Анализ социальных и политических факторов влияющих на социализацию учащихся многонациональной школы

Обновлено: 08.07.2024

6.2. Основные направления работы психолога в многонациональной школе 1


Задачи психолога в многонациональной школе, с одной стороны, определяются общими требованиями, предъявляемыми к школьному психологу, с другой стороны, имеют ряд особенностей, связанных с влиянием культурного контекста, в рамках которого происходит социализация учащихся.

Даже если рассматривать школу не как один из основных институтов социализации подростков, а как чисто образовательный институт, то и тогда вопросы межэтнического взаимодействия будут оказывать существенное влияние на взаимоотношения в классе и, следовательно, на успеваемость. Если учащиеся будут чувствовать, что среда, окружающая их в школе, чужая и враждебная, что на отношение к ним оказывает влияние их этническая принадлежность — они не смогут полностью концентрироваться и на учебных задачах. Напряжение и беспокойство, которые сопровождают перечисленные выше аспекты отношений, отвлекают на себя то внимание и энергию, которые могли бы быть направлены на учебный процесс. Поэтому основной задачей психолога в многонациональной школе является профилактическая работа, направленная на недопущение конфликтов или дискриминации на этнической основе.


  • оценке сформированности у школьников необходимых умений и навыков;

  • диагностике уровня психического развития школьников;

  • выявлении и коррекции личностных особенностей, являющихся препятствием для нормального освоения школьной программы.

Остановимся кратко на основных задачах и направлениях работы школьного психолога в полиэтнической среде.

1) Формирование мультикультурной идентичности

Учет этнической идентичности для разрешения разнообразных жизненных ситуаций, особенно если таковые носят напряженный характер, имеет первостепенную важность. Развитие собственной, идентичности — сложная задача для всех подростков; но для подростков, принадлежащих к этническим группам меньшинства, эта задача становится трудной вдвойне. Подростки, из-за их включенности как в этническую, так и в базовую культуру, стоят перед дополнительной проблемой выбора идентичности.

Таким образом, подросток оказывается перед выбором между этническими нормами и ценностями его родителей и нормами и ценностями, предлагаемыми господствующим сообществом. Это создает дополнительное напряжение, которое добавляется к уже существующему напряжению, связанному с подростковой самоидентификацией.

Для подростков из этнических меньшинств формирование собственной мультикультурной идентичности может быть затруднено из-за различий языка (акцент, диалект, говор), особенностей поведения, культурных норм и ценностей, социальных стереотипов, представлений родителей об этнической специфике и т.д.

По этой причине очень часто мы можем наблюдать подростков, у которых внешний ценностно-нормативный конфликт проявляется через внутреннюю смешанную идентичность. При этом проявление тех или иных аспектов этой идентичности обусловливается ситуацией, в которой они находятся. Для некоторых подростков это не является проблемой, они могут обращаться со своей идентичностью в зависимости от обстоятельств и на ее основе развивать интегративную персональную идентичность. Другими словами, они способны вести себя как мультикультурные индивиды. Для некоторых же подростков это может оказаться сложной задачей. Особенно для подростков из трудных семей, где бедность, социальные проблемы и проблемы адаптации родителей смешиваются с этническими аспектами отношений.

Поскольку подростку необходимо не только позволить, но и помочь развить мультикультурную идентичность, которая составлена из множества культурных идентификаций, то задача психолога будет заключаться в выявлении и устранении преград, стоящих на этом пути.

2) Работа с самооценкой и самоуважением

Почти все психологи и психотерапевты, вне зависимости от их профессиональной ориентации и принадлежности к той или иной школе, сходятся во мнении, что оценка индивида его социальным окружением ложится в основу самооценки и образа себя. Причем искаженная или негативная Я-концепция, низкая самооценка и самоуважение самым серьезным образом влияют на нормальное функционирование и делают людей по-настоящему несчастными.

Низкая самооценка "ведет к неисчислимому количеству проблем. Такой человек может ложно заключить, что он ни на что не способен, ни на что не имеет право. Он может чувствовать себя фальшивым и ждать разоблачения или постоянно искать у других подтверждение своей ценности и значимости. Подросток может компенсаторно демонстрировать необычно грубый, мужской тип поведения, может стать враждебным к другим или уйти от неприемлемой реальности и отступать в фантазию. Он может чувствовать себя виноватым во всех бедах и несчастьях, которые происходят вокруг, или реагировать многочисленными психосоматическими реакциями.

Вместе с тем из работ, посвященных исследованию этнических групп, мы знаем, что принадлежность индивида к группе меньшинства в силу описанных ранее причин ведет к тому, что у него формируется более низкая самооценка, чем у его сверстников, принадлежащих к группе меньшинства. При этом уровень самооценки будет тем ниже, чем больше культурная дистанция и чем ниже оценивается своя этническая группа. Следовательно, одной из главных задач психолога будет работа, направленная на повышение чувства собственного достоинства индивида, уверенности в себе — так, чтобы школьник мог решить проблему низкой самооценки. Эта задача может решаться:


  • через апелляцию к общечеловеческим ценностям;

  • через повышение значимости этнической культуры как составной части общечеловеческого культурного наследия;

  • через создание ситуаций, в которых объединение происходит на основе общих интересов и привязанностей, а не на основе этнической принадлежности.

Работая в многонациональной школе, психолог может впервые для себя столкнуться с задачей уточнения собственной этнической идентичности. Как отмечалось выше, любая этническая идентичность имеет значение только в ситуациях, в которых две или более этнических групп, находятся в контакте. Поэтому непосредственная работа с представителями иной этнической группы активизирует процессы собственной этнической идентификации психолога. Эти процессы, в случае отсутствия достаточной рефлексии, могут негативно влиять на восприятие норм и ценностей представителей иных культур.


  • внешнего вида (одежды, прически);

  • проявлений уровня доверия;

  • особенностей коммуникации.

Отсюда следует еще одна задача, а именно — постоянная рефлексия, направленная на минимизацию проекций собственных этнических норм, ценностей, ожиданий и стандартов поведения на представителей этнических групп, с которыми психологу приходится работать.

4) Минимизация воздействия этнических стереотипов на контакт психолога и ребенка

Не существует людей без национальности. И даже если сам человек считает себя гражданином мира, то окружающие, тем не менее, будут относить его к той или иной этнической группе. Этот взгляд может таить в себе определенные проблемы, а именно — когда на человека смотрят прежде всего как на представителя некоторого этноса, то ему приписывают определенные черты, ему, как индивиду, возможно, не присущие. Это ошибка обобщения. Существуют и более серьезные ошибки.

Традиционно под этническим стереотипом подразумевают несколько упрощенный, а порой и карикатурный образ представителей той или иной этнической группы, причем этот образ имеет выраженную оценочную окраску. В результате стереотипизации представителям данного этноса приписываются определенные, как правило, негативные черты — тем самым, через косвенное сравнение, повышая ценность собственной этнической группы.

Одной из первоочередных задач, связанных с профессиональной готовностью психолога к работе с этническими меньшинствами, является работа по объективизации и преодолению своих собственных этнических предубеждений. Это та работа, выполнить которую можно путем прохождения специализированных тренингов, программ переподготовки и повышения квалификации для психологов, работающих с представителями этнических меньшинств.

Данная ситуация имеет и обратную сторону. При работе в многонациональной школе психолог также оказывается в поле действия этнических стереотипов и может столкнуться с недоверием, а иногда и с откровенной враждебностью, несмотря на все свои самые высокие побуждения, что требует от него повышенной терпимости, высокого профессионализма и готовности к самоизменениям.

5) Учет стиля семейного воспитания

В психолого-педагогической литературе можно найти множество работ, посвященных тому, как тот или иной стиль семейного воспитания влияет на развитие ребенка. При этом, как правило, исследуются стили семейного воспитания в рамках одной культуры.

Психолог, работающий со школьниками-представителями этнического меньшинства, сталкивается с необходимостью учитывать культурно-специфические формы семейного воспитания, принятые в данной этнической группе. Не всегда мягкость и эмпатичность являются универсальным ключом к проблемам клиента. Так, в случае, когда в культуре семейного воспитания акцент делается на жесткие, силовые способы, а отношения в рамках семьи достаточно дистантные и иерархизированные, попытка психолога быть мягким и эмпатичным будет расцениваться как проявление слабости и уязвимости. А следовательно, контакт с ребенком будет либо утрачен вообще, либо сильно ограничен.

Другим примером может быть ситуация, при которой, в силу факторов, обусловленных культурой, ребенка всячески поощряют, если он мужественно терпит свои несчастья. Внимание и помощь оказываются, как правило, только тогда, когда несчастье достаточно серьезное. При попытке помочь такому ребенку, попытке установить близкий эмоциональный контакт с ним психолог рискует столкнуться с непониманием, холодком или насмешкой — то есть с теми реакциями, которые демонстрировали родители, когда ребенок обращался к ним за помощью.

Таким образом, очевидно, что задача изучения и учета в консультативно-коррекционной работе стиля семейного воспитания ребенка является одной из наиболее сложных и кропотливых задач школьного психолога.

6) Анализ социальных и политических факторов, влияющих на социализацию учащихся многонациональной школы

Одной из особенностей проведения психолого-коррекционной работы со школьниками, принадлежащими к этническому меньшинству, является необходимость учета тех социальных и политических особенностей обстановки, в которой происходила их социализация (включая актуальные и исторические аспекты межэтнических отношений в регионе).

Когда мы говорим о трудных или запущенных детях, то имеем в виду детей, поведение которых значительно выходит за пределы социальной нормы, причем такие дети обычно активно сопротивляются любым воспитательным воздействиям в школе. Они часто выглядят замкнутыми, напряженными или агрессивными.

В ситуациях межэтнической напряженности к категории трудных часто автоматически относят детей по этническому принципу — просто в силу того, что они придерживаются иных норм и ценностей. Однако необходимо помнить, что процесс социализации — это приобретение конвенциональных значений посредством общения со значимым окружением. Поэтому понимание особенностей поведения такого ребенка лежит через понимание специфики его социального окружения и прежде всего через изучение страхов, ожиданий, предрассудков, мифов и т. д., которые он воспринял и разделяет.

7) Работа с вынужденными мигрантами Особое место в работе с этническими меньшинствами занимают вынужденные мигранты — люди, покинувшие привычное место жительства и среду обитания в силу экономических, политических или социальных причин. Исследования показывают, что процент депрессий и психосоматических реакций среди беженцев существенно выше, чем среди постоянных жителей.

Несмотря на то, что многие вынужденные мигранты на территории России принадлежат к группе этнического большинства, необходимо помнить о взаимопроникающем влиянии культур и о том, что многие черты культуры, которая окружала их в местах, которые они были вынуждены покинуть, были ими приняты и усвоены. Как правило, это русские, но имеющие ряд культурных отличий, приобретенных в результате тесного контакта с другими этническими группами.

При работе с детьми, пережившими опыт вынужденной миграции, психологу необходимо также учитывать тот специфический опыт, который ей предшествовал и который во многом определил условия их социализации. Сюда, в первую очередь, необходимо отнести: травматические переживания, опыт утраты родных и близких, опыт переживания военных конфликтов и т.д., а также тот конкретный социокультурный контекст, в котором рос и развивался ребенок. Заметим, что в большинстве случаев данная работа требует помощи профессионального психотерапевта.

Одной из особенностей проведения психолого-коррекционной работы со школьниками, принадлежащими к этническому меньшинству, является необходимость учета тех социальных и политических особенностей обстановки, в которой происходила их социализация (включая актуальные и исторические аспекты межэтнических отношений в регионе).

Когда мы говорим о трудных или запущенных детях, то имеем в виду детей, поведение которых значительно выходит за пределы социальной нормы, причем такие дети обычно активно сопротивляются любым воспитательным воздействиям в школе. Они часто выглядят замкнутыми, напряженными или агрессивными.

В ситуациях межэтнической напряженности к категории трудных часто автоматически относят детей по этническому принципу — просто в силу того, что они придерживаются иных норм и ценностей. Однако необходимо помнить, что процесс социализации — это приобретение конвенциональных значений посредством общения со значимым окружением. Поэтому понимание особенностей поведения такого ребенка лежит через понимание специфики его социального окружения и прежде всего через изучение страхов, ожиданий, предрассудков, мифов и т. д., которые он воспринял и разделяет.

7) Работа с вынужденными мигрантамиОсобое место в работе с этническими меньшинствами занимают вынужденные мигранты — люди, покинувшие привычное место жительства и среду обитания в силу экономических, политических или социальных причин. Исследования показывают, что процент депрессий и психосоматических реакций среди беженцев существенно выше, чем среди постоянных жителей.

Несмотря на то, что многие вынужденные мигранты на территории России принадлежат к группе этнического большинства, необходимо помнить о взаимопроникающем влиянии культур и о том, что многие черты культуры, которая окружала их в местах, которые они были вынуждены покинуть, были ими приняты и усвоены. Как правило, это русские, но имеющие ряд культурных отличий, приобретенных в результате тесного контакта с другими этническими группами.

При работе с детьми, пережившими опыт вынужденной миграции, психологу необходимо также учитывать тот специфический опыт, который ей предшествовал и который во многом определил условия их социализации. Сюда, в первую очередь, необходимо отнести: травматические переживания, опыт утраты родных и близких, опыт переживания военных конфликтов и т.д., а также тот конкретный социокультурный контекст, в котором рос и развивался ребенок. Заметим, что в большинстве случаев данная работа требует помощи профессионального психотерапевта.

Одной из особенностей проведения психолого-коррекционной работы со школьниками, принадлежащими к этническому меньшинству, является необходимость учета тех социальных и политических особенностей обстановки, в которой происходила их социализация (включая актуальные и исторические аспекты межэтнических отношений в регионе).

Когда мы говорим о трудных или запущенных детях, то имеем в виду детей, поведение которых значительно выходит за пределы социальной нормы, причем такие дети обычно активно сопротивляются любым воспитательным воздействиям в школе. Они часто выглядят замкнутыми, напряженными или агрессивными.

В ситуациях межэтнической напряженности к категории трудных часто автоматически относят детей по этническому принципу — просто в силу того, что они придерживаются иных норм и ценностей. Однако необходимо помнить, что процесс социализации — это приобретение конвенциональных значений посредством общения со значимым окружением. Поэтому понимание особенностей поведения такого ребенка лежит через понимание специфики его социального окружения и прежде всего через изучение страхов, ожиданий, предрассудков, мифов и т. д., которые он воспринял и разделяет.

7) Работа с вынужденными мигрантами Особое место в работе с этническими меньшинствами занимают вынужденные мигранты — люди, покинувшие привычное место жительства и среду обитания в силу экономических, политических или социальных причин. Исследования показывают, что процент депрессий и психосоматических реакций среди беженцев существенно выше, чем среди постоянных жителей.

Несмотря на то, что многие вынужденные мигранты на территории России принадлежат к группе этнического большинства, необходимо помнить о взаимопроникающем влиянии культур и о том, что многие черты культуры, которая окружала их в местах, которые они были вынуждены покинуть, были ими приняты и усвоены. Как правило, это русские, но имеющие ряд культурных отличий, приобретенных в результате тесного контакта с другими этническими группами.

При работе с детьми, пережившими опыт вынужденной миграции, психологу необходимо также учитывать тот специфический опыт, который ей предшествовал и который во многом определил условия их социализации. Сюда, в первую очередь, необходимо отнести: травматические переживания, опыт утраты родных и близких, опыт переживания военных конфликтов и т.д., а также тот конкретный социокультурный контекст, в котором рос и развивался ребенок. Заметим, что в большинстве случаев данная работа требует помощи профессионального психотерапевта.

Глава VII. Социально-психологические методы анализа особенностей этнической социализации

7.1. Вводная часть

Думается, нет нужды развернуто доказывать, что степень проработанности той или иной психологической проблемы или предметной области в целом тесно связана с адекватной ей методической вооруженностью. Проблема этнической социализации не исключение. Помимо других причин, именно довольно долгое отсутствие собственного методического инструментария затрудняло развитие этнопсихологии, заставляя исследователей-психологов обращаться к использованию методов других предметных областей — этнографических, социологических, историко-культурных. Сегодня ситуация изменилась, и в этнопсихологических исследованиях используются как адаптированные к ее нуждам методики, традиционно применяемые в социальной психологии и психологии личности, так и целый ряд специфических методик и приемов. Поэтому анализ проблемы этнической социализации подростка был бы неполон без хотя бы краткого представления методов изучения этнических стереотипов, аттитюдрв, приемов подготовки к межкультурному взаимодействию и т.д.

Однако не скроем, что, принимая решение о включении данной главы в учебное пособие, авторы испытывали определенные сомнения. Не секрет, что сегодня любая психологическая литература — популярная, научно-популярная, научная — буквально переполнена методическими приложениями. В зависимости от уровня издания и ответственности его создателей это могут быть самые разные опросники и тесты — от шутливых, неапробированных, просто откровенно плохих до серьезных профессиональных методик, применяемых, например, в клинической диагностике. Все они сегодня доступны самому широкому читателю, и негативные следствия подобной психологической гласности известны любому профессионалу:

сужение возможностей будущего применения той или иной методики;

искажения восприятия психологической информации в массовом сознании;

непосредственный вред для человека, не получившего должной психологической интерпретации своих результатов или получившего их в искаженном виде.

К сожалению, все эти опасности не всегда адекватно воспринимаются людьми, которые в силу специфики своего труда повседневно сталкиваются с неким фейерверком проблем психологического толка и пытаются овладеть им с помощью такого же фейерверка средств своего методического арсенала. Мы имеем в виду, конечно же, школьных психологов. Не отрицая всей важности диагностического направления в их деятельности (для того, чтобы знать, что делать, естественно, первоначально следует понять саму феноменологию проблемы), заметим все же, что нередко этот этап работы оказывается для них не только начальным, но и конечным.

Представляется, что эта иллюзия есть частное отражение более общей объективной методической проблемы современного социально-психологического знания. Что мы имеем в виду?

Дело в том, что все большее включение данной науки в социальную практику и, как следствие, появление множественных прикладных областей со всем разнообразием присущих им средств анализа психологической реальности ставит перед психологом-практиком не только очевидную задачу роста собственной методической компетентности, но и задачу достижения определенной методической свободы. Последняя должна быть понята как умение соотнести данные, полученные с помощью тех или иных методик (которые для психолога-практика, в отличие от психолога-исследователя, всегда есть результаты конкретных людей, с которыми нужно что-то делать и желательно здесь и сейчас), с той или иной содержательной моделью психологической реальности. Эта модель может быть частной, конкретной, не соотнесенной с какой-либо теоретической концепцией (хотя лучше, конечно, если она будет с ней соотнесена), но она должна быть. Прежде всего потому, что только она дает психологу-практику определенное пространство маневра для интерпретации полученных баллов по той или иной шкале, построенных профилей и т.п. В противном случае полученные результаты приобретают самодавлеющую ценность, и психолог-практик превращается в человека, хорошо владеющего конкретной технологией, например, умеющего померить готовность к школе по Керну-Йерасеку, но теряющегося перед задачей системного анализа психологической реальности, например перед вопросом о том, что, собственно говоря, есть эта самая готовность к школе с психологической точки зрения.

В этой связи заметим, что увлеченность практических психологов (не только, естественно, школьных, но и работающих в других областях) качественными методами представляется психологически очень понятной. Их популярность сегодня во многом объясняется тем, что использование любого качественного метода позволяет достичь двоякого эффекта. С одной стороны, в силу самой процедуры, оно формирует у респондента ощущение свободы самовыражения, ощущение, что его (респондента) сложная, уникальная и т.п. личность осталась до конца необобщенной, а значит — неуловимой для психолога. С другой стороны, сам психолог, применяя эти методы, в большей степени, чем при использовании количественных методик, также имеет большее ощущение свободы — уже как свободы интерпретаций, открывающей неограниченные содержательные возможности для самопрезентаций. В результате у обеих сторон есть чувство, что они вошли в историю такими, как они есть на самом деле, что отражает всего лишь отсутствие отчуждения от собственных результатов и анализирующих их суждений.

Можно сколь угодно долго задаваться вопросом о том, почему именно в настоящее время данная тенденция стала столь эксплицированной, но ее социокультурная подкладка очевидна: именно этнос современной эпохи, неотделимый от идей множественной, незавершенной, постоянно простраивающей свою идентичность личности, превращает процесс психологической диагностики в игру двух самопрезентирующихся identity практического психолога и респондента. Но вернемся к школьным психологам.

Конечно, манифестация подобного типа компенсаторного поведения (выражающегося, напомним, в попытках методического овладения психологической реальностью) тесно связана с особенностями профессиональной подготовки школьных психологов, с малой структурированностью их должностных задач и функций, со спецификой работы школьной психологической службы в нашей стране, с особенностями психолого-педагогического менталитета, наконец. Но тем более опасным представляется все набирающая силу тенденция широкого распространения психологического инструментария. Естественно, данная тенденция в целом управляется законами рынка психологической литературы, на котором любая книжка про то, как померить, пользуется несравненно большим спросом, чем та, где про то, как понять. И в этом смысле очевидно, что профессионалы психологической науки бессильны перед профессионалами рынка, формирующими спрос и предложение. Отдавая себе в этом отчет, авторы тем не менее считают необходимым предварить дальнейшее изложение следующими замечаниями.

Приводимые ниже методики и методические приемы не являются диагностическими. Они были созданы для исследовательских целей. Соответственно они, как правило, не сопровождаются описанием способов оценки получаемых результатов, стандартизированных норм и имеют ограниченные возможности использования.

Данные методики приводятся авторами как иллюстративный материал, позволяющий дать читателю более полное представление о проблемах этнической социализации в целом, но не являющийся исчерпывающей программой эмпирического исследования.

Желание непосредственно использовать представленные методики в своей работе с необходимостью приведет к определенной переработке их содержания — в силу особенностей самого предмета любого этнопсихологического исследования, который всегда дан в своей конкретике.

Как и при использовании любых психологических методик (диагностических или исследовательских), школьный психолог обязан при этом опираться на известные этические принципы практической психологической работы, среди которых:

2) соблюдение принципа социальной ответственности, а именно, осознание возможности дальнейшей связи результатов своей работы с теми или иными параметрами социального и психологического благополучия других людей;

3) соблюдение принципа границ собственной компетентности, а именно, умения разделить ответственность при исследовании междисциплинарной проблемы со специалистами других предметных областей;

Скрыть уведомление

Таким образом, подросток оказывается перед выбором междуэтническими нормами и ценностями его родителей и нормами иценностями, предлагаемыми господствующим сообществом. Это создаетдополнительное напряжение, которое добавляется к уже существующемунапряжению, связанному с подростковой самоидентификацией.

По этой причине очень часто мы можем наблюдатьподростков, у которых внешний ценностно-нормативный конфликтпроявляется через внутреннюю смешанную идентичность. При этомпроявление тех или иных аспектов этой идентичности обусловливаетсяситуацией, в которой они находятся. Для некоторых подростков это неявляется проблемой, они могут обращаться со своей идентичностью взависимости от обстоятельств и на ее основе развивать интегративнуюперсональную идентичность. Другими словами, они способны вести себякак мультикультурные индивиды. Для некоторых же подростков это можетоказаться сложной задачей. Особенно для подростков из трудных семей,где бедность, социальные проблемы и проблемы адаптации родителейсмешиваются с этническими аспектами отношений.

2) Работа ссамооценкой и самоуважением

Низкая самооценка "ведет к неисчислимому количествупроблем. Такой человек может ложно заключить, что он ни на что неспособен, ни на что не имеет право. Он может чувствовать себяфальшивым и ждать разоблачения или постоянно искать у другихподтверждение своей ценности и значимости. Подросток можеткомпенсаторно демонстрировать необычно грубый, мужской тип поведения,может стать враждебным к другим или уйти от неприемлемой реальности иотступать в фантазию. Он может чувствовать себя виноватым во всехбедах и несчастьях, которые происходят вокруг, или реагироватьмногочисленными психосоматическими реакциями.

3) Психолог и его собственная этническаяпринадлежность

Стремление к поддержанию позитивного взгляда на своюкультуру может проявляться через пренебрежение и обесцениваниекультурных традиций иных этнических групп, поэтому следует особоотметить необходимость уважительного отношения к имеющимся различиям,которые могут касаться особенностей:

внешнего вида (одежды, прически);

проявлений уровня доверия;

Отсюда следует еще одна задача, а именно —постоянная рефлексия, направленная на минимизацию проекцийсобственных этнических норм, ценностей, ожиданий и стандартовповедения на представителей этнических групп, с которыми психологуприходится работать.

Не существует людей без национальности. И даже если самчеловек считает себя гражданином мира, то окружающие, тем не менее,будут относить его к той или иной этнической группе. Этот взглядможет таить в себе определенные проблемы, а именно — когда начеловека смотрят прежде всего как на представителя некоторого этноса,то ему приписывают определенные черты, ему, как индивиду, возможно,не присущие. Это ошибка обобщения. Существуют и более серьезныеошибки.

Данная ситуация имеет и обратную сторону. При работе вмногонациональной школе психолог также оказывается в поле действияэтнических стереотипов и может столкнуться с недоверием, а иногда и соткровенной враждебностью, несмотря на все свои самые высокиепобуждения, что требует от него повышенной терпимости, высокогопрофессионализма и готовности к самоизменениям.

В психолого-педагогической литературе можно найтимножество работ, посвященных тому, как тот или иной стиль семейноговоспитания влияет на развитие ребенка. При этом, как правило,исследуются стили семейного воспитания в рамках одной культуры.

Другим примером может быть ситуация, при которой, в силуфакторов, обусловленных культурой, ребенка всячески поощряют, если онмужественно терпит свои несчастья. Внимание и помощь оказываются, какправило, только тогда, когда несчастье достаточно серьезное. Припопытке помочь такому ребенку, попытке установить близкийэмоциональный контакт с ним психолог рискует столкнуться снепониманием, холодком или насмешкой — то есть с темиреакциями, которые демонстрировали родители, когда ребенок обращалсяк ним за помощью.

6) Анализ социальных и политических факторов,влияющих на социализацию учащихся многонациональной школы

Когда мы говорим о трудных или запущенных детях, тоимеем в виду детей, поведение которых значительно выходит за пределысоциальной нормы, причем такие дети обычно активно сопротивляютсялюбым воспитательным воздействиям в школе. Они часто выглядятзамкнутыми, напряженными или агрессивными.

7) Работа свынужденными мигрантами Особоеместо в работе с этническими меньшинствами занимают вынужденныемигранты — люди, покинувшие привычное место жительства и средуобитания в силу экономических, политических или социальных причин.Исследования показывают, что процент депрессий и психосоматическихреакций среди беженцев существенно выше, чем среди постоянныхжителей.

При работе с детьми, пережившими опыт вынужденноймиграции, психологу необходимо также учитывать тот специфическийопыт, который ей предшествовал и который во многом определил условияих социализации. Сюда, в первую очередь, необходимо отнести:травматические переживания, опыт утраты родных и близких, опытпереживания военных конфликтов и т.д., а также тот конкретныйсоциокультурный контекст, в котором рос и развивался ребенок.Заметим, что в большинстве случаев данная работа требует помощипрофессионального психотерапевта.

ГЛАВА VII.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ОСОБЕННОСТЕЙ ЭТНИЧЕСКОЙСОЦИАЛИЗАЦИИ

7.1.Вводная часть

К сожалению, все эти опасности не всегда адекватновоспринимаются людьми, которые в силу специфики своего трудаповседневно сталкиваются с неким фейерверком проблем психологическоготолка и пытаются овладеть им с помощью такого же фейерверка средствсвоего методического арсенала. Мы имеем в виду, конечно же, школьныхпсихологов. Не отрицая всей важности диагностического направления вих деятельности (для того, чтобы знать, что делать, естественно,первоначально следует понять саму феноменологию проблемы), заметимвсе же, что нередко этот этап работы оказывается для них не тольконачальным, но и конечным.

Представляется, что эта иллюзия есть частное отражениеболее общей объективной методической проблемы современногосоциально-психологического знания. Что мы имеем в виду?

В этой связи заметим, что увлеченность практическихпсихологов (не только, естественно, школьных, но и работающих вдругих областях) качественными методами представляется психологическиочень понятной. Их популярность сегодня во многом объясняется тем,что использование любого качественного метода позволяет достичьдвоякого эффекта. С одной стороны, в силу самой процедуры, оноформирует у респондента ощущение свободы самовыражения, ощущение, чтоего (респондента) сложная, уникальная и т.п. личность осталась доконца необобщенной, а значит — неуловимой для психолога. Сдругой стороны, сам психолог, применяя эти методы, в большей степени,чем при использовании количественных методик, также имеет большееощущение свободы — уже как свободы интерпретаций, открывающейнеограниченные содержательные возможности для самопрезентаций. Врезультате у обеих сторон есть чувство, что они вошли в историютакими, как они есть на самом деле, что отражает всего лишьотсутствие отчуждения от собственных результатов и анализирующих ихсуждений.

Конечно, манифестация подобноготипа компенсаторного поведения (выражающегося, напомним, в попыткахметодического овладения психологической реальностью) тесно связана сособенностями профессиональной подготовки школьных психологов, смалой структурированностью их должностных задач и функций, соспецификой работы школьной психологической службы в нашей стране, сособенностями психолого-педагогического менталитета, наконец. Но темболее опасным представляется все набирающая силу тенденция широкогораспространения психологического инструментария. Естественно, даннаятенденция в целом управляется законами рынка психологическойлитературы, на котором любая книжка про то, как померить, пользуетсянесравненно большим спросом, чем та, где про то, как понять. И в этомсмысле очевидно, что профессионалы психологической науки бессильныперед профессионалами рынка, формирующими спрос и предложение.Отдавая себе в этом отчет, авторы тем не менее считают необходимымпредварить дальнейшее изложение следующими замечаниями.

Приводимые ниже методики и методические приемы не являются диагностическими. Они были созданы для исследовательских целей. Соответственно они, как правило, не сопровождаются описанием способов оценки получаемых результатов, стандартизированных норм и имеют ограниченные возможности использования.

Данные методики приводятся авторами как иллюстративный материал, позволяющий дать читателю более полное представление о проблемах этнической социализации в целом, но не являющийся исчерпывающей программой эмпирического исследования.

Желание непосредственно использовать представленные методики в своей работе с необходимостью приведет к определенной переработке их содержания — в силу особенностей самого предмета любого этнопсихологического исследования, который всегда дан в своей конкретике.

3) соблюдение принципа границсобственной компетентности, аименно, умения разделить ответственность при исследованиимеждисциплинарной проблемы со специалистами других предметныхобластей;

7.2.Методы исследования этнической идентичности

Во-первых, преждевсего хотелось бы отметить, что исходное отсутствие четких дефиницийсамого понятия идентичности (как его персональной, так и социальнойипостасей), начало которому положила концепция Эриксона, в ситуациидальнейших эмпирических исследований обернулась своеобразнымметодическим фейерверком. В итоге идентичность исследовалась иисследуется с помощью самых разных методических средств — отсвободных самоописаний до клинических личностных тестов, в то времякак сам Эриксон считал единственно адекватным данной проблеме методклинической беседы.

Наконец, третийряд сложностейметодического освоения проблемы идентичности связан с еемеждисциплинарностью, уже отмечавшейся в предыдущих главах. Сегоднякатегория идентичности широко используется не только психологами, нои социологами, философами, историками, специалистами в областиинформационных технологий. И естественно, что перед исследователямиэто ставит задачу соотнесения методов разных наук. Так, на предметномполе этнической идентичности сегодня пересекаются методическиеподходы психологии, этнографии, социологии, что с необходимостьютребует от каждого исследователя определенного уровня методическойрефлексии: точногоопределения задач и целей исследования, знания возможностей иограничений в применении той или иной методики, умения соотнести еесодержание с той или иной теоретической концепцией и т.п.

Это, во-первых, опросники,оценивающие степень субъективной связанности различных социальныхролей и направленные соответственно на изучение структур социальнойидентичности.

В-третьих, этополустандартизированные интервью, опирающиеся на ту или инуютеоретическую модель идентичности и анализируемые с помощьюсоответствующей ей сетки категорий контент-анализа.

Так, как правило, прииспользовании полустандартизованногоинтервью висследованиях этнической идентичности составляющие его вопросы можнохарактеризовать двояко.

Кроме того, в опросник вошли утверждения, касающиесяиспользования респондентами того или иного языка (№ 3,15).Респонденты должны были определить свое отношение к каждомуутверждению по 5-балльной шкале. Ниже приводится текст опросника.

Я интересуюсь историей, культурой своего народа.

Считаю, что в любых межнациональных спорах человек должен защищать интересы своей нации.

Представители одной национальности должны общаться между собой на своем родном языке.

Думаю, что национальная гордость — чувство, которое нужно воспитывать с детства.

Считаю, что при общении с людьми нужно ориентироваться на их личные качества, а не на национальную принадлежность.

Меня крайне задевает, если я слышу что-либо оскорбительное в адрес своего народа.

Национальная принадлежность — это то, что всегда будет разъединять людей.

Считаю, что представители каждой национальности должны жить на земле своих предков.

В дружбе, а тем более в браке нужно ориентироваться на национальность партнера.

Я испытываю глубокое чувство личной гордости, когда слышу что-либо о выдающемся достижении своего народа.

Считаю, что люди имеют право жить на любой территории вне зависимости от своей национальной принадлежности.

Думаю, что органично развивать и сохранять можно только свою национальную культуру.

Поддерживаю смешанные браки, так как они связывают между собой различные национальности.

Если я встречаюсь с обвинением в адрес своего народа, то, как правило, не отношу это на свой счет.

Считаю, что преподавание в школе в многонациональном государстве должно быть организовано на языке коренного большинства населения.

Считаю, что политическая власть в многонациональном государстве должна находиться в руках коренного большинства населения.

Представители коренного большинства населения не должны иметь никаких преимуществ перед другими народами, живущими на данной территории.

Считаю, что представители коренной национальности имеют право решать — жить в их государстве людям других национальностей или нет.

Думаю, что в правительстве многонационального государства должны находиться представители всех национальностей, проживающих на его территории.

Думаю, что представители коренной национальности должны иметь определенные преимущества, т.к. они живут на своей территории.

Если бы я имел возможность выбора национальности, то предпочел бы ту, которую имею сейчас.

Однако, как уже отмечалось в главе, посвященнойособенностям социализации подростка в полиэтничской среде, вбольшинстве случаев оказывается значимой не столько информация осубъективной принадлежности к своей этнической группе, сколько данныео соотносительном влиянии базовой и этнической культуры наформирование этнической идентичности. Данный исследовательский ракурспредставлен, например, в уже упоминавшихся работах Дж. Финни,предположившей, что члены этнического меньшинства могут иметь сильнуюили слабую идентификацию с обеими культурами — как с культуройстороны в целом, так и с этнической.

Читайте также: