Проекты по декоративно прикладному искусству в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

• Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.

• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.

• Познакомить детей с народными промыслами.

• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.

• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.

• Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.

• Учить понимать образный смысл загадок.

• Закрепить умение сочетать движения и речь.

• Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

• Учить использовать растительные элементы.

• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

• Учить наблюдать за живой природой.

• Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

• Воспитывать любовь к народному творчеству.

• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

• Воспитывать эстетические и этические чувства.

• Развитие познавательной активности детей.

• Развивать чувство цвета, композиционные умения.

• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Планируемые результаты проекта:

• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.

• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.

• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Схема реализации проекта

проект

Виды деятельности. Пути реализации.

Игровая деятельность

гончарная мастерская

Ознакомление с окружающим

• Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи), целевая экскурсия в гончарную мастерскую г. Задонска.

Развитие речи

ФЭМП

• Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).

• Ориентировка в пространстве.

Изобразительная деятельность

• Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.

Музыкальное воспитание

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный.

1. Ввести в игровую ситуацию.

2. Сформулировать проблему.

3. Определить задачи.

4. Определяет продукт проекта:

1. Вживаются в игровую ситуацию.

2. Осознают проблему.

3. Принимают задачи проекта.

2 этап. Организация работы над проектом.

1. Помогает в решение задач.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность.

1. Объединение в рабочие группы (городец, гжель, жостово, дымка).

2. Распределение ролей.

3 этап. Практическая деятельность.

1. Практическая помощь.

2. Направляет и контролирует осуществление проекта.

1. Используют иллюстрации.

2. Работа над поделками.

3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.

Выставка детских работ

4 этап. Презентация.

1. Готовят костюмы.

2. Рассказывают о народных промыслах.

4. Загадывают и отгадывают загадки.

5. Исполняют песни, частушки, танцы.

6. Водят хороводы.

7. Играют в народные музыкальные игры.

1. Постановка новой проблемы.

2. Ознакомление с лекарственными растениями, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.

1. Будут в дальнейшем определять цель нового проекта.

• Чтение и заучивание стихов.

• Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.

• Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.

Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности основанное на глубоких художественных традициях.

Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству.

Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощнном виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.

Проблема: у детей старшего дошкольного возраста недостаточно знаний об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях декоративно-прикладного искусства (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).

Цель: Расширить знания у детей старшего дошкольного возраста об особенностях прикладного искусства (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).

1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, предметов быта народными умельцами, основными элементами декоративной росписи. (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).

2. Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.

3. Расширять представление о многообразии окружающего мира.

4. Воспитывать чуткость к художественному слову.

5. Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства, навыки художественного творчества детей.

6. Приобщать к декоративно- прикладному искусству.

7. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Развивать навыки художественного творчества детей.

- Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства : (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).

- Знают представление о многообразии окружающего мира.

- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходства и различия.

- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

Вид проекта : групповой

Тип проекта : информационно-познавательный, творческий

Участники проекта : воспитатель, дети, родители.

Срок реализации проекта : долгосрочный, сентябрь 2018г. – май 2019г.

Возраст детей, на которых рассчитан проект : 5-6 лет.

- беседы; чтение художественной литературы;

- подборка поговорок, пословиц;

- Виртуальная экскурсия в краеведческий музей.

Этапы проекта :

-определение цели и задачи;

- Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов (альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи).

- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.

- Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.

- Подбор художественной литературы по теме проекта.

- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

План работы с детьми

содержание Сроки выполнения

содержание Сроки выполнения

Развивать память, мышление, активный словарь. 3 неделя

Знакомство с традиционным приемом Полховско–Майданской росписи.

Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам.

Содержание Сроки выполнения

Развивать память, мышление, активный словарь. 3 неделя

Содержание Сроки выполнения

2 Рассматривание русской матрешки, рассказ о ее изготовление народными мастерами. Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с мастерами – изготовителями этой игрушки, вызвать к ней интерес. 2 неделя

Продолжать формировать представление об облике русской игрушки, избы, печи. 3 неделя

Содержание Сроки выполнения

1 занятия. Углублять эстетическое познание о народном декоративно-прикладном творчестве. Учить из глины лепить изделия. Развивать мелкую моторику рук. 3 неделя

2 занятия. Учить выполнять элементы дымковской росписи. 3. Воспитывать у детей интерес к народным промыслам 4 неделя

Содержание Сроки выполнения

1 занятие Учить лепить козлика, передавая выразительные особенности (удлинённая шея, отверстие для свистка). 3 неделя

2 занятие Учить раскрашивать готовые игрушки элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла. Развивать у детей чувство цвета, формы. 4 неделя

Содержание Сроки выполнения

1 занятие Развивать навыки и умения создания объемной аппликации. Развивать мелкую моторику ребенка. 3 неделя

2 занятие Формировать умения у детей располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуру по величине; составлять узор в определенной последовательности. 4 неделя

Содержание Сроки выполнения

1 занятие Закреплять основные приемы объёмной аппликации. 3 неделя

2 занятие Развивать умение дошкольников применять геометрический орнамент для украшения посуды. 4 неделя

Содержание Сроки выполнения

Познакомить детей с различными видами скульптуры. 3 неделя

4 Виртуальная экскурсия в краеведческий музей. Закрепить знания детей о декоративно – прикладном искусстве. 4 неделя

План работы с родителями

содержание Сроки выполнения

5 Папка - передвижка "Виды народного декоративно-прикладного искусства". Познакомить родителей с видами декоративно – прикладного искусства. Январь

Знакомство родителей с разнообразием нетрадиционных методов рисования. Апрель

9 Фотоотчет по результатам проекта

. Познакомить родителей с проделанной работой детей. Май

Список использованной литературы

2. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.

3. И. А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. 2009г.

4. Н. Алексеевская Озорной карандаш- через игру к совершенству. М. 1998г.

Проект для детского сада "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству".



4.Знакомство с основными элементами росписей: гжель, хохлома, дымка, филимоново (рисование).
5.Раскраски по теме











ВложениеРазмер
proekt_po_izo_kalaychevoy_m.d.doc 287.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная категория (старшая группа 6-7 лет)

Калайчева Медули Давидовна,

Иваново 2018г. Вид проекта: долгосрочный (месяц).

Сроки : Ноябрь 2017 – апрель2018.

Тип проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта: воспитанники старшей группы 6-7 лет, родители, воспитатель.

Создавая изображение, ребёнок приобретёт различные знания: уточнятся и углубятся его представления об окружающем. В процессе работы он начнет осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, учится осознанно использовать изобразительные навыки и умения.

  • формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности;
  • воспитывать познавательный интерес культуре и русского народа;
  • воспитать любовь к творчеству народных умельцев;
  • развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей;
  • совершенствовать у детей основные приёмы пластилинографии (раскатывание, надавливание, сплющивание, прищипывание, вытягивание, примазывание, разглаживание) и рисования кисточкой (примакивание, рисование мазками, рисование по объёмной фигуре), лепки из глины;
  • формировать детскую самостоятельность, инициативу, индивидуальность и творческую активность;
  • развивать художественный вкус;
  • развивать ручную ловкость и элементарные графические навыки.

Задачи в интеграции образовательных областей:

  • совершенствовать речь как средство общения;
  • способствовать обогащению словаря детей, развитию грамматически правильной связной речи;
  • способствовать пониманию образного смысла загадок, пословиц, поговорок;
  • прививать любовь к фольклорным традициям.
  • способствовать становлению устойчивого познавательного интереса к своей истории, людям труда, народной культуре;
  • развивать мотивацию и любознательность у детей;
  • расширять представления детей о материалах природного (дерево и глина) и рукотворного мира (фарфор);

закреплять умение исследовать окружающий мир с помощью познавательно - исследовательской деятельности.

  • развивать мелкую моторику пальцев обеих рук, координацию движения рук, глазомер;
  • обогащать двигательный опыт детей;
  • развивать крупную моторику;
  • формировать положительные эмоции.

Социально – коммуникативное развитие:

  • способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре русского народа;
  • расширять представления о культуре и традициях русского народа;
  • формировать позитивную установку к разным видам труда и творчества;
  • воспитывать желание и умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • воспитывать активность, самостоятельность, инициативность;
  • закладывать основы таких личных качеств, как привычка к трудовому усилию, аккуратность, желание довести начатое до конца, способность работать в коллективе.

Планируемые результаты проекта

У ребёнка наблюдается положительна динамика в формировании национального самосознания; ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует как со сверстниками так и со взрослыми; ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно - следственными связями; проявляет индивидуальность и творческую активность и в тоже время, умеет слушать взрослого и выполняет его инструкции; у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии технических навыков и творческих способностей в процессе пластилинографии, лепки из глины и росписи. Ребёнок знает названия народных промыслов, различает изделия разных промыслов друг от друга; ребёнок обладает представлениями о рукотворных и природных материалах; владеет устной речью, может использовать речь, для построения речевого высказывания в ситуации общения; у ребёнка развита ловкость рук и графические навыки.

Методы и приёмы:

  • Наглядный – рассматривание, показ, разъяснение.
  • Словесный – беседа, художественное слово, рассказ, пояснение, поощрение.
  • Практический – показ способов изображения и способов действия, экспериментирование.

Планируется осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочный творческий проект "Декоративно- прикладное искусство". Знакомство детей средней группы с различными видами росписи.

Автор проекта:

Воспитатель

Токарева Виктория Викторовна

Участники проекта:

Дети средней группы и их родители

Актуальность проекта

В настоящее время дети в средней возрастной группы недостаточно дифференцируют понятия о декоративно – прикладном искусстве, о русско-прикладном промысле, неуверенно используют обобщающие понятия.

У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях.

Цель: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство

формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство

Задачи: Образовательные: познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – городецкой росписью, с гжелью, дымковской, филимоновской игрушкой. Вызвать интерес у детей к народному творчеству. Учить видеть красоту и своеобразие, городецкой, гжельской, филимоновской, дымковской росписи. Учить использовать различные элементы, в определённых видах росписей. Учить ориентироваться в различных видах росписи. Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству; уважение к работе народных мастеров, воспитывать патриотические чувства. Развивающие: развивать чувство цвета, композиционные умения; внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Активизация словаря: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, гжель, ярмарка, филимоновская , дымковская игрушка.

  • Образовательные:познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – городецкой росписью, с гжелью, дымковской, филимоновской игрушкой. Вызвать интерес у детей к народному творчеству. Учить видеть красоту и своеобразие, городецкой, гжельской, филимоновской, дымковской росписи. Учить использовать различные элементы, в определённых видах росписей. Учить ориентироваться в различных видах росписи.
  • Воспитательные:воспитывать любовь к народному творчеству; уважение к работе народных мастеров, воспитывать патриотические чувства.
  • Развивающие:развивать чувство цвета, композиционные умения; внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Активизация словаря: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, гжель, ярмарка, филимоновская , дымковская игрушка.

Планируемые результаты проекта: Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, городецкой, гжельской росписи. Умение детей ориентироваться в различных видах росписи. Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Планируемые результаты проекта:

краткосрочный, творчески- информационный.

Участники проекта:

дети средней группы, их родители, воспитатель.

Срок реализации проекта:

Этапы реализации проекта:

1)этап-подготовительный.

1.Постановка цели и задач.

2.Определение методов исследования.

3.Подбор наглядно-иллюстративного материала.

4.Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи).

5.Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 )этап-основной .

Включает в себя:

1.Работа с детьми.

2.Работа с родителями.

Содержание

1 этап Подбор наглядно- демонстративного материала, художественной литературы.

Подбор наглядно- демонстративного материала, художественной литературы.

2 этап Самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Дымковская игрушка Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Гжель Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности: наносится только вручную; использование краски 3-х основных цветов: белого (фон изделия), синего и голубого (сам рисунок). Насчитывается больше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига. Главный секрет гжельского рисунка - нанесение мазков, которые всегда считались родовой приметой искусства. Правильная технология гжельского рисунка подразумевает правильное соотношение синего и белого цветов, а также отличие каждого последующего мазка от предыдущего. Данная методика получила название

Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности: наносится только вручную; использование краски 3-х основных цветов: белого (фон изделия), синего и голубого (сам рисунок). Насчитывается больше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига.

Главный секрет гжельского рисунка - нанесение мазков, которые всегда считались родовой приметой искусства. Правильная технология гжельского рисунка подразумевает правильное соотношение синего и белого цветов, а также отличие каждого последующего мазка от предыдущего. Данная методика получила название "азбука мазков".

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка

Работа с родителями Дети дома с родителями раскрашивали игрушки разными видами росписи.

Работа с родителями

Дети дома с родителями раскрашивали игрушки разными видами росписи.

Читайте также: