Полевая практика в доу что это

Обновлено: 28.06.2024

Обучение на педагогическом факультете меня многому научило. Когда мне первый раз сказали, что у моей группы будет полевая практика, первое, что я сказала: "Это шутка?" . Мы не биологи, не археологи, не горняки.

В моем представлении учитель - это костюм, папка документов, учебники и в руках указка. О и умный вид обязателен. хи-хи

На полевой практике чем нам только не приходилось заниматься.

  • Походы в лес
  • Походы на море
  • Обход и описание 2 музеев
  • Цветоводство
  • Создание индивидуальной коллекции водорослей
  • Гербарий растений области
  • Раскопки и описание почв, создание коллекций
  • Описание и классификация растений, млекопитающих, рыб, насекомых, птиц, моллюсков
  • Изучение строения муравейника и самого муравья
  • Ведение календаря погоды
  • Создание поделок, рисунков, плакатов
  • Сочинение стихов, загадок и рассказов

Практика проходила в самых тяжелых условиях. Нас разделили на 4 бригады. У каждой бригады было свое название, девиз и прочие нюансы о которых приходилось помнить на протяжении всей практики.

Мы приходили рано утром, уходили после 00:00, шли домой, чтобы сделать огромное количество заданий и так каждый день .

Дома за ночь нужно было выучить всю теорию, обработать материал, приготовить себе еды на следующий день и помыться. Спали иногда и по 2 часа, бывало и вовсе оставались без сна . Зато я поняла каким сон может быть желанным вознаграждением.

Работа каждый день только прибавлялась. Иногда были ситуации, когда ты уже заканчивал обрабатывать материал, а тут педагог меняла все в последний момент и нужно было переделывать всю работу.

При подготовке плаката "Кустарники нашей области". Каждый кустарник нужно было собрать, высушить. Плакат нужно было нарисовать и обозначить на нем все кустарники.

И вот когда все нарисовали, гербарий приклеили на плакат, все подписали и стали заматывать плакат в пленку. заходит педагог и говорит, что кустарники должны быть расположены в другом месте, список не полный, да и кустарники должны быть на одном плакате с деревьями.

И кого волнует, что начинали мы его рисовать в 12 часов дня, а заканчивали уже ночью. Не все ежи получились бодрыми, зато полностью отражался наш внутренний мир . хи-хи

Таких ситуаций было много, практически каждый день приходилось переделывать работу, ходить в походы, обрабатывать гербарии и т.д

За время практики я похудела на 10 кг . Один поход в музей мог быть по 4-6 часов . Каждый экспонат мы описывали, слушали и конспектировали все стоя. Тетради очень тяжелые и под конец дня ты уже не мог нажать кнопку блокировки на телефоне, чтобы вызвать такси и поехать домой.

(Нет, нет. не спать, а классифицировать ракушки по форме)

А у вас как проходила полевая практика? Пишите в комментариях.

И при этом творческий потенциал не должен был пропадать. Рисовать, составлять, сочинять. Все должно было подходить под требования педагога.

В нас летали стаканы, земля, папки с гербарием. Папка с гербарием весила по 5 кг.

Этот девиз нас сопровождал и во время похода в тундру нашей области

Когда мы вышли на последней остановке автобуса, а вокруг не одного знакомого куста - вот тогда уже стало страшно. Это было лето, поэтому медведи могли быть везде . У нас в городе каждое лето медведи гуляют, а тут в лесу.

Папка для гербария, еда, сменная одежда, сигнальные ракеты, тетради. Все несли на себе и это после бессонной ночи .

Шли в гору и путь был долгим. Нужно было собрать растения с разных ярусов, найти муравейник, откапывать разные слои почвы на разных ярусах и при этом не познакомиться со здешними медведями .

Где-то на половине пути, нам встретилась пойма. Но обойти ее было очень трудно. "Ой куда нас завели"- думала я. Но нас ничего не остановит, поэтому мы начали перебираться как могли.

И вот первая неудача.. Бедная одногруппница оступилась на камне и упала. Причем падение произошло прям посередине водоема, на самом глубоком месте. Она была мокрая до трусов.

При составлении плана передвижения, я решила запечатлеть этот момент в своей тетради. хи-хи

Что же делать? Не иди же в таком виде дальше. Там и отморозить себе можно что-нибудь . Но как я была наивна. Всей группой мы уговаривали преподавателя пойти обратно, перенести все на другой день. Или что бы студентка отработала в другой день, что бы пошла домой сушиться.

Идти мокрой - издевательство.

Но педагог была очень настойчива, и подруга отправилась еще на протяжении 10 часов покорять здешние леса.

Чем это закончилось? Ангина, температура. Но я считаю, легко отделалась, могло быть и хуже. Ведь через пару дней походы продолжились.

Все описать в одной статье не получиться, поэтому подписывайся (Нажмите здесь, чтобы подписаться) и я расскажу, и покажу как проходит полевая практика у педагогов.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.


Практика – важная часть системы профессиональной подготовки будущего специалиста.

В пермском государственном педагогическом университете кроме лекционных, практических и лабораторных занятий проводятся несколько видов практик: педагогические и производственные, к которым на естественнонаучном факультете добавляются и учебные полевые практики.

Полевые практики - обязательное звено учебного процесса в системе высшего образования естественнонаучного направления. Полевые практики по географии направлены на расширение и углубление знаний студентов, полученных в процессе теоретического изучения материала. Они способствует формированию экологического мировоззрения и эстетического воспитания студентов, дают наглядное представление о природных явлениях и их взаимосвязи, учат регистрировать факты и анализировать их, обобщать увиденное и делать выводы. Особое внимание на полевых практиках уделяется вопросам взаимодействия человека и природы .

Велико значение полевых практик и в подготовке учителей географии. Это не только получение практических навыков и умений, но и путешествия, встречи с разными географическими объектами, как естественного, так и социально - экономического характера. Основные формы работы на полевых практиках по географии — учебные экскурсии, топографическая съемка местности, описание компонентов природы и природно-территориальных комплексов (ПТК), проведение измерений и последующих расчетов, обработка собранного материала, самостоятельные наблюдения [1, с. 7].

Группа – это важная форма социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения. Проблема групп – одна из центральных в социальной психологии. Интерес к объединению людей возник давно. С одной стороны, личность, её самосознание, принятые ею ценности и нормы, система представлений о мире формируются в процессе включения человека на протяжении его жизни в деятельность самых различных групп. Следовательно, невозможно понять человека, исследовать процесс его развития, не обращаясь к анализу тех групп, членом которых он является. С другой стороны, группа сама по себе не является суммой вошедших в неё людей, а представляет с момента своего психологического возникновения самостоятельное целостное явление, со своими собственными характеристиками, не сводимыми к индивидуальным характеристикам её членов, собственной историей развития и закономерностями жизнедеятельности [2, с. 174].

Таким образом, группа – это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих свойств, процессов и структур.

Состав группы – это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. К групповым процессам относятся, прежде всего, такие показатели динамики группы как процесс развития и сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений.

Студенческая группа относится к малой социальной группе. Под малой социальной группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей целью своей деятельности и находятся в непосредственном личном контакте (общении), что является основой для возникновения и развития группы как целого.

Цель нашей работы: проанализировать группы студентов как малые социальные группы, рассмотреть, как изменяются межличностные отношения в группах в процессе обучения и, прежде всего, на полевых практиках.

В исследовании участвовало 4 группы студентов с I по IV курс заочного отделения естественнонаучного факультета ПГПУ в 2010 – 2011 гг. Каждая из четырех групп тестировалась два раза: до практики и после ее прохождения. Для изучения студенческих групп была использована методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера, в основе которой лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает её надёжность [3, с. 261].

Пример заполненного бланка методики

В таблице приведены противоположные по смыслу пары, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. География - школьный предмет, который отражает существующую картину мира. Школьники, сидя за партами в классе, не всегда понимают, что в повседневной жизни могут присутствовать явления и законы, изучаемые на уроках географии.

Современные школьники очень редко бывают в природе с целью изучения ее многообразия. К сожалению, учебная программа по географии не может удовлетворить запросы учащихся в практической направленности. В рамках школьной программы учащиеся успевают пройти только теорию, практические работы по географии в природе отсутствуют

В моей педагогической практике накоплен опыт работы по организации летней полевой практики, которая проводится ежегодно в период летних каникул в течение 15 дней. Основная идея летней полевой практики – вынести преподавание географии за пределы школьного кабинета, вести обучение через решение прикладных исследовательских и проектных задач непосредственно на природных объектах. Школьники, участвующие в летней полевой практике, обучаются методике и практике научных исследований, осваивают основы экологического мониторинга. При проведении летней полевой практики закрепляются теоретические ,знания формируется правильное поведение в природе, проводятся природоохранные мероприятия.

Программа полевой практики помогает значительно углубить и активизировать процесс обучения, усилить в нём элементы самостоятельной исследовательской работы, творческого мышления и логического решения природоохранных вопросов.

Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время. Эта организация осуществляется таким образом, что творчество и инициатива обучающегося выступают на первый план. Программа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе. Полевая практика с элементами научно-исследовательской работы - одна из лучших форм деятельности школьников в природе.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности, главные цели которой – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Уровень образования – основное общее образование.

Цель организации летней полевой практики: вовлечение учащихся в конкретную практическую деятельность на основе использования местного краеведческого материала.

Основные задачи учебной полевой практики:

Образовательные:

Изучить особенности природы и экологии своего родного края.

Познакомить с полевыми методами исследований.

Включить обучающихся в практическую исследовательскую деятельность.

Сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.

Выработать комплексный подход к оценке природных явлений, т.е. умения фиксировать, наблюдать и анализировать сложную систему взаимосвязи природных компонентов и еще более сложную систему взаимосвязи природы и деятельности человека.

Приобрести навыки обращения с простейшими геодезическими инструментами (компас, школьный нивелир, рулетка, компас и др.), метеорологическими приборами (термометр, гигрометр, барометр, и др.), необходимыми для работы в школе и других учреждениях.

Сформировать способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.

Воспитательные:

Воспитывать активную жизненную позицию.

Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Воспитывать экологическую культуру.

Привлекать учащихся к изучению и охране родного края.

Развивающие:

Развивать мотивацию к изучению родного края.

Развивать ценностные отношения школьника к природе своего края.

Развивать самостоятельность, ответственность, активность обучающихся.

Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.

География имеют большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей. Это позволяет организовать внеурочную деятельность практически по всем рекомендованным стандартам направлениям :

Общеинтеллектуальное (исследовательская, проектная деятельность).

Общекультурное (экскурсии, воспитательные мероприятия).

Спортивно-оздоровительное направление (оздоровительные мероприятия с детьми).

Духовно-нравственное направление (проектная деятельность, воспитательные мероприятия).

Социальное (экологические акции)

Образовательные партнёры, участвующие в реализации практики

Уникальность, новизна представляемой практики заключается в интеграция природоведческих и социальных знаний, формировании целостного взгляда на природу, общество, место человека в нём, причём происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории деревни и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников и воспитание истинных патриотов.

Принципы реализации практики.

Личностно-ориентированный подход - признание личности как социальной ценности;

Единство познавательной, оздоровительной и воспитательной работы с учащимися;

Дифференциация интересов школьников с учётом уровня их потребностей, социально значимая направленность деятельности;

Массовость и добровольность участия школьников в предлагаемых видах и формах свободного времени;

Отношения взрослых и детей на основе совместного интереса и деятельности.

Преимущества оптимизационной модели:

минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность;

создание единого образовательного и методического пространства в школе;

формирование содержательного и организационного единства всех подразделений школы.

Принципы реализации модели:

учёт возрастных особенностей;

сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

связь теории с практикой;

доступность и наглядность;

включение в активную жизненную позицию;

Организация работы летней полевой практики по географии, способствует формированию следующих ключевых компетенций :

учебно-познавательные компетенции . Это совокупность компетенций учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Сюда входят: умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой; оформить результаты своей деятельности (построение таблиц, создание презентаций);

коммуникативные компетенции - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения;

информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде таблиц в письменных отчетах и электронных презентациях;

проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.

компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

трудовые компетенции - санитарная очистка исследуемых территорий.

Подготовка и успешная реализация таких мероприятий уже формирует ключевые компетенции, что само по себе воспитывает у ребят заботливое и бережное отношение к природным объектам и сообществам, в частности близкой им местной флоры и фауны.

Механизмы реализации программы по летней полевой практике:

1. Выбор рабочих групп: постоянные и сменные.

2. Проведение инструктажа по технике безопасности.

3. Выбор природных объектов для исследования.

4. Подбор практических работ: общие, индивидуальные наблюдения, эксперименты, экскурсии.

5. Ведение полевых дневников (записи, рисунки, обработка данных)

6. Сбор коллекционного материала.

7. Творческие задания (например, разработка правил поведения в лесу и установление щитов с наглядностью)

8. Полезные дела (очистка леса, водоема, родника и т.д.)

9. Отчет о полевой практике: - индивидуальный, групповой. Обработка информации, построение диаграмм, обобщение и выводы, фото - видеоотчеты.

10. Подготовка материалов к научно-практическим конференциям разного уровня. Защита проектов.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и ном поведения.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развития навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование ценностного здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в природе;

формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственности, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты: метапредметными результатами изучения курса является сформированность универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта

выдвигать версии решения проблемы, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта)

работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

совершенствовать навыки самооценки

способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков.

Познавательные УУД:

умение самостоятельно определять познавательные цели

ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления, оценивать достоверность информации, выявлять причины и следствия природных и общественных явлений и процессов

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей

составлять тезисы, различные виды планов

представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков

переводить информацию из одного вида в другой

развитие посредством краеведческого материала интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Коммуникативные УУД:

умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия группе в процессе сотрудничества в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

умение находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, аргументировать и отстаивать своё мнение

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Предметные результаты:

формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природоиспользование;

формирование представлений о масштабе и способах его записи, о различиях топографической карты и плана местности, об условных знаках топографических карт и планов;

формирование умения применять условные знаки топографических карт и планов;

формирование представлений о составлении планов местности, о глазомерной и инструментальной съёмке местности, их отличиях. Представления о проведении съёмки местности и оформлении её результатов.

формирование умения проводить полярную и маршрутную съёмку местности и составлять по их результатам план местности.

формирование представления об абсолютной высоте, о способах показа рельефа на планах и картах.

формирование умения определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности;

формирование представления о горных породах своей местности и проведение сбора образцов (создание коллекции);

формирование умения описывать свойства воды, и круговорота воды в природе, проведение опытов по изучению свойств воды;

составление и описание коллекции растений разных природных сообществ по географическому принципу.

овладение методами географической науки: наблюдение и описание географических объектов и процессов;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Воспитательные результаты участия в полевой практике обучающихся распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов получение школьниками социально – значимых знаний:

приобретение школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профессий (геодезист, картограф, геолог, геоморфолог, гидролог, почвовед, метеоролог).

Второй уровень результатов (развитие социально- значимых отношений школьников): создание у обучающихся целостного представления о Земле, как планете людей. Развитие ценностных отношений школьников к знаниям, науке, формирование позитивного отношения к учебной дисциплине географии, исследовательской деятельности.

Третий уровень результатов (приобретение школьниками опыта социально- значимого действия): получение школьниками опыта самостоятельного и группового действия в процессе реализации проекта, опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт формирования коммуникации в процессе представления результатов проекта на внутришкольном и внешнем уровнях; опыт общения со сверстниками.

Читайте также: