Программа внеурочной деятельности школа юного астронома

Обновлено: 30.06.2024

Сегодня в школе астрономия как отдельный предмет исключена из базисного учебного плана, однако, уже младшие школьники проявляют к ней интерес. Первоначальные астрономические знания дети получают на уроках окружающего мира, из научно-популярной литературы, но этого недостаточно.

Обучение основам астрономии учащихся младшего возраста в методической литературе представлено на уровне методических разработок отдельных уроков или внеклассных занятий.

К сожалению, сегодня нет единой, рассчитанной на весь период обучения в начальной школе, программы по данному направлению. А вместе с тем, астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мироздания. Это одна из самых увлекательных и прекрасных наук о природе, она исследует не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас мира, а также позволяет нарисовать научную картину будущего Вселенной.

Научная новизна и актуальность курса состоит в том, что в последнее время в астрономии было сделано множество важных открытий, существенно расширивших наши представления о Вселенной, программа курса предусматривает использование на занятиях современных сведений по астрономии.

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, ее актуальность основывается и на интересе, потребностях учащихся.

Цели и задачи программы

Ø изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;

Ø изучить влияние небесных объектов на Землю;

Ø повысить эрудицию и расширить кругозор учащихся;

Ø развивать стремление к исследовательской деятельности;

Ø развивать навыки самостоятельности;

Ø развивать умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного;

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Ø непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

Ø развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Ø системность организации учебно-воспитательного процесса;

Ø раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Формы организации учебного процесса

Основными при изучении данного курса являются: теоретические занятия, практические работы, наблюдения в природе.

Теоретические занятия обеспечивают должный уровень эрудированности школьников, формирование мировоззрения, являющейся предпосылкой интеллектуальной творческой деятельности, позволяют приобрести полезные навыки работы с научно-популярной литературой по астрономии.

Практические работы - это изготовление простейших приспособлений, макетов и приборов для наблюдений, а также изготовление наглядных пособий.

Без наблюдения за небесными телами нельзя успешно овладеть основами астрономии. В школе мы имеем возможность проводить только простейшие наблюдения, но они необходимы, и им уделяется большое внимание на занятиях.

В программу включена проектная деятельность, так как ФГОС второго поколения требует использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа.

На занятиях предполагается использовать различные формы работы с учащимися: индивидуальную, фронтальную, парную, групповую.

Необходимые условия для реализации программы

Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, школьного астрономического календаря, телескопа (для изучения), модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ, видеоаппаратуры и видеозаписей.

Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, использовании телескопа, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений и вычислении необходимых данных.

Межпредметные связи на занятиях

Ø с уроками окружающего мира;

Ø с уроками информатики: использование компьютера, компьютерных программ,

детским астрономических сайтов в Интернете на занятиях;

Ø с уроками технологии: проектирование и изготовление макетов космических

кораблей, наглядных пособий и приборов для наблюдений;

Ø с уроками изобразительного искусства: участие в выставках рисунков, оформление .

Место данного курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 4 года, 135 часов. В - 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах.

Перечень учебного оборудования для занятий

1.Глобус Земли физический.

3. Модель планетной системы.

4. Карты движения планет.

6. Модель для демонстрации солнечных и лунных затмений.

7. Фотографии полярной области неба.

8.Карты звездного неба демонстрационные

9. Рисунки созвездий в мифах и легендах

12. Настольная лампа

13. Набор стикерсов

Компьютерные программы для занятий

Мультимедийный диск "Открытая астрономия"

1.Что такое астрономия. Предметом изучения астрономии являются небесные тела, их природа, происхождение и развитие. Наблюдение - основной источник информации о небесных телах, процессах и явлениях, происходящих во Вселенной.

2. Человек и космос. Как древние люди представляли себе Вселенную. Какие важнейшие открытия в астрономии были сделаны в 20 веке. Первый полет человека в космос. Как человек изучает космос сегодня. Основные направления международного сотрудничества в космосе. Цели полетов на Луну, Марс и другие планеты. Будущее изучение космоса.

Практические занятия: моделирование космических кораблей.

3. Солнечная система. Общее представление о строении Солнечной системы. Звезды самосветящиеся небесные тела. Солнце - самая близкая к нам звезда, и тепла для всего живого на Земле. Первоначальные представления о форме и размере Солнца. Расстояние до Солнца. Температура Солнца. Движение Солнца. Строение Солнца. Что такое солнечные пятна. Планеты Солнечной системы. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Планеты, похожие на Землю. Планеты, непохожие на Землю. Какие из планет Солнечной системы можно увидеть только в телескоп. Сколько спутников у планет, и какие из них самые интересные. Луна - спутник Земли. Основные сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения. Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Вращение Земли вокруг своей оси - причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца - причина смены сезонов года.

Практические занятия: Построение модели Солнечной системы. Определение положения Солнца в течение дня с помощью гномона Наблюдение и зарисовка фаз Лун.

5. Вселенная. Всегда ли Вселенная была такой, в какой мы живем сейчас. Что думали древние о том, как произошла Вселенная. Как огромна, прекрасна и удивительна Вселенная на самом деле. Одиноки ли мы во Вселенной. Что такое Млечный Путь. Как открыли нашу галактику. Как выглядит наша Галактика. Туманность Андромеды - галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.

Звезды - далекие Солнца. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица. Звездные карты. Какие созвездия называются зодиакальными.

Практические занятия: Знакомство с картой звездного неба. Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта

Читайте также: