Допускается ли использование мышеловок в детском саду ук помощник ру

Обновлено: 06.07.2024

Наши дети — наше будущее… Это всем известная истина, особенно с учетом социальных ценностей нашего государства. Но при этом постоянно на слуху различные ЧП, которые происходят с детьми в тех или иных учреждениях образования. Кто несет за них ответственность? Как и кем обеспечивается безопасность детей, например, в стенах детских садов? Разбираемся в материале.

Кто обеспечивает безопасность и несет ответственность

Воспитанники детского сада имеют право на охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса . Обязанность создать безопасные условия лежит на учреждении образования, т.е. на его работниках, под контролем и надзором которых находятся дети . В детском саду это:

воспитатель дошкольного образования (воспитатель), который несет персональную ответственность за создание безопасных условий при организации образовательного процесса. Он должен соблюдать правила охраны жизни и здоровья детей; установленные требования пожарной безопасности и др.; должен знать основы доврачебной помощи;

помощник воспитателя, который должен знать правила и нормы охраны жизни и здоровья обучающихся; санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря; правила оказания первой медицинской помощи; правила и нормы пожарной безопасности и др.

На заметку
На практике, как правило, на одну группу воспитанников приходится два воспитателя, работающих по сменам, и один помощник воспитателя. То есть непосредственный контроль и надзор за детьми осуществляют одновременно два человека. При этом воспитатель всегда несет персональную ответственность за детей. Наряду с ним ответственность несет и помощник воспитателя, если дети остались только под его контролем, а в ночное время в детских садах с круглосуточным пребыванием детей он несет ответственность в полной мере;

заведующий детским садом, который несет ответственность за результаты деятельности учреждения образования; за жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод детей во время осуществления образовательного процесса; принимает меры по созданию для детей безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий обучения, воспитания; обеспечивает соблюдение правил и норм пожарной безопасности и др.

Обратите внимание!
Не имеют права работать с детьми лица :
— имеющие судимость — до ее погашения или снятия;
— лишенные права заниматься педагогической деятельностью;
— когда-либо совершившие преступления против половой неприкосновенности или половой свободы либо некоторые другие ;
— не прошедшие предварительный профилактический наркологический осмотр .

Таким образом, как только вы, приведя ребенка в детский сад, передали его воспитателю или его помощнику, ответственность за вашего ребенка несут сотрудники детского сада. В их зоне ответственности ребенок находится вплоть до того момента, когда он возвращается под ваш непосредственный контроль, т.е. когда вы находитесь рядом с ребенком и можете его контролировать (например, держать за руку).

Как обеспечивается безопасность

В комплексную безопасность воспитанников детских садов, как правило, включаются:

— меры по противопожарной безопасности;

— меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

— меры по обеспечению сохранности жизни и здоровья детей;

— меры по охране труда и техники безопасности;

— меры по электробезопасности;

— мероприятия гражданской обороны (обучение администрации и персонала);

— меры по антитеррористической защищенности.

За соблюдение администрацией детского сада требований безопасности в каждой из перечисленных сфер отвечают уполномоченные на то государственные органы и организации (например, отделы образования администраций районов, органы государственного пожарного надзора, государственные санитарные инспекции, органы внутренних дел и др.). В рамках своей деятельности они издают обязательные к применению правила, инструкции, положения и др. Следование этим нормам проверяется путем проведения проверок и других мероприятий. При этом родителям на практике довольно сложно убедиться в том, что все эти нормы действительно соблюдаются.

Забрать ребенка из детского сада могут только так называемые доверенные лица. И это не просто круг лиц, которых ребенок узнал и с которыми готов уйти, например родственники, соседи или знакомые. В первую очередь в число таких лиц входят законные представители ребенка, т.е. его родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители .

На заметку
На практике бывают случаи, когда воспитателю стоит проверить даже законного представителя. К примеру, родители ребенка разведены и ребенок постоянно проживает с мамой, которая всегда его забирает. В случае если за ребенком вдруг пришел папа, воспитателю рекомендуется позвонить маме и уточнить, разрешает ли она отпустить ребенка с ним.

Доверенные лица в свою очередь могут доверить забрать ребенка из детского сада и другим лицам, в частности бабушкам и дедушкам, взрослым братьям и сестрам.

На заметку
На практике, как правило, такое доверие оформляется путем написания доверенности, которая отдается воспитателю вместе с копией паспорта доверенного лица и хранится в помещении детского сада.

В некоторых детских садах оформляется специальный пропуск на каждое доверенное лицо, без которого ему не только не отдадут ребенка, но даже не пропустят на территорию детского сада.

Эта мера может помочь:

— воссоздать картину произошедшего ЧП, определить виновника, местоположение ответственных лиц;

— обнаружить детей, оставленных без присмотра;

— отследить направление движения ребенка, если он покинул территорию детского сада самостоятельно;

— выдворить с территории детского сада посторонних лиц либо опознать их по изображению, если они совершили противоправные действия, и др.

Вместе с тем организация грамотного видеонаблюдения по всей территории детского сада — это дорогостоящее мероприятие. Зачастую самим учреждениям образования такие траты не под силу. Обычно родители воспитанников детского сада или реже другие лица приобретают необходимое оборудование в качестве спонсорской помощи. Кроме того, видеокамеры и другое оборудование необходимо не только установить, но еще и обслуживать.

На заметку
Эта мера хороша при соблюдении определенных условий, в частности:
— камеры всегда должны быть в рабочем состоянии;
— есть возможность просмотра изображения на любом из входящих в систему дисплеев;
— на постоянной основе есть сотрудник, уполномоченный наблюдать за изображением с камер (сторож, охранник);
— записи с камер хранятся на сервере определенный период времени;
— есть возможность поиска изображения по дате и времени записи, а также увеличения выбранных изображений или их фрагментов, распечатки отдельных кадров и др.

Несвободный вход и выход

Эта мера может предотвратить:

— присутствие на территории посторонних лиц с неясными намерениями;

— появление на территории детского сада предметов и вещей, которые могут причинить вред ребенку (шприцы, иглы, петарды, зажигалки, битое стекло, жестяные банки и др.);

— выгул собак, которые могут напугать или укусить детей, и др.

Реализуется путем установления запирающих устройств на входах (дверях, калитках, воротах) в детский сад. Они открыты только на время прихода и ухода воспитанников, как правило, с 7 до 9 и с 16 до 19 часов. В некоторых садах осуществляется вход по звонку с ворот, когда охранник (сторож) дистанционно их открывает.

Также есть смысл установить запирающие устройства с защелкивающимся механизмом и на входах в здание детского сада. Тогда дверь будет открываться изнутри и снаружи после нажатия кнопки, которая находится на высоте роста взрослого человека. В этом случае можно предотвратить выход детей на улицу без сопровождения взрослых.

Профилактические мероприятия с участием детей

Их проводят сотрудники МЧС и ОВД в виде лекций и практических занятий с пользой для детей и взрослых. Во время мероприятий:

— расскажут о правилах обращения с огнем и пожароопасными предметами;

— научат правилам поведения на дороге и на улице;

— объяснят в доступной форме для детей, как не потеряться на улице и в толпе, как себя вести с незнакомыми людьми;

— напомнят взрослым об опасности оставления детей без присмотра и др.

Эти мероприятия проводятся как в рамках собственных акций, так и по просьбам администраций детских садов.

В XXI веке нельзя не воспользоваться высокими технологиями. Современные гаджеты не только носят развлекательную, обучающую, служебную функции, но и вполне могут помочь в опасной ситуации либо не допустить этой ситуации.

Например, умные детские часы с GPS помогут:

— отслеживать перемещение ребенка в течение дня;

— совершать ему звонки;

— оградить зону, при выходе ребенка из которой придет уведомление;

— прослушивать происходящее вокруг ребенка.

Также ребенок сам может позвонить родителям и поговорить по громкой связи либо, нажав на кнопку SOS, оповестить об опасности. Несомненный плюс в том, что часы всегда при ребенке, их не так легко потерять, как телефон, ведь они фиксируются на запястье. Кроме того, ребенок сам не сможет их выключить (по заявлению производителя), а в некоторых есть специальный датчик, который оповестит родителя при снятии часов. Такие часы можно применять с возраста 3 лет.

Пока дети находятся дома, в гостях у бабушки или гуляют во дворе, за их безопасность отвечают родители.

Но когда они на учебе или в детсаду — ответственность за их жизнь и здоровье несет образовательное учреждение. Так говорит закон об образовании.

Рассказываем, на что смотреть в образовательном учреждении и на какие законы ссылаться, чтобы по-настоящему обезопасить ребенка в детском саду или школе.

Что за безопасность такая

Безопасность образовательной организации — это такие меры, при которых детям и работникам ничего не угрожает извне. Это значит, что здание не загорится, на территорию не попадет посторонний человек, а ребенку на детской площадке ничего не упадет на голову. Эти меры обеспечивает как сама организация, так и государство.

Кто отвечает за безопасность

За безопасность в учебном заведении отвечают местные власти и администрация образовательного учреждения. А перед открытием школы или садика специальная комиссия решает, соответствует учреждение всем требованиям или нет. Если не соответствует — оно не откроется, пока все недостатки не устранят.

В каждом учебном заведении есть должностное лицо, которое отвечает за антитеррористическую защиту, противопожарную безопасность и безопасность детей в целом. Как правило, это заведующий или директор. Имя ответственного должно быть в специальном приказе, с которым родители имеют право ознакомиться.

Бывает, что администрация не считает нужным знакомить родителей с такими приказами. Но я рекомендую все же настоять на своем: так вы будете знать, что предъявлять претензии нужно не учителям и воспитателям — у них нет полномочий устранять недостатки в обеспечении безопасности, — а сразу ответственному лицу.

Все, что вы хотели знать о детях и деньгах — в нашей рассылке дважды в неделю вместе с остальными материалами о деньгах

Что должно быть в учебном заведении

Забор. Территорию образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений — если у школы и детского сада есть собственная территория.

Многие образовательные учреждения до сих пор ограждены заборами высотой 1,5—1,6 метра , как предписывали старые и уже не действующие нормативы. Родители, конечно, могут попросить сделать забор выше. Но не факт, что администрация согласится: высота ограждения нормативами не установлена.

Если забора нет вообще — жалуйтесь в прокуратуру. Если прокурорское представление на директора или заведующего не подействует, прокуратура сможет добиться восстановления ограждения через суд.

Освещение. Территории детских садов и школ должны иметь наружное электрическое освещение — уличные фонари или мощные лампы. Уровень освещенности на земле должен быть не менее 10 люкс. Это можно сравнить с тем освещением, которое дают ночью уличные фонари на тротуаре.

Просто установить светильники во дворе недостаточно. Родители могут контролировать, своевременно ли включается освещение. А если это делать забывают и на территории темно — требовать включения светильников.

Охрана, тревожная сигнализация и видеонаблюдение. В России все образовательные учреждения делятся на три категории опасности и в зависимости от категории могут по-разному обеспечить охрану.

Причем, чтобы признать садик или школу объектом первой категории, должно выполняться хотя бы одно условие, а не все сразу — например, если учеников и сотрудников больше 500 человек.

Категория опасности Теракты за последний год в регионе Сколько людей может пострадать Возможный материальный ущерб
Первая категория 3 и более более 500 более 50 млн рублей
Вторая категория менее 3 от 100 до 500 от 5 до 50 млн рублей
Третья категория нет менее 100 менее 5 млн рублей

Школы и детские сады первой и второй категории обязаны заключить договор с частными охранными организациями. Но так делают не всегда.

Объекты третьей категории могут охранять собственными силами, например нанять сторожа и вахтера. Но в любом случае там должен быть организован пропускной режим и установлены технические средства охраны, например сигнализация и видеонаблюдение.

То есть в любом образовательном учреждении независимо от категории должна быть охрана , а дети должны быть в безопасности. При этом собирать деньги на охрану с родителей нельзя.

Посмотреть, к какой категории относится учебное заведение, можно в его паспорте безопасности. Этот документ есть в каждом садике и школе, и родители имеют право с ним ознакомиться. А еще в этом паспорте можно узнать следующую информацию:

Что делать, если требования безопасности не выполняются

Жаловаться в прокуратуру. Прокурор проверит, все ли в порядке с охраной, и, если сочтет, что права детей нарушены, обратится в суд.

Такая практика является обычной. Вот пример: школа в Мурманской области должна была заключить договор с охранным предприятием, но вместо этого организовала охрану собственными силами. Прокуратура сочла, что права учащихся на безопасность нарушены, и обратилась с иском в суд.

Представитель школы в суде заявила, что никаких нарушений на самом деле нет. Есть методические рекомендации, но это только рекомендации и обязанности исполнять их у школы нет. Да и деньги на охрану в бюджет не заложены. А принудить заключить договор с охранным предприятием нельзя. И вообще, школа за свой счет поставила целых две видеокамеры снаружи и еще четыре внутри — что еще нужно для безопасности?

Но суд с представителем школы не согласился. Он изучил документы и увидел, что с 8 до 14 часов школу охраняет уборщик. Он же пропускает посетителей на территорию. И этот вахтер, уборщик и охранник — женщина пенсионного возраста. Значит, школу охраняет человек, не прошедший специального обучения.

Поэтому суд решил требования прокуратуры удовлетворить. И обязал городскую администрацию выделить деньги школе, чтобы та уже заключила договор с охранным предприятием. Так что родителям платить за охрану не пришлось.



Детские сады вернутся к прежней работе не раньше 2021 года. В условиях пандемии нужно соблюдать требования Роспотребнадзора, чтобы ослабить распространение вируса. Они актуальны не только для дошкольных учреждений, но и для школ, лагерей, кружков и детских комнат.

В статье описаны правила работы детских садов в условиях карантина, утвержденные Роспотребнадзором.

Обработка помещений

Каждое утро начинается с усиленной уборки помещения дезинфицирующими средствами. Обработка проводится до прихода детей. А раз в неделю нужно делать генеральную уборку. В течение дня важно придерживаться следующих правил:

проветривать комнаты сквозным воздухом каждые 2 часа. В это время там не должно быть детей;

во время перемен проводить дезинфекцию поверхностей - игрушек, столов и другой мебели;

использовать приборы для обеззараживания воздуха;

работники кухни должны работать в перчатках и дезинфицировать посуду и столы после каждого использования.

Важно! Дезинфицирующие средства должны быть без содержания хлора. В садике нужно хранить пятидневный запас средств для обработки.

Профилактика и обнаружение вируса

Обработка рук и измерение температуры должны стать традицией для детей и сотрудников садика. На территорию не следует пропускать родителей и посторонних.

При входе в садик ребенку измеряют температуру. Роспотребнадзор рекомендует купить бесконтактный инфракрасный градусник. Его не дезинфицируют после каждого использования, поэтому можно применять один на всех. Эта процедура “утреннего фильтра” не должна создавать скопления людей. Для этого можно установить разное время прихода для каждой группы. Второй раз меряем температуру в обед.

В садике должны стоять антисептические средства для обработки рук на видных местах - на входе, в санузлах и в столовых. Воспитатели следят за соблюдением гигиенических норм, чтобы дети дезинфицировали руки перед едой и в перерывах между занятиями. Маски носить необязательно. Зато обязательно проводить лекции по личной гигиене для детей и родителей.

Важно! Если у ребенка повышенная температура или появились признаки болезней дыхательных путей, его нужно срочно изолировать от общей группы в специально подготовленное помещение. После этого вызвать родителей или скорую помощь.

Социальная дистанция

Воспитателям нужно уменьшить количество детей в каждой группе. В результате получится больше групп, зато у каждого ребенка будет личное пространство от 1 кв. метра. Точное количество детей в группе зависит от размеров комнат.

По возможности нужно сохранять дистанцию среди детей и воспитателей в 1.5 метра. Часть занятий рекомендуют перенести на улицу, если позволяет погода. Особенно это актуально для спортивных упражнений, лепки и рисования.

Важно! Каждая группа должна заниматься в одном кабинете. Следует минимизировать перемещения по садику. Перед приходом новой группы в кабинет, делают поверхностную уборку.

Исключить массовые мероприятия

Дети из разных групп не должны пересекаться. Для этого нужно:

Отменить массовые мероприятия - выступления, концерты, соревнования;

Изменить расписание занятий, чтобы перерывы у групп были в разное время;

Не объединять детей в вечернюю группу;

Исключить совместные занятия в помещении и на открытом воздухе.

Как организовать выполнение санитарных правил

Озвученные меры по борьбе с коронавирусом требуют вложений и усилий со стороны руководства садиков. С этими задачами не справится одна уборщица или медицинский работник, нужно распределить обязанности по коллективу.
Каждому сотруднику желательно выдать памятку, которая будет напоминать ему о новых правилах.

Ежедневные обязанности можно распределить следующим образом:

Уборщица моет и дезинфицирует поверхности по всему садику 3 раза в день.

Охранник не пропускает посторонних людей и родителей.

Медсестра измеряет температуру детям 2 раза в день. Также она осматривает детей и сотрудников на наличие симптомов коронавируса. Каждые 3 часа обеззараживает воздух в помещениях.

Воспитатели проветривают комнаты каждые 2 часа. Они следят за самочувствием детей, водят их мыть руки каждые 3 часа и контролируют выполнение основных правил личной гигиены. Воспитатели должны знать симптомы коронавируса.

Повара работают в масках и перчатках. Каждые 3 часа они дезинфицируют рабочие поверхности и посуду.

Заместитель по АХР следит за наличием дезинфицирующих средств у уборщиц, масок и перчаток у работников кухни, антисептиков по всему садику.

Правильная организация правил Роспотребнадзора поможет снизить распространение коронавируса и избежать проблем при санитарной проверке садика. Призываем не экономить на здоровье детей!

Квалификационные характеристики помощника воспитателя .

1. Помощник воспитателя работает под руководством и в тесном контакте с воспитателем группы .

2. Под руководством воспитателя участвует в организации воспитательно – образовательной работы с детьми и в режимных процессах :

*понимает, признаёт и принимает личность ребёнка, это значит, умеет становиться на позицию ребёнка, считаться с его точкой зрения и не игнорировать его чувства и эмоции;

*поддерживает натуральную эмоционально – стабильную обстановку в группе в течении дня;

*наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, по мере необходимости участвует в руководстве игровой, трудовой, самостоятельной их деятельностью;

* участвует в подготовке и организации занятий;

*формирует у детей культурно – гигиенические навыки, самостоятельность;

*сопровождает детей на целевых прогулках, экскурсиях, в пеших походах;

*раздевает и одевает детей ;

*кормит и укладывает спать.

3. Несёт ответственность за выполнение инструкции об охране жизни и здоровья детей .

4. Осуществляет санитарно – гигиенический досмотр детей .

5. Обеспечивает санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.

6. Получает и раздаёт еду.

7. принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья детей .

Помощник воспитателя должен знать .

1. Инструкцию об охране жизни и здоровья детей .

2. Правила внутреннего трудового распорядка.

3. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, педагогические методы и приёмы организации их деятельности, руководство детьми и воздействие на них.

4. правила присмотра детей .

6. Санитарно – гигиенические нормы поддерживания помещений, оборудования, инвентаря.

7. правила санитарии и гигиены.

В образовательном процессе детского сада большое внимание уделяется организации быта детей . Основная особенность бытовой деятельности заключается в том, что она – постоянная сфера воспитательного влияния . Быт создаёт самые разнообразные условия для систематического упражнения детей в нравственных поступках, воспитания у них культурно-гигиенических навыков, пробуждения их интересов, выявления способностей и их совершенствования.

Важнейшие условия для организации быта детей :

*точное соблюдение режима дня;

*рациональное распределение обязанностей воспитателя и помощника воспитателя .

Координация действий воспитателя и помощника воспитателя .

1. Организация утреннего приёма детей

Обязанности воспитателя Обязанности помощника

воспитателя

Общие правила приёму : необходимо, чтобы посещение детского сада было привлекательным, радостным, а расставание с родными не приносило детям огорчения

1. Готовит групповое помещение к приёму детей : проветривает, следит за температурным режимом воздуха, создаёт уютную обстановку.

1.1. Проводит влажную уборку помещения.

2. Создаёт тёплую, дружескую атмосферу для встречи с каждым ребёнком.

2.1. Поддерживает тёплую, дружескую атмосферу в группе.

3. Осуществляет приём детей .

3.1. Помогает воспитателю осуществлять приём детей : присматривает за детьми, которые играют, занимается с прибывшим ребёнком, в то время когда воспитатель принимает других детей .

4. Проводит индивидуальные беседы с родителями, короткие консультации. Осуществляет гигиенический уход за детьми.

5. Проводит индивидуальную работу с детьми :

*Формирует у детей культуру поведения , знакомит их с правилами общения, с формами вежливого обращения друг с другом;

*Проводит работу по закреплению знаний и умений детей , развитию их психических процессов ;

*Регулирует двигательную активность каждого ребёнка.

5.1. Под руководством воспитателя принимает участие в работе с родителями : беседует с ними о состоянии здоровья, сна, аппетита, одежды детей в группе .

6. Организует и руководит трудовой деятельностью детей . Совместно с воспитателем и под его руководством регулирует двигательную активность каждого дошкольника.

7. По мере необходимости организует, в ненавязчивой форме руководит самостоятельной и игровой деятельностью детей , регулирует внутри коллективные отношения дошкольников.

7.1. Под руководством воспитателя по мере необходимости в ненавязчивой форме руководит самостоятельной, игровой и трудовой деятельностью детей ; регулирует внутри коллективные отношения дошкольников.

2. Подготовка и организация прогулки

Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

1. Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по её окончании

2. Воспитывает у детей самостоятельность , чувства взаимопомощи , формирует навыки личной гигиены

2. 1.В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством воспитывает у детей самостоятельность , чувство взаимопомощи , формирует навыки личной гигиены

3. Планирует содержание деятельности детей на прогулке с учётом поры года, погоды, предыдущих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей 3 . Помогает воспитателю вывести детей на прогулку

4. Организует и проводит на прогулке наблюдения, экскурсии, занятия, игры, трудовую деятельность и индивидуальную работу с детьми

4.1. Участвует в организации продолжительных целевых экскурсий, пеших походов

5. Организует рациональную двигательную активность; содействует развитию физических качеств детей . Следит за равномерным распределением физической нагрузки 5. 1.Совместно с воспитателем проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны)

6. Создаёт условия для организации самостоятельной деятельности детей 6 . По окончании прогулки по мере необходимости просушивает одежду детей

7. Наблюдает за самостоятельной деятельностью детей на участке , а в случае необходимости осуществляет ненавязчивое руководство этой деятельностью

8. Организует и проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны)

Читайте также: