План работы по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних в школе

Обновлено: 05.07.2024

Вовлечение несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам в спортивные секции, объединения по интересам, детские организации.

Руководители объединений по интересам.

Вовлечение несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам в культурно – массовые мероприятия в учебное и каникулярное время.

Организация летнего оздоровительного отдыха учащихся, состоящих на различных видах учёта

СППС, классные руководители

Проведение классных часов, профилактических бесед на правовые темы:

Профилактическая работа с родителями

Посещение неблагополучных семей на дому

СППС, классные руководители

Профилактические беседы с родителями

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Заведующий ОСРН

_______Л.А. Конюхова

отделение социальной реабилитации несовершеннолетних

Под самовольным уходом воспитанника из учреждения подразумевают его безвестное отсутствие с момента установления факта его отсутствия.

Пояснительная записка.

Мотивы самовольных уходов:

- жестокое обращение со стороны сверстников, взрослых;

- желание избавиться от унижений и домогательств;

-стремление избавиться от преследования;

- страх наказания за провинность;

-стремление навредить, отомстить взрослому;

- непонимание педагогов, специалистов;

- стремление избавиться от строгих рамок жизни в учреждении;

-желание добиться перевода в другое учреждение;

- стремление избавиться от скуки;

-желание пообщаться с новыми людьми;

-внезапно нахлынувшие воспоминания.

Последствия самовольных уходов

- проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, воровать;

-ребёнок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия;

- попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи, в дальнейшем – серьёзные правонарушения, асоциальный образ жизни;

- ребёнок сам может стать жертвой насилия.

Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации.

Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

Индивидуальные и групповые программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов. Социальный педагог является посредником между несовершеннолетними образовательным учреждением, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов, выступает одновременно в нескольких ролях. Так – же проводит консультации для несовершеннолетних, учителей и других специалистов. Консультирование выступает в качестве инструмента организации контактов с потенциальным клиентом; способа оказания помощи и социально-психологической поддержки ребенку.

Цель программы: социально-педагогическая профилактика самовольных уходов и асоциального поведения.

Задачи программы: проведение педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения:

Воспитательные:

- сознание несовершеннолетним необходимости педагогических мер усиленного дисциплинарного контроля;

- осознание несовершеннолетним аморального характера самовольных оставлений учреждения и фактов асоциального поведения;

- ликвидация пробелов в правосознании несовершеннолетних в отношении самовольных оставлений учреждения и асоциального поведения;

- понимание несовершеннолетними угроз здоровью при самовольных оставлениях учреждения и фактов асоциального поведения;

Развивающие:

- формование установки на учебный вид деятельности как на один из приоритетов на данном жизненном этапе, понимание упущенных возможностей при самовольных оставлениях учреждения и асоциального поведения;

- начало формирования модели семьи несовершеннолетнего как возможности отказа от самовольных оставлении учреждения и асоциального поведения;

Коррекционные:

- коррекция оценки самовольных уходов и асоциального поведения с точки зрения морали и права;

- коррекция мотивации к самовольным уходам и асоциальному поведению. - - планируемый результат цикла педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения;

- сокращение фактов самовольных оставлений учреждения;

- сокращение фактов асоциального поведения;

- осознание необходимости выбора в пользу соблюдении социальных норм при угрозе совершения асоциальных поступков (в том числе самовольных уходов из учреждения).

Ожидаемые результаты:

- уменьшение факторов риска, приводящих к самовольным уходам, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ среди воспитанников;

- овладение воспитанниками нравственными качествами, чувством патриотизма, представлением об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;

- приобретение у воспитанников навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения.

Методы работы:

- метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (занятие воспитанников творчеством, трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).

Формы работы:

4. Групповая работа.

5. Встречи. Личностный тренинг.

6. Тренинг поведения.

8. Индивидуальные консультации.

Принципы работы с проблемой самовольных уходов:

-любой человек, работающий с ребенком в учреждении, должен предпринять всевозможные действия, чтобы обеспечить безопасность ребенка, оценивая риски для каждого ребенка индивидуально;

- наша общая цель – снизить количество случаев самовольных уходов детей. - каждому случаю ухода следует уделять должное внимание. Специалистам необходимо взаимодействовать для того, чтобы последовательный и гармоничный ответ был дан ребенку по его возвращению с целью снизить риск повторных уходов несовершеннолетнего;

-когда ребенок самовольно покидает учреждение, наша общая цель предотвратить тот вред, который может получить ребенок и вернуть ребенка в безопасное место настолько быстро насколько это возможно;

- работа по профилактике самовольных уходов важна для того, чтобы предотвратить уходы несовершеннолетних из учреждения;

Чтобы предупредить самовольный уход ребенка специалисту необходимо:

- построить с ребенком доверительные отношения;

- интересоваться проблемами, увлечениями, кругом друзей ребенка.

- организовать досуг ребенку с учетом его пожеланий и интересов.

- создать благоприятный климат в учреждении.

Для профилактической работы со случаями самовольных уходов несовершеннолетних из центра необходимо разрабатывать программы профилактики, направленные на сокращение риска самовольных уходов несовершеннолетних.

Данная программа направлена на работу со всеми несовершеннолетними, склонными к бродяжничеству. Программа предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.

ВложениеРазмер
moy_zashchishchennyy_mir.docx 42.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

профилактики самовольных уходов несовершеннолетних

Разработчик: социальный педагог

отделения диагностики и

Поливода Ольга Александровна

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому - одно из направлений деятельности социально-реабилитационного центра, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.

оказание своевременной психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, склонным к асоциальному поведению.

  1. Предупреждение самовольных уходов.
  2. Формирование у воспитанников способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности, в которую они попадают.
  3. Формирование навыков адекватного поведения в различных жизненных ситуациях.

Методика и технология реализации:

Данная программа направлена на работу со всеми воспитанниками, склонными к бродяжничеству, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения. Для эффективного проведения профилактической работы программа разделена на 2 блока:

1 блок - Предупредительно-профилактическая работа с воспитанниками(включает первичную профилактику: просвещение детей о рискованном поведении, преодоление различных личностных дефицитов - развитие уверенного поведения, навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях.

2 блок - Индивидуальная работа с несовершеннолетними совершившими самовольный уход из учреждения ( проводится работа по оказанию помощи и предупреждению повторениясамовольного ухода в будущем).

Целевая группа : несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, находящиеся в социально-реабилитационном центре.

Форма проведения : групповая, индивидуальная, кружковая.

В программе используются различные методы работы: проективные тесты, личностные опросники, педагогическое наблюдение, упражнения, проблемные ситуации, дискуссия, опрос, беседа- диалог, мозговой штурм, ролевая игра, круглый стол, социально-психологический тренинг, решение ситуаций, интервью.

Режим занятий: программа рассчитана на краткосрочный период проведения мероприятий.

Групповые занятия - 1 раз в неделю по одному академическому часу (45 минут).

Индивидуальные занятия - для каждого воспитанника, нуждающегося в данной помощи, мероприятия проводятся в течение 10 дней после совершения самовольного ухода.

Этапы реализации программы

2. Второй этап - формирующий (проведение занятий).

Состав исполнителей : профилактическую работу с несовершеннолетними проводят педагогические работники учреждения: воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог и приглашенные: инспектор ОПДН, священнослужитель.

Материально - техническое обеспечение занятий: комната психологической разгрузки, игровой зал, модульное и сенсорное оборудование, компьютер, музыкальный центр для создания эмоционального настроя и организации перерыва, копировальная техника для размножения раздаточных материалов, анкет и прочего, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, плотные листы бумаги, фломастеры, маркеры, ручки, карандаши, краски, ножницы, клей, скотч, кнопки, скрепки), интерактивная доска, видео и аудио материалы, дидактические игры, спортивный инвентарь, оборудование для песочной терапии.


Цель: актуализация знаний ПДД, профилактика травматизма на дорогах.

2.О внешнем виде.

Цель: воспитание опрятности, учить следить за своим внешним видом.

1.Дорога не место для игры.

Цель: профилактика травматизма на дороге.

2.О вредных привычках.

1.Правила поведения на железнодорожном транспорте

Цель: профилактика детского травматизма.

2.Одежда по сезону.

1.Устав детского дома.

Цель: закрепление знаний о правах и обязанностях воспитанников, правилах поведения

2.Что такое одиночество?

Цель: показать значимость общения и семьи для человека, учить не замыкаться, быть открытым для общения.

1.Мои права и обязанности.

Цель: закрепление знаний о правах ребенка.

Цель: закрепление культурно-гигиенических навыков.

Цель: пропаганда ЗОЖ.

2.Что такое закон?

Цель: актуализация знаний о законах, их значении в жизни человека и общества, последствиях их нарушения.

1.Уход за волосами и кожей лица с участием медика.

2.Правила поведения по дороге в школу.

1.Порядок в личных вещах.

Цель: воспитание аккуратности, формирование умения грамотно организовывать пространство.

1.Правила поведения в общественных местах.

2.Беседа: о важности учёбы.

1.Мы идем на прогулку.

Цель: формирование понятия , что на улице без взрослого находиться опасно.

2.За что несешь ответственность.

Цель: формирование бережного отношения к вещам.

1.Алкоголь и его влияние на организм.

Цель: пропаганда ЗОЖ.

Цель: воспитание культуры речи.

1.Правила поведения на улице

2. Азбука юного пешехода.

1.Правила поведения во время теракта в метро.

2.Уход за обувью.

1.Что такое правонарушение?

2.Свободный человек – это….

Цель: рассказать о правах и свободах человека.

1.Чем опасны незнакомцы.

Цель: рассказать о последствиях общения с незнакомым человеком.

Цель: закрепление гигиенических навыков.

1.Профилактика вредных привычек.

2.Одежда по сезону.

1.Азбука юного пешехода.

Цель: актуализация знаний ПДД.

2.Мои дела и поступки.

Цель: воспитание ответственности за свои дела и поступки.

1.Мои дела – мои поступки.

Цель: воспитание нравственности.

2.Аморальное поведение – это…..

Цель: воспитание культуры поведения в обществе.

1.Правила поведения на улице в тёмное время суток.

2.Профилактика прогулов в учебном заведении.

1.Наши эмоции – наши поступки.

Цель: учить сдерживать агрессию, эмоции, контролировать свое поведение и поступки.

2.Что ждет тебя на улицах города.

Цель: рассказать об опасностях на улице и способах их предупреждения.

1.Устав образовательного учреждения.

Цель: актуализация знаний устава , правил поведения.

1.Правила поведения в общественном транспорте.

2.Одежда по сезону.

1.Хорошее и плохое во мне.

Цель: выявление плохих и хороших качеств, корректировка плохих сторон личности.

2.Как не стать жертвой преступления.

Цель: рассказать о способах предупреждения преступления, правилах поведения, соблюдения законов.

Читайте также: