В чем принципиальное отличие государства от доклассовой организации общества кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сущность государства развертывается в его содержании, которое представляет собой совокупность характерных признаков и черт. Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т.д.), оказывающих существенное влияние на общество. Условно их можно разделить на внутренние и внешние. Количество признаков государства может быть различным, однако выделим наиболее важные.

1. Публичная политическая власть - один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы для всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование их интересов означает политику.

Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами, государство приобретает политический характер.

Таким образом, основным признаком, отличающим государственную организацию от догосударственной и негосударственной является наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями аппарата власти и управления, т. е. аппарата государственной власти, являются органы законодательной власти, исполнительной власти, суда, прокуратуры и др.

Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют государственный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты:

· Специально создается для управления обществом;

· Обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения;

· Право принятия общеобязательных для исполнения актов;

· Наличие особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.

2. Государство выступает как единая территориальная организация населения в масштабах всей страны, как официальный представитель общества во взаимоотношениях с другими странами. На смену объединению людей по признаку родства, свойственному формам социальной организации догосударственного общества, приходит территориальное объединение. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства или подданства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с государством. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида.

Территориальное объединение людей основывается как на добровольности (например, можно выйти из гражданства), так и на обязательности. Обязательность основана на необходимости подчиняться велениям органов государственной власти, которые осуществляют ее в пределах государственной границы. В пределах своей территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.

Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти, ее юрисдикции. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны: любое изменение государственных границ без согласия на то государственных властей или нарушение границ оценивается как акт агрессии. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно организованного общества трансформируется в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно – территориальному признаку.

Но не только население разделяется по территориальному признаку, но и сама государственная власть организуется на базе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно – территориальными единицами.

3. Государство в отличие от других социальных организаций обладает суверенитетом, т.е. независимостью и самостоятельностью в принятии государственных решений. Государство в лице его соответствующих органов по своему усмотрению решает все вопросы жизни страны, отнесенные к его компетенции.

Суверенитет государства может быть внутренним и внешним. Внутренний суверенитет заключается в том, что государство в лице своих органов самостоятельно решает все вопросы отнесенные законодательством к его компетенции. Граждане, общественные и иные организации, крупные собственники и предприниматели, не вправе вмешиваться в законную деятельность государства. Могут быть оспорены только незаконные решения в предусмотренном законом порядке в судебных органах.

Внешний суверенитет представляет собой независимость данного государства от других государств или иных иностранных структур, и недопустимость их вмешательства в его дела, в принятие им, его органами законных решений, касающихся взаимоотношений с другими государствами и международных отношений в целом. В случае принятия незаконных решений другие государства, международное сообщество, международные организации могут принимать меры по пресечению незаконной деятельности государства-правонарушителя и привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших эти нарушения.

Что же означает суверенитет? Во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, во-вторых, независимость ее на международном уровне.

Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и партийных, общественных органов и организаций.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

В мире всегда существовали и существуют государства с формальным и ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета допускается самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Наряду с государственным суверенитетом существует суверенитет народа и суверенитет нации.

Суверенитет народа означает его верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни – общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономических установлений и осуществления полного и всестороннего контроля за деятельностью государственных органов и всего государства.

В большинстве конституций современных государств содержатся указания на то, что их власть исходит от народа и принадлежит народу. Теоретически государственная власть должна выражать интересы народа и служить народу. Однако практически это далеко не всегда так. Государственная власть и суверенитет порой не совпадают с народной властью и суверенитетом.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до определения и образования самостоятельного государства.

5. Государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают его экономическую самостоятельность.

Налоги всегда были главным источником пополнения казны. Под налогами обычно понимаются обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц.

От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охраны его суверенитета, обороноспособности, в чем кровно заинтересован каждый гражданин.

Законодательство устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов с учетом доходов лица. Этим самым государство содействует в возможной степени сбалансированию доходов различных категорий граждан - уменьшению разрыва доходов высоко- и низкооплачиваемых категории.

Согласно действующему законодательству и принятому в финансово-правовой литературе определению под налогом понимается установленный органом государственной власти обязательный платеж в бюджет, вносимый безвозмездно юридическими лицами, другими категориями плательщиков и гражданами в точно определенный срок.

С налоговой деятельностью современного государства связаны органы третьей традиционной ветви власти – судебные органы. Реализуя судебную власть в соответствии с Налоговым кодексом РФ и другими законами страны, судебные органы вправе: 1) обеспечить принудительное исполнение налоговой обязанности; 2) рассматривать споры, возникающие между налогоплательщиками и налоговыми органами; 3) в соответствии с Уголовным кодексом привлекать к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в сфере налогообложения. Деятельность суда призвана обеспечить верховенство закона, в том числе в сфере налогообложения.

государственная власть-это признак цивилизации, а цивилизация отличается от первобытности наличием государственности и письменности.
В родоплеменном устройстве люди делятся по поло-возрастному признаку, так в государстве по идее все равны. (не всегда)

Основные признаки государства-

1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства.
2) население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т. д.
3) публичная власть. Государство - особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.
4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а т. ж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию, специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступает основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания гос аппарата);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела;

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Признаки государства

Философами и юристами сущность государства, его природа и назначение толкуются по-разному. Между тем классические признаки, так называемые составляющие государственности, представителями разных философско-правовых учений в большинстве не отрицаются. Если сопоставлять государство с другими специальными образованиями, то данные признаки можно назвать специфическими, отличающими его от других социальных образований.

К основным (классическим) признакам государства относятся:

- территория и ее границы;

- система налогов и сборов;

- суверенитет, наличие государственных символов (герб, флаг, гимн);

- монополия на издание законов;

К наиболее важным относятся следующие.

1. Государство выступает в качестве территориальной организации населения в масштабах всей страны. До возникновения государства люди объединялись по признаку родства, на основе своей принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен. Однако со временем объединение членов общин происходит в зависимости от территории их проживания. В результате возникает территориальная организация населения, которая и является государством.

Вся территория разделяется на административно-территориальные единицы, чтобы предоставить гражданам возможности осуществлять свои важнейшие права и обязанности по месту жительства. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства или подданства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с государством. Население, проживающее на территории государства, и сама территория находятся под его защитой. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества во взаимоотношениях с другими странами.

2. Государство располагает публичной властью, которая выделена из общества и не совпадает непосредственно со всем населением страны. Эта власть особого рода: она является политической, или, иначе говоря, государственной властью и организуется с помощью специального аппарата власти, управления и принуждения. Этот аппарат (механизм) государства представляет собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения различных функций с целью упорядочения и планомерного развития общественных отношений. В него входят институтызаконодательной, исполнительной и судебной власти, особый слой людей, занятых на прфессиональной основе управлением (учетом, исполнением, контролем, надзором), а также аппарат принуждения, состоящий из армии, различных служб охраны порядка, разведки и контрразведки, исправительных учреждений.

3. Важнейшим признаком государства является суверенитет. Суверенитет государственной власти означает ее верховенство и независимость от любых других властей страны (например, партий или других организаций) и независимость ее на международной арене. Верховенство государственной власти выражается в способности: а) издавать общеобязательные для всего населения решения; б) устанавливать и обеспечивать единый правопорядок на всей территории; в) отменять постановления и решения негосударственных политических организаций; г) определять права и обязанности граждан, должностных лиц; д) воздействовать на население через специальные средства властвования, отсутствующие у других организаций. В суверенитете выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет государства не противопоставлен суверенитету народа. В большинстве конституций современных государств указывается на то, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Государственная власть должна выражать интересы народа и служить ему.

4. Государство обладает монополией на правотворческую деятельность. Только оно издает законы и подзаконные акты, которые общеобязательны для исполнения всеми членами общества и обеспечены принудительной силой государственного аппарата.

5. Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность власти — это юридическое признание права государства на применение принуждения. При этом государство применяет в первую очередь так называемое ≪легализованное принуждение≫, т. е. предусмотренные законом принудительные меры в целях наказания или предотвращения нарушений со стороны отдельных лиц, групп или организаций. Принуждение может быть и нелегализованным, связанным, к примеру, с предотвращением государственного переворота. Тогда используются не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства.

Если такое принуждение обусловлено общественной целесообразностью и применяется в интересах общества, то оно может быть легитимировано, т. е. оправдано в глазах общественного мнения. Легитимность государственной власти связана с одобрением власти в силу ее привлекательности, авторитета и соответствия представлениям большинства граждан о справедливой и правомерной власти. В результате население, признавшее данную власть, обязано подчиняться ее решениям.

6. Государство тесно связано с правом. Оно охраняет и регулирует жизнь общества на основе права. Государство —единственная организация, которая располагает правоохранительными органами (суд, прокуратура, милиция, спецслужбы и т. д.), призванными проводить требования правовых норм в жизнь, стоять на страже законности и правопорядка.

7. Характерным признаком государства являются займы и налоги. Только государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Налоги всегда имели важное значение для содержания и развития государства. Они необходимы для содержания государственного аппарата, решения социальных проблем, обеспечения обороны страны. Налоги являются главным источником пополнения казны. Все другие организации для удовлетворения потребностей могут собирать со своих членов членские взносы.

Таковы важнейшие признаки государства, которые наиболее полно выражают его сущность. Кроме перечисленных основных признаков каждое государство имеет и неосновные признаки. Это символы —гимн, герб,флаг.__

Символика государства. Каждое государство имеет свои символы, которые призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Традиционно к ним относят:

- гимн - это торжественная музыка и песня программного характера;

- герб - это отличительный знак или эмблема государства, изображаемые на официальных документах, бланках, печатях государственных органов, денежных знаках. Их помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах и т.д.;

- флаг - это полотнище определенного цвета или цветов, символизирующих нацию и государство.

В государственной жизни, в межгосударственных отношениях символы государства, его учреждений имели важное значение. Символ государства означает его особенности - географическое расположение, природные богатства, этапы исторического становления, организацию власти, преемственность в организации государственной власти и т.д.

Использование государственной символики регулируется достаточно жестко - это официальное представительство государственных должностных лиц, государственные церемониальные мероприятия, государственные издания и т.д.

Определение

Государство – формальная организация, иерархическая структура, состоящая из взаимосвязанных институтов. Это развитая общность людей, главное свойство которой – устойчивость. Государство обязательно обладает такими атрибутами, как публичная власть, валюта, территория, народонаселение и независимость. Отсутствие данных признаков превращает общность людей либо в колонию, либо во временную группу, склонную к постепенному распаду.

Общество – объединение людей, обособившееся от окружающего мира на определённых принципах взаимодействия. Зарождение феномена произошло вместе с развитием сознания у человека. Древнейшие общества – это способы самоорганизации первобытных людей, где главной ценностью и устремлением было выживание. В настоящий момент социум – это группа индивидов, созданная с определённой целью на принципах самоорганизации.

Сравнение

Таким образом, как общество, так и государство – это группа людей, объединённых вокруг единой цели. В чем же разница между государством и обществом? Есть целый ряд различий. Так, общество появилось в первобытные времена, когда люди начали объединяться для защиты от дикой природы. Государства сформировались уже на более поздних этапах развития человека, после появления оседлости, закрепления за народом территории.


В социуме есть лидеры, однако их решения не всегда обязательны для исполнения. Самое страшное наказание – это остракизм, то есть отречение от общества. В государстве законы соблюдаются под страхом применения санкций, вход и выход из принадлежности сильно затруднен. Общество лишено всех государственных атрибутов либо большей их части, однако продолжает своё существование. Гибкая структура помогает ему выживать при самых сложных условиях. Теряя свои атрибуты, государство прекращает существование и умирает, подобно живому существу.

Экономика первобытного общества была основана на общественной собственности. Это было общество экономически равных. Развитие экономики шло по двум направлениям - совершенствование орудий труда и совершенствование организации труда. Структура. Основной единицей общества была родовая община.

Управление, власть. Для осуществления оперативного управления выбирался старейшина - уважаемый член рода.

Нормативное регулирование. Возникают обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Соблюдались добровольно. Закреплялась система запретов (табу).

Читайте также: