Анализ по буллингу в школе

Обновлено: 02.07.2024

Подростковая жестокость – это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди подростков. Часто действия юношей и девушек просто непонятны, настолько они выходят за рамки разумного.

Определение буллинга:

3. Признаки буллинга

Признаки буллинга:

  1. это агрессивное и негативное поведение;
  2. оно осуществляется регулярно;
  3. оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью;
  4. это поведение является умышленным.

4. Виды буллинга

Физическая агрессия: Включает в себя толкание, пихание, пинки и удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.

Словесный буллинг: В этом случае оружием служит голос. Может существовать в форме обидного имени (клички), с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его. Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика. (Использование анонимных телефонных звонков – очень распространённая форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя).

Запугивание: Основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать. Мимика или "взгляд" хулигана может выражать агрессию и/или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.

Изоляция: Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.

Вымогательство: В этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдаёт их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву.

Повреждение имущества: Хулиган может сосредоточить внимание на имуществе жертвы. В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи.

5. Психология участников буллинга

Психология участников буллинга: зачинщики, преследователи, жертвы и наблюдатели.

Каждая драма предполагает четкое распределение ролей. В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы и, конечно, преследователи — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе присутствуют и нейтральные наблюдатели, которые не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя.

Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.

Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, если, подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа по парте.

Зачинщики. Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли. Им по каким-то причинам не понравился кто-то из одноклассников и они начинают его дразнить, задирать, осмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры.

Процесс отвержения начинается очень рано: уже во второй или третьей четверти в первом классе становится ясно, кто стал изгоем, а кто является инициатором его травли. Мальчики бывают инициаторами травли как мальчиков, так и девочек, а девочки чаще всего нападают на девочек (в случае травли мальчика либо просто разделяют общую точку зрения, либо даже начинают защищать изгоя).

Чаще всего в основе преследования лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля — это результат личной мести.

Знаменитый норвежский психолог Дэн Олвеус, отметил их следующие типичные черты, несмотря на то, что подобные черты характера могут встретиться и у детей, не являющихся инициаторами школьного буллинга. Что же это за дети?

Итак, инициаторами травли могут стать:

Преследователи. Как уже говорилось, зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично им сверстника?

Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить лидера класса.

В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).

В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.

Можно выделить следующие психологические характеристики детей, становящихся преследователями:

Ещё один аспект подростковой жестокости, который имеет связь с естественными законами возрастной психологии – это жестокость, проявляющаяся в группе. Даже взрослый в толпе начинает вести себя несвойственным для него образом, подчас вопреки своим собственным нравственным принципам. В определенных условиях человек, не склонный к насилию, может неожиданно продемонстрировать жестокость. По закону толпы происходит общее снижение интеллекта, снимается личная ответственность за содеянное. При этом мы знаем, что подростку чрезвычайно важно принадлежать группе сверстников, а страх оказаться вне группы, самому стать объектом насмешек сверстников может ситуативно толкать подростка на соучастие в действиях группы. При последующем разбирательстве один на один в кабинете психолога участники таких инцидентов зачастую выглядят достаточно растерянно, некоторые действительно не могут понять, как смогли оказаться участниками коллективных жестоких выходок.

Жертвы. Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные и не способные постоять за себя. Не те дети, которым не свойственно агрессивное поведение, как часто думают, а дети, которые лишены настойчивости, не умеют демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Самая вероятная жертва – ученик, который старается сделать вид, что его не задевает оскорбление или жестокая шутка, но лицо выдает его (оно краснеет или становится очень напряженным, на глазах могут появиться слезы). Дети, которые не могут спрятать своей незащищенности, могут спровоцировать повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца.

Исследования Дэна Олвеуса позволяют выделить два типа жертв: Первая: не могущие скрыть слабости (дети, физически слабые, неуверенные, эмоционально реагирующие дети, тревожные, а также такие, которые предпочитают общество учителей обществу сверстников). Вторая: дети, невольно провоцирующие негативное к себе отношение. Ко второй категории относятся неадекватно (слишком бурно) реагирующие на провокации (так, что их поведение вызывает насмешки у зрителей), неприятные в общении дети из-за дурных привычек (например, неряшливые), а также дети, вызывающие активную неприязнь взрослых. Бывает и так, что учитель сам выделяет в коллективе неугодного ученика и, унижая его публично, задает нормы допустимого поведения для школьников.

Рассмотрим типы отвергаемых детей, которые чаще всего подвергаются нападкам.

Такой ребёнок легковозбудимый, вспыльчивый и очень неуверенный в себе. Может часто драться с одноклассниками, потому что очень навязчиво и эмоционально стремится включиться в их игры. Отчаявшись привлечь к себе внимание, выбирает тактику классного шута. На уроках он выкрикивает разные шутки, ребята смеются. Постепенно любое его слово вызывает смех в классе. Со временем такой ребёнок становится чем-то вроде козла отпущения: его обвиняют во всех неудачах класса, сваливают на него все проделки.

Есть еще два типа детей, которых никто специально не обижает, не дразнит, над ними не издеваются, но их отвергают, они одиноки в своем классе.

Озлобленные

Некоторые дети, не сумев установить контакт с одноклассниками, начинают вести себя так, будто мстят окружающим за свои неудачи.

Непопулярные

6. Мифы о буллинге

Десять мифов о буллинге

Миф 1. Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы. Еще в 1910 г. Фрейд и Адлер провели в Вене первый конгресс на тему суицида среди учащихся средней школы. Фред писал, что в школе были и будут проблемы насилия именно потому, что школа собирает незрелых личностей – детей и подростков. Школа и учитель не несут ответственность за то, чтобы актов насилия не было (это было бы нереалистично), но они несут ответственность за то, чтобы учить детей твердо и с достоинством противостоять насилию.

Миф 2. Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только у слабого педагоги. Исследования подтверждают: в любой школе и у любого педагоги, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем.

Миф 3. Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10% учеников. По данным исследований примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира (за исключением Японии) 2-3 раза в месяц становятся жертвами буллинга независимо от того, в какой школе они учатся: дорогой элитной или бюджетной в социально неблагополучном районе. 7% девочек и 12% мальчиков сами являются инициаторами травли.

Миф 4. Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе его нет. Вот статистика частоты встречаемости феномена буллинга по классам (по данным Д.Олвеуса).


Миф 5. Вызывать беспокойство у взрослых должны только случаи физического насилия. Дети гораздо реже страдают из-за физических воздействий агрессивного характера, чаще – из-за других видов агрессии. В разных странах по статистике на первом месте по частоте встречаемости словесная травля – (оскорбления, злые шутки и т.д.). На втором месте бойкот, на третьем – физическая расправа. На четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Причиной суицидов чаще является не физическое насилие, а изоляция, бойкот.

Организационная культура школы, не обращающая внимания на вопросы насилия - это не жизнеспособная культура. Секрет в том, что все до единого взрослые люди, но прежде всего, профессионалы – педагоги, должны уметь и быть готовым конфронтировать с властолюбцем.

7. Действия участников образовательного процесса, в случае буллинга

Почему нужно заниматься буллингом?

  • Описаны негативные последствия как непосредственные, так и отсроченные, для буллеров и жертв.
  • Меняет климат группы (ОУ).
  • Негативно влияет на тех учеников, которые являются наблюдателями.
  • Жертвы буллинга могут совершить суицид.

Факторы, способствующие буллингу в образовательном учреждении -

- Позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников, они не знают, что делать и не верят, что можно помочь.

- Равнодушие как установка педагогов.

Что делать? (3 уровня работы)

1. Изменить правила ОУ в отношении случаев буллинга и неуклонно выполнять принятые правила.

Принцип: Ни один случай буллинга не остается безнаказанным.

2. Научить педагогов, прежде всего, классных руководителей, программам работы со случаями буллинга в классе.

Принцип: Раннее вмешательство предпочтительно.

3. Включить в план работы психолога систематическую работу с жертвами буллинга и их родителями.

Принцип: Ученик не должен остаться один на один с насилием.

Что не считается эффективным? (Чего не делать)

  1. Переложить всю ответственность на психолога.
  2. Переадресовать проблему родителям.
  3. Провести мероприятие, акцию – вообще что-либо единовременное и краткосрочное.
  4. Отправлять участников (жертву и буллера) к директору, требовать от буллера извинений.
  5. Рекомендовать жертве не обращать внимания.

Что делать психологу?

  1. Рассказать о буллинге администрации и педагогическому коллективу.
  2. Выслушать мнение каждого педагога и занять согласованную позицию в отношении противостояния буллингу.
  3. Помочь педагогам оформить позицию в конкретные правила и санкции.
  4. Помочь администрации в создании специального органа: антибуллингового комитета или совета справедливости.

Как правильно работать с родителями?

Как правильно работать с педагогами?

  1. Рассказать о буллинге, научить распознавать маркеры буллинга.
  2. Побудить каждого занять личную позицию.
  3. Рассказать о действиях учителей, которые невольно могут спровоцировать буллинг.
  4. Рассказать, что им делать.
  5. Практиковать, вести регулярную супервизионную группу по данной проблеме.

Действия педагогов

Не игнорировать, не преуменьшать значение

Если в ОУ пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.

Занять позицию

Разговор с группой

Проинформировать педагогический коллектив

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования, в Совет отцов и т.д.

Пригласить родителей для беседы

Важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

Распознавать буллинг по первым же признакам

Действия на уровне образовательного учреждения

I. Повышение уровня коммуникативной культуры в ОУ: учить всех, как обходиться с буллингом (улучшать взаимодействие между детьми и взрослыми в ОУ)

Повышение квалификации администрации ОУ по вопросу предотвращения буллинга. В ОУ должны быть разработаны правила поведения для всех учащихся, столкнувшихся с буллингом: что делать, куда идти, кому и в какой форме заявить. Заявление о факте провокации, оскорбления, физического насилия, вымогательства, угроз и т.д. должно быть сделано обязательно. В ОУ также создается Антибуллинговый комитет/Этический комитет, Совет Отцов, Совет справедливости и т.п.

Повышение квалификации администрации по созданию позитивной атмосферы ОУ.

II. Совершенствование компетенций противодействия властолюбивому поведению у педагогического и технического персонала ОУ

Педагоги должны уметь распознавать потенциальных жертв буллинга и быть бдительными.

Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны иметь право рассчитывать на поддержку со стороны учителей, когда речь идет о буллинге.

Педагоги должны научиться распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик).

Педагоги должны научиться конструктивно конфронтировать с агрессией.

III. Формирование у учащихся конструктивного поведения на случай буллинга в их адрес

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий, обеспечивающих психологический комфорт участников образовательной деятельности.

Информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме буллинга, скулшутинга, кибербуллинга, механизмах и последствиях.

Разработка для школы единых правил в отношении буллинга, скулшутинга и скоординированных мероприятий по профилактике и преодолению насилия.

Диагностика и групповые занятия с детьми.

Оказание помощи жертвам буллинга.

Взаимодействие с родителями, выявление жесткости, насилия в семье (диагностика, анкетирование родителей).

Проведенные мероприятия за отчетный период

Мероприятие

Результаты работы

Оформлены информационные стенды

Обратись за помощью

Буллинг, причины, последствия, рекомендации.

Охват детей 100 %

Охват детей 100 %

Охват родителей 95 %

Публикации на сайте школы, в социальных сетях (инстаграм) информации по противодействию буллингу, кибербуллингу, скулшутингу в образовательной среде.

Размещены 9 публикаций

Охват детей 100 %

Консультация для учителей

(знакомство членов школьного коллектива с проблемой буллинга, скулшутинга, кибербуллинга в образовательной среде, способами выявления, профилактики и решения данной проблемы)

Охват педагогов 100 %

“Телефон доверия” и т. д.

Охват детей 100 %

Диагностика на различные виды эмоциональных состояний ПК- 10 классы:

Социометрия Дж. Морено

Исследование самооценки Дембо Рубинштейн

Опросник по буллингу «Оценка

Тест агрессивности опросник Л. Г. Почебут

Шкала личностной тревожности А. М. Прихожан

Охват детей 100 %

Фактов буллинга не выявлено

Исследование взаимоотношений в семье:

С. С. Степанов «Лики родительской любви

Шкала общения родителей с ребенком А. И. Баркан

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин

Обследовано 219 чел. (95 %)

82 % детей ощущают себя нужными и необходимыми в доме.

93 % родителей принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом.

84 % родителей проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть на равных с ребенком.

9 % считают интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка несерьёзными, и игнорируют их.

Проведение занятий с учащимися (ПК-10 классы):

ЗОЖ современно, актуально

Экстремизм и патриотизм

Как противостоять насилию и агрессии?

Законы сохранения доброты

Способы выхода из конфликтных ситуаций

Если с тобой случилась беда и т. д.

Охват детей 100 %

Консультации для родителей:

Как воспитать психологически здорового ребенка?

Как общаться с подростком?

Переходный возраст и агрессия

Тревожный ребенок. Рекомендации.

Сложности адаптационного периода для ребенка. Как мопочь?

Охват родителей 85-95 %.

Воспитанники – охват 100 %

Педагоги – охват 100 %

Родители – охват до 95 %

Планирование работы на следующий год:

Оформление классных уголков, информационных стендов (обновление информации).

Размещение информации по данному вопросу на сайте школы, в социальных сетях.

ВложениеРазмер
metoraz_pro_bulling.docx 61.7 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Методическая разработка выступления

Буллинг в образовательной среде.

Отчет по анонимному анкетированию

студентов II курса с целью выявления

Разработала и выступила

Методическая разработка выступления

Буллинг в образовательной среде.

Отчет по анонимному анкетированию

студентов II курса с целью выявления

Четыре признака буллинга:

Инциденты повторяются уже какое-то время

Впечатлительность жертвы (острая эмоциональная реакция)

Мифы о буллинге

В буллинге замешаны только дети из социально неблагополучных семей? НЕТ!

Буллинг бывает только в классах у плохих учителей? НЕТ!

Чаще буллинг встречается у подростков? НЕТ!

Буллинг проходит сам, это просто одна из подростковых проблем? НИКОГДА!

Ответственность за буллинг лежит на школьном психологе . НЕТ!

Десять мифов о буллинге

Миф 1. Насилие в школе в таких масштабах появилось только в последние годы . Еще в 1910 г. Фрейд и Адлер провели в Вене первый конгресс на тему суицида среди учащихся средней школы. Фред писал, что в школе были и будут проблемы насилия именно потому, что школа собирает незрелых личностей – детей и подростков. Школа и учитель не несут ответственность за то, чтобы актов насилия не было (это было бы нереалистично), но они несут ответственность за то, чтобы учить детей твердо и с достоинством противостоять насилию.

Миф 2. Буллинг, как и другие формы нарушений дисциплины, возможны только у слабого педагоги. Исследования подтверждают: в любой школе и у любого педагоги, особенно у хорошего (потому что дети его меньше боятся) могут обнаружиться факты травли, провокаций, физического или эмоционального давления как среди сверстников, так и в отношениях ученика с учителем.

Миф 3. Насилия не так уж много (в нашей школе его вообще нет!), оно касается не более 10% учеников. По данным исследований примерно 16% девочек и 17,5% мальчиков во всех развитых странах мира (за исключением Японии) 2-3 раза в месяц становятся жертвами буллинга независимо от того, в какой школе они учатся: дорогой элитной или бюджетной в социально неблагополучном районе. 7% девочек и 12% мальчиков сами являются инициаторами травли.

Миф 4. Буллинг характерен для подростковой среды, в начальной школе его нет . Вот статистика частоты встречаемости феномена буллинга по классам (по данным Д.Оллвеуса).

Миф 5. Вызывать беспокойство у взрослых должны только случаи физического насилия . Дети гораздо реже страдают из-за физических воздействий агрессивного характера, чаще – из-за других видов агрессии. В разных странах по статистике на первом месте по частоте встречаемости словесная травля – (оскорбления, злые шутки и т.д.). На втором месте бойкот, на третьем – физическая расправа. На четвертом – распространение слухов и сплетен, на пятом – воровство. Причиной суицидов чаще является не физическое насилие, а изоляция, бойкот.

Отчасти это верно, но есть и другие дети, те, которые вполне социабельны, имеют друзей, у них до сих пор была нормальная самооценка. Жертвой буллинга может стать любой ученик , говорит статистика.

Почему нужно заниматься буллингом?

1. Описаны негативные последствия как непосредственные, так и отсроченные, для буллеров и жертв

Проблема социального напряжения в школах активно изучалась, но была сосредоточена в основном на случаях травли среди учеников. Сейчас становится очевидно, что жертвами агрессии, или, как принято говорить, буллинга, являются и учителя.

С угрозами от учеников, одной из самых жестких форм травли, сталкивается каждый второй преподаватель. Буллинг по отношению к учителям – малоизученное, но широко распространенное явление школьной действительности. Он требует не меньшего внимания общественности, чем травля среди школьников. Для противостояния буллингу необходимы объединенные усилия и системная работа.

Одной из форм работы по профилактике буллинга в образовательном пространстве является мониторинг (социологическое исследование) ситуации с травлей в образовательных организациях.

Цель исследования – определение уровня информированности и выявление фактов буллинга в отношении педагогов.

Участники исследования – педагоги образовательных организаций Республики Калмыкия:

Анализ результатов социологического исследования

Условно анкету можно разделить на 2 части:

В таблице 1 представлены результаты по общему уровню информированности среди педагогов по теме буллинга (правильные ответы выделены жирным шрифтом).

Вопрос №1

Буллинг – это.

а) грубое нарушение правил, за которое предусмотрена криминальная ответственность

б) драка, во время которой несколько человек бьют одного, более слабого

в) регулярно повторяющееся насилие одного или группы людей в отношении отдельного человека

94,67%

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №2

Выделяют такие виды травли

(отметьте все верные варианты)

а) вербальный

62%

г) физический

79,33%

д) кибербуллинг

66%

е) психологический

80,67%

з) бойкот

45,33%

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №3

Назовите участников буллинга

а) конфликтующие ученики, их родители, классный руководитель

б) агрессор, жертва, классный руководитель, школьный психолог

в) агрессор, жертва, наблюдатели

84,67%

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №4

Перечислите популярные мифы о буллинге

(выберите правильные ответы)

а) происходит в любой социальной группе

36,67%

б) является жизненно важным опытом

в) есть такие люди, которых обязательно будут травить

г) ответственность за буллинг лежит в первую очередь на взрослых

31,33%

д) взрослым ни в коем случае нельзя вмешиваться, дети должны разобраться сами

е) является травмирующим опытом для всех участников коллектива, даже если они не были жертвой

22,67%

ж) если его игнорировать и не прерывать, то ситуация будет только усугубляться

32,67%

з) коллективы, где есть взаимная поддержка, понятные правила, общие интересы, намного меньше подвержены буллингу

35,33%

Не ответили на данный вопрос

Как показано в таблице 1, большая часть респондентов достаточно хорошо знакома с основным понятием буллинга (вопрос №1) – 142 чел. (94,67%).

В вопросе №2 также большая часть отмечает правильные виды буллинга: психологический – 80,67%; физический – 79,33%; вербальный – 62%; кибербуллинг – 66% и бойкот, как одну из разновидностей психологического буллинга, – 45,33%.

В вопросе №3 84,67% опрошенных правильно называют участников буллинга: агрессор, жертва, наблюдатели.

Вторая часть опроса, касаемая выявления случаев буллинга в образовательной среде (вопросы №№5-16), представлена в нескольких таблицах.

Вопрос №5

Сталкивались ли Вы с ситуациями издевательства одних людей над другими?

а) да

52,67%

Вопрос №6

Если да, то в какой форме

б) оскорбления (вербальная агрессия)

г) физическое насилие

д) кибербуллинг (угрозы, издевательства и унижение в интернете)

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №7

а) со стороны учеников

40%

б) со стороны родителей

в) со стороны учителей

г) со стороны руководства школы

Не ответили на данный вопрос

Между подростками (свой вариант ответа)

Из 150 респондентов 79 чел. (52,67%) сталкивались с ситуациями издевательства одних людей над другими (вопрос №5), выраженными в основном вербальной агрессией – 71 чел. (47,33%) и унижениями (вопрос №6) – 42 чел. (28%). Действия данного характера в большинстве случаев осуществлялись со стороны учеников (вопрос №7) – 60 чел. (40%).

Далее представлен анализ ситуаций негативного отношения в педагогической среде (таблица 3).

Вопрос №8

Сталкивались ли Вы с негативным отношением на работе по отношению к Вам?

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №9

Случалось ли вам чувствовать, что вы уже не хотите идти на некогда любимую работу из-за недоброжелательного отношения со стороны…

б) родителей

15,33%

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №10

Испытывали ли вы когда-либо притеснения со стороны учеников, родителей, коллег или руководства? (выберите вариант/варианты)

а) неэтичное поведение

33,33%

в) неприязненные взгляды или жесты

г) нелицеприятные высказывания

д) нецензурная брань

е) постоянная критика, касаемая Вашей работы

з) нет, не испытывал(а)

Не ответили на данный вопрос

26,67% педагогов сталкивались с негативным отношением на работе, большая часть (66%) отрицает наличие негативного отношения по отношению к ним (вопрос №8). В вопросе №9 15,33% респондентов отмечают недоброжелательное отношение со стороны родителей, 12% – со стороны руководства и 5,33% – со стороны коллег. Выражены данные действия большей частью неэтичным поведением (33,33%) (вопрос №10).

Общая картина по данной теме представлена в таблице 4.

Вопрос №11

Кто, с вашей точки зрения, чаще подвергается травле (буллингу)?

а) тот, кто слабее и не может ответить

б) тот, кто отличается от других

в) тот, кто имеет свое мнение

г) другие причины (укажите, какие)

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №12

Как вы считаете, есть ли в вашей школе учителя, явно нуждающиеся в помощи и защите?

а) да, и их много

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №13

Как вы считаете, можно ли избежать травли в школе?

а) да, если вовремя заметить

б) да, если жертва изменит свое поведение

в) да, если наказать агрессора

г) нет, она неизбежна

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №14

Кто, по вашему мнению, способен пресечь буллинг в образовательной организации?

б) педагогический коллектив

д) ваш вариант (первый шаг классного руководителя, директор, родители агрессоров)

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №15

а) к другу или к друзьям

в) к нашему школьному психологу

г) к директору школы

д) к моим близким

е) в центр психологической помощи

ж) в органы власти (управление образования и т.д.)

з) мне не к кому обратиться, но мне нужен такой человек

и) мне не к кому обратиться, но мне никто и не нужен

к) ваш вариант (ни к кому)

Не ответили на данный вопрос

Вопрос №16

Какие действия будут эффективными для профилактики буллинга в школе (выберите все верные варианты)?

а) повышение эффективности классного руководства

б) тренинги командообразования и социальных навыков в классах

в) проведение психологического тестирования обучающихся

г) обучение детей способам поведения при буллинге

д) организация уроков самозащиты

е) введение системы штрафов

ж) включение родительского сообщества в жизнь школы

з) установить в школе систему видеонаблюдения

и) ваши варианты:

- родительский всеобуч, уделять внимание воспитанию детей, привитие им социальных норм, нравственного воспитания;

- четкое разграничение функций;

Не ответили на данный вопрос

Чаще подвергается травле (буллингу) (вопрос №11), по мнению педагогов, тот, кто слабее и не может ответить – 120 чел. (80%). В вопросе №12 мнение о педагогах, нуждающихся в помощи и защите, распределилось следующим образом: большая часть отрицает наличие в их школе педагогов, нуждающихся в помощи – 63,33%; 26% считает, что таких педагогов мало, и 8% считает, что педагогов, нуждающихся в помощи, много. 3,33% респондентов не ответили на данный вопрос.

В вопросе №15 45,33% педагогов в ситуации буллинга обратятся за помощью к школьному психологу; 42,67% – к друзьям; 38% – к близким. Стоит отметить, что 4 чел., т.е. 2,67% опрошенных, не будут обращаться за помощью ни к кому и столько же человек не ответили на данный вопрос.

К наиболее эффективным мерам профилактики буллинга в школе педагоги относят: обучение детей способам поведения при буллинге – 84 чел. (56%), включение родительского сообщества в жизнь школы – 74 чел. (49,33%), тренинги командообразования и социальных навыков в классах – 71 чел. (47,33%) и проведение психологического тестирования обучающихся – 71 чел. (47,33%).

Также в ответах на данный вопрос 4 чел. (2,67%) предложили свои варианты:

10 педагогов (6,67%) не ответили на данный вопрос.

Выводы:

Проведенное социологическое исследование показало, что большая часть педагогов достаточно хорошо знакома с основным понятием, видами, участниками буллинга.

С ситуациями издевательства одних людей над другими сталкивалось более половины респондентов, действия данного характера в большинстве случаев осуществлялись со стороны учеников.

Большая часть отрицает наличие в их школе педагогов, нуждающихся в помощи. Менее половины опрошенных сталкивались с негативным отношением на работе, которое выражается недоброжелательным отношением со стороны родителей, руководства и со стороны коллег. При этом большая часть педагогов, столкнувшихся с данной проблемой, готова обратиться за помощью к школьному психологу, к друзьям и близким.

К наиболее эффективным мерам профилактики буллинга в школе педагоги относят обучение детей способам поведения при буллинге, включение родительского сообщества в жизнь школы, тренинги командообразования и социальных навыков в классах, а также проведение психологического тестирования обучающихся.

Исходя из вышесказанного, следует вывод, что случаи буллинга в какой-то степени имеют место быть в каждой образовательной организации и в каждой среде: ученической, педагогической, а также в родительской по отношению к педагогам.

Школа – единый организм, и нездоровые отношения могут распространяться как инфекция. К сожалению, в образовательной системе в целом насильственное отношение к педагогам стало сейчас нормой. Они чувствуют себя неуважаемыми и незащищёнными, и человеческим конструктивным взаимоотношениям с учениками это не способствует.

Успешный опыт организации безопасного психологического пространства основан на том, что каждый взрослый, работающий в образовательной организации, несет ответственность за порядок в школе. Забота о качестве общения учителей и учеников – лучшая профилактика насилия. Важно помнить, что буллинг не проходит бесследно даже для зрителей.

Выводы исследования показывают, что работать надо в двух направлениях. Во-первых, учить педагогов справляться с проблемами, возникающими в подростковой среде: организовывать для них тренинги и беседы, помогать понимать суть буллинга и как его пресекать. Убеждать делиться проблемами с психологами. А второе – повышать социальный статус учителя, предупреждать эмоциональное выгорание педагогов, т.к. существует зависимость между травлей и профессиональным выгоранием учителя.

Общие антибуллинговые меры, целью которых является недопущение в принципе существования такого явления в стенах учебного заведения, сводятся к последовательной, долговременной работе, пересмотре норм и ценностей каждого учебного заведения. Если травля уже присутствует (пусть даже в одном каком-то классе), то первым делом нужно остановить, прекратить ее. Лишь после этого можно будет взяться за кропотливую и долгую работу по улучшению школьного микроклимата, которая содержит следующие рекомендации:

Читайте также: