Педагоги одноклассники группа общения коллектив в целом и школа как организация это

Обновлено: 04.07.2024

Основные понятия: этика отношений педагога с детским коллективом, культура общения педагога с родителями, этика взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Первая причина в том, что педагог и воспитанник занимают разные позиции в учебно-воспитательном процессе. Педагог — руководитель, воспитанник — подчиненный. Педагог определяет перспективы, цели, задачи, он предъявляет требования, осуществляет контроль. Именно подчиненное положение ученика вызывает сопротивление и часто является причиной непонимания.

Второй причиной является то, что учитель и ученик по-разному смотрят на жизнь в силу возрастных различий и социальной зрелости, уровня знаний и жизненного опыта, а родители и учитель по-разному относятся к ребенку в силу своей роли в его жизни.

Четвертая причина кроется в отсутствии систематической диагностико-прогностической деятельности педагога. Бессистемность в изучении не позволяет учителю иметь полную информацию об ученике, об изменениях в его развитии.

И, как следствие, педагог неадекватно выбирает методы и приемы педагогического воздействия. А это порождает новые противоречия.

К пятой можно отнести причину, которая происходит от неверно выбранного учителем решения в той или иной ситуации. Сложность и неоднозначность педагогических задач постоянно ставят перед педагогом неординарные вопросы, в ходе решения которых затрагиваются интересы многих субъектов воспитательно-образовательного процесса, в том числе и других педагогов, и родителей учащихся.

Как видим, причиной многих противоречий является низкий уровень этико-педагогической культуры педагога: неумение владеть собой, равнодушие, нежелание изменить традиционные подходы к воспитанию, отсутствие самокритики и многое другое.

Анализ названных причин, осложняющих общение педагога внутри единого образовательного пространства, позволяет определить в качестве основных моральные нормы, регулирующие взаимные отношения. В интегрированном виде они могут быть представлены следующим образом: личная ответственность за организацию продуктивных взаимоотношений с учениками, без перекладывания этой обязанности на своих коллег, учащихся, родителей; умелое управление своим внутренним и внешним состоянием, постоянная профессиональная и личностная рефлексия; ориентация педагога на общественную мораль, поскольку он воспитывает будущего члена общества, максимальное внимание к развитию личности, ее способностей, талантов, индивидуальности; положительное и уважительное отношение к детям, деятельная любовь к ребенку, защита его интересов, помощь становлению характера и реализации лучших возможностей, симпатия к свойственной детям нравственной чистоте, искренности, прямоте, неискушенности, к их способности удивляться и стремиться ко всему новому; умелое сочетание официальных, деловых отношений с дружескими.

Кроме этих норм учитель должен помнить, что дистанция в педагогическом общении должна быть подвижной, гибкой, строго индивидуальной. Все зависит от ситуации, близости характеров, стажа знакомства и т.

Требовательность к себе как действенное средство самосовершенствования должна быть свойственна самому педагогу.

Актуализируя сказанное, следует еще раз подчеркнуть мысль о том, что педагог, организующий взаимодействие с детским коллективом на основах педагогической этики, всегда авторитетен.

Причиной взаимного непонимания могут быть и ошибки в семейном воспитании, которые не видят родители, и некомпетентность педагога в вопросах организации совместной работы.

Конкретные формы педагогического влияния на родителей во многом зависят от педагогического мастерства, чуткости, заинтересованности и нравственной культуры учителя, от общей атмосферы ткольт, ставшей (или нет) единым образовательным пространством проживания, становления и развития ребенка.

Этика общения с коллегами — еще одна из проблем, влияющих на адаптацию начинающего педагога к школе. Педагогическая деятельность, как уже говорилось, специфична, а следовательно, специфичен и педагогический коллектив, специфичен стиль отношений учителей и микроклимат, царящий в педагогическом коллективе.

Результат учебно-воспитательной работы школы, как известно, зависит не от одного отдельного учителя, а от всего педагогического коллектива.

Состав педагогических коллективов разнообразен. Как показывает практика, можно встретить педагогов, которые авторитетны и уважаемы, они объединены творческим поиском, отличаются профессиональной культурой, в отношении друг к другу доброжелательны и предупредительны. Такой коллектив единомышленников создает особый имидж школы.

Но есть такие школы, где отношения педагогов отличаются нестабильностью, а это, как известно, осложняет психологический климат школы, снижает результативность педагогического труда. Большинство учителей в таких коллективах, в силу многих причин, имеют тенденцию к примитивным реакциям во взаимоотношениях с окружающими (амбиция, самодовольство, зависть, злорадство, агрессия, безразличие, нетерпимость к чужому успеху). Как правило, это педагоги, некритично относящиеся к собственной личности.

Серьезно осложняют работу и снижают действенность педагогического коллектива и вьгявленные противоречия между отдельными учителями, между учителем и коллективом, между администрацией и педагогом и др. Все они опасны, так как порождают конфликтные ситуации, ослабляют сплоченность педагогического коллектива, нарушают ритм его работы.

Профессиональный труд требует, чтобы каждый педагогический

коллектив был коллективом творческим, где индивидуальность личности, проявляясь и развиваясь, обогащала бы других, способствуя авторитету каждого и всего коллектива в целом. Это возможно при условии высокой нравственной культуры каждого педагога.

Во-первых, важны понимание целей и задач администрации, поддержка новаций, если они направлены на улучшение учебновоспитательного процесса, при этом нужна принципиальность в отношении к ее делам в интересах коллектива.

Во-вторых, необходима особая профессиональная дисциплина: умение подчиняться без строптивости и лицемерия, без подхалимства и подобострастия, выяснение отношений без оскорбления и грубости, разрешение конфликтных ситуаций с учетом интересов обеих сторон. группа — позиция руководителя. Микроклимат педагогического коллектива школы зависит от мудрости руководителя. Директору даны определенные полномочия, но на нем лежит ответственность за качество учебно-воспитательного процесса, за сохранение жизни каждого вверенного ему ребенка. Профессионализм руководителя проявляется в осознании ответственности за свою должность, в заботе о совершенствовании стиля управления, об укреплении своего авторитета и авторитета школы, о профессиональном росте коллектива. Мудрый администратор всегда чуть впереди в знаниях педагогических новинок, он — первый исследователь, образец профессионального самосовершенствования. Но он рядом со всеми: участвует в творческом эксперименте, проявляет интерес к новаторству, знает проблемы каждого учителя, каждого класса и каждой семьи ученика, заражает творческим настроением, показывает перспективы роста.

Ошибка многих управленцев заключается в стремлении к единоначалию. Важно учитывать, что без поддержки коллектива решение даже самой простой проблемы невозможно, а каждый неформальный лидер — источник рационализаторства, поэтому важно заботиться о том, чтобы они становились единомышленниками, постоянно искать эффективную систему стимулирования деятельности педагогического и ученического коллективов, объективно оценивать работу коллектива, его отдельных членов. Директору важно не допускать субъективизма, придирчивости, предвзятости, уметь дифференцировать трудности (объективные и субъективные) и недостатки (мелкие и серьезные), умело устанавливать причины и пути их устранения, выявлять глубинные характеристики воспитательного процесса, индивидуальные оттенки дарования учителя, его неповторимость, всемерно помогать становлению личности педагога.

Нравственные нормы жизни педагогического коллектива целесообразны педагогически и социально. Они определяют уровень профессионализма каждого педагога и в целом коллектива, выступают основанием психологического климата, способствующего результативности воспитания.

Вузовский курс педагогической этики не освещает все вопросы, связанные с педагогической культурой учителя. Теория и методика педагогической этики в настоящее время находятся в стадии интенсивного развития.

Хотелось бы, чтобы все положения, советы, рекомендации соотносились с индивидуальными возможностями, стали для читателя началом выработки своего педагогического характера, убежденности и побудили к активному, постоянному, творческому самосовершенствованию.

Читайте также: