План урока климат южной америки 7 класс домогацких

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока: 1) Сформировать знания о расположение климатических поясов на материке; 2) Развивать умение работать с тематическими картами; 3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта мира.

I .Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II .Проверка домашнего задания.

1. Рельеф (горы Анды, равнины, Амазонская, Ла-Платская, Оринокская низменности, Гвианское и Бразильское плоскогорье, Патагония, равнины Гран-Чако, Маморе, Пантанал, межгорные плато – Пуна; саларес – соленые болота)

2. Полезные ископаемые (Железная руда, марганец, уран, никель, алмазы, золото, алюминиевое сырье, бокситы, нефть, газ, олово, свинец, цинк, серебро; оловянный пояс в Боливии – 940 км )

III .Всесторонняя проверка знаний.

1. Самое глубокое место в Мировом океане (Марианский желоб)

2. Среднее годовое количество осадков в степной зоне (300мм)

3. Высотный пояс хвойных лесов в Альпах начинается с высоты (1500м)

4.Рельеф, доминирующий в Северной Америке (равнинный)

5. Какое море внутреннее? (Чёрное)

6. Укажите страну Южной Америки (Аргентина)

IV .Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какие факторы влияют на формирование климата Южной Америки? В каких климатических поясах расположен материк?

V .Объяснение новой темы.

  1. Климатообразующие факторы
  2. Экваториальный климатический пояс (температура+25°С, осадков 1500 – 3000 мм ). Субэкваториальный пояс (+28°С, зимой +20°С, осадки от 2000 до 1000 мм )
  3. Тропический климатический пояс (средняя температура +28°С, самая высокая на Гран-Чако +47°С, осадки – 2000 мм ; в пустыне Атакама летом +20°С, а зимой +13°С)
  4. Субтропический климатический пояс (на востоке влажный, летом +25°, а зимой +15°; субтропический континентальный во внутренних районах; на западном побережье субтропический средиземноморский)
  5. Умеренный климатический пояс (на востоке континентальный, самая низкая температура - 33°С; на западе – умеренно морской). Высокогорный климат.

VI .Усвоение новой темы.

Работа с климатограммами и климатической картой

VII .Домашнее задание. § 39

VIII .Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: В соответствии со своим географическим положением Южная Америка получает большое количество солнечного тепла, но обилие влаги предохраняет материк от чрезмерного перегрева. На формирование климата помимо географической широты большое влияние оказывает высокогорная система Анд на западе, а так де теплые и холодные течения.

Образовательная: формирование у учащихся представления о климате Южной Америки и факторах, его обусловивших. Углубить знания о климате основных и переходных климатических поясах на примере Южной Америки.

Воспитательная: формирование научного мировоззрения на основе зависимости климата от климатообразующих факторов.

Развивающая: развитие личностных качеств учащихся: памяти, внимания, логического мышления. Формирование умений читать климатическую карту, климатограммы.

I. Организационно-мотивационный момент.

1. Объявление темы урока. (1 слайд презентации )

2. Постановка целей и задач. (2 слайд)

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка номенклатуры (на карточках) – как на экзамене.

Учащиеся по очереди выходят к доске и берут карточку с названием объекта, показывают его на физической карте Южной Америки.

Перечень объектов номенклатуры:

5.Архипелаг Огненная Земля.

Проверка д.з.

Дифференцированные задания

Работа с таблицами(карточки для слабых учеников)

1) Большая часть материка лежит в южном полушарии.

2) На западе омывается водами Атлантического океана.

3) Относительно нулевого меридиана материк расположен в западном полушарии.

4) Самый жаркий материк Земли, т.к. его большая часть расположена между тропиками.

5) Площадь материка около 30 тысяч км. кв.

6) Крайняя северная точка – м. Гальинас.

7) Омывается Тихим океаном на западе.

8) На севере граничит с Евразией.

9) Название материка произошло от названия берберского племени, которое когда-то проживало на севере материка.

10) На юге материка самый широкий из всех проливов Земли.

Задания для средних:

-Закончите кластер.

Рельеф Южной Америки

Горный запад Равнинный восток

Задания для сильных:

Задания на проверку понимания причинно-следственных связей

- Объясните различие в рельефе запада и востока материка.

- Какими полезными ископаемыми богата Южная Америка ? Объясните закономерности их размещения.

-Какие плоскогорья есть на материке?

-Что им соответствует в строении земной коры?

-Перечислите низменности, что им соответствует в строении земной коры?

- Какие внешние процессы формируют их современный облик?

– Давайте вспомним, на какие группы делят климатические пояса? ( Основные и переходные ).

– Назовите основные и переходные климатические пояса?

– Что мы называем воздушной массой? ( В.М. – это большой объем воздуха, формирующийся над определенной территорией и обладающий общими свойствами: температурой, влажностью, прозрачностью и т.д. )

– Какие типы воздушных масс вы знаете, и какими свойствами они обладают? ( Экваториальные – влажные и жаркие; тропические – жаркие и сухие; умеренные – прохладные и влажные; арктические и антарктические – холодные и сухие )

– Вспомните основные факторы, от которых зависит климат. ( Географическое положение, подстилающая поверхность, течения, высота над уровнем моря, распределение суши и моря и т.д. )

III. Формирование новых знаний.

Южная Америка удивляет своим климатом:

– здесь юг холоднее севера;

– на побережье океана находится самое сухое место на Земле – пустыня Атакама (осадков за год – 0,8 мм).

Почему Южной Америке принадлежат данные климатические рекорды, нам предстоит сегодня выяснить.

– Пользуясь климатической картой, определите, в каких климатических поясах находится Южная Америка? ( Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный )

– С каким материком по набору климатических поясов сходна Южная Америка? ( С Африкой )

– Почему, имея меньшую протяженность с севера на юг по сравнению с Африкой, материк имеет более широкий набор климатических поясов? ( Африку почти посередине пересекает экватор, поэтому климатические пояса северного и южного полушария дублируют друг друга, а Южная Америка большей своей частью находится в южном полушарии, так как экватор пересекает ее в северной части )

Разберем подробнее особенности каждого климатического пояса. Для этого каждая группа должна составить характеристику своего климатического пояса, используя карты атласа, по плану:

Господствующие воздушные массы;

Средняя температура января и июля;

Годовое количество осадков и режим их выпадения.

Выступления групп, заполнение таблицы на доске:

Годовое количество осадков, мм, режим их выпадения

до 5000 в течение всего года

Летом – экваториальная, зимой – тропическая

Около 2000 мм, летом

От менее 100 мм на западе до 2000 мм на востоке

Летом – тропическая, зимой – умеренная

От 100 мм на западе до 1000 мм на востоке

От 250 мм на востоке, до 5000 мм на западе.

Учащиеся вспоминают, что отображается на климатограмме (6 слайд).

Работа в группах с климатограммами: учащимся из предложенных климатограмм предлагается выбрать ту, которая относится к их климатическому поясу и объяснить свой выбор. Задания в форме ОГЭ по географии.


Проверка правильности выполнения задания (слайды 7–11).

– Кроме того, на материке есть области высокогорного климата, где они находятся? ( В Андах )

Его особенность – изменение климата при подъеме от подножия к вершине.

– Назовите характерные черты горного климата.

( Характерными чертами горного климата являются:

разряженный сухой воздух;

большие колебания температур не только по сезонам года, но и в течение суток;

сильные ветры, поднимающие пыль и песок;

обилие ультрафиолетовых лучей. )

Итак, мы с вами изучили особенности каждого климатического пояса Южной Америки отдельно, а теперь давайте проанализируем в целом климатическую карту материка и дадим ответы на вопросы, поставленные в начале урока.

1) Почему Южную Америку называют самым влажным материком? Используя климатическую карту, подтвердите этот факт.

( На материке выпадает больше осадков, чем на других материках )

– В какой части материка выпадает наибольшее количество осадков? Как вы думаете, почему? ( См. карту ветров и течений Южной Америки )

( Ветры с Атлантического океана, а территория открыта с востока )

– Какой океан больше влияет на Климат всего материка? Почему Тихий океан гораздо в меньшей степени влияет на климат материка?

2) Почему северная часть материка жарче, чем южная?

( Так как северная часть в экваториальном поясе, а южная – в умеренном )

3) Почему на побережье Тихого океана протягивается полоса пустынь?

( Так как проходит холодное течение )

Дело в том, что в этом районе ветры, дующие с Тихого океана, осадков не приносят. И вдруг в конце 1924 – начале 1925 года в этот пустынный район с океана начали дуть теплые и влажные ветры. Небо затянуло тучами, и полились настоящие тропические дожди. Многие дороги и железнодорожные пути были размыты, мосты снесены. Уровень воды в некоторых реках только за одну ночь поднялся почти на 6 метров. Чахлая пустынная растительность стала вытесняться тропической. В стране появились комары и москиты, прилетели тропические птицы. Пустыня стала неузнаваемой.

Как впоследствии выяснилось, произошло все это потому, что в декабре 1924 года сюда проникло от экватора теплое течение Дель-Ниньо. Оно оттеснило холодное Перуанское течение вглубь Тихого океана и принесло массу теплой воды. В пустыне выпали обильные, невиданные в этих местах осадки.

Около полугода Дель-Ниньо омывало западное побережье Южной Америки, но более мощное холодное Перуанское течение все-таки оттеснило его к северу. Растительность увяла, реки пересохли, и пустыня приобрела прежний вид.

– Как изменился бы климат Южной Америки, если бы Анды находились на востоке материка?

( Климат был бы гораздо суше )

– Благоприятен ли климат для хозяйственной деятельности жителей материка? ( На материке можно возделывать все тропические культуры, собирать несколько урожаев в год, но случаются стихийные бедствия: заморозки, когда с юга вторгаются холодные воздушные массы, и на равнинах Патагонии морозы достигают -35°С; реки выходят из берегов, затопляя поля ).

IV. Закрепление полученных знаний.

– Итак, давайте сделаем вывод о факторах, которые определяют климат Южной Америки. ( Географическое положение, рельеф, течения и т.д. )

Выполним задания по подготовке к ОГЭ на сайте РЕШУ ОГЭ. Поработаем с климатограммами и определим какой точке соответствует.

– Вернемся к цели и задачам, поставленным в начале урока, как вы считаете, мы их достигли?

– Каждая группа выставите друг другу оценки за работу на уроке.

V. Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Южная Америка среди всех материков по величине территории занимает:

Первооткрывателем Америки является:

Большой вклад в изучение Южной Америки внес:

Южную Америку от Антарктиды отделяет:

Самая высокая вершина Анд:

Тропические леса Южной Америки называются:

Анды – самая длинная горная система мира, которая протянулась на:

В западной части Южной Америки преобладают полезные ископаемые:

Реку Амазонка открыл:

Нуньес де Бальбоа

III. Изучение нового материала

А) Работа на интерактивной доске. Сравнение климата Африки и Южной Америки:

Пересекает на севере

Пересекает по центру

Протяженность с севера на юг

Меньше чем у Африки

Больше, чем у Южной Америки

Набор климатических поясов

Выводы по таблице:

1. Африка по центру пересекается экватором, поэтому климатические пояса идут по обе стороны экватора;

2. Большая часть Южной Америки находится в южном полушарии, так как экватор пересекает материк в северной части.

Б) Вопросы к классу:

- Что такое воздушные массы? (Это большой объем воздуха, который формируется над определенной территорией и обладает одинаковыми свойствами: температурой, влажностью)

- Какие типы воздушных масс мы знаем? (Экваториальные, тропические, умеренные, арктические)

- Какими свойствами обладают воздушные массы? (Экваториальные-влажные и жаркие, тропические- сухие и жаркие, умеренные – прохладные и влажные, арктические – холодные и сухие)

- А какие климатообразующие факторы мы знаем? (географическое положение, рельеф, высота над уровнем моря, течения и др.)

Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает один климатический пояс. Все работают по одному плану. Данные заносят каждая группа в свою графу.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дата: 19.02.2021

Урок географии в 7 классе

Учитель географии: Балгинбаева А.О.

Цель: сформировать представление об особенностях климата Южной Америки.

Образовательные задачи: охарактеризовать климатические пояса и области Южной Америки; определить роль климатообразующих факторов в формировании особенностей климата материка.

Развивающие: развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания; формировать умение логически рассуждать, исчерпывающе излагать свои мысли, анализировать, обобщать, делать выводы, применять имеющиеся знания для объяснения конкретных явлений.

Воспитательные : формировать целостную научную картину мира; воспитывать интерес к предмету, к учению; доброжелательное отношение учащихся друг к другу, слушать одноклассников, высказывать свое мнение

1) Коммуникативные: -умения выделять влияние климатообразующих факторов на формирование климата Южной Америки;

-умения определять типы климата Южной Америки.

2) Регулятивные: -умения планировать свою деятельность.

3) Познавательные: -умения проводить анализ на основе карт Южной Америки и климатической карты мира;

-умения сравнивать информацию.

4) Личностные: -формирование осознания ценности знания климатических особенностей Южной Америки, для решения различных проблем и задач при определении климатического потенциала.

Планируемые результаты:

1) Коммуникативные: -уметь выделять влияние климатообразующих факторов на формирование климата Южной Америки;

-уметь определять типы климата Южной Америки.

2) Регулятивные: -уметь планировать свою деятельность.

3) Познавательные: -уметь проводить анализ на основе карт Южной Америки и климатической карты мира;

-умения сравнивать информацию.

4) Личностные: -осознание учениками ценности знания климатических особенностей Южной Америки для решения различных проблем и задач при определении климатического потенциала.

Технологии: ИКТ, технология проблемного обучения

Методы: наглядно-иллюстративный, практический, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: урок изучения нового материала.

I Оргмомент (1 мин.)

1. Приветствие Вступительное слово учителя

Ребята, мы живем на прекрасной планете Земля. Земля – наш общий дом. Изучая материки и океаны, мы формируем знания не только об особенностях природы отдельных материков и океанов, но и о планете в целом.

Учитель: Начнем с анализа климатической карты мира.

1.Определите особенности климатов Африки, Австралии, Южной Америки (Южная Америка – самый влажный материк Земли).

Итак, сформулируйте самостоятельно цель нашего урока.

Итак, нам предстоит убедиться в том, что Южная Америка - самый влажный материк на Земле.

Но прежде чем перейти к нашей теме, повторим пройденный материал

1. Проверка знаний номенклатуры

Вспомним географические объекты, характеризующие береговую линию и рельеф Южной Америки. (Слайд № 3)

2. Устный опрос

1) Что такое климат? – ( Кли́мат (др.-греч. κλίμα (род. п. κλίματος) — наклон; (имеется ввиду наклон солнечных лучей к горизонтальной поверхности) — многолетний (порядка нескольких десятилетий) режим погоды. Погода, в отличие от климата — это мгновенное состояние некоторых характеристик (температура, влажность, атмосферное давление).

2) Что такое воздушные массы? – ( большие объемы воздуха в нижней части земной атмосферы — тропосфере)

3) В каких климатических поясах расположена Южная Америка? Сравните климатические пояса Африки, Австралии и Южной Америки. Определите черты сходства и отличия.

4) Климат какого материка, Африки или Южной Америки, более разнообразен?

5) В чем отличие основных и переходных климатических поясов? – В переходных поясах ВМ меняются по сезонам, а в основных весь год действует одна ВМ.

Давайте установим соответствие между климатическими поясами Южной Америки и воздушными массами, их формирующими (слайд № 4).

- От чего зависит климат? – От климатообразующих факторов. - Назовите КФ (слайд №5). Роль каждого КФ в формировании климата Южной Америки мы определим к концу урока.

- III Изучение нового материала

Итак, есть утверждение, что Южная Америка – самый влажный материк! (слайд №6) и мы должны убедиться в том, что действительно Южная Америка – самый влажный материк на Земле. Это самая главная особенность климата Южной Америки - это и будет целью нашего урока.

Читайте также: