Как должен выглядеть повар в школьной столовой

Обновлено: 07.07.2024

В школе организованно питание обучающихся. Осуществление этой деятельности требует реализации продукции с очень высоким уровнем качества, потребительских свойств, строгим соблюдением санитарных норм и широким ассортиментом.

В столовой помещения распределены следующим образом:
✪ буфетно-раздаточный зал,
✪ обеденный зал на 40 посадочных места,
✪ моечная кухонной и столовой посуды.

Столовая школы работает в буфетно-раздаточном режиме. Списочная численность работающих 3 человека.

С целью осуществления контроля за организацией питания и качеством готовой продукции создана бракеражная комиссия, которая проводит следующие мероприятия:

✪ ежедневный контроль качества;
✪ регулярный контроль и количественный анализ горячим питанием учащихся;
✪ социологические опросы и анкетирование учащихся и их родителей по степени удовлетворенности организацией питания в школе.

Важную роль в организации контроля за качеством питания школьников играет медицинский работник. Он осуществляет постоянный (ежедневный) контроль за качеством питания, а также поступающего сырья и продуктов, следит за соблюдением санитарных требований к состоянию и содержанию школьной столовой, участвует в проведении витаминизации блюд, входит в состав бракеражной комиссии наряду с заведующей производством (повар-бригадир) столовой, представителем администрации школы, членами родительского и ученического комитетов. Без бракеража не поступает в реализацию ни одна партия приготовленных блюд и изделий. Готовую продукцию проверяют по мере ее изготовления, и результаты проверки записывают в бракеражном журнале.

Ежедневно контролируется медицинским работником школы и соблюдение норм хранения готовой продукции.

Периодический контроль за работой школьной столовой осуществляется представителями органов управления образованием, а также работниками Роспотребнадзора.

II. Охват питанием школьников

В школе ежемесячно анализируется охват питанием учащихся по классам по предоставлению соответствующей отчетности от классных руководителей.

III. Показатели культуры обслуживания

В столовой за каждым классом закреплены столы. Питание школьников организуют в соответствии с графиком, который разработан исходя из режима учебных занятий. Соблюдение посещения столовой контролирует дежурный педагог, дежурный администратор.

Контроль за работой школьной столовой осуществляется медицинским работником, администрацией школы, Попечительским советом.

Прием пищи обучающиеся осуществляют под присмотром классных руководителей.

Характеризуя уровень соблюдения профессиональной этики, необходимо отметить, что по результатам проверок в прошлом учебном году не было отмечено фактов нарушения санитарно-гигиенических требований.

IV. Показатели условий обслуживания

В школе уделено большое внимание укреплению и обновлению материально-технической базы школьной столовой.

В рамках реализации комплекса мер модернизации образования в 2008 году произведен капитальный ремонт буфетно-раздаточного зала, моечной, заменено все технологическое и холодильное оборудование.

Обеденный зал школьной столовой имеет удобную конфигурацию, эстетически оформлен, оборудован мебелью.

Столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются средства дезинфекции. В школе работает посудомоечная машина, обеспечивающая мытье и ошпаривание посуды.

В помещении столовой для мытья рук учащимся организовано специальное место.

V. Информированность родителей и учащихся об организации питания

С целью улучшения организации питания учащихся в школе проводятся мероприятия по следующим направлениям:
✪ подготовка и утверждение документов по организации питания;
✪ инструктивные совещания для классных руководителей;
✪ совещания при директоре;
✪ родительские собрания;
✪ сайт школы.

В школе проводятся опросы и анкетирования учащихся и их родителей по степени удовлетворенности организацией питания в школе.


Типовая форма 10-дневного меню для учащихся 1-4 классов, обучающихся в 1-ю смену г.Махачкала.pdf (скачать) (посмотреть)

Типовое 10-дневное меню для учащихся 1-4-х классов, обучающихся во 2-ю смену г.Махачкала.pdf (скачать) (посмотреть)

Трудовое законодательство прямо не требует от бизнеса составлять должностные инструкции, но регулирующие организации (Роструд, ПФР, ФСС) рекомендуют их к применению. Также они могут использоваться в практике разрешения должностных споров и для повышения эффективности трудовой деятельности. Конкретно в этом материале вашему вниманию предлагается должностная инструкция кухонного работника.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Образец должностной инструкции кухонного работника

1. Общие положения

  1. Кухонного работника нанимает и увольняет заведующий учреждением, по рекомендации шеф-повара.
  2. Кухонный работник подчиняется шеф-повару.
  3. На время отсутствия работника (отпуск, командировка, болезнь) его замещает другой работник, назначенный шеф-поваром.
  4. Лицо, принимаемое на эту должность, должно отвечать следующим требованиям:
    • среднее (профильное средне-специальное) образование;
    • действующая медицинская книжка;
    • успешно законченное медицинское обследование;
    • требования к рабочему стажу не предъявляются.
  5. Кухонный работник должен знать:
    • отраслевые стандарты и административные нормы;
    • основы эксплуатации кухонного оборудования;
    • способы подготовки ингредиентов для изготавливаемых блюд;
    • критерии безопасности пищевых ингредиентов;
    • стандарты расходования пищевых ингредиентов;
    • стандарты проведения уборки в кухонном помещении;
    • правила использования дезинфицирующих и моющих препаратов;
    • назначение посуды, кухонных приспособлений, используемого инвентаря;
    • правила работы с грузами;
    • правила работы с упаковкой (тарой);
    • требования к качеству выполняемой работы;
    • стандарты пожарной безопасности и трудовой дисциплины;
    • используемые на кухне санитарно-гигиенические нормативы.
  6. Кухонный работник руководствуется:
    • действующими законами;
    • отраслевыми стандартами;
    • документами учреждения;
    • содержимым данной инструкции.

2. Обязанности

На кухонного работника возложены следующие функции:

  1. Помощь поварам в приготовлении блюд.
  2. Помощь другим кухонным работникам в рамках своей компетенции.
  3. Информирование шеф-повара о возможных проблемах с качеством ингредиентов, готовых блюд, работой кухонного оборудования.
  4. Переноска грузов, доставляемых на кухню, и их сортировка.
  5. Размещение готовых блюд на раздаче.
  6. Вскрытие упаковок доставленной продукции.
  7. Подготовка кухонного оборудования к началу работы.
  8. Поддержание текущей работы кухонного оборудования.
  9. Проверка состояния кухонного оборудования в конце смены.
  10. Уборка пищевых отходов.
  11. Чистка мусоросборников в соответствии с установленным графиком.
  12. Регулярная дезинфекция санитарно-технического оборудования
  13. Отбор и сортировка пищевых ингредиентов.
  14. Участие в уборке кухонного помещения.
  15. Чистка кухонного оборудования, посуды, инвентаря.
  16. Уход за выданной работодателем фирменной одеждой.
  17. Соблюдение в своей работе санитарно-гигиенических нормативов, стандартов трудового распорядка, норм пожарной безопасности.
  18. Прохождение регулярных медицинских осмотров, в соответствии со стандартами учреждения.

3. Ответственность

Кухонный работник несет ответственность в следующих случаях:

  1. За ущерб, полученный учреждением из-за его действий, — в пределах, обозначенных в соответствующих положениях трудового законодательства.
  2. За невыполнение трудовых обязанностей — в границах, указанных в трудовом законодательстве.
  3. За совершенные в ходе работ правонарушения — в порядке, определенном соответствующими статьями законодательства.

4. Права

  1. Вносить предложения шеф-повару по оптимизации своих трудовых процедур.
  2. Принимать участие в собраниях персонала учреждения, где затрагиваются вопросы работы кухни.
  3. Получать доплаты по мере выполнения плановых показателей.
  4. Требовать от сотрудников получения доступа к необходимой в работе информации.
  5. Требовать от руководства кухни поддержания условий, нужных для эффективного выполнения своей работы.

5. Условия труда

  1. Кухонный работник получает от работодателя комплект фирменной одежды (халаты, перчатки и пр.), используемый им в работе.
  2. Кухонный работник может привлекаться к работе по праздникам и выходным, в соответствии со своим рабочим графиком и правилами учреждения.
  3. Кухонный работник может быть привлечен к выполнению своих обязанностей на выезде, для помощи в обслуживании торжественных мероприятий, в соответствии с правилами учреждения.

Основные параметры составления документа

В действующем законодательстве не установлен формат должностной инструкции. Есть рекомендованные формы, которые используются работодателями, адаптирующими их под свои нужды. Эти рекомендации касаются основных параметров инструкции, таких как её структура.

Рекомендованный формат инструкции:

  • Общий раздел.
  • Должностные обязанности.
  • Права сотрудника.
  • Ответственность сотрудника.

Эти базовые разделы определяют основные параметры взаимодействия специалиста и его нанимателя. Многие компании, если хотят детальнее прописать какие-то трудовые параметры, добавляют следующие части:

  • Условия работы.
  • Параметры для определения результатов работы.
  • Порядок должностных связей.

Вспомогательные разделы особо популярны в крупном бизнесе, с сотнями сотрудников на разнообразных должностях. Чем полнее инструкция, тем меньше времени они будут тратить на индивидуальные разбирательства.

Общие положения

Во вступительной части приведены общие параметры трудовой деятельности:

  • Кому из руководителей подчиняется сотрудник.
  • Кто его нанимает и увольняет.
  • Кто его подменяет.
  • Каких умений ждет от него работодатель.
  • Каков требуемый уровень опыта и образования.

Требования к навыкам кандидата на должность имеют наиболее индивидуальный характер. Они должны соответствовать обязанностям, перечисленным в следующем разделе.

Внимание! Ряд отраслей имеет свои специфические требования к навыкам сотрудников. Так, для работников кухни детских садов необходимо знание санитарно-эпидемиологических требований (СанПиН 2.4.5.2409-08). Подобные особые требования нужно упомянуть в данном разделе.

Обязанности

Здесь раскрывается содержание трудовой функции, чье использование устанавливает статья 57 ТК. Список обязанностей можно разделить на 3 части:

  • Основные, соответствующие профилю профессии.
  • Второстепенные, которые могут различаться на разных предприятиях, в зависимости от их организационно-правовой формы, кадровой политики и пр.
  • Традиционные, включающие требования к соблюдению стандартов трудовой дисциплины, пожарной безопасности и пр.

Внимание! Возможное изменение обязанностей должно быть согласовано с работниками. Поэтому с самого начала нужно исчерпывающе описать должностные функции, чтобы не переделывать документ.

Ответственность

Данный раздел устанавливает возможности привлечения служащего к ответственности. Этот список приведен в общем виде, с минимумом конкретных формулировок, поскольку ответственность может быть установлена лишь в ходе административных и юридических процедур.

Права

Помимо описания стандартных прав, которыми обладают большинство работников, — на получение информации, участие в собраниях, внесение предложений — сюда можно добавить и дополнительные возможности для сотрудника. Так, для ряда профессий есть возможность останавливать процесс производства или распоряжаться выделенными денежными средствами.

Условия работы

Данный раздел добавляется, если наниматель хочет включить описание каких-то дополнительных особенностей работы. Так, сюда можно добавить упоминания о нестандартном трудовом графике, бесплатной рабочей одежде, частичной оплате компанией образования или расходов на связь и транспорт.

Составление должностной инструкции проходит ряд этапов:

  • Подготовка чернового варианта.
  • Его обсуждение с юристом, сотрудником кадровой службы, будущими коллегами специалиста.
  • Создание варианта с учетом их замечаний.
  • Распечатывание на фирменном бланке, с включением атрибутов официального документа.
  • Проставление подписей руководителями организации, с которыми согласовывалось её составление.
  • Визирование инструкции директором.
  • Знакомство с документом сотрудника, и проставление им своей подписи.

Внимание! Сотрудник имеет право получить в отделе кадров свою копию инструкции в бумажной или электронной форме. В последнем случае нужно предварительно удалить из неё все личные сведения.

Приветствую всех, кто заглянул на эту страничку. Все чаще и чаще мне стали попадаться разные статьи и комментарии про школьных поваров и столовые. И подавляющее количество - крайне негативных. Пару лет назад я отучилась на повара и практику проходила в школьной столовой. То, о чем я буду писать - это не обобщение, я не буду говорить за всех. Просто в той школе, где я работала дела обстояли так. Статья будет длинная и с примерами. Поэтому приготовьтесь.

Главное , что возмущает детей и родителей - это невкусная еда. В нашей школе все продукты были хорошего качества и всегда свежие. Готовили мы исключительно по технологической карте и да, еда была пресной и невкусной. Главное слово здесь - пресной . Т.к. это детское меню, то есть ограничения по соли, ее можно добавлять очень мало. И конечно, никаких специй. Максимум лавровый лист в суп. Учителям проще, они могли взять на кухне солонку и перечницу и уже за столом довести еду до вкуса - детям это запрещалось. И естественно большая часть еды в итоге выкидывалась.

Позже я нашла другой выход из ситуации хотя бы для старшеклассников. Я показала им где они могут взять солонку. И опять все рады и довольны, дети хорошо едят, повара счастливы. Но. Опять это но. Один учитель это увидел, закатил скандал, штрафы и прочее. Солонка с позором была спрятана, дети снова голодные, повара в печали, еда в помойке. Кому от этого стало лучше - мне до сих пор не понятно.

Второе - это само меню. Его составляют не школьные повара. Его привозят уже согласованным со всякими нужными инстанциями. Я бы сама не стала есть гороховую кашу, потому что не люблю. А в меню она есть. И иногда раза два в неделю даже. Да и дети не привыкли ко многим столовским "изыскам". Несколько детей категорически отказывались от всех супов. Вообще от всех. После долгих расспросов оказалось, что они даже не пробовали такое, у них дома супы не готовят. То же самое с гречкой и рисом. Для себя сделала вывод, что дети неплохо относятся к картофельному пюре и макаронам. Но и то, и другое они хотят есть с сосисками. А их подают с тефтелями, да еще и в молочном соусе. Многим не нравится, что все мясное запекается, а дети хотят с хрустящей корочкой, обжаренное. Но опять таки - нельзя. А еще свинину нельзя потому что это жирное мясо, и потому что есть дети-мусульмане.

Третий момент:холодная еда. Сразу начну с примеров. В 9.10 приходит первый класс детей, 9.15-следующий класс, 9.20 и т.д. Т.е. разрыв - пять иногда десять минут. Заканчивается эта вакханалия без передышки в 12.00, а в 13.00 уже обед начинается. В классе 25-30 детей. Это значит надо налить 25-30 стаканов чая/компота, разложить хлеб,сыр(а еще хуже когда это творожная запеканка, потому что ее надо нарезать, вывезти на отдельной тачке и каждую полить повидлом или сгущенкой). Положить в 25-30 тарелок гречку и сосиски/тефтельки( и тоже не всем, надо помнить кому сосиски нельзя из-за аллергии). Представляете сколько времени занимает полноценная подача на одного ребенка? Пока ты доходишь до последней тарелки-первая уже остыла. А надо обязательно чтобы дети пришли и все разом сели есть. Но поваров-то не 30, а в лучшем случае два( у нас было два и накрывали мы столы сами, плюс посуду мыли и готовить должны были успеть, и еще продавать пироженки всякие.Вдвоем). Еще очень часто учителя задерживают ребят на уроках:столы накрыты на 10.00, а дети пришли в 10.15 и кто виноват? А обед? Успеть положить первое, второе,салат, компот(и не забыть про аллергию на рыбный суп у первоклашки). Но бывали и смешные ситуации: накрыл одному классу(ВСЕ ХОЛОДНОЕ и они не могут есть) и тут же начинаешь накрывать другому немного с опозданием и тут уже дети начинают жаловаться что у них ВСЕ ГОРЯЧЕЕ и они не могут есть=) И при этом тебя дергают учителя, которые хотят пообедать и старшеклассники, которым отдельно обеды не накрывают, а они их получают с раздачи кто когда придет.

Следующее , что возмущает родителей - это их уверенность, что повара утаскивают все самое лучшее домой. У нас такого не было ни разу. Мы не таскали ни продукты, ни лишние порции (а учитывая заболеваемость такое было часто). В школе было достаточно детей из малообеспеченных семей и они всегда могли подойти ко мне и попросить поесть и я их кормила бесплатно. Или ребята из спортивных секций, им эта порция - одним глазом посмотреть, поэтому могли и две порции попросить- мне не жалко. Как-то привезли для завтраков йогурты, а у нас на карантин три класса посадили. Так в течении дня все желающие подходили и могли бесплатно этого йогурта попить сколько душе угодно - целая коробка в холодильнике стояла. И никто из поваров даже не глянул в сторону этого йогурта, наоборот бегали да предлагали его всем, включая учителей, уборщиц и охранников.

Более того скажу, очень часто я давала детям пирожные бесплатно или выпечку. Ну как бесплатно. Это они так думали, я сама за них деньги вкладывала. Потому что мне больно смотреть на голодного ребенка. Поэтому меня возмущает, когда просто всех поваров гребут под одну гребенку:воры и никак иначе. Не все такие, далеко не все.

Помню у меня был забавный случай, выхожу я из школы (в столовую для поваров и доставки отдельный вход), бреду себе тихонечко домой и тут ко мне подлетает чья-то мамочка, с камерой наготове и боевым кличем в духе:"Ага! Попалась! В пакете еду утаскиваешь!" Выдирает у меня из руки пакет, заглядывает. И просто немая сцена. Там лежит моя форма рабочая, которую я несу домой стирать, обувь сменная и тонометр. И я могу ее понять, пакет действительно выглядит увесисто: китель, футболка, штаны, фартук, полотенце, сменка, тонометр. Но было это как-то странно и неприятно. Кинула она мне этот пакет и убежала, даже не извинилась.

И немного о том, что лично меня больше всего возмущало в школе. Это учителя, которые позволяют себе общаться в уничижительной форме как с поварами, так и с учениками. Первое время на меня пытались "фыркать" и разговаривать сквозь зубы, ведь я просто повариха без образования, но очень быстро узнали, что образование у меня есть, причем высшее, а поваром я стала, потому что люблю готовить, а не потому что я быдло. И что вперед детей, без очереди они обслуживаться не будут тоже быстро поняли. А так же что я не позволю повышать голос на детей, пока они находятся на моей рабочей территории.

Я до сих пор с трепетом вспоминаю те дни, когда я работала в школе. Особенно последний рабочий день. Ко мне прибегали детишки, просили остаться, плакали. Для них я стала не только поваром, но и другом, который может в случае чего поддержать, выслушать, защитить и даже помочь с уроками.

Вкусно накормить и не навредить. Как проходят рабочие будни школьных поваров в Подмосковье

Рабочий день школьного повара начинается в 6 утра. В 9:00 начнется завтрак, продукты для него уже должны лежать в холодильнике.

На кухне тем временем уже вовсю кипит работа. Все блюда должны быть диетически сбалансированы и готовятся по строгим нормам и правилам. У этой школы есть свой пищеблок, это значит, еду здесь на самом деле готовят, а не просто разогревают. Средняя скорость повара — около 500 блюд за смену. Однако на стол попадает далеко не все. Часть блюд повара зачем-то прячут по холодильникам.

В холодильнике пробы 48 часов находится суточная норма приготовленных обедов и завтраков. Это значит, что, если вдруг случится нештатная ситуация, всегда можно сдать эту еду в лабораторию и проверить ее на соответствие качеству.

Главные критики — конечно же, дети. Говорят, в целом еда в школе им очень нравится. Хотя, разумеется, вкусовые предпочтения есть у многих. Кто-то не любит кашу, кто-то — суп. Ну а некоторым не по душе какао.

Прийти в столовую с проверкой может любой родитель. Нужно только заранее предупредить классного руководителя. Но в школах готовы и к внезапным визитам. Каждого пришедшего ждет одна бесплатная порция. В ответ дегустатор должен будет поделиться своими впечатлениями на родительском собрании.

В рамках январских поручений губернатора с 1 сентября 2020 года бесплатное горячее питание вводится в начальной школе.

Читайте также: