Как ведет себя тихон перед отъездом из дома кратко

Обновлено: 06.07.2024

Сцена отъезда Тихона — одна из важнейших в пьесе и в смысле раскрытия в пей психологии и характеров героев и по ее функции в развитии интриги: с ОДНОЙ стороны, отъезд Тихона устраняет непреодолимое внешнее препятствие для встречи с Борисом, а с другой — рушатся все надежды Катерины найти внутреннюю опору в любви мужа. По глубине и тонкости психологической разработки эта сцена не только первая такая у Островского, но и вообще одна из лучших в русской классической драматургии.

Тихон просит прощения у Катерины за унизительную сцену, когда попугаем повторял всё, что требовала маменька. Этим прощением он словно возвращает Катерине надежду. Именно в надежде увидеть Тихона в другой обстановке, вдали от маменьки, и если не полюбить, то хотя бы зауважать мужа, Катерина столь настойчиво уговаривает Тихона взять её с собой. Но к концу сцены Катерина окончательно убеждается, что Тихон сосредоточен лишь на себе и любить, даже уважать его не за что.

Сцена с ключом от калитки

Внутренний монолог героини – свидетельство душевной борьбы. Вначале Катерина решает отвлечься шитьём и смиренно ждать Тихона, заглушив свои чувства. Но ключ от калитки (символическая деталь!), предложенный Варварой, способен превратиться в ключ от клетки, в которой бьётся вольная птица. Не случайно мотив воли и неволи становится основным во внутреннем монологе. Желание воли в конечном итоге становится важнее терпения неволи.

3-е действие

Интересен разговор Бориса с Кудряшом перед свиданием. При всей простоте натуры Кудряша чувствуется его нравственное превосходство над Борисом: он просит приятеля подумать о Катерине, но тот озабочен только своей радостью.

Общая характеристика героя.

Объём речи героя (много или мало говорит и в каких ситуациях и почему).

Преимущественный строй речи (логично выстроенный, сбивчивый, напевный, экспрессивный, грубый и т.п.).

Синтаксические построения, пунктуация, оформляющая речь героя.

Проявление в речи характера и поступков героя.

Кульминация развития конфликта. Сцена признания Катерины. Анализ эпизода.

Сцена признания Катерины в грехе происходит в конце 4-го действия. Её композиционная роль – кульминация конфликта Катерины с Кабанихой и одна из кульминаций развития внутреннего конфликта в душе Катерины, когда желание живого и свободного чувства борется с религиозными страхами наказания за грехи и моральным долгом героини.

Обострение конфликтов обусловлено и подготовлено целым рядом предшествующих обстоятельств:

в 3-м явлении чуткая и сообразительная Варвара предупреждает Бориса о том, что Катерина очень сильно страдает и может признаться, но Борис при этом испугался лишь за себя;

не случайно именно в конце их разговора раздаются первые удары грома, начинается гроза;

наконец, звучат слова полубезумной барыни, обращённые прямо к Катерине, а также усиливается гроза.

Гибель Катерины – единственный для неё способ возвращения свободы.

Интересна и важна реакция других героев на признание Катерины:

а где же Борис? В решающий момент он малодушно удалился.

Само признание происходит тогда, когда всё сходится для героини воедино: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания прохожих и собственные предчувствия, речи Кабанихи о красоте и омуте, предательство Бориса и, наконец, сама гроза.

Катерина признаётся в своём грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что подтверждает её близость с народом, показывает истинно русскую душу героини.

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Прощание Катерины с Тихоном. (Анализ сцены из II действия драмы А.Н.Островского "Гроза".)

Русские писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. "Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать!" - восклицает Некрасов. Писали на эту тему Чернышевский, Толстой, Чехов и другие. А как открыл трагедию женской души А Н. Островский в своих пьесах. "Жила-была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды она не знала, так как были зажиточными. Они дочь свою любили, позволяли ей гулять на природе, мечтать, ни в чем ее не неволили, работала девица, сколько ей хотелось. Любила девушка в церковь ходить, слушать пение, виделись ей ангелы во время церковной службы. А еще любила слушать странниц, что часто заходили в дом к ним и рассказывали о святых людях и местах, о том, что видели или слышали. И звали эту девушку Катерина. И вот выдали ее замуж. ” - так хочется начать рассказ о судьбе этой женщины.

Мы знаем, что из любви да ласки попала Катерина в семью Кабанихи. Эта властная женщина всем заправляла в доме. Сын ее Тихон, муж Катерины, ни в чем не смел матери перечить. И только иногда, вырвавшись в Москву, устраивал там загул. Тихон по-своему любит Катерину и жалеет ее. Но дома ее постоянно, день за днем, за дело и без дела поедом ест свекровь, пилит ее, как ржавая пила. "Сокрушила она меня", - размышляет Катя.

Высокого напряжения достигают ее проблемы в сцене прощания с Тихоном. На просьбу взять ее с собой, на упреки Тихон отвечает: ". не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай-то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю-то жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?"

Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Об этом ясно говорит сестра ее мужа Варвара, утверждая, что на обмане у них "весь дом держится". И вот ее позиция: "А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было". "Грех не беда, молва нехороша!" - так рассуждают очень многие. Но не такова Катерина. Она предельно честный человек и искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу. Вот эта-то борьба между долгом своим, как она его понимает (а понимает верно: мужу изменять нельзя), и новым чувством и ломает ее судьбу.

Что можно сказать о натуре Катерины еще? Это лучше выразить ее же словами. Она говорит Варваре, что та не знает ее характера. Не дай Бог, чтобы это произошло, но если случится, что ей окончательно опостылеет жить у Кабанихи, то никакой силой ее не удержать. В окно выбросится, в Волгу кинется, а жить против воли не станет. В своей борьбе Катерина не находит союзников. Варвара, вместо того чтобы утешить ее, поддержать, толкает к измене. Кабаниха изводит. Муж только и думает, как бы хоть несколько дней пожить без матери. И роковое свершается. Катерина уже не может обманывать сама себя.

"Перед кем я притворяюсь-то?!" - восклицает она. И решается на свидание с Борисом. Борис - один из лучших людей, что живут в мире, показанном Островским. Молодой, красивый, неглупый. Ему чужды порядки этого странного города Калинова, где бульвар сделали, а не гуляют по нему, где ворота заперты и собаки спущены, по высказыванию Кулигина, не потому, что жители боятся воров, а потому, что так удобнее тиранить домашних. Женщина, выйдя замуж, лишается свободы. "Здесь, что замуж вышла, что схоронили - все равно", - рассуждает Борис. Борис Григорьевич - племянник купца Дикого, который известен скандальным и ругательным характером. Он изводит Бориса, ругает его. При этом присвоил наследство племянника и племянницы, да их же и корит. Неудивительно, что в такой атмосфере Катерину и Бориса потянуло друг к другу. Бориса покорила "у ней на лице улыбка ангельская", а лицо, кажется, будто светится.

И все же оказывается, что Катерина не этого мира человек. Борис в конечном счете оказывается не парой ей. Почему? Для Кати самое трудное - преодолеть разлад в своей душе. Ей совестно, стыдно перед мужем, но тот ей постыл, ласка его хуже побоев. В наше время такие проблемы решаются проще: разведутся супруги и снова ищут своего счастья. Тем более что детей у них нет. Но во времена Катерины и слыхом не слыхивали про развод. Она понимает, что ей с мужем жить "до гробовой доски". И потому для совестливой натуры, которой "не замолить этого греха, не замолить никогда", который "камнем ляжет на душу", для человека, который не может сносить попреков во много раз более греховных людей, остается один выход - смерть. И Катерина решается на самоубийство.

Кстати, предчувствие трагедии проявляется именно в сцене прощания Катерины с мужем. Говоря о том, что погибает рядом с Кабанихой, что быть беде, она умоляет Тихона взять с нее страшную клятву: ". чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком, кроме тебя".

Увы, зря падает Катерина на колени перед этим человеком. Он поднимает ее, но слышать ни о чем не желает. Две недели свободы для него дороже жены.

А.Н. Островский очень современен как истинно талантливый художник. Он никогда не уходил от сложных и больных вопросов общества. Островский не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, его историю. Его пьесы привлекают удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью. В "Грозе", по словам Гончарова, "улеглась картина национального быта и нравов с беспримерною художественною полнотою и верностью". В этом качестве, пьеса явилась страстным вызовом деспотизму и невежеству, царившим в дореформенной России.

Что можно сказать о натуре Катерины еще? Это лучше сде­лать ее же словами. Она говорит Варваре, что та не знает ее ха­рактера. Не дай бог, чтобы это произошло, но если случится, что ей окончательно опостылеет жить у Кабанихи, то никакой силой ее не удержать. В окно выбросится, в Волгу кинется, а жить против воли не станет.

В своей борьбе Катерина не находит союзников. Варвара вместо того, чтобы утешить ее, поддержать, толкает к измене. Кабаниха изводит. Муж только и думает, как бы хоть несколь­ко дней пожить без матери. И роковое свершается. Катерина уже не может обманывать сама себя.

Увы, зря падает Катерина на колени перед этим человеком. Он поднимает ее, но слышать ни о чем не желает. Две недели свободы для него дороже жены.

Цель: проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II Беседа по тексту д. II — IV

— Какими событиями наполнена жизнь героини?

— Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

(Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)

— Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

— Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

— Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.

— Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

Задание.

Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

— Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

Задание.

Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

— В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?

Задание.

Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

— Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы если бы Катерина не раскаялась?

— Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

III Анализ действия V

1. Краткий пересказ действия V.

Пояснение для учителя.

Если есть возможность заслушайте две сценические трактовки образа Катерины в исполнении П. А. Стрепетовой и М. Н. Ермоловой, и попросите учащихся высказать свои суждения о том, какая из этих трактовок более соответствует образу, созданному Островским (см. доп.материал).

— Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему? Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

Позитивные стороны

Негативные стороны

Итак, позитивного в жизни Катерины — больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить свое существование, но и построить его заново.

— Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу? В чем специфика окружающей среды?

Конечно, все сказанное не дает основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В ее поведении и слабые, и сильные стороны. да, она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.

  • Главный герой пьесы
  • Взаимоотношения с женой
  • Сравнение Тихона и Бориса
  • Противостояние образов Варвары и её брата
  • Критика ведущего персонажа
  • Значение произведения для современного человека

Главный герой пьесы

Тихон Кабанов — молодой мужчина, который родился в богатой купеческой семье. Герой пьесы женат на красивой и покладистой женщине. Но, несмотря на это, семейная пара не живёт той жизнью, которой им хотелось бы. Катерина и Тихон проживают в одном доме с матерью мужчины, которая является главой семейства и требует беспрекословного подчинения со стороны своего сына и невестки.

Сравнение с Борисом

Тихон относится к категории бесхарактерных людей, из-за чего беспрекословно выполняет все указания своей матери. Взрослый мужчина ничего не может сделать без прямого разрешения властной Кабанихи. Женщина своим сильным нравом подавила характер сына, из-за чего в родном доме он никогда не чувствовал себя уютно.

Если читатель обратит внимание на краткое описание речевой характеристики, то он заметит существенно приниженную роль мужчины. Тихон вынужден постоянно во всём соглашаться со своей матерью, утверждая при этом, что не желает жить исключительно своим умом. А вот Кабаниха, в свою очередь, не подбирает своих выражений в разговорах с собственным сыном, а также регулярно учит и ругает свою неопытную невестку Катерину.

Взаимоотношения с женой

Значение произведения для современного человека

В пьесе Кабанов предстал перед читателями в виде бесхарактерного человека. Отношение Тихона к Катерине всегда вызывает противоречивые мнения, так как нельзя сказать достоверно, любит ли он свою законную супругу. Мужчина не выбирал для себя невесту, за него это сделала его властная мать.

Герой неплохо относится к жене, но назвать его опорой для беззащитной женщины просто невозможно. Тихон мечтает о свободе, но на самом деле он даже не догадывается, что с ней делать. Герой думает о себе, а не о несчастной женщине, мнение которой никто не учитывает.

Кабанов хочет свободы, но не готов ничего делать для достижения своих желаний. Даже когда у него выпадает возможность побывать в Москве, он уходит в своеобразный загул, из-за чего всю дорогу гуляет и пьёт. Мужчина радуется тому, что все эти дни над ним не будет грозы, а свободное время проводит так, как ему подсказывает воспитание. Эгоистичная мать постоянно ревнует своего взрослого ребёнка к его жене, из-за чего оскорбляет и унижает беззащитную девушку при каждой возможности. Тихон пытается успокоить мать, но при этом даже не старается защитить жену.

Изучение цитат героя пьесы подчёркивает его черты характера:

  • Неуравновешенность.
  • Молчаливость.
  • Слабость.
  • Полная и беспрекословная подчинённость власти Кабанихи.

Главные герои в произведении Гроза

Пьеса затрагивает те времена, когда всем в доме управлял мужчина. Но характеристика Тихона демонстрирует совершенно иную картину. У персонажа отсутствуют властные черты характера. Мужчина сам понимает, что наказывать свою жену просто не за что, но при этом он не только ругает, но и регулярно избивает несчастную Катерину. Когда нужно было определиться с тем, из-за чего умерла бедная женщина, то безвольный герой пьесы по-прежнему обвинял мать.

Сравнение Тихона и Бориса

Сюжет из пьесы Гроза

В сочинении Островского присутствует сразу два образа мужчин, которые немного похожи между собой. Сравнительная характеристика Тихона и Бориса имеет много интересных нюансов, так как эти герои во многом определили всю дальнейшую судьбу главной героини пьесы — Катерины.

Женился Тихон на наивной, очаровательной девушке по наставлению матери. Мужчина во всём слушается Кабаниху, а своей жене он рекомендует не обращать внимания на незаслуженные обвинения взрослой женщины. Но когда мать куда-то уходит, Тихон кардинально меняется, так как чувствует себя более уверенным и самостоятельным. Настоящий предел его мечтаний — незаметно уйти к соседу и выпить с ним спиртного либо уехать в Москву на несколько недель по своим делам.

В предвкушении грядущей свободы, перед отъездом Тихон не замечает тревожных слов своей жены о том, что скоро случится беда. Герой пьесы не берёт с собой в поездку Катерину, тем самым толкая бедную девушку в объятия более внимательного мужчины.

Борис получил хорошее образование, так как учился в престижной академии. В небольшой Калинов он приехал для того, чтобы иметь возможность получить наследство. Мужчине приходится постоянно унижаться перед своим дядей. Но если Борис не будет во всём подчиняться Дикому, то не только лишится всех денег, но и оставит свою сестру без приданого. Мужчина покорно терпит все свалившиеся на него обвинения. После нескольких непродолжительных встреч Борис влюбляется в красивую и нежную Катерину и старается не обращать внимания на суровые жизненные реалии в Калинове.

Краткое описание его взаимоотношений с женой, сестрой и матерью

Поначалу мужчина относится к Катерине нежно и внимательно, но как только убеждается в том, что женщина в него влюбилась, становится жестоким и грубым. Борис думает исключительно о своём счастье, а будущее женщины его совсем не волнует. Но так же, как и Тихон, он равнодушно относится к тому, что его возлюбленная испытывает серьёзные душевные терзания по поводу измены.

Катерина воспринимает свой роман, как грех, а вот Борис рассматривает отношения, как мимолётный роман, который он при первой возможности забудет. После приезда Тихона мужчина просто сбегает в другой город, бросив женщину на произвол судьбы. Именно поэтому отношения с Борисом становятся для Катерины настоящей драмой.

Противостояние образов Варвары и её брата

Герои в произведении Гроза

В пьесе у властной Кабанихи есть не только сын, но и дочь. Тихон и Варвара служат своеобразными антиподами. Мужчина настолько податлив, слаб и мягок, что даже в мыслях не может перечислить своей матери то, насколько его сестра изворотлива и хитра. Между братом и сестрой нет никакой связи и взаимопонимания. Вполне возможно, что Тихон просто не способен на проявление родственных чувств к близким и родным людям. Мужчина беспрекословно подчиняется корысти, силе и упорству своей матери. А вот Варвара живёт по принципу, чтобы вся личная информация была скрыта от посторонних.

Все ночи напролёт девушка проводит с Кудряшом, так как она знает, что совсем скоро её выдадут замуж за нелюбимого и ворчливого старого мужчину. Мать попросту хочет продать свою дочь богатому мужчине, из-за чего девичьей воле Варвары придёт конец. Девушка очень переживает из-за происходящего и часто плачет по ночам, на словах боится перечить Кабанихе, но в редких случаях принимает тщетные попытки защитить себя от нападок матери и несправедливых упрёков. Варвара всяческим образом пытается пробудить упорство в чистой и прямодушной Катерине, которой приходится уживаться с эгоистичными людьми.

Критики полагают, что с вероятностью 98% в более зрелом возрасте дочка будет сильно похожа на взрослую и деспотичную Кабаниху. А вот Тихон является единственным мужчиной в семье, но его характер окончательно сломлен матерью, из-за чего на защиту и помощь с его стороны рассчитывать не приходиться. Если оставить мужчину без чуткого руководства, то он непременно сопьётся и опустится, так как не сможет жить без чутких наставлений.

Критика ведущего персонажа

В популярных статьях ушедшего XIX века характеристика Тихона показана развёрнуто. Герой пьесы представлен как образец человека, который полностью подчинён власти деспотичной и бескомпромиссной матери. Мужчина упорно считает, что в любой ситуации прав тот, кто обладает достаточным количеством денег. Он стремится подчинить себе всех, делая окружающих покорными рабами своих желаний.

Можно выделить основные характеристики главного героя пьесы:

Пьеса Гроза, критики

  • По своей натуре муж наивной и беззащитной Катерины является добрым и мягким человеком.
  • Тихон старается любыми способами остановить свою жену, когда она, испытывая несносные муки совести за ранее совершённый грех, начинает слёзно каяться и вымаливать прощение в присутствии посторонних лиц.
  • В отсутствие Кабанихи мужчина поддерживает свою жену и даже подбадривает её, понимая, как непросто живётся бедной женщине под контролем свекрови.
  • Тихон не способен мыслить самостоятельно, из-за чего никогда не решится на смелый поступок, чтобы изменить свою жизнь.
  • Мужчина привык с самого раннего детства к полному подчинению. Тихон раздавлен тяжёлым материнским контролем и не имеет никакой воли даже к минимальному сопротивлению.
  • Герой допускает невыносимые оскорбления в адрес своей ни в чём не виноватой жены. Он подчиняется всем приказаниям своей матери, из-за чего сам унижает и бьёт Катерину. Но спустя некоторое время мужчина признаётся, что ему очень жаль жену и по своей воле он бы никогда её не тронул.

Характеристика Тихона

Чтобы понять, в чём выразился протест Тихона, необходимо обратить внимание на трагическую гибель Катерины. После этого происшествия мужчина впервые осмелился бросить обвинения в адрес своей матери. Его последние слова были о том, что бедная Катерина теперь свободна от нравоучений своей свекрови, а вот ему остаётся жить дальше и мучиться. Мужчина даже не смог организовать достойные проводы своей жене.

Описание характера Тихона всегда оставляет у читателя неоднозначное мнение. В этом персонаже, наряду с многочисленными негативными параметрами, отображена довольно тонкая грань плавного перехода от строгого матриархата к кардинальным переменам. Мужчина не считает нужным беспрекословно следовать давно устаревшим правилам в повседневной жизни, но никаких попыток к улучшению своей ситуации не совершает.

В финальной сцене прощания с женой он был против того, чтобы измученная Катерина бросалась к нему в ноги и молила о прощении. Но на практике Тихон довольно слаб, чтобы решиться жить в соответствии со своими взглядами и желаниями. Мужчина неоднократно сетовал о том, почему его жена умерла, а он остался жив.

Значение произведения для современного человека

При создании столь многогранного произведения автор руководствовался тем, чтобы донести до читателя проблематику темы любви между разными поколениями. Образ Тихона в полной мере раскрывает следующие негативные черты человека:

  • Слабохарактерность.
  • Трусость.
  • Отстранённость.

Тихон из пьесы Гроза

Образ Тихона является своеобразным символом конца материнского уклада. Мужчина сам по себе довольно добрый, но у него слабый характер, из-за чего он по закону логики оказался между двумя женщинами, каждая из которых ждала от него поддержки.

Талантливый Островский в своём неординарном произведении раскрывает много социальных проблем. На примере Тихона он показывает то, к чему может привести тираническое воспитание подрастающего поколения.

Пьеса учит человека тому, что не только общество, но и самые близкие люди имеют сильное влияние на формирование характера человека. Тираничный характер матери сделал из Кабанова своеобразного раба судьбы. Все проблемы взрослого человека родом из детства, так как родители не научили Тихона правильно проявлять свои чувства, любить и заботиться о близких людях.

Конец пьесы огорчит читателя. Добро так и не смогло победить зло. Весь описанный конфликт основан на внутренней эмоциональной борьбе главного персонажа. Внимание читателя Тихон привлекает своей добротой и детской непосредственностью, но в то же время отталкивает отсутствием характера, мнительностью и бездеятельностью.

Сцена прощания Катерины с Тихоном играет важную роль в сюжете произведения.

Главные действующие лица в эпизоде – Кабанов и Катерина. Последней до ужаса не хочется оставаться без мужа по двум причинам: во первых, девушке страшно оставаться один на один со свекровью и ее тиранией; во вторых, Катерина боится, что в отсутствие супруга совершит что-то ею неприемлемое. Это доказывает клятва, которую так и не взял Тихон с жены.

Кабанов жалеет Катерину и искренне просит у нее прощения, но на уговоры не уезжать или взять супругу с собой не поддается,

Также Кабанов не понимает страха Катерины, о чем свидетельствует множество вопросительных предложений в конце эпизода. Речь Катерины, напротив, содержит мольбу, выраженную в восклицаниях.

Авторские реплики указывают на невозмутимость и непреклонность Кабанова к просьбам и ярое непринятие Катериной отъезда мужа. Девушка то обнимает Тихона, то падает на колени, то плачет – она в отчаянии. Тот безразличен к уговорам жены и мечтает лишь вырваться из ставшего ненавистным дома.

В целом, данный эпизод играет большое значение в произведении, так как влияет на разворачивающиеся позже ключевые события, такие как встреча Катерины с Борисом.

Читайте также: