Прошел проект в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в нашем ДОУ: она внедряется в практику педагогов детского сада уже с 2003 года. Первыми откликнулись и с большим интересом начали осваивать эту форму работы воспитатели старших и подготовительных групп. Я тогда работала в подготовительной группе, и мои дети выбрали тему “Мой любимый город”. В рамках проекта проводились экскурсии по городу, беседы о разных домах, о доме каждого ребенка. Дети приносили в группу фотографии своих домов. В результате были составлены фотолетописи “Улицы родного города” и “Дом, в котором я живу” в сопровождении составленными детьми рассказами о своем доме, их рисунками. Итогом реализации проекта стало создание книги “Мой любимый город Стерлитамак”.

Мы работали по проектам “По следам Салавата”, “Таланты и способности животных”, “Мое дерево”, “Что рассказало растение”, “Любимые сказки”, “И поэт он, и батыр он…” и другие. Приложение 1

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию воспитателя. Требования к работе над проектом – совершенно особые.

1. Неообходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Эта проблема может быть обозначена и воспитателем, и самими детьми.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, т.е. определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект требует исследовательской работы детей, т.е. поиска информации, которая затем будет обработана, осмыслена и предоставлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Т.о., проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Т.е. проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы и схемы и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Хотелось бы добавить еще одно “П”, еще один этап – Подготовительный. Конечно, существует предпроектный подготовительный этап. Здесь речь идет о том, что, приступая к работе над проектом, необходимо оповестить об этом администрацию детского сада, т.к. проектная деятельность требует отклонения от заранее составленного плана педагогического процесса, отодвигает временные рамки и т.д. Еще один важный момент подготовительного этапа – это организация соответствующей предметно– развивающей среды, так как для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной поисковой деятельности в группе должно быть создано богатое ресурсное обеспечение (книги, иллюстрации, видеоматериалы и т.д.). Но я говорю о другом подготовительном этапе. Одним из самых сложных этапов проектной деятельности с детьми в методическом отношении является момент включения детей в собственную исследовательскую деятельность. С чего и как начать работу с детьми в направлении проектного обучения?

Результаты проекта не возникают сами по себе. Основная цель, какая ставится в любом вопросе, – развитие творческой личности. Помимо этой цели на каждом этапе ставятся и другие задачи: воспитание у ребенка нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной и информационной, художественной, экологической, экономической культуры и культуры труда, адаптированности к современной жизни.

Работа над проектом планируется и проводится во 2– ом блоке в утренние и вечерние часы, на специальных занятиях в рамках всех предметных занятий, на занятиях по интересам.

При организации работы существуют свои трудности. Не все дети одинаково могут и умеют самостоятельно заниматься в той среде, которая создается для совместной (со сверстниками и взрослыми) и самостоятельной поисковой деятельности. Для того, чтобы развить способности детей к саморегуляции своей поисковой деятельности, необходима систематическая творческая работа со стороны воспитателя. Чтобы “заразить” детей поисковой активностью, воспитатель сам должен быть увлечен проектной деятельностью; в подготовке к проекту должен “погрузиться” в познавательную литературу (справочники, художественные и документальные книги, энциклопедии и т.п.), найти для себя новые сведения. Проблемные методы идут от педагога, поэтому он должен быть творческим. В своей работе мы должны использовать как традиционные, так и инновационные методы.

Проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что– либо изучать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Естественно, чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности.

Темы проектов часто вырастают из специальных занятий по познавательному развитию, из экскурсий, посещений зоопарка, цирка, театра и т.д. Проще, конечно, подобрать интересную (как нам кажется) и полезную тему исследования, а затем предложить детям. Но дошкольника бесполезно “нагружать” темой исследования. Он, конечно, исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как собирать информацию и т.п.

Второй этап – планирование – включает в себя несколько шагов:

– Совместное составление воспитателем и детьми плана реализации проекта. Обсуждается план в кругу, в форме индивидуальной беседы:

– Что мы знаем? (Ответы детей записываются на большом листе бумаги, указывая рядом с каждым ответом имя ответившего ребенка).

– Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать? (Снова записываются ответы детей).

Эти ответы детей определяют содержание проекта, причем принимаются всякие ответы, какими бы они не были. Затем снова ответы зачитываются, обобщаются. После этого вывешиваются карточки с методами исследования /“Подумать!”, “По страницам книг и журналов”, “Спросить у взрослого”, “Обратиться к видеомагнитофону, Интернету”/.

Важно также обучать детей разным способам составления и фиксации их действий. Устно обсуждается с ребенком последовательность его действий (“Что ты будешь делать вначале, а что – потом?”).

Также обсуждается конечный продукт, который будет показывать, каков был замысел решения поставленной проблемы. Ребенку задаются вопросы: “Что необходимо сделать? Когда? Где? Кто будет делать? Что тебе понадобится для этого?”.

Выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов, создать богатое пространство для поиска информации. Для реализации проекта подключаются родители. Нужно помочь ребенку выбрать центр активности и того вида деятельности, которая для него привлекательна и могла бы привести ребенка к получению определенного результата. Но нужно стараться подвести к такому выбору так, чтобы он считал его своим.

На 3– ем этапе предполагается использование таких методов и приемов: “Звездочка обдумывания”, “Папка исследователя”, работа с художественной, научной литературой, историческими документами, сочинениями, информационная поддержка (поиск технологии изготовления объекта) и многое другое.

Работа над какой– либо проблемой не только обогащает содержание образования, но и формирует первичные проектные умения: умение извлекать информацию из разных источников, отбирать материал и грамотно фиксировать его (конечно, пока не самостоятельно, а с помощью воспитателя или родителей).

Для того чтобы информация, собранная во время поиска, не забылась и не потерялась, нужно заранее учить детей их фиксировать. Такие упражнения, как: “Напиши другу письмо”, “Прочти, что тебе написал друг”, “Угадай, что это”, “Запишем сказку”, “Говорящие рисунки” и другие помогают в обучении детей фиксировать собранную информацию в виде кодирования в “Папках исследователя”.

Особо нужно отметить поиск информации путем изучения текстовых и иллюстрированных источников: книг, фильмов, Интернета. Ребенок так собирает большую информацию, которую надо не только понять, но и проанализировать, обобщить. Это очень сложная интеллектуальная работа. Этому тоже следует обучать детей.

Первым делом, нужно учить детей работать с книгой: полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации, попросить прочитать кого– нибудь из взрослых, а что случайно привлекло внимание – повторно прочитать, задать себе вопрос: “Что нового я смогу узнать?”, “Что мне понадобится для решения проблемы?”.

Для успешного выступления во время защиты требуется владение четкой дикцией, разнообразными интонациями, правильной речью, жестикуляцией. Поэтому к выступлениям дети готовятся не только с воспитателем, но и с родителями, а иногда и рассказывают вместе. Совместное выступление имеет огромное воспитательное значение: ребенок испытывает гордость за родителей, которые так много знают.

Еще раз подчеркнем: только личная заинтересованность ребенка в получении результата может поддержать его самостоятельность и целеустремленность, упорство и настойчивость, помогать преодолевать возникающие по ходу трудности и проблемы. Все это способствует воспитанию культуры труда и здоровья ребенка.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта – непростая творческая задача. Вот перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В проектной папке находится вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, распечатки из Интернета; записи всех идей, гипотез и решений; эскизы, чертежи, наброски продукта; другие рабочие материалы и черновики.

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Виды презентационных проектов могут быть различными:

воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); деловая игра; диалог исторических или литературных персонажей; игра с залом; иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий…; инсценировка; научная конференция; научный доклад; отчет исследовательской работы; пресс– конференция; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; спортивная игра; телепередача; экскурсия, театрализованное представление, концерт и т.д.

Ребенок часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Сообщить об усвоенном важно не столько тем, кто слушает, сколько тому, кто рассказывает. Поэтому этап защиты выполненного проекта пропустить нельзя. Защита – венец исследования, один из главных этапов обучения начинающего проектировщика. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.

Обычно защита проходит как праздничное мероприятие. Но практика показывает, что презентацию следует проводить по мере готовности проектов, это один из особенностей использования метода проектов в работе с дошкольниками.

Итак, подведем некоторые итоги:

Обучение детей проектным умениям и навыкам проводится в несколько этапов.

На I этапе воспитатель дает детям первичную информацию, а основная задача детей – ее воспринять, осмыслить, запомнить.

II этап – репродуктивный, т.е. строится диалог. По вопросам и заданиям воспитателя дети воспроизводят элементы изученного материала.

III этап – проблемное изложение. Воспитатель ставит проблему и сама же ее решает, показывая путь решения в доступных детям противоречиях. Т.е., вскрывая основной ход мыслей при движении к решению, показывает детям вроде образца научного познания, научного решения проблем. Ребенок на этом этапе мысленно следит за логикой движения.

IV этап – практический. Воспитатель дает детям частично– поисковые задания с целью обеспечения поэтапного усвоения опыта проектной деятельности (умения видеть проблему, высказывать предположения, формулировать гипотезу и др.).

После прохождения всех этих этапов с детьми можно переходить к проектной деятельности.

Т.о., ребенок постепенно превращается из слушателя в собеседника, а затем в исследователя, в результате чего на доступном ему уровне включается в творческо– исследовательскую деятельность.

В конце каждого проекта проводится самоанализ, отвечая на следующие вопросы:

– Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?

– Чему научились дети?

Постепенно, работая по такой системе, можно добиваться каких– либо результатов по проектной деятельности.

Результаты обучения на проектной основе:

Самый важный результат – создание настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей.

Дети развивают свой собственный характер естественным образом. Проекты учат верить в свои силы.

Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, помогают действовать в зоне ближайшего развития.

Проекты позволяют использовать знания, идеи, навыки тогда, когда у ребенка в этом действительно возникает необходимость.

Ребенок может научиться: аргументировать свою позицию, оппонировать мнение собеседников, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, анализировать, самостоятельно работать с информацией и источниками; быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника, быть руководителем или исполнителем, занимать творческую позицию.

Педагог становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребенка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости – советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект в ДОУ – что это такое? Виды проектов, используемых в детском саду.

hello_html_m50641d68.jpg

I квалификационной категории

Сенина Юлия Викторовна

Что представляет собой проектная работа в детском саду?

Еще в начале ХХ в. Профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов:

К концу ХХ в. Получили развитие новые виды проектов. Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

1. По доминирующему методу: исследовательские, творческие, информационные, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир; ребенка, общество и его культурные ценности.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности (среднесрочный) и долгосрочный).

Проект – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса.

Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.

Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем все вместе. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта. Этот метод только недавно начал применяться в дошкольном образовании, он считается прогрессивным и эффективным для современных детей.

hello_html_68c4fbf1.jpg

Развитие и обучение в дошкольном формате проводится преимущественно через игровую деятельность, поэтому проекты имеют творческую, игровую направленность. Наиболее эффективной является групповая исследовательская деятельность детей.

Тематика проектов самая разнообразная.

Суть в том, чтобы не дать детям готовый проект, но дать тему и помочь определить путь реализации проекта: какие применить материалы, кого попросить о помощи, как оформить продукт проекта, как представить его. Причем это относится не только к деткам старшей и подготовительной групп. Малыши тоже делают проекты, которые им по плечу.

Для тех, кто хочет составить проект по всем правилам

Особенности педагогической и образовательной системы в России таковы, что каждый наш шаг должен быть строго по ФГОС. Поэтому даже такое творческое дело как написание проекта требует соблюдения методических рекомендаций Министерства.

hello_html_46d2b454.jpg

Для воспитателей ДОУ, учитывая современные требования к педагогу-дошкольнику, в таких методичках можно найти все, что необходимо для грамотного планирования и осуществления педагогической деятельности: как составить проект, что учесть, как оформить результаты и т.п.

Виды проектов в детском саду

В действующей практике детских садов используются такие виды проектов:

Исследовательские с творческим уклоном: ребята выясняют какую-то информацию, например, почему снег весной тает, и результаты оформляют в виде рисунков, стенгазеты, ставят сценки и т.п.;

Творческие задания носят тоже познавательный характер, но результаты исследования представляются в виде театрализованного действия, спектакля, детского праздника;

Социально-информационные: ребята исследуют предмет проекта и оформляют результат в виде газеты, папки, плаката, инсталляции;

Ролевые или игровые: ребята решают задание по проекту посредством знакомой им сказки, вживаясь в роли персонажей, представляя результат исследования в виде ролевого сюжета.

По способу реализации проекта выделяют групповые, индивидуальные, межгрупповые, комплексные

hello_html_m54845ded.jpg

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

Может показаться, что эти проекты – что-то слишком сложное для дошкольников. Но дошкольники лишь только знакомятся с этим видом деятельности, готовятся к самостоятельным исследованиям, которые они будут проводить в школе.

Исследовательские проекты

По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОУ.

Информационные проекты

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Творческие проекты

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

Игровые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Практико-ориентированные проекты

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

Открытые проекты

Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудности, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.

Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект - выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования

неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект - осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект - осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

Фронтальный (коллективный) проект - выполняется всем коллективом.

Краткосрочные проекты - направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской).

Проекты средней продолжительности - рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию); сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев) - решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).

Видели, наверное, зарубежные фильмы, где дети готовят какие-то проекты, часто вулканы делают, разные приспособления, приносят в детский сад домашнего любимца и рассказывают о нем? Такие виды деятельности чрезвычайно полезны для детей, поскольку расширяют их кругозор, активизируют познавательную деятельность, раскрывают творческие и научные способности.

Название – проекты – для нашего уха звучит очень серьезно. На самом деле, для детей это просто один из видов работы, которая требует проведения исследования и оформления результата в виде презентации. И краткосрочные, и долговременные проекты призваны повышать самооценку ребенка, поскольку изначально взрослый настроен на признание ценности любого результата детского исследования.

hello_html_35eae4b1.jpg

Не суть в том, чтобы добиться от ребенка идеального результата исследования, скажем, на тему любимая игрушка. Суть в том, чтобы привить ему интерес к исследованиям и анализу процессов, которые происходят вокруг нас. Вызвать у малышей любознательность и здоровое любопытство – это задача детских проектов.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Рубрики

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы.

Модуль Ф.Фребеля как один из инструментов формирования предпосылок инженерного мышления

Модуль Ф.Фребеля как один из инструментов формирования предпосылок инженерного мышления Современное социально-экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу.


Комментарии

В блогах

Влияние музыки на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает эмоциональные различные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства или агрессии). Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой лишает человека.

Малые формы фольклора- средство эмоционального развития малышей

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

Первоначально о проектной деятельности подумал педагог-демократ, автор книг по психологии, философии, политики и этики, Джон Дьюи. Далее о методе проектов говорил Уильям Херд Киллпатрик - профессор педагогики. Сегодня проекты в детском саду и школе - это один из вариантов учебной работы.

Что такое проектная деятельность?

Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог создаёт собственный проект, который решает какую-либо исследовательскую задачу. Внедряет этот проект в работу с детьми. Таким образом дети занимаются поисковой деятельностью.

Если просто объяснить детям какой-то материал, то есть риск, что в скором времени этот материал забудется. Но если дети сами искали пути решения какой-либо задачи, задействовав мыслительные процессы, то эти мысли будут их собственными.

Проектная деятельность в детском саду — это совместная игровая или творческая деятельность. Она развивает самостоятельность, ответственность, инициативность, целеустремлённость.

Этапы

Создание проекта проходит в 5 этапов:

  1. Проектирование. Педагог занимается формулированием проблемы, указывает цель проекта. Вводит ребят в игровую ситуацию, затем формулирует задачи.
  2. Планирование. На этом этапе педагог помогает детям спланировать свою деятельность для решения поставленной задачи.
  3. Поиск информации. Педагог помогает детям найти необходимую информацию для решения задачи. Проводит занятия, наблюдения. Педагог может провести работу с родителями по вопросу поощрения самостоятельной творческой деятельности детей.
  4. Презентация. Педагог вместе с детьми готовит презентацию по осуществлению проекта, после чего они представляют её другим педагогам и родителям.
  5. Портфолио. Педагог может собрать в папку всё, что было необходимо для проекта: план, рисунки, схемы, фотографии, отчёты и результаты.

В дошкольных образовательных учреждениях ведутся несколько видов проектов:

  1. Творческие проекты. Дети исследуют задачу, а затем показывают результат своей работы в виде театральной сценки.
  2. Ролево-игровые проекты. Дети решают поставленные задачи в образе персонажей сказки.
  3. Исследовательско-творческие проекты. Дети решают поставленную задачу, представляя решение в виде детского дизайна, драматизации или газеты.
  4. Информационно-практико-ориентированные проекты. Дети собирают информацию, ориентируясь на оформление группы, её дизайн и т. д.

Следует помнить, что главным видом деятельности дошкольника является игра. Любой проект должен опираться именно на игровую деятельность детей. Можно выделить и другие виды проектов, которые могут быть, как краткосрочными (1-3 занятия), так долгосрочными (весь учебный год):

  1. Комплексные.
  2. Межгрупповые.
  3. Творческие.
  4. Групповые.
  5. Индивидуальные.
  6. Исследовательские.

Логопедическая группа

Педагогически продуманные проекты в ДОУ имеют огромное значение, особенно в логопедической группе. Дети с речевыми проблемами нуждаются в постоянной коррекции и развитии речевых функций. Если работа организована правильно, то она поможет ребёнку развить свою речь.

Пример проекта

Тема: Лук - не только полезно, но и интересно.

Цель.

Развить умение находить информацию, составлять доклады, газеты.

Задачи.

Предполагаемые результаты.

Изготовление газеты о луке совместно с родителями. Ощущение удовольствия от работы детей с родителями и педагогом.

Участники проекта.

Дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.

Условия для осуществления проекта.

Самообразование.

Наблюдения и эксперименты в детском саду, изучение пальчиковых игр для развития мелкой моторики, изучение методических рекомендаций.

План мероприятий

Подбор информационных материалов: открытки, вырезки из газет, художественная литература, загадки, дидактические игры.

Сеем лук совместно с родителями, детьми и педагогом.

7. Подведение итогов.

8. Презентация газеты.

9. Выставка газет, дегустация салатов.

10. Тематическая музыкальная пауза. Вручение дипломов.

Заключение

Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает детям стать более самостоятельными. У детей развиваются познавательные способности, творческое воображение, мышление. Дети становятся более коммуникабельными.

Читайте также: