Прокофьев болтунья анализ произведения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Цели занятия: усвоение приема скороговорки и интонационной выразительности исполнения.

Задачи занятия:

Учебно-развивающие:

Подвести учащихся к пониманию того, что значение интонации важно в стихах, в письменной речи, в пении песен.

Развивать умение анализировать услышанную музыку. Сравнивать, обобщать, говорить о характере музыки.

Развивать устную речь учащихся, внимание, мышление.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к музыке, доброе отношение к человеку и окружающему миру

I. Организационный момент

Приветствие учителя и детей в музыкальной форме.

– Здравствуйте, третий класс! Очень рада видеть вас! (поет учитель)

– Здравствуйте учитель! (поют учащиеся)

– Здравствуйте, девочки! (поет учитель)

– Здравствуйте! (поют девочки)

– Здравствуйте, мальчики! (поет учитель)

– Здравствуйте! (поют мальчики)

II. Актуализация опорных знаний

Учитель: Для того чтобы узнать, как называется тема урока послушайте, как я прочту вам стихотворение, а вот как я прочту – подумайте.

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Учитель: Вам понравилось стихотворение?

Предполагаемые ответы: Невыразительно прочитано.

Учитель: А что помогает делать стихи выразительными?

Предполагаемые ответы: Знаки препинания, логические ударения во фразах.

Учитель: Сейчас я прочту стих, соблюдая ваши ответы, а вы, внимательно слушайте (читает)

И так, получилось ли у меня теперь? А что мне помогло? Как называется различное произношение в музыке?

- Верно, интонация. Именно это и будет темой нашего урока.

III. Знакомство с новой темой

- Это выражение чувств и эмоций, посредством характера музыкальных звуков.

Учитель: А теперь я вам дам задание. Перед вами фраза (Добрый день), которую нужно произнести с различной интонацией (работа с классом)

(использовать иллюстрации с изображении эмоционального состояния)

Пример: Утвердительно, вопросительно, восхищенно, радостно, зло, мечтательно, грустно, обиженно.

А может ли иметь значение интонация в письменной речи? Как она выражается?

Предполагаемые ответы: Паузы, знаки препинания.

Предполагаемые ответы: Король забыл поставить запятую.

Учитель: Видите, как от одной запятой зависит чья-то жизнь, вы согласны со мной?

Учитель: В музыкальной речи существуют свои обозначения ноты – буквы, пауза (знак молчания) – точка, чуть остановится – запятая. Отметьте, что при пении песни вместо запятой и точки берется дыхание. Все вместе исполним песню (1 куплет), соблюдая все дыхания, делая остановки. Постарайтесь выделить смысловые вершины, подчеркивая логические ударения во фразах.

Исполнение Скворушка прощается.

Осень – непогодушка, тополь пожелтел.

Вдруг на ветке скворушка песенку запел.

Ветка чуть качается, дождик не кончается.

С нами старый скворушка до весны прощается.

Учитель: что помогает сделать музыкальную речь осмысленной и выразительной?

Предполагаемые ответы: Паузы, остановки, дыхание, смысловые слова…

Учитель: Вы ответили правильно. А я сейчас и мы сделаем небольшую паузу. Вместе встанем и разомнемся, обязательно нужно улыбнуться (звучит музыкальное сопровождение)

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)

Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)

Осторожно, горячо (ходьба на месте).

(Садятся на свои места)

Послушайте его и подумайте, почему оно так называется? Учитель читает, поясняя новые слова.

Предполагаемые ответы: Лида много болтает, она постоянно торопится…

Учитель: Ребята, когда человек быстро и много говорит, как называется такая речь?

Предполагаемый ответ: Скороговорка.

Учитель: Скороговорка – это своеобразный прием произношения, она чаще всего носит шуточный характер. Вспомним 1-2 скороговорки.

Дети рассказывают скороговорки

Учитель: А если бы мы сочинили песню, какая бы она была?

Предполагаемый ответ: Быстрая…

Послушайте и скажите, как удалось композитору передать характер Лиды?

Ответы детей.

Учитель: Какими средствами музыкальной выразительности композитор пользовался?

Предполагаемый ответ: Чтобы передать болтливость, композитор использовал быстрый темп.

Учитель: именно интонационные особенности музыки раскрывают нам ее характер. Лида всячески старается показаться рассудительной и степенной девочкой, но стремительная скороговорка выдает ее неудержимую болтливость.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Эльмира Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

- Приветствуют учителя, садятся. Настраиваются на предстоящую работу.

Личностные: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Подготовка к восприятию

Слово учителя

3.Работа по теме урока

- Сегодня у нас с вами очень интересный урок. А чему мы научимся на уроке музыки, об этом мы попробуем сказать вместе.

- Чему нас учит музыка?

- Хорошо, а как вы думаете, музыка может только выражать чувства или она может еще и изображать?

- А какие картины музыка может нам нарисовать?

- Молодцы. В изобразительном искусстве картины природы называют – пейзаж, а картины, где изображен образ человека, как называется?

- Правильно. Вот мы и подошли к теме нашего урока. Кто мне сможет ее точно назвать?

- Замечательно. Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. И целью нашего урока будет: узнать, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками: масляные, акварельные, гуашь. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными.

- А теперь вспомните наше музыкальное приветствие. Мелодию вы слышали впервые или она уже вам знакома? (Если не вспомнили, вкл. фрагмент).

- А вы знаете кто автор этого стихотворения и кто композитор?

- Молодцы. Все внимательно слушали, а теперь попробуем ответить на поставленный вопрос.

При жизни Глинки в России была построена первая железная дорога. Это было в 1837 году. Первый поезд прошел всего тридцать километров — от Петербурга до Царского Села (теперь мы сказали бы — от Ленинграда до Пушкина), но это же был первый поезд! И вызвало это событие весьма большой энтузиазм и волнение во всех кругах русского общества.


А вот вторая мелодия — широкая, как настоящая раздольная русская песня. В этой мелодии звучит вся ширь дивной русской природы, ее поля, луга и леса, звучит в ней и широкая, открытая душа русского народа.

С великолепным мастерством сопровождает Глинка эту мелодию-песню, точно так же как и первую мелодию-скороговорку, непрерывным, ни на секунду не прекращающимся фортепьянным аккомпанементом, в котором слышится четкое, быстрое движение — словно стук колес движущегося поезда…

Это Вовка выдумал,

Что болтунья Лида, мол,

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда.

И пошла, и пошла:

Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок, мне петь охота,

За кружок по рисованью

Тоже все голосовали,

А Марья Марковна сказала,

Когда я шла вчера из зала:

Драмкружок, кружок по фото —

Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,

Один какой-нибудь кружок…

и болтает, и болтает — никто и ничто остановить ее не может.

Так тонко воспроизвел Прокофьев в своей музыке речь болтуньи-трещотки, что без смеха ее просто немыслимо слушать… Вот как опять речь вторглась в музыку и объединилась с песней.

Ночной поезд

Ночной поезд У нас был свой клуб в репетиционной комнате в подвале дома на Жеррар-стрит, и в тех редких случаях, когда субботним вечером мы оказывались в городе, то организовывали рэйвы на целую ночь. Мы с Миком Маллиганом первыми начали этим заниматься. Хотя сегодня

Поезд идет на восток

Как Малахим на поезд опоздал

Как Малахим на поезд опоздал Поехал как-то Малахим по каким-то делам в тот город, где жили родственники жены, и решил пойти к ним в гости. Обрадовались родственники и говорят:– Никуда не уходи. – Я должен ночью ехать, билет в кармане, – отвечает Малахим.– Жена будет

Поезд идет на восток

Поезд идет на восток 5 октября. Впервые пущен Восточный экспресс (1883)5 октября 1883 года бельгийский инженер Жорж Нагельмакерс и сорок приглашенных им путешественников уселись в вагоны класса люкс, произведенные фирмой La Compagnie Internationale des Wagons-Lits, и отправились в Бухарест.

Поезд опоздал, но я пришел вовремя

Шаг первый

Шаг первый Ждать не пришлось. Сейчас произойдет событие, которое перевернет всю дальнейщую судьбу Гамлета. – Почтенье, принц!– Рад вас здоровым видеть, Гораций! Верить ли своим глазам?Что это? Встреча близких друзей? – Hичуть. Так можно встретить человека знакомого, но с

500
500
500
500
500
500

Агния Барто Болтунья Что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок - мне петь охота, За кружок по рисованью Тоже все голосовали. А Марья Марковна сказала, Когда я шла вчера из зала: "Драмкружок, кружок по фото Это слишком много что-то. Выбирай себе, дружок, Один какой-нибудь кружок".

Агния Барто Болтунья Ну, я выбрала по фото. Но мне еще и петь охота, И за кружок по рисованью Тоже все голосовали. А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! Я теперь до старости В нашем классе староста. А чего мне хочется? Стать, ребята, летчицей. Поднимусь на стратостате. Что такое это, кстати? Может, это стратостат, Когда старосты летят? А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!

Агния Барто Болтунья У меня еще нагрузки По-немецки и по-русски. Нам задание дано - Чтенье и грамматика. Я сижу, гляжу в окно И вдруг там вижу мальчика. Он говорит: "Иди сюда, Я тебе ирису дам". А я говорю: "У меня нагрузки По-немецки и по-русски". А он говорит: "Иди сюда, Я тебе ирису дам". А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда!

Сергей Прокофьев - композитор русский и советский композитор, пианист, дирижёр и педагог. Один из наиболее значимых композиторов XX века, автор 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов, многочисленных произведений вокальной и инструментальной музыки, музыки для кинофильмов и спектаклей.

Читайте также: