Почему спустя 10 веков к теме духовности обращаются современные композиторы кратко

Обновлено: 01.07.2024

2. Насколько сейчас актуальна тема духовности в наши дни? Пожалуйста! Срочно! Заранее огромное спасибо!

t53 до-миЬ-соль
t6 миЬ-соль-до
s53 фа-ляЬ-до
D2 фа-соль-си(бекар)-ре
t6 миЬ-соль-до
умVII7 си(бекар)-ре-фа-ляЬ
t53 до-миЬ-соль

мг от 1 ступени - это м.7 от 1 ступени? Если да, то держи цепочку из интервалов.

И расставляй, пожалуйста запятые, чтобы проще читать было

К родственным тональностям относятся:
-параллельная тональность
-субдоминантовая тональность
-тональность, параллельная субдоминантовой
-доминантовая тональность
-тональность, параллельная доминантовой
-минорная субдоминанта (для мажора) или мажорная доминанта (для минора)

Капитан со своими моряками поехали в плавание. они нашли пищеру. когда они зашли в неё, они увидели много золота , они стали собирать все золто. но. вдруг в пещеру зашёл .



- А зачем человеку вообще нужна музыка, какова ее роль в нашей жизни?


- Начать нужно с того, что вся популярная музыка имеет в своей основе языческие корни. Те, кто как-то интересовался джазом, знают, что корни джаза уходят в африканскую культуру. Отсюда же пошли и блюз, и рок-н-ролл - в 1950-е годы. Да и танцевальная поп-музыка замешана на языческих ритмах. Давайте вспомним: Православная Церковь негативно относилась к музыкальным инструментам именно из-за их применения в ритуалах. И рок-концерты или танцевальные шоу с беснованием публики тоже наводят на ассоциацию с языческим ритуалом.

Но ныне в церковной среде мы сталкиваемся с двумя диаметрально противоположными точками зрения. С одной стороны, есть устойчивое убеждение, что это нечто непотребное, что рок-музыка - это сатанизм. Но в то же время отдельные священнослужители благословляют выступления рок-музыкантов, дают положительные отзывы об их творчестве, даже сами пишут и исполняют рок-музыку. Поэтому давайте разберемся: что это за явление - рок, что оно собой несет и нужно ли оно воцерковляющемуся и верующему человеку.



Саунд - это некая звуковая картинка, которая предстает нашим ушам, когда мы слушаем популярную музыку. А драйв - то, что нас при этом заряжает. И это очень важно! Потому что если в духовной музыке, в колокольном звоне, в фольклоре и классике мы сталкиваемся с ритмом вечности, вечной красоты, божественного порядка, то слушая рок, мы впитываем ритмы и энергетику мира сего.

Конечно, православный человек не должен быть каким-то хмурым, безучастным, бездеятельным. Нет, он должен быть деятельным и, несмотря ни на что, всегда радоваться, благодарить Бога за все. Но эта радость - иная, она светлая, чистая. Признаком натоящей культуры является ее светоносность в духовном понимании этого слова. А современная рок-культура - антикультура - имеет характерной чертой гипертрофированную чувственность, что для православного человека неприемлемо. Чувственность противоположна духовности, и чем больше мы ее развиваем, тем сильнее удаляемся от духовного - от истинного смирения и трезвения. Христианин, живущий в миру, должен знать и понимать его опасности, иметь трезвенный взгляд на мир. Такой взгляд формирует Церковь, храм, где мы обретаем истинную свободу - свободу от греха, подчиняясь духовному порядку. А чувственный человек - это человек ведущийся, подвластный любым манипуляторам. Цель сатаны, князя мира сего - воспитать человека не думающего, потребителя. Почему, скажем, во время революции такое гонение было на Церковь? Во многом именно потому, что Церковь всегда несла истинную свободу, а богоборцы стремились превратить человека в часть толпы, которая готова ломать, крушить, выполнять все, что ей прикажут.

- Но почему тогда рок-музыка и рэп находят сторонников в среде верующих? Причем это не единичные случаи.

- Какая в таком случае есть альтернатива современной популярной музыке? Как Вы относитесь к авторской православной песне?

- Альтернатива - духовная музыка, фольклор и музыка классическая, которая ведет человека к преображению, к истинной красоте.

Основой православной музыкальной культуры является напев. Это комплексы мелодических попевок, которые пришли из церковной или народной традиции. Причем я сознательно не делаю разницы между знаменным распевом и современным церковным напевом, гласовым. Потому что речь идет о едином пространстве духовного порядка. Оно присутствует в любых гласовых попевках и напевах - византийских, московских, петербургских. И эта система внутренне воспитывает человека. Во-первых, в напеве нет личного. Т. е. ты приходишь в храм и слушаешь только то, что там поется - подчиняешь себя соборному духу. Во-вторых, напев - это концентрация опыта Церкви, это воспитание чувств, потому что церковное пение есть образ молитвы, который человек вбирает в себя в храме. И со временем этот образ начинает жить у него внутри, становится его внутренней сущностью и как бы неким щитом, барьером, защищающим от негативных внешних влияний. Т. е. такой человек может где-то услышать современную музыку, но она в него уже глубоко не проникнет. Напев - это тот самый образ мирного духа, который мы призваны стяжать, культивировать в себе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Открытый урок в 6-А классе.

Расширить представление о прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

– познакомить с терминами “арпеджио”, “музыкальный орнамент”;

– развивать творческое мышление;

– приобщать к духовной национальной культуре.

Оборудование:

- Наборы иллюстраций с изображением фресок.

- Портрет композитора В.Кикты

Музыкальный материал:

Предполагаемые результаты

Метапредметные:

знакомство с произведениями живописи и литературы.

установление художественно-интонационных связей музыки и живописи.

Предметные: закрепление навыков слушания, анализа и сравнения музыкальных произведений.

Личностные: формирование чувства любви к русскому искусству.

Тип урока: формирование новых знаний

1.Организационный момент. Приветствие.

2. Повторение пройденного материала

Беседа по вопросам:

- Когда в России зародился жанр духовной музыки, с какими историческим событием он связан?

- Как называется жанр церковной музыки Древней Руси?

3. Работа по теме урока

Учитель:- На предыдущих уроках мы уже говорили о духовной музыке, о музыкальном искусстве Древней Руси А теперь давайте проверим ваши знания.

Проводится терминологическая викторина. (карточки лежат на партах)

(обращение к Богу; просительная, покаянная, хвалебная и благодарственная)

Как называлась система верований, обычаев и обрядов древних славян?

(язычество или многобожие)

Какое важное историческоесобытие произошло на Руси в 988 году?

Кто провозгласил на Руси веру в единого бога Иисуса Христа?

(князь Владимир Красно Солнышко)

Как называется пение без сопровождения?

Как называлась для записи церковной музыки специальная нотация безлинейными знаками?

(знаменная или крюковая)

(одноголосное протяжное пение)

Как по-другому называлось многоголосное средневековое церковное пение?

Как называется вид живописи, предназначенный для создания священных изображений?

(живопись по сырой штукатурке)

Что такое молитва и какими они бывают?

Спасибо. Вижу, что предыдущие уроки не прошли для вас даром.

- Сегодня мы вновь обратимся к духовной музыке, к музыкальному произведению 2-й половины XX века, написанному в честь 1000-летия крещения Руси.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

Учитель: - Мы попытаемся узнать, какие средства использовал украинский композитор Валерий Григорьевич Кикта в своей концертной симфонии для арфы с оркестром “Фрески Софии Киевской”, чтобы передать для нас, потомков, образы древней Руси.

-Давайте это и запишем в тетрадь

- Сегодня нам даже предстоит побывать в роли музыкантов и художников, увидеть связь музыки и живописи, связь времен.

Современный композитор Валерий Григорьевич Кикта родился на Украине в 1941 году, а музыкальное образование получил в Москве. Он словно летописец, бережно сохраняет для потомков события древности, насыщая музыку собственной интонацией.

Эта симфония — необычная, в ней отражена музыка истории нашего государства, духовное богатство русского народа, воплотившем в уникальном памятнике архитектуры, его живописных фресок. Когда человек посещает храм или церковь его охватывают чувства единства небесного и земного. Как будто здесь побывал Ярослав Мудрый, как будто происходили события , связанные с историей Руси. Несколько раз разрушалась Киевская София, но всегда возрождалась во всей своей красе.

Учитель: Сейчас вы прослушаете отрывок из симфонии, где солирующий инструмент — арфа.

- Давайте поделимся впечатлениями. Какие чувства, мысли вызывает эта музыка?

Дети : Будто певец-сказитель игрой на гуслях рассказывает о былом. Кажется, будто оказываешься в этом храме и по настоящему переживаешь страницы истории, глядя на росписи стен.

Учитель: - Мы с вами прослушали часть концертной симфонии для арфы с оркестром. А сколько частей должно быть в классической симфонии?

Ответы детей

Учитель: Правильно, 4-е. Но эта симфония является неким исключением, в ней 9 частей.

1. Орнамент 1, 2. Зверь нападает на всадника, 3. Орнамент 2, 4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого, 5. Михайловский придел, 6. Борьба ряженых, 7. Музыкант, 8. Скоморохи, 9. Орнамент.

- Ребята,скажите, какое название повторялось?

Ответы детей

Ответы детей

(узор с повторяющимися элементами)

Учитель: Вспомните название прозвучавшего фрагмента и запишите в тетрадь

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей : меняется ритм, тембр, добавляется звучание других инструментов — трубы, колоколов).

Представте, что мы углубились в пространство храма, и перед нами предстало мгогоцветье фресок, отображающих духовные образы и образы народной жизни.

Итак, перед нами живописная фреска “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”

Именно того князя, по велению которого 10 веков назад в 50-ую годовщину христианства на Руси в Киеве возвели величественный собор Святой Софии, украшенный мозаикой, фресками, орнаментом. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. А её дочери - Вера, Надежда, Любовь.

Учитель: - Ребята, напомните мне, что такое фреска? (роспись на сырой штукатурке). Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная.

СЛУШАНИЕ “фрески” “Портрет дочерей Ярослава Мудрого”

- Какие впечатления вы получили, когда фреска зазвучала? (будто княгини сначала ожили и сошли с фрески, приближаясь всё ближе и ближе. Они водят хоровод вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И в конце музыки княгини возвращаются на своё место и вновь превращаются в фреску).

Учитель: давайте составим таблицу, в которой отобразим музыку и живопись этого фрагмента

ЦЕЛЬ – углубить представления учащихся о том, какими средствами в современной музыке раскрываются религиозные сюжеты и образы.

– познакомить с терминами “арпеджио”, “музыкальный орнамент”;

– развивать творческое мышление;

– приобщать к духовной национальной культуре.

ТЕХНОЛОГИИ: проблемное обучение (эвристическое погружение, мозговой штурм);

проектно- исследовательская (методы проектов, защиты презентации, “сочинение сочинённого”);

личностно-ориентированное обучение (индивидуальные задания);

здоровьесберегающая (метод пластического движения, вокальные упражнения) .

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, коллективная (в группах)

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой, DVD–плеер, читающий CD –диск, фортепиано, магнитная доска, бубен, треугольник, два колокольчика (большой, маленький)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку, учебник, творческая тетрадь, картонные геометрические фигуры и магниты

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы, нотный текст песни Е.Крылатова “Молитва”.

ХОД УРОКА

Музыканты – извечные маги
Вызывают виденья веков…
Б.Дубровин

(дети рассаживаются по трём группам вокруг столов)

II. Формирование компетенций по содержанию материала. (9мин)

1. Подготовка к новому материалу на основе ранее изученного. Эвристическое погружение.

-Здравствуйте! Ребята, под какую музыку вы вошли сегодня в класс?

(Это пьеса “Прогулка” из сюиты Мусоргского “Картинки с выставки”.)

Вспомните, какую роль выполняет “Прогулка” в сюите?

(Прогулка является связующим звеном между другими контрастными музыкальными картинками - иными словами, служит путеводителем по выставке).

На экране схема:


Посмотрите, на какую музыкальную форму похоже такое построение музыкальных пьес?

(форму рондо, где Прогулка – рефрен, Балет невылупившихся птенцов и Богатырские ворота- эпизоды)

На экране появляется формула А + В + А + С + А,

где А – рефрен, ВС – эпизоды

- Замените буквенное выражение геометрическими фигурами.


(ученик выкладывает на магнитной доске )

Что получилось? (узор).

Какие особенности имеет этот узор? (Повтор). Как такой узор называется в декоративно-прикладном искусстве? (орнамент)

- Ребята, я не случайно дала вам это задание, потому что на протяжении урока мы будем копить знания, умения и в конце урока на основе накопленного материала создадим музыкальный проект. Какой – это пока секрет.

2. Проблемное поле. Мини-проект.

На экране фрагмент из рабочей тетради стр. 22

Работаем в рабочей тетради. На стр.22 есть два фрагмента – изобразительный и музыкальный. Как узнать, являются ли они орнаментами? Проведём маленькое исследование.

а) Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл? (Имя), объясни ход своих мыслей.

Один ученик показывает на экране с объяснением (Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом)

- Сколько голосов в музыкальном орнаменте? (Два: первый и второй голос)

- Давай посмотрим, может быть, изобразительный орнамент тоже двухголосный? (Второй голос усилен множеством мелких нот. И нижняя часть рисунка тоже насыщена мелкими узорами.

Первый голос состоит из долгих длительностей. Поэтому они редко расположены. И в верхней части изобразительного орнамента тоже меньше узоров.)

- Какой из этого исследования следует вывод? ( Данный изобразительный орнамент – музыкальный.)

б) Давайте его озвучим. (Выходят три ученика. Один играет первый голос на треугольнике. Два других ученика играют второй голос на колокольчиках (рефрен-эпизод-рефрен). Затем играют втроём)

Итак, мы создали музыкальный орнамент. На что похоже его звучание? (на колокольный звон). Где можно использовать такой орнамент? (озвучить росписи храмов древней Руси, наложить музыку на демонстрацию слайдов об архитектуре древней Руси)

III. Проверка Д/З. Защита презентации.(5мин)

На прошлом уроке мы уже знакомились с музыкальным искусством Древней Руси.

Дома вы готовили материал из учебника по данной теме, а также я давала индивидуальное задание (Имя): провести исследовательскую работу, собрать информацию о развитии церковной музыки XI – XIXвв. и оформить в виде презентации.

- (Имя) готов? Пожалуйста.

Защита презентации “Развитие церковной музыки XI – XIXвв.” с муз. сопровождением: Знаменный распев, “Да исправится молитва моя” П.Чеснокова. Вопросы к классу.

- Спасибо, (Имя). Садись.

VI. Исполнение “Молитвы” Е.Крылатова (5 мин.)

- А у меня есть свой дополнительный вопрос к классу:

- Как вы считаете, а в наши дни современные композиторы сочиняют духовную музыку?

- Какую современную молитву вы знаете? (“Детская молитва” Е.Крылатова)

а) ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Прежде, чем исполнить песню, давайте настроимся.

1. Упражнение на умение экономить дыхание (“Надувная игрушка”)

- Надуваем игрушку в среднем темпе, сдуваем медленно, струйно.( 2раза)

2. “Греем руки на морозе” (дышат 8раз)

3. Упражнение на отработку кантиленного пения (показать)

“Ми-и-и-и-я-я-я-я, ми-и-и-и-я-я-я-я-ми” (1раз –легато, 2 раз – стаккато)

на экране слайды 4-15 сопровождают песню

б) ИСПОЛНЕНИЕ “МОЛИТВЫ" Е.КРЫЛАТОВА:

- Первые 4 строчки поют солисты. Вторые 4 строчки – весь класс.

- Чем отличается молитва XX века от партесной молитвы XVIIвека?

( здесь одноголосный унисон, там многоголосье - партесное пение
присутствует аккомпанемент, исполнительский приём “а капелла”)

- А что их объединяет? (название, интонации мольбы, просьбы, минор, медленный темп, строгость) – т.е. смысл остаётся прежним – обращение к Святыни.

IV. Новая тема. “Фрески Софии Киевской” В.Кикты.(8мин)

Сегодня мы вновь обратимся к духовной музыке XX века и попытаемся узнать, какие средства использовал украинский композитор Валерий Григорьевич Кикта в своей концертной симфонии для арфы с оркестром “Фрески Софии Киевской”, чтобы передать для нас, потомков, образы древней Руси.

на экране фото композитора и собора св.Софии с учебника стр.58

Написал он её в честь 1000-летия крещения Руси.

Потому что как раз 10 веков назад по велению князя Ярослава Мудрого в 50-ую годовщину христианства на Руси в Киеве возводится величественный собор Святой Софии, украшенный мозаикой, фресками, орнаментом. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. А её дочери - Вера, Надежда, Любовь, к которым вы обращались в “Молитве” Е.Крылатова.

И сейчас мы так же, как когда-то побывали на выставке “картинок” Мусоргского, совершим музыкальную экскурсию по фрескам собора.

А путеводителем в симфонии служит музыка, которая как рефрен повторяется в них несколько раз. Попробуйте дать ей название. (“Орнамент”)

Верно. Послушайте его музыкальный узор.

Звучит “Орнамент”

на экране фото-слайды 17-21 – экскурсия по собору Святой Софии.

- Какие ощущения вас охватили, когда вы слушали орнамент? ( Как будто певцы-баяны на гуслях рассказывают былины о событиях, связанных с историей Киевской Руси, ощущения, что мы побывали в этом соборе и стали очевидцами его истории).

Обратите внимание на нотный пример Орнамента в учебнике стр.59

на экране нотный фрагмент Орнамента с учебника стр.59

- Какую особенность вы наблюдаете в партитуре арфы? (волнистую линию) Такой приём в музыке называется арпеджио, где звуки воспроизводятся последовательно.

учитель показывает разложенные аккорды на фортепиано

ФИЗМИНУТКА. ПЛАСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

- На звучание какого инструмента похоже арпеджио? (на гусли)

Теперь представьте, что каждый из вас – это струна гуслей. А что происходит со струной, если её дёрнуть? (Она деформируется). Выполняем поочерёдные наклоны друг за другом по порядку со счётом (123456 – 1группа, 2 группа, 3группа, 4группа). Каждая из ваших групп – это разложенный аккорд по типу арпеджио.

дети выполняют наклоны в ансамбле с учителем под фортепиано.

Какой же исполнительский приём помог вам изобразить перебор струн? (арпеджио)

V. Проектная деятельность в творческих группах (10 мин)

на экране три фрески: “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”

Итак, перед нами живописная фреска “Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого”

- Ребята, а кто знает, что такое фреска? (роспись на сырой штукатурке). Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Как же нам её услышать?

Чтобы её услышать, мы сами должны научиться создавать музыку. Для этого мы должны быть не только музыкантами, но ещё и художниками.

Сейчас вам предоставляется возможность спроектировать музыку к фрескам. У вас на столах имеются парные элементы музыкальной и живописной выразительности. Но у каждой творческой группы они разные.

Чтобы работа получилась быстрой и качественной, распределите обязанности поиска каждого элемента пополам.

Например, вы трое – художники, определяете, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивает его, а вы трое – музыканты, находите в соответствии элемент музыкальной речи и также фломастером выделяете его.

Выберете капитана команды, который сможет объяснить результаты вашей деятельности.

ТЕСТОВЫЕ СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Элементы музыкальной речи и художественной выразительности:

ударные: ксилофон, барабан;

струнные: арфа, скрипка-тремоло;

на экране “Портрет дочерей Ярослава Мудрого” (дети работают, определяют элементы музыкальной речи )

- А теперь послушаем, насколько ваши мысли были близки к идее композитора

Слушание “фрески” “Портрет дочерей Ярослава Мудрого”

- Какие впечатления вы получили, когда фреска зазвучала? (будто княгини сначала ожили и сошли с фрески, приближаясь всё ближе и ближе. Они водят хоровод вокруг нас, перебирая мелкими шажками. И в конце музыки княгини возвращаются на своё место и вновь превращаются в фреску).

Мелодия – поступенная Линия – прямая
Тембр – арфа, скрипка-тремоло Колорит – мерцающий
Форма – вариация Композиция – располож. частей повторное
Развитие музыки – динамическое, темповое Развитие худ. идеи – приближение

- Посмотрите, всё ли верно вы предположили? Какой имеется недочёт? (темповое развитие тоже необходимо было определить) Сравнение. Оппоненты - 2,3 группы.

РЕЗУЛЬТАТ: - Что же вы сегодня создали? (спроектировали музыку к фреске)

РЕФЛЕКСИЯ: - Ребята, трудно вам было быть художниками? А музыкантами?

- Какие знания вам понадобились, чтобы создать муз. проект? (умение

определять живописные и музыкальные средства выразительности)

ВЫВОД: - Когда композитор сочинял симфонию, его задачей было сохранить для нас,

потомков, события древности. – Как вы считаете, у него это получилось?

- Какими средствами он этого добился? (инструментовкой, музыкальной

формой, приёмами развития и исполнения: орнамент, арпеджио)

VII. ВЫВОД УРОКА (2 мин.):

- Почему, спустя X веков, к теме духовности обращаются современные композиторы?

- Насколько сейчас актуальна тема духовности в наши дни? ( Во все времена человеку необходимо, чтобы о нём проявляли заботу, любовь, доброту, терпение, порядок во всём. В этом заключается внутренняя красота людей, т.е. духовность. В наше время таких людей становится всё меньше и меньше. Мы теряем духовность. А это чревато войнами и разрушениями)

- А наш сегодняшний урок вас чему-то научил?

- Какими надо быть людьми? (добрыми, уважительными)

- Сегодня вы все справедливо заслужили пятёрки. Особенно хочу отметить ребят, которые работали у доски: (Имена).

- В чём же современность музыкальных образов Валерия Кикты? Запишите в творческой тетради стр.25 свои размышления.

Читайте также: