Проектный метод как средство воспитания в условиях фгос в школе

Обновлено: 04.07.2024

Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону дошкольного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющемуся дошкольному образованию потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию воспитанников в обучении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения и воспитания с жизнью

Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов [4].

В основу метода проектов положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Перед педагогами встает трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива. Поэтому в решении задач нравственно – патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно – образовательного процесса.

Проанализировав работы педагогов – классиков по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостностью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе. Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей : от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.

Использование данного метода в системе нравственно – патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта :

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Таким образом, участие в проектах способствует расширению кругозора и повышению познавательной активности детей. Они стали проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях города, людях – тружениках. Полученные знания о городе Кемерово и стране России дети отражали в игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности. Сама деятельность и ее результаты носили эмоционально – положительную окраску.

Чувство гордости за достижения страны и желание сохранять богатства города, страны проявлялось в добрых дела и поступках. Дети научились бережно относиться к природе и ко всему живому, к труду взрослых.

Участие в проектах способствовало формированию у дошкольников положительной направленности поведения, проявляющейся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ, общественных местах; сплочению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений со взрослыми и со сверстниками.

Надеемся, что такие нравственные качества, как любовь к родному краю, к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь.

Следовательно, использование метода проектов позволит создать систему работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения; повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания.

Игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС Аннотация В данной методической рекомендации предлагаются игры по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста, которые можно.

Игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Игры по краеведению — одно из средств в работе с детьми по патриотическому воспитанию Цель: создание условий для расширения знаний детей о своем крае- о родной станице. Задачи: - познакомить детей с играми по краеведению.

Использование нетрадиционного материала в работе с детьми по изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО «Источники творческих задатков и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Опыт работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так.

Особенности психолого-педагогической помощи в работе с детьми, имеющими гипердинамический синдром, в условиях ФГОС Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть.

В связи с переходом на новую ступень образования - ФГОС второго поколения, педагогам необходимо искать иные пути обучения и воспитания, все это привело к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей, подходов и технологий.

ВложениеРазмер
munitsipalnoe_kazyonnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx 23.28 КБ

Предварительный просмотр:

воспитатель Мадеева Т.П.

В связи с переходом на новую ступень образования - ФГОС второго поколения, педагогам необходимо искать иные пути обучения и воспитания, все это привело к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей, подходов и технологий.

В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся в учебное и вне учебное время.

Можно выделить элементы современных технологий , которые возможно применять в педагогической работе, в коррекционной школе VIII вида:

  • обучение в сотрудничестве;
  • коррекционно - развивающие технологии;
  • метод проектов;
  • игровые технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • нравственная технология;
  • здоровьесберегающие технологии.

Я взяла технологию – метод проектов – т.е проект.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть его остается прежней: он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Приступив к разработке проекта, я создала паспорт проекта.

Работа воспитателя в школе по формированию социально – бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности представляет собой сложную многоуровневую систему. Она включает в себя определенные темы интегрированных видов деятельности детей с ОВЗ в условиях школы – интерната VIII вида, которые с каждым годом меняют свое содержание в связи с возрастными и психологическими особенностями детей.

В рамках проекта разработана система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением различных условий (временных, информационных, организационных, материально-технических) необходимых для эффективности всей системы действий.

Создать чёткую, методически обоснованную, структурированную модель деятельности воспитателя по организации наиболее эффективных условий формирования социальных знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ОВЗ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №24 г. Химки

учитель начальных классов

Яковлева Анна Михайловна

Актуальность метода проектов

Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.

А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Сегодня в школе необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.

Если использовать проектный метод в воспитательной деятельности, то результатом деятельности будут социальные проекты, направленные на совместную деятельность учащихся, родителей и общественности, т.е. социально значимые проекты.

Цель внедрения проектного метода в воспитательный процесс: воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности посредством методов социального проектирования.

способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности.

предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Таким образом, метод проектов является и личностно-ориентированным и деятельностным, и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей, например, информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных.

Этапы работы над проектом в начальной школе

Подготовительный период

Знакомство с терминами (объяснение учителя слов, которыми будут пользоваться при составлении проекта).

Формирование вопросов (интересующих детей).

Работа с информацией.

Основной период

Сбор сведений. Создание информационного проекта.

Постановка частных проблемных вопросов. Выбор тем для самостоятельного исследования.

Определение цели и задач исследования.

Разработка плана исследования.

Определение результатов исследования. Формирование вывода.

Презентация продукта проекта.

Самооценка и самоанализ.

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход учителя ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Система действий учителя и учащихся:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Постановка проблемы.

Проблемные вопросы и ситуации, созданные учителем.

Вопросы самих учеников, выходящие за учебные темы.

2. Выбор темы проекта.

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

3. Выделение подтем в теме проекта.

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта.

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

4. Выдвижение гипотез.

Учитель направляет и корректирует.

Учащиеся выдвигают свои гипотезы, которые будут проверяться в ходе работы над проектом.

5. Определение цели и задач исследования.

Учитель помогает сформулировать цель и задачи проекта, исследования.

Учащиеся принимают задачи.

6. Разработка плана исследования.

Учитель помогает спланировать деятельность.

Намечают план исследования.

7. Формирование творческих групп.

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

8. Реализация исследования.

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.

9. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

Учитель принимает участие в обсуждении.

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: презентация, сочинение, видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

10. Оформление результатов.

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

11. Презентация продукта проекта.

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.).

Докладывают о результатах своей работы.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей.

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

Минусы и плюсы проектной технологии

Возрастает нагрузка на учителя. Ведь учитель помогает в поиске нужных источников; координирует весь процесс; поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с легкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах – это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.

Учащиеся приобретаются навыки самообразования и самоконтроля. При подборе материалов используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками. Активно используют ресурсы Интернета. Приобретают навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходится устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других. Формируется интерес к познавательной деятельности.

Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в "разжеванном" виде. Но, самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.

“ Плюсов” больше! Метод проектной технологии позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

Применение метода проектов способствует формированию у воспитанников следующих компетентностей:

коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);

информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов);

личностных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.

А вот внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Сегодня в школе необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.

Если использовать проектный метод в воспитательной деятельности, то результатом деятельности будут социальные проекты, направленные на совместную деятельность учащихся, родителей и общественности, т.е. социально значимые проекты.

Цель внедрения проектного метода в воспитательный процесс: воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности посредством методов социального проектирования.

способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности.

предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Таким образом, метод проектов является и личностно-ориентированным и деятельностным, и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей, например, информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных.

Этапы работы над проектом в начальной школе

Подготовительный период

Знакомство с терминами (объяснение учителя слов, которыми будут пользоваться при составлении проекта).

Формирование вопросов (интересующих детей).

Работа с информацией.

Основной период

Сбор сведений. Создание информационного проекта.

Постановка частных проблемных вопросов. Выбор тем для самостоятельного исследования.

Определение цели и задач исследования.

Разработка плана исследования.

Определение результатов исследования. Формирование вывода.

Презентация продукта проекта.

Самооценка и самоанализ.

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход учителя ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Система действий учителя и учащихся:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Постановка проблемы.

Проблемные вопросы и ситуации, созданные учителем.

Вопросы самих учеников, выходящие за учебные темы.

2. Выбор темы проекта.

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

3. Выделение подтем в теме проекта.

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта.

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

4. Выдвижение гипотез.

Учитель направляет и корректирует.

Учащиеся выдвигают свои гипотезы, которые будут проверяться в ходе работы над проектом.

5. Определение цели и задач исследования.

Учитель помогает сформулировать цель и задачи проекта, исследования.

Учащиеся принимают задачи.

6. Разработка плана исследования.

Учитель помогает спланировать деятельность.

Намечают план исследования.

7. Формирование творческих групп.

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

8. Реализация исследования.

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.

9. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

Учитель принимает участие в обсуждении.

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: презентация, сочинение, видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

10. Оформление результатов.

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

11. Презентация продукта проекта.

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.).

Докладывают о результатах своей работы.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей.

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

Минусы и плюсы проектной технологии

Возрастает нагрузка на учителя. Ведь учитель помогает в поиске нужных источников; координирует весь процесс; поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с легкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах – это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.

Учащиеся приобретаются навыки самообразования и самоконтроля. При подборе материалов используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками. Активно используют ресурсы Интернета. Приобретают навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходится устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других. Формируется интерес к познавательной деятельности.

Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в "разжеванном" виде. Но, самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.

“Плюсов” больше! Метод проектной технологии позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности.

Применение метода проектов способствует формированию у воспитанников следующих компетентностей:

коммуникативных (навыки и желание работать сообща, взаимодействовать, нести взаимную ответственность, сотрудничать и т.д.);

информационно-коммуникационных (посредством приобретения опыта поиска нужной информации, в том числе через Интернет, отбора необходимых сведений, их печатного и электронного оформления, творческой презентации подобранных материалов);

личностных (через опыт самостоятельности, ответственности, творческого самовыражения, самопрезентации).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная исследовательская деятельность обучающихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно СФГОС, основным подходом в современном коррекционном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все базовые учебные действия, прописанные в Стандарте.

Читайте также: