Где и почему возникают новые этносы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Итак, начнем наше новое российское этническое обозрение. На самом Севере, в Пинежском районе Архангельской области, несколько лет назад образовался народ чудь. Сами новые чудины (или чудики?) говорят, что не образовался, а возродился. Действительно, дославянское население северных и северо-западных земель российских называли чудью. Только имя это было сборным для многих племен, начиная от предков эстонцев и заканчивая предками коми. Со временем в представлениях северных русских чудь мифологизировалась в некий странный народ, который ушел под землю, не желая креститься, да так и остался там жить. Кстати, название "чудь", как установили филологи, не имеет ничего общего с русским прилагательным "чудной".

Интересно, что новая чудь вышла не из-под земли, а из. бывшего Министерства по делам национальностей РФ. Именно оттуда в далекую пинежскую деревню Нюхча (название чудское, переводится как "лебедь") в 1999 г. прибыл Сергей Григорьев, который и стал зачинателем возрождения нового старого народа, а по совместительству на собрании чудской общины деревни был выбран Вождем. Жители Нюхчи были совсем не против "очудиться", даже наоборот, своими силами создали целое Музейно-историческое общество по изучению народа чудь. Чудской Вождь вошел во вкус управления новообразовавшимся народом и объявил дерзкий план – строить всей деревней чудские деревянные лодки, чтоб заезжих туристов катать и вообще всячески поднимать туристическую привлекательность сего места. С тех пор, правда, работа по возрождению древнего племени маленько застопорилась, но семя, безусловно, упало на благодатную почву. На всем Русском Севере, чего не отрицают ученые, в сложении современного коренного населения принимала когда-то непосредственное участие и чудь. А пока для всех, кто желает присоединиться к древнему племени, скажем, что номер народа чудь в Перечне языков и национальностей РФ – 351.

Вообще, по числу новых народов Архангельская область стала чемпионом. Статуса отдельного этноса после нескольких десятилетий борьбы за признание добились поморы – потомки все той же чуди, новгородцев и, может быть, славных викингов (ну, по крайней мере, так говорят некоторые поморы в приватных беседах). В советское время этнографическая наука считала поморов особой группой русского населения. А сегодня поморы, как и чудь, отдельной строкой вошли в Перечень национальностей РФ и на переписи населения в 2002 г. набрали более 7 тыс. человек. Впрочем, поморские общины считают такой результат неуспехом, так как рассчитывали набрать не менее нескольких десятков тысяч. Вроде бы была даже поддержка со стороны прежнего архангельского губернатора – он как-то публично объявил о своем поморском происхождении. Как бы там ни было, для осознания себя новой национальностью у поморов есть многое: поморская национально-культурная автономия (НКА) уже действует на территории области, поморский диалект русского языка есть, даже религия собственная и та имеется. На статус последней претендует одна из ветвей русского старообрядчества, исторически распространенная в этих местах, которая так и называется – поморская вера. С диалектом тоже интересная ситуация. Вот, например, летом прошлого года поморская НКА обратилась к общественности с призывом сохранить исконное название места музея деревянного зодчества Архангельска – Малые Корелы, которые на новых картах все чаще стали превращаться в Малые Карелы. Дело в том, что свое имя музей получил от старинного поморского села Малые Корелы, а его название восходит к поморскому слову "корела" с ударением на первый слог. Так что поморские активисты готовы бороться за языковую самость.

Если переместиться с Севера на запад, в Ленинградскую область и Петербург, то там мы обнаружим еще один довольно удачный этнопроект возрождения уже казалось совсем вымершего народа. Имя ему – водь. Сегодня это самый малочисленный коренной народ европейской части России: всего около 100 человек. Условно водь можно разделить на старую и новую. Старая представляет собой десяток последних водьских старушек, мирно доживающих свой век в деревнях под Петербургом. "Новой водью" можно считать потомков води, как правило, живущих в Петербурге, которые совсем недавно осознали свою национальность заново. Дело в том, что к концу 80-х гг. XIX в. водь практически полностью обрусела, чему среди прочих способствовало отсутствие письменности у водьского языка.

Несколько лет назад пара энтузиастов взялась за национально-культурное возрождение води. Стали устраивать раз в год водьский праздник в одном из сел, куда собирались потомки води, а главное, создали водьскую письменность. История ее создания просто замечательна. Алфавит на основе латиницы и учебники не издавались, а были вывешены в Интернете. Можно со всей ответственностью утверждать, что это первый российский опыт восстановления какого-либо языка через Всемирную Паутину. Так письменный водьский язык дошел до молодых и активных потомков древнего народа быстро и абсолютно бесплатно. Оказалось, распространять язык легче, чем печатную газету.

Процесс образования новых народов не является чисто российским ноу-хау. На юго-западной окраине Англии несколько сот человек возрождают корнуэльскую национальность, относящуюся к кельтским народам. Ситуация напоминает нашу водьскую: та же тихая ассимиляция и растворение внутри большого народа и точно такая же почти полная потеря языка. Но сегодня упрямые корнуэльцы вновь пытаются говорить на воссозданном языке и поют в пабах древние корнуэльские песни. А на севере Норвегии небольшой этнос – квены добились статуса народа и, соответственно, культурной автономии; теперь борются за возможность преподавать своим детям в школах на квенском языке.

Как говорят специалисты, подобным процессам способствуют две группы факторов: географические и, как ни странно, чисто экономические. Обе группы факторов влияют одновременно, хотя чего-то может быть больше, а чего-то меньше. В первую группу входят такие понятия, как периферийность и географическая оторванность. Население, обособленное от остального горами, озерами, отсутствием дорог (так, в Нюхчу, как говорили сами новые чудины, ни одной нормальной дороги не идет) или еще чем-либо, постепенно вырабатывает сильно отличающуюся даже от ближайших соседей субкультуру. И тут никакая глобализация не поможет, потому что как был Корнуолл полуостровом, периферией, так он ей и останется. Экономические факторы связываются с уровнем жизни населения. При достаточно высоком уровне, когда первоочередные потребности удовлетворены, люди начинают задумываться над вопросом – "кто я (мы)?". Довольно часто ответом на него становится осознание себя новой этнической общностью. Обратите внимание, водь возрождается в далеко не бедном Питере, а поморы в не самой бедствующей Архангельской области. Да и Англия с Норвегией тоже не находятся на экономических задворках Европы.

Говоря о прогнозах появления новых этносов в России, эксперты утверждают, что вскоре мы можем получить целый регион с новым народом – это может быть сильно оторванная от остальной России Калининградская область. Также возможно возникновение новых небольших этносов на базе уже существующих региональных групп населения по всей России, не исключая даже Подмосковья, но для этого нужны перечисленные условия.

Люди

В этой статье мы разберемся с тем, что такое этнос, рассмотрим примеры. Узнаем, какие разновидности этноса существуют, как он формируется. Начнём.

Что такое этнос?

Главными условиями образования этнической группы являются лингвистическая и территориальная общность. Затем данным факторам отводится уже роль поддерживающих, но, одновременно с этим, они формируют и главные отличительные особенности конкретного этноса. К самому устойчивому механизму формирования и дальнейшего сохранения этноса относят культуру и общность исторической судьбы, разделяемые всеми представителями определенного народа.

Примеры этносов

Сейчас в мире можно насчитать от трех до пяти и более тысяч различных этнических групп. Все они отличны между собой по лингвистическим и культурным признакам, особенностям менталитета, численности, антропологическим приметам.

Численность некоторых этносов исчисляется десятками, а иногда и сотнями миллионов. Среди таковых следует отметить:

  • китайцев (около 1,4 млрд.);
  • хиндустанцев (более 265 млн.);
  • бенгальцев (примерно 230 млн.);
  • американцев (более 250 млн.);
  • бразильцев (более 200 млн.);
  • русских (около 135-140 млн.);
  • японцев (более 130 млн.);
  • мексиканцев (более 130 млн.);
  • пенджабцев (более 125 млн.);
  • бихарцев (более 115 млн.);
  • яванцев (более 115 млн.).

Примечателен и тот факт, что в число двадцати пяти крупнейших народов мира входит девять индийских этносов (хиндустанцы, бенгальцы, пенджабцы, бихарцы, маратхи, тамилы, телугу, гуджаратцы и синдхи).

Кроме крупных народов в мире насчитывается и множество крохотных этнических групп, чья численность составляет несколько тысяч или даже несколько сотен человек. К таким этносам относят, например, гинухцев (около 450 человек), селькупов (примерно 4 000), нганасан (7 000), кетов (1 500 человек), чулымцев (350 человек), ливов (не более двух сотен), питкернцев (60 человек).

В России насчитывается не менее полутора сотен народов, самым крупным из которых являются русские (более 110 млн.), а самой маленькой этнической группой — коряки (примерно сто человек). Кроме коряков в числе малых народов России можно отметить юкагиров из Якутии (около 1 500 человек), живущих неподалеку от Петербурга финоязычных ижорцев (этот этнос насчитывает лишь около 300 представителей) и десятки других малых этнических групп.

Классификация этносов

Ученые выделяют несколько разновидностей этнических групп:

  • Род, под которым понимают своеобразный тип этнического сообщества — его основой является кровное родство, отслеживаемое по линии отца либо матери. У родов есть собственные наименования, их представители имеют схожие черты и потребности.
  • К племени относят этническое сообщество, сформированное из нескольких родов, такой тип этнической группы был характерен для первобытного строя.
  • Народность — это этническая группа, появившаяся в результате распада первобытно-общинных отношений, ее основой является уже не родство по крови, а общность языка, быта, культуры и территории.
  • Нацией называют наиболее развитую разновидность этноса, для нее характерно не только территориальное, лингвистическое и культурное единство, но и наличие общих для всего народа исторической памяти и самосознания.

К наиболее ранним разновидностям этносов относятся род и племя. В дальнейшем, по мере усложнения общественного устройства, возник такой тип этнической общности как народность, который в результате последующей консолидации больших групп людей развился в нацию, представляющую собой целостную этническую систему.

Предпосылки к формированию этноса

Основными предпосылками образования этнической группы являются:

  • Наличие территории, на которой будет формироваться этническая группа. Однако, этот аспект важен лишь на первом этапе этногенеза, поскольку народ со стойким национальным самосознанием может сохраниться и без наличия у него отдельной территории проживания и собственной государственности. Примером такого сохранения являются евреи, сохранившиеся как отдельный народ, несмотря на многолетнее отсутствие своей государственности и проживание в диаспоре.
  • Языковая общность, которая играет важную, но далеко не ключевую роль в образовании народа. Так, американцы, бразильцы, аргентинцы и десятки других народов Нового Света не имеют собственных языков, а говорят на языках бывших метрополий. К тому же, эти нации сформировались на основе различных по происхождению, менталитету и языку этнических групп.
  • Общие нормы и ценности, единая духовная культура. Хоть указанный аспект и трудно отследить, именно ему отводится значительная роль в этногенезе.
  • Наличие этнического самосознания, проявляющегося в чувстве принадлежности к определенному этносу. Целый ряд ученых считают указанный фактор самой важной предпосылкой при формировании самостоятельного народа, поскольку группа людей, не осознающая собственной принадлежности к конкретной этнической группе, по сути, не может быть таковой.

Понятие этнического меньшинства

Этническими меньшинствами называют группы людей, проживающих в окружении инонационального большинства, но стойко сохраняющих собственное национальное самосознание. Этническое меньшинство характеризуется рядом характерных признаков, а именно:

  • любое национальное меньшинство значительно уступает титульной нации по своей численности;
  • этнические меньшинства почти никогда не доминируют внутри государства;
  • такие группы отличает высокий уровень национального самосознания и стремление сохранить собственные отличительные черты.

Национальными меньшинствами являются:

  • диаспоры, т.е. части этнической группы, имеющей свою территорию, а часто и государственность, но живущие в других странах;
  • разбросанные по территории различных государств этносы, обладающие стойким национальным самосознанием и самоидентификацией (к таковым можно отнести цыган и курдов);
  • коренные народности, ставшие меньшинством на своей этнической территории по сравнению с пришлым населением вследствие колонизации (например, якуты, чукчи, коренные народы Америки);
  • этносы, компактно расселившиеся на определенной территории в результате массовой миграции (к примеру, поволжские немцы).

Отдельное место в категории национальных меньшинств занимают малочисленные народы, так называют этнические группы численностью не более 50 000 человек. В наши дни в мире насчитывается почти тысяча малочисленных народов, шестьдесят из них проживают на территории России. Малая численность таких этносов во многом определяет их образ жизни, однако, на него в значительной степени влияет и регион их расселения. Так, некоторые из них обитают на небольшой компактной территории (это касается в первую очередь малых народов Дагестана), а другие, наоборот, занимают очень обширные площади (например, малые народы Крайнего Севера и Сибири).

Формы объединения этнических групп

К процессам этнического объединения, в результате которых несколько этносов сливаются в одну новую этническую группу, относят:

  1. Этническую фузию, т.е. процесс слияния нескольких лингвистически и культурно родственных, но при этом отдельных этносов в одну, новую и более крупную этническую общность (например, слияние массы восточнославянских племен в древнерусскую народность).
  2. Этническую консолидацию, под которой понимается процесс внутреннего сплочения локальных групп, входящих в крупный этнос (к консолидации можно отнести стирание различий между локальными группами внутри русского народа).
  3. Этническую ассимиляцию, или растворение отдельной этнической группы либо ее части в среде другого, чаще всего более крупного этноса (примером ассимиляции является вливание иммигрантов из различных стран в состав американского народа).
  4. Этническую конвергенцию, под которой понимается ассимиляция, происходящая между близкими по языку и культуре народами (данный аспект сближает конвергенцию с этнической фузией и консолидацией).
  5. Межэтническую интеграцию, в результате которой различные по языку и культуре народы образуют межэтническую общность, получившую название суперэтнос (подобные процессы происходили в очень крупных и многонациональных государствах, к примеру, в Римской и Византийской империях, Советском Союзе и др.).
  6. Этногенетическая миксацию — довольно редкий процесс, в ходе которого новая этническая группа образуется посредством слияния различных в культурном, языковом и антропологическом плане народов (такие процессы происходят в ряде стран американского континента).

Формы разделения этносов

Одновременно с объединительными процессами происходят и процессы разделения этнических групп. К таковым относят:

  1. Этническую парциацию. Данный процесс предполагает разделение одной этнической группы на несколько этносов, при этом ни один из новых народов не будет отождествлять себя с этнической группой, от которой он отделился. Примером этнической парциации является выделение из древнерусской общности самостоятельных русского, украинского и белорусского народов.
  2. Этническую сепарацию. Под этим процессом понимается отделение от основного этноса небольшой по численности группы, которая впоследствии становится самостоятельным народом. Примерами этнической сепарации являются образование американского этноса, появившегося в результате переселения на американский континент преследуемых на родине английских пуритан или образование англоавстралийской нации от небольшой группы британских ссыльных.

Заключение

Таким образом, этнической группой можно назвать сообщество людей, имеющих стойкое национальное самосознание, свою обособленную территорию, а также ментальные, культурные языковые и бытовые отличия от других этносов. Этническое самосознание является продуктом формирования этноса, одновременно выступая еще и важнейшим фактором при определении национальной принадлежности конкретного лица или группы лиц. Помимо этого, именно самосознание объединяет всех представителей определенной этнической группы в одно целое, выделяя конкретный народ в массе всех остальных народов.

1. На определенной, довольно широкой территории, где уже много веков обитали исторические и персистентные этносы, вдруг очень быстро происходит перегруппировка особей и возникают новые тесно спаянные гетерозиготные коллективы, которые на первых порах еще не считают себя отличающимися от прежних. Однако стереотип поведения у них иной, и во втором или третьем поколении они констатируют свое отличие от предков. Эти три поколения и есть динамическое состояние этноса.

2. Реже, но все-таки часто, новые этносы происходят путем дивергенции, во время исторического состояния. От основного этноса отпочковывается, группа особей, устанавливающая у себя новый обязательный стереотип поведения. Иногда эти группы гибнут, но нередко, попадая в благоприятные условия и смешиваясь с какой-нибудь другой этнической группой, они образуют самостоятельные народности.

Примерами первого варианта этногенеза являются широко известные случаи образования этнических систем, т. е. культур: романо-германской (VIII – XI вв. н. э.), так называемой мусульманской (VII в. н. э.), условно именуемой византийской (IV в. н. э.), восточно-европейской, точнее великорусской (XIV в.) и т. п. (о сложении этнокультурных систем древнего мира мы имеем только плохо датированные, легендарные сведения и потому здесь их не приводим и не используем.).

Примерами второго варианта могут служить американцы, мексиканцы, буры, сикхи и т. п., отколотые от основного этноса превратностью исторической судьбы.

Легко заметить, что генезис обоих вариантов различен и характер изменчивости в обоих вариантах не имеет ничего общего. Во втором варианте вновь появившиеся этносы остаются в орбите своей системы – культуры, приобретая лишь локальные особенности. В первом же случае имеет место совершенно новое явление, сохраняющее институты народов, его породивших, лишь как пережитки или заимствование.

Очевидно, первый вариант и есть подлинный этногенез – рождение новых пародов, тогда как второй вариант – только размножение существующих народов. Поэтому в дальнейшем мы будем говорить только о первом варианте.

107. Неполноценных этносов нет!

Несходство этносов

Истребление реликтовых этносов

Истребление реликтовых этносов При такой постановке вопроса можно ответить, почему этносы вымирают, и настолько часто, что из тех, которые были зафиксированы при начале письменной истории в III тыс. до н. э., не осталось ни одного, а из тех, которые жили и действовали в

85. Неполноценных этносов нет!

Неполноценных этносов нет!

Распад древнеевропейской общности и формирование западноевропейских этносов

Распад древнеевропейской общности и формирование западноевропейских этносов Картография памятников рассматриваемой историко-культурной общности достаточно определенно свидетельствует о повышенной плотности заселения ее ареала, особенно это касается поздних

Государственность этносов.

Государственность этносов. Когда после 1991 года в Беларуси стали выходить книги историков, утверждавшие, что ВКЛ было государством беларусов, — российские историки тут же возмутились. Но еще более возмущались историки Летувы. Дело в том, что царизм своим запретом термина

У истоков этносов.

О комплементарности этносов.

О комплементарности этносов. В качестве дополнения к теме коснемся вопроса о комплементарности этносов[36] Сам термин комплементарности ввел в своей теории этногенеза Лев Гумилев. Он писал:«Люди объединяются по принципу комплементарности. Комплементарность — это

Исчезновение этносов

Исчезновение этносов История народов показывает, что большая часть этносов прошлого исчезла, а меньшая сохранилась в стабильном или персистентном состоянии.Выше было показано, что персистентному предшествуют динамическое – творческое и историческое состояния.

1.9.1. Концепция этносов и суперэтносов Л.Н. Гумилева

Комплиментарность этносов

Комплиментарность этносов Еще один вопрос, который хотелось бы рассмотреть в свете очевидных неочевидностей – вопрос комплиментарности этносов. Эту проблему достаточно подробно осветил в своей теории этногенеза Лев Гумилев. Поэтому мы воспользуемся этими

Глава 1. Прародина славянских этносов

Глава 1. Прародина славянских этносов Сегодня в мире существует примерно 200 миллионов людей, говорящих на двенадцати славянских языках. Откуда взялись славяне, где их прародина и кто они такие? По этому вопросу с уверенностью можно сказать только о том, что история

Как происходит формирование этноса

Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:

Не всегда границы государств и границы этноса совпадают

  1. Этнос как форма существования человека, его культуры и осознания себя. При этом обязательно учитывается воздействие природных факторов. Примером может служить концепция, разработанная Л.Н. Гумилёвым.
  2. Этнос как историко-социальная система, которая подразумевает зарождение, развитие и переформирование структуры. В этом случае расселение этноса далеко не всегда совпадает с официально признанными границами государства. Существуют отдельные этнические диаспоры на территории других государств.

Это интересно: что такое аллитерация, примеры в художественной литературе.

Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка. Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.

Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:

  1. Общие религиозные убеждения.
  2. Близость с расовой точки зрения.
  3. Наличие переходных межрасовых групп (метисных).

К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:

  1. Специфические черты материальной и духовной культуры.
  2. Общность быта.
  3. Групповые психологические характеристики.
  4. Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
  5. Наличие этнонима – самоназвания.

В течение времени этнос меняется но при этом сохраняет устойчивость

Этнос по существу представляет собой сложную динамическую систему, которая постоянно претерпевает процессы трансформации и одновременно сохраняет свою устойчивость.

Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.

Особенности существования этносов и их закономерности

Исторически формировавшийся этнос выступает в роли целостного социального организма и обладает следующими этническими отношениями:

  1. Самовоспроизведение происходит путём повторяющихся однородных браков и передачи из поколения в поколение традиций, самосознания, культурных ценностей, языка и религиозных особенностей.
  2. В процессе своего существования все этносы претерпевают внутри себя ряд процессов – ассимиляцию, консолидацию и пр.
  3. С целью упрочения своего существования большинство этносов стремится к созданию собственного государства, позволяющего регулировать отношения как внутри себя, так и с другими группами народов.

Закономерностями народов можно считать поведенческие модели отношений, которые типичны для отдельных представителей. Сюда же можно отнести поведенческие модели, которые характеризуют отдельные социальные группы, формирующиеся внутри нации.

Этнос одновременно может рассматриваться как природно-территориальное и социокультурное явление. В качестве своеобразного связующего звена, поддерживающего существование того или иного этноса, некоторые учёные-исследователи предлагают считать наследственный фактор и эндогамию. Однако нельзя не признать, что на качество генофонда нации оказывают существенное влияние и завоевания, и уровень жизни, и историко-культурные традиции.

Для этнических групп характерно народное самосознание

Наследственный фактор отслеживается прежде всего в антропометрических и фенотипических данных. Однако далеко не всегда антропометрические показатели полностью совпадают с этнической принадлежностью. По мнению другой группы исследователей, постоянство этнической группы обусловлено народным самосознанием. Однако такое самосознание может одновременно выступать в роли показателя коллективной деятельности.

Уникальное самосознание и восприятие мира той или иной этнической группы может напрямую зависеть от того, какова его деятельность по освоению окружающей среды. Один и тот же вид деятельности может по-разному восприниматься и оцениваться в сознании разных этнических групп.

Наиболее устойчивый механизм, позволяющий сохранять уникальность, целостность и устойчивость этноса – это его культура и общая историческая судьба.

Этнос и его виды

Традиционно этнос принято рассматривать в первую очередь как родовое понятие. Исходя из такого представления, принято выделять три типа этнических групп:

  1. Род-племя (вид, характерный для первобытного общества).
  2. Народность (характерный тип в рабовладельческом и феодальном веках).
  3. Для капиталистического общества характерно понятие нации.

Существуют базовые факторы, которые объединяют представителей одного народа:

Общий язык и религиозные убеждения характерны для этнической группы

  1. Наличие общего языка и религиозных убеждений.
  2. Наличие одной постоянной территории, на которой длительное время проживают представители группы – этот фактор реализуется не всегда.
  3. Духовная и материальная культура, общая для всей группы.
  4. Общие представления об истории и происхождении.
  5. Общие понятия и представления о государственности.
  6. Осознание отдельными представителями своей принадлежности к этнической группе и чувство солидарности.

Роды и племена исторически были самыми первыми типами этнических групп. Их существование продлилось несколько десятков тысяч лет. По мере того как жизненный уклад и строй человечества развивался и усложнялся, появилось понятие народности. Их появление связано с образованием племенных союзов на общей территории проживания.

Далее начинают разворачиваться тенденции консолидации и образовываются более целостные этнические системы – нации. Они основываются на общности экономической и хозяйственной деятельности.

Факторы развития народов

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько тысяч этносов. Все они отличаются по уровню развития, менталитету, численности, культуре и языку. Возможны существенные различия по расовому и внешнему критериям.

Этносы могут быть любой численности и на различных стадиях развития

К примеру, численность таких этнических групп, как китайцы, русские, бразильцы, превышает 100 млн человек. Наряду с такими гигантскими народами, в мире существуют разновидности, численность которых не всегда достигает десяти человек. Уровень развития разных групп также может варьировать от наиболее высокоразвитых, до живущих по первобытно-общинным принципам. Для каждого народа присущ собственный язык, однако, существуют и этносы, которые одновременно используют несколько языков.

В процессе межэтнических взаимодействий запускаются процессы ассимиляции и консолидации, в результате которых может постепенно образоваться новая этническая группа. Социализация этноса протекает благодаря развитию таких социальных институтов, как семья, религия, школа и пр.

К неблагоприятным факторам для развития нации можно отнести следующие:

  1. Высокий уровень смертности среди населения, особенно в детском возрасте.
  2. Высокая распространённость респираторных инфекций.
  3. Алкогольная и наркотическая зависимость.
  4. Разрушение института семьи – высокое количество неполных семей, разводов, абортов, отказа родителей от детей.
  5. Низкое качество жизни.
  6. Высокий уровень безработицы.
  7. Высокий уровень преступности.
  8. Социальная пассивность населения.

Классификация и примеры этноса

Классификация проводится по самым разным параметрам, наиболее простой из них – это численность. Этот показатель не только характеризует состояние этноса на текущий момент, но и отражает характер его исторического развития. Как правило, формирование крупных и малых этносов протекает по совершенно разным путям. От численности того или иного этноса зависит уровень и характер межэтнических взаимодействий.

Примерами наиболее крупных этнических групп можно назвать следующие (по данным от 1993 года):

Самая многочисленная этническая группа – китайцы

  1. Китайцы, общая численность которых составляет 1 млрд человек.
  2. Хиндустанцы – свыше 200 млн человек.
  3. Американцы, проживающие на территории США – 180 млн человек.
  4. Бенгальцы – свыше 180 млн человек.
  5. Русские – свыше 170 млн человек.
  6. Бразильцы – около 130 млн человек.
  7. Японцы – порядка 125 млн человек.

Общая численность этих народов составляет 40% от общей численности всего населения земного шара. Существует также группа этносов с численностью от 1 до 5 млн человек. Они составляют около 8% всего населения.

Наиболее малые этнические группы могут насчитывать несколько сотен человек. В качестве примера можно привести юкагиру – этническую группу, проживающую в Якутии, и ижорцев – финская этническая группа, заселяющая территории в ленинградской области.

Другим критерием классификации является динамика численности населения в этнических группах. Минимальный прирост населения отмечается в западноевропейских этнических группах. Максимальный рост отмечается в странах Африки, Азии, Латинской Америки.

Читайте также: