Какой была роль кпсс в общественной жизни страны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Партийные органы осуществляли контроль за деятельностью администрации не только предприятий, учреждений, школ и больниц, но и министерств. В ЦК существовали отраслевые отделы, которым принадлежало решающее слово в определении стратегии развития отраслей экономики.

Лишь в годы перестройки роль партийных инстанций постепенно начала терять былое значение. Важным шагом на этом пути стала отмена в 1990 г. 6-й статьи Конституции об особом статусе партии в политической системе. Августовский кризис 1991 г., в ходе которого руководство партии поддержало действия ГКЧП, привел к роспуску КПСС.

Конституционные реформы

За годы советской власти в стране были приняты четыре Конституции. Еще два конституционных проекта обсуждались в 1946—1947 гг. и 1962—1964 гг. Серьезные изменения в Основной закон государства были внесены в 1989 г.

В основу конституционного проекта 1962—1964 гг. была положена идея общенародного государства, предпола­гавшая относительную демократизацию системы управления и ограничение репрессивной практики. Вместе с тем основы экономической и политической системы оставались без изменений. Более того, круг объектов государственной собственности заметно расширился. Он охватывал практически все возможное и мыслимое.

Не отрицая личной собственности граждан, проект подчеркивал ее потребительское назначение. Были несколько расширены демократические основы общества: право законодательной инициативы было предоставлено крупнейшим общественным организациям — профсоюзам и комсомолу; планировалось решение важнейших вопросов в жизни страны с помощью референдумов; предполагалось ввести отчеты депутатов и представителей исполнительной власти перед населением. Однако все эти изменения так и не были реализованы из-за падения Хрущева.

Лишь в годы перестройки были приняты изменения в Конституцию страны, ликвидировавшие однопартийную политическую систему, допускавшие наряду с общегосударственной другие формы собственности, вводившие альтернативные, действительно свободные выборы, усилившие роль Советов как органов государственной власти.

Однако именно эти изменения, лишившие властную вертикаль стержня в лице КПСС, привели ее не к укреплению, а к распаду.

ИЗ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО ЗАКОНА):

В собственности государства находятся земля, ее недра, воды, леса и другие природные богатства, заводы, фабрики, шахты, рудники, электростанции, железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный транспорт, сельскохозяйственные предприятия, производимая на государственных предприятиях продукция, жилые дома, торговые, коммунальные и иные предприятия, банки, средства связи.

В собственности государства может находиться и любое другое имущество.

Советская власть

Советы с самого начала своего существования не играли центральной роли в политической жизни страны. Все основные решения принимались в партийных структурах. Подобное положение сохранялось на протяжении всего советского периода истории страны.

В 50-е — начале 60-х гг. несколько расширилась компетенция местных Советов, а в начале 60-х гг. Хрущев предложил создавать Советы не только по территориальному принципу, но и по производственному (имелось в виду наделить некоторыми властными полномочиями Советы рабочих непосредственно на производстве).

Конституция 1977 г. изменила название органов власти, которые вместо Советов депутатов трудящихся стали именоваться Советами народных депутатов. Это подчеркивало, по мнению ее творцов, социальную однородность советского общества.

После выборов в республиканские и местные Советы, прошедшие в 1990 г., советская власть впервые за все годы стала не декларацией, а реальностью. Вплоть до выборов президентов в республиках весной — летом 1991 г. реальная власть в стране и регионах принадлежала именно Советам.

Номенклатура

Поэтому к началу перестройки часть номенклатуры превратилась в наиболее откровенных сторонников радикального изменения политической и экономической системы.

Таким образом, консервация политического режима в 60—70-е гг. превратилась в главную предпосылку обще­ственных перемен, начатых в годы перестройки.

Коммунистическая партия Советского Союза - это политическая партия, обладавшая абсолютной властью на территории СССР в период c 1917 по ноябрь 1991 года.

Система управления в СССР

После Октябрьской революции перед большевиками встала большая проблема - как управлять государством.

Первое, что они предприняли после национализации – создали органы рабочего контроля, которые по идее должны были перерасти в рабочее управление хозяйством. Однако оказалось, что для управления государственной хозяйственной системой требуются специалисты.

В результате была создана новая система управления, просуществовавшая до перестройки.

При всех заявлениях конституционных норм в СССР система управления была административно-командной. В лице коммунистической партии государство старалось контролировать абсолютно всё.

В СССР официально было четыре ветви власти:

  • Представительная;
  • Административная;
  • Контрольная;
  • Политическая.

Высшим координационным органом всех ветвей власти было Политбюро ЦК КПСС.

Верховный Совет СССР был высшим органом представительской власти и избирался на четыре года, выбирая Президиум Верховного Совета и судей Верховного Суда, назначая Совет Министров и Генерального прокурора.

Верховный Совет состоял из двух палат - Совет Союза и Совет Национальностей, представлявший законодательную власть.

Члены комиссий Верховного Совета выбирались из депутатов.

Президиум Верховного Совета руководил страной между сессиями Верховного Совета, которые созывались дважды в год для утверждения законодательных актов.

Генеральный секретарь ЦК КПСС возглавлял политическую власть. Хрущёв совместил должности Председателя Президиума Верховного Совета и Генерального Секретаря КПСС, что окончательно сконцентрировало власть в одних руках.

У контрольной власти не было конкретного руководителя. Каждое подразделение имело своего руководителя: Генеральный прокурор, Председатель Комитета народного контроля и Председатель Верховного Суда.

Готовые работы на аналогичную тему

Председатель Совета Министров возглавлял административную власть, номинально являясь главой государства, он управлял всеми структурами.

Параллельно со всеми государственными структурами была политическая власть, контролировавшая структуры государственной власти. Она не несла ответственность, которая ложилась на исполнительную власть.

Так, секретарь городского комитета КПСС контролировал работу Председателя горисполкома и остальных органов городской власти.

За этой формулировкой скрывалось дублирование системы управления партийным аппаратом. Руководители КПСС были и правителями государства. Генеральный секретарь Л.И. Брежнев в 1977 году стал Председателем Президиума Верховного Совета, член Политбюро А.Н. Косыгин - Председателем Совета Министров.

Все партийные руководители высшего звена имели возможность вмешиваться в деятельность государственной власти. Структура ЦК дублировала органы власти, и отражала систему союзных ведомств.

КПСС была централизованным институтом государственного управления, присутствовавшим на всех этапах - от школы, цеха или колхоза до министерств и Президиума Верховного Совета. В КПСС существовала иерархия. Высший уровень составляли руководители аппарата ЦК КПСС, Совмина СССР, крупнейших министерств, секретари крайкомов, обкомов, ЦК компартий союзных республик. К этому перечню стоит добавить слой управленцев, обладавших властью на местах - заведующие отделами крайкомов, обкомов, ЦК компартий союзных республик.

Этот слой составлял около тысячи человек в Москве и 3 тысяч человек по всему СССР - директоров крупнейших предприятий, командующих военными округами, начальников управлений КГБ.

Характерной чертой элиты на этом этапе была замкнутость. Она пополнялась лишь специфическими методами.

В специфичных условиях однопартийной системы и контролируемого политического поведения выборы в Советы - от поселкового до Верховного - служили ширмой, прикрывавшей назначение на должности депутатов Советов по номенклатурному принципу.

Замкнутость элиты, ее несменяемость и неподконтрольность, устойчивость партийно-государственной номенклатуры, рождали недовольство в обществе, провоцировали противоречия в государственном аппарате и в партийных организациях.

Роль КПСС согласно Конституции 1977 года

Верховный Совет СССР 7 октября 1977 года утвердил новую Конституцию СССР.

  • Преамбула;
  • Политическая система общества;
  • Социальное развитие и культура;
  • Внешняя политика;
  • Статус народного депутата.

Впервые закреплялись права на охрану жилища, здоровья, на свободу творчества и пользование достижениями культуры. Подчеркивалась связь прав и обязанностей. Конституция закрепила за союзными республиками право на выход из состава СССР, а также право на законодательную инициативу в высших органах власти. Конституция подчеркивала значение личности, декларируя охрану её прав и свобод.

Однако провозглашенный еще в 1961 году тезис об общенародном государстве, был лишь декларацией, хотя Конституция и закрепила формы демократии:

  • всенародное обсуждение;
  • референдумы;
  • новые гражданские права.

Речь фактически шла об усилении монопольной власти партии: в статье 6 подчеркивалось, что КПСС является ядром политической системы государства, руководящей силой советского общества.



article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image




Мы сами чувствуем, что все, что мы делаем — это капля в океане. Но океан будет меньше без этой капли. © Мать Тереза ==> читать все изречения.

Наши противники на Западе в поте лица трудятся в эти дни над тем, чтобы умалить значение, исказить смысл важнейших предсъездовских документов партии. В общем арсенале антисоветских, антикоммунистических средств буржуазной пропаганды особо важное место занимают тезисы, которые извращают положение КПСС в советском обществе, отрицают необходимость ее руководящей роли на современном этапе.

Несостоятельность подобных измышлений очевидна. Весь путь, пройденный нашей партией, представляет собой непрерывное возрастание ее руководящей роли и социалистическом и коммунистической строительстве. Как предвидели основоположники марксизма-ленинизма и подтвердила практика, в этом состоит важнейшая закономерность общественного развитии при социализме.

Значение политической и организаторской деятельности КПСС, ее воздействие на все стороны жизни народа еще более важно теперь, в период совершенствования социализма. Это обусловлено объективными факторами, раскрытыми в проекте новой редакции Программы КПСС.

ПЕРВЫЙ из них состоит в том, что в процессе совершенствования социализма партии и народу приходится решать все более крупномасштабные и сложные задачи во всех сферах нашего бытия. В современных внутренних и международных условиях всесторонний прогресс советского общества, его поступательное движение к коммунизму могут быть обеспечены лишь на путях ускорения социально- экономического развития страны.

Для этого необходимо решить целый комплекс взаимосвязанных задач. Среди них - коренное обновление материально технической базы на основе достижений научно-технической революции, совершенствование общественных отношений, в первую очередь экономических; осуществление глубоких перемен в содержании и характере труда, материальных и духовных условий жизни людей, активизация всей системы политических, общественных и идеологических институтов.

Сейчас невозможно обеспечить быстрый рост общественного производства за счет только увеличения количественных факторов. Ныне на первый план все более выдвигаются качественные факторы его развития. Это со всей остротой ставит задачи всемерной интенсификации производства, новой технической реконструкции народного хозяйства, наиболее рационального использования имеющихся материальных и трудовых ресурсов. А это значит, что необходимо последовательно и настойчиво решать многие важные проблемы не только экономического и технического плана, но и социального, организационного, воспитательного характера, перестройки психологии руководящих кадров, всех трудящихся.

Обеспечить решение всего комплекса этих проблем на основе научного прогнозирования, верно определить перспективы развития производительных сил и общественных отношений, предвидеть, к каким экономическим и социальным последствиям оно приведет, способна только партия - авангард народа. Именно такой подход от начала до конца пронизывает ее экономическую стратегию и социальную политику.

ВО-ВТОРЫХ, успешное продвижение нашей страны по пути экономического и социального прогресса может быть достигнуто лишь на основе дальнейшего развития политической системы, углубления демократии, социалистического самоуправления народа, путем повышения политической и трудовой активности масс, широкого вовлечения их в управление производством, государственными и общественными делами. Как указывал В. И. Ленин, при социализме демократизм будет "оказывать свое влияние и на экономику, подталкивать ее преобразование, подвергаться влиянию экономического развития и т. д. Такова диалектика живой истории" (Полн. собр. соч., т. 33, с. 79).

Строительство коммунизма - это сознательное творчество масс. Вся наша жизнь подтверждает: чем глубже понимают трудящиеся закономерности общественного развития, чем выше их сознательность, идейная убежденность, тем Выше их творческая активность, тем успешнее осуществляются их трудом конкретные задачи и планы.

Это предопределяет необходимость усиления теоретической, идеологической деятельности партии, умения тесно увязывать свою воспитательную работу с задачами экономического и культурного строительства, активным вовлечением трудящихся в их практическое решение.

Сегодня, таким образом, еще более возрастает роль КПСС как ядра советской политической системы, как главного стимулятора развертывания и углубления социалистической демократии. Партия добивается, чтобы все формы, все институты социалистической демократии, социалистического самоуправления народа были поставлены на службу и максимально содействовали ускорению социально-экономического развития страны.

В-ТРЕТЬИХ, в процессе совершенствования социализма, развития экономики, общественных отношений постоянно выдвигаются всё новые жизненно важные вопросы. Научно обоснованные, своевременные ответы на них, правильное их решение возможны лишь на основе творческого применения марксистско-ленинской теории, глубокого осмысления практики коммунистического строительства.

Такая задача также под силу только партии, которая вооружена революционной теорией, в совершенстве владеет ею, неустанно развивает ее с учетом практики социалистического и коммунистического строительства в СССР и братских странах социализма, хода и характерных ; тенденций всего мирового развития. Новое яркое выражение это получило в процессе подготовки к XXVII съезду партии, разработки проекта новой редакции Программы КПСС, которая является крупным вкладом в мировую сокровищницу марксизма-ленинизма.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, советский народ ныне строит новую жизнь не в одиночку, а рука об руку с другими социалистическими странами. И чем теснее их сплоченность, взаимодействие, тем значительнее успехи творческого созидания в каждой из этих стран, в том числе и в СССР.

В связи с этим все более усиливается роль и значение неустанной деятельности КПСС по расширению и углублению такого сотрудничества, укреплению сплоченности коммунистов братских стран. Наша партия в целях взаимного обогащения практики руководства обществом старается всячески содействовать расширению межпартийных связей на всех уровнях, упрочению межгосударственных отношений Советского, Союза и других стран социализма.

Деятельность КПСС и советского народа по совершенствованию социалистического общества и продвижению к коммунизму является их важнейшим интернациональным долгом, неотъемлемой составной частью борьбы международного коммунистического и рабочего движения, всего прогрессивного человечества за демократию и социальный прогресс во всем мире. Успехи этой борьбы во многом зависят от размаха и единства международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного, движения.

В связи с этим в современных условиях все большее значение приобретает разносторонняя деятельность КПСС, направленная на всемерное упрочение такого единства, на оказание активной поддержки борьбе трудящихся, народов различных стран против угнетения и эксплуатации, за свое социальное и национальное освобождение.

Наша партия вместе с другими братскими коммунистическими и рабочими партиями активно содействует развитию мирового революционного процесса.

НАКОНЕЦ, в пятых, успешное решение задач совершенствования социалистического общества и продвижения к коммунизму в СССР требует благоприятных внешних условий мирного созидательного труда советского народа. Необходимость обеспечения таких условий - еще один фактор, обусловливающий возрастание руководящей роли КПСС в жизни советского общества.

Усложнение международной обстановки, вызванное нарастанием агрессивности империализма, побуждает партию значительно активизировать свою внешнеполитическую деятельность, проявлять высокую бдительность, предпринимать все более и более настойчивые усилия, направленные на обеспечение безопасности страны, обуздание сил агрессии, прекращение гонки вооружений, избавление человечества от угрозы ядерной катастрофы. И КПСС постоянно учитывает это при проведении своей внешней политики.

Партия выступает вдохновителем и непосредственным организатором осуществления крупных миролюбивых внешнеполитических инициатив и акций. Это повышает ее авторитет в глазах всего прогрессивного человечества.

Таким образом, возрастание руководящей роли КПСС - это объективный процесс, идущий изнутри социалистического общества, тесно связанный со всем его развитием и отражающий его насущные потребности. Этот процесс происходит как под воздействием объективных факторов, так и в результате активной, целеустремленной политической и организаторской деятельности самой партии.

Как известно, статья 6 Конституции СССР 1977 года закрепила, что Коммунистическая партия Советского Союза является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, которое определяет перспективу развития общества, руководит деятельностью советского народа, а все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР. Как известно, судьба этой статьи оказалась неожиданно драматичной: внесение поправки в неё стало, по сути, коренным реформированием политической системы СССР в 1989–1991 гг. Но должно ли было быть всё так? Свой ответ на вопрос даёт история создания и принятия Конституции СССР 1977 года.

Ещё в 1903 г., когда в РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии) случился раскол на большевиков и меньшевиков при рассмотрении вопроса о роли партии в революционном восстании, в большевистском руководстве сформировалась идея о том, что только организованный в партию рабочий класс сможет осуществить восстание, которое свергнет правительство и совершит революцию в жизни общества и государства. Под руководством большевиков спустя годы свершилась Октябрьская революция 1917 года. Затем началась Гражданская война, которая окончательно довела страну до состояния разрухи после Первой мировой войны и революционных событий. В этих условиях партийному, большевистскому руководству страны необходимо было взять жёсткий курс на улучшение благосостояния населения, на восстановление страны, которая шла на пути к миру и стабильности, а потому для его проведения оказалось важным упрочить свою власть.

Это положение о прекращении дискуссий на уровне фракций и их последующем запрете централизовывало партию, предваряло её последующее превращение в элемент механизма власти. Оно может быть оценено совершенно по-разному, но именно оно заложило основы будущего самой партии при И.В. Сталине, способствовало созданию централизованной, иерархичной партийной системы во всём Советском Союзе.

Читайте также: