Общественное мнение как социальный феномен кратко

Обновлено: 02.07.2024

Лекционный материал по теме "Коммуникационное взаимодействие органов власти с населением"

1. Организация взаимодействия органов власти с населением

К основным функциональным задачам ПР в системе госуправления можно отнести:

1) участие в демократизации государственного управления

2) содействие становлению гражданского общества.

3) содействие государству в разрешении объективных противоречий между плюрализмом политической сферы общества и целостностью государственной власти.

4) налаживание прямых и обратных связей с гражданами.

Существует прямая зависимость между уровнем управления и особенностями служб ПР: в региональных и муниципальных органах власти широко реализуется коммуникативная функция и общение с гражданами постоянно и организованно. На федеральном уровне акцентируется взаимодействие с прессой, аналитическая и прогностическая деятельность. В целом деятельность государственного ПР обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных и частных интересов.

Возможности ПР могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. Закрытость органов управления, недостаточное или неэффективное взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти, что может стать предпосылкой социальных потрясений.

Существует целая группа причин, которые порождают недоверие граждан к органам власти. Прежде всего, это так называемые "технические" причины, когда государственные органы вследствие отсутствия структур и специалистом в сфере связей с общественность не умеют разъяснять гражданам цели и мотивы своей деятельности, не дают адекватного представления о ее характере и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы.

Следующие причины "культурно-исторического" типа, суть которых заключается в традиционно высокой степени политической и социальной активности российских граждан, предрасположенности нашего общества к патерналистским взглядам на власть.

"Организационные" причины связаны с недостаточностью квалифицированных и компетентных профессионалов, что вызвано переходом к новой модели организации общества и изменением характера работы с общественностью.

Причины "ресурсные" связаны с недостаточным финансированием госслужбы, отсутствием необходимой материальной и технической базы, ограниченностью располагаемых временных ресурсов и пр.

Эти проблемы могут решаться в следующих конкретных направлениях деятельности ПР в органах государственной власти:

  1. установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями
  2. информирование общественности о принимаемых решениях
  3. изучение общественного мнения
  4. анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом
    1. прогнозирование общественно-политических процессов
    2. обеспечение организации аналитическими разработками
    3. формирование благоприятного имиджа организации.

    Налаживание коммуникационных связей крайне важно в системе местного и муниципального управления. Отсутствие информации о состоянии дел в курируемых сотрудником (отделом, департаментом) отраслях или территориях и несовершенство их взаимодействия является одним их существенных недостатков управления.

    Одним из способов достижения эффективного функционирования организации - это следование следующим методологическим принципам:

    Системность. Деятельность специалистов по связям с общественностью представляется собой систему успешно апробированных приемов, методов и процедур взаимодействия с общественностью.

    Адекватность. Это соответствие структуры отдела по связям с общественностью, предмета и технологий его деятельности поставленным перед организацией целям и задачам.

    Мобильность. Возможность структуры изменяться и корректировать направления работы в условиях появления новых факторов и обстоятельств.

    Координация между отделом по связям с общественностью и другими подструктурами государственной организации может осуществляться следующим образом:

    — четким определением и разделением функций, реализацией принципа "взаимной дополняемости", когда отдел по связям с общественностью не дублирует действия других органов, а качественно дополняет ее;

    — согласование планирования и контроля с учетом перемещения между отделами, учебы и роста квалификации и профессионализма сотрудников, выработкой критериев их аттестации;·

    —соблюдением правил "паритетного управления" и арбитражем в межкорпоративных спорах и координирующим влиянием на деятельность различных структур организации.

    Общественное мнение – это убеждения тех, кого не спрашивали. Такую шутку можно часто услышать, особенно в кругах молодежи. Об этом говорят в контексте обсуждения проблемы зависимости от чужого мнения. Давайте и мы изучим понятие общественного мнения, дадим определение, проанализируем структуру, функции, механизм формирования, найдем связь между ним и убеждениями отдельной личности.

    общественное мнение

    Что такое общественное мнение

    Для изучения общественного мнения социологи и психологи пользуются следующими методами исследования:

    • опросы,
    • анкеты,
    • интервью,
    • телефонный звонок.

    Сам феномен известен давно, но пристальному изучению подвергся в XX веке. Сначала изучением феномена занялась социология, а затем психология. Рассмотрим каждую из теорий подробнее.

    В социологии

    В социологии под этим понимают отношение большинства к событиям, которые происходят в обществе. Оно отражает общую позиции людей по какому-то вопросу, выражает их интересы. Общество состоит из групп, у каждой из них есть свое мнение. Оно и внутренне и общественное одновременно.

    В психологии

    В психологии его рассматривают как зеркало, отражающее состояния общества. Оно отражает реальность, показывает усредненное мнение людей по какому-то вопросу, усредненную систему ценностей, убеждений. Оно отражает среднестатистическую оценку действительности, диктует нормы поведения в конкретной ситуации.

    Как средство манипуляции

    Манипулируя убеждениями общества, можно управлять городами, странами. Подчинять себе людей и управлять их поведением.

    Популярные методы манипулирования общественным мнением:

    Признаки

    Какое мнение можно считать общественным:

    • то, которое включает убеждения отдельных личностей строго в отношении этой ситуации (в другой ситуации их мнение по тому же вопросу может отличаться);
    • то, которое выразили публично, до этого оно считается индивидуальным;
    • то, которое четко определено, сохраняется в течение долгого времени.

    Свойства

    К свойствам относится:

    • охват;
    • распространенность (по субъектам);
    • направленность;
    • поляризованность;
    • распространение (география, социальные слои);
    • интенсивность;
    • устойчивость;
    • скорость формирования;
    • непротиворечивость.

    Если анализировать феномен как социальный институт, то можно назвать следующие свойства:

    • зрелость,
    • направленность,
    • ориентированность,
    • действенность.

    Сознание большинства содержит негативные или позитивные убеждения (по полярности), а также оценочные, аналитические, конструктивные суждения (по содержанию).

    Структура

    В структуру входит объект и субъект. Объект – какое-либо событие (процесс, факт, явление). При изучении объекта важно обращать внимание на то, правильно ли субъекты понимают проблему, и на то, что именно в объекте привлекло их внимание. Субъект – люди, которые выражают оценочные суждения относительно объекта. Субъект имеет свою структуру: классы, общности, слои, группы. Включаются те группы, для которых проблема имеет наибольшее значение.

    Что еще входит в структуру:

    • оценки (суждения большинства, даже если они ошибочны);
    • знания социума (теория и практика);
    • чувства и эмоции;
    • социальные установки;
    • воля.

    Таким образом, в структуру общественного мнения входит эмоциональный, волевой и рациональный аспект.

    Сущность и функции

    Итак, в чем же суть общественного мнения:

    • это вывод всего общества (большей части социума) по какому-то конкретному вопросу;
    • это отражение интересов и потребностей общества;
    • это регулятор поведения субъектов;
    • это результат объединения, взаимодействия членов социума.

    Групповое убеждение может быть ложным, если субъекты руководствуются слухами и домыслами, а не реальными фактами.

    Функции общественного мнения:

    1. Социальный контроль. Народ может поддержать или затормозить реализацию какой-то идеи.
    2. Экспрессия. При помощи ответных реакций, оценок общество может регулировать деятельность каких-либо организаций.
    3. Консультирование. Опросы среди народа помогают решать важные, насущные проблемы.
    4. Директива. Народ имеет право голоса и может участвовать в принятии серьезных решений.

    Как формируется общественное мнение

    Формирование может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим подробнее механизм, этапы, факторы формирования.

    Механизм формирования

    Для того чтобы сформировалось общественное мнение, должны быть соблюдены конкретные условия:

    • острота проблемы, актуальность и социальная важность, практическая значимость (объект всегда затрагивает политическую, экономическую, духовную или другую важную часть жизни общества);
    • возможность для дискуссии (проблема должна подразумевать наличие альтернативных убеждений, разницы взглядов, двусмысленности);
    • компетентность, культурная или информационная просвещенность, образованность (общество должно понимать, о чем идет речь, разбираться в вопросе).

    Таким образом, общественным может быть только то мнение, которое соответствует всем трем критериям: значимость, дискуссионность, компетентность.

    Этапы формирования

    Общественное мнение формируется в три этапа:

    1. Зарождение. У общества возникает интерес к какому-либо явлению, отдельные группы дают ему свою оценку. Народ стремится к поиску, получению новой информации.
    2. Формирование. Члены социума обмениваются своими суждениями, на их основе формируется групповое отношение.
    3. Функционирование. Большинство начинает поддерживать групповое отношение, подстраивает свое поведение под него.

    Социологи выделяют еще четвертый этап – спад (интерес к проблеме снижается). Почему это происходит: проблема решена или ее нельзя решить, возникла более серьезная проблема.

    Факторы, которые влияют

    На формирование группового отношения влияют:

    • слухи,
    • сплетни,
    • факты,
    • слова авторитетных лиц,
    • чьи-то убеждения.

    То есть общее отношение по какому-либо вопросу формируют СМИ, социальные институты и отдельные личности. Обычно психологи и социологи сводят источники к двум позициям: личное наблюдение за другими членами социума и СМИ. Уделим особое внимание влиянию СМИ на общественное мнение.

    Общественное мнение и СМИ взаимосвязаны. Основное средство влияния СМИ – стереотипизация. При помощи определенных стереотипов поведения, мифов иллюзий они вызывают те эмоции, которые нужны, например, страх, радость, восторг. СМИ показывают людям такую картину мира, которая вызовет у них реакции, нужные правительству. Но в то же время каждый участник общества может влиять на СМИ, например, через интернет.

    Общественное мнение и общественное сознание

    Социум диктует, что осуждать, а что хвалить, что скрывать, а что поддерживать, как себя вести можно, а как лучше не стоит. Общественное мнение – это состояние общественного сознания. Отражает скрытое или явное отношение людей к каким-либо явлениям действительности. Если убеждения какого-то человека не совпадают с убеждениями большинства, то он предпочитает отмалчиваться. Эта закономерность наблюдается во всех сферах жизни. Таким образом, групповое отношение и сознание регулируют поведение отдельных людей.

    Влияние общественного мнения на человека

    Социум диктует человеку, как он должен себя вести, каких норм придерживаться. Общество учит человека нести ответственность за свои слова и поступки. Социум воспитывает и перевоспитывает, он формирует традиции, привычки, обычаи. Массовое сознание диктует общие для всех нормы жизни, ограничивая свободу и покушаясь на индивидуальность. Найти баланс между общественным и индивидуальным – одна из главных задач жизни любого человека.

    Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию, каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе

    Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию, каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.

    Зависимость от общественного мнения

    Как быть собой и не думать, что скажут люди, но при этом поддерживать хорошие отношения с социумом? Зависимость от взглядов других связана со страхом критики и осуждения, которому общество может подвергнуть человека. Далеко не каждый может выступить против большинства. Однако это важно делать, потому что зависимость препятствует развитию, самореализации. Страх делает человека пассивным, лишает мечтаний и устремлений. Проблема в том, что человек не может жить вне социума, но и подчиняться ему во всем не лучший вариант. Что же остается?

    Как перестать зависеть от общественного мнения

    Прежде всего, нужно принять тот факт, что все люди зависят от других. Кто-то в меньшей степени (волевые, уверенные в себе люди), а кто-то в большей степени (неуверенные индивиды с комплексами и страхами), но исключений нет. Так что совсем избавиться от зависимости не получится. Так устроен человек, что нам нужно учитывать убеждения большинства, оглядываться на других людей, если мы хотим чего-то добиться в жизни.

    Разнообразие взглядов обусловлено разным жизненным опытом людей, разными интересами, спецификой восприятия. Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию. Помните о том, что отношение большинства переменчиво. Мы уже сказали, от чего это зависит. При определенной доли уверенности в себе, арсенале фактов и аргументов вы сами можете сделать свои убеждения всенародными. Каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.

    Общественное мнение отражает реальное состояние обще­ственного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества. В общественном мнении проявля­ется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует вни­мание на определенных сторонах, процессах бытия. Содержа­ние общественного мнения — показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом.

    Общественное мнение и общественное сознание находятся в сложных связях и отношениях. Общественное сознание, как считают многие ученые, — это совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, истори­ческий процесс. Они порождены определенными материаль­ными условиями жизни людей. Структура общественного со­знания чрезвычайно сложна. В нем выделяют несколько форм. Чаще всего в качестве таких форм выступают политические идеи, правосознание, мораль, наука, искусство, религия, фило­софия, экология и экономика и т.д. Эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенно­стями своего развития и т.д. но прежде всего своим предметом. Каждая форма сознания отражает определенную сторону дей­ствительности: мораль, например, имеет дело с нормами пове­дения человека в обществе, принципами, регулирующими его, наука рассматривает законы природы и общества, политиче­ская идеология имеет дело с политическими отношениями (государственными, классовыми, национальными и т.д.).

    Эти его качества во многом зависят от объекта и субъекта общественного мнения. Объектом общественного мнения явля­ются конкретные явления или темы, по которым высказывает­ся или может быть высказана точка зрения индивида, группы или более широкой общественности. Бесконечное многообра­зие событий, фактов, явлений общественной жизни, т.е. исто­рический процесс развития общества, порождает и многообра­зие человеческих суждений. В итоге общественное мнение по своему содержанию оказывается таким же сложным, как и сама жизнь. Объектом этого феномена являются и процесс матери­ального производства, и события, совершающиеся в сфере ду­ховной жизни общества, и поведение болельщиков на стадио­не, публики в театре, политических лидеров и т.д.

    Исследование объекта общественного мнения, как считает профессор Б. А. Грушин, следует вести с таких позиций: анализ общей способности суждения общественного мнения с точки зрения специфики отражения в нем дей­ствительности; выделение некоторых критериев, прежде всего формаль­ных в силу которых то или иное явление независимо от его конкретного содержания становится объектом общественного мнения




    Общественное мнение отражает реальное состояние обще­ственного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества. В общественном мнении проявля­ется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует вни­мание на определенных сторонах, процессах бытия. Содержа­ние общественного мнения — показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом.

    Общественное мнение и общественное сознание находятся в сложных связях и отношениях. Общественное сознание, как считают многие ученые, — это совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, истори­ческий процесс. Они порождены определенными материаль­ными условиями жизни людей. Структура общественного со­знания чрезвычайно сложна. В нем выделяют несколько форм. Чаще всего в качестве таких форм выступают политические идеи, правосознание, мораль, наука, искусство, религия, фило­софия, экология и экономика и т.д. Эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенно­стями своего развития и т.д. но прежде всего своим предметом. Каждая форма сознания отражает определенную сторону дей­ствительности: мораль, например, имеет дело с нормами пове­дения человека в обществе, принципами, регулирующими его, наука рассматривает законы природы и общества, политиче­ская идеология имеет дело с политическими отношениями (государственными, классовыми, национальными и т.д.).

    Эти его качества во многом зависят от объекта и субъекта общественного мнения. Объектом общественного мнения явля­ются конкретные явления или темы, по которым высказывает­ся или может быть высказана точка зрения индивида, группы или более широкой общественности. Бесконечное многообра­зие событий, фактов, явлений общественной жизни, т.е. исто­рический процесс развития общества, порождает и многообра­зие человеческих суждений. В итоге общественное мнение по своему содержанию оказывается таким же сложным, как и сама жизнь. Объектом этого феномена являются и процесс матери­ального производства, и события, совершающиеся в сфере ду­ховной жизни общества, и поведение болельщиков на стадио­не, публики в театре, политических лидеров и т.д.

    Исследование объекта общественного мнения, как считает профессор Б. А. Грушин, следует вести с таких позиций: анализ общей способности суждения общественного мнения с точки зрения специфики отражения в нем дей­ствительности; выделение некоторых критериев, прежде всего формаль­ных в силу которых то или иное явление независимо от его конкретного содержания становится объектом общественного мнения

    Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения и его определение. Понятие социальной установки, социального и общественного настроений. Методы изучения общественного мнения, документальные источники. Общественное мнение в России.

    Рубрика Социология и обществознание
    Вид курсовая работа
    Язык русский
    Дата добавления 18.10.2010
    Размер файла 36,9 K

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Содержание

      Введение
      • I. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения
      • 1.1 Определение общественного мнения
      • 1.2 Социальная установка
      • 1.3 Социальное и общественное настроения
      • II. Методы изучения общественного мнения
      • 2.1 Прямое наблюдение
      • 2.2 Документальные источники
      • 2.3 Оценка метода документального анализа.
      • 2.4 Опросы
      • III. Общественное мнение в России: перспективы становления в качестве института гражданского общества
      • Заключение
      • Список литературы

      Введение

      Значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным. Общественное мнение - это некий общественный позитив, регулирующий отношения между людьми, формулирующий общественные представления о должном и недолжном. Прототипом понятия общественного мнения считается понятие здравого смысла. Происхождение идеи общественного мнения связывается с необходимостью осмысления публичной, или общественной, сферы и ее функций. Липпман У. Общественное мнение- М., 2004.- С.10 Общественное мнение может быть как высоким, так и низким, ограничивающим человека как в его злых, так и в его добрых проявлениях. Общественное мнение как элемент культуры налагает на общество определённые ограничения, нормирует общественную жизнь. Ещё Платон подчёркивал важность общественного мнения как единственного общественного регулятора морального поведения человека, а в качестве критерия указывал стыд общественного порицания за аморальный поступок. Действительно, если правовые отношения в обществе регулирует закон, то моральные отношения могут регулировать только неписаные законы общественного мнения. Поэтому в обществах, где общественное мнение не регулирует мораль, разнузданность, бесстыдство и чувство безнаказанности достигают огромных размеров.

      Важнейшим инструментом формирования общественного мнения, считаются средства массовой информации (СМИ) - печать, радио и телевидение.

      Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и целенаправленно. Однако в поле зрения общественного мнения как правило попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и потребности сейчас живущих людей.

      Все это говорит о том, что эта тема актуальна и значима. В данной работе рассматривается вопрос что такое общественное мнение, что влияет на общественное мнение, общественное настроение

      Цель работы - рассмотрение приемов и методов изучения общественного мнения.

      Задачи работы рассмотреть следующие вопросы:

      Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения

      Современное состояние, ресурсы и некоторые аспекты механизмов массового влияния

      Рассмотреть методы изучения общественного мнения.

      I. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения

      1.1 Определение общественного мнения

      Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

      Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей.

      Ядром работы PR работы является воздействие на состояние общественного мнения. Большинство акций PR проводятся с целями:

      1) убедить людей изменить свое мнение по какому-либо вопросу, продукту или организации,

      2) сформировать общественное мнение, когда его нет,

      3) усилить уже существующее мнение общественности.

      Общественное мнение - это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.

      Общественное мнение - это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Общественное мнение - это консенсус.

      Отношение можно рассматривать как оценку человеком какой-либо конкретной проблемы или вопроса. Отношение определяется рядом факторов:

      1) личные - физические и эмоциональные компонента индивидуума, включая возраст, общественный статус, физическое состояние

      2) культурные - жизненный стиль конкретной страны (Россия, США или Япония) или географического района (городского или периферийного). Политические кандидаты национального масштаба обычно апеллируют к культурным характеристикам конкретных регионов страны.

      3) образовательные - уровень и качество образования человека. Апеллирование, обращение к современной образованной аудитории требует все более сложных коммуникаций.

      4) семейные - учитывающие происхождение людей. Дети часто приобретают мировоззренческие особенности родителей еще в раннем возрасте и сохраняют их в дальнейшем.

      5) социальный класс - позиция в обществе. Изменение социального статуса людей влечет изменение их отношений. Так, студенты учебных заведений могут изменить свое отношение к общественным явлениям после вхождения на рынок труда и начала профессиональной деятельности.

      Научная традиция, связывающая существование в обществе института общественного мнения со свободой в общественной жизни, идет еще от Гегеля, который, в частности, писал в "Философии права": "Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением" Гегель. Философия права. М., 1990, с. 352. . Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество.

      Общественное мнение в его современном значении и понимании появилось с развитием буржуазного строя и формированием гражданского общества как сферы жизни, независимой от политической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиям пришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимых индивидов. Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов, индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочую силу) - необходимая предпосылка формирования гражданского общества и общественного мнения как его особого института.

      В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть общественного мнения. В этом смысле наше общественное мнение - это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы перестройки наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия через так называемые гласность и плюрализм мнений к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение.

      Работа организаций, - как крупных, так и небольших в области общественного мнения должна учитывать следующие его особенности:

      1) общественное мнение меняется - недостаточно его однократно сформировать - с ним надо работать постоянно,

      2) потенциальная направленность поведения общественности определяется реальностями действительности,

      3) не существует единой и унифицированной широкой общественности в работе с ней - влияние на общественное мнение должно ориентироваться на конкретные группы, или сегменты общественности,

      4) общественное мнение обычно меняется в большей степени событиями, чем словами,

      5) мнение общественности определяется её интересами.

      Работа организаций с общественным мнением на пороге XXI века становится все более профессиональной. Знание эволюционного пути становления ПР как области знаний и сферы деятельности даёт специалисту ориентиры в решении сегодняшних проблем.

      1.2 Социальная установка

      Говоря об общественном мнении, о настроении больших социальных групп, нельзя не сказать о таком явлении, как социальная установка.

      Начало исследования социальных установок было положено работой У. Томаса и Ф. Знанецкого об адаптации польских крестьян-эмигрантов в США в 1918 г. Были выявлены две зависимости, описывающие процесс адаптации: зависимость индивида от социальной организации и зависимость социальной организации от индивида. Для объяснения значимости социальной организации для индивида было предложено понятие социальная ценность, а для объяснения психологического состояния индивида по отношению к группе - социальная установка.

      Было осуществлено много попыток измерения социальной установки как латентного отношения к социальным ситуациям и объектам, характеризующегося модальностью и вербализирующегося. С этой целью в социальной установке выделяются функции и структура.

      К деятельности личность побуждают потребности и мотивы. Социальная установка объясняет почему люди в определенных ситуациях поступают тем или иным образом, почему они выбирают конкретный мотив. Это понятие объясняет особое состояние личности, предшествующее ее реальному поведению.

      Социальная установка возникает в результате активного освоения личностью всей системы социальных связей. В отличие от кратковременных эмоциональных реакций, социальная установка достаточно долго сохраняется. Понятие социальной установки широко используется при изучении общественного сознания и политического поведения избирателей в ходе выборов (выяснение устойчивости социальных установок избирателей, механизмов влияния средств массовой информации на изменение социальных установок избирателей).

      Что же представляет собой социальная установка?

      В современной социальной психологии есть два определения этого явления:

      устойчивая предрасположенность, готовность индивида или группы к действию, ориентированному на социально значимый объект;

      психологическое переживание индивидом ценности, значения социального объекта, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее влияние на поведение Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. с. 54. .

      Опросы общественного мнения представляют собой распространенные исследования социальных установок массового сознания. У социальной установки, в аспекте удовлетворения потребностей человека, есть четыре функции:

      приспособительная (адаптивная) - направление деятельности на объект, удовлетворяющий потребности индивида;

      знания - дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к какому-либо объекту,

      выражения (саморегуляции) - как средство освобождения индивида от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

      защиты - способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

      Говоря о социальной установке, важно отметить, что у индивида может существовать одновременно иерархия социальных установок. Кроме того, в конкретной ситуации может происходить конфликт между социальной установки на объект и социальной установки на ситуацию, а также в зависимости от ситуации может проявляться (доминировать) когнитивный или же аффективный компоненты структуры социальной установки.

      Изменение социальной установки может происходить под влиянием убеждения, массовой пропаганды, членства в новой социальной группе или же благодаря более глубокому знакомству с объектом установки. Существует две теоретических моделей, объясняющие изменение социальной установки Андреева Г.М. Социальная психология. М., Наука., 1994. С. 251-265. .

      Бихевиористская: основана на принципе научения. Предполагается, что социальные установки индивида изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление какой-либо социальной установки. Изменение социальной установки зависит от системы вознаграждений и наказаний.

      Когнитивистская (теория соответствия). Социальная установка изменяется, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие. Стимулом для изменения социальной установки является потребность в восстановлении упорядоченного восприятия внешнего мира.

      1.3 Социальное и общественное настроения

      Но не стоит забывать, что важнейшей, если не определяющей характеристикой реально функционирующего сознания, его доминантой является феномен социального настроения. Принципиально важно подчеркнуть, что оно одновременно является и реальной формой поведения, вернее. вероятностной формой выражения общественного сознания в процессе превращения его в общественную силу. Говоря о феномене социального настроения, необходимо отметить ряд его сущностных черт Тощенко Ж. Харченко С. Социальное настроение - М.:1996 с. 16-18. .

      Общественное мнение: сущность понятия и этапы формирования

      Общественное мнение – тип состояния общества. Общественное мнение может содержать в себе как явное, так и скрытое отношение индивида и широких социальных групп к процессам и явлениям, которые происходят в обществе и отражают действительность.

      Субъект общественного мнения – это социальные общности и группы. Объектом общественного мнения могут быть события или явления, факты и социальные проявления, которые имеют негативную и позитивную окраску и вызывают определенную реакцию со стороны общества.

      Общественное мнение формируется поэтапно:

      1. Сначала общественное мнение зарождается. У людей появляется интерес к событиям или каким-либо фактам, явлениям. Общественное мнение может зарождаться как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Объект становится для человека интересным, а субъекты стремятся достичь источников информации. Человеку хочется знать больше о явлении, он хочет постоянно обновлять информацию, чтобы из этого выстраивалось определенное представление о происходящем;
      2. Далее общественное мнение касательно происходящего формируется. Люди обмениваются мнениями, делая это как на межличностном, индивидуальном уровне, так и на групповом уровне. Мнение формируется вокруг ситуации, условий, может иметь эмоциональную окраску. Эмоция – это реакция на происходящее, и она всегда будет у человека;
      3. Наконец, мнение начинает функционировать. Например, оно может функционировать как мнение-оценка, выступая в качестве определенного суждения. Этого суждения может придерживаться абсолютное большинство. А также общественное мнение может переходить к поведенческим формам. То есть человек уже не на словах, а на деле проявляет свое отношение к происходящему. Поведенческие формы поведения – это следующий этап функционирования общественного мнения.

      Социологами выделяется несколько основных условий, которые затем определяют развитие общественного мнения, функционирование общественного мнения. Соблюдение этих условий обеспечивает устойчивость общественного мнения.

      Первое условие – это значимость общественного мнения, поскольку оно должно быть злободневным, актуальным, должно отражать те темы и события, которые действительно интересны человеку и могут вызывать у него различные реакции.

      Второе условие – общественное мнение должны иметь дискуссионный характер. Должны существовать дополнительные вопросы, которые будут обсуждаться в ходе формирования общественного мнения. Это могут быть вопросы, которые ранее уже были подняты, но по ним так и не пришли к общему выводу. Также это могут быть вопросы, которые вызывают у людей более острую реакцию, из-за которых они порой вступают в противоречия и даже конфликты. Но в этом и есть особенность общественного мнения – различные оценочные суждения, которые сосуществуют. Однако единство общественного мнения означает, что реакция действительно единая, она действительно вызвана как негативными, так и позитивными оценками, а значит в этой реакции отражается в мнении большинства.

      Готовые работы на аналогичную тему

      Третье условие – требуемый уровень компетентности. Он важен для формирования общественного мнения и его дальнейшего развития и функционирования. Важно, чтобы обсуждаемые проблемы были знакомы тем, кто их обсуждает, чтобы человек мог высказать не только свое субъективное, обывательское, но и экспертное мнение. Осведомленность в общественных вопросах позволяет грамотно разобрать их, предложить свои варианты по разрешению сложившейся ситуации и противоречия. Также общественность может сама принимать участие в принятии значимых решений.

      Влияние общественного мнения на личность человека

      Общественное мнение – это далеко не любое мнение. Им может стать только то мнение, которое будет соответствовать полному спектру критериев социальной значимости, критериям социальной компетентности. Это то мнение, которое может вызывать дискуссии и споры, а также способствует формированию новых социальных практик на основании уже имеющихся нескольких мнений.

      Общественное мнение может характеризоваться некоторыми чертами, такими как масштабность, распространенность среди определенных социальных категорий. В основном общественное мнение распространяется среди тех, кому эта тема может быть полезна и интересна, кто имеет личную вовлеченность в обсуждаемые процессы. На основание высказываний общественное мнение может выражаться в конструктивных суждениях, в позитивных и негативных оценках, а по своей структуре общественное мнение может быть плюралистическим или монистическим. Общественное мнение способно манипулировать человеческим сознанием, и в этом выражается его основная роль в жизни человека. Это – один из способов повлиять на человека с целью изменить его поведение полностью или внести в его поведение некоторые изменения, которые в дальнейшем приведут к тому, что он будет воспринимать социальную реальность так, как это выгодно тем, кто занимается манипуляциями.

      Общественное мнение задается непосредственно манипулятором. Оно влияет на подсознание человека, и делается это для того, чтобы удовлетворить потребности манипулятора. Важно уделить внимание тому, в какой форме выражается информация, а не тому, в чем состоит ее содержание. Например, СМИ принимают активное участие в формировании общественного мнения. Они наряду с социальными сетями быстро принимают новую информацию, обрабатывают ее, переносят данные из одного региона или даже участка планеты в другой, и требуется на это всего несколько секунд. В этом состоит сила информационных технологий, которой пользуются не всегда с благими намерениями. Общественное мнение может формироваться не только на основании какого-либо положительного события – те, кто хочет спровоцировать аудиторию на негативные эмоции и негативные оценки, всегда будут пользоваться этим и сеять сомнения. Особенно это касается периодов дестабилизации – смены власти, экономического кризиса в определенной стране или на международном уровне.

      Читайте также: