Программа внеурочной деятельности в коррекционной школе 8 вида по фгос

Обновлено: 06.07.2024

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1,2 – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001,2013. (6-9 классы)

Программа классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49 по МКБ -10) "Особый ребенок" Пермь, 2010, ПКИПРО.(6-9 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью "Ты тоже родился в России" (Авторы: Маланина Любовь Павловна, Зам. директора по ВР, Пивоварова Галина Геннадьевна, Руководитель МО воспитателей)

АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант

класс файл
1 дополнительный русский язык, чтение файл; математика файл; речевая практика файл; мир природы и человека файл; ручной труд файл; рисование файл; АФК файл; физкультура файл; музыка файл; ритмика файл
1 класс Рабочая программа 1 кл (все предметы) файл; АФК файл; музыка файл; ритмика файл; физкультура файл;
2 класс Рабочая программа 2 кл (все предметы) файл; АФК файл; физкультура файл; музыка файл; ритмика файл;
3 класс Рабочая программа 3 кл (все предметы) файл; АФК файл; физкультура файл; музыка файл; ритмика файл
4 класс Рабочая программа 4 класс (все предметы) файл ; АФК файл; физкультура файл; музыка файл; ритмика файл;
5 класс АФК файл; физкультура файл; швейное дело файл; русский язык файл; чтение (литературное чтение) файл; математика файл; природоведение файл; ОСЖ файл; с/х труд файл;столярное дело файл; ИЗО файл; музыка файл; ритмика файл; ВД файл;

АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант

Домоводство файл; ИЗО файл; Коррекционно-развивающие занятия файл; Математические представления файл; Окружающий природный мир файл; Предметно-практические действия файл; Речь и альтернативная коммуникация файл; Окружающий социальный мир файл; Человек файл; АФК файл,

Домоводство файл; ИЗО файл; Коррекционно-развивающие занятия файл; Математические представления файл; Окружающий природный мир файл; Предметно-практические действия файл; Речь и альтернативная коммуникация файл; Окружающий социальный мир файл; Человек файл; АФК файл,

АОП для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) (вариант 8.3)

класс файл
1 дополнительный русский язык файл; математика файл; чтение файл; речевая практика файл; мир природы и человека файл; ручной труд файл; рисование файл; музыка файл; ритмика файл
1 класс Рабочая программа 1 кл (все предметы) файл; музыка файл; ритмика файл

АОП для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) (вариант 8.4)

- все дети обучаются на дому по СИПР

АООП обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

класс файл
6 класс письмо и развитие речи файл; чтение и развитие речи файл; СБО файл; география файл; биология файл; физкультура файл; швейное дело файл; столярное дело файл; ИЗО файл; музыка файл; математика (тит.лист) файл;
7 класс письмо и развитие речи файл; чтение и развитие речи файл; математика файл; история файл; биология файл; география файл; СБО файл; физкультура файл; столярное дело файл; швейное дело файл; ИЗО файл; музыка файл
8 класс письмо и развитие речи файл; чтение и развитие речи файл; математика файл; география файл; история файл; биология файл; обществознание файл; СБО файл; столярное дело файл; физкультура файл; швейное дело файл; музыка файл
9 класс письмо и развитие речи файл; чтение и развитие речи файл; математика файл; география файл; история файл; биология файл; обществознание файл; СБО файл; столярное дело файл; физкультура файл; швейное дело файл

Практики, предусмотренные АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В соответствии с АООП О УО, на основании Базисного учебного плана, утвержденного Министерством образования РФ, от 10.04.2002г., №29/2065-П предусматривается трудовая практика в 6-9 классах в количестве от 10 до 20 дней

АООП обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа 7 кл (все предметы) файл; ЛФК файл; Физкультура файл

Письмо файл; Счёт файл; Чтение файл; рисование файл; СБО файл; ХБТ и привитие навыков самообслуживания файл; Труд файл; ЛФК файл; физкультура файл

Письмо файл; Счёт файл; Чтение файл; СБО файл; ЛФК файл;

ХБТ и привитие навыков самообслуживания файл; Труд файл; физкультура файл

Нажмите, чтобы узнать подробности


2 016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Современные дети воспитываются в условиях деформированного процесса социализации: в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения учащегося в различные виды практической деятельности; в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта. Всё это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.

Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, а так же усвоению правил поведения предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности. Это обусловлено проблемами вхождения школьника в социальную среду, усвоения социального опыта школьника.

Занятия окажут помощь в расширении знаний об окружающем мире, в обогащении активного и пассивного словаря учащихся, в повышении уровня культуры в целом, в умении самостоятельно использовать свои знания в жизни.

Занятия способствуют адаптации учащихся к взрослой жизни, способствуют коррекции мышления, развивают внимание, память, формируют нравственные нормы и положительные качества личности.

- принцип целенаправленности педагогического процесса;

- принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- принцип систематичности и последовательности в обучении;

- принцип сознательности и активности в обучении;

- принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения;

- принцип создания положительного эмоционального фона в обучении.

Данная программа состоит из 3 модулей.

1. Искусство общения.

3. Основы жизнеобеспечения.

Цель и задачи обучения, воспитания и развития учащихся по реализуемому направлению внеурочной деятельности.

Цель программы:

- формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом через самопознание, общение, деятельность;

Задачи:

- дать учащимся знания об искусстве человеческих взаимоотношений;

- учить ребят самостоятельно ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, правильно проявлять свои чувства и эмоции, адекватно реагировать на слова и поступки других людей;

- сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, представителям противоположного пола, сверстникам и взрослым людям;

- развивать у учащихся навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;

- корректировать у детей нежелательные черты характера и нарушенные формы поведения;

- воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других;

- познакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- воспитывать ответственное отношение к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства.

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам адаптированной основной общеобразовательной программы, которая реализуется в школе-интернате: создание комплексной системы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), обеспечивающей определённой суммой общеобразовательных знаний, умений и навыков с целью подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с психофизическими возможностями.

Связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности).

Особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности.

Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7 – 12 лет).

Внеурочная деятельность осуществляется в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.

Место проведения занятий: класс, библиотека, экскурсии.

Формы проведения занятий: комбинированные и практические занятия, познавательная беседа, этическая беседа, профилактическая беседа игра-беседа, игра-занятие, игра - занятие с элементами рисования, занятия с использованием художественных средств выразительности, игры (сюжетно-ролевая, ситуационная), экскурсия, просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов, детских передач.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- практический - проведение игр (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихс::

- объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Методы воспитания:

- меты формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности;

- приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная ига, эмоциональное воздействие, поощрение);

- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Количество часов и их место в учебном плане.

Программа рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятие в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года (1-4 класс):

1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.

На I уровне учащиеся получают представление:

- о биополярных качествах личности и нравственных нормах поведения;

- своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

- конфликтах и способах их разрешения;

- основных моделях коммуникативного поведения;

- правилах поведения в различных ситуациях: в школе, магазине, на улице, на транспорте и др.;

На II уровне:

- соблюдает личную неприкосновенность и достоинство других, нравственные нормы поведения;

- умеет анализировать поступки свои и других людей;

- способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

- владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

- адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения и т.д.

На III уровне приобретает опыт:

- использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

- адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

- адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;

- взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Формирование базовых учебных действий.

Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у учащегося личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей социальной деятельности и управление ею. К ним относятся:

- способность учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;

- умение контролировать и оценивать свои поступки, вносить коррективы в своё поведение на основе оценки учёта характера ошибок;

- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

Личностные универсальные учебные действия:

- положительное отношение к учению;

- желание приобретать новые знания;

- способность оценивать свои действия;

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- работать по плану;

- организовывать свое рабочее место с помощью учителя;

- адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные универсальные учебные действия:

- о биополярных качествах личности и нравственных нормах поведения;

- о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

- о конфликтах и способах разрешения;

- основных моделях коммуникативного поведения;

- о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в транспорте и др.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- вести диалог с учителем и одноклассниками;

- слушать и отвечать на вопросы других;

- высказывать свою точку зрения;

- работать в парах и рабочих группах.

Формы учёта знаний, умений, системы контролирующих материалов

для оценки планируемых результатов освоения программы.

Формы учёта знаний, умений: фронтальные, индивидуальные.

Методы текущего контроля: наблюдение за поведением учеников в разных жизненных ситуациях, устный фронтальный опрос, беседа, беседа с родителями.

Формой подведения итогов:

- контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

- взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;

- текущая оценка педагогом деятельности учащихся;

- итоговый контроль проводится в конце каждого направления в форме игры, викторины, упражнения-игры.

Программа внеурочной работы

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся с ОВЗ. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся с ОВЗ в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося с ОВЗ, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Посещая внеурочные занятия, учащиеся адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается программный материал. На занятиях раскрываются у учащихся с ОВЗ такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Программа внеурочной деятельности реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя учащимся раскрыть свои творческие способности и интересы, с учетом особенностей психического и физического развития и состояния здоровья учащегося с ОВЗ.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

Цель внеурочной деятельности - создание условий для достижения учащимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Задачи внеурочной деятельности:

1. Корректировать компоненты психофизического, интеллектуального, личностного развития учащихся с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

2. Развивать активность, самостоятельность и независимость в повседневной жизни; трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость;

3. Формировать основы нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, эстетические потребности, ценности и чувства, положительное отношение к базовым общественным ценностям, навыков социального общения людей.

4. Расширить представления учащихся о мире и о себе, его социальном опыте;

Основные принципы программы

1. Включение учащихся с ОВЗ в активную деятельность.

2. Доступность и наглядность.

3. Связь теории с практикой.

4. Учёт возрастных особенностей.

5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

6. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Нормативно – правовой базой для составления и реализации рабочей программы являются:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. №1599.

5. Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН) от 20 декабря 1971 года.

6. Концепция адаптированной образовательной программы (в соответствии с ч. 1 ст. 79 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации)

7. Конвенция о правах ребенка (ООН) от 20 ноября 1989 года.

8. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.

Программа воспитания обучающихся, воспитанников специальной ( коррекционной ) общеобразовательной школы-интерната VIII вида раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.


Оценить 10315 0

Адаптированная рабочая программа

по внеурочной деятельности

Малюкова Анна Сергеевна

2014-2015 уч. год

Нормативно-правовая и документальная основа.

Формы и методы реализации программы.

Направления воспитательной работы.

Охрана здоровья и физического развития. Тематическое планирование (34 часа)

Полоролевое воспитание. Тематическое планирование (34часа)

Творческое направление. Тематическое планирование (34часа).

Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание.

Тематическое планирование (34 часа)

Предполагаемые результаты программы:

Материально- техническая база.

Нормативно-правовая и документальная основа.

Нормативно-правовую базу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью составляют:

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;

Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,

Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

Устав образовательной организации.

Пояснительная записка.

Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития учащиеся коррекционной школы VIII вида отличаются проблемами эмоционально – личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально – нормативные модели поведения.

Программа воспитания школы-интерната определяет содержание и механизмы развития и проявления учащимися своих личностных качеств, формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и творческой реализации своих возможностей. Позиция педагогического коллектива заключается в том, что выпускники нашей школы должны обладать личностными качествами, которые могут быть востребованы и сегодня, и завтра; выпускники должны вписываться в социальную среду. В воспитании все главное – и урок, и внеурочная деятельность, и развитие творческих способностей, и взаимоотношения воспитанников в коллективе. Исходя из этого, нужно отметить, что воспитательная система воплощает в себя совокупную деятельность школы, которая реализуется в двух сферах: в процессе обучения и во внеклассной образовательной сферах.

Социально экономическая ситуация оказывает существенное влияние на школу, которая сегодня, решая ряд сложнейших задач, обеспечивает социальную защиту детей и удовлетворяет все образовательные потребности и запросы, способствует гражданскому воспитанию учащихся.

Программа воспитания обучающихся, воспитанников специальной ( коррекционной ) общеобразовательной школы-интерната VIII вида раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.

Школа-интернат считает своей основной миссией адаптацию и социализацию обучающихся кжизни в современном обществе на основе становления личности Исходя из неоднородности, контингента обучающихся, воспитанников главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

В основу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостьюпредполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.

Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностныйподход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостьюшкольного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

Основная цель программы – системное многоканальное содействие формированию ценностной сферы обучающихся, воспитанников посредством создания условий для последовательного освоения ребенком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации обучающихся, воспитанников.

Задачи программы:

- формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, на основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;

- развитие эмоционально – волевой сферы;

- освоение навыков работы в коллективе;

- развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.

- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

- воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

- создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с дефектом;

- организация воспитательного процесса в плане развития механизмов продуктивного общения и освоения и усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения;

- коррекция высших психических функций: памяти, мышления, внимания, речи и т.д.;

- коррекция эмоционально-волевой сферы.

Методы и формы реализации программы:

Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяется образовательной организацией:

- Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры

- Индивидуальные и групповые беседы

- Деловые сюжетно-ролевые игры- Трудовые десанты, дежурство

- Общешкольные линейки, праздники, утренники, внеклассные мероприятия

- Уроки физкультуры, спортивные, оздоровительно-познавательные праздники, соревнования, утренняя гимнастика, физкультминутки

- Ежедневные прогулки на свежем воздухе

- Уроки социально-бытовой ориентировки, обслуживающего и хозяйственно-бытового труда, дежурство по школе, столовой.

- Выставки детского творчества

- Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

- Доступность и наглядность.

- Связь теории с практикой.

- Учёт возрастных, физических и психологических особенностей.

- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

При проведении занятий используются как традиционные, так и нетрадиционные приемы и методы для более глубокого и эмоционального усвоения знаний:

Наглядные – показ видеофильмов, таблиц, презентаций и т. д.

Словесные – рассказ, объяснение, беседа, лекция, чтение стихов, афоризмов о здоровье, прослушивание музыкальных произведений по данной тематике, дискуссии, диспуты,

Практические – диагностические тесты, вопросы викторин, решение кроссвордов, ролевые, деловые, образовательные игры, психогимнастические упражнения, несложные опыты и наблюдения, аутотренинги, разучивание комплекса упражнений для коррекции и профилактики различных отклонений, составление памяток, листовок, плакатов по профилактике вредных привычек.

На занятиях используются: плакаты, таблицы, фотографии, рисунки, памятки о здоровом образе жизни.

Упражнения и задания построены таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем участникам группы одновременно.

В обучении применяются теле и видеоаппаратура, магнитофон, спортивные тренажеры, мячи и другое необходимое спортивное и медицинское оборудование.

Направления воспитательной работы.

Воспитательная работа с подростками осуществляется по 6 основным направлениям, каждое направление рассчитано на 34 часа:

- охрана здоровья и физическое развитие;

- профессиональное самоопределение и трудовое воспитание;

Программа рассчитана на один год и имеет свое специфическое содержание, обусловленное особенностями подросткового возраста.

Условия реализации программы:

Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 34 занятий по каждому из направлений за 1 год обучения. Каждая встреча рассчитана на 30–40 минут в зависимости от эмоционального состояния и физического самочувствия участников. Продолжительность занятий может быть увеличена или уменьшена по желанию ведущего в зависимости от перечисленных выше факторов.

Основные направления воспитательной работы в школе:

Коррекция недостатков интеллектуального развития учащихся и активизация познавательной деятельности.

Формирование навыков межличностного общения и культуры поведения на основе коллективных дел.

Физическое воспитание. Охрана здоровья.

Трудовое воспитание. Профориентация.

Гражданско-патриотическое, нравственно – этическое воспитание.

Художественно-эстетическое. Экологическое воспитание.

Традиционные праздники школы-интерната.

Содержание программы

Нравственное воспитание.

- Развивать сознательное отношение к своим поступкам;
- Прививать культуру общения, коммуникационные умения:
- Формирование гражданского отношения к себе и окружающим.

- Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

- Формирование гражданского отношения к Отечеству.

- Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения и уважения к национальным традициям.

- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

- элементарные представления о роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- представления о правилах этики, культуре речи;

- стремление избегать плохих поступков, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; - отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости и т.д.

Прогнозируемый результат.

Воспитанники должны знать:

О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.

О стремлении к самосовершенствованию.

О культуре поведения и общения.

Воспитанники должны уметь:

Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.

Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.

Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.

Кол-во часов

Учебно-методическое

сопровождение

1.Знакомство с самим собой.

2. Профилактика асоциального поведения.

3. Гражданско-патриотическое воспитание.

1.Мир моих способностей.

2. Азбука вежливости.

4.Скажи кто твой друг и …

5. Я среди людей, люди вокруг меня.

6. Чувство взрослости. Что такое?

8. Как организовать свой досуг, мое свободное время.

9. Совесть и честность.

11. Как избежать проблем в учебе.

12. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

1. Как я могу повлиять на поступки моих сверстников?

3. Как строить свои отношения с теми, кто не похож на вас.

4. Умение управлять собой.

5. Вирус сквернословия.

6. Конфликтные ситуации. Как найти выход?

7. Дисциплина и умение держать слово.

8. Как ладить с людьми.

9. Самовоспитание. Цели самосовершенствования.

1.Когда жизнь теряет смысл?

2. Мы выбираем жизнь.

1. Я гражданином быть обязан.

2. Мораль и закон.

3. Административная и уголовная ответственность.

4. Армия и военный призыв.

5. Семья в жизни человека.

6. Правонарушения и преступления.

7. Ответственность несовершеннолетних.

8. Конституционные права и обязанности граждан.

9. Правовая культура человека.

10. Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?

Технические средства обучения

Учебно-методическая литература (методические разработки)

Охрана здоровья и физического развития.

Профилактика, сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

- Прививать интерес к занятиям спортом, стремление к здоровому образу жизни;
потребность к ведению здорового образа жизни;
- Создавать условия для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся

- Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

- Воспитывать навыки здорового образа жизни, саморегуляции и управления стрессом через систему коррекционных упражнений;

- Формировать устойчивого интереса у детей к занятиям спортом через вовлечение воспитанников в занятия спортивных секций, организацию спортивных мероприятий и спортивных часов;

- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;

- Систематизация знаний воспитанников по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, заболеваний, передающихся половым путем;

Ожидаемые результаты

Обучающиеся должны знать:

Что здоровье – это бесценный дар, который постоянно надо беречь и приумножать;

Понимать значение спорта и физкультуры для организма;

Владеть основами знаний о телосложении, функциях основных органов, индивидуальных особенностях строения и развития организма;

Быть знакомыми с симптомами основных инфекционных заболеваний и мерами их профилактики;

Изучить терминологию, связанную с проблемой здоровья, в том числе ВИЧ и инфекций, передающихся половым путем.

Обучающиеся должны усвоить:

Правила безопасного поведения, в том числе и сексуального;

Некоторые способы коррекции отклонения в здоровье;

Принципы здорового образа жизни;

Воспитанники должны уметь:

Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях;

Выполнять доступные виды закаливания;

Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма.

Соблюдать правила питания;

Выполнять гигиенические процедуры;

Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ.

Количество часов

Учебно-методическое

сопровождение

1. Мой организм и режим.

2. Здоровое питание.

3. Вредные привычки.

4. Спорт и Я.

1. Мои физические показатели. Взаимозависимость здоровья и физических показателей.

2. Режим как основа здоровья.

3. Беседа с детьми о правилах выполнения личной гигиены.

4. Сон как основа хорошего самочувствия.

5. Укрепляй здоровье смолоду. Что ты знаешь о витаминах?

6. Режим и как его соблюдать. Сделал дело- гуляй смело.

9. Что такое ЗОЖ? Закаливание.

10. Опасный секс.

13. Чистота – залог здоровья.

1. Продукты питания.

2. Основные приёмы обработки продуктов питания.

3. Режим питания и культура поведения за столом.

4. Приготовление простейших блюд.

5. Посуда и столовые приборы.

6. Правильный рацион питания.

7. Сервировка стола. Уборка стола после еды. Мытьё посуды.

2. О вреде курения.

3. О вреде алкогольной зависимости.

4. Стресс - неизбежная часть жизни.

5. СПИД и венерические болезни.

6. Здоровье. Как его сохранить?

1. Весёлые старты.

2. Викторина: Спорт, молодость, здоровье.

3. А ну-ка мы! (спортивные состязания)

4. Экскурсии, прогулки во все время года.

Технические средства обучения

Учебно-методическая литература (методические разработки)

Полоролевое воспитание.

- Формирование представлений о семейных ценностях.

- Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.

- Овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;

- Правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе

- формировать у учащихся потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия.

- формировать представления о семье, ее роли в жизни человека;

- формировать представление о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;

- обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

- формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;

- сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;

- способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи

Требования к знаниям и умениям учащихся:

- Учащиеся должны знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание собственной семьи.

- Учащиеся должны понимать и уметь объяснить, какие условия необходимы для вступления в брак.

- Учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни.

- Учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, знать основы семейного законодательства. - Уметь объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства.

Формы реализации задач:

Изучение психологических особенностей подростков (диагностика, наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования, анкетирование, мини исследования);

Читайте также: