Что такое дактиль в литературе кратко
Обновлено: 02.07.2024
Дактиль – стихотворный размер, состоящий из трех слогов и открывающийся ударным слогом.
Стопа дактиля строится из трех слогов в таком порядке: ударный – безударный – безударный. Схематически это можно представить как ÚUU| ÚUU| ÚUU| ÚUU, например:
В по́лном раз|га́ре стра|да́ дере|ве́нская…
(Н. Некрасов)
Происхождение термина
Древние греки связывали происхождение дактиля с божественным Дионисом, который вещал стихами, составленными именно дактилической стопой.
Разновидности дактиля
В зависимости от количества стоп, используемых в каждой строке, стихи, написанные дактилем можно разделить на несколько типов, приведенных ниже вместе с примерами.
Двухстопный дактиль
В ра́бстве спа|сённое
Се́рдце на|ро́дное –
Зо́лото,| зо́лото
Се́рдце на|ро́дное!(Н. Некрасов)
Чаще встречается двустопный дактиль, усеченный на один или на два слога с чередованием женской и мужской рифмы.
Трехстопный дактиль
Звёзды зак|ры́ли рес|ни́цы,
Но́чь завер|ну́лась в ту|ма́н;
Тя́нутся |грёз вере|ни́цы,
В се́рдце лю|бо́вь и об|ма́н.(В. Брюсов)
Благодаря более длинной строке словоразделов здесь уже два. Их расположение и перестановка могут менять эмоциональный настрой строк, подчеркивать наиболее значимые слова.
Четырехстопный дактиль
Вы́рыта |за́ступом| я́ма глу|бо́кая;
Жи́знь неве|сёлая,| жи́знь оди|но́кая…(И. Никитин)
Однако, при перекрестном расположении рифм фраза четырехстопного дактиля уже звучит разнообразнее, свободнее:
Му́ж – госпо|ди́н красо|ты́ заме|ча́тельной,
В гва́рдии| го́д прослу|жи́вший| оте́честву,
Бы́л чело|ве́к разбит|но́й, обя|за́тельный,
Скло́нный к раз|гу́лу, к иг|ре́, к моло|де́честву…(Н. Некрасов)
В строках иногда присутствует цезура после второй стопы, при этом левое полустишие усекается на один слог:
Что́ ты за|во́дишь // пе́сню во|е́нну
Фле́йте по|до́бно, // ми́лый сни|ги́рь?(Г. Державин)
Четырехстопный дактиль нередко чередуется в одном стихотворении с трехстопным. Обычно такое чередование упорядочено (например, 4–3–4–3). Произвольная последовательность – более редкий случай. Вот, например, соединение двух строк четырехстопника с трехстопным и даже одностопным дактилем:
Ду́мы ли| ре́ют тре|во́жно-не|свя́зные,
Пла́чет ли| се́рдце в гру|ди́, –
Ско́ро по|вы́сыплют| звёзды ал|ма́зные,
Жди́!(А. Фет)
Но будьте внимательны! Припев этой песни представляет собой смесь двух- и трехстопного хорея.
Пятистопный дактиль
Довольно редкий размер. Из-за большой длины строка обычно делится цезурой, хотя и не обязательной, на два отрезка после второй стопы. Цезура усиливает смысловую паузу:
Ме́сяц зер|ка́льный плы|вёт по ла|зу́рной пус|ты́не,
Тра́вы степ|ны́е у|ни́заны| вла́гой ве|че́рней,
Ре́чи от|ры́вистей,| // се́рдце о|пя́ть суе|ве́рней,
Дли́нные| те́ни вда|ли́ пото|ну́ли в лож|би́не.(А. Фет)
Шестистопный дактиль
Шестистопный дактиль в обычном виде используется крайне редко, в основном встречаясь у символистов. Обязательной является большая цезура после третьей стопы (или на слог левее).
Ка́к нам от|ра́дно за|ду́маться // в су́мерках| све́тлых вдво|ём!
Те́нь проле|те́вшего| а́нгела // ви́жу во| взо́ре тво|ём.(К. Бальмонт)
Дактиль в русской поэтической традиции
Из трехсложных размеров дактиль наиболее органичен для русской поэзии. Возможно, потому что в трехсложных размерах проще и удобнее акцентировать именно первый слог.
Одним из первых популяризаторов трехсложных размеров в целом, и дактиля в частности, в XVIII веке стал Сумароков. Он применял их в переложениях псалмов, представлявших более свободную форму торжественных од:
Суетен будешь
Ты, человек,
Если забудешь
Краткий свой век.(1759)
В то время дактиль использовался поэтами-новаторами, стремившимися отойти от традиционных метров. Одним из таких модернистов был Державин:
Юная роза
Лишь развернула
Алый шипок,
Вдруг от мороза
В лоне уснула,
Свянул цветок…(1795)
Двухстопный дактиль вообще больше свойственен поэзии XVIII века. В XIX веке он отходит в тень, уступив место более длинным разновидностям размера.
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…
Тучки небесные, вечные странники!
Легко освоены были и пятистопные дактили:
Горними тихо летела душа небесами,
Грустные долу она опускала ресницы.(А. К. Толстой)
Дактиль в русской поэзии XXI века
Русская поэзия XXI века находится в поиске новых форм, поэтому использование классических стихотворных размеров ей несвойственно. Например, современный поэт Данил Рудой часто прибегает к дактилю в качестве составного элемента своих сложных стихотворений, однако чистую дактилическую стопу использует крайне редко. Впрочем, вот несколько примеров:
Хорей – ДВУсложный размер стиха, в котором
на первом месте стоит ударный слог , на втором безударный.
Ямб - ДВУсложный размер стиха, в котором
первый слог безударный , второй ударный.
Дактиль – ТРЁХсложный размер стиха, в котором
первый слог ударный , остальные – безударные.
Амфибрахий - ТРЁХсложный размер стиха, в котором
второй слог ударный , остальные – безударные.
Анапест - ТРЁХсложный размер стиха, в котором
третий слог ударный , остальные – безударные.
Д - Дактиль - ударение на первый слог,
АМ - АМфибрахий - ударение на второй слог,
А - Анапест - ударение ударение на третий слог.
- В а́ -ня - хорей (2 слога, первый-ударный)
- И-в а́ н - ямб (2 слога, второй-ударный)
- В а́ -не-чка - дактиль (3 слога, первый-ударный)
- Ва-н ю́ -ша - амфибрахий (3 слога, второй-ударный)
- И-о- а́ нн - анапест (3 слога, третий-ударный)
Примеры
Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)
Стихотворный размер
Б у́ ря мгл о́́ ю н е́ бо кр о́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __
В и́ хри сн е́ жныЕ крут я́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/
(А.С. Пушкин)
- Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
То есть это ДВУсложный размер. - После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
- В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.
Я приш е́ л к теб е́́ с прив е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
РАссказ а́ ть, что с о́ лнце вст а́ ло,
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ЧтО он о́ гор я́ чим св е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ПО лист а́ м затрЕпет а́ ло.
__ __ __/ __ __ __ __/__
(А. Фет)
ВЫхож у́ од и́ н я нА дор о́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__
СквОзь тум а́ н кремн и́ стый п у́ ть блест и́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/
НОчь тих а́ . Пуст ы́ ня вн е́ млет Б о́ гу,
___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __
И звезд а́ с звезд о́ ю гОвор и́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/
(М.Ю. Лермонтов)
Л а́ сточкИ проп а́ ли,
__/ __ __ __ __/ __ А вчер а́ зар е́ й
__/ __ __/ __ __/ Всё грач и́ лет а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ Да, как с е́ ть, мельк а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __ В о́ н над т о́ й гор о́ й.
__/ __ __/ __ __/(А. Фет)
Мой д я́ дя с а́ мых ч е́ стных пр а́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ Когд а́ не в ш у́ тку зАнем о́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ Он Уваж а́ ть себ я́ заст а́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ И л у́ чше в ы́ думАть не м о́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/(А.С. Пушкин)
Я п о́ мню ч у́ дноЕ мгнов е́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __ ПерЕдо мн о́ й яв и́ лась т ы́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ Как мИмол е́ тноЕ вид е́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __ Как г е́ ний ч и́ стой крАсот ы́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/(А.С. Пушкин)
Нар я́ женЫ мы вм е́ сте г о́ род в е́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ Но, к а́ жетсЯ, нам н е́ за кЕм смотр е́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/(А.С. Пушкин)
Ты пОгруст и́ , когд а́ умрЁт по э́ т,
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Пок у́ да зв о́ н ближ а́ йшей и́ з церкв е́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Не вОзвест и́ т, что э́ тот н и́ зкий св е́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ Я прОмен я́ л на н и́ зший м и́ р черв е́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/(Шекспир; перевод С.Я. Маршак)
Кт о́ бы ни зв а́ л - не хоч у́
__/ __ __ __/ __ __ __/ Н а́ суетл и́ вую н е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ Я́ промен я́ ть безнад е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ И́ , замык а́ ясь, молч у́ .
__/ __ __ __/ __ __ __/(А. Блок)
Т у́ чки неб е́ сные, в е́ чные стр а́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __(М.Ю. Лермонтов)
Сл а́ вная о́ сень! Здор о́ вый, ядр е́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __ В о́ здух уст а́ лые с и́ лы бодр и́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/(Н.А. Некрасов)
Не в е́ тер буш у́ ет над б о́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Не с г о́ р побеж а́ ли ручь и́ -
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Мор о́ з-воев о́ да доз о́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Обх о́ дит влад е́ нья сво и́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/
Дор о́ же отч и́ зны — не зн а́ л ничег о́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/ Бо е́ ц, не люб и́ вший пок о́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __
Есть ж е́ нщины в р у́ сских сел е́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___ С спок о́ йною в а́ жностью л и́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ С крас и́ вою с и́ лой в движ е́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __ С пох о́ дкой, со взгл я́ дом цар и́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/
Средь ш у́ много б а́ ла случ а́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __ В трев о́ ге мирск о́ й сует ы́ ,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ Теб я́ я ув и́ дел, но т а́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Тво и́ покрыв а́ ла черт ы́ .
__ __/ __ __ __/ __ __ __/
О, весн а́ без конц а́ и без кр а́ ю —
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Без конц а́ и без кр а́ ю мечт а́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Узна ю́ тебя, ж и́ знь! Приним а́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ И прив е́ тствую зв о́ ном щит а́ !
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Есть в нап е́ вах тво и́ х сокров е́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Роков а́ я о г и́ бели в е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Есть прокл я́ тье зав е́ тов свящ е́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Поруг а́ ние сч а́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Пропад у́ от тоск и́ я и л е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Один о́ кая ж и́ знь не мил а́ ,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ Сердце н о́ ет, слаб е́ ют кол е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ В каждый гв о́ здик душ и́ стой сир е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ Распев а́ я, вполз а́ ет пчел а́ .
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Дактилем в стихосложении называют особый стихотворный размер или стопу, то есть повторяющееся чередование ударных и безударных слогов. Он состоит из одного ударного и двух следующих за ним безударных звуков.
Был мой отец шестипалым. По ткани, натянутой туго,
Бруни его обучал мягкою кистью водить.
Там, где фиванские сфинксы друг другу в глаза загляделись,
В летнем пальтишке зимой пеpeбeгaл он Неву.
Поэзия легко воспринимается благодаря своей структурности. Многие, наверное, замечали, что одни стихотворения звучат более просто, а другие имеют более сложные и вариативные последовательности в своих строках. Все дело в размере, которым написано стихотворение.
Из чего состоит стихотворение?
Прежде чем разбираться в вопросе о том, что такое дактиль следует определить составляющие самого стихотворения, таким образом можно будет получить полное представление о структуре.
- Строка - непосредственно отдельное высказывание.
- Строфа - группа строк, объединенных одной мыслью, рифмой, ритмом и размером (двустишие, трехстишие, четверостишие).
- Рифма - созвучные окончания строк (мужская, женская, дактилическая).
- Ритм - повторение определенных звуков или синтаксических элементов через определенный промежуток.
- Размер - стихотворная метрика, характеризуется длиной строки и видом стопы (двусложные: ямб, хорей; трехсложные: анапест, дактиль, амфибрахий и так далее).
- Стопа - объединение ударного с одним или двумя неударными слогами.
Зная структуру стихотворения, можно ответить на вопрос о том, что такое дактиль в литературе. Относится он как к рифме, так и к размеру.
Дактилическая рифма
Как известно ранее, рифма - это созвучный конец строки. Существует несколько различных видов, которые характеризуются постановкой ударения в последнем слове строки. Виды:
- Мужская рифма. Ударение в этом случае падает на последний слог, то есть во всей строфе, в ее последних словах строки, ударение падает на последний слог. Например, лед-мед, идут-плывут.
- Женская рифма. В этом варианте ударение переносится на второй с конца слог. Например, лето-одето.
- Дактилическая рифма. По аналогии с предыдущими, ударение переносится на третий от конца слог. Например, мерещится-плещется.
Для того чтобы запомнить на какой слог падает ударение, как в рифме, так и в размере следует запомнить главное слово.
Что такое дактиль в рифме стиха? Это такой вид рифмованности стихотворения, при котором в последнем слове строки ударным слогом является третий с конца. Такой вариант используется меньше всего, поскольку все слова должны иметь как минимум 3 слога, а также рифмоваться между собой, что затрудняет работу поэта. Встретить подобные примеры можно в творчестве Агнии Барто, Михаила Юрьевича Лермонтова и других поэтов. Предпочтение же отдается мужской и женской рифме.
Дактилический размер
Помимо рифмы, дактилическим бывает и размер стихотворения. Существуют двусложные (ямб и хорей) и трехсложные размеры. Что такое дактиль? Это трехсложный размер, соответственно, стопа состоит из трех слогов, один из которых - ударный. Именно первый слог является ударным, а два последующих - безударные. Что такое дактиль в литературе? Определение говорит, что это трехсложный размер, определяющийся стопой с первым ударным и двумя безударными слогами.
Соответственно, в строке стихотворения ударными будут слоги 1,4,7 и так далее интервалом в +3. Так же, как и рифма, такой размер не особо распространен, характерен для стихотворений с особым ритмом. Что такое дактиль на примере можно узнать в творчестве таких поэтов, как А. А. Блок, И. С. Никитин и других.
Читайте также:
- Где и почему возникают новые этносы кратко
- Какие произведения басни сказки напоминает вам эта глава из романа м е салтыкова щедрина кратко
- Кто прав в своих обвинениях дед архип или ленька кратко
- Приказ об утверждении плана методической работы школы
- Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме кратко