Программа внеурочной деятельности в коррекционной школе 8 вида по фгос
Обновлено: 06.07.2024
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1,2 – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001,2013. (6-9 классы)
Программа классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49 по МКБ -10) "Особый ребенок" Пермь, 2010, ПКИПРО.(6-9 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью "Ты тоже родился в России" (Авторы: Маланина Любовь Павловна, Зам. директора по ВР, Пивоварова Галина Геннадьевна, Руководитель МО воспитателей)
АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант
класс | файл |
1 дополнительный | русский язык, чтение файл; математика файл; речевая практика файл; мир природы и человека файл; ручной труд файл; рисование файл; АФК файл; физкультура файл; музыка файл; ритмика файл |
1 класс | Рабочая программа 1 кл (все предметы) файл; АФК файл; музыка файл; ритмика файл; физкультура файл; |
2 класс | Рабочая программа 2 кл (все предметы) файл; АФК файл; физкультура файл; музыка файл; ритмика файл; |
3 класс | Рабочая программа 3 кл (все предметы) файл; АФК файл; физкультура файл; музыка файл; ритмика файл |
4 класс | Рабочая программа 4 класс (все предметы) файл ; АФК файл; физкультура файл; музыка файл; ритмика файл; |
5 класс | АФК файл; физкультура файл; швейное дело файл; русский язык файл; чтение (литературное чтение) файл; математика файл; природоведение файл; ОСЖ файл; с/х труд файл;столярное дело файл; ИЗО файл; музыка файл; ритмика файл; ВД файл; |
АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант
Домоводство файл; ИЗО файл; Коррекционно-развивающие занятия файл; Математические представления файл; Окружающий природный мир файл; Предметно-практические действия файл; Речь и альтернативная коммуникация файл; Окружающий социальный мир файл; Человек файл; АФК файл,
Домоводство файл; ИЗО файл; Коррекционно-развивающие занятия файл; Математические представления файл; Окружающий природный мир файл; Предметно-практические действия файл; Речь и альтернативная коммуникация файл; Окружающий социальный мир файл; Человек файл; АФК файл,
АОП для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) (вариант 8.3)
класс | файл |
1 дополнительный | русский язык файл; математика файл; чтение файл; речевая практика файл; мир природы и человека файл; ручной труд файл; рисование файл; музыка файл; ритмика файл |
1 класс | Рабочая программа 1 кл (все предметы) файл; музыка файл; ритмика файл |
АОП для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) (вариант 8.4)
- все дети обучаются на дому по СИПР
АООП обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
класс | файл |
6 класс | письмо и развитие речи файл; чтение и развитие речи файл; СБО файл; география файл; биология файл; физкультура файл; швейное дело файл; столярное дело файл; ИЗО файл; музыка файл; математика (тит.лист) файл; |
7 класс | письмо и развитие речи файл; чтение и развитие речи файл; математика файл; история файл; биология файл; география файл; СБО файл; физкультура файл; столярное дело файл; швейное дело файл; ИЗО файл; музыка файл |
8 класс | письмо и развитие речи файл; чтение и развитие речи файл; математика файл; география файл; история файл; биология файл; обществознание файл; СБО файл; столярное дело файл; физкультура файл; швейное дело файл; музыка файл |
9 класс | письмо и развитие речи файл; чтение и развитие речи файл; математика файл; география файл; история файл; биология файл; обществознание файл; СБО файл; столярное дело файл; физкультура файл; швейное дело файл |
Практики, предусмотренные АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В соответствии с АООП О УО, на основании Базисного учебного плана, утвержденного Министерством образования РФ, от 10.04.2002г., №29/2065-П предусматривается трудовая практика в 6-9 классах в количестве от 10 до 20 дней
АООП обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа 7 кл (все предметы) файл; ЛФК файл; Физкультура файл
Письмо файл; Счёт файл; Чтение файл; рисование файл; СБО файл; ХБТ и привитие навыков самообслуживания файл; Труд файл; ЛФК файл; физкультура файл
Письмо файл; Счёт файл; Чтение файл; СБО файл; ЛФК файл;
ХБТ и привитие навыков самообслуживания файл; Труд файл; физкультура файл
2 016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Современные дети воспитываются в условиях деформированного процесса социализации: в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного включения учащегося в различные виды практической деятельности; в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта. Всё это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.
Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, а так же усвоению правил поведения предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности. Это обусловлено проблемами вхождения школьника в социальную среду, усвоения социального опыта школьника.
Занятия окажут помощь в расширении знаний об окружающем мире, в обогащении активного и пассивного словаря учащихся, в повышении уровня культуры в целом, в умении самостоятельно использовать свои знания в жизни.
Занятия способствуют адаптации учащихся к взрослой жизни, способствуют коррекции мышления, развивают внимание, память, формируют нравственные нормы и положительные качества личности.
- принцип целенаправленности педагогического процесса;
- принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
- принцип сознательности и активности в обучении;
- принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения;
- принцип создания положительного эмоционального фона в обучении.
Данная программа состоит из 3 модулей.
1. Искусство общения.
3. Основы жизнеобеспечения.
Цель и задачи обучения, воспитания и развития учащихся по реализуемому направлению внеурочной деятельности.
Цель программы:
- формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом через самопознание, общение, деятельность;
Задачи:
- дать учащимся знания об искусстве человеческих взаимоотношений;
- учить ребят самостоятельно ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, правильно проявлять свои чувства и эмоции, адекватно реагировать на слова и поступки других людей;
- сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, представителям противоположного пола, сверстникам и взрослым людям;
- развивать у учащихся навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;
- корректировать у детей нежелательные черты характера и нарушенные формы поведения;
- воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других;
- познакомить с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитывать ответственное отношение к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам адаптированной основной общеобразовательной программы, которая реализуется в школе-интернате: создание комплексной системы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), обеспечивающей определённой суммой общеобразовательных знаний, умений и навыков с целью подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с психофизическими возможностями.
Связь содержания программы с учебными предметами (единство учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности).
Особенности реализации программы: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности.
Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей младшего школьного возраста (7 – 12 лет).
Внеурочная деятельность осуществляется в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Место проведения занятий: класс, библиотека, экскурсии.
Формы проведения занятий: комбинированные и практические занятия, познавательная беседа, этическая беседа, профилактическая беседа игра-беседа, игра-занятие, игра - занятие с элементами рисования, занятия с использованием художественных средств выразительности, игры (сюжетно-ролевая, ситуационная), экскурсия, просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов, детских передач.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- практический - проведение игр (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихс::
- объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие учащихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Методы воспитания:
- меты формирования сознания личности (рассказ, беседа, метод примера);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности;
- приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная ига, эмоциональное воздействие, поощрение);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Количество часов и их место в учебном плане.
Программа рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятие в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
На I уровне учащиеся получают представление:
- о биополярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
- своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
- конфликтах и способах их разрешения;
- основных моделях коммуникативного поведения;
- правилах поведения в различных ситуациях: в школе, магазине, на улице, на транспорте и др.;
На II уровне:
- соблюдает личную неприкосновенность и достоинство других, нравственные нормы поведения;
- умеет анализировать поступки свои и других людей;
- способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
- владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
- адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения и т.д.
На III уровне приобретает опыт:
- использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
- адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
- адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
- взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Формирование базовых учебных действий.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у учащегося личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей социальной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- умение контролировать и оценивать свои поступки, вносить коррективы в своё поведение на основе оценки учёта характера ошибок;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- работать по плану;
- организовывать свое рабочее место с помощью учителя;
- адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные универсальные учебные действия:
- о биополярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
- о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
- о конфликтах и способах разрешения;
- основных моделях коммуникативного поведения;
- о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в транспорте и др.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- вести диалог с учителем и одноклассниками;
- слушать и отвечать на вопросы других;
- высказывать свою точку зрения;
- работать в парах и рабочих группах.
Формы учёта знаний, умений, системы контролирующих материалов
для оценки планируемых результатов освоения программы.
Формы учёта знаний, умений: фронтальные, индивидуальные.
Методы текущего контроля: наблюдение за поведением учеников в разных жизненных ситуациях, устный фронтальный опрос, беседа, беседа с родителями.
Формой подведения итогов:
- контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
- взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
- текущая оценка педагогом деятельности учащихся;
- итоговый контроль проводится в конце каждого направления в форме игры, викторины, упражнения-игры.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся с ОВЗ. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся с ОВЗ в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося с ОВЗ, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Посещая внеурочные занятия, учащиеся адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается программный материал. На занятиях раскрываются у учащихся с ОВЗ такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Программа внеурочной деятельности реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя учащимся раскрыть свои творческие способности и интересы, с учетом особенностей психического и физического развития и состояния здоровья учащегося с ОВЗ.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
Цель внеурочной деятельности - создание условий для достижения учащимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Корректировать компоненты психофизического, интеллектуального, личностного развития учащихся с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
2. Развивать активность, самостоятельность и независимость в повседневной жизни; трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость;
3. Формировать основы нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, эстетические потребности, ценности и чувства, положительное отношение к базовым общественным ценностям, навыков социального общения людей.
4. Расширить представления учащихся о мире и о себе, его социальном опыте;
Основные принципы программы
1. Включение учащихся с ОВЗ в активную деятельность.
2. Доступность и наглядность.
3. Связь теории с практикой.
4. Учёт возрастных особенностей.
5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
6. Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Нормативно – правовой базой для составления и реализации рабочей программы являются:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. №1599.
5. Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН) от 20 декабря 1971 года.
6. Концепция адаптированной образовательной программы (в соответствии с ч. 1 ст. 79 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации)
7. Конвенция о правах ребенка (ООН) от 20 ноября 1989 года.
8. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.
Программа воспитания обучающихся, воспитанников специальной ( коррекционной ) общеобразовательной школы-интерната VIII вида раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.
Оценить 10315 0
Адаптированная рабочая программа
по внеурочной деятельности
Малюкова Анна Сергеевна
2014-2015 уч. год
Нормативно-правовая и документальная основа.
Формы и методы реализации программы.
Направления воспитательной работы.
Охрана здоровья и физического развития. Тематическое планирование (34 часа)
Полоролевое воспитание. Тематическое планирование (34часа)
Творческое направление. Тематическое планирование (34часа).
Профессиональное самоопределение и трудовое воспитание.
Тематическое планирование (34 часа)
Предполагаемые результаты программы:
Материально- техническая база.
Нормативно-правовая и документальная основа.
Нормативно-правовую базу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью составляют:
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью;
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Устав образовательной организации.
Пояснительная записка.
Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития учащиеся коррекционной школы VIII вида отличаются проблемами эмоционально – личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально – нормативные модели поведения.
Программа воспитания школы-интерната определяет содержание и механизмы развития и проявления учащимися своих личностных качеств, формирование их индивидуальности, способностей к нравственной и творческой реализации своих возможностей. Позиция педагогического коллектива заключается в том, что выпускники нашей школы должны обладать личностными качествами, которые могут быть востребованы и сегодня, и завтра; выпускники должны вписываться в социальную среду. В воспитании все главное – и урок, и внеурочная деятельность, и развитие творческих способностей, и взаимоотношения воспитанников в коллективе. Исходя из этого, нужно отметить, что воспитательная система воплощает в себя совокупную деятельность школы, которая реализуется в двух сферах: в процессе обучения и во внеклассной образовательной сферах.
Социально экономическая ситуация оказывает существенное влияние на школу, которая сегодня, решая ряд сложнейших задач, обеспечивает социальную защиту детей и удовлетворяет все образовательные потребности и запросы, способствует гражданскому воспитанию учащихся.
Программа воспитания обучающихся, воспитанников специальной ( коррекционной ) общеобразовательной школы-интерната VIII вида раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе жизнедеятельности образовательного учреждения, направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.
Школа-интернат считает своей основной миссией адаптацию и социализацию обучающихся кжизни в современном обществе на основе становления личности Исходя из неоднородности, контингента обучающихся, воспитанников главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.
В основу разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостьюпредполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностныйподход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостьюшкольного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Основная цель программы – системное многоканальное содействие формированию ценностной сферы обучающихся, воспитанников посредством создания условий для последовательного освоения ребенком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации обучающихся, воспитанников.
Задачи программы:
- формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, на основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
- развитие эмоционально – волевой сферы;
- освоение навыков работы в коллективе;
- развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
- формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
- воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
- создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с дефектом;
- организация воспитательного процесса в плане развития механизмов продуктивного общения и освоения и усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения;
- коррекция высших психических функций: памяти, мышления, внимания, речи и т.д.;
- коррекция эмоционально-волевой сферы.
Методы и формы реализации программы:
Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяется образовательной организацией:
- Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры
- Индивидуальные и групповые беседы
- Деловые сюжетно-ролевые игры- Трудовые десанты, дежурство
- Общешкольные линейки, праздники, утренники, внеклассные мероприятия
- Уроки физкультуры, спортивные, оздоровительно-познавательные праздники, соревнования, утренняя гимнастика, физкультминутки
- Ежедневные прогулки на свежем воздухе
- Уроки социально-бытовой ориентировки, обслуживающего и хозяйственно-бытового труда, дежурство по школе, столовой.
- Выставки детского творчества
- Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных, физических и психологических особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
При проведении занятий используются как традиционные, так и нетрадиционные приемы и методы для более глубокого и эмоционального усвоения знаний:
Наглядные – показ видеофильмов, таблиц, презентаций и т. д.
Словесные – рассказ, объяснение, беседа, лекция, чтение стихов, афоризмов о здоровье, прослушивание музыкальных произведений по данной тематике, дискуссии, диспуты,
Практические – диагностические тесты, вопросы викторин, решение кроссвордов, ролевые, деловые, образовательные игры, психогимнастические упражнения, несложные опыты и наблюдения, аутотренинги, разучивание комплекса упражнений для коррекции и профилактики различных отклонений, составление памяток, листовок, плакатов по профилактике вредных привычек.
На занятиях используются: плакаты, таблицы, фотографии, рисунки, памятки о здоровом образе жизни.
Упражнения и задания построены таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем участникам группы одновременно.
В обучении применяются теле и видеоаппаратура, магнитофон, спортивные тренажеры, мячи и другое необходимое спортивное и медицинское оборудование.
Направления воспитательной работы.
Воспитательная работа с подростками осуществляется по 6 основным направлениям, каждое направление рассчитано на 34 часа:
- охрана здоровья и физическое развитие;
- профессиональное самоопределение и трудовое воспитание;
Программа рассчитана на один год и имеет свое специфическое содержание, обусловленное особенностями подросткового возраста.
Условия реализации программы:
Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 34 занятий по каждому из направлений за 1 год обучения. Каждая встреча рассчитана на 30–40 минут в зависимости от эмоционального состояния и физического самочувствия участников. Продолжительность занятий может быть увеличена или уменьшена по желанию ведущего в зависимости от перечисленных выше факторов.
Основные направления воспитательной работы в школе:
Коррекция недостатков интеллектуального развития учащихся и активизация познавательной деятельности.
Формирование навыков межличностного общения и культуры поведения на основе коллективных дел.
Физическое воспитание. Охрана здоровья.
Трудовое воспитание. Профориентация.
Гражданско-патриотическое, нравственно – этическое воспитание.
Художественно-эстетическое. Экологическое воспитание.
Традиционные праздники школы-интерната.
Содержание программы
Нравственное воспитание.
- Развивать сознательное отношение к своим поступкам;
- Прививать культуру общения, коммуникационные умения:
- Формирование гражданского отношения к себе и окружающим.
- Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.
- Формирование гражданского отношения к Отечеству.
- Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения и уважения к национальным традициям.
- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
- элементарные представления о роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- представления о правилах этики, культуре речи;
- стремление избегать плохих поступков, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; - отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости и т.д.
Прогнозируемый результат.
Воспитанники должны знать:
О человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру.
О стремлении к самосовершенствованию.
О культуре поведения и общения.
Воспитанники должны уметь:
Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
Кол-во часов
Учебно-методическое
сопровождение
1.Знакомство с самим собой.
2. Профилактика асоциального поведения.
3. Гражданско-патриотическое воспитание.
1.Мир моих способностей.
2. Азбука вежливости.
4.Скажи кто твой друг и …
5. Я среди людей, люди вокруг меня.
6. Чувство взрослости. Что такое?
8. Как организовать свой досуг, мое свободное время.
9. Совесть и честность.
11. Как избежать проблем в учебе.
12. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
1. Как я могу повлиять на поступки моих сверстников?
3. Как строить свои отношения с теми, кто не похож на вас.
4. Умение управлять собой.
5. Вирус сквернословия.
6. Конфликтные ситуации. Как найти выход?
7. Дисциплина и умение держать слово.
8. Как ладить с людьми.
9. Самовоспитание. Цели самосовершенствования.
1.Когда жизнь теряет смысл?
2. Мы выбираем жизнь.
1. Я гражданином быть обязан.
2. Мораль и закон.
3. Административная и уголовная ответственность.
4. Армия и военный призыв.
5. Семья в жизни человека.
6. Правонарушения и преступления.
7. Ответственность несовершеннолетних.
8. Конституционные права и обязанности граждан.
9. Правовая культура человека.
10. Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?
Технические средства обучения
Учебно-методическая литература (методические разработки)
Охрана здоровья и физического развития.
Профилактика, сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.
- Прививать интерес к занятиям спортом, стремление к здоровому образу жизни;
потребность к ведению здорового образа жизни;
- Создавать условия для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся
- Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
- Воспитывать навыки здорового образа жизни, саморегуляции и управления стрессом через систему коррекционных упражнений;
- Формировать устойчивого интереса у детей к занятиям спортом через вовлечение воспитанников в занятия спортивных секций, организацию спортивных мероприятий и спортивных часов;
- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;
- Систематизация знаний воспитанников по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, заболеваний, передающихся половым путем;
Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны знать:
Что здоровье – это бесценный дар, который постоянно надо беречь и приумножать;
Понимать значение спорта и физкультуры для организма;
Владеть основами знаний о телосложении, функциях основных органов, индивидуальных особенностях строения и развития организма;
Быть знакомыми с симптомами основных инфекционных заболеваний и мерами их профилактики;
Изучить терминологию, связанную с проблемой здоровья, в том числе ВИЧ и инфекций, передающихся половым путем.
Обучающиеся должны усвоить:
Правила безопасного поведения, в том числе и сексуального;
Некоторые способы коррекции отклонения в здоровье;
Принципы здорового образа жизни;
Воспитанники должны уметь:
Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях;
Выполнять доступные виды закаливания;
Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма.
Соблюдать правила питания;
Выполнять гигиенические процедуры;
Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ.
Количество часов
Учебно-методическое
сопровождение
1. Мой организм и режим.
2. Здоровое питание.
3. Вредные привычки.
4. Спорт и Я.
1. Мои физические показатели. Взаимозависимость здоровья и физических показателей.
2. Режим как основа здоровья.
3. Беседа с детьми о правилах выполнения личной гигиены.
4. Сон как основа хорошего самочувствия.
5. Укрепляй здоровье смолоду. Что ты знаешь о витаминах?
6. Режим и как его соблюдать. Сделал дело- гуляй смело.
9. Что такое ЗОЖ? Закаливание.
10. Опасный секс.
13. Чистота – залог здоровья.
1. Продукты питания.
2. Основные приёмы обработки продуктов питания.
3. Режим питания и культура поведения за столом.
4. Приготовление простейших блюд.
5. Посуда и столовые приборы.
6. Правильный рацион питания.
7. Сервировка стола. Уборка стола после еды. Мытьё посуды.
2. О вреде курения.
3. О вреде алкогольной зависимости.
4. Стресс - неизбежная часть жизни.
5. СПИД и венерические болезни.
6. Здоровье. Как его сохранить?
1. Весёлые старты.
2. Викторина: Спорт, молодость, здоровье.
3. А ну-ка мы! (спортивные состязания)
4. Экскурсии, прогулки во все время года.
Технические средства обучения
Учебно-методическая литература (методические разработки)
Полоролевое воспитание.
- Формирование представлений о семейных ценностях.
- Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
- Овладение культурой в сфере взаимоотношений полов;
- Правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе
- формировать у учащихся потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия.
- формировать представления о семье, ее роли в жизни человека;
- формировать представление о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;
- обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
- формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;
- сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;
- способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи
Требования к знаниям и умениям учащихся:
- Учащиеся должны знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание собственной семьи.
- Учащиеся должны понимать и уметь объяснить, какие условия необходимы для вступления в брак.
- Учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи, объяснить их значение в семейной жизни.
- Учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта или распада семьи, знать основы семейного законодательства. - Уметь объяснить свои претензии к партнеру, не унижая его достоинства.
Формы реализации задач:
Изучение психологических особенностей подростков (диагностика, наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования, анкетирование, мини исследования);
Читайте также:
- Чем опасна гроза для человека находящегося в природных условиях кратко обж 6 класс
- Согласны ли вы с оценкой историка свой ответ аргументируйте кратко
- Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности в доу
- Детско родительский проект в школе
- Допускается ли использование мышеловок в детском саду ук помощник ру