Проекты по декоративно прикладному искусству в детском саду
Обновлено: 30.06.2024
• Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
• Познакомить детей с народными промыслами.
• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.
• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
• Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.
• Учить понимать образный смысл загадок.
• Закрепить умение сочетать движения и речь.
• Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.
• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
• Учить использовать растительные элементы.
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Учить наблюдать за живой природой.
• Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
• Воспитывать любовь к народному творчеству.
• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать эстетические и этические чувства.
• Развитие познавательной активности детей.
• Развивать чувство цвета, композиционные умения.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Планируемые результаты проекта:
• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи.
• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Схема реализации проекта
Виды деятельности. Пути реализации.
Игровая деятельность
Ознакомление с окружающим
• Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи), целевая экскурсия в гончарную мастерскую г. Задонска.
Развитие речи
ФЭМП
• Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).
• Ориентировка в пространстве.
Изобразительная деятельность
• Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.
Музыкальное воспитание
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
1. Ввести в игровую ситуацию.
2. Сформулировать проблему.
3. Определить задачи.
4. Определяет продукт проекта:
1. Вживаются в игровую ситуацию.
2. Осознают проблему.
3. Принимают задачи проекта.
2 этап. Организация работы над проектом.
1. Помогает в решение задач.
2. Помогает спланировать деятельность.
3. Организует деятельность.
1. Объединение в рабочие группы (городец, гжель, жостово, дымка).
2. Распределение ролей.
3 этап. Практическая деятельность.
1. Практическая помощь.
2. Направляет и контролирует осуществление проекта.
1. Используют иллюстрации.
2. Работа над поделками.
3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.
4 этап. Презентация.
1. Готовят костюмы.
2. Рассказывают о народных промыслах.
4. Загадывают и отгадывают загадки.
5. Исполняют песни, частушки, танцы.
6. Водят хороводы.
7. Играют в народные музыкальные игры.
1. Постановка новой проблемы.
2. Ознакомление с лекарственными растениями, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.
1. Будут в дальнейшем определять цель нового проекта.
• Чтение и заучивание стихов.
• Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.
• Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству.
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры.
Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности основанное на глубоких художественных традициях.
Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего. В решении актуальных проблем формирования духовного мира человека в эстетике особое значение придается искусству.
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощнном виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Проблема: у детей старшего дошкольного возраста недостаточно знаний об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях декоративно-прикладного искусства (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).
Цель: Расширить знания у детей старшего дошкольного возраста об особенностях прикладного искусства (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).
1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов, процессом изготовления игрушек, предметов быта народными умельцами, основными элементами декоративной росписи. (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).
2. Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной значимости.
3. Расширять представление о многообразии окружающего мира.
4. Воспитывать чуткость к художественному слову.
5. Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям искусства, навыки художественного творчества детей.
6. Приобщать к декоративно- прикладному искусству.
7. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Развивать навыки художественного творчества детей.
- Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства : (Городец, Полхово-Майдан, Гжель, Народная игрушка, Дымковская игрушка, Филимоновской игрушки, Фарфор, Керамика, Скульптура малых форм).
- Знают представление о многообразии окружающего мира.
- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходства и различия.
- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
Вид проекта : групповой
Тип проекта : информационно-познавательный, творческий
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Срок реализации проекта : долгосрочный, сентябрь 2018г. – май 2019г.
Возраст детей, на которых рассчитан проект : 5-6 лет.
- беседы; чтение художественной литературы;
- подборка поговорок, пословиц;
- Виртуальная экскурсия в краеведческий музей.
Этапы проекта :
-определение цели и задачи;
- Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов (альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи).
- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
- Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.
- Подбор художественной литературы по теме проекта.
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
План работы с детьми
содержание Сроки выполнения
содержание Сроки выполнения
Развивать память, мышление, активный словарь. 3 неделя
Знакомство с традиционным приемом Полховско–Майданской росписи.
Развивать творческое воображение, фантазию, интерес к народным промыслам.
Содержание Сроки выполнения
Развивать память, мышление, активный словарь. 3 неделя
Содержание Сроки выполнения
2 Рассматривание русской матрешки, рассказ о ее изготовление народными мастерами. Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, с мастерами – изготовителями этой игрушки, вызвать к ней интерес. 2 неделя
Продолжать формировать представление об облике русской игрушки, избы, печи. 3 неделя
Содержание Сроки выполнения
1 занятия. Углублять эстетическое познание о народном декоративно-прикладном творчестве. Учить из глины лепить изделия. Развивать мелкую моторику рук. 3 неделя
2 занятия. Учить выполнять элементы дымковской росписи. 3. Воспитывать у детей интерес к народным промыслам 4 неделя
Содержание Сроки выполнения
1 занятие Учить лепить козлика, передавая выразительные особенности (удлинённая шея, отверстие для свистка). 3 неделя
2 занятие Учить раскрашивать готовые игрушки элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла. Развивать у детей чувство цвета, формы. 4 неделя
Содержание Сроки выполнения
1 занятие Развивать навыки и умения создания объемной аппликации. Развивать мелкую моторику ребенка. 3 неделя
2 занятие Формировать умения у детей располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуру по величине; составлять узор в определенной последовательности. 4 неделя
Содержание Сроки выполнения
1 занятие Закреплять основные приемы объёмной аппликации. 3 неделя
2 занятие Развивать умение дошкольников применять геометрический орнамент для украшения посуды. 4 неделя
Содержание Сроки выполнения
Познакомить детей с различными видами скульптуры. 3 неделя
4 Виртуальная экскурсия в краеведческий музей. Закрепить знания детей о декоративно – прикладном искусстве. 4 неделя
План работы с родителями
содержание Сроки выполнения
5 Папка - передвижка "Виды народного декоративно-прикладного искусства". Познакомить родителей с видами декоративно – прикладного искусства. Январь
Знакомство родителей с разнообразием нетрадиционных методов рисования. Апрель
9 Фотоотчет по результатам проекта
. Познакомить родителей с проделанной работой детей. Май
Список использованной литературы
2. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (планирование, конспекты, методические рекомендации) М. 2007г.
3. И. А. Лыкова Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолёте и в машине времени. М. 2009г.
4. Н. Алексеевская Озорной карандаш- через игру к совершенству. М. 1998г.
Проект для детского сада "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству".
4.Знакомство с основными элементами росписей: гжель, хохлома, дымка, филимоново (рисование).
5.Раскраски по теме
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_izo_kalaychevoy_m.d.doc | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастная категория (старшая группа 6-7 лет)
Калайчева Медули Давидовна,
Иваново 2018г. Вид проекта: долгосрочный (месяц).
Сроки : Ноябрь 2017 – апрель2018.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: воспитанники старшей группы 6-7 лет, родители, воспитатель.
Создавая изображение, ребёнок приобретёт различные знания: уточнятся и углубятся его представления об окружающем. В процессе работы он начнет осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, учится осознанно использовать изобразительные навыки и умения.
- формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности;
- воспитывать познавательный интерес культуре и русского народа;
- воспитать любовь к творчеству народных умельцев;
- развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей;
- совершенствовать у детей основные приёмы пластилинографии (раскатывание, надавливание, сплющивание, прищипывание, вытягивание, примазывание, разглаживание) и рисования кисточкой (примакивание, рисование мазками, рисование по объёмной фигуре), лепки из глины;
- формировать детскую самостоятельность, инициативу, индивидуальность и творческую активность;
- развивать художественный вкус;
- развивать ручную ловкость и элементарные графические навыки.
Задачи в интеграции образовательных областей:
- совершенствовать речь как средство общения;
- способствовать обогащению словаря детей, развитию грамматически правильной связной речи;
- способствовать пониманию образного смысла загадок, пословиц, поговорок;
- прививать любовь к фольклорным традициям.
- способствовать становлению устойчивого познавательного интереса к своей истории, людям труда, народной культуре;
- развивать мотивацию и любознательность у детей;
- расширять представления детей о материалах природного (дерево и глина) и рукотворного мира (фарфор);
закреплять умение исследовать окружающий мир с помощью познавательно - исследовательской деятельности.
- развивать мелкую моторику пальцев обеих рук, координацию движения рук, глазомер;
- обогащать двигательный опыт детей;
- развивать крупную моторику;
- формировать положительные эмоции.
Социально – коммуникативное развитие:
- способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре русского народа;
- расширять представления о культуре и традициях русского народа;
- формировать позитивную установку к разным видам труда и творчества;
- воспитывать желание и умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- воспитывать активность, самостоятельность, инициативность;
- закладывать основы таких личных качеств, как привычка к трудовому усилию, аккуратность, желание довести начатое до конца, способность работать в коллективе.
Планируемые результаты проекта
У ребёнка наблюдается положительна динамика в формировании национального самосознания; ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействует как со сверстниками так и со взрослыми; ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно - следственными связями; проявляет индивидуальность и творческую активность и в тоже время, умеет слушать взрослого и выполняет его инструкции; у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии технических навыков и творческих способностей в процессе пластилинографии, лепки из глины и росписи. Ребёнок знает названия народных промыслов, различает изделия разных промыслов друг от друга; ребёнок обладает представлениями о рукотворных и природных материалах; владеет устной речью, может использовать речь, для построения речевого высказывания в ситуации общения; у ребёнка развита ловкость рук и графические навыки.
Методы и приёмы:
- Наглядный – рассматривание, показ, разъяснение.
- Словесный – беседа, художественное слово, рассказ, пояснение, поощрение.
- Практический – показ способов изображения и способов действия, экспериментирование.
Планируется осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности.
Краткосрочный творческий проект "Декоративно- прикладное искусство". Знакомство детей средней группы с различными видами росписи.
Автор проекта:
Воспитатель
Токарева Виктория Викторовна
Участники проекта:
Дети средней группы и их родители
Актуальность проекта
В настоящее время дети в средней возрастной группы недостаточно дифференцируют понятия о декоративно – прикладном искусстве, о русско-прикладном промысле, неуверенно используют обобщающие понятия.
У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство
- Образовательные:познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – городецкой росписью, с гжелью, дымковской, филимоновской игрушкой. Вызвать интерес у детей к народному творчеству. Учить видеть красоту и своеобразие, городецкой, гжельской, филимоновской, дымковской росписи. Учить использовать различные элементы, в определённых видах росписей. Учить ориентироваться в различных видах росписи.
- Воспитательные:воспитывать любовь к народному творчеству; уважение к работе народных мастеров, воспитывать патриотические чувства.
- Развивающие:развивать чувство цвета, композиционные умения; внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Активизация словаря: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, гжель, ярмарка, филимоновская , дымковская игрушка.
Планируемые результаты проекта:
краткосрочный, творчески- информационный.
Участники проекта:
дети средней группы, их родители, воспитатель.
Срок реализации проекта:
Этапы реализации проекта:
1)этап-подготовительный.
1.Постановка цели и задач.
2.Определение методов исследования.
3.Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4.Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи).
5.Подбор материала для продуктивной деятельности.
2 )этап-основной .
Включает в себя:
1.Работа с детьми.
2.Работа с родителями.
Содержание
Подбор наглядно- демонстративного материала, художественной литературы.
Самостоятельная деятельность детей.
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Техника гжельского рисунка имеет две основные особенности: наносится только вручную; использование краски 3-х основных цветов: белого (фон изделия), синего и голубого (сам рисунок). Насчитывается больше 20 оттенков синего цвета, который получается после обжига.
Главный секрет гжельского рисунка - нанесение мазков, которые всегда считались родовой приметой искусства. Правильная технология гжельского рисунка подразумевает правильное соотношение синего и белого цветов, а также отличие каждого последующего мазка от предыдущего. Данная методика получила название "азбука мазков".
Филимоновская игрушка
Филимоновская игрушка
Работа с родителями
Дети дома с родителями раскрашивали игрушки разными видами росписи.
Читайте также: