Программа по дополнительному образованию театральная деятельность в школе
Обновлено: 05.07.2024
Новые образовательные стандарты нашего времени предъявляют к работникам образования более высокие требования. Одной из важных педагогических задач становится повышение общекультурного уровня школьника. Формирование у учащихся художественно - эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной из важных задач воспитательного процесса.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия втеатральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.
Данная образовательная программа актуальна, так как именно в театральном коллективе успешно происходит преодоление закомплексованности ребенка и ориентирована на всестороннее развитие личности, его неповторимой индивидуальности. Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.
Посещение занятий способствует развитию у школьников наблюдательности, фантазии, учит образному восприятию окружающего мира, вводит детей в мир прекрасного, пробуждает способность к состраданию и сопереживанию, развивает речь, активизирует мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощает творческие возможности ребенка и помогает его психологической адаптации в детском коллективе.
Новизна программы в том, что в ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Педагогическая целесообразность программы состоит во включении механизма воспитания каждого члена коллектива.Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Национально – региональный компонент реализуется через беседы о творчестве коми писателей, поэтов, через ознакомление с историей коми театра и с известными театральными деятелями РК, через театрализованные постановки на основе коми фольклора.
Характеристика программы:
- тип – дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая;
- вид – модифицированная;
- форма – интегрированная;
- направленность(профиль) программы- художественная
Адресат программы: разновозрастная (7-10 лет);
Набор осуществляется по желанию детей, родителей (законных представителей); в соответствии с Уставом учреждения, на основании следующих документов:
неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.
Использование программы позволяет стимулировать способность детей к
образному и свободному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь
параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и
обогащает его. Осознав, что не существует истины одной для всех, участники
студии учатся уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам
зрения, учатся преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение,
общение с окружающими людьми.
Практико -ориентированная деятельность театрального объединения
способствует повышению интереса к театральному творчеству и его влиянию на
воспитательный процесс среди подрастающего поколения, что ведёт к
оздоровлению отношений между детьми.
Программа развивает личность ребёнка, его творческие способности,
оптимизирует процесс развития речи, голоса, чувства ритма, учит вдумчивому
отношению к художественному слову.
Направленность
Актуальность
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Актуальность определяется необходимостью формирования у обучающихся качеств, которые станут залогом их успешности в будущем: выразительности, умения излагать свои мысли, эмоциональной устойчивости, ответственности и трудолюбия.
Отличительные особенности
Театр как вид искусства является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы 13 – 15 лет.
Возрастные особенности учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к ребёнку. Наличие определенной физической и практической подготовки не требуется. Противопоказаний по здоровью для освоения программы не имеется.
Объём и срок реализации программы
Срок реализации программы – 144 часа.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 1,5 часа. Через 45 минут делается 5 минутный перерыв.
Уровень освоения программы – общекультурный.
Основная форма организации деятельности - коллективная. Однако занятия могут проводиться в малых группах и индивидуально.
Традиционные формы занятий следующие: беседа, ролевая игра, познавательная игра, занятие-игра, репетиция, тренинг, концерт, спектакль, праздник.
Нетрадиционные формы занятий: занятия, основанные на имитации общественной деятельности, занятие-творчество, занятия, основанные на межпредметных связях, занятия на основе нетрадиционно организации ученого процесса.
Развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы обучающихся, овладение навыками общения посредством театрального искусства.
Образовательные:
помочь обучающимся овладеть навыками общения и коллективного творчества;
развить индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности;
обучить саморегуляции и самоконтролю;
развивать чуткость к сценическому искусству;
знакомить детей с терминологией театрального искусства.
Развивающие:
развить внимание, фантазию, память, воображение, наблюдательность, активизировать ассоциативное и образное мышление;
развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики;
учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
развивать личностные качества: отзывчивость, доброта, целеустремленность, добросовестность, любознательность;
развивать познавательную и эмоционально-личностную сферу.
Условия реализации программы
Дети принимаются в возрасте 13 – 15 лет Группы формируются на свободной основе по желанию детей и их родителей. Конкурсного отбора нет. Группы одновозрастные. Наполняемость 15 человек.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
уметь общаться со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;
быть эмоционально раскрепощенным, чувствовать себя комфортно в любых жизненных ситуациях;
быть доброжелательными и контактными.
Метапредметные результаты:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на сценической площадке;
уметь двигаться в заданном ритме;
на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия;
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
уметь сочинять небольшой рассказ на заданную тему;
уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении;
уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе следующих документов:
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726.
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)".
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (локальный акт муниципального общеобразовательного учреждения Староалгашинской средней школы имени Героя Советского Союза Н.Г.Князькина, согласованный на заседании педагогического совета, протокол № 8 от 18.06.2019 и утверждённый приказом от 18.06.19г №55);
Положение о проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (локальный акт муниципального общеобразовательного учреждения Староалгашинской средней школы имени Героя Советского Союза Н.Г.Князькина, согласованный на заседании педагогического совета, протокол № 8 от 18.06.2019 и утверждённый приказом от 18.06.19г №55).
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания обучающихся. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучающимся привить профессиональные навыки, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Адресат программы - обучающиеся в возрасте 7 – 10 лет. Группа занимается два раза в неделю. Программа ориентирована на проявление и развитие творческих способностей каждого обучающегося и планирует индивидуальный подход к каждому ребёнку. Теоретические знания – 25 – 30 % времени, остальное – практические работы в интересной для обучающихся форме.
Сроки реализации программы – 3 года. Выполнение программы рассчитано на 222 часа: по - 74 часа каждый год обучения.
Количество часов в год по 74 часа. 1 –й модуль - 37 часов, 2 –й модуль - 37 часов.
Форма обучения – очная. Образовательный процесс построен как последовательный переход обучающихся от одной ступени мастерства к другой:
Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, отличается особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала.
В работе по программе принципиально важным является ролевое существование обучающихся на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.
Эта программа внеурочной деятельности педагога. Подготовка детей актерскому искусству.
Отдела образования администрации
Уметского района Тамбовскойобласти
/Сулакский филиал/
Принято на заседании педагогического
совета
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
(базовый уровень)
Возраст учащихся: 6-15 лет Срок реализации: 3 года
Автор - составитель Любецкая Ольга Алексеевна
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа относится к программам художественно направленности, так как ориентирована на коллективное искусство. Дети приобретают опыт взаимодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с действиями других членов группы, т. е. приобретают навыки коллективного творчества.
на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Новизна данной программы в следующем:
Нетрадиционная форма проведения занятий (театрализованные рассказы и беседы от имени литературных героев).
Вовлечение детей в проведение, игр, сюрпризных моментов, обыгрывании сказки-импровизации с применением кукол-образов.
Нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Актуальность программы определяется обострившейся в настоящее время проблемой нравственного воспитания детей. Низкий художественный уровень многих телевизионных и радиопередач, обилие безнравственной рекламы на улицах и экранах, развитие новых информационных технологий при деградации их идейного содержания – все это негативно влияет на духовно-нравственное состояние детей. Разобщенность, замкнутость, агрессивность, растущая детская преступность, нетерпимость, непочтительное отношение к старшим, неуважительное отношение к труду, неумение сострадать ближним, неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения – требуют лечения, в том числе средствами искусства, требуют пристального внимания именно к нравственному воспитанию.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества, а также повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А так же одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Отличительной особенностью данной программы, от уже существующих, является создание среды, основная цель которой, помочь детям окунуться в мир сказки и добра, что положительно повлияет на миропонимание и мироощущение. Так же особенностью программы является то, что организация всего творческого процесса ведется одним педагогом-режиссёром, который должен уметь преподавать некоторые театральные предметы (актёрское мастерство, ритмопластику и др.).
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
ознакомительный
развивающий
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 1-9 классы. Учащиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах актерского мастерства.
Объем программы: 70 часов.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 3 года обучения для детей 6-15 лет и состоит из следующих разделов:
1. Актерское мастерство
2. Сценическая речь
3. История театра
Режим занятий: 2 раза в неделю по 45 минут. Занятия в объединении проводятся со всеми детьми без какого-либо отбора или конкурса. Количество учащихся в группе 12-15 человек.
1.2 Цель и задачи программы
Ознакомление с историей русского театра, формирование стойкого интереса к отечественной и мировой культуре;
освоение элементов актерского мастерства на практике через выступления в спектаклях и мероприятиях;
обучение технике сценической речи на основе дыхательной гимнастики;
обучение мышечному контролю и снятию зажимов;
развитие чувства ритма;
ознакомление с профессиями художника-декоратора, гримера, музыканта, хореографа;
обучение воспитанников методике работы с поэтическим, драматическим и прозаическим текстами;
обучение умению сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи извне.
Развивающие
Развитие у детей: наблюдательности;
творческой фантазии и воображения;
внимания и памяти;
ассоциативного и образного мышления;
раскрытие и развитие голосовых возможностей каждого ребенка.
развитие эмоциональности детей, в том числе способности к состраданию, сочувствию, сопереживанию.
развитие навыков выполнения простых физических действий на сцене.
развитие умения анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли, уметь донести свои идеи и ощущения до слушателя.
Воспитывающие
Формирование партнерских отношений в группе, общения друг с другом, взаимного уважения, взаимопонимания;
воспитание самодисциплины, умение организовывать себя и свое время;
формирование и развитие эстетического вкуса;
развитие способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни;
способствовать удовлетворению ребенка в самовыражении;
воспитание патриотизма, уважения к наследию русской культуры, следования традициям родного края;
обогащение внутреннего мира детей, выявление и развитие их творческих способностей.
Читайте также: