Проекты педагога психолога в школе с детьми с овз
Обновлено: 04.07.2024
C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей с особыми потребностями здоровья направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.
Основными целями программы являются:
формирование эффективной системы поддержки детей с ОВЗ, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка.
повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию когнитивной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала.
Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач :
Коррекция, развитие и компенсация нарушений в когнитивной сфере (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
Развитие эмоционально-волевой сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.
Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.
Программа опирается на следующие принципы:
- системность;
- комплексность;
- деятельностный подход;
- общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Направления психологической работы с учащимися с ОВЗ:
- диагностика (индивидуальная и групповая);
- консультирование (индивидуальное и групповое);
-коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся.
Работа с родителями:
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей . Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
Основная цель – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ в семье.
Консультации по индивидуальным запросам.
Режим занятий, о сновные формы и методы реализации программы.
Занятия проходят 2 раза в неделю. Возможно как проведение индивидуальных форм работы по программе, так и занятия в малых группах, сформированных по особенностям развития.
Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,
Основная часть , которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (внимание, мышление, память, восприятие) и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушками, работа с наглядными материалами, работа по карточкам, упражнения и др.).
Заключительная часть - подведение итогов, обратная связь.
Продолжительность занятия 20 минут.
Программа реализуется в течение учебного года. Общее количество часов в год - 54.
Ожидаемые результаты реализации программы:
положительная динамика изменений личности, поведения и деятельности ребенка в образовательном процессе;
формирование положительной самооценки у детей;
Описание разделов программы
Диагностика развития психических процессов.
Развитие внимания.
Данный раздел включает в себя игры, упражнения и задания, направленные на развитие концентрации, объема и устойчивости внимания.
Развитие мышления и речи.
Упражнения и задания данного раздела, направлены на развитие у ребенка таких мыслительных операций, как анализ, синтез, умение классифицировать, выстраивать аналогии, развитие логики, а также на активизацию и обогащение словаря ребенка.
Развитие восприятия.
Данный раздел программы направлен на развитие процесса отражения окружающей ребенка действительности, во всех ее взаимосвязях.
Развитие памяти.
Задания и упражнения данного раздела направлены на тренировку слуховой, зрительной и логической памяти.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Реализация данного раздела программы направлена на обогащение эмоциональной сферы ребенка, помощь в разделении положительных и отрицательных эмоций человека, на обучение распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.
Учебно-тематический план
№ п / п
Наименование разделов
Кол-во часов
Содержание разделов и наименование форм работы
Диагностика развития психических процессов (начало учебного года):
Диагностика уровня развития когнитивной сферы.
В соответствии с программой диагностики
Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Память.
В соответствии с программой диагностики
Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Внимание.
В соответствии с программой диагностики
Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Речь. Восприятие.
В соответствии с программой диагностики
Диагностика уровня сформированности эмоционально-волевой сферы.
В соответствии с программой диагностики
Диагностика развития личностной сферы.
В соответствии с программой диагностики
Развитие внимания
Развитие концентрации внимания
Развитие концентрации и устойчивости внимания
Развитие умения распределять внимание
Развитие внимания и мышления
Развитие слухового внимания
Увеличение уровня распределения внимания.
Коллективное чтение с дополнительной сенсорной нагрузкой (постукивание).
Развитие мышления
Развитие мышления и речи
Сочиняем рассказ по картинкам
Сочиняем рассказ из несвязанных между собой понятий
Развитие способности к синтезу
Упражнения на поиск составных частей предметов и явлений
Развитие умения анализировать
Упражнения на определение существенных признаков явлений и предметов.
Упражнения на поиск общих признаков предметов и объединения их в группы.
Упражнения на классификацию предметов и явлений
Развитие умения действовать по образцу
Развитие умения выстраивать аналогии
Упражнения на визуальные и
Развитие ассоциативного мышления
Упражнения на выстраивание ассоциаций.
Развитие восприятия
Развитие памяти.
Развитие зрительной памяти.
Упр. и задания на работу по образцу
Работа по карточкам
Упражнения с использованием раздаточного материала
Развитие ассоциативной и логической памяти.
Упражнения на группировку предметов и явлений по смыслу.
Развитие слуховой памяти
Воспроизведение историй на слух
Развитие эмоциональной сферы
Беседа об эмоциях человека.
Аналитическая беседа о внутренних состояниях человека.
Диагностика развития психических процессов (конец года):
Соответствует диагностическим методикам, использованным в начале учебного года.
Всего часов:
Работа с родителями
В соответствии с годовым планом
работы педагога - психолога
Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования;
Выступление на родительских собраниях
Консультации по индивидуальным запросам.
Список используемой литературы.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.
Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.
Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.
Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.
Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011.
Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.
Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ.ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.
7. Прогнозируемый результат и показатель результативности.
8. Список литературы.
В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества.
Существующая потребность в инклюзивном образовании огромна, количество детей с подобными проблемами таково, что необходимо развивать инклюзивное направление в условии школы, совместно обучать разных детей.
В настоящее время, по состоянию на 01.09.2018г. в школе обучаются 571 учащихся, из них 67 детей с ОВЗ, что составляет 11,8% от общего числа учащихся.
В рамках проекта с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями нужна комплексная система поддержки. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении.
Таким образом, актуальность избранной темы проекта определяется ее общественной значимостью на современном этапе развития нашей школы.
Цели проекта: разработать типовую модель коррекционно-развивающей среды общеобразовательного учреждения.
- создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
- социально-психологическая поддержка семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечить эффективность процессов адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;
- обеспечить детей с ограниченными возможностями здоровья необходимым комплексом мероприятий;
- подбор диагностических методик;
- разработать систему коррекционно-развивающих упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы, речи, мыслительных операций, развитие сенсорно-моторного развития у детей с ограниченными возможностями здоровья;
План и этапы проекта
1-й этап - подготовительный
2-й этап – основной
3-й этап – заключительный
-этап накопления ресурсов и подготовки инновационных изменений
- анализ существующего состояния, проблемы
- -планирование реализации основных направлений проекта
- -создание условий реализации проекта
- -подбор мультимедийного обеспечения
- -создание модели взаимодействия педагогов и родителей в коррекционно-педагогической работе с обучающимися с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство школы.
- -формирование и деятельность рабочей группы по вопросам работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве школы.
-этап активных действий по реализации концептуальных идей
- -поэтапная реализация программы в соответствии с целями и задачами
- -промежуточный мониторинг результатов
- -корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами
- -индивидуальная работа с детьми с коррекцией выявленных проблем
- взаимодействие с родителями по ознакомлению и участию их в реализации данного проекта
- -завершение реализации проекта
- -мониторинг результатов
- -анализ результатов
План мероприятий по реализации проекта
- Уточнение списочного состава обучающихся школы с ОВЗ
- Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта.
- Обеспечение нормативно-правовой базы реализации проекта
- Организация работы педагогического коллектива в условиях реализации проекта
Деятельность учителей предметников
Индивидуальное планирование работы всеми участниками проекта
Проведение диагностики микроклимата школы, уровня развития интегративных качеств
Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по образовательным
Промежуточные результаты проекта.
В результате реализации проекта у детей с ОВЗ повысился уровень учебной мотивации, развивается эмоционально-волевая сфера, формируется самостоятельность и активность, формируется уважительное отношение друг к другу.
Наблюдается незначительная динамика детей с ОВЗ в развитии психических процессов
в развитии коммуникативных качеств.
Как показывают наблюдения, активное участие детей в мероприятиях, соревнованиях положительно влияет на многие факторы в их развитии, помогают всесторонне развивать ребенка. Благодаря занятиям по блокам у детей с ОВЗ формируется опыт социальных навыков поведения. Ребята стали чувствовать себя психологически комфортнее в кругу
сверстников, возросло преобладание позитивного настроения в классе, школе, формируется активная социально-психологическая позиция.
У учителей, работающих с детьми ОВЗ, повысилась активность и педагогическая компетентность, наблюдается сплоченность педагогического коллектива.
Критерии оценки проекта
- наличие системы взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса
- участие педагогов и специалистов сопровождения в консультациях, тематических педагогических советах, семинарах, круглых столах, мастер-классах по реализации социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ
- овладение образовательной программой детей с ОВЗ
- доля вовлечения детей с ОВЗ во внеурочную деятельность(кружки, секции)
- доля вовлеченности детей с ОВЗ в систему школьных мероприятий
- критерии измерения развития индивидуальных достижений детей с ОВЗ(динамика развития учащихся)
- родительская активность в жизни школы, а так же в оценке образовательных условий и принятия решений
- благоприятный психологический климат образовательного пространства школы.
Управление ходом проекта
Содержание и формы работы
Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание комплексной помощи, коррекцию недостатков психофизического развития, социальную адаптацию учащихся.
1 блок - Психологическая поддержка и сопровождение в процессе реализации проекта детей ОВЗ
Одной из основных задач социально-психологической службы школы является оказание лицам с ОВЗ и их родителям (законным представителям) комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи
Целью психологического сопровождения детей с ОВЗ является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме
2 блок – СМГ (специальная медицинская группа)
Коррекционно-развивающая работа с опорой на здоровьесберегающие технологии
1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию
2. Улучшение показателей физического развития.
3. Освоение жизненно важных двигательных умений и навыков.
4. Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок.
5. Закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма.
6. Воспитание волевых качеств, интереса и привычки к самостоятельным занятиям
3 блок - Музыкотерапия
(коррекционно-развивающие технологии как средство развития эмоционально-личностной сферы детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья)
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека
Музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса; усиливает внимание к чувствам, повышает музыкальную компетентность
4 блок – Арттерапия
В работе с детьми с ОВЗ арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология
Коррекционные занятия по рисованию способствуют тому, что:
- у детей формируются навыки наблюдения, представления о предметах и явлениях окружающего мира;
- развиваются зрительная и двигательная память;
- совершенствуются приемы обследования изображаемого объекта;
- на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира дети с ОВЗ создают в рисунке новые произведения;
- дети учатся запечатлевать представления о предмете и способе его изображения;
- у детей совершенствуются все мыслительные операции в процессе наглядно-практической деятельности
5 блок – Социокультурная деятельность
Известно и доказано то, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.
6 блок - Профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка детей с ОВЗ
Важнейшей составляющей социализации любого человека является возможность реализовать свой потенциал, который будет востребован обществом, через профессиональную деятельность.
Круг профессий для детей с ОВЗ не большой, поэтому первостепенной задачей школы считается:
- проведение информационной, диагностической, консультативной профориентационной работы с детьми и родителями;
- информирование о возможности получения детям с ОВЗ профессий на различных уровнях;
- ознакомление со специализированными средними специальными учебными заведениями.
Прогнозируемый результат и показатель результативности.
- повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей.
- накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
- создание модели взаимодействия педагогов и родителей в коррекционно-педагогической работе с обучающимися с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство школы
- повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ
- успешное интегративное включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду, в социум.
1. Как ты чувствуешь себя в школе?
- Мне в школе нравится.
- Мне в школе не очень нравится.
- Мне в школе не нравится.
2. С каким настроением ты идешь утром в школу?
- С хорошим настроением.
- Бывает по-разному.
- Чаще хочется остаться дома.
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
- Пошел бы в школу.
- Не знаю.
- Остался бы дома.
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
- Мне не нравится, когда отменяют уроки.
- Бывает по-разному.
- Мне нравится, когда отменяют уроки.
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
- Я хотел бы, чтобы домашние задания были.
- Не знаю, затрудняюсь ответить.
- Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
- Нет, не хотел бы.
- Не знаю.
- Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?
- Рассказываю часто.
- Рассказываю редко.
- Вообще не рассказываю.
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
- Мне нравится наш классный руководитель.
- Не знаю, затрудняюсь ответить.
- Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.
9. Есть ли у тебя друзья в классе?
- У меня много друзей в классе.
- У меня мало друзей в классе.
- У меня нет друзей в классе.
10. Как ты относишься к своим одноклассникам?
- Мне нравятся мои одноклассники.
- Мне не очень нравятся мои одноклассники.
- Мне не нравятся мои одноклассники.
Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.
Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
- нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
- ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.
5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3-й уровень. 15-19 баллов (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами). Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.
2-й уровень.10-14 баллов (низкая школьная мотивация). Подобные школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
1-й уровень. Ниже 10 баллов (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Ребята переживают, плачут, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения психического здоровья.
2. Анкета
для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья
/заполняется классным руководителем, обрабатывается педагогом-психологом/
Фамилия, Имя, Отчество _______________________________________________________
Возраст_______________________________________________________________________
Дата заполнения _______________________________________________________________
1. Успешность выполнения школьных заданий:
5 баллов - правильное, безошибочное выполнение заданий;
4 балла - небольшие помарки, единичные ошибки;
3 балла - редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой;
2 балла - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий;
1 балл - плохое усвоение материала по всем предметам.
Кол-во баллов: _______________________
2. Степень усилий, необходимых учащемуся для выполнения заданий:
5 баллов - учащийся работает легко, свободно, без напряжения;
4 балла - выполнение заданий не вызывает у учащегося особых трудностей;
3 балла - иногда учащийся работает легко, в другое время проявляет упрямство; выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения;
2 балла - выполнение заданий осуществляется с сильным напряжением;
1 балл - учащийся отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.
3. Самостоятельность при выполнении школьных заданий:
5 баллов - учащийся всегда самостоятельно справляется с заданиями;
4 балла - работает самостоятельно, иногда обращается к помощи взрослого;
3 балла - иногда работает самостоятельно, но чаще обращается за помощью;
2 балла - предпочитает работать с помощью взрослого, даже если может сделать задание самостоятельно;
1 балл - для выполнения школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
4. Эмоциональное отношение к школе:
5 баллов - учащийся приходит в школу с хорошим настроением, улыбается, смеется.
4 балла - учащийся спокоен, деловит, нет проявлений пониженного настроения;
3 балла - иногда учащийся приходит в школу с плохим настроением;
2 балла - у учащегося случается проявление негативных эмоций (тревожность, огорчение, иногда страх), обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
1 балл - преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).
5. Взаимоотношения со сверстниками:
5 баллов - ребенок общительный, инициативный, имеет много друзей;
4 балла - ребенок не проявляет инициативу общения самостоятельно, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети;
3 балла - сфера общения ребенка ограничена, общается только с некоторыми детьми;
2 балла - предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт;
1 балл - ребенок замкнут, изолирован от детей, предпочитает находиться один, либо инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к другим детям: ссорится, дразнится, дерется.
6. Отношение к учителю:
5 баллов - ребенок проявляет дружелюбие по отношению к учителю, охотно обща-ется с ним;
4 балла - дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, тревожится, если делает что-то не так; в случае необходимости ребенок может обратиться к учителю за помощью.
3 балла - старается выполнить все требования учителя, но за помощью обращается к одноклассникам.
2 балла - выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным для него;
1 балл - избегает контакта с учителем, при общении с ним испытывает робость или отрицательные эмоции.
Общее кол-во баллов:_______________
Классный руководитель: /______Ф.И.О.________
Вывод об уровне социально-психологической адаптации:_______________________________
Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования, которая обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум, раскрыть его потенциальные возможности и развить его всесторонне.
Тип проекта : краткосрочный
Вид проекта : практико-ориентированный
Цель проекта : создание психолого-педагогических условий, расширяющих возможности раскрытия внутреннего потенциала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Задачи, поставленные для реализации проекта (по направлениям)
1. Обеспечить коррекционно-развивающую поддержку в форме занятий с детьми с ОВЗ, используя наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения.
2. Развивать опыт публичных выступлений.
3. Стимулировать у ребенка познавательную активность, стремление к изучению собственных возможностей.
1. Способствовать снижению эмоционального дискомфорта в связи с состоянием ребёнка;
2. Укреплять уверенность родителей в возможностях ребёнка;
3. Формировать адекватное отношение к диагнозу ребёнка с ОВЗ и его состоянию.
3 направление. Взаимодействие специалистов.
1. Обеспечить взаимодействие специалистов.
2. Действовать в команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы.
3. Эффективно взаимодействовать с родителями и педагогами.
4 направление. Работа с педагогами.
1. Создать условия в ДОУ для повышения квалификации педагогов по вопросам инклюзивного образования.
5 направление. Предметно-развивающая среда.
1. Организовать образовательное пространство в соответствии с особыми потребностями воспитанника с ОВЗ.
Этапы реализации проекта.
I. этап – организационный
II. этап – реализация проекта
III. этап-подведение итогов, анализ результатов, планирование последующей реализации проекта.
Продолжительность, сроки реализации проекта – 3 недели.
Категории воспитанников с ОВЗ, включённых в проект :
Ход реализации проекта
I этап. Организационный.
На данном этапе была проведена следующая работа:
1. Педагог-психолог, учитель-логопед, инструкторы по физическому воспитанию провели встречу для обсуждения и проработки основных целей, ценностей и принципов инклюзии.
2. Была сформирована междисциплинарная команда специалистов, включающая в себя: педагога-психолога, учителя-логопеда, инструктора по физическому воспитанию, инструктора по плаванию. Все специалисты поддерживают идеи инклюзии, заинтересованы в реализации этих идей в своей профессиональной деятельности.
• Также была проведена подготовительная работа с родителями ребенка с ОВЗ, так как именно они оказывают наибольшее влияние на раскрытие и развитие потенциальных возможностей ребенка.
Большое внимание уделялось на этом этапе психологической поддержке. Работа была направлена на:
1. Снижение эмоционального дискомфорта в связи с состоянием ребёнка;
2. Укрепление уверенности родителей в возможностях ребёнка;
3. Формирование адекватного отношения к диагнозу ребёнка;
4. Установление адекватных родительско-детских отношений.
На этом этапе разработана и принята вся необходимая документация (индивидуальные карты, мониторинговые карты).
II этап. Реализация проекта.
Специалистами были разработаны рекомендации для родителей и воспитателей по развитию выявленных возможностей.
Каждый специалист проводил работу по выявлению и раскрытию сильных сторон ребенка, направленную на осознание ребенком своих возможностей, успешности в деятельности.
Проводимая работа позволяет конкретизировать и уточнить представление о характере и особенностях развития ребенка, определить вероятностный прогноз его дальнейшего развития и комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, методов и приемов работы, способствующих максимальной социальной и образовательной адаптации ребенка.
Основная форма работы – индивидуальная, подгрупповая и групповая с применением индивидуального подхода. Также особое место занимает непрерывный обмен информацией участников проекта о процессах, происходящих с ребёнком, консультации с целью корректировки деятельности, прорабатыванию дальнейшей стратегии работы с ребёнком и наблюдениями о наличии динамики в развитии.
III этап. Подведение итогов, анализ результатов, планирование последующей реализации проекта.
В отношении социума:
• ребёнок с ОВЗ принят и активен в группе;
Непосредственно у ребенка с ОВЗ наблюдается следующая положительная динамика:
• принятие собственных достижений в различных видах деятельности;
Показатели, свидетельствующие о возрастании активности родителей ребенка с ОВЗ:
• отмечается принятие и интерес родителей к информации, которую они получают;
• понимание, как перспективы развития их ребенка, так и собственной ответственности в процессе включения ребенка в образовательную среду.
Динамические характеристики в работе педагогов:
• повышение мотивационной готовности к сотрудничеству со специалистами;
• позитивные изменения в общении с родителями детей с ОВЗ.
Задачи дальнейшей реализации проекта :
• продолжить работу с детьми со статусом ОВЗ
Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в речевом развитии Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в речевом развитии. Для воспитанника.
Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП в условиях дома-интерната Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как такие.
Особенности педагогического сопровождения по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью Актуальность темы. Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами.
Примерные индивидуальные маршруты сопровождения детей с ОВЗ 1. Ф. И. ребенка … Познавательная сфера: Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким.
Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем. Родители.
Визитная карточка центра психолого-медико-социального сопровождения Муниципальное автономное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр психолого-медико-социального.
Взаимодействие родителей и специалистов (логопеда) ДОУ, как компонент психолого — педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие специалистов и родителей. Малая.
Данный проект был разработан и реализован в 2012-2017..
Педагогический проект
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2012-2017 г. г.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ:
Обеспечение равного доступа к получению образования в образовательном учреждении и создание необходимых условий для социальной адаптации всеми без исключения детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
ЦЕЛЬ: Построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработать нормативно-правовую базу, соответствующую целевым установкам проекта.
Разработать модель системы по медико-психолого-педагогическому и социальному сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Разработать специальные программы курсов, систему выработанных и апробированных практических приемов, форм и видов деятельности, обеспечивающих комплексное развитие личности школьника с проблемами здоровья.
Создать условия для адаптации детей с ограниченными возможностями (с учетом материально-технической базы школы).
Проанализировать и систематизировать результаты проекта, обобщить и распространить накопленный опыт.
УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Достижение цели и решение задач возможно при следующих условиях:
Ознакомление педагогов с содержанием, технологиями построения коррекционного образовательного процесса через систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
Субъектном положении ребенка в образовательном процессе и личностной готовности педагогов поддерживать это положение;
Сотрудничество с учреждениями, обеспечивающими научно-методическое руководство, для обеспечения целостного подхода к решению проблем с ограниченными возможностями здоровья;
Создание в школе эффективного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии;
Взаимодействие всех участников образовательного процесса.
КРУГ ОСНОВНЫХ АКТИВНЫХ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА:
Обучающиеся с проблемами в развитии, их родители, учителя, социальный педагог, педагог-организатор, фельдшер школы, педагоги-психологи, администрация школы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Проектный. 2012-2013 учебный год.
Разработка проекта. Теоретическое изучение поставленной проблемы, подведение методологической основы осмысления результата деятельности, воспитание профессиональной активности педагогов.
Создание команды единомышленников, объединенных единой целью, теоретическое изучение и осмысление проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в школу.
Разработка проекта, определение приоритетных направлений, основных педагогических идей, подготовка условий для организации деятельности.
Информированность и готовность педагогов к использованию новых подходов, технологий с разными категориями обучающихся.
Поисково-преобразовательный. 2013-2017 учебный год.
Внедрение целостной системы по медико-психолого-педагогическому и социальному сопровождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья в практику образовательного учреждения.
Апробирование практических приемов, форм и видов деятельности, обеспечивающих комплексное развитие личности школьника.
Ожидаемый результат: Подтверждение теоретических положений через открытые уроки, практикумы, семинары для педагогов, родительские собрания. Подготовка методической и практической основы для создания новых программ и спецкурсов.
Развитие способности педагога переносить приобретённые знания и навыки в свою непосредственную повседневную педагогическую деятельность.
Рефлексивно – обобщающий. 2016-2017 учебный год.
Анализ и систематизация материалов проекта.
Оценка результатов и последствий реализации проекта.
Ожидаемый результат: Позитивный опыт реализации проекта. Распространение накопленного опыта в образовательных учреждениях города и края.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Разработка и внедрение в практику образовательного учреждения целостной системы образования и медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Увеличение доли выявленных детей, своевременно получивших коррекционную помощь; положительные тенденции в психическом и физическом здоровье учащихся. Дети, имеющие особенности развития, должны стать не изолированной группой, а активными участниками жизнедеятельности школы.
Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей и педагогов школы.
Формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей с особенностями в развитии в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектную, коммуникативную, трудовую и др.);
Положительные тенденции в профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями; в отношении к родителям обучающихся.
Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья;
ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Стабильность или повышение количественных и качественных показателей состояния здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания;
Показатели школьной адаптации обучащихся;
Показатели уровня познавательной и коммуникативной активности детей с ограниченными возможностями здоровья;
Показатели уровня готовности выпускников к послешкольной профессиональной трудовой деятельности;
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов: кадровая обеспеченность учреждения педагогическими кадрами, прошедшими переподготовку или получившие специальное образование;
Повышение уровня личной готовности педагогов к работе с данным контингентом обучающихся.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения в работе с детьми, имеющими особенности здоровья;
Папка индивидуального сопровождения, позволяющая отследить динамику развития ребенка.
Творческие и методические разработки педагогов.
Программы сопровождения детей с ОВЗ.
Консультационный пункт (клуб) для родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Г.К. Селевко. Воспитательные технологии. М.: 2005
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М., 1997г.
Кривцова С.В. Как научиться слушать друг друга.- Педология: новый век, 2001г. №4.
Макарьев И. Если ваш ребёнок левша.- СПб., 1995г.
Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребёнка: Книга для детей и их родителей.- М., 1995г.
Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.- М., 2002г.
Читайте также:
- Сравните судьбы аракчеева и сперанского удалось ли им реализовать свои планы кратко
- Формирование базисных фонетических навыков происходит в какой школе
- Методика преподавания права как педагогическая наука кратко
- Сравните что получили от реформации различные слои населения германии 7 класс история кратко
- Какой была роль кпсс в общественной жизни страны кратко