Поурочные планы для художественной школы

Обновлено: 04.07.2024


Развитие навыков выполнения композиции, создания художественного образа в рисунке. Формирование нравственных качеств личности средствами изобразительного искусства.


Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская художественная школа" города Вуктыла

Композиция Законы, правила, приемы и средства композиции Серия уроков для 1 класса деткой художественной школы

Виляевой Юлии Александровны

Преподавателя МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

  • Развитие навыков выполнения композиции , создания художественного образа в рисунке. Формирование нравственных качеств личности средствами изобразительного искусства.
  • Задачи урока:
  • Образовательные: Познакомить учащихся с новыми понятиями – ассоциативная композиция, абстрактная композиция. Продолжить знакомство с традиционными и нетрадиционными материалами, техниками и приемами работы.
  • Развивающие: Развиваем абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме.
  • Воспитательные: воспитываем усидчивость, аккуратность, в работе. Учимся умению получать удовольствие от работы. Воспитываем разнообразные эмоции, чувство восторга от прослушивания музыки, интересной работ, яркой красочной палитры.
  • Особенности урока : интеграция изобразительного искусства и литературы.
  • Оснащение урока: ТСО - видеопроектор, компьютер. Музыкальное сопровождение, автопортрет Леонардо да Винчи, наглядный материал – вырезанные из бумаги, в увеличенном масштабе, все герои сказки, магниты для их закрепления на доске.

Урок 1-2. Понятие композиции. Центр композиции. Равновесие в композиции.

Зачем изучать формальную композицию?

  • Формальная композиция строится из линий, пятен, геометрических фигур, выражает логику композиционного построения.

Диего Веласкес. Сдача Бреды.

Кедр Басня Леонардо да Винчи

Кедр Басня Леонардо да Винчи

Каким по размеру должен быть кедр?

композиция – сюжет из жизни – взаимодействие двух или нескольких героев Хочется выбрать первый вариант. Однако, выбрать следует средний, тот, где размеры кедра поменьше, так как у нас есть еще другие герои, и о них нельзя забывать. Например, деревья фруктового сада. В сказке они все будут спилены по приказу гордого кедра.

композиция – сюжет из жизни – взаимодействие двух или нескольких героев

Как же восстановить равновесие в нашей работе?

  • Сегодня мы выполнили композицию по прослушанному произведению. Мы работали по правилам. Какие из них вы запомнили?
  • Смогли бы вы объяснить, что значит равновесие в композиции?
  • Как еще можно было изобразить ветер?
  • Хотели бы вы еще поработать как настоящие художники, которые рисуют картинки к сказкам?

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Работы обучающихся 1х классов МБУДО

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Урок 3. Доминанта. Целостность.

Урок 3. Доминанта. Целостность.



Целостность – внутреннее единство композиции Целостность по отношению к раме Отсутствие целостности

Целостность – внутреннее единство композиции

Целостность по отношению к раме

Объединение элементов, частей в единое целое

Объединение элементов, частей в единое целое

Композиционный центр – доминанта в декоративной композиции Любая композиция для своей выразительности должна обладать композиционным центром – доминантой, состоящей из нескольких элементов или одного большего, это может быть и свободного пространство – композиционная пауза.

Композиционный центр – доминанта в декоративной композиции

Любая композиция для своей выразительности должна обладать композиционным центром – доминантой, состоящей из нескольких элементов или одного большего, это может быть и свободного пространство – композиционная пауза.


Варианты организации доминанты: 1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках. 2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы. 3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот. 4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Это можно подчеркнуть еще и тоном или цветом. 5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.

Варианты организации доминанты:

1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.

2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.

3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот.

4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Это можно подчеркнуть еще и тоном или цветом.

5. Образовавшаяся пустота (композиционная пауза) будет доминировать над другими участками плоскости, более или менее заполненными элементами.


По цвету

По форме


Возможны и два композиционных центра, но один из них тогда должен быть ведущим, а другой подчиненный первому, чтобы не возникало спорной ситуации или ощущения неопределенности. Два композиционных центра: главный и второстепенный

Возможны и два композиционных центра, но один из них тогда должен быть ведущим, а другой подчиненный первому, чтобы не возникало спорной ситуации или ощущения неопределенности.

Два композиционных центра: главный и второстепенный

Задание Выполнить рисунок, используя два цвета (все, что построено на контрасте лучше запоминается).

Урок 4. Симметрия и асимметрия

Урок 5. Статика и динамика

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Работы обучающихся 1х классов МБУДО

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Работы обучающихся 1х классов МБУДО

Работы обучающихся 1х классов МБУДО "ДХШ" г. Вуктыла

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


-75%

Читайте также: