Что такое мышление кратко для 3 класса

Обновлено: 05.07.2024

Коррекционно-развивающее занятие включает в себя различные виды заданий, которые направлены на активизацию познавательной сферы, коррекцию и развитие восприятия, мышления, речи. Включены упражнения, которые способствуют развитию всех видов памяти – слуховой, зрительной, ассоциативной.

ВложениеРазмер
korrektsionno-razvivayushchee_zanyatie.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развивать познавательные психические процессы (память, внимание, речь, мышление); развивать мыслительную деятельность; расширять знания об окружающем мире; обогащать словарный запас; развивать пространственные представления; воспитывать самостоятельность при выполнении задания, умение работать в коллективе, интерес к знаниям, потребность в изучении нового; развивать чувство собственной значимости и адекватной самооценки.

I. Объявление темы и цели урока.

- Что такое мышление? (способность думать, воспринимать окружающий мир. Мышление – высшая ступень человеческого развития. Из всех живых существ, только человек обладает мышлением).

- Мышление можно и нужно развивать. Как вы думаете для чего? (От того как мы думаем, мыслим зависит то, как мы воспринимаем учебный материал. Мышление нужно развивать для того, чтобы хорошо учиться.)

- Сегодня на уроке мы будем, как всегда, развивать нашу память, речь, внимание, а вместе с тем и наше мышление.

Быстро ответь на вопросы:

- Где пальцев больше, на левой руке или правой ноге человека?

- Сколько месяцев в году?

- В названии каких месяцев произноситься в конце слов мягкое (р)

- Сколько всего времён года?

- К какому времени года относиться декабрь?

- Какой это по счёту месяц?

- Как называется время суток между утром и вечером?

- Сумма двух чисел равна количеству месяцев в году. Первое слагаемое равно числу времён года. Назовите второе слагаемое.

- Какой день недели предшествует четвергу?

- В названии каких дней недели есть мягкий знак?

- Сколько таких дней всего?

- Какие это дни недели по счёту?

- Сегодня среда, то какой день недели послезавтра, вчера?

- Если 5 марта понедельник, то в какой день недели мы будем поздравлять всех женщин с международным женским днём?

- Назовите 3 женских имени, начинающихся с той же буквы, что и следующий за субботой день.

- Назовите 5 мужских имён, начинающихся с первой буквы дня недели предшествующего среде.

- Название каких дней недели начинаются с одной и той же буквы?

- Назовите дни недели с первым ударным слогом.

- Сколько учебных дней в неделе?

III. Развиваем быстроту реакции.

- Назовите перечисленные дни недели в алфавитном порядке.

- Назовите дни недели в порядке их следования.

- Вставить в названия дней недели пропущенные буквы (.е..е. …е……., …..е….е, ..е.)

IY. Развиваем зрительную память .

Прочитайте один раз текст

Мама попросила сына сходить в магазин и купить:

В бакалее – рис, макароны, спички, гречку;

В мясном отделе – курицу, индейку, котлеты, сосиски;

В овощном – картошку, капусту, огурцы.

Ответьте на вопросы:

- Сколько всего продуктов должен купить сын?

- Название каких продуктов начинается на букву к?

- Нужно ли мальчику купить колбасу?

- Сорт какого продукта носит название белокочанная?

- Какие слова состоят из одного слога?

- Назовите ещё раз, что должен был купить мальчик из овощей.

- Что из несъедобного должен был купить мальчик в бакалее?

(Открывается запись и проверяется количество продуктов)

- Где продают продукты? (в специальных продуктовых магазинах)

- Перед тем как они попадут в магазин где изготавливают, например, хлеб, колбасу?

- Где выращивают курей, овощи?

- Знакомый вам по предыдущим занятиям Петя, не только ухаживает за животными, но и помогает бабушке собирать ягоды, фрукты, овощи.

- Какие плоды собрал Петя? Расставьте пропущенные слоги

- Сколько слов всего вы получили?

- Сколько слов начинается и заканчивается на согласный звук?

- Назовите ягоды, фрукты, овощи.

- Найдите слово с наименьшим количеством букв.

- В какой сказке этот овощ тянули дедка, бабка и многие другие.

-Какие слова не были упомянуты в предыдущем задании?

Y. Развиваем логическое мышление.

1 . Напишите слова по определениям.

- глубокое, солёное, чёрное;

- голубые, карие, грустные;

- молочные, больные, коренные;

- шариковая, чернильная, перьевая;

- десертная, чайная, столовая;

- бурый, белый, шатун;

- зимние, хромовые, резиновые;

- злая, сторожевая, дворовая.

1. Название водоёма

2. Название человеческого органа.

3. Письменная принадлежность.

4. То, чем мы едим.

5. Словарные слова.

2. Устно назовите общее определение для следующих слов:

- болонка, овчарка, дог –

- ложка, вилка, нож –

- Чуковский, Барто, Михалков –

3. Исключи лишнее

- приставка, корень, окончание, предлог, суффикс;

- треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг;

- запятая, точка, двоеточие, тире, предлог;

- сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитаемое;

- дуб, дерево, ольха, тополь, берёза;

- секунда, час, год, вечер, неделя;

- Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён

YI. Тренируем внимание

Переставь буквы в правой таблице в соответствии с номерами левой таблицы. Прочитай вопрос, запиши ответ. (Как зовут взрослую Женю?)

обучающие (дидактические): формировать интеллектуальные способности учащихся через формирование познавательного и эмоционального интереса, навыков творческого мышления и умения решать нестандартные задачи; находить пути правильного решения

развивающие: создать условия дляразвития мыслительной деятельности учащихся, задач, логического мышления, памяти, смекалки;

воспитательные: воспитание интереса к занятию через учебные задания, требующие активной познавательной деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся логическирассуждать,пользуясьприемамианализа,сравнения,обобщения, классификации, систематизации; обоснованно делать выводы, доказывать; сформируют интеллектуальные способности учащихся через формирование познавательного и эмоционального интереса, навыков творческого мышления и умения решать нестандартные задачи; находить пути правильного решения

Межпредметные связи: математика, русский язык

Ресурсы внеурочного занятия: тетрадь с печатной основой, презентация

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ЗАНЯТИЯ

Форма организации учебной деятельности

(Ф-фронтальная,

И-индивидуальная,

П-парная,

Г-групповая)

Методы и приемы работы

Универсальные учебные действия

Организация начала занятия

Здравствуйте, дети. Меня зовут Дарья Викторовна. Садитесь. Сегодня я проведу занятие.

Освоение новых знаний

Но занятие наше сегодня непростое. К нам на занятие пришел сказочный герой. Посмотрите на экран и угадайте нашего героя. Кто это? Поможем коту Леопольду, чтобы помочь коту Леопольду нужно быстро выполнять задания и не шуметь.

Послушайте стихотворение и подумайте какая тема сегодняшнего занятия?

Мышление - компьютер наших мыслей.

В нём прошлое и будущее есть.

Но если мозг сигналы не осмыслит,

То ждёт людей космическая месть. Какую цель урока поставим? Какие задачи будем решать?

  • Перед тобой набор букв, ты должен составить из них слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы слова могут быть только существительными.
  • Далее три слова первые два находятся в определенной связи. (Надо подумать, почему они связаны). Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвёртое слово.
  • Нарисуй по клеточкам. Нарисуй такую же фигуру
  • Закончи предложение. Какое из пяти слов подходит к приведённой части фразы? Выбери и напиши это слово.

Слова: ерпо, евредо, лкбуинак, соак, меакьн, окамднри, ргоа, вёрок, ваатдрк, упкс, вцтеко, чуельит, рнезо, умызак.

Сейчас сыграем в игру. Левой рукой касаемся носа, правой рукой касаемся левого уха. Что у нас получилось? Поменяйте так руки, чтобы получилась та же фигура.

Доктор, ученик, лечение, учреждение, больной

Поезд, лошадь, овёс, телега, конюшня

Город, здание, библиотекарь, театр, книги

Ползать, молчать, шуметь, звать, плакать

Воздух, клюв, соловей, яйцо, пение

Вверху пропускаем слева 6 клеточек и на 7 будем рисовать, но нужно ещё вниз 1 клеточку пропустить.

Начнем. 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 5 вправо, 3 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо,1 вверх, 3 влево, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 4 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 3 вверх, 1 влево, 3вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх.

Правила игры: называю не по порядку дни недели. Если называю рабочий день недели, вы хлопаете в ладоши, если выходной то не надо. Если кто-то хлопает неправильно выбывает из игры.

Январь, октябрь, май, август, сентябрь

Год, месяц, неделя, вечер, понедельник

Август, осень, суббота, утро, каникулы

Отец старше своего сына___

Часто, всегда, редко, иногда

24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 7 месяцев

-Решать разного вида задания

-перо, ведро, клубника, коса, камень, командир, рога, ковёр, квадрат, пуск, цветок, учитель, зерно, музыка


2. Действие по глаг. мыслить (в 1 знач.). Мышление образами. Процесс мышления.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Мышле́ние — это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности.

Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты. Это свойство мышления осуществляется посредством таких умозаключений как аналогия и дедукция.

Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется в образно-знаковой форме, основные результаты его активности выражаются здесь в продуктах художественного и религиозного творчества, своеобразно обобщающих познавательный опыт человечества. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира.

МЫ'ШЛЕ'НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Способность рассуждать, мыслить, как свойство человека. М. и сознание — функции человеческого мозга. 2. Действие по глаг. мыслить в 1 знач. (книжн.). М. образами.

мышле́ние

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова центристский (прилагательное):

Мышление: что это такое и каким оно бывает

Мышление – это осознанное восприятие окружающего мира во всех проявлениях, создание представлений о предмете и явлениях, поиск связей и решений задач, а также умение абстрагироваться.

Главные характерные черты мышления:

  • мы воспринимаем мир посредственно, наше познание о новых предметах и явлениях формируется через уже знакомую нам информацию;
  • в процессе обдумывания мы всегда определяем новый предмет или явление через его общие и специфические характеристики по отношению к другим известным нам объектам.

Цель мышления человека – осмыслять полученную информацию, распознавать глубинные связи и свойства предметов и явлений, отслеживать их причинно-следственные связи, находить решения проблем и генерировать новые идеи.

Безусловно, в большинстве случаев в жизни мы мыслим причинно-следственными шаблонами, однако для эффективного познания окружающего мира и функционирования в нем мы можем и должны развивать другие типы мышления, и о них мы поговорим в нашей статье.

Как работает мышление

Главные задачи мышления человека – это не только восприятие сложной и многогранной реальности, но и интерпретация ее, понимание глубины и взаимосвязей разных процессов.

В большинстве случаев в процессе мышления мы задействуем такие логические операции для работы с информацией:

    ;
  • синтез; ;
  • сравнение;
  • классификация; .

Тот или иной мыслительный процесс помогает нам осмыслять новую информацию, сравнивать ее с известными нам фактами и получать при этом новое знание. Таким образом, осуществляя мыслительную операцию, мы прибегаем к трем базовым формам мышления: понятию, суждению и умозаключению.

Виды или степени развития мышления

Мышление как форму познания действительности сегодня изучают ученые из разных областей науки – психологии, философии, когнитивистики, логики, педагогики и компьютерного программирования. Несмотря на разные подходы и интересы, все эти направления придерживаются мнения, что мышление человека состоит из трех видов или стадий развития познания:

  1. Предметное-действительное мышление – непосредственное восприятие объекта.
  2. Наглядно-образное мышление – возможность оперировать образами в уме, вспоминать объект.
  3. Абстрактное или словесно-логическое мышление – возможность выполнять логические операции с понятиями в уме.

Все эти виды мышления присущи каждому человеку и развиваются в процессе его взросления и обучения.

Быстрое и медленное мышление

Прежде всего, хочется начать с фундаментального понимания того, как мы мыслим, а точнее с того, какими режимами мышления обладает каждый человек. Нобелевский лауреат и когнитивный психолог Даниэль Канеман сформулировал теорию того, как мы воспринимаем окружающий мир и принимаем собственные решения при помощи двух режимов мышления – быстрого и медленного.

Быстрое, эвристическое мышление или Система I – это неосознанное принятие решений, которое происходит на основании жизненного опыта, инстинктивных и интуитивных импульсов. Такой тип мышления работает автоматично. Но такой режим принятия решений далеко не всегда приведет к правильному выбору. Обычно эвристическое мышление человека во многом зависит от эмоций, неосознанных стереотипов, предубеждений и предвзятости.

С другой стороны, каждый человек обладает медленным, рациональным мышлением или Системой II. В отличие от эвристического мышления, рациональное мышление Даниэль Канеман называет ленивым и требующим специального фокусирования и умственных усилий. И именно эта часть отвечает за наше критическое мышление. Ее главное правило – не спешить и проанализировать любую информацию, осознанно отсеять возможные когнитивные искажения и предвзятости. К самым распространенным когнитивным искажениям ученые обычно относят:

  • аффективную эвристику – использование упрощенной схемы принятия решений, основанное на сильной эмоциональной реакции;
  • эвристику доступности – оценка значимости фактора на основании того, насколько легко вы о чем-то вспомнили;
  • эффект новизны – это искажение, в результате которого мы переоцениваем значимость событий из-за свежего образа в нашей памяти;
  • эффект фокусировки – состоит в том, что из-за чрезмерного внимания к какому-либо аспекту, мы недооцениваем важность других релевантных факторов;
  • стереотипы – это стойкое и неосознанное представление о предмете, всегда одностороннее и упрощенное;
  • эффект фреймига – это подача одной и той же информации под разными углами зрения с намеренной целью вызвать позитивные или негативные эмоции.

Логическое и аналитическое мышление

Логическое мышление – это базовая способность человека доказывать что-либо. Именно благодаря этому типу мышления мы можем формировать наши наблюдения в четкую систему понимания знаний о мире. Базовыми инструментами логического мышления являются:

Более того, все рассуждения должны соответствовать четырем законам логики, три из которых принадлежат Аристотелю, а один – Готфриду Лейбницу.

Хотя в свое время Аристотель оценивал логические операции превыше всего, в современном мире одним логическим мышлением не обойтись. Не менее важным мыслительным навыком является аналитическое мышление – способность интерпретировать, находить закономерности и принимать решения на основании доступной информации.

Критическое и некритическое мышление

Некритическое мышление – это принятие на веру всего услышанного и увиденного. В этом случае человек не задумывается о достоверности информации, о важности воспринятого и его цели. Именно такое неумение читать между строк и является главной причиной фишинга или манипуляции людьми.

В отличие от некритического восприятия мира и чрезмерного доверия, критическое мышление – это навык человека осмыслять все вокруг. Хорошо развитая способность критически мыслить позволяет человеку не стать жертвой риторики, манипуляций и недостоверной информации. Современный британский философ Том Чатфилд называет критическое мышление навыком метапознания, который позволяет:

  • быстро обучаться, совершенствоваться и адаптироваться;
  • избирательно и взвешенно относиться к информации, уметь ее верифицировать;
  • четко и логично объяснять свою точку зрения;
  • лучше понимать собеседника; ;
  • выборочно работать с потоками информации;
  • замечать и не попадать под влияние шаблонов и стереотипов;
  • всесторонне осмыслять происходящее.

Таким образом, цель критического мышления – поиск наилучшего объяснения всего происходящего в мире. Чтобы быть максимально критичным, нужно помнить о таких важных аспектах когнитивного познания:

  • здоровый скептицизм;
  • объективность;
  • осознание предвзятости;
  • устранение когнитивных искажений;
  • использование логического мышления.

Также Том Чатфилд сформулировал 10 заповедей критического мышления:

  1. Не торопиться и обдумать информацию.
  2. Беречь умственные силы. Сила воли, энергия и внимание – это очень ограниченные ресурсы.
  3. Если сомневаетесь, нужно выждать.
  4. Осознать собственные ограничения.
  5. Помнить о невозвратных затратах и взвешивать, нужно ли их делать.
  6. Оценивать стратегию, а не результаты. Это поможет минимизировать риски в долгосрочных планах.
  7. Помнить о возвращении к среднему. Мы все ярко помним либо успешные, либо плохие результаты, и в то же время забываем, что количественно обычных, посредственных результатов в жизненных ситуациях превышает взлеты и падения.
  8. Искать не подтверждение, а опровержение. Ваши аргументы будут намного убедительнее, если их не только подтвердить множество раз, но и если включить противоречия и обосновать их несостоятельность.
  9. Знать свою систему ориентиров, ценностей и уровень выносливости.
  10. Все предложенные варианты могут быть ошибочными.

Научное мышление

Помимо способности мыслить в повседневной жизни, которою мы приобретаем в процессе социальной коммуникации и жизненного опыта, существует также научное мышление – особый способ познания мира и интерпретации действительности.

В научном мышлении, в отличии от повседневного мышления, существует жесткий алгоритм сбора, систематизации и проверки информации с последующими этапами ее обработки с целью получить новые знания о предмете. Для научного мышления важно минимизировать уровень субъективного интереса, личного детерминизма, использовать разные формы анализа, теоретического обоснования проблемы и методов достижения цели. Также важной характеристикой научного мышления является решение какой-либо проблемы или переосмысление существующего знания.

Типы мышления в глобальной перспективе

В современном мире все больше ученых, философов и писателей пытаются задать новые рамки обществу – как развиваться в период глобализации, воспринимать всевозможные потоки информации и успевать за прогрессом. Профессор когнитивной психологии Говард Гарднер, известный благодаря своей теории множественного интеллекта и новых форм обучения, уверен: наше время требует новых и позитивных типов мышления, которые будут важны не только для личности, но и для общества.

Первые три типа мышления Гартнер относит к формам познания, а два последние – к области человеческих взаимоотношений:

  1. Дисциплинарный тип мышления. Освоив это мышление, любой из нас может назвать себя экспертом в любой дисциплине, ремесле или профессии. Говард Гарднер утверждает, что в современном мире многие пренебрегают качеством своего профессионализма, не осознают масштабов избранной профессии или призвания. Кроме того, что на обучение любому ремеслу уходит в среднем до 10 лет, процесс совершенствования навыков должен длиться всю жизнь, а мы должны следить за технологическими и инновационными изменениями. Таким образом, люди, которые не овладели хотя бы одной дисциплиной, не смогут в будущем быть успешными.
  2. Синтезирующий тип мышления. Помогает не утонуть в потоках информации, умело ее систематизировать, выделять особенности и видеть тенденции. Такой навык мышления очень полезен не только для руководителей, менеджеров и аналитиков, но и для творческих людей, которые стремятся изменять мир вокруг. А если не освоить синтезирующий тип мышления, человек будет тонуть под нескончаемым потоком информации и ему будет очень тяжело принимать важные решения как карьерного, так и личностного плана.
  3. Креативный тип мышления. По мнению Говарда Гарднера, он органически дополняет предыдущие. Человек, у которого хорошо развито креативное мышление, имея хорошие знания в нескольких областях и сферах жизни, может развить оригинальные идеи, которые будут менять общество. Креативность особенно важна в современном мире, ибо компьютеры во всю заменяют человеческий труд во многих областях обслуживания и делопроизводстве.
  4. Респектологический тип мышления. Помогает разумно формировать собственные границы с окружающим миром, уважать и ценить различия между людьми и группами. Обучаясь этому типу мышления, человек перестает слепо верить стереотипам и другим когнитивным искажениям, которые часто перенимаются неосознанно. Человек, обладающий хорошим респектологическим мышлением, способен принимать людей такими, какие они есть, уважать их, не осуждать и не недооценивать из-за культурных, расовых и других отличий. Именно уважая других людей, мы сознаем положительный климат вокруг себя и содействуем хорошему рабочему процессу. Гарднер уверен, что истинное уважение человека к другим проявляется в обыденных жизненных ситуациях, когда никто за человеком не наблюдает. Человек, у которого развито респектологическое мышление, пытается позитивно оценивать каждого, не учитывая социальных характеристик и предвзятостей, а также он всегда готов признать свою вину и изменить решение если получит новую информацию.
  5. Этический тип мышления. Относится к более высокому мировоззрению, освоив который, человек может не только размышлять о желаниях, потребностях и тенденциях в обществе, но и аргументированно и авторитетно влиять на ход событий. Концепция этого типа рассуждений намного шире, чем респектологического мышления, в основании которого лежит идея толерантности и уважения. Этический тип мышления – это взгляд сверху, который помогает оценить поступки каждого человека с точки зрения полезности для общества. Таким образом, развивая этическое мышление, мы развиваем гражданское общество. Но Говард Гарднер напоминает, что важный аспект этического типа мышления в том, что универсальной этики не существует – всегда нужно отталкиваться от контекста, истории и культурной памяти каждого общества.

Творческое мышление

Творческое мышление еще принято называть креативным. Главная цель такого подхода мышления – генерирование идей и создание новых открытий. Его особенность состоит в том, что для активации креативности нужно задействовать не только левую часть мозга, ответственную за логико-словесные образы, но и правое полушарие, творческое.

Эксперт по креативности Майкл Микалко утверждает, что невозможно создать ничего нового, если использовать только уже известные знания о чем-либо. Он убежден – секрет всех новых и увлекательных идей – в концептуальном смешивании.

Визуальное мышление

Визуальное мышление – это еще один тип творческого мышления, который будет полезным во многих жизненных ситуациях. Визуальное мышление поможет:

  • составить идеальный план или маршрут поездки;
  • решить проблему;
  • структурировать информацию.

Также оно помогает в организации проектов и любых событий и позволяет образно объяснять суть новых идей.

Суть использования интеллект-карт – в успешном запоминании большого количества информации, генерации разных вариантов решения проблем и умении видеть ключевые идеи в потоках информации. Эффективность такой методики заключается в использовании не столько линейного мышления, сколько образного.

Дизайн-мышление

Менее творческим, но не менее эффективным считается дизайн-мышление. Его главный принцип состоит в поэтапном структурировании информации, рассмотрении возможных перспектив развития проблемы с целью прогнозирования наилучшего варианта. Главное отличие дизайн-мышления от традиционного аналитического мышления заключается комбинировании творческого и аналитического подхода.

Этапы дизайн-мышления:

  1. Четко определить проблему, изучить мнения других людей.
  2. Исследовать характерные закономерности и особенности проблемы.
  3. Сформировать идеи и принципы решения проблемы.
  4. Создать черновик – первый вариант решения проблемы.
  5. Оценить результаты.
  6. Усовершенствовать план решения проблемы, дополнить новыми методами.

Теории креативности Джоя Пола Гилфорда

Психолог Джой Пол Гилфорд известен как разработчик двух моделей мышления и концепций креативности. Он выделил четыре главных принципа креативных решений:

  • оригинальность – продуцирование новых идей с помощью ассоциативного мышления;
  • семантическая гибкость – способность определять особенности предмета или явления, развивать новые альтернативы свойств, усовершенствовать идеи;
  • образная адаптивная гибкость – способность изменять форму, признаки или возможности объекта;
  • семантическая спонтанная гибкость – возможность продуцировать идеи в ограниченное время и срочных ситуациях.

Также Джою Полу Гилфорду принадлежит описание двух креативных систем мышления: конвергентной и дивергентной.

Дивергентному мышлению свойственно видеть несколько вариантов решения задачи, используя одни и те же исходные данные. Развитие дивергентного мышления основано на использовании воображения в четко заданных параметрах (например, нужно придумать как можно больше способов применения разных предметов).

Конвергентное мышление позволяет найти среди большого количества информации единое правильное решение. Главный подход в применении этого типа мышления – использование выученных раньше стратегий и алгоритмов для решения задач. Таким образом, дивергентное мышление по своей сути считается более творческим типом познания.

Системное мышление

Системное мышление помогает видеть взаимосвязи между предметами и явлениями, понимать контекст, корреляцию и каузальность событий.

Стратегическое и тактическое мышление

Стратегическое мышление является умением, позволяющим достичь желаемого результата в будущем. Все мы в той или иной степени стратеги, поскольку строим планы и предполагаем, как достичь целей. Но некоторые люди планируют не интуитивно и причинно-следственно, опираясь на опыт, а владеют важными техниками и инструментами мышления. Именно таких людей называют стратегами.

Стратеги знают, как вести себя сейчас, чтобы получить желаемое потом, даже если оно маловероятно, стратеги будут мыслительно просчитывать возможные варианты достижения цели. Таким образом они строят тактику.

Таким образом, мыслить стратегически – это не столько познание мира, сколько умение реализовать свои мысли и идеи даже при не высокой определенности. Знание стратегических принципов помогает принимать решения и действовать наиболее эффективно, стать сильнее и достичь преимущества. Стратегическое мышление помогает развивать память, концентрацию и многовекторный анализ любой ситуации в жизни, бизнесе или политике.

Как развивать мышление

Также обязательно обратите внимание на программы, статьи и курсы, ссылка на которые мы давали, а ниже вы найдете ссылки на материалы, использованные при написании статьи – они тоже могут вам пригодиться:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: развитие мыслительной деятельности; расширение знаний об окружающем мире; обогащение словарного запаса; развитие пространственных представлений.

I. Объявление темы и цели урока.

- Что такое мышление? (способность думать, воспринимать окружающий мир. Мышление – высшая ступень человеческого развития. Из всех живых существ, только человек обладает мышлением).

- Сегодня на уроке мы будем, как всегда, развивать нашу память, речь, внимание, а вместе с тем и наше мышление.

- Наше занятие будет проходить необычно: раньше последовательность занятий определяла я сама, а сегодня вы будете это делать. Я вам предлагаю отрывать лепестки, на нижней части написан номер задания. Их всего 10. Итак, начнем.

Быстро ответь на вопросы:

- Где пальцев больше, на левой руке или правой ноге человека?

- Сколько месяцев в году?

- В названии каких месяцев произноситься в конце слов мягкое (р)

- Сколько всего времён года?

- К какому времени года относиться декабрь?

- Какой это по счёту месяц?

- Как называется время суток между утром и вечером?

- Сумма двух чисел равна количеству месяцев в году. Первое слагаемое равно числу времён года. Назовите второе слагаемое.

- Какой день недели предшествует четвергу?

- В названии каких дней недели есть мягкий знак?

- Сколько таких дней всего?

- Какие это дни недели по счёту?

- Сегодня среда, то какой день недели послезавтра, вчера?

- Если 5 марта понедельник, то в какой день недели мы будем поздравлять всех женщин с международным женским днём?

- Назовите 3 женских имени, начинающихся с той же буквы, что и следующий за субботой день.

- Назовите 5 мужских имён, начинающихся с первой буквы дня недели предшествующего среде.

- Название каких дней недели начинаются с одной и той же буквы?

- Назовите дни недели с первым ударным слогом.

- Сколько учебных дней в неделе?

2. Развиваем зрительную память.

Прочитайте один раз текст

Мама попросила сына сходить в магазин и купить:

В бакалее – рис, макароны, спички, гречку;

В мясном отделе – курицу, индейку, котлеты, сосиски;

В овощном – картошку, капусту, огурцы.

Ответьте на вопросы:

- Сколько всего продуктов должен купить сын?

- Название каких продуктов начинается на букву к?

- Нужно ли мальчику купить колбасу?

- Сорт какого продукта носит название белокочанная?

- Какие слова состоят из одного слога?

- Назовите ещё раз, что должен был купить мальчик из овощей.

- Что из несъедобного должен был купить мальчик в бакалее?

(Открывается запись и проверяется количество продуктов)

- Где продают продукты? (в специальных продуктовых магазинах)

- Перед тем как они попадут в магазин где изготавливают, например, хлеб, колбасу?

- Где выращивают курей, овощи?

- Знакомый вам по предыдущим занятиям Петя, не только ухаживает за животными, но и помогает бабушке собирать ягоды, фрукты, овощи.

Какие плоды собрал Петя? Расставьте пропущенные слоги

- Сколько слов всего вы получили?

- Сколько слов начинается и заканчивается на согласный звук?

- Назовите ягоды, фрукты, овощи.

- Найдите слово с наименьшим количеством букв.

- В какой сказке этот овощ тянули дедка, бабка и многие другие.

4. Решите анаграммы: авкыт, чоккаба, ниерасте. Что здесь лишнее и почему?

Задание № 5 и номер 6.


.

7. Развиваем логическое мышление.

1. Напишите слова по определениям.

- глубокое, солёное, чёрное;

- голубые, карие, грустные;

- молочные, больные, коренные;

- шариковая, чернильная, перьевая;

- десертная, чайная, столовая;

- бурый, белый, шатун;

- зимние, хромовые, резиновые;

- злая, сторожевая, дворовая.

8. Исключи лишнее

- приставка, корень, окончание, предлог, суффикс;

- треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг;

- запятая, точка, двоеточие, тире, предлог;

- сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитаемое;

- дуб, дерево, ольха, тополь, берёза;

- секунда, час, год, вечер, неделя;

- Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён

9. Развиваем пространственное представление, воображение, мышление.

Графический диктант по клеткам. (олень)

10. Задание на внимание.

Если вы услышите породу собак, то нужно закрыть глаза ладошками;

Если вы услышите название растения, нужно 1 раз хлопнуть в ладоши.

Если вы услышите неодушевленные предметы, топнуть ножкой.

Бульдог, сирень, ландыш, катер, болонка, ромашка, такса, василек, автомобиль, овчарка, иван-чай, дуб, мотоцикл, осока, корабль, камаз, хаски, ель, пудель, автокран, маламут, береза, сосна, самолет, пароход, спаниэль, мастифф, морошка, мопед, брусника, мох, колли, доберман, клюква, одуванчик, репейник, лабрадор, мята, самокат, вертолет, парусник, мопс, дог, смородина, зверобой, танк, ракета, календула.

Читайте также: