Проекты во внеурочной деятельности в средней школе

Обновлено: 02.07.2024

1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. – 2010. – № 9. – C.177-180.

2. Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева // Начальная школа. – 2006. – № 1. – С.17–27.

В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. В современной школе должны быть созданы условия для учащихся, где они смогут проявить свои способности и индивидуальность; способствовать их развитию по разным предметам; формировать у них навыков и умений практической деятельности [1].

Проектная деятельность может проводиться как во время урока, так и во внеурочное. Сложность реализации нашего проекта во время урока связана с большим объемом исследовательской работой вне школы.

Поэтому рассмотрим организацию проектной деятельности учащихся во внеурочное время. Как показывает практика и исследования многих ученых наибольший интерес у учащихся вызывает деятельность практического характера. Школьникам нравится работать с тем биологическим материалом, который они могут перенести в реальную жизнь, который найдет непосредственное применение в их жизни [2,3].

Думаем, что целесообразно осуществлять проектную деятельность поэтапно. На первом этапе организуется подготовительная работа, цель которой познакомить школьников с целью и задачами проектной деятельности, ее методами исследования.

На заключительном этапе представляются результаты выполненного проекта.

Образовательная: способствовать формированию умения применять биологические знания в решении практических задач.

Развивающая: способствовать развитию анализа и синтеза: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

Воспитательная: способствовать поддержанию интереса к биологии, формированию умения работать в группе.

Материалы и методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию биологического кружка и стандартные методы отлова, учета и определения насекомых.

Результаты исследования и их обсуждение. Организации проектной деятельности школьников во внеурочное время осуществлялось на базе биологического кружка в №15 школе-лицее им. Д.И. Менделеева.

Данная программа предусматривает формирование у школьников устойчивого интереса к предмету, применение биологических знаний в повседневной жизни.

Планируемый результат: научить учащихся распознавать вредителей картофеля и томатов на собственном земельном участке, огороде, даче, познакомиться с мерами борьбы с ними, применять биологические знания для решения задач практического характера.

Этап планирования. Учащиеся с помощью руководителя кружка определились с актуальностью, целью и задачами исследования, практической значимостью выполняемой работы.

Актуальность темы. Овощеводство и картофелеводство являются одними из ведущих отраслей сельского хозяйства Республики, производство овощей сосредоточено, в основном в Южно-Казахстанской области. Среди овощных культур большое народно-хозяйственное значение имеют томаты. Ни одна из овощных культур не используется так широко и многообразно, как томаты. Кроме потребления в свежем виде, они служат высококачественным сырьем для консервной промышленности. Почвенно-климатические условия Южно-Казахстанской области благоприятны для выращивания этой ценной по своим качественным и вкусовым показателям культуры томатов, а также картофеля. Однако, существенным фактором, снижавшим урожайность и качество плодов томатов, картофеля является вредная деятельность многих видов насекомых.

Целью работы поставили изучение видового состава фауны вредителей пасленовых в условиях Южно-Казахстанской области. Определили следующие задачи исследования:

1) изучение видового состава вредителей пасленовых;

2) изучение сезонной динамики популяций наиболее вредоносных видов насекомых.

Ознакомились с методами исследования: стандартные методы отлова, учета и определения насекомых.

Аналитический этап. Школьники разделились на две группы, которые провели аналитический обзор литературы по исследуемой теме. Первая группа сделала аналитический анализ литературы по исследованиям фауны насекомых, обитающих в агробиоценозах пасленовых. Вторая группа сделала аналитический анализ литературы по биоэкологическим особенностям основных вредителей картофеля и томатов.

Анализируя информацию, ребята отметили, основными вредителями пасленовых являются переносчики вирусных болезней – разные виды тлей, а также гусеницы хлопковой совки повреждают томаты, тогда как колорадский жук-вредитель картофеля.

Этап обобщения информации. После того, как все учеты насекомых проведены, определена их видовая принадлежность, настает самый ответственный момент – обработка полученных данных.

Участники проектной деятельности представили свои работы членам кружка и учителям.

Первая группа представила вредителей картофеля, вторая предложила вниманию вредителей томатов, обе работы сопровождались комментариями и описанием вредителей пасленовых. От каждой группы выступал один ученик, который рассказал о проведенной работе, о трудностях, с которыми встретились на пути создания проекта. Все участники высказали свое отношение к проведенному проекту. По окончанию выступления каждой группе задавались вопросы по ходу организации, проведению работы, по теоретическому разделу курса.

Результаты оценивания проектной деятельности показали, что учащиеся ответственно и серьезно подошли к работе над проектом.

Заключительный этап – определить насколько сформированы умения ставить проблемы, выделять цель и задачи своей работы, а также оценивать результат, осуществлять поиск информации, обрабатывать ее; навыки письменной, групповой коммуникации, умение вести себя в публичном выступлении.

Учащееся самостоятельно провели все этапы работы над предложенным проектом, оформили свои мысли в письменном виде, представили результат своей работы остальным участникам.

Затруднений на этом занятии не возникло, ребята еще раз повторили и закрепили свои знания по проектной деятельности, осуществили все этапы работы над проектами.

В ходе обсуждения, школьники высказали свою заинтересованность предложенной деятельностью.

Анализируя деятельность каждого ученика в этом проекте, можно говорить о достижении поставленных целей и задач курса.

Выводы

2. Результаты школьного научного проекта по изучению видового состава фауны насекомых агроценоза пасленовых показали, что растения заселяются 21 видами насекомых, относящихся к 5 отрядам, важнейшими вредителями томатов являются гусеницы хлопковой совки, колорадский жук.

3. Необходимо организовать постоянную работу над проектами с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

Внеурочная деятельность — неотъемлемая часть образовательного процесса. Проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, проектная деятельность прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность учащихся. По характеру это эксперимент, по направленности – производственная деятельность, по задачам – обучение и воспитание.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельностью и необходимо обучать детей.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.

Во внеурочной проектной деятельности принципиально отличается и характер взаимодействия ученика — учителя в сравнении с традиционным обучением. Это можно представить в следующем виде. слайд

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Создает условия для активности школьника

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная. слайд

Первый компонент — работа над темой- это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

Второй компонент — работа над проектами- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ ( т. е. продукта). Основные виды творческих работ — это поделки и мероприятия.

Основные этапы внеурочной проектной деятельности слайд

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

Работа над темой начиналась с ее выбора. Так как тема выбиралась одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей.

После завершения сбора информации, детям предлагалась принять участие в реализации проектов. При этом учитель должен познакомить их со множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты . На этапе реализация проектов дети готовили выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно на некоторых уроках или после уроков) и вне школы.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Поэтому после завершения всей работы детям дана была возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

По результатам работы были составлены информационные проекты- энциклопедии и карточки путешественника , рисунки, коллажи, макеты. слайд

На занятиях широко использовались компьютерные технологии, которые помогают модернизировать занятие, сделать его более интересным и насыщенным.

В результате работы учащиеся должны научиться: слайд

— давать определения понятиям;

— делать умозаключения и выводы;

— готовить тексты собственных докладов;

— объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Сформированные действия. слайд

В ходе решения системы проектных задач у школьников могу быть сформированы следующие способности:

— рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки);

— целеполагать (ставить и удерживать цели)

— планировать (составлять план своей деятельности);

— моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

— вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, проводимых в школе, в урочное и внеурочное время.

Основная задача данного образовательного проекта состояла в том, чтобы доказать как внеурочная работа по предмету развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса.

В результате можно увидеть, как усвоение учащимися дополнительных образовательных программ, внеурочная работа обеспечивают полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности и творческую активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, что помогает для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

С презентацией доклада в Power Point можно познакомиться в Приложении 1.

Приоритетная ценность в век информатизации – информация. Анализ современного этапа состояния общества свидетельствует о бурном развитии компьютерной техники, информационных и коммуникационных технологий, их активном внедрении в структуру профессиональной деятельности специалистов различных профилей. Этот объективный процесс общественного развития приводит к повышению конкуренции на рынке труда, побуждая всех специалистов к овладению новыми технологиями сбора, поиска и обработки информации. Путь к успеху во многих областях – доступ к информации и умение работать с ней, и не только на родном языке.

Как научить детей ориентироваться в огромном информационном пространстве в условиях классно-урочной системы, где основным источником информации является учитель и учебник? Как сделать так, чтобы желание заниматься языком не угасало, а наоборот, нарастало? Как помочь детям, желающим более углубленно изучать предмет, без увеличения количества учебных часов и без перевода этих детей в отдельный класс или школу? Вот вопросы, которые я определила для себя приоритетными.

Основная цель обучения иностранному языку с учетом современных тенденций обновления содержания образования – формирование коммуникативной компетенции, сопутствующие цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.

Изучив современные педагогические технологии, я пришла к выводу, что наиболее полно реализации этих целей и задач соответствует комплексная организация проектной деятельности школьников.

Безусловно, для организации вышеуказанной деятельности, от меня требовалось детальное изучение метода проектов.

Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

Отличительной особенностью метода проектов от традиционного подхода является то, что учебный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению. Комплексный характер деятельности в проектном обучении создаёт условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьников. Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создаёт возможности для развития личности учащихся, способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения.

Я придерживаюсь общедидактической типологии проектов, представленной в следующей таблице [14].

В процессе организации проектной деятельности я столкнулась с различными проблемами, которые предстояло решить.

Одна из них – сочетание метода проектов с классно – урочной системой. Я убеждена, что проектная деятельность наиболее эффективна, если её удаётся связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания ребят в процессе работы над проектом. Внеурочная деятельность занимает при этом значительное место, а связь урочной и внеурочной деятельности является одним из способов развития и поддержания интереса к предмету, ведь подавляющая часть проектов начинается и заканчивается на уроке.

Другая проблема – руководство проектом, ведь при использовании метода проектов меняется роль учителя на разных этапах выполнения проекта. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника дополнительной информации, координатора, организатора сотрудничества. Таким образом, учитель при общем руководстве проектом должен уметь выполнять разные функции или совмещать их. В этом заключается сложность руководством проектом. Контроль и необходимую помощь следует оказывать систематически, так как учащиеся должны видеть заинтересованность учителя в их деятельности.

Одним из важных вопросов, которые встали передо мной в процессе работы – это оценка проекта, ведь творчество оценить очень сложно. Я определила разные критерии оценки проектов, которые будут представлены ниже. Проблема была в том, что способы оценки вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. Критерии оценки могут отличаться и варьироваться в зависимости от вида и цели проекта, возраста его участников. Предлагаю следующие критерии и способы оценки проекта:

Таблица 1. Способы оценки.

Таблица 2. Критерии оценки проекта.

Для оценивания работ в презентации Power Point я разработала следующие критерии:


Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции.

Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.

Содержимое разработки

Метод проекта во внеурочной деятельности.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции.

Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и учителем. Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.

Внеурочная или внеучебная деятельность школьников – понятие объединяющее все виды деятельности школьника. Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе.

В чём видятся преимущества применения метода проектов во внеурочное время?

Прежде всего, в том, что внеурочная деятельность не ограничена временными рамками, что позволяет ученику более детально вникнуть в проблему, применить разнообразные виды деятельности, что на уроке невозможно (социологические вопросы, исследование проблемы, интервьюирование и т.д.).

Во-вторых, полученный конечный продукт проекта приносит ощутимую пользу, радость от выполнения и применение его в жизни, как исполнителю проекта, так и соученикам, и школе.

В-третьих, разработка и реализация проекта опирается на определённую базу накопленных знаний и умений, представлений и навыков каждого ученика индивидуально.

В-четвертых, занятие проектной деятельностью во внеурочное время позволяет отвлечь ученика от множества социальных болезней, идущих из подростковой среды.

В-пятых, участие в проектной деятельности позволяет проявить собственную гражданскую позицию, почувствовать себя социально активным.


-75%

Сегодня во всех сферах общественной жизни и деятельности востребованы мобильные, инициативные и адаптированные люди Творчество является одним из самых необходимых условий для успешной социализации современного человека. Ребёнок любознателен от рождения, ему всё интересно и занимательно, всё хочется потрогать и попробовать. И, если в нём не развивать эти исследовательские качества, то они постепенно угаснут.

Новый стандарт образования предусматривает различного рода творческие занятия во внеурочное время. Ведущее место в обновляющейся школе отводится методу проектов. Введение проектной деятельности в начальной школе важно и актуально в наши дни.

Цели проектной деятельности:

воспитывать гражданскую позицию учащихся;

способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;

формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

развивать значимые личностные качества младших школьников;

воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость учащихся.

Задачи проектной деятельности:

формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;

вооружение детей методами научного познания;

ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;

развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе.

Структура проектной деятельности стоит из трех основных этапов:

1 этап – подготовительный.

2 этап – технологический.

3 этап – заключительный.

Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему для исследования может, как и ребенок, так и учитель; можно предложить ряд вопросов по выбранной теме. Исследовательская работа для ребенка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных ребенку. Интересующую информацию ребенок добывает из книг, газет, журналов, энциклопедий, справочников и, конечно же, интернета. Поиск информации я организую в компьютерном классе, в школьной библиотеке во внеурочное время. А также дети при поиске информации сотрудничают с родителями. Главное для учителя в этой деятельности - увлечь учащихся, показать им важность и значимость их деятельности, вселить уверенность в себя и свои силы.

Существуют различные виды исследования, которые могут классифицироваться по следующим принципам:

по количеству детей;

по времени проведения проекта;

по месту проведения;

На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая карта с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.

Читайте также: