Профессиональная деятельность специалистов доу

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современный педагог дошкольного учреждения: социальная роль, профессиональные функции, личностные качества

Существующая система образования имеет свои определенные требования к дошкольному образовательному учреждению и управлению им. Педагоги вовлекаются в различные инновационные процессы по обновлению содержания образования, форм его реализации, методов и приемов воспитания и обучения. Основным и наиболее важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования является внедрение инноваций.

ДОУ должны создавать определенные условия, чтобы ребенок мог развиваться полноценно, гармонично, с учетом его индивидуальных возможностей. Параллельно необходимо развитие и самих педагогов, а также самой системы, перевод ее в качественно более высокое состояние, что предусматривает перспективное планирование, прогнозирование, специальную деятельность по внедрению инноваций, создание экспериментальной площадки на базе своего учреждения.

В таких быстро изменяющихся условиях педагог должен полностью соответствовать этим изменениям, как в профессиональном, так и в личностном плане. С этим связывается актуальность выбранной темы.

Основная цель работы – рассмотреть современного педагога дошкольного учреждения в совокупности его функций и качеств .

Структура работы диктуется логикой повествования и включает титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение и список источников и литературы.

Методы исследования – изучение литературных источников, анализ, обобщение.

Социальная роль педагога ДОУ

По мере развития человека и усложнения его род деятельности, происходит его развитие. Когда человек появляется на свет, он появляется как индивид, затем включается в общественную систему процессов и взаимоотношений. В результате данного процесса человек приобретает социальные качества, т.е. становится личностью. Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность создается общественными отношениями, в которые человек вступает в ходе своей деятельности (рис. 1).

hello_html_25ac461f.jpg

Рисунок 1 – Развитие личности

Проблема развития и становления личности является одной из наиболее актуальных проблем психологии, педагогики.

Наиболее важным критерием, по которому мы можем судить о личности человека, является социальность, степень социализации, которая достигается в конкретном обществе.

Особое значение в этом плане имеет степень возможного управления процессом личностного развития. Именно социальное является главным содержанием развития ребёнка, который только в обществе, в общественных связях присваивает и реализует социальную сущность человека.

Необходимо брать во внимание тот факт, что по мере развития присутствуют периоды особой открытости растущего человека конкретным общественным воздействиям. У каждого своя внутренняя готовность их принятия 1 .

Именно на педагога ДОУ и возлагается функциональная обязанность по развитию в ребенке социального фактора. Педагог обучает детей взаимодействовать друг с другом, развивает их как личность, формирует социально приемлемые качества и стереотипы поведения. Роль педагога в этом процессе неоценима, т.к. ребенок дошкольного возраста является очень сильно подверженным именно внешнему воздействию со стороны компетентного взрослого.

Эталон личности задается обществом и направляется на освоение социального мира, его предметов и отношений, исторически вырабатываемых форм и способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений.

Это является возможным в том случае, если будет правильно построенный учебно-воспитательный процесс, отражаемый в более взрослом возрасте в конкретных видах деятельности.

В зависимости от того, как педагог построит свое взаимодействие с детьми, будет зависеть полноценное развитие личности в более позднем возрасте.

Основные профессиональные функции педагога ДОУ

Профессиональные функции – это функции, которые имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Приоритет личности педагога дошкольного учреждения обусловлен его ответственностью перед возрастными особенностями детей. Ответственность связывается с трудностями игровой формы обучения, соответствующей ведущему виду деятельности ребенка в период дошкольного детства, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.

Педагог дошкольного образовательного учреждения должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами. У педагога должна быть сформирована определенная методологическая, теоретическая, технологическая база знаний.

По мере своей работы педагог выполняет ряд функций.

Образовательная функция заключается в сознательном овладении педагогом теории, системы профессиональных знаний, умений, владений, социальным опытом. Данная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников.

Координирующая функция заключается в вариативности содержания учебного процесса, подборе технологий. Координирующая функция прямым образом связанна с образовательной.

Развивающая функция заключается в активизации знаний и умений, а так же в их совершенствовании совместно с развитием профессионального мышления, педагогических способностей, памяти, речи, которые развивают человека творчески и позволяют создавать гармоничную сферу для развития детей.

Нормативная функция состоит в осуществлении регулирования в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы выполняют своеобразную функцию ценностей, благодаря чему педагог может вырабатывать оптимальные способы деятельности. Взаимодействие может происходить между педагогом и детьми, коллегами, коллективом – в каждом случае необходимо соблюдать определенную этику.

Информационная функция связывается со всеми функциональными компонентами. Педагог должен быть сориентирован в многообразном потоке психолого-педагогической и методической информации, уметь пользоваться различными носителями информации.

Рефлексивная функция связывается с оценкой личностных качеств, когнитивных способностей и эмоциональных реакций педагога коллективом. Верная оценка открывает путь к дальнейшему самосовершенствованию. Педагогическая рефлексия является самоанализом проведенной деятельности, оценка полученных результатов. Она также важна для полноценной социально значимой деятельности.

Коммуникативная функция представляет собой способность к общению. Педагог выступает здесь как:

субъект влияния во взаимодействии с ребенком;

субъект личностного и профессионального развития себя как педагога;

субъект формирования и развития педагогического коллектива как коллектива педагогов;

субъект взаимодействия с семьей, представителями социума.

Поэтому одним из важных качеств воспитателя является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с дошкольниками, умение координировать свою деятельность с другими участниками образовательного процесса. Умение общаться с людьми показывает высокий уровень культуры педагога.

Диагностическая функция заключается в умении на высоком уровне решать сложные профессиональные задачи:

выстраивать диагностические цели,

прогнозировать результаты диагностической деятельности,

подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий,

осуществлять грамотное психолого-педагогическое диагностирование,

осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных,

проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.

Воспитательная функция отражает область воспитательной деятельности. Воспитательные мероприятия направляются на детей и связаны с обеспечением личностного, интеллектуального и физического развития ребенка 2 .

Таким образом, педагог ДОУ выполняет ряд важнейших функций, которые направлены на личностное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка.

Личностные качества педагога ДОУ

Педагог ДОУ, прежде всего, должен иметь гуманистическую направленность в отношении работы с детьми. Работа строится на основе четырёх компонентов:

физического развития ребёнка.

В связи с этим, у педагога должен быть набор определенных качеств личности, которые отвечают заданным требованиям к работе. К основным личностным качествам педагога можно отнести:

Доброту, терпение, справедливость, милосердие, понимание, любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека – основополагающие для педагога.

Высокие нравственные качества. Для того, чтобы обучать детей, педагог сам должен обладать тем, чему учит.

Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно являются неотъемлемыми качества педагога ДОУ.

Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много времени и сил, при этом детям необходимо отдавать любовь и заботу, не смотря на трудности.

Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.

Способность к творчеству. Дети – это творческие маленькие люди, которые постоянно пытаются открыть что-то новое, узнать неизведанное. Поэтому педагогу придется много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным.

Педагог ДОУ является человеком, который занимается становлением социализированной личности, готовой выйти в более взрослую достойную жизнь.

Наиболее важным критерием, по которому мы можем судить о личности человека, является социальность, степень социализации, которая достигается в конкретном обществе. Именно педагога ДОУ занимается развитием в ребенке социального фактора, в чем и заключается одна из основных обязанностей данной профессии.

Педагог обучает детей взаимодействовать друг с другом, развивает их как личность, формирует социально приемлемые качества и стереотипы поведения. Роль педагога в этом процессе неоценима.

К основным функциям современного педагога ДОУ относятся: образовательная, информационная, координирующая, развивающая, коммуникативная, диагностическая, нормативная, рефлексивная, воспитательная.

Таким образом, педагог ДОУ выполняет ряд важнейших функций, которые направлены на личностное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка.

Профессия педагога ДОУ имеет вес в современном мире, и каждый участник этого процесса должен иметь весь необходимый репертуар качеств, функциональных обязанностей для развития детей.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2010, - 592 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог ДОУ является ключевой фигурой в образовательном и воспитательном процессах. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс, исходя из задач, требующих педагогического внимания. Особо актуальной становится проблема обеспечения дошкольных образовательных учреждений профессионально компетентными педагогическими кадрами, способными к эффективному управлению образовательным процессом и содействию успешной социализации детей дошкольного возраста. Поэтому перед профессиональным образованием стоит важная задача сформировать у будущих педагогов дошкольного образования личностно и профессионально значимые компетентности, определяющие их профессиональную готовность к работе с детьми дошкольного возраста.

Готовность к педагогической деятельности педагога опирается на профессиональную компетентность, выражающуюся в наличии специальных знаний, умений, навыков, а также в особом свойстве личности педагога.

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на обучаемого, с целью личностного и интеллектуального развития ребенка, которая будет профессиональной:

  • если деятельность носит преднамеренный характер,
  • если ею занимается человек, который обладает необходимыми знаниями, для ее реализации,
  • если педагогическая деятельность целенаправленна.

Период от 0 до 7 лет обеспечивает общее развитие, которое служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и освоения различных видов деятельности.

Важная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности определяет требования к воспитателю. И прежде всего это необходимость осознания величайшей ответственности за счастливое детство ребенка, его судьбу. Отсюда вытекают профессиональные функции воспитателя:

  • создание педагогических условий для успешного воспитания детей (связана с созданием развивающей среды, т.е. среды, которая побуждает ребенка к активности, деятельности);
  • обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей (забота об укреплении здоровья - это залог правильного воспитания детей);
  • осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми (реализуется в планировании работы на основе программно – методической документации); диагностировать детей;
  • участие в педагогическом просвещении родителей; регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и ДОУ;
  • участие в исследовательской работе; самообразование.

Чтобы осуществлять педагогическую деятельность, педагог должен обладать: знаниями, умениями, способностями, личностными качествами, опытом, образованием, мотивацией, т. е. обладать профессиональной компетентностью – это интегральная характеристика, определяющая способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельностью.

Новый социальный заказ, обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных, к самостоятельному развитию инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Задачи педагогической компетентности: видеть ребенка в педагогическом процессе, проектирование и организация педагогического процесса, создание развивающей среды в группе детского сада, проектирование и осуществление профессионального самообразования.

Структура профессиональной компетентности педагога включает в себя три вида компетентности:

  • ключевые (необходимые для любой профессиональной деятельности),
  • базовые (отражают специфику определенной профессиональной деятельности),
  • специальные (отражают специфику конкретной, сферы профессиональной деятельности). Приобретение компетентности это значит овладение всеми ее видами.

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру:

  • мотивация,
  • педагогические цели и задачи (задача в деятельности представляет собой цель в определенных условиях - цели общества, цели в системе образования, цели школы),
  • предмет педагогической деятельности (организация учебной деятельности),
  • педагогические средства (знания – научные, технические, компьютерные,.),
  • способы решения поставленных задач (объяснение, показ, совместная работа),
  • продукт (формируемый у ученика индивидуальный опыт) и результат
  • педагогической деятельности (развитие ребенка: его личностное совершенствование; интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности).

Все структурные компоненты профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога дошкольного образования в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно-образовательная деятельность предполагает: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Эти критерии подкрепляются показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Эти критерии подкрепляются показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает: консультативную помощь родителям; создание условий для социализации детей; защиту интересов и прав детей. Эти критерии подкрепляются показателями: знание основных документов о правах ребёнка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педработу с родителями, специалистами ДОУ.

Педагогическая деятельность является совместной, а не индивидуальной. Она совместна т.к. в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны: педагог и ребенок. И педагогическая деятельность строится по законам общения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер, оно служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Задача педагогической деятельности - создание условий для гармоничного развития личности, которая решается организацией развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности и построением правильного взаимодействия с ребенком. В педагогической науке выделяют два вида взамодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта — ребенок. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий.

Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности.

Воспитатель, работая с детьми должен учитывать своеобразие каждой семьи и давать родителям тактичные советы, педагогически просвещая их; привлекать их к участию в детсадовских мероприятиях; добиться взаимопонимания, единого направления педагогических воздействий. В последний год пребывания ребёнка в детском саду, когда интенсивно ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей. В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников педагог-воспитатель выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются.

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию. Для этого ему нужно знать, чего ждут от общения с ним его воспитанники, учитывать изменяющуюся на протяжении детского возраста потребность их в общении со взрослыми, развивать ее. Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. К самым маленьким он чаще выражает особую теплоту, использует ласковые формы обращения, к которым малыш привык в семье. Чуткость и заинтересованность педагог проявляет и в работе с более старшими детьми. Но здесь для создания оптимального характера взаимоотношений от него требуется и умение пошутить, а в случае необходимости — разговаривать серьезно, строго. Отличается и содержание общения воспитателя с разными детьми — учитываются их интересы, склонности, пол, особенности семейной микросреды. В процессе взаимодействия с детьми педагог использует как прямые, так и косвенные воздействия.

Обычно под прямыми понимаются воздействия, которые прямо обращены к воспитаннику, так или иначе, касаются его поведения, взаимоотношений (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.). Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т. д. Наиболее эффективны в работе с детьми, особенно младшего и среднего возраста, косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения. Вступая в игровое общение, педагог получает возможность экономным путем, без излишнего нажима, морализирования осуществлять руководство деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты. Правильно организованное педагогическое общение создает наиболее благоприятные условия для развития творческой активности детей.

Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях педагогической деятельности.

Единица профессиональной деятельности воспитателя – педагогическая задача.

Построение педагогической деятельности как взаимодействия, общения воспитателя с детьми, коллегами, родителями.

Группы задач, решаемые педагогом в ходе педагогической деятельности: видеть ребенка в педагогическом процессе, проектирование и организация педагогического процесса, создание развивающей среды в группе детского сада, проектирование и осуществление профессионального самообразования.

Своеобразие взаимодействия воспитателя с детьми раннего, дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
statya._kompetentnost_pedagoga.docx 34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.

Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях педагогической деятельности.

Единица профессиональной деятельности воспитателя – педагогическая задача.

Построение педагогической деятельности как взаимодействия, общения воспитателя с детьми, коллегами, родителями.

Группы задач, решаемые педагогом в ходе педагогической деятельности: видеть ребенка в педагогическом процессе, проектирование и организация педагогического процесса, создание развивающей среды в группе детского сада, проектирование и осуществление профессионального самообразования.

Своеобразие взаимодействия воспитателя с детьми раннего, дошкольного возраста.

Педагог ДОУ является ключевой фигурой в образовательном и воспитательном процессах. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс, исходя из задач, требующих педагогического внимания. Особо актуальной становится проблема обеспечения дошкольных образовательных учреждений профессионально компетентными педагогическими кадрами, способными к эффективному управлению образовательным процессом и содействию успешной социализации детей дошкольного возраста. Поэтому перед профессиональным образованием стоит важная задача сформировать у будущих педагогов дошкольного образования личностно и профессионально значимые компетентности, определяющие их профессиональную готовность к работе с детьми дошкольного возраста.

Готовность к педагогической деятельности педагога опирается на профессиональную компетентность, выражающуюся в наличии специальных знаний, умений, навыков, а также в особом свойстве личности педагога.

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на обучаемого, с целью личностного и интеллектуального развития ребенка, которая будет профессиональной:

  • если деятельность носит преднамеренный характер,
  • если ею занимается человек, который обладает необходимыми знаниями, для ее реализации,
  • если педагогическая деятельность целенаправленна.

Период от 0 до 7 лет обеспечивает общее развитие, которое служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и освоения различных видов деятельности.

Важная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности определяет требования к воспитателю. И прежде всего это необходимость осознания величайшей ответственности за счастливое детство ребенка, его судьбу. Отсюда вытекают профессиональные функции воспитателя :

  • создание педагогических условий для успешного воспитания детей (связана с созданием развивающей среды, т.е. среды, которая побуждает ребенка к активности, деятельности);
  • обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей (забота об укреплении здоровья - это залог правильного воспитания детей);
  • осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми (реализуется в планировании работы на основе программно – методической документации); диагностировать детей;
  • участие в педагогическом просвещении родителей; регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и ДОУ;
  • участие в исследовательской работе; самообразование.

Чтобы осуществлять педагогическую деятельность, педагог должен обладать: знаниями, умениями, способностями, личностными качествами, опытом, образованием, мотивацией, т. е. обладать п рофессиональной компетентностью – это интегральная характеристика, определяющая способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельностью.

Задачи педагогической компетентности: видеть ребенка в педагогическом процессе, проектирование и организация педагогического процесса, создание развивающей среды в группе детского сада, проектирование и осуществление профессионального самообразования.

Структура профессиональной компетентности педагога включает в себя три вида компетентности:

  • ключевые (необходимые для любой профессиональной деятельности),
  • базовые (отражают специфику определенной профессиональной деятельности),
  • специальные (отражают специфику конкретной, сферы профессиональной деятельности). Приобретение компетентности это значит овладение всеми ее видами.

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру :

  • мотивация,
  • педагогические цели и задачи (задача в деятельности представляет собой цель в определенных условиях - цели общества, цели в системе образования, цели школы) ,
  • предмет педагогической деятельности (организация учебной деятельности),
  • педагогические средства (знания – научные, технические, компьютерные. ),
  • способы решения поставленных задач (объяснение, показ, совместная работа),
  • продукт (формируемый у ученика индивидуальный опыт) и результат
  • педагогической деятельности (развитие ребенка: его личностное совершенствование; интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности).

Все структурные компоненты профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога дошкольного образования в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации.

Педагогическая деятельность является совместной, а не индивидуальной. Она совместна т.к. в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны: педагог и ребенок. И педагогическая деятельность строится по законам общения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер , оно служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Задача педагогической деятельности - создание условий для гармоничного развития личности, которая решается организацией развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности и построением правильного взаимодействия с ребенком. В педагогической науке выделяют два вида взамодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

Субъектно-объектные отношения . В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта — ребенок. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий.

Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности.

Воспитатель, работая с детьми должен учитывать своеобразие каждой семьи и давать родителям тактичные советы, педагогически просвещая их; привлекать их к участию в детсадовских мероприятиях; добиться взаимопонимания, единого направления педагогических воздействий. В последний год пребывания ребёнка в детском саду, когда интенсивно ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей. В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников педагог-воспитатель выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются.

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения . Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию. Для этого ему нужно знать, чего ждут от общения с ним его воспитанники, учитывать изменяющуюся на протяжении детского возраста потребность их в общении со взрослыми, развивать ее. Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. К самым маленьким он чаще выражает особую теплоту, использует ласковые формы обращения, к которым малыш привык в семье. Чуткость и заинтересованность педагог проявляет и в работе с более старшими детьми. Но здесь для создания оптимального характера взаимоотношений от него требуется и умение пошутить, а в случае необходимости — разговаривать серьезно, строго. Отличается и содержание общения воспитателя с разными детьми — учитываются их интересы, склонности, пол, особенности семейной микросреды. В процессе взаимодействия с детьми педагог использует как прямые, так и косвенные воздействия.

Обычно под прямыми понимаются воздействия , которые прямо обращены к воспитаннику, так или иначе, касаются его поведения, взаимоотношений (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.). Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т. д. Наиболее эффективны в работе с детьми, особенно младшего и среднего возраста, косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения. Вступая в игровое общение, педагог получает возможность экономным путем, без излишнего нажима, морализирования осуществлять руководство деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты. Правильно организованное педагогическое общение создает наиболее благоприятные условия для развития творческой активности детей.

В совершенствовании педагогического общения, как и всей деятельности воспитателя, важную роль играет психологический климат в педагогическом коллективе детского сада.

Воспитатель: описание профессии, требования и обязанности

Формирование личности начинается еще в детстве, поэтому труд воспитателя — это весьма значимо, очень важно и почетно. О том, каким должен быть воспитатель детского сада, какими знаниями и умениями он должен обладать, как обучиться профессии и какие существуют карьерные перспективы в этой специальности, мы и поговорим в данном обзоре.

Особенности профессии

В нашей стране профессия воспитателя ДОУ появилась в середине XIX века, когда в Москве, Санкт-Петербурге, Хельсинки и некоторых других городах начали открываться самые первые дошкольные заведения. В те годы учреждения были платными, потому позволить себе записать в них ребенка могли только состоятельные люди.

Во времена СССР дошкольное образование было совершенно бесплатным, родители только вносили небольшие суммы на оплату питания. В 1959 году возникли ясли, куда малышей принимали с двухмесячного возраста. Сегодня же число детсадов в нашей стране превышает отметку в 40-50 тысяч, и ежегодно строятся и открываются новые дошкольные учреждения.

Воспитатель детского сада присматривает за детьми, пока их родители на работе, но на этом перечень функций этого специалиста не заканчивается: он проводит обучающие занятия, преподает основы чтения, математики, обучает лепке, аппликации, рисованию, музыке и танцу, а также занимается физкультурой. Педагог-воспитатель дает ребенку первые представления об окружающем мире, принципах взаимоотношений между людьми, помогает адаптироваться и социализироваться, учит отличать хорошее от плохого, объясняет правила поведения в обществе.


Чаще всего в детский сад попадают малыши в возрасте от 3 до 7 лет — это дошкольный период, который условно разделяют на три этапа:

  • младший — 3-4 года;
  • средний — 4-5 лет;
  • старший — 5-7 лет.

Профстандарт воспитателя налагает обязанность знать поведенческие особенности детей в этих группах и уметь использовать для них соответствующие возрасту педагогические методики.

Чаще всего в садах педагогика осуществляется через дидактическую игру, чтобы ребенок мог, сам того не подозревая, получать интересные навыки и овладевал необходимыми знаниями.

Читайте также: