Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности в доу

Обновлено: 03.07.2024

В рекомендациях отражена система работы по организации опытно - экспериментальной деятельности детей в ДОУ: задачи, планирование, формы работы и др.

Содержимое публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Задачи экспериментальной деятельности.

Основное содержание деятельности.

Организация работы на подготовительный период.

Примерный алгоритм занятий-экспериментов.

Формы работы с детьми.

Организация опытно - экспериментальной деятельности дошкольников.

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

(К. Т. Тимирязев)

Пояснительная записка

В настоящее время, в связи с пересмотром форм и методов обучения в дошкольном образовании, в процесс обучения активно внедряется экспериментирование. Многие исследователи считают, что у детей, уже в дошкольном возрасте, необходимо развивать исследовательскую активность и инициативность, так как существенной стороной подготовки ребёнка к школе является потребность в знаниях, проявляющихся в познавательных интересах. В образовательном процессе эксперимент, в соответствии с ФГОС, является методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах. Экспериментальная деятельность развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие познавательного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе. Всё это можно формировать с раннего возраста в игровой форме. Дети по своей природе - исследователи. Исследовательская деятельность - естественное состояние ребёнка. В обыденной жизни ребёнок часто экспериментирует с различными вещами, стремится узнать что-то новое. Он разбирает игрушки, наблюдает за тонущими предметами, пробует языком в мороз металлические предметы. Но это опасно. Эксперимент же, специально организуемый, безопасен для детей и, в то же время, знакомит его с законами жизни природы и необходимостью учёта их в собственной жизни. В ходе опытов дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, соблюдать правила безопасности, и в итоге - формируются компетенции, необходимые для обучения в школе.

Задачи экспериментальной деятельности.

1. Расширять представления о физических свойствах окружающего мира. 2. Учить умению работать в детском коллективе. 3. Работать самостоятельно. 4. Отстаивать свою точку зрения. 5. Определять причины неудачи экспериментальной деятельности. 6. Делать выводы. 7. Формировать основы техники безопасности в ходе опытов, экспериментов. 8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Основное содержание экспериментальной деятельности.

1. О материалах (песок, бумага, глина, дерево, ткань). 2.О природных явлениях (вода, снег, солнце, ветер). 3.О мире растений (способ выращивания растений из семян). 4. О предметном мире.

Организация работы.

- Подбор диагностических методик. - Создание системы мониторинга деятельности (анкетирование педагогов, детей, родителей и т.д.). - Составление плана работы на год. - Обучение педагогов на практических тренингах. - Подбор оборудования, материалов. - Итоги. Обобщение опыта.

В ДОУ эксперимент может быть организован в трёх направлениях:

- специально организованное обучение; - совместная деятельность педагога с детьми; - самостоятельная деятельность детей. Важно:занятия являются итоговой формой исследовательской деятельности. Проблемные ситуации, эксперимент могут быть частью любого занятия. Например, частью занятия по математике, развитию речи, конструированию и т.д. Структура занятия-эксперимента является примерной и может быть изменена.

Примерный алгоритм занятий по экспериментированию.

Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы).

Определение типа, вида и тематики занятия-экскурсии.

Выбор цели и задач с детьми (познавательных, развивающих, воспитательных).

Игровой тренинг внимания, памяти, восприятия, мышления.

Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования и учебных пособий.

Выбор, подготовка пособий и оборудования с учётом возраста детей.

Обобщение результатов наблюдений (дневники, таблицы, фотографии) с целью подведения детей к самостоятельным выводам.

Формы работы с детьми (методы и приёмы).

1. Экспериментальная игра: помогает убедиться в достоверности явлений. 2. Практическая деятельность. Действия (с магнитами, лупой, измерительными приборами). Позволяет самостоятельно овладеть способом познавательной деятельности. 3. Наблюдения в реальной жизни, экскурсии (таянье снега, туман, радуга, роса). Побуждает к поиску объяснения причин природных явлений. 4. Рассматривание схем, таблиц, рисунков. Позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне. 5. Использование энциклопедических данных. Развивает интерес, интеллект. 6. Игра-драматизация. Ребёнок берёт на себя роль – объясняет, учит.

Специально организованная исследовательская деятельность

позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах, явлениях, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Организация уголка экспериментирования

-Материал, находящийся в уголке, располагается в доступном для детей месте. - Пособий для опытов и экспериментов должно быть в достаточном количестве. - Оборудование уголка подбирается с учётом возраста и уровня развития детей. - Материал для экспериментирования распределяется по разделам.

Оборудование уголка экспериментирования

- Приборы: увеличительные стёкла (лупы), микроскопы, песочные часы, магниты, зеркала и др. - Сосуды из различных материалов разного объёма и формы: колбы, пробирки, стаканы, чашки и др. - Природный материал: камешки, шишки, ракушки, мох и т. д. - Разные виды бумаги: картон, ватман, калька, гофрированная бумага и т. д. - Красители: пищевые и непищевые: акварель, гуашь и т. д. - Медицинские материалы: вата, кусочки марли, мерные ложки, деревянные палочки и др. - Сыпучие материалы: крупа, песок, мука и др. - Прочие материалы.

Мир ребёнка разнообразен. Важно научить его находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых - давно знакомые. И всё это в атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Важно поощрять, воспитывать привычку учиться. Многие явления детям непонятны. Знакомство же с физическими явлениями служат средством для накопления впечатлений об окружающем мире, выступают инструментом для развития его умственной деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий. В предложенных методических рекомендациях указания, как этого достичь.

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности (старший дошкольный возраст)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
  • Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
  • Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Ожидаемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Вводная часть.

Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка –дошкольника? (ответы воспитателей).

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как свободный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает по средством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Методические рекомендации

г. Петропавловск, Северо Казахстанская область.

Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Расширить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Ожидаемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Вводная часть.

Консультацию мы начнем с вопроса: какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка –дошкольника? (ответы воспитателей).

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как свободный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает по средством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Основная задача ДДО поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Методические рекомендации по проведению ОУД с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъяков, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны воспитателя. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Мы не будем останавливаться на возрастных особенностях, но следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5-ти лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Структура детского экспериментирования.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно- следственных связей и отношений.

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: элементарно – поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных ситуаций.

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования.

На слайде воспитателям представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза.

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования .

Следующий слайд с правильным ответом:

Если предположения подтвердились: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов ( как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Примерная структура занятия – экспериментирования:

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

Уточнение плана исследования.

Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Содержание уголков экспериментальной деятельности.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов, материалов ( природного, бросового)

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Младший дошкольный возраст

характера для младшего возраста;

- коллекции: семена разных

растений, камешки, ткани,

(подарки зимы, весны, осени)

-набор игрушек резиновых,пластмассовых

-материалы для игр с мыльной пеной;

-красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски, и др.)

- бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки и др.

- семена бобов, фасоли, гороха.

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста; персонажи, наделенные определенными чертами (почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

- книги познавательного характера для детей среднего возраста;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, ткани, бумага, пуговицы, (подарки зимы, весны, осени)

-набор игрушек резиновых,пластмассовых

-материалы для игр с мыльной пеной;

- красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- семена бобов, фасоли, гороха;

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

- простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений (чудесный мешочек), зеркальце для игр с солнечным зайчиком, контейнеры из киндер-сюрпризов с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;

- бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста; персонажи, наделенные определенными чертами (почемучка) от имени которого моделируется проблемная ситуация;

- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняются воспитателем), ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;

- половинки мыльниц, формы для льда;

- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;

- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки и др.

- личные блокноты детей для фиксации результата опытов;

В помощь воспитателю:

Младший дошкольный возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений ( Почему стоит автобус?);

4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт ( Почему песок не рассыпается?).

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

1) о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);

2) о природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение);

3) о мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений – гороха, бобов, семян цветов);

5) о предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнется-ломается, высоко-низко-далеко, мягкий -твердый- теплый и прочее).

Средний дошкольный возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днем оттаивают? Почему мячик катится?);

2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);

3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1) о материалах ( глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса);

2) о природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лед; игры с цветными льдинками);

3) о мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло);

4) о предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.);

5) о геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма);

6) о человеке (мои помощники – глаза, нос, уши, рот и т.д.);

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов ( таких как: сахарница, мыльница и т.д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.).

Старший дошкольный возраст

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

1) о материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон);

2) о природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снега, снегопад) и времени (сутки, день-ночь, сезон, год);

3) об агрегатных состояниях воды (вода-основа жизни; как образуется град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.);

4) о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений – цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений);

5) о предметном мире (родовые и видовые признаки – транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный, воздушный и пр.);

6) о геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), а также фразеологизмами (лошадь в яблоках).

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2008г

2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ управление ДОУ, №4, 2012, с. 84-92

3. Короткова Н.А. Познавательно- исследовательская деятельность старших дошкольников./ Ребенок в детском саду. № 3, 4, 5 2013, № 1, 2014

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников./ Под ред. Л.Н. Прохоровой 2004

5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей./ Дошкольное воспитание, № 1, 2005

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ


Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.

1 Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ………………………. 2

1.1 Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ………………4

1.2 Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ…4

1.3 Виды детского экспериментирования……………………………………5

1.4 Виды занятий по экспериментированию………………………………. 6

1.5 Индивидуализация заданий опытно-экспериментальной направленности………………………………………………………………..6

1.6 Мотивирующее начало занятий…………………………………………..7

1.6.1 Варианты мотивирующих начал ……………………………………….7

2 Опытно-экспериментальное занятие в детском саду……………………. 8

2.1 Картотека опытов и экспериментов……………………………………. 9

2.2 Фиксация результатов экспериментальной деятельности воспитанников ДОУ……………………………………………………………..10

2.3 Консультация для родителей……………………………………………11

3 Мониторинг и отчёт по экспериментальной деятельности в ДОУ……..12

4 Оформление центра экспериментирования………………………………12

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности. Исследовательские качества наблюдаются у детей 1–2 лет. Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазывание краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Средние дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. Педагог работает в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, мотивирует к экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организуется предметно-пространственная среда: создаётся уголок исследований, центр экспериментирования или мини-лаборатория. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.

Задачи опытно-экспериментальной

деятельности в ДОУ

Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.

Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.

Формирование умения делать выводы, открытия.

Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.

Развитие мелкой моторики и координации движений.

Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.

Развитие внимания и памяти.

Развитие речевых способностей.

Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.

Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.

Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.

Воспитание усидчивости и аккуратности.

Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:

Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Виды детского экспериментирования

По характеру познавательной деятельности

иллюстративное (детям известен результат, и опыт подтверждает знакомые факты);

поисковое (результат неизвестен, его необходимо получить опытным путём);

решение познавательных задач.

По месту в образовательном цикле

По характеру мыслительных операций

констатирующее (наблюдение особенностей объекта или явления вне связи с другими объектами или явлениями);

сравнительное (есть возможность увидеть изменение свойств или качеств объекта во время какого-либо процесса);

обобщающее (есть возможность определить закономерность какого-либо процесса, рассмотренного в виде отдельных этапов в предыдущих экспериментах).

По способу применения

В опытно-экспериментальной деятельности осуществляется развитие умственных и практических способностей детей. Если в процессе исследования задачей было получение новой информации при помощи совершенствования практических навыков, то опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер. Формирование новых навыков экспериментирования и обучение работать с различными инструментами осуществляется в рамках исследовательской опытно-экспериментальной деятельности.

Виды занятий по экспериментированию

Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).

Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока), педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной.

Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха.

Индивидуализация заданий опытно-экспериментальной направленности

Разноуровневые задания даются во время прогулок по проведению экспериментирования с водой, песком, воздухом. Ребята так же делятся на подгруппы, проводят опыты, после проводится совместное обсуждение.

Самостоятельная деятельность воспитанников инициируется педагогом с целью совершенствования навыков проведения экспериментов с учётом личных интересов детей. В различных центрах активности могут быть организованы игры-эксперименты, изучение моделей и макетов, наблюдение за жизнедеятельностью растений, проведение собственно опытов с веществами.

1.6.Мотивирующее начало занятий

У детей дошкольного возраста сильно стремление к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов. Особенно их привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и непривычные материалы для исследования.

Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся дискуссии, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.

1.6.1. Варианты мотивирующих начал

Тема занятия, возрастная группа

Вариант мотивирующего начала

Включение в игровую ситуацию.
В группу приходит письмо от Снежной Королевы, она приглашает ребят в своё царство. При помощи волшебного портала дети попадают в мир вечного льда и снега, где им предстоит выполнить задания сказочной хозяйки и принять участие в эксперименте по изучению свойств снега.

Создание сюрпризного момента.
В группу приходит сказочный персонаж Ёжик, он фырчит и ничего не говорит, но выглядит очень взволнованным. Он принёс ребятам письмо от лесных жителей, в котором рассказывается о попытках Ёжика сделать себе домик: в коробке было жёстко, на шишках неудобно, в мох он проваливался. Лесные жители просят ребят помочь Ёжику в создании удобного домика.

Просмотр презентации о загрязнении почвы и её возможных последствиях.
Проведение дискуссии о том, какой мусор можно закапывать в землю, а какой требует других способов переработки.

Изучение иллюстраций о способах добычи соли.
Отгадывание загадок о соли и сахаре.

Опытно-экспериментальные занятия в детском саду

Занятия опытно-экспериментальной направленности в детском саду строятся с учётом возрастных особенностей детей в условиях временных рамок по нормам САНПиН:

младшая группа — 15 минут;

средняя группа — 20 минут;

старшая группа — 25 минут;

подготовительная группа — 30 минут.

Для профилактики переутомления используются различные формы деятельности: игровая (дидактические игры), физическая (физкультминутки, подвижные игры), развлекательная (пение), познавательная (изучение наглядного материала, проведение беседы).

Практическую работу предваряет повторение правил техники безопасности и проговаривание последовательности выполнения действий во время эксперимента. По завершении опыта каждый воспитанник приводит в порядок своё рабочее место, помогает воспитателю убрать инструменты.

Обязателен этап рефлексии в конце занятия: ребята сообщают результаты эксперимента, делятся эмоциями от процесса открытия.


Методические рекомендации. — 3—е издание, исправленное и дополненное. — АРКТИ, 2008. — 64 с. — (Развитие и воспитание дошкольника).
В пособии представлены практические материалы по экспериментальной деятельности дошкольников, основанные на опыте работы авторов, в т.ч.: система методической работы, диагностика уровня детей по экспериментированию, советы психолога, конспекты занятий. Сборник адресован педагогическим работникам детских дошкольных учреждений.
От авторов.
Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Система методической работы по разделу "Детское экспериментирование".
Подходы к определению уровней сформированности деятельности экспериментирования.
Комплексно—целевая программа по проблеме "детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников".
Конспекты познавательных занятий с элементами экспериментирования.
Роль семьи в развитии поисково—исследовательской активности ребенка.
Приложения.

Читайте также: