Школа как центр социального общинного воспитания стран запада

Обновлено: 08.07.2024

Община – совокупность людей, которые проживают в одном селе, маленьком городке, квартале большого города.

Внедряя концепцию общинного воспитания, американские исследователи отказываются от классовых подходов, представляя общинные школы как объединение всех классов в американском обществе.

Существует два подхода в понимании взаимодействия школы и общины:

1. Расширение ассортимента педагогических услуг, увеличение количества часов и дней пребывания ребенка в школе, организация педагогических консультаций для жителей микрорайона.

2. Определение главных функций школы в координации деятельности всех др. учреждений микрорайона.

У каждой общинной школы вои технологии, методики. Если у общин нет своих школ, тогда возникают трудности по перевозке детей в школу.

Первый проект общинной школы появился в 20-е г. ХХ века в Великобритании и США. Общинная школа рассматривалась как образовательный, культурный, досуговый центр, позднее в 60-е г. ХХ в. – деятельность таких школ была сконцентрирована на проблемах социального неравенства, особенно в больших городах.

Цель общинного воспитания – попытка достичь социальных изменений в условиях развития общины. К важным признакам общинной школы относят:

· взаимную поддержку отношений между школой и общиной

· распределение средств существования между школой и общиной

· учебные планы и программы ориентированны на учет интересов общины

· приобщение общины к принятию решений и управлению школой

Американский вариант общинной школы в основных принципах деятельности подобен английскому. Но есть отличия. Американская община рассматривается как микромодель общества, в которой отображаются все социально-политические отношений в пределах социальной системы. Общине отводится вместе со школой роль воспитателя подрастающего поколения.

Пред вступлением в школу каждый ребенок получает своеобразную воспитательную программу, которая содержит исторические сведения о становлении и развитии школы, ее традициях, символике, ритуальной одежде.

Немецкая модель общинной школы объединяет под одной крышей детскую школу, школу для взрослых, детский сад, учреждения досуга и отдыха.

Принципы – нет деления на младших и старших, немцев и иностранцев, здоровых и больных, среду внешкольную и внутришкольную.

· ориентация на уровень развития

· потребности отдельного учащегося

· акцент на развитие эмоциональной сферы

· использование разнообразной практической деятельности

Специфика организации учебного процесса

· начало школьного дня с ритмичной гимнастики для малышей

· более сложные формы ритмической зарядки для старших

· умственные тренинги, художественно-эстетические начала как принцип воспитания

· организация практической деятельности, начиная с физических упражнений и заканчивая простыми формами труда, практика в промышленности, на предприятиях

· в основу организации деятельности положен принцип самоуправления (нет директора)




Община – совокупность людей, которые проживают в одном селе, маленьком городке, квартале большого города.

Внедряя концепцию общинного воспитания, американские исследователи отказываются от классовых подходов, представляя общинные школы как объединение всех классов в американском обществе.

Существует два подхода в понимании взаимодействия школы и общины:

1. Расширение ассортимента педагогических услуг, увеличение количества часов и дней пребывания ребенка в школе, организация педагогических консультаций для жителей микрорайона.

2. Определение главных функций школы в координации деятельности всех др. учреждений микрорайона.

У каждой общинной школы вои технологии, методики. Если у общин нет своих школ, тогда возникают трудности по перевозке детей в школу.

Первый проект общинной школы появился в 20-е г. ХХ века в Великобритании и США. Общинная школа рассматривалась как образовательный, культурный, досуговый центр, позднее в 60-е г. ХХ в. – деятельность таких школ была сконцентрирована на проблемах социального неравенства, особенно в больших городах.

Цель общинного воспитания – попытка достичь социальных изменений в условиях развития общины. К важным признакам общинной школы относят:

· взаимную поддержку отношений между школой и общиной

· распределение средств существования между школой и общиной

· учебные планы и программы ориентированны на учет интересов общины

· приобщение общины к принятию решений и управлению школой

Американский вариант общинной школы в основных принципах деятельности подобен английскому. Но есть отличия. Американская община рассматривается как микромодель общества, в которой отображаются все социально-политические отношений в пределах социальной системы. Общине отводится вместе со школой роль воспитателя подрастающего поколения.

Пред вступлением в школу каждый ребенок получает своеобразную воспитательную программу, которая содержит исторические сведения о становлении и развитии школы, ее традициях, символике, ритуальной одежде.

Немецкая модель общинной школы объединяет под одной крышей детскую школу, школу для взрослых, детский сад, учреждения досуга и отдыха.

Принципы – нет деления на младших и старших, немцев и иностранцев, здоровых и больных, среду внешкольную и внутришкольную.

· ориентация на уровень развития

· потребности отдельного учащегося

· акцент на развитие эмоциональной сферы

· использование разнообразной практической деятельности

Специфика организации учебного процесса

· начало школьного дня с ритмичной гимнастики для малышей

· более сложные формы ритмической зарядки для старших

· умственные тренинги, художественно-эстетические начала как принцип воспитания

· организация практической деятельности, начиная с физических упражнений и заканчивая простыми формами труда, практика в промышленности, на предприятиях

· в основу организации деятельности положен принцип самоуправления (нет директора)

Как уже было сказано выше, в большинстве стран Запада цензом социального (общинного) воспитания становится школа. И это, по всей вероятности, правильно, т к школьный период совпадает с периодом социального становления и созревания молодого человека. Это, с одной стороны, с другой, - в передовых странах школа способна координировать деятельность и других социокультурных учреждений, расположенных в зоне се действия, и распространять свое влияние на все слои населения. Особенно велика роль школы на периферии.

1. школа выступает поставщиком педагогических идей и услуг (увеличивается время пребывания детей в учебных заведениях - они остаются там и после учебных занятий; проводится педагогическое консультирование; организуются виды досуговой деятельности и т.п.);

Но, как уже говорилось, воспитательное воздействие школы распространяется не только на учащуюся молодежь, но и на другие слои населения, которые являются свидетелями и участниками (а то и организаторами) многих социокультурных мероприятий, проводимых как самой школой, так и совместно с другими учреждениями муниципалитета

Этосвидетельствует о наличии хороших условий для проведения как воспитательной, так и культурно-досуговой работы среди подрастающего поколения

Добровольные объединения детей и молодежи и их роль в социальном воспитании

Важную роль в социальном воспитании подрастающего поколения на Западе играют различного рода неформальные добровольные объединения, организуемые как в учебных заведениях, так и за их пределами.

Прежде всего, речь идет о скаутском движении.

Возникшее в конце XIX - начале XX вв. в Великобритании, скаутское движение распространилось по всему миру. Оно объединяет молодежь от 8 до 18 лет и делится, в основном, на два направления бойскаутов (мальчики) и герлскаутов (девочки).

Школы скаутского воспитания прошли миллионы граждан западного мира. Основной задачей скаутских организаций является воспитание молодого человека во имя общего блага, привитие ему качеств лидера и умения ориентироваться в окружающей среде, находить выход из сложных жизненных ситуаций. Скаутское движение, объединяющее сегодня несколько десятков миллионов человек, переживает, по всей вероятности, не самые лучшие времена. Наблюдается некоторое снижение интереса молодежи к скаутским организациям Связано это, по всей вероятности, с нежеланием определенной части современной западной молодежи сковывать себя жесткими правилами жизни скаутских объединений. В последние годы наблюдается тенденция к упрощению некоторых сторон жизни скаутов. Так, например, появляются смешанные скаутские отряды.

Медленно идет возрождение скаутского движения и в России. Связано это с рядом причин идеологического, экономического и социально-психологического порядка. Основной причиной следу считать трудности переходного периода российской действительности. По всей вероятности, российское общество еще не готово к внедрению форм и методов, требующих значительных материальных финансовых затрат (необходимо обучение организаторов скаутских отрядов, требуется определенное лагерное оборудование, форма, средства на питание и т.д.). Имеет значение и позиция родителей, недоверчиво относящихся к такому нововведению, каким для нас является современное скаутское движение.

Особой популярностью у молодежи на Западе пользуются добровольные объединения по интересам, в том числе, волонтерской направленности. Эти объединения организуются, как правило, в школьных и высших учебных заведениях.

Школьные кооперативы во Франции (в них участвует пятая часть учащихся общеобразовательных школ) не только созданы клубы по интересам, организуют посещения музеев, театров, но и являются хорошей школой общественного воспитания. Кооператив действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомятся с процедурой выборов в органы власти различного уровня, принимают участие в дискуссиях.

В среднем, американский университет насчитывает, примерно, 225 студенческих объединений.На федеральном уровне внеаудиторная деятельность американских студентов координируется такими общенациональными организациями, как Совет по продвижению стандартов в высшем образовании США и Национальная ассоциация студенческой деятельности.

По направлению деятельности студенческие объединения можно классифицировать следующим образом:

o средства массовой информации;

o группы по социальным интересам;

o объединения социальной направленности;

o спортивные и рекреационные; клубы искусств и др.

Особое внимание в университетах США уделяется волонтерской, или добровольческой, деятельности студенческих клубов. На общенациональном уровне волонтерская деятельность рассматривается как один из реальных путей нравственного развития молодежи, воспитания гуманизма. На университетском уровне волонтерская деятельность определяется как ценностно-значимая и жизнеспособная альтернатива другим видам внеаудиторной деятельности студентов.

В процессе волонтерской деятельности осуществляется практическое сотрудничество университета и местной общины в решении социальных проблем. Выделяются несколько видов данного партнерства: университет - американский Красный Крест; университет - образовательные агентства общины; университет - средняя школа; университет - агентства общины, решающие проблемы специфических групп населения, университет - общины других районов.

В качестве основных направлений волонтерской деятельности выделяются следующие: сбор пожертвований; обслуживание реабилитационных центров, больниц, домов для бедных, для престарелых; наставничество в местных школах, обучение английскомуязыкуэмигрантов; уборка прилегающих к университету городских микрорайонов; помощь фермерам; ликвидация неграмотности; помощь трудным подросткам.

По мнению Ж.Г. Атаянц, волонтерскую деятельность следует рассматривать как высший уровень включения студентов в процесс социализации. В отличие от других клубных объединений волонтерские объединения решают не только проблемы досуга студенческой молодежи, но ряд других проблем, как самого студенчества, так и общества в целом. Это один из тех случаев, когда собственно социальная работа сливается с культурно-досуговой деятельностью и социальным воспитанием.

Молодежные формы досуга

Картина социального и социокультурного воспитания была бы неполной без рассмотрения проблемы культурного досуга молодежи за рубежом.

Обратимся здесь к опыту Франции, одной из типичных передовых стран западного мира.

Анализ участия молодежи в различных видах культурных посещений позволяет распределить их на три группы.

Первая включает посещения, практикуемые молодежью в массовом порядке кино, ярмарочные представления, дискотеки, парки отдыха и развлечений, соревнования и, в меньшей степени, рок-концерты. При этом частота посещений мероприятий такого уровня достаточно высока, не менее одного раза в месяц ходят в кино 21% молодых кинозрителей, не менее трех раз вгод идут на концерт рок-музыки 34% молодых посетителей таких концертов, 33% молодых людей, посещающих дискотеки, делают это, по крайней мере, десять раз в год.

Вторая группа, наоборот, объединяет малораспространенные виды посещений, концерты классической и джазовой музыки, танцевальные (балетные) и оперные спектакли.

Третья группа, которую можно назвать промежуточной, включает посещения менее чем одним представителем молодежи из трех театр, музеи и памятники.

Разумеется, интерес к тем или иным видам культурных занятий зависит в определенной степени от различных критериев (возраста, пола, места проживания - город или село и т.п.). Так, например, посещаемость танцевальных спектаклей, как классических, так и современных, среди девушек в два раза выше, чем среди юношей. Среди посетителей джазовых концертов большинство составляют мужчины.

Существуют три основных категории причин, препятствующих практике посещения тех или иных культурных мероприятий: слишком высокая цена, недостаточное предложение (в количестве или качестве) и отсутствие информации.

Но, конечно, не только эти причины препятствуют приобщению молодежи к культуре. Мы выделили бы, прежде всего, неразвитость культурных запросов определенной части молодых французов. Так, например, 15% из них никуда не ходят, кроме кино, и не хотят никуда ходить, 51% представителей этой группы заявляют, что их не привлекают даже рок-концерты, они любят спорт, видеоигры, телевизор, посещают места культурного отдыха, например, парки отдыха и развлечений.

Подобную цель преследуют завсегдатаи и других салонов, например, посетители философского салона Марка Сотз.

Философские кафе, литературные салоны, кружки поэзии, беседы о политике, ужины любителей истории - отнюдь не привилегия французской столицы. Они нашли своих приверженцев и в других городах - Дижоне, Ницце, Страсбурге.

Клубно-салонная мода Франции провозгласила новое отноше­ние к культуре. Сегодня человек хочет быть актером, творцом, а не простым зрителем и потребителем культуры.

Разумеется, клубно-салонные формы досуга охватывают элитарную часть молодежи, тем более, что эти салоны организуются по инициативе самих молодых людей. Но без внимания государства не оставлено и большинство молодых французов. Начиная с 1960 г. в стране получили распространение Дома молодежи и культуры, где молодые люди ориентируются на занятия в клубах по интересам, различные виды культуры и искусства. К концу 70-х гг. во Франции насчитывалось более 2 тыс. клубов по интересам и более 1 тыс. Домов молодежи и культуры. Популярны среди молодых французов и гак называемые Центры каникул и досуга, обеспечивающие полноценный отдых и воспитание учащихся в их свободное время.

Инициатива Министерства культуры Франции направлена на решение двух взаимосвязанных задач: социальной - смягчение проблемы безработицы среди молодых людей и культурологической - подготовкакадров, способных решать сложные социокультурные задачи.

Свидетельством непрерывного поиска в досуговой среде является появление в ряде западных стран (Швейцария, Германия, Франция) новой профессии - социокультурный аниматор. Одно из значений этой профессии заключается в придании досугово-рекреационной деятельности культурно-педагогической направленности. Досуграссматривается не только как средство развлечения и релаксации, но икак средство духовного и физического развития. Ярким примером социокультурного аниматорства является деятельность ряда независимых французских театров, в том числе, уличных, которые не ограничиваются традиционным показом спектаклей, а переходят к новым формам работы со зрителем. Вокруг содержания будущего спектакля (или после его показа) организуется серия культурно-просветительских мероприятий (беседы, обсуждения, выставки и т.п.), что несколько напоминает недавний опыт работы советских учрежде­ний культуры. Нередки случаи, когда местные жители, артисты любительских коллективов, становятся соавторами пьес (сценариев) театральных представлений документального характера. Население города привлекается к репетициям, участию в массовых сценах. Желающие могутпознакомиться с театральной техникой и т.п. Все этодает возможность не только лучше подготовиться к восприятию содержания пьесы, но и почувствовать себя одним из создателей спектакля.

Открытое взаимодействие театра с публикой дает, как правило, положительный художественно-эстетический, а самое главное - социальный эффект.

Отмечая позитивность зарубежного опыта в сфере досуга и воспитания, следует отметить, что молодежные проблемы в целом и организация досуга молодых людей в частности далеки от своего решения.

Причины кроются не столько в недостатке мастерства социокультурных работников и недостаточной разработанности соответствующих технологий, сколько в несовершенстве нравственно-психологических устоев жизни западного общества. Речь идет, прежде всего, о нравственной стороне проблемы - одной из основ социокультурной работы.

Выход здесь один - нравственное совершенствование и самосовершенствование западного общества.

Политика передовых стран Запада направлена на то, чтобы сделать для каждого гражданина доступными пользование ценностями культуры, а также участие в различных ви­дах социально-творческой деятельности. По существу, социально-культурная работа охватывает все слои зарубежного общества, предоставляя каждому из его членов необходимый для нормальной жизнедеятельности минимум благ, в том числе и в сфере культуры.

Давая в целом высокую оценку деятельности зарубежных социокультурных учреждений и организаций, необходимо отмстить и ее нерешенные проблемы Особенно это видно, если в качестве критериев ее эффективности взять социальные показатели (непрекращающийся рост преступности, распространение наркомании и других общественных пороков, дороговизна многих видов культурной деятельности - от посещения кинотеатров и дискотек до гастролей эстрадных знаменитостей и т.п.). Невысок и уровень культуры значительной части молодежи. Молодежная проблема остается одной из самых трудных для всех без исключения стран Запада. Для своего решения она требует социально-экономических и комплекса социально-культурных мер - от решения проблем образования, устройства на работу до развития индустрии досуга и вовлечения молодежи в спортивные секции, объединения по интересам, волонтерскую деятельность, приобщения молодежи к высоким ценностям культуры. Здесь есть над чем поработать, как зарубежным, так и отечественным организаторам социально-культурной сферы

Раздел IV.Теоретические аспекты организации

Социальное воспитание за рубежом и его взаимосвязь с другими социокультурными направлениями, школа как центр социально-культурной работы за рубежом,добровольные объединения детей и молодежи и их роль в социальном воспитании.

ВложениеРазмер
sotsialnaya_rabota_v_shkolah_za_rubezhom.doc 132 КБ

Предварительный просмотр:

1. Социальное воспитание за рубежом и его взаимосвязь с другими

социокультурными направлениями…………………………………4-7 стр.

3. Добровольные объединения детей и молодежи и их роль в социальном

Список используемой литературы…………………………………… 16 стр.

В большинстве стран Запада центром социального (общинного) воспитания становится школа. И это, по всей вероятности, правильно, так как школьный период совпадает с периодом социального становления и созревания молодого человека. Это, с одной стороны. А с другой, - в передовых странах школа способна координировать деятельность и других социокультурных учреждений, расположенных в зоне ее действия, и распространять свое влияние на все слои населения. Особенно велика роль школы на периферии.

Воспитательное воздействие школы распространяется не только на учащуюся молодежь, но и на другие слои населения, которые являются свидетелями и участниками (а то и организаторами) многих социокультурных мероприятий, проводимых как самой школой, так и совместно с другими учреждениями муниципалитета.

Это свидетельствует о наличии хороших условий для проведения как воспитательной, так и культурно-досуговой работы среди подрастающего поколения.

1. Социальное воспитание за рубежом и его взаимосвязь с другими социокультурными направлениями

Молодежь является предметом особой заботы в любом государстве, будь то демократическое или тоталитарное. Без решения проблем молодежи у общества не может быть ни настоящего, ни будущего. Среди молодежных проблем на первом месте - проблемы образования и обеспечения работой, физическая закалка и организация досуга. Каждая страна по-своему решает проблемы молодежи. И в то же время в решении этих проблем есть много общего. Как правило, молодежные проблемы рассматриваются, прежде всего, на государственном уровне. Так, например, в Германии федеральные органы не занимаются культурной политикой, передав ее в ведение земель. Но определением молодежной политики в той же Германии занимаются, прежде всего, на федеральном уровне.

Но рациональное зерно в его рекомендациях осталось. Приобщение молодежи к труду, к общественным видам работы благотворно сказывается на ее нравственном здоровье.

Отстранение молодежи от участия в общественно-полезном труде приводит часто к негативным результатам.

Большая роль в решении молодежных проблем на Западе отводится сфере досуга. От того, как организован досуг молодых людей, зависят и нравственное здоровье общества, и решение ряда социальных проблем, таких, как борьба с преступностью, наркоманией и т.п.

Условные обозначения: I - социальная работа; II - культурно-досуговая деятельность; III - социальное воспитание.

Из рис.7 видны зоны социальной работы и культурно-досуговой деятельности, охваченные педагогическим влиянием.

Определился в зарубежной теории и практике и своеобразный центр, вокруг которого организуется и координируется социально-воспитательная работа. Это школа, влияние которой распространяется на всю среду обитания детей и подростков. Более того, ставится задача, чтобы это влияние распространялось и на взрослое население.

Просматриваются также основные направления и формы социального воспитания. Прежде всего, необходимо назвать различного рода добровольные объединения волонтерского характера, целью которых является как воспитание и самовоспитание личности, так и оказание помощи нуждающимся по многим направлениям их жизнедеятельности, в том числе и в организации досуга. Здесь как нигде сливаются в единое целое цели и задачи всех основных направлений СКД, а участники социокультурного процесса выступают в различных ролях - от объекта воздействия, ради которого проводится то или иное мероприятие, до активного организатора этого воздействия. При этом просматривается явная тенденция сделать всех участников социокультурного процесса равноправными партнерами. Достигается это, прежде всего, уважительным отношением к индивиду, максимальным учетом его запросов и интересов.

2. Школа как центр социально-культурной работы за рубежом

В различных странах мира существуют два подхода к этому направлению социальной работы. Социальные работники либо входят в состав персонала школ, либо объединены в специальные службы социального обеспечения образования. Это имеет место, в частности, в Великобритании.

Социальные работники, являясь сотрудниками этой службы, часто прикрепляются к отдельным школам. Они регулярно посещают школы, за которые отвечают, и работают с учителями и другими сотрудниками школы, помогая им оценивать потребности детей в тех случаях, когда возникают проблемы с их поведением, посещаемостью, успеваемостью, материальными или социальными лишениями. Социальные работники также участвуют в разработке политики и стратегии преодоления этих проблем и установлении связей между семьями и школой.

Обязанностью социальных работников является помощь родителям и школьникам. Встречаясь с родителями в школе и дома, они поощряют их максимально использовать образовательные возможности, предоставляемые их ребёнку, помогают семьям в налаживании взаимоотношений, в решении других проблем, которые влияют на образование их детей.

Социальные службы обеспечения образования отвечают за организацию регулярных проверок посещаемости уроков, проводимых учителями. Социальные работники выясняют причины непосещения учебных занятий. Частое отсутствие на уроках может свидетельствовать о том, что ребёнок сталкивается с трудностями дома и в школе, а также о проблемах, которые испытывают его родители. После выяснения всех обстоятельств и консультации с учителями, социальные работники оказывают помощь как ребёнку, так и его родителям. Если исследование показывает, что проблема выходит за рамки компетенции школы или службы социального обеспечения, социального образования, социальные работники обращаются в отделение социальных служб и другие агентства.

Особой заботой сотрудников службы социального обеспечения образования является выявление детей, подвергающихся жестокому обращению, страдающих от материнской или эмоциональной обездоленности, а также тех, чьё физическое, эмоциональное или образовательное развитие отстает. Всем им оказывается помощь с привлечением в необходимых случаях психологов, юристов, медицинских работников, полиции и т.д.

Сотрудники службы имеют связь с медицинскими работниками школ и через них узнают о длительной болезни кого-либо из детей, имеющих отклонения в развитии. Чтобы предотвратить отставание в учёбе, служба организует домашнее или больничное обучение.

Большую роль играют сотрудники службы социального обеспечения образования в интеграции детей, имеющих отклонения в развитии, в обычные школы. Они несут особую ответственность за оказание помощи таким детям и их родителям.

Среди других функций этой службы можно выделить: заботу о детях, которые из-за поведения временно или окончательно исключены из школы; оказание поддержки родителям в устройстве ребёнка в другое учебное заведение; помощь детям из числа национальных меньшинств в адаптации среди других школьников; создание и сохранение нормальных отношений между ними; выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решение вопросов об их нормальной учёбе; общее наблюдение за выполнением правовых норм в отношении детского труда; наблюдение за посещением детьми детских групп и детских центров (аналоги имеющихся у нас детских дошкольных учреждений); выяснение причин длительного отсутствия и помощь в случаях если оно связано с серьёзной болезнью или жестоким обращением; поддержка детей, получающих образование вне школы (консультативно, на дому, в центрах промежуточного лечения); оказание содействия родителям и детям в пользовании социальными привилегиями, предоставляемыми школьникам (финансовая помощь в приобретении школьной формы, транспортные расходы, школьные завтраки и т.д.).

Второй подход, когда социальные работники включаются в штат школы, имеет место в Германии. Здесь социальная работа в школе приобретает в настоящее время всё большее значение. До недавних пор она велась в основном только в образцовых школах. Задачу школы видели исключительно в обучении и образовании детей и подростков, воспитание рассматривалось как задача семьи. Но обучение и образование нельзя рассматривать изолированно от воспитания, они представляют собой единый взаимосвязанный процесс. Всё больше учителей считают, что к ним предъявляются чрезмерные требования, когда они должны реагировать на отклонения в поведении учеников.

Именно поэтому социальные работники занимаются в школах с учениками, которым ведут себя особенно вызывающе или имеют трудности в учёбе. Они проводят в школе профилактическую работу, предлагая ученикам во внеурочное время интересные возможности для проведения свободного времени, а, также, изучая условия жизни учеников чтобы затем проводить с ними и с их родителями беседы, давать необходимые советы. [5] 1

Следует упомянуть, что в большинстве зарубежных стран в школах "нет таких ставок как завуч по воспитательной работе. Основная ответственность за воспитание ребёнка лежит на семье". [6] 2

Также там нет понятия "социальный педагог" (по этой причине в здесь везде упоминается понятие "социальный работник").

3. Добровольные объединения детей и молодежи и их роль в социальном воспитании

Важную роль в социальном воспитании подрастающего поколения на Западе играют различного рода неформальные добровольные объединения, организуемые как в учебных заведениях, так и за их пределами.

Прежде всего, речь идет о скаутском движении.

Возникшее в конце XIX - начале XX вв. в Великобритании, скаутское движение распространилось по всему миру. Оно объединяет молодежь от 8 до 18 лет и делится, в основном, на два направления: бойскаутов (мальчики) и герлскаутов (девочки).

Школы скаутского воспитания прошли миллионы и миллионы граждан западного мира. Основной задачей скаутских организаций является воспитание молодого человека во имя общего блага, привитие ему качеств лидера и умения ориентироваться в окружающей среде, находить выход из сложных жизненных ситуаций. Скаутское движение, объединяющее сегодня несколько десятков миллионов человек, переживает, по всей вероятности, не самые лучшие времена. Наблюдается некоторое снижение интереса молодежи к скаутским организациям. Связано это, по всей вероятности, с нежеланием определенной части современной западной молодежи сковывать себя жесткими правилами жизни скаутских объединений. В последние годы наблюдается тенденция к упрощению некоторых сторон жизни скаутов. Так, например, появляются смешанные скаутские отряды.

Особой популярностью у молодежи на Западе пользуются добровольные объединения по интересам, в том числе, волонтерской направленности. Эти объединения организуются, как правило, при школьных и высших учебных заведениях.

Так, школьные кооперативы во Франции (в них участвует пятая часть учащихся общеобразовательных школ) не только создают клубы по интересам, организуют посещения музеев, театров, но и являются хорошей школой общественного воспитания. Кооперативы действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомятся с процедурой выборов в органы власти различного уровня, принимают участие в дискуссиях [7] .

В среднем, американский университет насчитывает, примерно, 225 студенческих объединений. На федеральном уровне внеаудиторная деятельность американских студентов координируется такими общенациональными организациями, как Совет по продвижению стандартов в высшем образовании США и Национальная ассоциация студенческой деятельности.

По направлению деятельности студенческие объединения можно классифицировать следующим образом: академические, религиозные, национально-культурные, политические, средства массовой информации, группы по социальным интересам, объединения социальной направленности, спортивные и рекреационные, клубы искусств и др.

Особое внимание в университетах США уделяется волонтерской, или добровольческой, деятельности студенческих клубов. На общенациональном уровне волонтерская деятельность рассматривается как один из реальных путей нравственного развития молодежи, воспитания гуманизма. На университетском уровне волонтерская деятельность определяется как ценностно-значимая и жизнеспособная альтернатива другим видам внеаудиторной деятельности студентов.

В процессе волонтерской деятельности осуществляется практическое сотрудничество университета и местной общины в решении социальных проблем. Выделяется несколько видов данного партнерства: университет - американский Красный Крест; университет - образовательные агентства общины, университет - средняя школа; университет - агентства общины, решающие проблемы специфических групп населения; университет - общины других районов [9] .

В качестве основных направлений волонтерской деятельности выделяются следующие: сбор пожертвований; обслуживание реабилитационных центров, больниц, домов для бедных, для престарелых; наставничество в местных школах; обучение английскому языку эмигрантов; уборка прилегающих к университету городских микрорайонов; помощь фермерам; ликвидация неграмотности; помощь трудным подросткам.

По мнению Ж.Г. Атаянц, волонтерскую деятельность следует рассматривать как высший уровень включения студентов в процесс социализации. В отличие от других клубных объединений волонтерские объединения решают не только проблемы досуга студенческой молодежи, но ряд других проблем, как самого студенчества, так и общества в целом. Это один из тех случаев, когда собственно социальная работа сливается с культурно-досуговой деятельностью и социальным воспитанием.

Итак, социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это, в первую очередь, неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, школьные мероприятия.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы.

Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда.

Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется.

Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом, - изучает семью, помогает ей в кризисных ситуациях, помогает в оздоровлении среды, в улучшении психологической и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, налаживает контакты.

Как уже было сказано выше, в большинстве стран Запада цензом социального (общинного) воспитания становится школа. И это, по всей вероятности, правильно, т к школьный период совпадает с периодом социального становления и созревания молодого человека. Это, с одной стороны, с другой, - в передовых странах школа способна координировать деятельность и других социокультурных учреждений, расположенных в зоне се действия, и распространять свое влияние на все слои населения. Особенно велика роль школы на периферии.

школа выступает поставщиком педагогических идей и услуг (увеличивается время пребывания детей в учебных заведениях - они остаются там и после учебных занятий; проводится педагогическое консультирование; организуются виды досуговой деятельности и т.п.);

Но, как уже говорилось, воспитательное воздействие школы распространяется не только на учащуюся молодежь, но и на другие слои населения, которые являются свидетелями и участниками (а то и организаторами) многих социокультурных мероприятий, проводимых как самой школой, так и совместно с другими учреждениями муниципалитета

Это свидетельствует о наличии хороших условий для проведения как воспитательной, так и культурно-досуговой работы среди подрастающего поколения

3.2 Добровольные объединения детей и молодежи и их роль в социальном воспитании

Важную роль в социальном воспитании подрастающего поколения на Западе играют различного рода неформальные добровольные объединения, организуемые как в учебных заведениях, так и за их пределами.

Прежде всего, речь идет о скаутском движении.

Возникшее в конце XIX - начале XX вв. в Великобритании, скаутское движение распространилось по всему миру. Оно объединяет молодежь от 8 до 18 лет и делится, в основном, на два направления бойскаутов (мальчики) и герлскаутов (девочки).

Школы скаутского воспитания прошли миллионы граждан западного мира. Основной задачей скаутских организаций является воспитание молодого человека во имя общего блага, привитие ему качеств лидера и умения ориентироваться в окружающей среде, находить выход из сложных жизненных ситуаций. Скаутское движение, объединяющее сегодня несколько десятков миллионов человек, переживает, по всей вероятности, не самые лучшие времена. Наблюдается некоторое снижение интереса молодежи к скаутским организациям Связано это, по всей вероятности, с нежеланием определенной части современной западной молодежи сковывать себя жесткими правилами жизни скаутских объединений. В последние годы наблюдается тенденция к упрощению некоторых сторон жизни скаутов. Так, например, появляются смешанные скаутские отряды.

Медленно идет возрождение скаутского движения и в России. Связано это с рядом причин идеологического, экономического и социально-психологического порядка. Основной причиной следу считать трудности переходного периода российской действительности. По всей вероятности, российское общество еще не готово к внедрению форм и методов, требующих значительных материальных финансовых затрат (необходимо обучение организаторов скаутских отрядов, требуется определенное лагерное оборудование, форма, средства на питание и т.д.). Имеет значение и позиция родителей, недоверчиво относящихся к такому нововведению, каким для нас является современное скаутское движение.

Особой популярностью у молодежи на Западе пользуются добровольные объединения по интересам, в том числе, волонтерской направленности. Эти объединения организуются, как правило, в школьных и высших учебных заведениях.

Школьные кооперативы во Франции (в них участвует пятая часть учащихся общеобразовательных школ) не только созданы клубы по интересам, организуют посещения музеев, театров, но и являются хорошей школой общественного воспитания. Кооператив действуют на началах самоуправления. Юные кооператоры знакомятся с процедурой выборов в органы власти различного уровня, принимают участие в дискуссиях.

В среднем, американский университет насчитывает, примерно, 225 студенческих объединений. На федеральном уровне внеаудиторная деятельность американских студентов координируется такими общенациональными организациями, как Совет по продвижению стандартов в высшем образовании США и Национальная ассоциация студенческой деятельности.

По направлению деятельности студенческие объединения можно классифицировать следующим образом:

Читайте также: