Обсе чем занимается кратко

Обновлено: 30.06.2024

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) является крупнейшей в мире межправительственной организацией, ориентированной на безопасность. Ее мандат включает в себя такие вопросы, как контроль над вооружениями и соблюдение прав человека, свободы прессы и справедливых выборов. Организация имеет 550 сотрудников в штаб-квартире в Вене, Австрия, и 2300 сотрудников на местах. ОБСЕ была основана на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), состоявшемся в Хельсинки, Финляндия, в 1975 году.

ОБСЕ занимается ранним предупреждением, предотвращением конфликтов, урегулированием кризисов и постконфликтным восстановлением стран. 57 стран-участниц ОБСЕ находятся в Европе, Азии и Северной Америке и охватывают большую часть поверхности суши Северного полушария. Организация была создана в эпоху холодной войны как форум Восток-Запад.

Шестью официальными языками ОБСЕ являются английский, французский, немецкий, испанский, итальянский и русский. ОБСЕ считает себя региональной организацией в трактовке главы VIII Устава Организации Объединенных Наций и является наблюдателем в Генеральной Ассамблее ООН. Действующий председатель ОБСЕ участвует в рутинных брифингах для Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.

История и правовой статус ОБС

История организации началась в 1973 году в рамках Совещаний по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Переговоры о европейской группе безопасности велись с 1950 года, но холодная война помешала их прогрессу, пока не начались переговоры в Диполи в Хельсинки в ноябре 1972 года.

Эти переговоры были проведены по предложению в Советского Союза, который хотел использовать переговоры для поддержания своего контроля над коммунистическими странами Восточной Европы, а президент Финляндии Урхо Кекконен воспринимал их как средство поддержания своей политики нейтралитета. В Западной Европе, однако, видели эти переговоры как способ уменьшить напряженность в регионе, содействовать экономическому сотрудничеству и улучшению гуманитарной обстановки для населения коммунистического блока.

Концепция улучшения отношений и реализации акта была разработана в ходе серии последующих встреч, включая переговоры в Белграде (4 октября 1977 - 8 марта 1978), Мадриде (11 ноября 1980 - 9 сентября 1983) и Вене (4 ноября 1986 - 19 января 1989 года).

Уникальной особенностью ОБСЕ является необязательный статус своего учредительного устава. Вместо формально ратифицированного национальными законодательными органами договора, Заключительный акт СБСЕ представляет собой политическое соглашение глав правительств всех стран о построении безопасности и сотрудничества в Европе на основе положений данного Акта. Это позволяет ОБСЕ оставаться гибкой в процессе эволюции и улучшения сотрудничества, избежать споров и / или санкций за неисполнение.

Соглашаясь на эти обязательства, подписавшие Акт страны впервые признали, что обращение с гражданами в рамках своих границ вызывает законную международную озабоченность. Это стало началом процесса строительства демократии в Советском Союзе и Восточной Европе, что привело к концу холодной войны. Однако, в отличие от большинства международных межправительственных организаций, ОБСЕ лишена статуса субъекта международного права по причине отсутствия юридической силы своего устава. В результате, хозяину штаб-квартиры ОБСЕ, Австрии, пришлось наделить организацию правами субъекта для того, чтобы иметь возможность подписать юридическое соглашение о своем присутствии в Вене.

Распад Советского Союза потребовал изменения роли СБСЕ. Парижская хартия для новой Европы, подписанная 21 ноября 1990 года, положила начало этому изменению. Изменения привели к переименованию СБСЕ в ОБСЕ с 1 января 1995 года, согласно результатам конференции, состоявшейся в Будапеште, Венгрия, в 1994 году. Структура ОБСЕ стала включать в себя отдельный секретариат, Постоянный совет, Парламентскую ассамблею ОБСЕ, Центр по предотвращению конфликтов и Бюро по свободным выборам (позже переименованное в Бюро по демократическим институтам и правам человека).

В 2004 году, после ходатайства группы из тринадцати сенаторов от Демократической партии США о том, чтобы пригласить иностранных наблюдателей для контроля за выборами президента в стране, Государственный департамент США согласился, а президент Джордж Буш пригласил ОБСЕ участвовать в этом процессе.

Государства-участники Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

Страны-участники ОБСЕ (57 государств): Албания, Австрия, Бельгия, Канада, Чешская республика, Финляндия, Германия, Венгрия, Италия, Латвия, Люксембург, Монако, Норвегия, Румыния, Сербия, Испания, Таджикистан, Туркменистан, США, Андорра, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Хорватия, Дания, Франция, Греция, Исландия, Казахстан, Лихтенштейн, Мальта, Черногория, Польша, Русский Федерация, Словакия, Швеция, бывшая югославская Республика Македония, Украина, Узбекистан, Армения, Беларусь, Болгария, Кипр, Эстония, Грузия, Папский престол, Ирландия, Киргизия, Литва, Молдова, Монголия, Нидерланды, Португалия, Сан-Марино, Словения, Швейцария, Турция, Великобритания.

Структура и институты ОБСЕ

Политическое руководство организацией осуществляется главами государств и правительств в ходе встреч на высшем уровне. Саммиты не являются регулярными или по расписанию, а проводятся по мере необходимости. Последний саммит состоялся в Астане (Казахстан) 1 и 2 декабря 2010 года. Принятия решений на высшем уровне осуществляется Советом министров, который собирается в конце каждого года. На уровне послов Постоянный совет созывается еженедельно в Вене и выступает в качестве органа для регулярного ведения переговоров и принятия решений. Пост Действующего председателя закрепляется за министром иностранных дел государства-участника, председательствующего в организации. Председателем Постоянного совета является посол в Австрии государства-участника, председательствующего в организации. С 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года Действующим председателем является вице-премьер и министр иностранных дел и торговли Ирландии Имон Гилмор, который сменил министра иностранных дел Литвы Аудронюса Ажубалиса.

В дополнение к Совету министров и Постоянному совету, органом для принятия решений в ОБСЕ также является Форум по сотрудничеству в области безопасности. Форум имеет дело преимущественно с вопросами военного сотрудничества, такими как условия и способы проверок в соответствии с Венским документом 1999 года.

Секретариат ОБСЕ находится в Вене, Австрия. Нынешний Генеральный секретарь Ламберто Заньер из Италии, который принял данный пост от Марка Перрена де Бришамбо из Франции. Кроме того, организация имеет офисы в Копенгагене, Женеве, Гааге, Праге и Варшаве.

В различных институтах ОБСЕ работает около 440 человек. Всего штат организации насчитывает около 750 международных и 2370 национальных сотрудников.

Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе принимает решения по таким вопросам, как политика и безопасность, экономика и защита окружающей среды, а также демократия и права человека. Представляя собой коллективное мнение парламентариев ОБСЕ, эти резолюции и рекомендации предназначены для того, чтобы все государства-участники выполняли свои обязательства в рамках ОБСЕ. Парламентская ассамблея также участвует в парламентской дипломатии и имеет обширную программу по наблюдению за выборами.

Старейшим институтом ОБСЕ является Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), которое было создано в 1991 году после решения, принятого в 1990 году на саммите в Париже. Бюро располагается в Варшаве, Польша, и принимает активное участие во всем регионе ОБСЕ в вопросах наблюдения за выборами, демократического развития, соблюдения прав человека, терпимости и недискриминации, верховенства закона, цыган и синти. БДИПЧ осуществляло наблюдение за более чем 150 выборами и референдумами с 1995 года при помощи 35 тысяч наблюдателей. Дважды Бюро работало за пределами своих полномочий, отправив команду, которая предложила техническую поддержку 9 октября 2004 года президентских выборов в Афганистане, партнере ОБСЕ по сотрудничеству, и команду поддержки выборов для оказания помощи на парламентских выборах и выборах в советы провинций 18 сентября 2005 года.

Канцелярия Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации, созданная в декабре 1997 года, действует в качестве стражника, готового обеспечить раннее предупреждение нарушений свободы слова в государствах-участниках ОБСЕ. Представитель также оказывает государствам-участникам помощь в продвижении и стимулировании полного соблюдения норм, принципов и обязательств ОБСЕ, касающихся свободы выражения мнений и свободы средств массовой информации.

Председательство в ОБСЕ

Обязанности Действующего председателя (ДП), включают координацию работы институтов ОБСЕ; представительские функции в Организации; контроль деятельности, связанной с предотвращением конфликтов, урегулированием кризисов и постконфликтным восстановлением.

Председательство передается один раз в год, а пост в офисе председателя занимается министром иностранных дел государства-участника, председательствующего в настоящее время. ДП помогает предыдущему и следующему коллеге при передаче дел; они вместе составляют тройку. Происхождение учреждения лежит в Парижской хартии для новой Европы (1990), а Хельсинкский документ 1992 года официально и организационно оформил эту функцию.

В 2012 году Тройка состояла из текущего ДП, вице-премьера и министра иностранных дел и торговли Ирландии, Имон Гилмор , бывшего ДП, министра иностранных дел Литвы Аудронюса Ажубалиса и следующего ДП, министра иностранных дел Украины Константина Грищенко.

Военно-политическая сфера деятельности ОБСЕ

ОБСЕ применяет комплексный подход к безопасности в военно-политической сфере, который включает в себя ряд обязательств государств-участников и механизмов предотвращения и урегулирования конфликтов. Организация также стремится к повышению военной безопасности путем содействия большей открытости, прозрачности и сотрудничеству.

Контроль над вооружениями. Конец холодной войны привел к огромным излишкам доступного оружия, что стало причиной возникновения международного серого рынка оружия. ОБСЕ помогает остановить - часто незаконное - распространение такого оружия и предлагает помощь в его уничтожении. ОБСЕ проводит ежегодный обмен информацией в рамках Договора об обычных вооруженных силах в Европе. ОБСЕ также реализованы два дополнительных способа обмена информацией в рамках Венского документа и Глобального обмена военной информацией. Консультативная комиссия по открытому небу, исполнительный орган по Договору по открытому небу, проводит ежемесячные заседания в штаб-квартире в Вене.

Управление границами. Действия, предпринимаемые ОБСЕ в рамках пограничного мониторинга для предотвращения конфликтов и постконфликтного урегулирования, наращивания потенциала и институциональной поддержки.

Борьба с терроризмом. Обладая опытом в области предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов и раннего предупреждения, ОБСЕ вносит свой вклад в глобальные усилия по борьбе с терроризмом.

Предотвращение конфликтов. ОБСЕ работает для предотвращения возникновения конфликтов и содействует политическому урегулированию существующих конфликтов. Она также помогает проводить процесс реабилитации в постконфликтных районах. Военная реформа. Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности обеспечивает основу для политического диалога по военной реформе, а практические мероприятия проводятся на местах, в том числе Центром по предотвращению конфликтов.

Полицейские операции. Полицейские операции в рамках ОБСЕ являются неотъемлемой частью усилий организации по предотвращению конфликтов и постконфликтного восстановления.

Экономическая и экологическая сфера деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

Деятельность в области экономики и экологии включает мониторинг событий, связанных с экономической и экологической безопасностью в государствах-участниках ОБСЕ с целью предупреждения любой угрозы конфликта, содействия государствам в создании экономической и экологической политики, законодательства и институтов для содействия безопасности в регионе ОБСЕ. Экономическая деятельность. Среди экономической деятельности ОБСЕ можно выделить действия, связанные с управлением миграцией, транспортной и энергетической безопасностью. В основном, деятельность осуществляется в сотрудничестве с организациями-партнерами.

Экологическая деятельность. ОБСЕ разработала целый ряд мероприятий в сфере охраны окружающей среды, направленных на решение проблем экологической безопасности в государствах-участниках. Среди мероприятий, имеются проекты в области утилизации опасных отходов, управление водными ресурсами и доступ к информации в рамках Орхусской конвенции.

Деятельность ОБСЕ в области соблюдения прав человека

Обязательства, принятые государствами-участниками ОБСЕ в области соблюдения прав человека направлены на обеспечение полного уважения прав человека и основных свобод; соблюдение верховенства закона; проведение в жизнь принципов демократии путем создания, укрепления и защиты демократических институтов, а также содействия терпимости во всем регионе ОБСЕ.

Борьба с торговлей людьми. С 2003 года ОБСЕ был установленный механизм для борьбы с торговлей людьми, который определен в статье 3 Палермского Протокола и направлен на привлечение внимания общественности к этой проблеме и создание политической воли в государствах-участниках для эффективной борьбы с данным явлением.

Действия ОБСЕ против торговли людьми координируются Управлением Специального представителя и координатора по борьбе с торговлей людьми.

Деятельность по борьбе с торговлей людьми в регионе ОБСЕ Управления Специального представителя включает:

  1. Сотрудничество с правительствами государств-участников, помощь им в принятии на себя обязанностей и действиях по пресечению торговли людьми;
  2. Предоставление правительствам решений и пособий для принятия решений и предложений по руководству управлением в борьбе с торговлей людьми, с целью достижения решений, адаптированных к потребностям отдельных стран и в соответствии с международными стандартами;
  3. Оказание помощи правительствам в разработке национальных структур по борьбе с торговлей людьми, необходимых для эффективного внутреннего и транснационального сотрудничества;
  4. Повышение осведомленности о проблеме и помощь в понимании сложности проблемы и необходимости всесторонних решений;
  5. Внимание всем аспектам торговли людьми, а именно торговли людьми в целях сексуальной эксплуатации, торговли людьми в целях принудительного и кабального труда, в том числе в качестве домашней прислуги, торговли для принудительных браков, торговли человеческими органами и торговли детьми;
  6. Обеспечение эффективного взаимодействия всех агентов и организаций, участвующих в борьбе с торговлей людьми, начиная от государственных органов, сотрудников правоохранительных органов и международных организаций, как учреждений, оказывающих поддержку более глубокому знанию и ноу-хау;
  7. Обеспечение максимально возможного освещения борьбы ОБСЕ с торговлей людьми, чтобы сосредоточить внимание людей на этом вопросе.

Демократизация. ОБСЕ способствует продвижению демократии и оказывает государствам-участникам помощь в построении демократических институтов. На практике, однако, некоторые государства имеют больше власти в принятии решений, чем другие.

Образование. Образовательные программы являются неотъемлемой частью усилий организации по предотвращению конфликтов и постконфликтному восстановлению.

Выборы. В рамках своей деятельности по демократизации, ОБСЕ осуществляет проекты помощи в проведении выборов в преддверии, во время и после выборов. Однако эффективность такой помощи является спорной. Казахстан, например, несмотря на членство и даже председательство в ОБСЕ, по мнению многих, является одной из наименее демократических стран в мире. Более того, недавние демократические успехи, достигнутые в других центрально-азиатских республиках, в частности в Кыргызстане, привели к слухам о нарушениях в советском стиле киргизского демократического процесса Казахстаном и Россией. Это может быть в значительной степени обусловлено опасениями по поводу долгосрочной стабильности собственных квази-диктатур в этих странах.

Гендерное равенство. Равенство мужчин и женщин является неотъемлемой частью устойчивой демократии. ОБСЕ призвана обеспечить равные возможности для мужчин и женщин и интегрировать гендерное равенство в политике и практике.

Права человека. Деятельность ОБСЕ в области прав человека сосредотачивается на таких приоритетных направлениях, как свобода передвижения и религии, предотвращение пыток и торговли людьми.

Свобода СМИ. ОБСЕ осуществляет мониторинг средств массовой информации в своих государствах-участниках с целью принятия решений и обеспечения раннего предупреждения о нарушениях свободы выражения.

Права меньшинств. Этнический конфликт является одним из основных источников широкомасштабного насилия в Европе в настоящее время. Подход ОБСЕ заключается в выявлении и поиске скорейшего разрешения этнической напряженности и установлении стандартов для прав людей, принадлежащих к группам меньшинств.

ОБСЕ работает во имя стабильности мира и демократии в интересах более одного милларда человек, налаживая политический диалог по вопросам общих ценностей и проводя практическую работу в деле достижения устойчивого прогресса. Всеобъемлющая концепция безопасности ОБСЕ охватывает военно-политическое, экономико-экологическое и человеческое измерения.

ОБСЕ работает во имя стабильности мира и демократии в интересах более одного милларда человек, налаживая политический диалог по вопросам общих ценностей и проводя практическую работу в деле достижения устойчивого прогресса. Всеобъемлющая концепция безопасности ОБСЕ охватывает военно-политическое, экономико-экологическое и человеческое измерения.

Военно-политическое измерение

В рамках военно-политического измерения ОБСЕ стремится к обеспечению большей открытости, транспарентности и к расширению сотрудничества. Она разработала самые передовые в мире режимы контроля над вооружениями и мер укрепления доверия. В число направлений работы входит реформирование сектора безопасности и безопасное хранение и уничтожение легкого и стрелкового оружия и обычных боеприпасов.







Экономико-экологическое измерение

Экономико-экологические факторы могут являться угрозой и вызовами для безопасности и стабильности. В рамках экономико-экологического измерения ОБСЕ оказывает своим государствам-участникам поддержку в развитии надлежащего управления и повышении осведомленности об экологических проблемах, в борьбе с коррупцией, использовании природных ресурсов и в рациональном управлении экологическими отходами.




Человеческое измерение

Все государства – участники ОБСЕ согласны с тем, что долгосрочной безопасности невозможно достичь без уважения прав человека и надлежащего функционирования демократических институтов. ОБСЕ помогает своим государствам-участникам укреплять демократические институты; проводить справедливые и прозрачные демократические выборы; продвигать гендерное равенство; обеспечивать уважение прав человека, свободы средств массовой информации, прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам и верховенства права, а также поощрять терпимость и недискриминацию.

Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE) (англ.)

Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe (фр.)

Organisation für Sicherheit und Zusammenarbeit in Europa (нем.)

Organizzazione per la Sicurezza e la Cooperazione in Europa (итал.)

Organización para la Seguridad y la Cooperación en Europa (исп.)


56 Государств-участников
11 Партнёров по сотрудничеству

Марк Перрен де Бришамбо

Дора Бакоянни


Миклош Харасти

30 июля – 1 августа , 1975

1 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe , фр. Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe ) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.

Содержание

История ОБСЕ

Совещание проводилось в три этапа:

  1. 3 — 7 июля 1973 — Хельсинки — совещание министров иностранных дел,
  2. 18 сентября 1973 — 21 июля 1975 — Женева — внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,
  3. 30 июля — 1 августа1975 года в столице ФинляндииХельсинки главы 35 государств подписали Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения).

Последующие встречи
Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников:

Структура ОБСЕ

Основными органами организации являются:

    (Встреча на высшем уровне) — Периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.
  • Совет министров иностранных дел — Ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.
  • Постоянный совет под руководством Председателя (англ.Chairman-in-Office , CiO), занимающего этот пост в течение года — Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (Еженедельно собирается в Вене).


В 2008 году Председателем ОБСЕ является Александр Стубб. Он был назначен министром иностранных дел Финляндии.

  • Форум по сотрудничеству в области безопасности — Регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ. (Еженедельно собирается в Вене)
  • Парламентская ассамблея ОБСЕ
  • Представитель по вопросам свободы СМИ — Наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56 государствах-участниках ОБСЕ.
  • В настоящее время Председателем ОБСЕ является министр иностранных дел Греции Дора Бакояни. В конце нынешнего года она передаст свои полномочия главе МИД Казахстана. Казахстан - первым из Республик бывшего СССР займет пост Председателя ОБСЕ. За Казахстаном в 2011 году последует Литва. Данное решение было принято на 15-том СМИД ОБСЕ в г.Мадрид(Испания).

Руководство ОБСЕ

Генеральный секретарь — Возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года.

Председатель (англ. Chairman-in-Office , CiO) — Руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций.

Государства-участники ОБСЕ (Членство)

Участники ОБСЕ

Государство Дата вступления Государство Дата вступления
Австрия 25 Июня 1973 Македония 12 Октября 1995
Азербайджан 30 Января 1992 Мальта 25 Июня 1973
Албания 19 Июня 1991 Молдавия 30 Января 1992
Андорра 25 Апреля 1996 Монако 25 Июня 1973
Армения 30 Января 1992 Нидерланды 25 Июня 1973
Белоруссия 30 Января 1992 Норвегия 25 Июня 1973
Бельгия
Бельгия
25 Июня 1973 Польша 25 Июня 1973
Болгария 25 Июня 1973 Португалия 25 Июня 1973
Босния и Герцеговина 30 Апреля 1992 Россия 25 Июня 1973
Ватикан 25 Июня 1973 Румыния 25 Июня 1973
Великобритания 25 Июня 1973 Сан-Марино 25 Июня 1973
Венгрия 25 Июня 1973 Сербия 25 Июня 1973
Германия 25 Июня 1973 Словакия 1 Января 1993
Греция 25 Июня 1973 Словения 24 Марта 1992
Грузия 24 Марта 1992 США 25 Июня 1973
Дания 25 Июня 1973 Таджикистан 30 Января 1992
Ирландия 25 Июня 1973 Туркмения 30 Января 1992
Исландия 25 Июня 1973 Турция 25 Июня 1973
Испания 25 Июня 1973 Узбекистан 30 Января 1992
Италия 25 Июня 1973 Украина 30 Января 1992
Казахстан 30 Января 1992 Финляндия 25 Июня 1973
Канада 25 Июня 1973 Франция 25 Июня 1973
Кипр 25 Июня 1973 Хорватия 24 Марта 1992
Киргизия 30 Января 1992 Черногория 22 Июня 2006
Латвия 10 Сентября 1991 Чехия 1 Января 1993
Литва 10 Сентября 1991 Швейцария 25 Июня 1973
Лихтенштейн 25 Июня 1973 Швеция 25 Июня 1973
Люксембург 25 Июня 1973 Эстония 10 Сентября 1991

Партнеры по сотрудничеству

Языки ОБСЕ

Официальными языками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются:

Бюджет ОБСЕ

Бюджет ОБСЕ в 2008 году составляет приблизительно €164 168 200.

Официальные документы

    , 1975 год
  • Парижская хартия для новой Европы, 1990 год , 1990 год
  • Декларация по агрессивному национализму, 1993 год , 1999 год

Основные цели и задачи ОБСЕ

Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

  • контроль над распространением вооружений;
  • дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;
  • меры по построению доверительных отношений и безопасности;
  • защита прав человека;
  • развитие демократических институтов;
  • мониторинг выборов; и экологическая безопасность.

Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.

Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.

Бюджет на 2006 г. — 168.2 млн евро.

Сноски и источники

Внешние ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "ОБСЕ" в других словарях:

ОБСЕ — ОБСЕ, см. Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (см. ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ) … Энциклопедический словарь

обсе́чь(ся) — обсечь(ся), секу(сь), сечёшь(ся); сёк(ся), секла(сь), ло(сь), ли(сь) … Русское словесное ударение

ОБСЕ — нескл. ж. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

ОБСЕ — ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ … Юридическая энциклопедия

ОБСЕ — (OSCE, Organization for Security and Cooperation in Europe) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной… … Большая актуальная политическая энциклопедия

обсе́чь — секу, сечёшь, секут; прош. обсек, ла, ло; прич. страд. прош. обсечённый, чён, чена, чено; сов., перех. (несов. обсекать). 1. Отсекая, удалить с поверхности чего л. Обсечь сучья. 2. спец. Обтесать. Обсечь камень … Малый академический словарь

обсе́в — а, м. 1. Действие по знач. глаг. обсеять обсевать. Обсев полей. 2. То же, что обсевок (в 1 знач.). По обеим сторонам [дороги] волновались хлеба, но они уже не были такими рослыми и чистыми: то выступали желтые пятна сурепки, то черные обсевы.… … Малый академический словарь

ОБСЕ — нескл.‚ ж (сокр.: Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) … Орфографический словарь русского языка

обсе́вки — обсевки, ов и вок … Русское словесное ударение

В материалах о ситуации на востоке Украины регулярно упоминается ОБСЕ – ее сотрудники пытаются развести стороны и контролировать прекращение огня. Правда, пока у них это получается не слишком хорошо. Замечена организация и в других конфликтах на территории бывшего СССР – в Грузии и Приднестровье . Что такое ОБСЕ , кто входит в число ее членов, и решением каких вопросов она занимается?

Общая информация

ОБСЕ (расшифровка аббревиатуры – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе ) – международная организация, которая занимается вопросами безопасности на европейском континенте. Сегодня в ее состав входит 57 государств северного полушария, еще 11 считаются партнерами. В ОБСЕ страны-участники имеют равный статус.

В отличие от других организаций, ОБСЕ не является субъектом международного права. Поэтому ее решения не имеют обязательного характера, зато они обладают значительным политическим значением.

Бюджет организации имеет две составляющие: финансирование центрального аппарата и отдельных миссий. В 2013 году на ОБСЕ потрачено 145 млн евро.

Страны-члены ОБСЕ

Сегодня членами ОБСЕ являются 57 государств

Логотип – аббревиатура названия, каждая из букв которой размещена в отдельном синем квадрате.

Функции и задачи ОБСЕ

ОБСЕ создавалась в период Холодной войны для уменьшения напряженности между государствами коммунистического блока и Западом. Схожими задачами она занимается и сегодня. Главная функция – обеспечение безопасности в европейском регионе. ОБСЕ занимается предотвращением военных столкновений, ликвидацией их последствий, урегулированием международных кризисов. Направления деятельности ОБСЕ можно разделить на три большие группы:

  • военно-политическую;
  • экономическую;
  • гуманитарную.

Во вторую группу входят вопросы, связанные с экономической безопасностью государств-членов организации. Отдельно следует выделить усилия ОБСЕ на повышение транспортной и энергетической безопасности, управлению миграционными потоками. Ассамблея проводит целый ряд программ, направленных на защиту окружающей среды: утилизацию отходов, управление водными ресурсами и др.

Штаб-квартира ОБСЕ

Штаб-квартира ОБСЕ находится в Вене

Государства, вступившие в ОБСЕ , взяли на себя серьезные обязательства по соблюдению прав человека и его основных свобод. Контроль их выполнения – третье направление деятельности. ОБСЕ активно противодействует торговле людьми, способствует укреплению демократических институтов в разных странах, продвигает идеи гендерного равенства, поддерживает неправительственные организации и ратует за свободу прессы. Кроме того, наблюдатели ОБСЕ регулярно участвуют в проведении выборов.

Структура и институты

Высшими управляющими органами ОБСЕ является периодически созываемый саммит глав государств-членов, а также совет министров иностранных дел, который собирается один раз в год. На них обсуждаются глобальные вопросы, определяется стратегия организации и список ее приоритетов.

Каждую неделю в Вене собирается Постоянный совет, который принимает решения по текущим вопросам и проводит необходимые консультации. По сути, он является высшим исполнительным органом. Работой ОБСЕ управляет Председатель этого совета, избираемый на один год. Он координирует работу различных структур организации и представляет ее на мероприятиях и встречах. Действующему председателю в работе помогают бывший и будущий глава ОБСЕ , а также ее Секретарь.

Парламентская ассамблея ОБСЕ

Парламентская ассамблея ОБСЕ

Трижды в год собирается Парламентская ассамблея ОБСЕ , на которую съезжаются депутаты парламентов стран-членов организации. Они заслушивают отчеты о результатах работы, проводят переговоры, обсуждают актуальные вопросы и дают рекомендации. В ПА ОБСЕ есть несколько комитетов, один из которых избирает Генерального секретаря.

В составе ОБСЕ есть особые структуры, занимающиеся решением специальных вопросов. Так, например, Верховный комиссар, который занимается урегулированием межэтнических конфликтов. Бюро по демократическим институтам и правам человека расположено в Польше . В его компетенции поддержка неправительственных организаций, работа с отделениями организации, образовательные и просветительские программы. Представитель по вопросам свободы СМИ следит за соблюдением прав журналистов и свободой прессы. Для разрешения конфликтных ситуаций страны-участницы ОБСЕ могут обратиться в Суд по примирению и арбитражу, который действует на основании международных конвенций.

Как появилась ОБСЕ

Идеи создания организации, которая бы занималась вопросами безопасности в Европе, обсуждались еще в 50-е годы прошлого века. Однако регулярные обострения международной обстановки всякий раз мешали реализации этих планов. С мертвой точки вопрос сдвинулся только в начале 70-х годов – в период так называемой разрядки. Тогда было создано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе . Оно имело формат международного форума, и именно на нем была выдвинуто предложение о создании новой системы безопасности на континенте. Инициатором был СССР.

Переговоры по данному вопросу начались в ноябре 1972 года в Финляндии . Как водится, каждая из сторон преследовала собственные интересы. Советское руководство стремилось упрочить контроль над государствами Восточной Европы, Запад хотел уменьшить напряженность в важнейшем европейском регионе, а президент Финляндии – повысить политический статус собственной страны.

В 1975 году главами США , Канады и 33 европейских государств был подписан так называемый Хельсинский Заключительный акт, который содержал ряд правовых, экономических и политических обязательств. Этот документ заложил основы системы безопасности европейского континента. Подписывая его, лидеры государств впервые признавали, что обращение с собственными гражданами уже не является исключительно внутриполитическим делом.

Лавров в ОБСЕ

Отношения России и ОБСЕ трудно назвать простыми. Лавров даже угрожал выходом из этой организации

Развитие достигнутых договоренностей происходило на последующих саммитах: в Белграде (1977), Стокгольме (1984), Вене (1986).

До 1990 года СБСЕ функционировала в режиме периодических совещаний, на которых система Хельсинских соглашений дорабатывалась. Однако уже в середине 80-х годов стало понятно, что этого недостаточно – начиналась новая эпоха, требовавшая других подходов. Необходим был орган, работающий на постоянной основе.

Понадобилось четыре года и несколько встреч ( Париж , Москва , Будапешт ), чтобы превратить СБСЕ в постоянно действующую региональную структуру, занимающуюся вопросами безопасности. В 1994 году она была переименована и получила нынешнее название – ОБСЕ . К этому же моменту была сформирована современная структура организации. Но на этом история не закончилась.

Новейшая история ОБСЕ

В конце 1996 года состоялся Лиссабонский саммит, на котором были приняты две декларации в области региональной безопасности. Россия выдвинула инициативу о сдержанности относительно военных усилий и количества вооружений. На этой встрече была предпринята попытка решения Карабахского конфликта – противоборствующие стороны взяли определенные обязательства. Однако решить эту проблему так и не удалось – она лишь перешла в замороженную стадию. Не слишком успешно действовало ОБСЕ и в отношении Югославии.

В 1998 году утвердили положение о полицейских силах ОБСЕ , на саммите в Осло , прошедшем в том же году большое внимание уделялось конфликту в Косово и в бывших советских республиках. В 1999 году на Стамбульской встрече подписали Хартию европейской безопасности, а Россия пообещала вывести войска из Приднестровья и Грузии .

ОБСЕ на Донбассе

Миссия ОБСЕ более пяти лет работает на Донбассе. Ее эффективность оставляет желать лучшего

В 2014 году для разрешения конфликта на украинском Донбассе была создана специальная миссия, состоящая из невооруженных гражданских лиц. Она регулярно фиксирует нарушения обеими сторонами конфликта, но как-то повлиять на ситуацию не в ее силах. Наблюдателей не пускают на многие территории, недоступна для них и российско-украинская граница.

Критика организации

В первую очередь ОБСЕ критикуют за неспособность к реальному разрешению конфликтов. Это очень наглядно продемонстрировал Донбасс, хотя и ранее особыми успехами организация похвалиться не могла. За несколько десятилетий она не только не смогла решить конфликты в Приднестровье и Карабахе, но даже показать сколько-нибудь заметный результат. У ОБСЕ просто нет механизмов воздействия на противоборствующие стороны.

То же самое относится и к мониторингу выборов. Наблюдатели могут зафиксировать нарушения или признать выборы недемократичными, но часто на их мнение просто не обращают внимания. Теоретически, за подобные фальсификации могут ввести санкции, но здесь уже действуют правила политической целесообразности.

ОБСЕ заслужено гордится целым рядом договоров, сокращающих вооружения. Однако в последние годы эти документы теряют силу один за другим. В конце 2019 года США заявили о выходе из Договора об открытом небе, объявив о его несоблюдении Россией . В 2015 году Россия вышла из Договора об обычных вооружениях в Европе, считавшимся одним из краеугольных камней континентальной безопасности. В ответ на такие решения ОБСЕ может только выражать озабоченность и призывать к сдержанности. Но на это мало кто обращает внимание.

Однако сказать, что ОБСЕ вообще бесполезна, также нельзя. На сегодняшний день у нее просто нет альтернативы. Кроме того, ассамблея является хорошей площадкой для диалога, а это уже немало. Ответственность за нерешенные конфликты нужно возлагать не на ОБСЕ , а на государства, которые не хотят или не могут договориться.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Читайте также: