Педагогический проект по экологии в доу
Обновлено: 04.07.2024
краткосрочный, 1 месяц, творческий, групповой, игровой, исследовательский.
Срок реализации проекта:
с 1.03.2020- 30.03.2020г.
По характеру продукта:
познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
Проблема:
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план. Дошкольный возраст- самый важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Большенство современных детей редко общается с природой и в недостаточной степени имеют представление об окружающих их растениях и животных, а ведь всегда можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы, животные. Огромную роль в экологическом образовании детей младшего дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, , экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы, словом развивает познавательные способности.
Руководитель проекта:
Ракоед Елена Генриховна воспитатель I квалификационной категории, 2 младшей группы №2.
Место проведения:
Цель проекта:
Формирование у детей начала основ экологической культуры, осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, отношение к себе как части природы.
Задачи:
- Развивать у детей экологические представления о растениях природе, выделять характерные признаки.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Сформированы представления об окружающем природном мире. Умеют передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, аппликации, лепке. Развит познавательный интерес к окружающему миру. Умеет бережно относиться к природе, правильно себя вести.
Аннотация:
Мероприятия проводятся в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений, художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих познавательных, подвижных игр.
Проект предназначен для педагогов, детей старшего дошкольного возраста и родителей (законных представителей) воспитанников.
Цель исследования – теоретически обосновать и определить возможности игр в экологическом воспитании.
В период подготовительной работы:
- определены темы, цели и задачи проекта ;
- была подобрана и тщательно изучена необходимая методическая литература;
- определены объёмы знаний детей об экологии ;
-пространственно-развивающая среда подготовлена и обновлена необходимыми атрибутами.
В основном этапе проводится работа по следующим направлениям:
- непрерывно-непосредственная образовательная деятельность;
- совместная деятельность воспитателя и ребенка;
- развлечения, праздники, утренники;
- самостоятельные игры экологической направленности по интересам детей.
Заключительный этап направлен на исследование эффективности реализации данного проекта, проведение диагностики освоения материалов проекта и их коррекции для реализации в других группах.
Ожидаемые результаты проекта:
- У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
- Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
- Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
- Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
- Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
- Пополнится развивающая среда в группе.
● Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
- Обогащение уровня экологических знаний родителей.
- Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
- Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
- Возможность участвовать в совместных экологических проектах и акциях.
Ключевые слова: экология; экологическое воспитание детей дошкольного возраста; активное исследование; игровые формы
Информация о ДОУ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 комбинированного вида "Непоседы" расположен по адресу: г.Новосибирск, Первомайский район, ул. Маяковского, 6/1, который отвечает всем гигиеническим и санитарным требованиям.
Особенностью воспитательно-образовательного процесса детей нашего ДОУ является использование новых форм работы, которые отражают современный уровень развития дошкольного образования, возросшие требования социума к воспитанию и образованию.
Одним из направлений инновационной деятельности в ДОУ является педагогическое проектирование, что помогает дошкольному учреждению быть более мобильным и привлекательным в современных условиях.
Традиционными в детском саду является такие формы совместной деятельности взрослых и детей: непосредственно образовательная деятельность, игровые ситуации, праздники, развлечения, театрализованные представления. Интеграция ведётся по всем направлениям развития и образования дошкольников, что позволяет совмещать в себе большое разнообразие форм работы с детьми и имеют наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребенка.
Основным средством формирования экологического сознания детей является непосредственное общение с живой природой. Поэтому работа по организации предметно-развивающей экологической среды в ДОУ занимает одно из ведущих мест.
В ДОУ есть Зимний сад, который устроен в хорошо освещенном помещении. Площадь зимнего сада – 110 кв.м. Зимний сад создан под руководством научных сотрудников ботанического сада. Ботаническим садом были подобраны такие растения, летучие выделения которых обладают фитонцидными свойствами: кофейное дерево, мирт, лимон, бегония, хлорофитум, спатифиллум, фикус, циперус и мн.др. (Приложение№1)
В Зимнем саду силами педагогов оформлены макеты экосистем, которые воспроизводят природу родного края, знакомят детей с естественными связями животных и растений. (Приложение№1)
Для того чтобы дать детям знания о растениях и животных используем в работе экологическую тропу, которая проложена на территории детского сада. Дети путешествуют по ней в любое время год, знакомятся с растениями родной сибирской породы.
Территория детского сада хорошо озеленена. На ней произрастают свыше 20 видов деревьев и кустарников. Видовой состав деревьев следующий: береза бородавчатая, рябина обыкновенная, рябина черноплодная, сирень обыкновенная, акация желтая, курильский чай, калина, ель сибирская и мн.др.
На стенах в детском саду размещены стенды, которые так же способствуют экологическому воспитанию детей. (Приложение № 4)
Педагоги ДОУ всегда уделяли особое внимание формированию экологической культуры и представляют свой опыт на методических объединениях, семинарах, вебинарах, так же принимают результативное участие в экоконкурсах.
Природоохранный социально-образовательный проект "Эколята-дошколята" по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Цель Проекта:
Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи Проекта:
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Проведенные мероприятия в рамках данного проекта, позволили объединить всех участников образовательных отношений одной деятельностью. На участках появились новые цветники, игровое оборудование, сделанное родителями и детьми. Воспитанники с активным желанием включались во все мероприятия проекта, желая помочь героям Эколятам-дошколятам.
Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни растений и животных, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.
После проведённых педагогами практических игровых занятий с детьми, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы и на прогулке, дети с большим удовольствием заботятся о растениях в группе и на участке, подкармливают птиц на прогулке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям.
Во время трудовой деятельности по уходу за цветами, дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.
Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру.
Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7
2. Содержание проекта
2.1. Цели и задачи проекта
2.3. Этапы реализации проекта
2.4 Содержание деятельности участников образовательной деятельности
2.4.1 Перспективный план организации экологического образования в старшей группе №14
2.4.2 Самостоятельная деятельность детей
3. Ресурсное обеспечение проекта
4. Критерии оценивания проекта
Приложение к проекту
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе вечный источник детского разума
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений – одна из актуальнейших задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта:
непосредственно образовательная деятельность;
целевые прогулки и экскурсии;
праздники, развлечения, досуг;
беседы, ситуативные разговоры;
1. Актуальность
В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности на ее развитие; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков.
Экологическое образование детей дошкольного возраста особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые одобряются обществом, приводят к экологической депривации. [2]
Работа педагога по устранению экологической депривации должна быть направлена, прежде всего, на стимулирование у детей развития чувственного восприятия их непосредственного природного окружения. Необходимо одушевить для ребенка окружающий его мир.
Современное содержание работы с детьми дошкольного возраста по ФГОС ДО предполагает гуманизацию всего педагогического процесса и подготовку детей к следующему образовательному этапу в их жизни. Огромная роль в этом отводится экологическому образованию детей, так как именно в познании природы кроются неограниченные возможности развития личного потенциала каждого ребенка. На сегодняшний день соблюдение экологической культуры, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на этапе завершения дошкольного образования мы ориентируемся на целевые ориентиры. Одним из пунктов целевых ориентиров является следующее:
Знакомство с объектами живой и неживой природы, установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями происходит как в ходе наблюдений, так и при экспериментировании с ними. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
По мнению Н.Н. Подъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предмет и явления с целью более полного их познания и освоения. В такой экспериментальной деятельности ребенок решает задачи, проводит опыт и делает выводы, самостоятельно приходит к ответу.
Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке любознательность, интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия.
Таким образом, в этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса освоения детьми экологической культуры, формирования экологического сознания. Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, мы предприняли попытку активизировать работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.
2. Содержание проекта
2.1. Цель и задачи проекта
Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.
Создать поэтапную систему работы по экологическому образованию с составлением перспективного плана работы с детьми и их родителями;
Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
2.2 Ожидаемы результаты
1. повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;
2. развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;
3. воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.
У родителей:
1. повышение экологической культуры;
2. создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
3 . участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.
2.3. Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев:
1 этап – подготовительно-проектировочный
2 этап – практический
3 этап – обобщающе-результативный
4 этап – презентация проекта
Мероприятия
Сроки выполнения
Подготовительно-проектировочный этап
Повышение собственной профессиональной компетентности
Изучение программно-методического материала по направлению работы
Обеспечение образовательной деятельности методическим материалом
Подбор программно-методического материала по направлению работы
Подбор диагностического материла
Обогащение предметно-развивающей среды в группе по данному направлению
Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
-подбор книг для оформления выставок в книжном уголке;
- оборудование уголка экспериментирования;
- пополнение уголка природы;
- изготовление дидактических игр;
Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки, картотеки экспериментирования,
Педагогическое просвещение родителей
Анкетирование родителей по организации экологического воспитания детей дома
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома.
Практический этап
Выявить уровень экологической воспитанности детей группы
Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной к школе группы
Реализация поставленных задач
Составление перспективного плана образовательной деятельности по развитию экологической грамотности воспитанников
Организация образовательной деятельности в соответствии с разработанным перспективным планом
Разработка конспектов НОД, бесед на экологическую тему, подбор дидактических игр по экологическому воспитанию
Применение в работе с детьми картотеки наблюдений на прогулке, картотеки опытно-экспериментальной деятельности
Создание условий для самостоятельной деятельности детей: игровой, художественно-эстетической, трудовой, экспериментальной, - в которых они смогут отражать полученные знания, личный опыт.
Привлечь социум в работу по реализации проекта
Наглядная агитация для родителей: папки-передвижки с рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников в семье, памятки с экологическим содержанием.
Привлекать родителей к посадке зеленого корма для попугаев в уголке природы, посадке овощей и цветов на подоконнике
Организация экскурсии в музейно-выставочный центр
Обобщающе-результативный этап
Выявление и оценка эффективности проведенной работы по экологическому образованию детей подготовительной к школе группы
Мониторинг качества экологического образования в группе
Оценка эффективности работы с родителями
Презентация проекта
Обобщить опыт работы по экологическому образованию с детьми подготовительной к школе группы
Подвести итоги работы на педагогическом совете
2.4 Содержание деятельности участников образовательной деятельности.
2.4.1 Перспективный план организации экологического образования в старшей группе №14
Форма организации образовательной деятельности. Тема
Работа с родителями
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды (температурных, пищевых). Упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами.
Рекомендации родителям: привлекать детей к посильному труду в огороде, на даче, воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к природе.
Читайте также: