Проектная деятельность в высшей школе

Обновлено: 02.07.2024

15 сентября в российских вузах стартует пятая волна проектных интенсивов Университета 2035 (что это такое можно почитать тут и тут). Студенты часто боятся проектной деятельности, а тем более дополнительных образовательных программ во время основной учебы, считая, что это будет отвлекать. Рассказываем, почему бояться не стоит, какие профиты дают интенсивы, а еще — почему важно в условиях неопределенности выходить за рамки привычной программы вуза.

Студенты, которые ранее не сталкивались с проектной деятельностью, часто не знают, как совместить ее с занятиями в вузе, хватит ли им опыта для запуска проекта, и это нормально. С 2018 года в проектных интенсивах Университета 2035 участвовали 5172 человека и у многих были схожие опасения. Они поделились своими инсайтами и опытом. Получилось 8 мифов и их разоблачений.

Миф 1. Мне кажется, что проект и интенсив — это все несерьезно и будто "понарошку" — может это вообще какая-то игра? То, что мы создаем, оно кому-нибудь нужно?

Владимир Парамонов, студент интенсива в ОмГТУ, так описывал свои впечатления:

"У меня был барьер, и он мешал серьезно отнестись к проекту: я думал, что это скорее игра. Было ощущение, будто после нас все захотят переделать. Но во время защиты проекта, когда мы беседовали с заказчиком, все уже показалось вполне реальным — они были явно заинтересованы в нас, нашем продукте и даже продолжении сотрудничества. Было очень приятно!"

В интенсиве проекты классифицируются по уровню сложности и по их назначению: они могут быть учебными, учебно-прикладными и прикладными.

  • От учебных проектов никто не ожидает высокого качества продуктового результата, их смысл — в отработке полученных компетенций для решения реальной (или приближенной к реальной) задачи. Такие проекты подходят студентам, которые делают свой первый проект, у них может не быть заказчика (тогда это разработка в продуктовой логике, с открытым поиском потребителей и исследованием их потребностей), либо заказчик имеет представление о том, какой уровень результатов могут предъявить студенты, и не ждет от них многого.
  • Учебно-прикладные проекты (или пилотные) — переходный уровень от учебных к серьезной прикладной работе. Как правило, они имеют заказчика, но задачи отбираются таким образом, чтобы в случае провала проекта заказчик никаких убытков не понес. Смысл таких проектов — решение востребованной задачи и подтверждение способности участников команды решать прикладные кейсы. Обычно до такого уровня допускаются студенты, которые показали способность справляться с проектами учебного уровня.
  • Проекты прикладного уровня — это серьезные разработки, где заказчик ожидает получить решение определенного качества, в рамках бюджета и оговоренных сроков. Чаще всего над такими проектами работают по контракту, за деньги. Они выполняться студенческими командами, которые подтвердили свои способности на проектах учебно-прикладного уровня. Как правило, это студенты 3-4 курсов бакалавриата и магистратуры.

Миф 2. Я не знаю, как решиться на участие, нужно будет посвящать этому силы и время. Это не помешает обычной учебе в вузе?

Многие студенты отмечали, что начать интенсив и проектную деятельность — это действительно challenge, ведь есть страх неизвестности и понимание, что мероприятие потребует много времени и сил.

Да, встречи с наставником могут проходить по вечерам после учебного дня.

Да, вам придется подстраиваться под расписание участников команды, если вы будете учиться на разных курсах и факультетах.

Но, все это поможет прокачать навык планирования как собственного, так и чужого времени — уважать его и грамотно распределять задачи.

Александр Стекольников, студент интенсива ВятГУ:

"Самым сложным было определиться с задачей, с конечной целью проекта: что нужно сделать? У нас с этим возникла небольшая проблема в команде. Но тем не менее после работы с экспертом, у нас появилось четкое понимание задачи и как ей заниматься. Поначалу мы взяли на себя слишком много".

Итак, если вы не уверены, над какой задачей работать или даже как ее выбрать — не бойтесь спрашивать наставников (тьюторов). Они помогут сориентироваться и разобраться.

Глеб Пивоваров, студент интенсива БелГУ:

"В первые дни интенсива была текучка людей в команде, и довольно неловко каждый раз начинать работу с незнакомыми людьми. Но буквально в течение первой проектной недели оформился наш состав, команда сразу стала сплоченней, не хотелось расходиться. Во время работы над проектом это уже не воспринималось как тяжелый труд — все были увлечены и наоборот отдыхали здесь от учебы и повседневной суеты".

Команда может сложиться не сразу, потому как участники ищут коллектив или задачу, которые им по-настоящему интересны.

Кристина Барсукова, студентка интенсива НовГУ:

"Меня безумно вдохновлял наш проект. Конечно же, во многом это заслуга не только преподавателей, с которыми мы работали, но и нашей команды. Мы поддерживали друг друга, если возникали сложности, помогали разобраться в чем-то, что было сложно для понимания, работали больше, чем нужно, просто потому, что нам действительно нравилось то, что мы делаем".

Участники команды учатся на разных факультетах — это плюс, поскольку можно обмениваться взглядами и подходами из разных сфер и областей для решения общей задачи. Междисциплинарность и разнообразие может стать выигрышной стороной для команды и проекта.

Миф 5. У меня совсем нет опыта в сфере проекта и, вероятно, это сильно помешает моей работе. И вообще я гуманитарий, а проект — для технарей, я в команде не нужен

Проектно-образовательный интенсив подразумевает, что параллельно с разработкой вы будете проходить нужные вам онлайн-курсы, изучать подборки, ставить фокусы развития, находить ресурсы, помогающие продвинуться по проекту и приобрести навыки. Для осуществления проекта не надо заранее обладать всеми возможностями и инструментами. Интенсивы — это про рост.

Мария Терпугова, студентка интенсива ОмГТУ:

Разделение же на гуманитариев и технарей в проектной деятельности вовсе не критично, так как отдельные шаги в разработке требуют самых разных навыков. Например, вам необходимо будет проводить пользовательские интервью, описывать происходящие процессы, оформлять результаты и презентовать их — для этих этапов сильно пригодятся именно гуманитарные знания.

Миф 6. Мне говорят (-или), что проектная деятельность не приблизит меня к получению профессии, тем более моя специальность может не пригодится команде

Вот, что сказал новгородскому новостному изданию gazon.media Максим Юдин, директор инженерной школы "Кабэшка":

Большинство участников весенней волны 2020 назвали всеобщий онлайн скорее преимуществом, нежели недостатком.

Мария Суворова, студентка интенсива ОмГТУ:

"К счастью, для нашего проекта нужен ноутбук и интернет, так что удаленная работа не помешала его завершить. Кстати, благодаря встречам в Дискорде вся команда вовремя собиралась на обсуждения, так что в некоторой степени это было даже эффективнее, чем личные встречи".

Юлия Чепракова, студентка СтГАУ:

"Работа на удаленке помогла еще больше сплотить команду. Дистанционно мы готовили только защиту проекта. Для этого общались с помощью видеосвязи. Появилось понимание, что для решения каких-то спорных вопросов необязательно встречаться очно, а можно просто выделить полчаса на групповой звонок, и работа будет проходить быстрее и легче, чем при очном общении".

Страхи перед началом проектных интенсивов были у многих студентов, но проектная деятельность в вузе – это площадка, где можно попробовать то, что вам интересно, в чем-то ошибиться, при этом не рискуя временем и капиталом.

Больше узнать о проектных интенсивах Университета 2035 и стать участником можно по ссылке.

К 2022 году система образования России, наряду с традиционными методами и практиками, планирует внедрить метод проектной подготовки. Чиновники собираются использовать новый метод в школах и вузах с целью повышения качества образования.

Что такое проектное и проектно-ориентированное обучение?

Проектное обучение определяется специалистами Института образования НИУ ВШЭ как вид отдельной, специально организованной деятельности студентов, ограниченной во времени, нацеленной на решение определенной проблемы и имеющей в качестве результата конечный продукт деятельности.

Проектная деятельность студентов, пишет владикавказский исследователь Рита Бтемирова, ориентирована на раскрытие личности обучающегося, развитие интереса к учебной деятельности, развитие интеллектуальных, творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо проблемы.

В процессуальном измерении проектной деятельности студенты образуют группы для решения конкретной задачи. Ментор, или руководитель проекта, управляет процессом, организует, мотивирует, исследует вместе с обучающимися заявленные проектом объекты и задачи. Результатом такой работы могут быть аналитический отчет, доклад, книга, патент, инновационный программный или информационный продукт, бизнес-план компании или студенческий стартап (курируемая вузом компания). Получившиеся продукты могут быть с успехом коммерциализированы.

Проектное и проектно-ориентированное обучение ни в коем случае не должно подменять собой традиционные университетские занятия и аттестации. Уже внедрившие этот метод российские вузы (НИУ ВШЭ, Московский Политех, УРФУ, ДВГУ и другие) интегрируют проекты в образовательные программы без ущерба для семинаров и лекций.

В статье рассматриваются изменения, происходящие в высшей школе в начале XXI века, вопросы становления новой системы образования. Повышения качества профессиональной подготовки современных выпускников в вузах делает их более конкурентоспособными на рынке труда. Наиболее востребованными являются навыки самостоятельного получения знаний, решения задач, командной работы. Авторы исследуют вопросы организации и популяризации проектного образования в высшей школе как метода, выполняющего большое количество функций. Рассматривается влияние Всероссийского студенческого форума на развитие научно-исследовательской деятельности студентов. Описываются этапы проведения Форума, программа заключительного федерального этапа, мероприятия и дискуссионные площадки, подводятся итоги работы Форума. Исследование вопросов производится с помощью общенаучных методов теоретического исследования (анализ и синтез). В статье расширено понятие проектного образования, авторами разработаны рекомендации по внедрению форм проектной деятельности в учебный план вуза. Использование полученных результатов в образовательной практике позволяет учитывать опыт участия в подобных студенческих форумах при подготовке будущих специалистов.


6. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Высшее образование в России: вызовы XXI века // Университетское управление. 2010. № 4. С. 6-17.

10. Ростовская Т.К. Программный подход и экономические затраты на социальную защиту и поддержку молодежи в российских регионах // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. № 5. С. 25-28.

Изменения, происходящие в России на рубеже XX-XXI веков, затронули и высшую школу. Система нацеленного на обслуживание индустриального производства и сельского хозяйства советского образования в современных условиях перестала быть актуальной. Возникла необходимость формирования новой системы образования, способной гибко реагировать на запросы общества, возникшие в условиях рыночной экономики и глобализации. Сложность и противоречивость экономических, культурных, социальных процессов породила серию реформ в сфере образования в различных странах мира, в том числе и в России. Важным условием интеграции нашей страны в мировое образовательное пространство является переоценка значимости образования и его места в сфере общественного производства [6, с.6-7].

На сегодняшний день актуальна проблема повышения качества профессиональной подготовки студентов в вузах. Для того чтобы быть конкурентным на рынке труда, недостаточно обладать фундаментальными знаниями по специальности. Современный выпускник должен также продемонстрировать владение информационно-коммуникационными технологиями, а также ряд личностных качеств, таких как креативное и критическое мышление, активность, способность к самоорганизации целеустремленность, стремление к профессиональному росту и другие [1].

Профессиональные качества выпускника, отвечающие требованиям рынка труда:

  • профессионализм;
  • инициатива и желание работать;
  • умение работать в команде.

От компетентного сотрудника требуются навыки свободного применения теоретических знаний на практике, постановки целей и задач, нахождения средств на их реализацию, планирования будущей деятельности и презентации результатов своей работы. То есть от специалиста ждут умения создать проект, опыта в проектной деятельности. В связи с этим проектные технологии необходимо использовать уже при обучении студентов. Не случайно одним из важнейших средств решения проблем молодежи в современном российском обществе является программный механизм реализации основных направлений государственной молодежной политики, который четко прописан в действующей Стратегии государственной молодежной политики, разработанной на период до 2016 года [10].

В XXI веке пассивные методы обучения, когда преподаватель дает знания, а обучающийся их воспринимает, становятся менее актуальными. Существуют проблемы, связанные с инертностью системы образования и ее неспособностью трансформироваться в соответствии с быстро меняющимися технологиями. Наряду с этим часто присутствует низкая мотивация обучающегося при усвоении знаний, неспособность к практической деятельности. Объем учебного материала постоянно возрастает и обновляется, что требует применения новых интерактивных и инновационных методов обучения. Студент должен приобрести навыки самостоятельного получения и усвоения знаний, чтобы иметь в течение всей жизни возможность повышения профессиональной компетенции [7,с. 77-78].

Метод проектов должен широко применяться в высшей школе. Создание проектов в вузе проявляется в курсовом и дипломном проектировании. Однако они могут быть шаблонными и не иметь ориентации на практику.

Проектное обучение может выполнять большое количество функций. В ходе подготовки проектов студенты учатся ориентироваться в информационном пространстве, интегрировать знания из смежных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач и оптимальное использование имеющихся средств. Студенты младших курсов при таком подходе быстрее адаптируются к учебе, имеют возможность приобщиться к научно-исследовательской деятельности, показать свои интеллектуальные и творческие способности. Проектное обучение развивает самостоятельную деятельность студентов, при этом обучающийся работает над проектом в течение заданного временного периода индивидуально либо в группе. При защите проекта выступающий развивает монологическую речь, при последующих обсуждениях и работе в команде - диалогическую. При таком подходе к обучению знания лучше усваиваются и приобретают личностный смысл.

Технология проектного обучения рассматривается как компонент системы продуктивного образования, который включает совокупность приемов, позволяющих стимулировать интерес обучающихся к различным проблемам и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, обеспечивать получение конкретного результата в виде образовательного или социально-культурного продукта [5].

Метод проектов позволяет гибко организовать учебный процесс и найти индивидуальный подход к каждому, способствует развитию личности студента, дает возможность выбрать более удобный способ усвоения знания и темп выполнения работы. При этом студент становится активным участником процесса познания, а преподаватель выступает в роли организатора общей работы, консультанта, создает условия для проявления инициативы студентов.

Сегодня в науке известна этапность выполнения работ при создании проекта (рис.1). На наш взгляд, в ходе разработки проекта важным является четвертый этап - анализ задач, поставленных на первом этапе, определение, достигнут ли желаемый результат.


Рис.1. Этапы выполнения работ при создании проекта

При использовании технологии проектного обучения у наиболее талантливых студентов рождаются проекты, способные внести положительные изменения в самые различные сферы жизни общества. Площадками, собирающими лучшие проекты студенчества вместе и позволяющими самореализоваться, являются Всероссийские студенческие олимпиады и Всероссийский студенческий форум [2, с.192; 3, с. 176].

Организатором Всероссийского студенческого форума является Министерство образования и науки Российской Федерации при участии Федерального агентства по делам молодежи, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций Российской Федерации [9].

Форум проводится с целью активного вовлечения его участников в реализацию государственной молодежной политики через формирование проектных инициатив, развитие активной жизненной позиции молодежи и студенчества как кадрового резерва экономики страны [9].

По итогам форума отмечены 100 самых активных участников, показавших себя при защите проектов, в ходе научно-деловых игр и обсуждений. Победителями форума признаны 7 проектов, из них 4 индивидуальных и 3 интегральных, созданных на площадках форума. Проекты-победители получили финансовую поддержку Министерства образования и науки РФ, позволяющую далее развивать перспективные идеи.

Всероссийский студенческий форум способствует популяризации исследовательской проектной деятельности студентов. Участие в форуме показывает, что занятие наукой на сегодняшний день является престижным и перспективным. Мнение молодежи интересно руководителям государства, существует программа поддержки талантов, дающая им возможность проявить себя на территории России. Во время форума авторы проектов имели возможность пообщаться с ребятами из разных регионов, найти единомышленников, услышать мнение экспертов, заинтересованного бизнес-сообщества и потенциальных инвесторов, обменяться опытом, настроиться на дальнейшее развитие и получение новых знаний. Ведение научных исследований, проектная деятельность студентов и молодых ученых необходима, только таким путем страна будет развиваться и прогрессировать.

На наш взгляд, идея проектного образования является очень своевременной, и ее реализация требует совершенствования рабочих планов и рабочих программ по ряду специальных дисциплин, изучаемых в высшей школе [4, с.197], затрагивая и самостоятельную работу студентов [8].

Рецензенты:


В Школе культурологии НИУ ВШЭ студенческие проекты — часть учебной программы. Ввести их в учебный план и сделать обязательной дисциплиной предложил ее руководитель Виталий Анатольевич Куренной. Мы в этом были первопроходцами, потому что ни на одной образовательной программе Вышки в тот момент такого семинара еще не было. Нашей идеей была подготовка компетентных и активных участников современного культурного процесса. Нам хотелось, чтобы студенты и выпускники не только легко интегрировались в уже существующие проекты в области культуры, но и создавали свои собственные. В Школе культурологии студенты учатся всем этапам их реализации, от разработки концепции до готового продукта — кинопоказа, дискуссии, серии встреч или семинаров.

За работу на проектном семинаре, как и за другие предметы учебной программы, ставится оценка

Museing Project

Museing Project

Museing Project



Анна Алексеева


В то время я только вернулась из английского колледжа, изменив намеченную траекторию: решила не поступать в университет в Лондоне. Осознала значимость русской культуры и русского языка в моей жизни. Хотелось говорить с людьми, узнавать о нашей истории из первых уст. Потом я оказалась на встрече с писателем Евгением Рейном, через него в одно касание можно было дотянуться до Иосифа Бродского. И мне стало интересно выстраивать такие касания, приглашая людей к себе: Мариэтту Чудакову (Егор Гайдар, Борис Ельцин), Симона Шноля (Трофим Лысенко, Александр Спирин), Виктора Ерофеева (в два касания — Иосиф Сталин). Эти связи завораживали, как красивый узор; они помогали выстроить топографию истории общества, в котором я решила жить.

Помимо очевидных организационных навыков, собственный проект дает ощущение свободы

Читайте также: