Программа внеурочной деятельности школа общения 10 класс

Обновлено: 02.07.2024

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897.

6. Плана внеурочной деятельности ГБОУСОШ №30 г. о. Сызрань.

Актуальность программы определяется значимостью систематизации и углубления имеющихся знаний по указанным разделам с целью подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. А также изменения в итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по русскому языку заставляют учителя искать новые формы и пути подготовки к этому виду деятельности не только в выпускных, но и промежуточных параллелях.

Выбор трудных вопросов из области грамматики подсказан личным опытом коллег при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

При составлении планирования опора производилась на поурочные разработки уроков по русскому языку с учётом подготовки к ЕГЭ:

Д.И. Архарова ЕГЭ. Домашний репетитор. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С); - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2017 г.;

Планируемые результаты освоения программы:

По окончании реализации программы планируется

достижение трёх уровней воспитательных результатов внеурочной

Первый уровень. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень. Получение школьником исследовательского опыта, уметь размышлять над прочитанным, извлекая из него нравственные уроки.

Третий уровень. Получение школьником самостоятельного опыта в анализе текстов.

Формы достижения цели:

- информационно-просветительские: беседы, мини-лекции, просмотр и

обсуждение видеороликов, печатных текстов; презентация – выставка творческих

беседы с применением элементов интеллектуального и социально-

тестирование, практическое задание, научное исследование, круглый стол.

Личностные :

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

1) владение видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения

1) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

2) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

Познавательные:

1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

Регулятивные:

1) умение ставить цель своей деятельности, поставить учебную задачу на

основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что

2) умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией, видеороликом, презентацией, текстом и пр.;

3) умение составлять план действий, вносить необходимые дополнения и

коррективы в план в случае необходимости;

4) умение демонстрировать навыки адекватного реагирования на трудности,

способность к волевому усилию, рефлексии

Коммуникативные:

1) умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности;

2) умение слушать и вступать в диалог, доносить свою позицию до других;

3)выражать свою мысль в устной и письменной речи договариваться конструктивно;

4)умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

5)умение рефлексировать своё место в коллективе.

Содержание курса внеурочной деятельности:

Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы . Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма , основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы . Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы . Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность . Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н-и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Рабочая программа внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

₋ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования России от 17.12. 2010 г;

₋ Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №17 им.И.Л. Козыря пос. Шаумянского;

₋ Учебного плана внеурочной деятельности основного общего образования МБОУ СОШ №17 им.И.Л. Козыря пос. Шаумянского;

₋ Положения о рабочей программе педагога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 8 класса направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника

Программа разработана на основе авторской программы:

Создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта подростков, включение в проектную деятельность.

₋ Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим.

₋ Способствовать формированию у подростков культуры общения.

₋ Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей. Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения – родителей, учителей.

₋ Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.

₋ Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга.

₋ Обучать уч-ся умению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным

₋ Дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях.

₋ Обучать уч-ся работать на литературном материале посредством выполнения разнообразных заданий: творческих работ, тестовых заданий, созданием иллюстраций к изучаемым произведениями т.д.

₋ Развивать умения уч-ся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком.

₋ Способствовать овладению уч-ся культурологической и языковой компетенцией

₋ Расширять круг чтения шестиклассников, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубину проникновения в художественный текс.т

₋ Включать детей в проектную деятельность.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (1 час в неделю).

Читайте также: