Дизайн как способ повышения привлекательности школьных зданий
Обновлено: 03.07.2024
Современные дизайнерские решения сделают школьное пространство комфортным и повысят успеваемость учеников.
Пространство учебных заведений — от цвета стен до мебели — влияет на работоспособность и успехи детей. Изменить его полностью в типовых зданиях нельзя, но улучшить силами дизайнеров — вполне.
Ученики — за красоту и современность
Помимо уроков, большинство детей в школе выполняют домашнее задание, общаются со сверстниками и участвуют в различных мероприятиях. При этом они делают то же, что и дома: играют за компьютером, спят, гуляют, занимаются творчеством. Но почти половина учащихся не чувствуют себя в школе комфортно, в том числе в помещениях, где они чаще всего проводят время: в классных кабинетах, коридоре, библиотеке, столовой.
Ученикам не хватает:
Также школьники мечтают заниматься в просторных помещениях с неформальной обстановкой, где стены и мебель — яркие (белых, серых, зеленых, оранжевых цветов, например). В интерьер учебного заведения можно было бы добавить естественных материалов (дерево, плитка, металл). Мебель должна быть интерактивной, модульной, а освещение — естественным (застекленная крыша или панорамные окна), выяснили исследователи в ходе опроса.
Комфортные помещения с точки зрения школьников
Классный кабинет
Индивидуально. Функционально. Мобильно.
Столовая
Разделение на обеденную зону и буфет. Столы для нескольких человек. Качественная вентиляция.
Библиотека
Зоны для работы и отдыха. Интерактивность. Читальный зал.
Коридор
Много пространства. Минимализм.
Места для хранения личных вещей
Индивидуальные шкафчики. Минимум дополнительной мебели.
Родители — за уют и парковки
Школа должна давать ребенку знания, возможность общаться, отдыхать и играть на свежем воздухе, уверены родители. В вопросе, что этому мешает, их мнение в основном совпадает с мнением детей. Также для родительского удобства не хватает автомобильной парковки около школы и навигации внутри помещений (некоторые мамы и папы отметили трудности при поиске кабинета директора).
Что отсутствует в школах, где учится их ребенок, % опрошенных родителей
Педагоги — за совмещение приятного с полезным
Отдыхать и трудиться со всеми удобствами хотят не только ученики, но и педагоги. Получается это только у половины учителей (56%).
Педагогам не хватает:
Влияние факторов пространства на успеваемость доказано исследованиями. Она зависит от высоты потолков (в средней школе — чем выше, тем лучше, в младшей — наоборот), качества воздуха, мебели, уровня шума и т.д. Поэтому считать дизайн школьных помещений лишней тратой денег и ресурсов неблагоразумно, считают эксперты.
- учебных (от дошкольников до старших классов);
- общешкольных: атриум (холл), столовая, бассейн, спортивный блок, блок дополнительного образования с помещениями для внеурочной работы и занятий по интересам, блок для досуга и отдыха, в виде, например, интернет-кафе.
*Исследование проведено с 31 марта по 25 сентября 2016 года в Москве. Выявление запросов различных категорий проводилось с использованием брифинга и анкетирования целевых аудиторий, а также интервьюирования экспертов в области образования. Участники исследования: ученики, родители, педагогический и административный персонал школ (212 человек).
Существует мнение, что современные школьные пространства не заточены под новый учебный процесс и не способствуют продуктивному образованию. Но какой архитектурный облик должен быть у школы? И какие пространства помогут воспитать в ребенке разностороннюю и проактивную личность? Эти и другие вопросы обсудили эксперты на дискуссиях в рамках Московского международного Салона образования (ММСО 2021) — публикуем конспект основных паблик-токов.
Среда оказывает непосредственное влияние на развитие и формирование личности, однако образ сегодняшней школы — это наследие эпохи индустриализации. Школьные здания строятся по принципам, не заточенным под современный учебный процесс. Но чтобы вырастить новое успешное поколение, необходима современная среда, а также иной подход к формированию образовательных пространств.
Школьная архитектура как залог успеваемости и успешности ребенка
Современная образовательная среда тесно связана с актуальными потребностями и образовательной парадигмой времени. В XXI веке фокус образования от подготовки узкопрофильных специалистов сместился на воспитание и обучение разносторонней личности с широким спектром знаний и развитыми жизненными навыками. Наша реальность приводит школы и другие учебные заведения к индивидуальным учебным планам и переводит фокус на личностные результаты. Более высокие рейтинги и привлекательность имеют школы, построенные на принципах инклюзии, совместного и разновозрастного обучения.
Запросы времени диктуют новые требования к учебным пространствам: разнообразие, мобильность, многофункциональность, открытость и доступность
Современная образовательная среда строится на разнообразии типологий пространств, что невозможно без уникальных архитектурных решений и современной эстетики. Параллельно у традиционного образования появился весомый конкурент — онлайн-платформы, которые стали неотъемлемой частью факультативного обучения.
Новый подход к проектированию школ
Актуальный подход к проектированию школ строится на нескольких принципах. Первый — переосмысление функциональной программы, чтобы создать благоприятные условия для развития гармоничной личности. Второй принцип — создание пространств, способных вдохновлять. Это подразумевает разнообразие всех видов связей и коммуникаций, начиная от визуальных ракурсов и маршрутов и заканчивая сценариями общения учеников с природой. Третий базовый принцип — проектирование образовательного пространства как социально и общественно значимого, полноценно включенного в жизнь района с утра до вечера.
Школа-конструктор
Помещение актового зала занимает большую площадь и зачастую пустует. Если же сделать его доступным и провести через него маршруты движения учащихся или объединить с вестибюлем, то можно будет использовать зал как пространство рекреации или для групповых занятий. Есть и другой подход — создавать экономически выгодные пространства, работающие в неучебное время: переводить школьную столовую в комьюнити-кафе, спортивный блок — в спортзал для жителей, а библиотеку — в общественный центр района.
Школа как центр района
Развитие школы будущего невозможно без решения сегодняшних проблем. Механизмов взаимодействия девелоперов, банков, органов исполнительной власти, частного образования все еще нет, а система предоставления помещений для образовательных организаций до сих пор максимально не прозрачна. Без осознания девелоперами того, что школьные пространства — это социальная инфраструктура, и с точки зрения коммерции они должны идти по другим нормативам, без включения принципов социальной ответственности коммерческих структур, перехода к школе будущего не получится. Тема архитектуры гибридной школы пока остается предметом исследований, и выработка подходящих решений еще только предстоит.
Статья подготовлена с использованием материалов ММСО 2021 и бюро ATRIUM.
Ученики — за красоту и современность
Помимо уроков, большинство детей в школе выполняют домашнее задание, общаются со сверстниками и участвуют в различных мероприятиях. При этом они делают то же, что и дома: играют за компьютером, спят, гуляют, занимаются творчеством. Но почти половина учащихся не чувствует себя в школе комфортно, в том числе в помещениях, где они чаще всего проводят время: в классных кабинетах, коридоре, библиотеке, столовой.
Ученикам не хватает:
Также школьники мечтают заниматься в просторных помещениях с неформальной обстановкой, где стены и мебель — яркие (белых, серых, зелёных, оранжевых цветов, например). В интерьер учебного заведения можно было бы добавить естественных материалов (дерево, плитка, металл). Мебель должна быть интерактивной, модульной, а освещение — естественным (застеклённая крыша или панорамные окна).
Комфортные помещения с точки зрения школьников
Столовая: разделение на обеденную зону и буфет, столы для нескольких человек и качественная вентиляция
Родители — за уют и парковки
Школа должна давать ребёнку знания, возможность общаться, отдыхать и играть на свежем воздухе, уверены родители. В вопросе, что этому мешает, их мнение в основном совпадает с мнением детей. Для родительского удобства не хватает автомобильной парковки около школы и навигации внутри помещений (некоторые мамы и папы отметили трудности при поиске кабинета директора).
Кроме того, родители считают, что в школе необходимы:
Педагоги — за совмещение приятного с полезным
Отдыхать и трудиться со всеми удобствами хотят не только ученики, но и педагоги. Получается это только у половины учителей (56%).
Педагогам не хватает:
Влияние факторов пространства на успеваемость доказано исследованиями. Она зависит от высоты потолков (в средней школе — чем выше, тем лучше, в младшей — наоборот), качества воздуха, мебели, уровня шума и так далее. Поэтому считать дизайн школьных помещений лишней тратой денег и ресурсов неблагоразумно, считают эксперты.
- учебных (от дошкольников до старших классов);
- общешкольных: атриум (холл), столовая, бассейн, спортивный блок, блок дополнительного образования с помещениями для внеурочной работы и занятий по интересам, блок для досуга и отдыха, в виде, например, интернет-кафе.
Исследование проводилось с 31 марта по 25 сентября 2016 года в Москве. Выявление запросов различных категорий проводилось с использованием брифинга и анкетирования целевых аудиторий, а также интервьюирования экспертов в области образования. Участники исследования: ученики, родители, педагогический и административный персонал школ (212 человек).
Что такое дизайн и в чём особенности дизайна для образовательных учреждений?
Зачастую наша студия сталкивается с распространённым мнением, что дизайн — это просто красивое оформление стен и расстановка современной мебели. Однако эта точка зрения не учитывает всей сложности разработки качественного дизайн-проекта для школ и детских садов. Влияние физической среды на качество образовательных результатов уже не вызывает сомнений у зарубежных и отечественных специалистов, изучающих эффективную среду обучения. Профессионалы сходятся во мнении, что детское образовательное пространство должно обладать следующими качествами:
- отражать современные модели обучения;
- ориентироваться на учащихся;
- стимулировать социальное взаимодействие и способствовать развитию сотрудничества между субъектами образовательного процесса.
Зависимость коммуникации педагогов, учеников и родителей от образовательного пространства наглядно иллюстрируют следующие примеры:
при классической расстановке мебели в учебном классе доминирующая роль остаётся за педагогом, в то время как учащиеся по большей части занимают наблюдательную позицию
При групповой рассадке, например, за столами или на подиумах, учебное занятие проходит более свободно и активно, поскольку ученики работают в группе, к которой примкнули по своему выбору
Занятие в уютной обстановке с приглушённым светом похоже на неформальную встречу, на которой все равны, в результате чего активность учащихся также возрастает
— результативное использование пространства с точки зрения планирования и зонирования, управления ресурсами помещений.
— ориентированность на пользователей пространства, создание среды с биологически оптимальными параметрами, способствующими высокой работоспособности, стабилизации эмоционального состояния и комфортному пребыванию в помещении.
— оснащение пространства необходимыми составляющими для безопасности, доступности, комфортабельности участников среды, а также создание обстановки, которая удовлетворяет их основные потребности.
Каждый из этих параметров состоит из множества составных частей, которые необходимо учесть при разработке дизайн-проекта. Выделяя главные из этих компонентов, можно назвать такие составляющие как:
Разработка дизайн-проекта для студии EduDesign начинается со знакомства со зданием: дизайнеры узнают год постройки, историю создания, ключевые моменты в истории эксплуатации. Эти данные обязательно учитываются при работе над дизайном, поскольку здание стандартной типовой постройки значительно отличается от дореволюционного строения, в котором сохранились исторические элементы интерьера.
Архитектурные особенности строения также влияют на разрабатываемый проект, поскольку от них зависит расположение тех или иных зон, деление пространства, расположение искусственных источников света, декоративное оформление — даже концепция и стиль нового дизайна.
Например, здание с длинными узкими проходами нуждается в дизайне, который визуально разделит коридоры на зоны, сделав их более комфортными для пребывания;
— пространство с большими панорамными окнами прекрасно подходит для организации библиотеки и хуже для IT-класса;
— строение со множеством коридоров и кабинетов должно быть проработано с навигационной точки зрения.
Читайте также:
- Каким образом куба могла вести борьбу с сша на протяжении второй половины хх века кратко
- Где взять справку что ребенок не ходит в детский сад в самаре
- В чем выражалась эксплуатация индии кратко
- Досуговая деятельность как средство социализации подростков в школе
- Почему на протяжении многих веков женщины украшали вышивкой тканые изделия ответ кратко