Программа внеурочной деятельности школа общения 10 класс
Обновлено: 02.07.2024
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897.
6. Плана внеурочной деятельности ГБОУСОШ №30 г. о. Сызрань.
Актуальность программы определяется значимостью систематизации и углубления имеющихся знаний по указанным разделам с целью подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. А также изменения в итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов по русскому языку заставляют учителя искать новые формы и пути подготовки к этому виду деятельности не только в выпускных, но и промежуточных параллелях.
Выбор трудных вопросов из области грамматики подсказан личным опытом коллег при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
При составлении планирования опора производилась на поурочные разработки уроков по русскому языку с учётом подготовки к ЕГЭ:
Д.И. Архарова ЕГЭ. Домашний репетитор. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С); - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2017 г.;
Планируемые результаты освоения программы:
По окончании реализации программы планируется
достижение трёх уровней воспитательных результатов внеурочной
Первый уровень. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень. Получение школьником исследовательского опыта, уметь размышлять над прочитанным, извлекая из него нравственные уроки.
Третий уровень. Получение школьником самостоятельного опыта в анализе текстов.
Формы достижения цели:
- информационно-просветительские: беседы, мини-лекции, просмотр и
обсуждение видеороликов, печатных текстов; презентация – выставка творческих
беседы с применением элементов интеллектуального и социально-
тестирование, практическое задание, научное исследование, круглый стол.
Личностные :
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения
1) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
2) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
Познавательные:
1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
Регулятивные:
1) умение ставить цель своей деятельности, поставить учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что
2) умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, видеороликом, презентацией, текстом и пр.;
3) умение составлять план действий, вносить необходимые дополнения и
коррективы в план в случае необходимости;
4) умение демонстрировать навыки адекватного реагирования на трудности,
способность к волевому усилию, рефлексии
Коммуникативные:
1) умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности;
2) умение слушать и вступать в диалог, доносить свою позицию до других;
3)выражать свою мысль в устной и письменной речи договариваться конструктивно;
4)умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
5)умение рефлексировать своё место в коллективе.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы . Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма , основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы . Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы . Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность . Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н-и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
₋ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования России от 17.12. 2010 г;
₋ Образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №17 им.И.Л. Козыря пос. Шаумянского;
₋ Учебного плана внеурочной деятельности основного общего образования МБОУ СОШ №17 им.И.Л. Козыря пос. Шаумянского;
₋ Положения о рабочей программе педагога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 8 класса направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника
Программа разработана на основе авторской программы:
Создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта подростков, включение в проектную деятельность.
₋ Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим.
₋ Способствовать формированию у подростков культуры общения.
₋ Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей. Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения – родителей, учителей.
₋ Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.
₋ Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга.
₋ Обучать уч-ся умению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным
₋ Дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях.
₋ Обучать уч-ся работать на литературном материале посредством выполнения разнообразных заданий: творческих работ, тестовых заданий, созданием иллюстраций к изучаемым произведениями т.д.
₋ Развивать умения уч-ся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком.
₋ Способствовать овладению уч-ся культурологической и языковой компетенцией
₋ Расширять круг чтения шестиклассников, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубину проникновения в художественный текс.т
₋ Включать детей в проектную деятельность.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов и реализуется в течение 35 учебных недель (1 час в неделю).
Читайте также: