Задачи коммерческой деятельности на железных дорогах кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

-содержаться эксплуатации в исправном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу и безопасность движений.

-удовлетворять требования габаритам , установленного государственным стандартом.(ГОСТ)

-каждый вагон независимо от вида и типа должен обладать необходимой прочностью при минимальной массе

-вагоны, не имеющие переходных площадок должны оборудоваться специальными поручнями и подножку


  1. Основные знаки и надписи на вагонах.

  1. Надежность ПС-свойство его выполнять заданные функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах, в течении требуемого промежутка времени или установленного пробега.

Долговечность- это свойства изделия сохранять свою работоспособность до наступления предельного состояния.


  1. Отказ-нарушение работоспособности объекта вследствие поломки, деформации, износа деталей ; нарушение в работе механизмов или узлов, ослабление креплений, прекращение подачи смазки ,связанных с некачественным несвоевременным ремонтом.

  • независимый отказ

  • зависимый

  1. Назначение габаритов на железнодорожном транспорте.

  • обеспечение безопасности движения поездов.

  • лок. и вагоны должны свободно проходить по жд пути мимо различных путевых сооружений ,платформ зданий и др. устр-в, а так же не задевать ПС, расположенный на смежных путях и различные искусственные сооружения.

  1. Габарит приближения строений- предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств за искл. тех устр-в ,которые предназначены для непосредственного взаимодействия их с ПС-ом (вагонные замедлители ,контактная сеть и др)

  2. Габарит подвижного состава-предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертании ,в котором ,не выходя наружу ,должен помещаться груженный и порожний ПС ,установленный на прямом горизонтальном пути. Строительные габариты- габарит ,за который не должен выходить новый ПС в проектном положении, расположенный на прямом горизонтальном пути.

  1. Четыре основных признака классификации вагонов.

2.По условиям эксплуатации :

-магистральные –перемещаются на дальние расстояния.

-промышленного транспорта –перемещаются на расстоянии до 300 м.

-городского транспорта –(трамваи, метрополитен).

3.По количеству осей :

-четырехосные –большинство грузовых вагонов

-многоосные (от 16 до 48 осей)

4.Взависимости от ширины колеи :


  1. Преимущества и недостатки универсальных и специализированных вагонов.

  • перевозят широкую номенклатуру груза(т.е. грузы различных наименований)

  • имеют наименьший пробег в порожнем состоянии

  • недостаточно полно используется грузоподъемность и вместимость вагона

  • плохо приспособленный для полной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ

  1. Нумерация вагонов.

Состоит из 7 основных цифр ,которые несут информацию о типе в-на и его технич. и коммерческих признаков, 8 знак явл-ся контрольным.

1 цифра- род вагона.

1-локомотивы,путевые машины ,краны и др. механизмы на жд ходу.

3 и 9-прочие(специальные и др.)

5-вагоны-собственность др. министерств.

2 цифра –для всех видов вагонов (кроме прочих ,номер которого начинается с 3) обозначает осность :

3 знак содержит дополнительные характеристики:

-для восьмиосных полувагонов – наличие люков в полу и торцевых дверей .

-для прочих вагонов и цистерн- род перевозимого груза.

-для рефрижераторных –особенности конструкций.

4, 5 и 6 знаки- не содержат характеристики.

7 знак- наличие переходной площадки.


  1. Характеристики грузовых вагонов:

  • Осность- определяется общим числом колесных пар данного вагона.

  • Грузоподъемность- наибольшая масса перевозимого груза в тоннах, на которую рассчитана конструкция вагона.

  • Масса тары( Тара)- масса всех частей вагона в порожнем состоянии , включая тележки и колесные пары.

  • Коэффициент тары – отношение тары к грузоподъемности.

  • Объем вагона –определяется внутренними размерами кузова и характеризует вместимость вагона.

  • Удельный объем- используется для оценки экономичности различных вагонов.

  • Удельная площадь для платформ определяется делением площади пола на грузоподъемность.

  1. Основные элементы вагонов. Назначение кузова.

  1. Кузов- часть вагона ,расположенная над рамой и служащая для размещения грузов или пассажиров.

У полувагонов : из боковых или торцевых стен(или дверей) и пола.

У платформ- из бортов и пола.

У цистерн – кузовом является цилиндрический резервуар, называемый котлом.


  1. Рама вагона.

  2. Ходовые части.

  3. Ударно-тяговые приборы.

  4. Тормоз.

  1. Основные элементы вагонов. Назначение автосцепки.

Кузов – это часть вагона, расположенный над рамой и служащая для размещения грузов или пассажиров.

У крытых и пассажирских вагонов кузов состоит из боковых и торцевых стен, пола и крыши.

У полувагона из боковых и торцевых стен (или дверей) и пола.

У платформ – из ботов и пола.

У цистерн – кузовом является цилиндрический резервуар, называемый котлом. Кузов вагона крепится на раме или составляет с ней одно целое.

Ударно тяговые приборы автосцепное устройство предназначены для:

- сцепления вагонов и локомотива

- удержание их на определенном расстоянии друг от друга (ударная функция)

- передачи силы тяги локомотива к вагонам (тяговая функция)

Тормоз – это устройство на подвижном составе, с помощью которого создается сопротивление движению ПС.

Тормоз: ручной, автоматический (вагоны грузового и пассажирского парков)


  1. Основные элементы вагона. Назначение тормоза.

Тормоза : -ручные (все пассаж-ие и часть грузовых вагонов) ;


  1. Основные элементы вагона. Колесная пара и ее части.

  • гребень (направляет колесную пару и предохраняет вагон от схода с рельсов)

  • поверхность катания – наружная пов. колеса, соприкасающаяся с рельсом.

  • диск

  • обод

  • ступица

  1. Основные элементы вагона. Неисправимости колесных пар.

  • Прокат колес- естественный износ поверхности их катания вследствие трения о рельсы. При достаточно большом прокате гребень колеса может касаться болтов рельсовых креплений ,что представляет прямую угрозу безопасности движения.

  • Ползуны- стертые места на поверхности катания обода колеса, образующиеся при неправильном торможении ,когда колеса перестают вращаться и ползут по рельсам.

  • Ползуны- крайне опасный дефект ,вызывающий сильные удары колес о рельсы при движении вагонов ,разрушающий путь и ходовые части вагонов.

  • Выщербина- небольшое местное углубление на пов. катания обода колеса, появляющиеся вследствие наличия ползуна.

  1. Функции букс:

  1. соединение колесных пар с рамой тележки

  2. передача нагрузки от кузова вагона через подшипник на шейку оси колесной пары.

  3. ограничение поперечного и продольного перемещений колесных пар , относительно кузова вагона или тележки при движ. вагона

  4. размещение подшипника смазки смазочных приспособлений и защиты их от загрязнения и обводнения.

  1. Требования к буксам:

  1. Обладать достаточной прочностью для передачи нагрузки

  2. обеспечить непрерывную подачу необходимого кол-ва смазки к трущимся элементам буксы

  3. быть достаточно герметичной ,что бы не было утечки смазки и загрязнения внутренней полости посторонними элементами.

  4. обеспечивать удобства и легкость монтажа подшипников , а так же осмотр деталей буксового узла.

  1. Классификация букс.

  1. В зависимости от типа вагона: -грузовые ; -пассажирские.

  2. По типу подшипников:-с подшипниками качения ; -подшипниками скольжения.

  1. Понятие и назначение рессорного подвешивания.

Х - первая буква фамилии разработчика (Ханин)

З – третий вариант

О – облегченный вариант

1) По способу взаимодействия между собой:

- нежесткие (автосцепки, которые в сцепленном состоянии допускают относительные вертикальные перемещения сцепленных корпусов, а в случае разницы по высоте рам вагона, располагаются ступенчато, сохраняя горизонтальное положение)

- жесткие (автосцепки не допускают относительных вертикальных перемещений сцепленных корпусов, а при отклонении рам располагаются по одной прямой)

- полужесткие (автосцепки подобны нежестким, но они имеют ограничители, предотвращающие саморасцепы при увеличенных вертикальных относительных смещениях корпусов)

2) По способу соединения:

- механические (используют для сцепления ПС между собой, а межвагонные коммуникации соединяют вручную)

Читайте также: