиковым, была сочтена правительством особо опасным действием. При первых известиях о Французской буржуазной революции 1789 г. надзор за Новиковым усилился. После истечения десятилетнего срока договор на аренду университетской типографии с ним не был продлен.

Екатерина II добилась своего – уничтожила дело ненавистного ей Новикова. Он вышел из тюрьмы после воцарения Павла I в 1796 г. совершенно разбитым и больным человеком. До самой смерти, в 1818 г., Новиков жил в своем разоренном поместье, отчаянно боролся с нуждой и страдал от болезней.

Николай Иванович Новиков родился 7 мая 1744 г. в с. Тихвинском (Авдотьине), близ Москвы, в семье дворянина среднего достатка. Здесь же получил он начальное образование; грамоте учил его дьячок тихвинской церкви. В 1755 г. отец Новикова отвез одиннадцатилетнего мальчика в Москву и определил в гимназию при университете. Весной 1760 г., закончив курс обучения, Новиков должен был держать выпускной экзамен, но семейные обстоятельства вынудили его покинуть гимназию. Проведя два года дома, он, по воле отца, отправился служить в Измайловский гвардейский полк.

Одной из важнейших тем его журнала стала тема борьбы за национальные основы русской культуры, против преклонения части русского дворянства перед чужой, и прежде всего французской дворянской, внешне показной культурой и против враждебных идеологических влияний. Все политические статьи Новикова написаны своеобразным эзоповским языком, позднее прочно усвоенным русской литературой.

Антикрепостническая, антидворянская идея лежит в основе всех статей, очерков и рассказов журнала Н. И. Новикова.

Именно об этой сильной стороне Новикова-сатирика писал Н. А. Добролюбов:

Десятилетие с 80-х по 90-е годы характерно большой активностью русских просветителей и влиянием просветительской идеологии на русскую культуру.

На 80-е годы (после переезда в Москву в связи с арендой в 1779 г. типографии Московского университета) падает второй период деятельности русского просветителя.

Контрольная работа (реферат) по дошкольной педагогике на тему: Просветительская деятельность и педагогические взгляды Новикова Н.И.

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

  1. Просветительская деятельность Новикова Н.И.
  2. Педагогические взгляды Новикова, и их анализ

1. Просветительская деятельность Новикова Н.И.

Имя Н. И. Новикова (1744–1818) известно практически всем, кто хотя бы что-то знает о русском XVIII веке, — русский просветитель, писатель, журналист, книгоиздатель. Фигура его вызывала самые противоречивые оценки — от самой глубокой симпатии до резкой неприязни.

Поневоле окончив курс образования, Новиков поступает в военную службу, по обычаю большинства молодых дворян того времени. Служба в одном из гвардейских полков и невольное участие в екатерининском перевороте 1762 года роднит его с другим выдающимся современником — Г.Р. Державиным. В 1767 году, когда некоторые отличающиеся образованностью молодые гвардейцы были отправлены для занятий письмоводством в знаменитую Комиссию депутатов, созданную для составления проекта нового Уложения — неосуществившейся коренной реформы государственного устройства, — Новиков был в их числе. Составляя журналы общих заседаний, он читал их Екатерине, с которой тогда имел возможность познакомиться лично. Но вскоре после окончания работы в Комиссии, в 1768 году, Новиков вышел в отставку с невысоким чином армейского поручика и навсегда расстался с государственной службой. Именно тогда началась для него пора другой деятельности, навсегда прославившей его имя и закончившейся так трагически.

И все это: журналистика, организация типографий, книгоиздание, открытие училищ и аптек — требовало самых разнообразных качеств — неустанной энергии, интуиции, упорства и преданности делу просвещения.

При этом Новиков постоянно искал примирения между умом и сердцем. Он не мог остановиться на признании одного ума, потому что тогда перед ним открылась бы целая бездна сомнений, чего не могла допустить его натура, стремящаяся вносить в жизнь высокие, положительные идеалы. Эти-то два основных принципа, т.е. желание пробудить общественный ум и открыть ему путь к просвещению, с одной стороны, и желание указать ему способ к нравственному усовершенствованию посредством христианской веры — с другой, дают направление всей просветительской деятельности Новикова[3].

Переселившись в Москву, Новиков живет в том же доме, где размещалась университетская типография, чтобы быть к ней поближе. В то время типография находилась в крайне плачевном виде, дела книжной лавки тоже шли очень плохо. Желая сделать типографию, с одной стороны, полезной в смысле просветительском, а с другой — доходной для университета, Новиков начал тотчас приводить все в порядок и концу 1780 года успел довести типографию до такого состояния, что, по мнению некоторых современников, она не уступала заграничным, а количество книг, отпечатанное в ней за три года, превышало количество книг, отпечатанных с основания типографии до перехода ее в его руки. Характер его издательской деятельности определился тотчас же, как только он взялся за дело. Чтобы приобрести покупателей, он должен был печатать книги легкого, беллетристического содержания, но главное его внимание было обращено на столь необходимые тогда книги научного характера и учебники. К тому же, как человек, склонный к религиозно-нравственными исканиям, он издавал научные сочинения, по преимуществу проникнутые этими идеями. Новиков не только управлял типографией в узком смысле слова, но, кроме того, и сам заказывал переводы, просматривал рукописи, вел переговоры с переводчиками и сочинителями, боясь кого-нибудь оттолкнуть и, наоборот, стараясь привлечь к литературной работе лучшие силы, прежде всего связанные с Московским университетом; многие его студенты именно благодаря Новикову могли начать свою литературную карьеру и приобрести необходимые связи в обществе.

За время с начала аренды университетской типографии до ареста Новикова, т. е. с 1779 по 1792 г., он издал около девятисот названий книг, в числе которых были и многотомные труды. Разумеется, среди этой массы встречаются и религиозные, а также масонские издания, но их было сравнительно немного. Основную же часть составляли книги, содействовавшие просвещению читателей. Новиков печатал сочинения Сумарокова, Хераскова, Николева, переводы произведений Вольтера, Расина, Корнеля, Мольера, Руссо, Дидро, Даламбера, Свифта, Фильдинга, Смолетта, Гольдсмита, Стерна, Юнга, Локка, Клопштока, Виланда, Геллерта, Лессинга и многих других.

Попытка найти в трудах Новикова что-либо предосудительное, таким образом, Екатерине вовсе не удалась, расправу с ним приходилось пока отложить в надежде подыскать юридические к ней основания. Однако вскоре императрица решила и не стараться о соблюдении законности: Новиков превращался для нее в грозную силу.

Весной 1792 г. у Новикова был произведен обыск, его арестовали в имении и под конвоем команды гусар доставили в Москву, а затем тайно перевезли в Шлиссельбургскую крепость. Допрашивал Новикова сыщик и палач Шешковский, применяя пытку. Императрица читала протоколы допросов и руководила следствием.

Екатерина II добилась своего — уничтожила дело ненавистного ей Новикова. Он вышел из тюрьмы после воцарения Павла I в 1796 г. совершенно разбитым и больным человеком. До самой смерти, в 1818 г., Новиков жил в своем разоренном поместье, отчаянно боролся с нуждой и страдал от болезней. Но то что совершил он в годы своего расцвета, навсегда внесло его имя в историю русской литературы и просвещения, всей русской национальной культуры[6].

2. Педагогические взгляды Новикова, и их анализ

Особенности организации чтения молодого поколения в системе Новикова состояли в том, что издаваемый им журнал стремился дать объективные и подлинно научные знания по физике, истории, географии и некоторым другим наукам в соответствии с уровнем развития читателей, их возрастными особенностями. Одновременно система чтения преследовала цели воспитания истинного патриота и гражданина отечества. Материалы в журнале имели, как правило, художественный характер и отличались вместе с тем полемической направленностью, что способствовало пробуждению интереса к чтению, развитию у детей любознательности. Такой подход к отбору материала оказал большое влияние на русскую прогрессивную педагогику и организацию детского и юношеского чтения.

Деятельность Н.И. Новикова в значительной мере предопределила историческое развитие теории и практики руководства детским и юношеским чтением в России. С момента своего возникновения профессионально организованное и руководимое чтение юного поколения приобрело демократический характер и было идейно связано с прогрессивным общественным движением[11].

Признавая тесную связь между воспитанием и образованием, он ставит целью их приготовление хороших граждан и образованных людей, проповедует гуманность в обращении с детьми, отрицает пользу телесных наказаний, требует уважения к личности ребенка и признания ее самостоятельности.

Особого внимания заслуживает также имеющая античные корни мысль о роли истории. Современная педагогическая мудрость предпочитает ставить перед преподаванием этого предмета сколь недостижимую, столь же и бесполезную цель: научить детей разбираться в сущности происходящих в обществе процессов (рефлекс недопереваренного марксизма, претендовавшего на такое знание и очевидным образом не обладавшего им). Древность (не знающая истории как отдельного предмета в школе, но использующая исторические знания в комментировании образцовых литературных произведений, а кроме того, создавшая множество исторических книг, которые сами могли использоваться на занятиях в этом качестве) рассматривает историю как набор exempla (лат. примеры), образцов для подражания (либо наоборот). Таким образом история обретает не ложно-интеллектуальное, а нравственно-эстетическое измерение, становится предметом подлинно человеческим и человековедческим, одним из самых эффективных зеркал, которыми мы можем воспользоваться в целях самопознания[12].

Н. И. Новиков считал задачей воспитания формирование активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам.

Как человек, переоценивающий значение просвещения и моральных наставлений, он считал главным в воспитании — воспитание сердца, т. е. формирование нравственного облика и сознания человека[13].

Литература

Сноски:

[1] Песталоций. Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф: Библиографические повествования. — Челябинск: Урал, 1997. — с.130-134.

[2] Кулакова И. У истоков высшей школы. Московский университет в XVIII веке. // Отечественные записки. — 2002. — № 2. — с.17.

[3] Песталоций. Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф: Библиографические повествования. — Челябинск: Урал, 1997. — с.140-145.

[4] История педагогики / Под ред. Константинова Н.А., Медынского Е.Н., Шабаевой М.Ф. — М.: Изд-во Академии пед. наук, 1953. — с.125-126.

[5] Песталоций. Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф: Библиографические повествования. — Челябинск: Урал, 1997. — с.167-169.

[6] Кулакова И. У истоков высшей школы. Московский университет в XVIII веке. // Отечественные записки. — 2002. — № 2. — с.17.

[8] Песталоций. Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф: Библиографические повествования. — Челябинск: Урал, 1997. — с.168.

[10] История педагогики / Под ред. Константинова Н.А., Медынского Е.Н., Шабаевой М.Ф. — М.: Изд-во Академии пед. наук, 1953. — с.126.

[11] Иванова Г.А. Образование библиотекарей как специалистов по работе с детьми: Монография. — М.: МГУКИ, 2002.-с.26-27

[12] Песталоций. Новиков. Карамзин. Ушинский. Корф: Библиографические повествования. — Челябинск: Урал, 1997. — с.170-171.

[13] История педагогики / Под ред. Константинова Н.А., Медынского Е.Н., Шабаевой М.Ф. — М.: Изд-во Академии пед. наук, 1953. — с.126.

Будьте осмотрительны! Не сдавайте скачанную работу преподавателю.

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную.

Читайте также: