Анализ поэтического текста в школе

Обновлено: 30.06.2024

ВложениеРазмер
analiz_poeticheskogo_teksta.rar 80.07 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Лицей №1 имен Героя Советского Союза Н.П.Воробьёва городского округа

город Волгореченск Костромской области"

"Обучение анализу поэтического текста

на уроках литературы 5-11 классах".

Составитель: Могунова Елена Владимировна- учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Лицей №1 городского округа город Волгореченск Костромской области".

Пособие "Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах". : конспекты уроков, практические задания. 2013 год.- 32 с.

Данное пособие "Обучение анализу поэтического текста на уроках литературы 5-11 классах" посвящено методике обучения анализу поэтического текста учащихся 5 - 11 классов.

Введение. Подходы к школьному анализу поэтического текста

План анализа стихотворения.

Список использованных источников

Подходы к школьному анализу поэтического текста .

Изучение лирики — проблема не только методическая, но и психологическая: роль учителя, ведущего маленького читателя к пониманию стихотворения, выдвигается на первый план. Главным на уроке становится совместный поиск двух читателей — ученика и учителя, постановка задач, решение которых неизвестно порой им обоим.

Одна из целей изучения литературы, обозначенных в очередном проекте стандарта основного образования, "овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы".

Ни для кого не секрет, что именно анализ текста вызывает у школьников, а подчас и учителей наибольшие трудности

В целом этот подход можно представить в виде алгоритма:

- верхний уровень (идейно-образный): идеи и эмоции, образы
и мотивы;

  • средний уровень (композиция и стиль): поэтическая семантика (тропы), поэтический синтаксис (фигуры), художественное время и пространство;
  • нижний уровень (фоника): метрика, ритмика, рифма, строфика, звукопись (аллитерации, ассонансы).

Следует также отметить, что представление о поэтическом мире художника нельзя сформировать в отрыве от биографического контекста, от художественного метода и направления, от духовного состояния общества в целом.

Знакомясь с опытом работы учителей-словесников, я обнаружила очень интересную форму работы на уроке при начальном изучении лирики и с тех пор её использую.

Не менее интересные упражнения на начальном этапе изучения метафоры. Ученикам предлагается найти общее между словами, обозначающими абстрактные понятия (жизнь, судьба, семья, любовь, счастье и т.д.) и названиями конкретных предметов (лампочка, туфли, компьютер, муравейник, дерево и т.д). Чем меньше связаны между собой значения слов, тем интереснее.

После этого, ребята, читая стихотворения, понимают чувства и настроения лирического героя, записывают и запоминают самые интересные находки.

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит. Задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

Попробуйте спросить учащихся 5-6-го класса, о чём эти стихи. Большинство попытается пересказать "сюжет", некоторые скажут: о природе. И лишь немногие ответят: "об одиночестве".

Прежде всего, предложим детям назвать два главных "действующих лица" стихотворения. Задание лёгкое: конечно же, это "тучка" и "утёс". Дети, несомненно, поймут (и в этом им помогут многочисленные олицетворения), что речь здесь идёт не о природных явлениях, а - как всегда в поэзии - о душах и судьбах человеческих.

Спросим у ребят: Какие ассоциации вызывают у них образы Тучки и Утёса?

Для письменного анализа текста предлагаю ученикам примерные вопросы, которые, конечно же, используются не обязательно по прядку, а являются лишь помощниками при письменном анализе.

  1. О чём говорится в стихотворении?
  2. Какое в нём настроение?
  3. Каким представляется лирический герой?
  4. Как звучит стихотворение (ритм, звукопись, длина строк, количество строк в строфе, наличие рифмы).
  5. Какие приёмы использует автор в своём стихотворении?
  6. Какие мысли и чувства хочет передать автор читателю?

7. Как построены в стихотворении предложения?

8. Ваши личные впечатления.

(Учитель Могунова Е.В.)

( для этого урока я беру сдвоенные часы).

Цели: - знакомство со стихами А.Фета

- формирование навыков анализа лирического

- развитие устной и письменной речь учащихся;

- воспитание любви к природе родного края.

Знания на уроке: роль художественных изобразительных средств; умение определять размер стиха.

Оборудование: доска, учебники, текст стихотворения, тетради, иллюстративный материал (мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия).

1. Организационный момент

2. Подготовка к восприятию нового материала.

презентация к уроку.

3. Основная часть урока (работа над текстом).

тренажёр для работы.

Самостоятельная работа в парах: определить размер стиха.

4. Подведение итогов.

Итак, сегодня мы с вами научились определять размер стиха, познакомились с новыми литературными терминами: стопа,. Повторили художественные выразительные средствами и их роль в поэтическом тексте. Сделали попытку произвести полный анализ лирического произведения, окончательным результатом которого станет ваша домашняя работа.

Кому сегодня за работу вы поставите оценку (учащиеся обсуждают и оценивают работу каждого из группы). Все оценки (4-5) обязательно ставлю в журнал плюс оценка учителя. Таким образом, ученик может получить до двух отметок за работу на уроке по данной теме.

( для этого урока я беру сдвоенные часы).

- продолжить формирование навыков анализа лирического произведения;

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- воспитание любви к истории отечества, родного края.

Знания на уроке: понятие об антитезе и её художественной роли в изображении, сатира, обобщающий образ, колоритный образ.

Оборудование: доска, учебники, текст стихотворения, тетради, иллюстративный материал.

1. Организационный момент

2. Подготовка к восприятию нового материала.

Швейцар – сторож около входных дверей

Армячишко – крестьянская верхняя одежда из грубого сукна.

Чернь – так господствующие классы пренебрежительно называли простой народ.

Пилигримы – странники, путники.

Харчевня – дешёвая закусочная.

Лепта – здесь: мелкие деньги.

3. Основная часть урока (работа над текстом).

3.1. Каким образом в первой строфе раскрывается мнимая торжественность парадного подъезда особняка знатного вельможи?

(Для работы над этим вопросом учащиеся класса делятся на три творческие группы и работают над заданиями).

Задание 3. Проследить по тексту развитие темы «парадного подъезда в обычные дни.

-на обсуждение в группах отводится 3 минуты;

-выступление представителя группы 1 минута;

-делаются общие выводы, которые записываются в рабочую тетрадь;

Убеждаемся, что содержание и второй части строфы контрастирует с темой торжественности и парадности . Антитеза снижает образ: торжественность подъезда – мнимая.

Таким образом, обычай, по которому в праздничные дни в домах крупных чиновников выставлялись особые книги, в которых расписывались посетители, не допускавшиеся к хозяину лично, превращался в парад холопства, холуйства. Возникает образ холопствующего города.

3.2. Стихи Н.А.Некрасова имеют особенность – они сюжетны.

Какие события запечатлены во второй строфе стихотворения?

Задание. Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков.

Учащиеся делают вывод:

-Мужики не перестают быть реальными мужиками, в то же время – это обобщённый образ.

-Возникает образ России, трагический, молчаливый и цельный.

  1. Как в стихотворении возникает образ вельможи?

Каким авторским отношением проникнуто изображение образа жизни и образа мыслей вельможи? Отметить элементы сатиры в изображении барина.

Работа в группах заканчивается. Ученики ещё раз уточняют ответы на вопросы, делают необходимые записи в тетрадях.

Все вопросы и задания написаны на доске и распечатаны для каждого ученика (приложение № 1).

Учащиеся вместе с учителем работают над планом анализа стихотворения (приложение № 2). Так как класс имеет средние способности, то в помощь им даётся клише (приложение № 3).

4. Подведение итогов.

Сделали попытку произвести полный анализ лирического произведения, результатом которого станет ваша домашняя работа.

Кому сегодня за работу в группах вы поставите оценку (учащиеся обсуждают и оценивают работу каждого из группы). Все оценки (4-5) обязательно ставлю в журнал плюс оценка учителя. Таким образом, ученик может получить до двух отметок за работу на уроке по данной теме.

5. Задание на дом: - выучить наизусть отрывок из стихотворения;

Вопросы и задания для работы в группах

Вопрос: Каким образом в первой строфе раскрывается мнимая торжественность парадного подъезда особняка вельможи?

Вопрос: Какие события запечатлены во второй строфе?

1. Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков.

2.Какие художественные выразительные средства используются?

Вопрос: Как в стихотворении возникает образ вельможи? Каким авторским отношением проникнуто изображение образа жизни и образа мыслей вельможи? Отметить элементы сатиры в изображении барина.

Вопрос: Какова основная тема концовки?

Урок внеклассного чтения по творчеству Заболоцкого.

Цель: выявить динамику развития литературы, взгляды художника слова на различные явления окружающего мира, вскрыть скрытый символический подтекст.

- иллюстративный материал (готовят учащиеся)

Наша задача на уроке – попробовать заметить различные смыслы стихотворения, выявить и интерпретировать особенности художественной формы.

За работу, друзья мои!

Выразительное чтение наизусть специально подготовленных учащихся.

При подготовке этого задания ученик должен был подготовить иллюстративный материал (картины художников, собственные рисунки, слайды, музыку…)

1 этап . Вопросы учащимся (записаны на доске).

В чём смысл обращения к мифологическим образам в стихотворении Тютчева и Заболоцкого?

  • Какими художественно-изобразительными средствами пользуются поэты для воплощения своего замысла?
  • В чём, на ваш взгляд, Заболоцкий согласен с Тютчевым, а в чём полемизирует с ним?
  • Как изменилось мировосприятие поэтов разных эпох, наблюдающих одно и то же явление – грозу, в чём сходство и различие изображённых картин?

Учащиеся проводят наблюдения по вопросам и заполняют таблицу (должны отметить наблюдения и продолжить выводы или сделать свои). Данный вид деятельности предполагает работу в парах. Таблицы подготовлены для каждого ученика класса.

Вспомните в чём особенности поэзии природы Тютчева?

Она отражает многообразную жизнь природы, она….

Какова роль и место стихов о весне в творчестве поэта? Вспомните и назовите какие-нибудь из них.

Это самые радостные, самые жизнеутверждающие произведения Тютчева…

В чём символический смысл весны у Тютчева? Как он проявляется в стихотворении?

Весна – символ обновления жизни и души человеческой…

С чего начинается стихотворение?

Каково соотношение окружающего мира и грозы?

Какими словами обозначается художественное пространство?

Какова форма построения стихотворения?

Разговор с невидимым собеседником.

Каково значение мифологических образов в стихотворении?

Они не только завершают сюжет о ливне, грозе, но и придают ему эпический размах.

Какова структура предложений?

Какова роль человека в стихии и природе, если судить по этому стихотворению?

Человек не наблюдатель, а участник процесса. Он переживает, соучаствует в жизни природы.

Выполнив работу по заполнению таблицы, идёт работа по уточнению отдельных моментов.

Продолжение работы по таблице.

Интерес к природе, как мы знаем из предыдущих уроков, формировался у Заболоцкого под влиянием идей К.Э.Циолковского. Заболоцким была высказана мысль о творческом, личностном преображении мироздания через слово, искусство.

Вспомните в чём основные задачи поэтического направления, которому принадлежал Заболоцкий?

Какова концепция природы?

Природный мир часто ассоциируется с мифологическими образами, которые то начинают, то завершают стихотворение.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Новые подходы к школьному анализу поэтического текста

Особенно это касается работы с художественным текстом.

Это могут быть: контрастные образы, или эмоционально противоположные мотивы, это может быть противостояние цветов палитры, точек пространства и времени, даже звуковых рядов – их объединяет именно разнонаправленность вызываемых ими эмоций, принадлежность к разным эмоциональным полюсам.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит. Задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в

ассоциации

лексическая цепочка с указанием изобразит. ср-в

ассоциации

весело (эпитет) играя (олицетв.)

легкая, подвижная, легкомысленная, светлая

молодость, беззаботность

солнце, чистое небо, радость бытия

влажный след (эпитет)

одиноко (эпитет)

плачет (олицетв.) пустыня

старость, разлука, одиночество, слезы

Пустыня мира и одиночество в ней человека – вот подлинный, философский смысл стихотворения, который будет все глубже постигаться взрослеющими школьниками при каждом новом обращении к этой поэтической миниатюре.

А л г о р и т м а н а л и з а п о э т и ч е с к о г о т е к с т а

1. Л е к с и к о - с е м а н т и ч е с к и й а н а л и з

2.Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым –

3.Выявить сопутствующие образы , позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.

4.Выстроить все возможные ассоциативные ряды , уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.

5. Дать истолкование произведения, вытекающее из первого этапа анализа.

П. Л и н г в о - с т и л и с т и ч е с к и й а н а л и з

1.Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов: эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.

3. Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и свое к ней отношение.

Ш. А н а л и з с т и х о т в о р е н и я в к о н т е к с т е

1. В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) – и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения.

2. В контексте национального литературного процесса: найти у других русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени.

3. В контексте мирового литературного процесса : подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это дает возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской литературы в диалоге культур мира.

В чем плюсы предлагаемой методики?

Фрагмент урока предлагаю вашему вниманию.

Второй книге и сборниках, вошедших в нее, …….

1. Выразительное чтение учителем наизусть.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

2. Беседа с элементами анализа:

· Назовите слова из двух противоположных лексических и эмоциональных полюсов стихотворения (пела – плакал, светлую – из мрака, все – каждый, тихой заводи – не придет назад). Ряды можно продолжать.

- Возникло ощущение безысходности.

Продолжаем рассматривать ключевые образы.

· Несмотря на то, что поет хор, в храме слышат только девушку. Почему? Учитель просит заполнить таблицу. Отбор лексических и стилистических средств переходит в создание ассоциативных цепочек.

Слова, входящие в первый ключевой образ

Пела, церковный хор

Красота, невинность, юность, вера, спасение души, поэзия, музыка, единение, согласие

Пел, летящий в купол, сладок

Талант, стремление к возвышенному, Богу, счастье, гармония

Прикрытая нагота, непорочность, скромность, чистота, совершенство, музыка

Солнце, свет, тепло, жизнь, счастье, восторг, изящество, незащищенность, хрупкость

Чистота, совершенство, поддержка, опора, голубь

· Прошу продолжить ряд, принадлежащий этому полюсу в 4 строфе:

Никто – ребенок - плакал – тайна - Царские врата – высоко - не придет – назад.

Пробуем понять сказанное в тексте, дополнив своим ощущением.


Ключевые слова: литературное чтение, веб-квест, анализ поэтического текста, младший школьный возраст.

Keywords:literary reading, web quest, analysis of the poetic text, younger school age.

Ведущей деятельностью у младших школьников под руководством педагога является анализ поэтического произведения. Именно он должен стать основным звеном урока классного чтения в начальной школе.

Воюшина М. П., Рамзаева Т. Г. выделили систему умений анализирования учащимися произведения, которая включает в себя: [1, с. 64]

- умение понимать, какие изобразительные средства языка использованы в произведении в соответствии с выполняемой ими функцией;

- умение воссоздавать в своем воображении картины жизни, которые созданы поэтом;

- умение воспринимать различные образы;

- умение осмыслять авторскую позицию во всех элементах его произведения;

- умение осознавать идею стихотворения.

На подготовительном этапе анализа поэтического текста учащимся предлагается проводить следующие виды работ, которые способствуют восприятию данного произведения [5, с. 221]:

- рассматривание разнообразных книг;

- свободное высказывание ребят, основанное на их собственных впечатлениях;

- рассматривание картин и рисунков;

Самый известный прием анализа — постановка каких-либо вопросов к прочитанной части произведения. Вопросы помогают детям осмыслить поэтическое произведение, т. е. осознать позицию автора, а так же выработать собственное отношение к прочитанному.

Неотъемлемым элементом анализа является словарная работа. Конкретизация лексического значения слов помогает понять содержание, уяснить авторское отношение к событиям [6, c. 82].

Слагаемые анализа поэтического текста.

1. Первичная реакция, т. е. после прочтения стихотворения ребята высказывают свое впечатление, которое произвело на них данное поэтическое произведение.

2. Предварительные сведения. Продолжать анализ можно по предложенной цепочке:

- в каком году было написано стихотворение;

- чем вызван его выход в свет;

- какому событию или кому оно было посвящено;

- с какими событиями в жизни поэта связано данное стихотворение.

3. Смысл заглавия произведения, т. е. заглавие может быть соотнесено с содержанием стихотворения или противопоставляться ему, особенно в иронических и сатирических стихах.

4. Жанровая специфика. Определение стихотворного жанра должно предшествовать идейно-тематическому анализу. (Лирические жанры: ода, элегия, послание, романс и др.)

5. Виды лирики: социально-политическая, любовная, патриотическая, пейзажная, историческая, философская,

6. Тема стихотворения.

7. Образный строй произведения — изучаются образы, которыми населено стихотворение.

8. Идея произведения — это обобщенная образная, эмоциональная мысль, которая лежит в основе данного стихотворения. Надо подсказать учащимся, что, для того чтобы сформулировать идею произведения, чаще всего используют отглагольные существительные: протест. критика. отрицание. и др.

9. Пафос стихотворения — это страсть, воодушевление которое пронизывает стихотворение от начала и до конца. В произведениях может быть героический, романтический, сентиментальный, трагический, иронический, драматический и другие виды пафоса.

10. Лирический герой — это образ, который возникает в сознании читателя на основе восприятия стихотворения. [3, c. 54]

Существует ряд приемов, помогающих организовывать работу над анализом поэтического текста. Итак, перечислим некоторые из них:

1) педагог предлагает детям самостоятельно назвать свойство характера героя, описать природу;

2) ребята сопоставляют героев одного произведения или близких по тематике поэтических произведений. Наиболее легкий вид сравнения — противопоставление [4, c.79].

При чтении поэтического текста можно предложить учащимся:

1) сделать иллюстрированные наброски к прочитанной части;

2) вылепить какого-либо героя из пластилина;

3) подобрать загадку к стихотворению, нарисовать отгадку;

4) подобрать поговорки и пословицы по тематике произведения;

5) изучить дополнительный материал об авторе поэтического произведения.

Чтение литературных произведений призвано научить школьников не только читать, но и проникать в содержание прочитанных текстов художественной литературы. Именно поэтические произведения способствуют обогащению внутреннего мира учащихся в плане формирования того жизненного запаса эмоций и сведений, которые человек выражает с помощью языка.

2. Найдите фотографии поэта (2–3 шт.)

3. Найдите строки в его биографии, которые указывают на одиночество, нехватку родительской любви.

3. Представьте итоги работы своей группы в виде виртуальной экскурсии в Россию 18 века. (создание с помощью Microsoft PowerPoint)

Для оценивания работ учеников могут использоваться такие как методы как взаимооценка участников проекта и самооценка.

Таким образом, анализ текста вовсе не противопоставляется непосредственному восприятию поэзии. Он обогащает и дополняет это самое восприятие. Поэтому анализ поэтического произведения — важнейшая часть образовательного процесса и приобщения к силе и красоте художественного слова.

1. Васильева М. С., Оморокова М. И., Светловская Н. Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. — М.: Педагогика, 2000.

2. Жесткова Е. А. Инновационная деятельность современной школы / Е. А. Жесткова, И. В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014.

3. Жесткова Е. А. Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в начальной школе // Нижегородское образование. — 2010. — № 4.

5. Журова Л. Е., Евдокимова А. О. и др. Чтение и письмо. — М.: Вентана-Граф, 2001.

6. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т. Г. Рализаевой. — С-Пб.: Специальная литература, 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): поэтический текст, поэтическое произведение, анализ, произведение, стихотворение, идея произведения, литературное чтение, младший школьный возраст, начальная школа, художественный образ.

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении

Этапы плана анализа стихотворения

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

Пример анализа стихотворения по плану

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

Читайте также: