Программа по дополнительному образованию театральная деятельность в школе

Обновлено: 05.07.2024

Новые образовательные стандарты нашего времени предъявляют к работникам образования более высокие требования. Одной из важных педагогических задач становится повышение общекультурного уровня школьника. Формирование у учащихся художественно - эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной из важных задач воспитательного процесса.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия втеатральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла­ми.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве яв­ляется не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ре­бятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.

Данная образовательная программа актуальна, так как именно в театральном коллективе успешно происходит преодоление закомплексованности ребенка и ориентирована на всестороннее развитие личности, его неповторимой индивидуальности. Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.

Посещение занятий способствует развитию у школьников наблюдательности, фантазии, учит образному восприятию окружающего мира, вводит детей в мир прекрасного, пробуждает способность к состраданию и сопереживанию, развивает речь, активизирует мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощает творческие возможности ребенка и помогает его психологической адаптации в детском коллективе.

Новизна программы в том, что в ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Педагогическая целесообразность программы состоит во включении механизма воспитания каждого члена коллектива.Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Национально – региональный компонент реализуется через беседы о творчестве коми писателей, поэтов, через ознакомление с историей коми театра и с известными театральными деятелями РК, через театрализованные постановки на основе коми фольклора.

Характеристика программы:

  • тип – дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая;
  • вид – модифицированная;
  • форма – интегрированная;
  • направленность(профиль) программы- художественная

Адресат программы: разновозрастная (7-10 лет);

Набор осуществляется по желанию детей, родителей (законных представителей); в соответствии с Уставом учреждения, на основании следующих документов:

неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к

образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь

параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и

обогащает его. Осознав, что не существует истины одной для всех, участники

студии учатся уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам

зрения, учатся преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение,

общение с окружающими людьми.

Практико -ориентированная деятельность театрального объединения

способствует повышению интереса к театральному творчеству и его влиянию на

воспитательный процесс среди подрастающего поколения, что ведёт к

оздоровлению отношений между детьми.

Программа развивает личность ребёнка, его творческие способности,

оптимизирует процесс развития речи, голоса, чувства ритма, учит вдумчивому

отношению к художественному слову.

Направленность

Актуальность

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.

Актуальность определяется необходимостью формирования у обучающихся качеств, которые станут залогом их успешности в будущем: выразительности, умения излагать свои мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и трудолюбия.

Отличительные особенности


Театр как вид искусства является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.

Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.

Адресат программы

Возраст детей, участвующих в реализации программы 13 – 15 лет.
Возрастные особенности учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к ребёнку. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется. Противопоказаний по здоровью для освоения программы не имеется.

Объём и срок реализации программы

Срок реализации программы – 144 часа.

Режим занятий – 2 раза в неделю по 1,5 часа. Через 45 минут делается 5 минутный перерыв.

Уровень освоения программы – общекультурный.

Основная форма организации деятельности - коллективная. Однако занятия могут проводиться в малых группах и индивидуально.

Традиционные формы занятий следующие: беседа, ролевая игра, познавательная игра, занятие-игра, репетиция, тренинг, концерт, спектакль, праздник.

Нетрадиционные формы занятий: занятия, основанные на имитации общественной деятельности, занятие-творчество, занятия, основанные на межпредметных связях, занятия на основе нетрадиционно организации ученого процесса.

Развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы обучающихся, овладение навыками общения посредством театрального искусства.

Образовательные:

помочь обучающимся овладеть навыками общения и коллективного творчества;

развить индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности;

обучить саморегуляции и самоконтролю;

развивать чуткость к сценическому искусству;

знакомить детей с терминологией театрального искусства.

Развивающие:

развить внимание, фантазию, память, воображение, наблюдательность, активизировать ассоциативное и образное мышление;

развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики;

учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;

развивать личностные качества: отзывчивость, доброта, целеустремленность, добросовестность, любознательность;

развивать познавательную и эмоционально-личностную сферу.

Условия реализации программы

Дети принимаются в возрасте 13 – 15 лет Группы формируются на свободной основе по желанию детей и их родителей. Конкурсного отбора нет. Группы одновозрастные. Наполняемость 15 человек.

Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

уметь общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;

быть эмоционально раскрепощенным, чувствовать себя комфортно в любых жизненных ситуациях;

быть доброжелательными и контактными.

Метапредметные результаты:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на сценической площадке;

уметь двигаться в заданном ритме;

на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия;

произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;

уметь сочинять небольшой рассказ на заданную тему;

уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;

уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении;

уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_79e7041f.jpg

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе следующих документов:

Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726.

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)".

Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (локальный акт муниципального общеобразовательного учреждения Староалгашинской средней школы имени Героя Советского Союза Н.Г.Князькина, согласованный на заседании педагогического совета, протокол № 8 от 18.06.2019 и утверждённый приказом от 18.06.19г №55);

Положение о проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (локальный акт муниципального общеобразовательного учреждения Староалгашинской средней школы имени Героя Советского Союза Н.Г.Князькина, согласованный на заседании педагогического совета, протокол № 8 от 18.06.2019 и утверждённый приказом от 18.06.19г №55).

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания обучающихся. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучающимся привить профессиональные навыки, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Адресат программы - обучающиеся в возрасте 7 – 10 лет. Группа занимается два раза в неделю. Программа ориентирована на проявление и развитие творческих способностей каждого обучающегося и планирует индивидуальный подход к каждому ребёнку. Теоретические знания – 25 – 30 % времени, остальное – практические работы в интересной для обучающихся форме.

Сроки реализации программы – 3 года. Выполнение программы рассчитано на 222 часа: по - 74 часа каждый год обучения.

Количество часов в год по 74 часа. 1 –й модуль - 37 часов, 2 –й модуль - 37 часов.

Форма обучения – очная. Образовательный процесс построен как последовательный переход обучающихся от одной ступени мастерства к другой:

Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, отличается особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала.

В работе по программе принципиально важным является ролевое существование обучающихся на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта программа внеурочной деятельности педагога. Подготовка детей актерскому искусству.

Отдела образования администрации

Уметского района Тамбовскойобласти

/Сулакский филиал/

Принято на заседании педагогического
совета

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

(базовый уровень)

Возраст учащихся: 6-15 лет Срок реализации: 3 года

Автор - составитель Любецкая Ольга Алексеевна



1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа относится к программам художественно направленности, так как ориентирована на коллективное искусство. Дети приобретают опыт вза­имодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с действиями других членов груп­пы, т. е. приобретают навыки коллективного творчества.

на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Новизна данной программы в следующем:

Нетрадиционная форма проведения занятий (театрализованные рассказы и беседы от имени литературных героев).

Вовлечение детей в проведение, игр, сюрпризных моментов, обыгрывании сказки-импровизации с применением кукол-образов.

Нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Актуальность программы определяется обострившейся в настоящее время проблемой нравственного воспитания детей. Низкий художественный уровень многих телевизионных и радиопередач, обилие безнравственной рекламы на улицах и экранах, развитие новых информационных технологий при деградации их идейного содержания – все это негативно влияет на духовно-нравственное состояние детей. Разобщенность, замкнутость, агрессивность, растущая детская преступность, нетерпимость, непочтительное отношение к старшим, неуважительное отношение к труду, неумение сострадать ближним, неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения – требуют лечения, в том числе средствами искусства, требуют пристального внимания именно к нравственному воспитанию.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества, а также повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А так же одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.

Отличительной особенностью данной программы, от уже существующих, является создание среды, основная цель которой, помочь детям окунуться в мир сказки и добра, что положительно повлияет на миропонимание и мироощущение. Так же особенностью программы является то, что организация всего творческого процесса ведется одним педагогом-режиссёром, который должен уметь преподавать некоторые театральные предметы (актёрское мастерство, ритмопластику и др.).

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

ознакомительный

развивающий

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному.

Возраст учащихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 1-9 классы. Учащиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах актерского мастерства.

Объем программы: 70 часов.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 3 года обучения для детей 6-15 лет и состоит из следующих разделов:

1. Актерское мастерство

2. Сценическая речь

3. История театра

Режим занятий: 2 раза в неделю по 45 минут. Занятия в объединении проводятся со всеми детьми без какого-либо отбора или конкурса. Количество учащихся в группе 12-15 человек.

1.2 Цель и задачи программы

Ознакомление с историей русского театра, формирование стойкого интереса к отечественной и мировой культуре;

освоение элементов актерского мастерства на практике через выступления в спектаклях и мероприятиях;

обучение технике сценической речи на основе дыхательной гимнастики;

обучение мышечному контролю и снятию зажимов;

развитие чувства ритма;

ознакомление с профессиями художника-декоратора, гримера, музыканта, хореографа;

обучение воспитанников методике работы с поэтическим, драматическим и прозаическим текстами;

обучение умению сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи извне.

Развивающие

Развитие у детей: наблюдательности;

творческой фантазии и воображения;

внимания и памяти;

ассоциативного и образного мышления;

раскрытие и развитие голосовых возможностей каждого ребенка.

развитие эмоциональности детей, в том числе способности к состраданию, сочувствию, сопереживанию.

развитие навыков выполнения простых физических действий на сцене.

развитие умения анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до слушателя.

Воспитывающие

Формирование партнерских отношений в группе, общения друг с другом, взаимного уважения, взаимопонимания;

воспитание самодисциплины, умение организовывать себя и свое время;

формирование и развитие эстетического вкуса;

развитие способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни;

способствовать удовлетворению ребенка в самовыражении;

воспитание патриотизма, уважения к наследию русской культуры, следования традициям родного края;

обогащение внутреннего мира детей, выявление и развитие их творческих способностей.

Читайте также: