Досуговая деятельность как средство социализации подростков в школе

Обновлено: 04.07.2024

Асоциальное поведение несовершеннолетних по-прежнему остается одной из важных проблем психологии образования. В создавшейся ситуации наиболее актуальными и социально значимыми задачами для семейного, школьного и общественного воспитания являются сдерживание роста девиации, повышение эффективности превентивных мер. Важным направлением работы педагогов современной школы становится социализация подрастающего поколения, создание условий для развития личностной, социальной, правовой культуры обучающихся. [/i]

Главными причинами асоциального поведения среди подрастающего поколения является низкий уровень культуры, включающий культуру личных и семейных отношений. Современные средства массовой информации распространяют в большей степени идеи и ценности, противоречащие установкам нравственного формирования личности, что так же является фактором возникновения асоциального поведения среди подрастающего поколения. Я считаю, что педагог обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области профилактики, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в формировании личности и социализации несовершеннолетнего.

Преодоление асоциального поведения подростков требует широкого использования системы взаимодополняющих профилактических мер социально- экономического, правового, организационного, психологического и иного характера, среди которых значительное место занимает культурно-досуговая деятельность. Благодаря культурно-досуговой сфере мы имеем возможность создавать условия для формирования позитивной мотивации несовершеннолетних в развитии, учебе и социально-бытовых навыках. Культурно-досуговая деятельность способствует повышению познавательного интереса подрастающего поколения, формирует духовно-нравственное развитие личности.

Особенность культурно-досуговой деятельности заключается в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей – социальной и культурно – досуговой. Ключевым критерием при организации культурно-досуговой деятельности является учет психолого-педагогических факторов. Анализ психологии личности, групп и коллектива позволяет выбрать содержание и направление деятельности. Деятельность несовершеннолетних основывается на добровольности, личной инициативе и интересу к общению и творчеству. Оптимальное воздействие вырабатывается лишь после соответствующей подготовки на основе выбора специальных форм работы с детьми, что повышает эффективность профилактики.

Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая добровольность и личную инициативу в условиях досуга, задача педагога заключается в организации таких мероприятий, в которых заложены саморазвитие и творчество. Это является главным критерием отличия культурно-досугового направления от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность, где развитие и обогащение личности носят не столь добровольный характер.

• создает условия для духовно-нравственного развития личности каждого воспитанника;

• способствует выявлению и развитию у воспитанников способностей, практических навыков и умений самоорганизации собственной деятельности;

• обеспечивает соответствие поведения требованиям конкретного социального окружения и собственной системы ценностей;

• способствует усвоению определенных норм, ценностей, установок и ролей;

• способствует профессиональному самоопределению;

• формирует организационные, образовательные задачи, способствующие как развитию личности воспитанника, так и его успешной социализации в обществе.

Разнообразие форм и методов работы объединений позволяют педагогам проектировать индивидуальный подход работы с воспитанниками. Важно включать в работу все формы деятельности, как активную (ролевые игры, практические занятия, праздничные программы, тематические мероприятия, тимбилдинг и т. д., так и познавательную (исследования, дискуссии, интеллектуальные марафоны и т. д.). Изучение и внедрение различных форм и методов работы с воспитанниками является одним из главных показателей эффективности деятельности педагога. Так как именно участие детей во всех сферах и направлениях деятельности, позволяет раскрыть и проанализировать интеллектуальный и творческий потенциал воспитанников.

Итак, мероприятия культурно-досугового направления призваны способствовать гармоничному развитию личности, организации активного познавательного отдыха, пропаганде идей здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

Таким образом, система форм и методов организации профилактических мероприятий культурно-досугового направления весьма разнообразна. Она постоянно видоизменяется и пополняется, поэтому требует от педагога изучения научной и методической литературы, работы с веб-ресурсами, интерактивности, а так же изучения и внедрения инновационных методов, для качественной и эффективной реализации культурно-досугового направления работы с детьми.

Досуговая деятельность дошкольников в каникулярные дни Досуговая деятельность дошкольников в каникулярные дни.. Без достаточного отдыха человек быстро истощает силы и оказывается неспособным.

Досуговая деятельность как средство профилактики асоциального поведения На современном этапе сформировались основные подходы технологических основ социально-культурной деятельности, которые позволяют эффективно.

Досуговая деятельность дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего.

Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья как условие эффективного социально – личностного развития[/b].

Досуговая трудовая деятельность старших дошкольников Бабенко Оксана Владимировна, Воспитатель высшей категории МДОУ детский сад № 46, г. Комсомольск-на-Амуре Досуговая трудовая деятельность.

Культурно-досуговая деятельность в детском саду Культурные потребности личности – собственно человеческое начало в человеке, средоточие национальных ценностей (красота, добро, истина и.

Рекомендации родителям по устранению и профилактики агрессивного поведения у детей Рекомендации родителям по устранению и профилактики агрессивного поведения у детей Как предупредить детскую агрессию (советы) 1. Прежде.

Для человечества проблема социализации подрастающего поколения существовала во все времена. Проблема досуговой деятельности как средства социализации подростков является многократной социальной проблемой, которая на протяжении многих лет носит ярко выраженный характер.

Социализация играет важную роль в развитии подростков. Любой социальный институт будь то школа или любительское объединение могут воздействовать на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит от программы деятельности того или иного социального института.

В процессе культурно-досуговой деятельности учащийся усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, образцы поведения, присущие данному обществу, приобретает социальные качества, и реализует собственную сущность посредством выполнения определённой роли в практической деятельности, то есть досуг выполняет социализирующую функцию.

Социализирующая функция досуговой деятельности заключается в его влиянии на творческое развитие детей, расцвет их способностей, расширение диапазона интересов, гуманизацию мыслей, чувств и поступков, открытии множества путей самореализации личности.

Досуг современной молодежи: чем русские студенты отличаются от европейских?

Важное место в объеме воспитательной работы по социализации учащихся занимают массовые мероприятия, которые способствуют социальному становлению и развитию обучающихся.

Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. расцвета ее способностей, расширения диапозона интересов. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира ребенка и даже к его разрушению.

Таким образом, необходимо больше внимания уделять учащимся в их свободное время, занимать их полезной досуговой деятельностью, что будет служить средством их социализации и развитием дальнейших перспектив в жизни.

Актуальность исследований. В настоящее время ситуация в культурно-досуговой деятельности характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Основная задача педагога, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие вне институциональных форм молодежного досуга.

Культурно-творческий досуг является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, компьютерные игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Цель исследования: изучить влияние культурно-творческого досуга на социализацию подростков.

Объект исследования: социализация подростков.

Предмет исследования: социализация подростков посредством культурно-творческого досуга.

  • - определены психолого-педагогические условия социализации подростков;
  • - конкретизировать особенности процесса социализации подростков посредством культурно-творческого досуга;
  • - разработаны методические рекомендации по организации и проведению культурно-творческого досуга, подростков с целью их социализации.
  • 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • 2. Теоретически изучить компоненты социализации подростков;
  • 3. Провести экспериментальное исследование уровня социализации и творческих способностей подростка;
  • 4. Сформулировать методические рекомендации по организации культурно-творческого досуга подростков с целью их социализации.
  • - общетеоретические: анализ педагогической, философской, медицинской, психологической, историко-культурологической литературы по теме исследования, классификация и систематизация;
  • - эмпирические: наблюдение, опросные (анкета, интервью), изучение продуктов деятельности, тестирование;
  • - экспериментальные: педагогический эксперимент;
  • - статистические: количественный и качественный анализ данных исследования, математическая обработка результатов эксперимента, оформление результатов в виде таблиц.

Теоретико-методологическая основа исследования: фундаментальные исследования отечественной и зарубежной психологии личности; Л.И. Божович, .C. Выготский, Д.И. Фельдштейн; A.B. Мудриком, А.Н. Суховым, A.A. Деркач, В.И. Антонюком, Б.М. Кедровым, А.К. Марковой, H.A. Подымовым, Р.Х. Шакуровым.

Научная новизна работы: конкретизированы и систематизированы понятия и определения по теме исследования; дополнены сведения о психолого-педагогических условиях социализации подростков. Показана важность организации культурно-творческого досуга подростков с целью их социализации.

Теоретическая значимость исследования: заключается в анализе и систематизации научных психолого-педагогических данных об особенностях социализации подростков посредством культурно-творческого досуга.

Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе.

База проведения эксперимента: исследование проводилось в общеобразовательной школе № 4, г. Михайловска в восьмых классах.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав (состоящих из шести параграфов), заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Культурно-досуговая компетентность – как управляемый педагогический процесс приобщения подрастающего поколения к культурным ценностям.

1.1. Социально культурная деятельность, как фундаментальная основа развития культурно-досуговой компетенции
1.2. Психолого-педагогические особенности развития подросткового периода

2.1. Особенности организации социально-культурного досуга подростков
2.2. Учреждение дополнительного образования – как своеобразная арена социально-культурной деятельности

Введение:

Цель работы – Формирование культурно-досуговой компетенции подростков, через социализацию в сфере досуга, в условиях МБОУ ДОД ЦДТ.

Практическая значимость: изученные материалы по организации досуга могут быть использованы специалистами образовательных и культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга подростков.

Структура работы – обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Глава I. Культурно-досуговая компетентность – как управляемый педагогический процесс приобщения подрастающего поколения к культурным ценностям

1.1. Социально культурная деятельность, как фундаментальная основа развития культурно-досуговой компетенции

1.2. Психолого-педагогические особенности развития подросткового периода

Прежде чем говорить о формировании культурно-досуговой компетенции подростков, нужны знания их психологических особенностей.

Подростки – это социально-демографическая группа, имеющая подвижные границы, зависящие от периодизации изменений человеческой личности, переживающая период социализации – становления социальной зрелости, через адаптацию к миру взрослых, в зависимости от социально-экономического развития общества, уровня культуры, и условий жизни, (Приложение 2).

Социализацияэто процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. Социализация личности подростка происходит по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях: способы, средства производства духовной культуры, приёмы чувственного познания, абстрактного мышления, определенное мировоззрение, ценности, нормы, взгляды на общество, явления и события: усвоение принятых данным обществом правил поведения, обычаев, накопленного обществом запаса ЗУН. Каждая личность связана с окружающим ее миром, и обществом, отношениями, являющимися основой фундамента в формировании личности человека, и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества.

Глава II. Анализ деятельности Муниципального Образовательного Учреждения Дополнительного Образования Детей Центр Детского Творчества, город Междуреченск

2.1. Особенности организации социально-культурного досуга подростков

Таким образом, формирование культурно-досуговой компетенции требует определенных потребностей и способностей личности: активность, содержательность, разнообразие, интерес, развлекательный и ненавязчивый характер. Наличие этих условий предоставит возможность каждому участнику активно реализовать себя, проявить свою инициативу в различных видах СКД. Овладение творческими видами культурно-досуговой компетенции есть путь формирования личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени. Социальная значимость культурно-досуговой компетенции заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей подростка и уровень его удовлетворения учреждениями дополнительного образования.

2.2. Учреждение дополнительного образования – как своеобразная арена социально-культурной деятельности

Педагогический эксперимент – это целенаправленная педагогическая, искусственно созданная деятельность, в результате которой происходит решение поставленных проблем, путём сравнительного анализа имевшихся ранее данных и результатов эксперимента.

6. Педагогические этапы проведения эксперимента

Составление анкеты для выявления досуговых предпочтений подростков.

1. Начало эксперимента.

По итогам общего опроса можно сказать, что из 100% опрошенных подростков, что составляет 300 человек, – из них 171 подростков отдали предпочтение пассивным видам досуга, а 129 подростков, склоняются к занятию активными формами досуга, (Приложение 3).

Данные опроса свидетельствует о том, что основная масса современной молодежи предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не значительная часть опрошенных посвящает свободное время образованию, познанию и саморазвитию. Проанализировав результаты социологического опроса можно сделать вывод, что среди наиболее популярных в подростковой среде видов досуга доминируют физкультура и спорт, обеспечивающие не только здоровье, нормальное физическое развитие, но и умение владеть собой, своим телом. Кстати, отношение индивида к своей физической конституции является показателем его истинной культуры, отношения ко всему остальному миру.Результат проделанных исследований показывает, что нужно стремиться к формированию целостной культурно-досуговой среды, которая влияет на характер и содержание деятельности, вызывая у людей потребность активного участия в ней.

Заключение

Изучение совершенствования деятельности Центра Детского Творчества по формированию уровня культурно-досуговой компетенции и организации досуга, через социализацию подростков переживает достаточно сложный период. Значительные социально-культурные и социально-педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств подростков заложены в досуговой сфере, которая является доминирующим элементом молодежной культуры. Социально-педагогическая ценность досуговой деятельности зависит от способности личности подростка само регулировать эту деятельность. В работе было проведено исследование, с целью совершенствования уровня культурно-досуговой компетенции подростков в ЦДТ и ставилась следующая задача: Определить сущность и функции досуга. При решении этой задачи была изучена и проанализирована специальная литература, что позволило рассмотреть структуру досуга и раскрыть его основные функции.

Таким образом, задачей учреждений Дополнительного Образования является максимальная реализация развивающих досуговых программ для подростков, в основе которых лежит принцип организации, массовости, включения незадействованных подростковых групп. Совершенствование организации культурных форм подросткового досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы подростков.

Читайте также: