Методика преподавания права как педагогическая наука кратко

Обновлено: 03.05.2024

Предмет методики обучения праву – это процесс обучения праву. Он является частью общего учебно-воспитательного процесса, но в тоже время имеет свои особенности, обусловленные целями и содержанием изучаемой дисциплины.

Обучение - это целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на формирование у школьников зун и развитие их способностей и личностных качеств. Обучение – это двусторонний процесс, включающий процесс преподавания и учения. Преподавание – это деятельность педагога по руководству усвоения содержания образования и формирования личностных качеств ученика. Учение – это система познавательных и практических действий школьников, обеспечивающих усвоение ими содержания образования.

Функции методики обучения праву:

1. Описательная (объяснительная) – изучение и обобщение передового педагогического опыта в области преподавания права.

2.. Диагностическая – выявление состояния педагогических явлений.

3. Прогностическая – экспериментальное исследование педагогической действительности и построениие моделей ее преобразования.

4. Проективная – разработка учебно-методических материалов, нормативных документов.

5. Преобразовательная – внедрение достижений методической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования.

6. Рефлексивная и корректировочная – оценка влияния результатов научного исследования на практику правового обучения и воспитания и последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности

Задачи методики обучения праву:

1. Выявление уровня знаний и умений по правовым дисциплинам у школьников конкретного возраста.

2. Конкретизация целей обучения по классам., курсам, разделам и темам.

3. Постановка конкретных задач обучения на разных этапах педагогического процесса и определение эффективности работы на каждом этапе.

4. Разработка критериев отбора содержания, глубины и логики его раскрытия. Отбор содержания правового образования в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными возможностями учащихся.

5. Определение оптимального содержания и структуры школьных курсов, соотношения фактических и понятийных знаний. а также знаний о способах действий с правовым материалом и соответствующие им умения и навыки, формируемые в обучении праву.

6. Разработка программ по правовым дисциплинам, учебников и учебных пособий, дидактических материалов.

7. Отбор средств обучения, применение наиболее эффективных методов и форм организации обучения.

8. Предвидение и выявление результатов обучения, внесение корректив в педагогическую деятельность.

8. Предвидение и выявление результатов обучения, внесение корректив в педагогическую деятельность.

Процесс обучения– это сложная система, изучение которой целесообразно осуществлять с точки зрения системного подхода. Реализация данного подхода предполагает вычленение основных компонентов (факторов обучения) и их исследование.

Цель обучения– это мысленное предвидение конечных результатов деятельности. Разработка их является прерогативой государства. Выделяют государственные, общественные и инициативные цели обучения и воспитания. Цели обучения делятся также на цели глобальные и предметные (общие и конкретные). До настоящего времени осуществляется корректировка целей В нормативных документах, разработанных в 2000 − 2009 гг.в качестве основной цели правового образования стоитцель воспитания гражданина демократического общества, обладающего высокой правовой культурой, хорошо знающего свои права и обязанности и уважающего права других людей, толерантного в общении, умеющего разрешать правовые конфликты.

К целям правового образованияможно также отнести:

1. Повышение уровня правовой культуры общества.

2. Формирование навыков правомерного поведения, уважения законов страны и международного права. Формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступности.

3. Изучение демократических национальных традиций и ценностей, на базе которых происходит совершенствование права или формирование его новых установок и т.д..

Цели обучения носят конкретно-исторический характер и меняются с развитием общества. Хотя в советской школе цель правового образования и была связана с формированием правовой культуры, но сам феномен понимался иначе.

Методика обучения праву тесно связана с психолого-педагогическими и общественными науками. Психолого-педагогические науки определяют критерии отбора содержания образования, объем, структуру курсов, способы и методы изложения материала. Общественные науки определяют содержание школьных курсов истории, понятийный аппарат, научное освещение проблем.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предметом метода обучения праву является процесс обучения праву. Он является частью общего учебно-воспитательного процесса, но в то же время имеет свои особенности, определяемые целями и содержанием изучаемой дисциплины.

Обучение - это целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на формирование у учащихся зун и развитие их навыков и личных качеств. Обучение - это двусторонний процесс, который включает в себя процесс обучения и обучения. Преподавание - это деятельность учителя, направленная на освоение содержания образования и формирование личностных качеств ученика. Преподавание - это система познавательных и практических действий учащихся, обеспечивающих усвоение ими содержания образования.

Особенности методов обучения Право:

1. Описательно -объяснительный) - изучение и обобщение лучшего педагогического опыта в области юридического образования.

2. Диагностика - выявление состояния педагогических явлений.

3. Прогностическим является экспериментальное изучение педагогической реальности и построение моделей ее трансформации.

4. Проективная - разработка учебно-методических материалов, нормативных документов.

5. Трансформационный - внедрение достижений методической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования.

6. Рефлексивно-корректирующая - оценка влияния результатов научных исследований на практику юридического обучения и воспитания и последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности

Задачи Методы обучения Право:

1. Определение уровня знаний и навыков в юридических дисциплинах у учащихся определенного возраста.

2. Конкретизация целей обучения по классам, курсам, разделам и темам.

3. Определение конкретных целей обучения на разных этапах педагогического процесса и определение эффективности работы на каждом этапе.

4. Разработка критериев выбора содержания, глубины и логики его раскрытия. Подбор содержания юридического образования в соответствии с целями и задачами обучения, познавательными способностями учащихся.

5. Определение оптимального содержания и структуры школьных курсов, соотношения фактических и концептуальных знаний. а также знания о том, как обращаться с юридическими материалами, и связанные с ними навыки и навыки, сформированные в процессе юридической подготовки.

6. Разработка программ по юридическим дисциплинам, учебников и учебных пособий, дидактических материалов.

7. Выбор средств обучения, применение наиболее эффективных методов и форм организации обучения.

8. Предвидение и выявление результатов обучения, адаптация к педагогической деятельности.

8. Предвидение и выявление результатов обучения, адаптация к педагогической деятельности.

Процесс обучения представляет собой сложную систему, изучение которой имеет смысл с точки зрения системного подхода. Реализация этого подхода предполагает выделение основных компонентов (факторов обучения) и их изучение.

Цель обучения - мысленно предвидеть конечные результаты деятельности. Их развитие - прерогатива государства. В нем подчеркиваются государственные, общественные и инициативные цели в области образования и образования. Цели обучения также делятся на глобальные и тематические (общие и конкретные) цели. Цели нормативных документов, разработанных в 2000-2009 годах в качестве основной цели юридического образования, по сей день адаптированы для гражданина демократического общества с высокой правовой культурой, который хорошо знает свои права и обязанности и уважает права других, который терпим в общении и может разрешать юридические конфликты.

Цели юридического образования также могут быть рассмотрены:

1. Повышение уровня правовой культуры общества.

2. Формирование навыков законного поведения, уважения законов страны и международного права. Формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступности.

3. Изучение демократических национальных традиций и ценностей, на основе которых осуществляется совершенствование права или формирование новых установок и т. Д..

Цели обучения носят специфически-исторический характер и меняются по мере развития общества. Хотя в советской школе цель юридического образования была связана с формированием юридической культуры, само это явление понималось иначе.

Метод преподавания права тесно связан с психологическими и педагогическими и социальными науками. Психологические и педагогические науки определяют критерии отбора содержания образования, объем, структуру курсов, методы и способы изложения материала. Социальные науки определяют содержание школьной истории, концептуальный аппарат, научное освещение проблем.

Теория и методика обучения праву – относительно молодая область знаний. Это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридических материалов для учебно-правовых курсов и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства с целью формирования правовой культуры общества.

Используя ее достижения, профессиональный педагог может избежать ошибок, подготовить действительно грамотных, воспитанных людей, которые займут свое достойное место в обществе.

Теория и методика обучения праву – весьма динамичная наука, что обусловлено не только периодическими изменениями в законодательстве, появлением новых норм права и моделей поведения людей, но и тем, что модифицируются подходы к вопросам организации правового образования, предусматривающего формирование правовой культуры общества.

Задачи современной методики обучения праву:

  • отбор учебного правового материала и формирование специальных правовых курсов для системы обучения;
  • создание специальных правовых обучающих программ, учебников и методических пособий;
  • постоянное совершенствование методов и технологий обучения праву с учетом результативности применения уже существующих.

Обозначим функции методики обучения праву как науки. Практико-организационная функция реализуется за счет того, что данная наука позволяет разработать рекомендации педагогам по выстраиванию грамотной системы правового воспитания и обучения. С этой целью обобщается и систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в нашей стране, выявляются определенные закономерности, которые оказались весьма результативными в процессе образования и способствуют формированию правовой грамотности человека.

Мировоззренческая функция реализуется в процессе формирования определенных устойчивых взглядов обучаемых на вопросы правовой действительности, понимания целостности права и его установок, а следовательно, необходимости уважения и соблюдения законов государств, прав личности.

Эвристическая функция актуализируется в тот момент, когда выявляются некоторые пробелы в знании студентами права и появляется необходимость их ликвидации с помощью новых средств и методов.

Прогностическая функция реализуется в рамках решения задач правового обучения, формирования правовой культуры личности благодаря тому что образовательный процесс строится с учетом возможного результата обучения и предусматривает его коррекцию в дальнейшем.

Методика обучения праву как наука постоянно совершенствуется. Можно обозначить следующие основные принципы современной методики обучения праву:

Теория и методика обучения праву – это не только наука, но и искусство, так как никакие теоретические исследования или практические рекомендации никогда не заменят того многообразия методических приемов, которое рождается эмпирическим путем. И тем более, доказано, что максимально результативный опыт создается именно на основе научных знаний, а не вопреки им.

Методика преподавания права — это особая отрасль науки, которая лежит на стыке права и педагогики, и включает как юридический, так и педагогический компонент.

Цели и методы преподавания права и других юридических дисциплин зависят от уровня развития общества, науки и других факторов. Предмет методики преподавания права — право, а метод правового обучения - педагогические технологии.

Цель изучения права — воспитать глубокое осознание необходимости соблюдать права человека, уважение к другим людям и чувство собственного достоинства. Человек, уважающий в себе личность, способен отстаивать свои собственные права и уважать права других людей. Цель преподавания права — дать необходимые знания о праве, о государстве, его органах, устройстве, юридической деятельности, правах и обязанностях человека, гражданина государства, об истории и философии государства и права, которые нужны в практической жизни каждого гражданина. Эти знания делают человека более компетентным в области правовых отношений, что является важным аспектом современной жизни и развития гражданского общества и правового государства.

Преподавание учебного курса по праву основано на изучении Конституции Российской Федерации, основополагающих нормативно-правовых актов и важнейших международных документов. В методике преподавания права лежит задача не просто научить обучающихся работать с документами, но и применять приобретенные знания и умения на практике. При обучении праву нужно выстроить определенную логику преподавания правовой и юридической науки. Законодательную основу преподавания и изучения права составляет Конституция РФ — основной закон страны.

Субъектами правового обучения являются лица, обучающиеся в юридических вузах и преподаватели, которые имеют юридическое и педагогическое образование.

Особенности методики преподавания права

Преподавание основ права, его отраслей предполагает не столько читку лекционных материалов и использование прочих традиционных методов обучения, а максимальное выделение времени упражнениям в практическом применении изученного правового материала, решению реальных проблем, связанных с этим материалом.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи преподавания права:

  • научить методике работы с юридическими документами, овладению умениями работы в соответствии с современными требованиями;
  • обучать акцентировать внимание на конкретных юридических фактах и явлениях;
  • формировать правовые знания, развивать юридическое мышление, юридический язык, овладевать юридической терминологией и дефинициями;
  • ознакомить с появлением новых правовых знаний, категорий, понятий.

Методической основой преподавания, которая соединяет правопонимание с правоприменением, то есть научную теорию с практикой, является использование не только активных, но и интерактивных методов обучения праву. К ним относятся: деловые игры, кейс-метод, ролевые, психотехнические игры и упражнения, дискуссии, работа с литературными и правовыми текстами, правовыми источниками и т.д.

Методика преподавания права имеет свои особенности, требует иных подходов, чем в других дисциплинах. В центре внимания курса права находится человеческая личность, поэтому навязывание в ходе преподавания только своей точки зрения, своего мнения означает нарушение прав того, кто занимается изучением этого права. Главным принципом методики преподавания права должен стать такой принцип преподавания, при котором возможно плодотворное сотрудничество обучающегося и преподавателя.

Использование интерактивных методов в практике преподавания права служит цели формирования целостной системы знаний у обучающихся, практико-ориентированных навыков и умений, актуальных для граждан РФ, обучению применению этих знаний и совершению действий в условиях различных правовых ситуаций и т.п.

Особенности методики преподавания права:

  1. Гуманистический, ценностный подход, использование личностно-ориентированных подходов и методов: учебного сотрудничества, моделирования, метода проектов и др.
  2. Повышение правовой культуры обучающихся и эффективности преподавания за счет включения правовых дисциплин в преподавание других наук (истории, обществознания) как составной части.
  3. Региональный подход, который связан с рассмотрением роли и места права в регионе, местном сообществе, в городе или селе, разбор правовых явлений на местном материале.

Обозначенные подходы и методы направлены на воспитание у человека ответственности за свои поступки, с которыми неразрывно связано обладание правами и свободами, оценка практических ситуаций с правовой точки зрения.

В методике преподавания права предъявляются особые требования к преподавателю права, его методической компетенции, а именно, умениям составлять стратегический план обучения, анализировать ситуацию, принимать решения, конструировать логику учебного процесса, мобильно решать педагогические задачи и возникающие проблемы.

Первостепенное значение среди методов правового обучения играют инновационные методы, интерактивные методы и формы, которые способствуют интенсификации целостного учебного процесса.

В методике преподавания права произошел перенос акцентов с передачи знаний, значительных объемов информации на освоение навыков работы с правовой информацией, овладение способами приобретения новых знаний, на умение самостоятельно добывать знания, на формирование навыков анализа, критического мышления.

1. Методика обучения праву как педагогическая наука

План:
1. Предмет, задачи, основные
функции методики обучения праву.
2. Основные концепции правового
образования.

2. Понятие и предмет методики преподавания права

Методика преподавания права -
учебная дисциплина, которая
осуществляет отбор юридического
материала в школьный учебный предмет право и разрабатывает методические
средства для формирования правовой
культуры общества.
Предмет методики преподавания праву
составляют совокупность методических
приемов, средств обучения праву,
формирование умений, навыков поведения
в правовой сфере.

3. Задачи методики преподавания права

1. Отбор учебно-правового материала и
формирование правовых курсов для системы
обучения;
2. Создание специальных правовых
обучающих программ для учебников и
методических пособий;
3.Отбор средств обучения, определение
системы методических приёмов и
организация форм обучения праву;
4.Совершенствование методов преподавания
права с учётом результативности уже
имеющихся.

4. Функции методики преподавания права составляют:

1.Практико-организационная. Данная функция позволяет дать
конкретные рекомендации педагогам по выстраиванию системы
правового обучения и воспитания. С этой целью обобщается и
систематизируется опыт правового обучения за рубежом и в нашей
стране, выявляются определенные закономерности, которые
оказались результативными в формировании
правовой грамотности человека.
2.Мировоззренческая. Данная функция обеспечивает
формирование определенных устойчивых взглядов обучаемых на
вопросы правовой действительности, понимание ценности права и
его установок, а следовательно, необходимости уважения и
соблюдения законов государства, прав личности.
3.Эвристическая. Она позволяет выявить пробелы в изучении
правовых вопросов и восполнить их новыми идеями по передаче и
осмыслению правовой жизни.
4.Прогностическая. В рамках решения задач правового
обучения и формирования правовой культуры личности такая
функция позволяет предвидеть заранее возможный результат
процесса обучения в виде моделей обученности и корректировать
пути их достижений.

5. Понятие цели педагогической деятельности.

Цель - это мысленное представление конечного
результата педагогической деятельности, а потому
она определяет необходимые действия учителя для
ее достижения.
Цель включает три компонента:
- обучение (речь идет об усвоении знаний,
умений, навыков);
- воспитание (формирования личностных
качеств, мировоззрения);
- развитие (совершенствование
способностей, умственных сил и т. д.).

6. Цели правового обучения подразделяются на общие и конкретные

Общие цели правового обучения
(Е.А.Певцова):
- повышение уровня правовой культуры
общества;
- воспитание гражданина, способного отстаивать
и защищать свои и чужие законные интересы,
формирование его активной гражданской
позиции;
-формирование навыков правомерного
поведения, уважения законов страны и
международного права;
- формирование нетерпимости к насилию,
войнам, преступлениям;

7. Принципы методики преподавания права

-
внедрение исследовательского компонента в систему
взаимосогласованных действий учителя и ученика;
- использование современных методов правового обучения, в
том числе телекоммуникационных технологий, дистанционного
правового обучения и работы в системе Интернет.

9. Основные концепции правового образования

В настоящее время юридические науки принято делить на
несколько групп:
1. Теоретико-правовые науки (в их число включается теория
государства и права).
2. Историко-правовые (к ним относят историю государства и права
России, всеобщую историю государства и права, историю
политических и правовых учений).
3. Отраслевые науки (гражданское, уголовное, семейное,
финансовое, трудовое право).
4 Прикладные науки (судебная медицина, правовая кибернетика,
криминалистика и др).
Ученики в течение двух лет изучают ведущие понятия права,
историю его становления, особенности правовых норм и их
структуру, а затем рассматривают конкретные юридические
правила отраслевого законодательства. В выпускном классе
школьники рассматривают нормы гражданского, уголовного,
трудового, семейного, административного конституционного
права.

10. Достоинства и недостатки концепции

Такой подход имеет ряд достоинств:
- обучение происходит на базе коммуникативного взаимодействия;
- развиваются основы юридической речи;
-ученик решение принимает на основе имеющейся информации;
- развивается понятийное мышление.
Наряду с плюсами данный подход имеет и минусы:
- нецелесообразность увлечения теоретическими аспектами права
в силу того, что в школе не ведется подготовка юриста, а
постигаются лишь его азы;
- возрастные особенности учеников не позволяют осознать
некоторые теоретические проблемы права;
- учебный план предусматривает незначительное количество часов
на изучение права;
-ученики должны четко понимать, что изучение теории
осуществляется для использования полученных знаний на
практике.

11. Трехступенчатая система правового обучения

Трехступенчатая система правового обучения была
направлена на обучение школьников правам
человека:
-на первом этапе в начальной школе закладывались
представления о нормах человеческого поведения, путем
изучения себя, своей семьи, друзей. Дети учились уважать
друг друга, разрешать конфликтные ситуации.
- на втором этапе в средней школе обучаемые знакомились
с системой значимых общечеловеческих ценностей и
установок правомерного поведения, получали сведения о
конкретных нормах права.
- на третьем этапе в старшей школе в процессе
общественной деятельности ученики совершенствовали
готовность и умение защищать свои права и права других
людей.

12. Концепция, ориентирующая обучаемых на выбор профессии

концепция, ориентирующая обучаемых на выбор профессии,
адекватной их способностям и желаниям.
Специализированные курсы были направлены на ознакомление
старшеклассников с особенностями деятельности адвокатов,
судей, прокуроров, криминалистов и др.
Изучение права в системе экстерната привело к созданию
юридических школ, где акцент был сделан на самостоятельной
работе обучаемых по познанию права.
Получив комплект книг, пособий и заданий ученик
самостоятельно разбирался в проблемах права, при
необходимости получая консультации у преподавателя.
Учитель контролировал степень выполнения заданий через
зачеты, экзамены, контрольные работы.

13. Концепция энциклопедического права

Концепция направлена на установлении преемственности в изучении права.
Первый блок - изучались основные понятия о праве и правовой системе,
вопросы конституционного права;
Второй блок направлен на усвоение информации об уголовно-правовых и
административных отношениях, об основных запретах поведения человека в
обществе;
Третий блок – усвоение гражданского права (закладывалась основа для
изучения жилищного, семейного и других отраслей права плюс основы
рыночной экономики).
Особенности концепции:
- целостный подход (право как система должно изучаться целостно и
систематически в соответствии с логикой);
- практическая направленность (анализируются реальные случаи из жизни,
даются практические советы);
- учет современных тенденций в правопонимании и практике применения права
(обучаемые получают большой блок информации о роли прав человека в
современной системе права);
- учет психологии и интересов учащихся (подростковый возраст предполагает
активное включение учащихся в жизнь общества через тренинги, решение
казусов, ролевые игры и др.);
- огромная роль методики преподавания права.

14. Институциональный подход

На первое место поставлены проблемы
выстраивания правовых отношений между
участниками образовательного процесса
(учителя, ученики, родители).
В проектах правового обучения (например,
проект «Школа – правовое пространство)
внимание обращено на формирование
умений договариваться, мирно решать
проблемы. Согласно данному подходу,
ученики самостоятельно создают правила
школьной жизни.

15. Концепция этико-правового подхода в изучении права

Читайте также: