Программа внеурочной деятельности по чтению 1 класс фгос школа россии

Обновлено: 02.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности " Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" составлена для обучающихся 1 класса, соответствует ФГОС.

г. Иланского Красноярского края

на педагогическом совете Зам директора по ВР

Протокол № от .0 .2020 г.

___________ Н. П. Сорокина

Приказ № от .0 .2020 г.

Курса внеурочной деятельности

Возраст учащихся: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год

учителем начальных классов

Шипулиной Натальей Владимировной

Пояснительная записка

Вид программы: модифицированная

Направление программы: общеинтеллектуальное

Общая характеристика курса

Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход.

Внеурочная деятельность как часть целостного образовательного и воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных, предметных и метапредметных), формирование универсальных учебных действий и, в итоге, на всестороннее развитие личности ребёнка.

Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе успешной учебной деятельности вообще. Её качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено содержание текста, его смысл. Главными целями смыслового чтения можно назвать максимально полное и точное понимание содержания и его последующее осмысление. Владение ребенком смысловым чтением — залог развития его устной речи и следующий ступени — речи письменной.

Новизна программы заключается в том, что чтение имеет две стороны: смысловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов, так и текста в целом. Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти процессы имеют качественные характеристики, в первую очередь, скорость и точность. При разработке программы учтены требования международных исследований РIRLS и PISA.

Актуальность: развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и предполагает несколько этапов.

1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.

2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение последовательности событий.

3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.

4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.

5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.

Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу, направленную на развитие:

интонационного строя речи.

Цель: формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей

полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной деятельности.

расширять кругозор обучающихся через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

обогащать нравственно–эстетический опыт учащихся;

формировать активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

формировать познавательный интерес и любовь к чтению, развивать интерес к творчеству писателей;


Программа составлена Скворцовой Анжелой Викторовной, учителем начальных классов. Июнь 2021г.

Программа данного курса предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на четыре года обучения (135 часов, 33 часа в 1 классе и по 34 часа во 2-4 классе на каждый учебный год). Занятия проводятся один раз в неделю. Программа первого класса может быть реализована через содержание учебных предметов или в рамках кружка.

Основные задачи:

Учить работать с текстом литературного произведения;

Расширять читательский кругозор.

Укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности;

Способствовать раскрытию творческого потенциала ребёнка.

Формировать у детей внимательное отношение к слову автора, к осознанию смысла прочитанного.

овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ;

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств.

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о

добре и зле, дружбе и честности;

достижение необходимого уровня речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

умение использовать простейшие виды анализа различных текстов, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности;

умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции.

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Предметные результаты:

Ученик 1 класса научится:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (доброта, любовь к семье, уважение к близким, забота о старших и младших), факты традиций, быта, культуры разных народов;

владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей;

воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному. Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя;

определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого;

характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная/отрицательная и почему) его поступкам;

объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст;

составлять устное высказывание (5-6 предложений) на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения);

применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, создание собственных произведений по аналогии с прочитанным;

ориентироваться в книге/учебнике с опорой на название, автора, содержание, заголовки, иллюстрации;

выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого;

рассказывать о прочитанной книге (автор, название, тема).

Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

самостоятельно находить ключевые слова;

Ученик 2 класса научится:

определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания,

озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы,

различать и называть произведения фольклора и литературы, находить в них отражение нравственных ценностей (справедливость, верность, любовь к родному краю, его людям, природе) и факты традиций, быта, культуры разных народов;

соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;

владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное);

воспринимать содержание художественного, научно-популярного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики персонажей. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номинативный);

характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям;

находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании;

объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей;

составлять устное высказывание на заданную тему по образцу (на основе прочитанного или прослушанного произведения);

применять читательский опыт в элементарных видах речевой творческой деятельности: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация, словесное иллюстрирование, рассказ с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, создание собственных произведений по аналогии с прочитанными;

ориентироваться в книге/учебнике, опираясь на её аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации);

выбирать книгу для самостоятельного чтения по совету взрослого, уметь пользоваться систематическим каталогом;

рассказать о прочитанной книге (автор, название, тема);

под руководством взрослого обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

определять главную мысль текста

соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова (по словарю учебника) обращаясь за помощью к учителю, родителям и др.

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи).

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Требования к результатам на конец 1 года

Ученик научится:

- определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, определять главную мысль текста,

- озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы

Требования к результатам на конец 2-3 года

Ученик научится:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

самостоятельно формулировать главную мысль текста; тип текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

высказывать и аргументировать своѐ отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определѐнным признакам;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения

Требования к результатам на конец 4 года

Ученик научится:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

самостоятельно находить ключевые слова;

формулировать основную мысль текста; тему текста, стиль, тип текста;

составлять простой план текста;

аргументировано высказывать своѐ отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою)

определять стиль текста;

Рабочая программа по литературному чтению (4 класс) по теме: Рабочие учебные программы

Рабочая программа по внеурочной деятельности

- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с.

- Основная образовательная программа школы на 2019-2020 учебный год, утверждена приказом № 352 от 30.08.2019;

- Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, утверждено приказом № 425 от 31.08.2018;

- Положение о пятидневной учебной неделе, утверждено приказом № 181/1 от 24.05.2019.

Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:

2. Сборник программ внеурочной деятельности : 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : ВентанаГраф, 2011. — 168 с

Количество учебных часов в год – 33.

Количество учебных часов в неделю – 1.

Цели программы:

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Основные задачи:

- Развивать эмоциональный, творческий, литературный, интеллектуальный потенциал у ребёнка.

- Решать проблемы нравственно-этического воспитания.

- Формировать учебную мотивацию; развивать личностную сферу ребенка.

-Формировать универсальные учебные действия познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера

Отличительные особенности данной программы внеурочной деятельности заключаются в преемственности кружка с основным курсом литературного чтения, что позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.

Образовательная деятельность осуществляется с учетом следующих методов обучения:

Словесный метод: - рассказ, беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);

- словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

Метод наглядности: - наглядные пособия и иллюстрации.

Практический метод: - тренировочные упражнения; - практические работы.

Частично-поисковый метод: - выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

Основные формы организации образовательной деятельности:

- аудиторные теоретические занятия;

- практико-ориентированные занятия ( литературные игры, библиотечные занятия, уроки спектакли) ;

- тематические конкурсы, выставки ( конкурсы-кроссворды ; путешествие по страницам книг) .

Организация контроля

Формой подведения итогов реализации программы , является защита проектов.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы:

Читайте также: