Проектная деятельность в доу готовые проекты в средней группе по развитию речи
Обновлено: 03.07.2024
Плохая связь? Есть вопросы к содержанию интернет-контента? Некорректно используют персональные данные?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
Воспитатель: Г.А. Иванченко
Актуальность
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем с друг другом. Формирование речи ребенка происходит в постоянном общении со взрослыми. Современное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте — одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе
Ребенок средней группы должен говорить выразительно, связно, используя богатый словарь, разнообразные синтаксические конструкции, практически без речевых ошибок, произнося все звуки чисто.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому план- проект содержит систему игр направленных на развитие речи детей среднего дошкольного возраста.
Теоретическое обоснование.
Развитие речи детей является центральной задачей речевого воспитания детей, т. к. обусловлено ее социальной значимостью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследования отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (Л.В.Щерба).
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого.
Пятый год жизни – период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи. В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной. (К.И.Чуковский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубенштейн).
Цель:
Изучить и внедрить в образовательный процесс игры и упражнения с речевым содеожанием, направленные на развитие речевой активности детей.
Задачи:
— создать условия для развития речевой активности детей среднего дошкольного возраста через игры, упражнения речевого содержания;
— создать картотеку игр, упражнений, направленных на развитие речевой активности детей:
— составить план-проект по развитию речевой активности детей;
— привлечь родителей к работе по проекту
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители
Подготовительный
Изучить литературу по данной теме. Определить цели и задачи. Создать благоприятные условия для реализации проекта.
Разработать план — проект.
Основной – работа по плану (один раз в неделю)
Перспективный план
2. Обновление и обогащение развивающей предметно – пространственной среды по теме проекта.
Работа с родителями.
2.Познакомить родителей на собрание с проектом, задачами, предполагаемым результатом.
3.Привлечь родителей к пополнению литературной копилки группы играми с речевым содержанием.
Заключительный
Оформление выставки игр с речевым содержанием
Итоговое совместное мероприятие детьми и родителями
-Повышение речевой активности детей среднего дошкольного возраста;
— использование в речи полных, распространенных предложений;
-освоение и использование средств интонационной речевой выразительности.
ЛИТЕРАТУРА.
Актуальность проекта:
Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает оптимальные условия для формирования эмоциональной сферы детей, что является крайне важным для воспитания чувств у учащихся, развития их внутренней жизни, творчества.
Тип проекта: познавательный, речевой.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Продолжительность проекта: средней продолжительности, с 21 января по 8 февраля.
Цель: Использование сказки, как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей среднего возраста.
Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить со сказками.
Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.
Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Закреплять умения использовать средства выразительности (мимику, интонацию, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки.
Развивающие: Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. Развитие совместного творчества родителей и детей.
Воспитательные: Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.
Методы в работе:
Словесные методы: загадывание загадок, вопросы к детям, пояснения, беседы.
Игровые методы: дидактические игры, игровые ситуации, игры – путешествия, сюжетно – ролевые игры.
Совместная деятельность с детьми:
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по данной теме.
Работа с родителями:
Ожидаемые результаты:
Этапы проекта
- I этап - подготовительный.
- II этап - совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
- III этап - заключительный (результат).
В условиях современности , главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению . Дети , не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие , с большим трудом навёрстывают упущенное , в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие . Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе .
Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения , поют песни , отгадывают загадки , рассматривают иллюстрации к книгам , любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы : а как , а почему , а смогу ли я ? И ведь не секрет , что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы . А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что - то придумать , сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка . И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей
Тип проекта : долгосрочный
Сроки реализации проекта : н оябрь - август
Цель проекта : развивать речь детей , обогащать словарный запас через игровую деятельность ; повысить активный словарь детей посредством стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству , к речевому творчеству .
Задачи проекта :
· создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке ;
· формирование грамматического строя речи ;
· расширение словарного запаса ;
· развитие связной речи ;
· развивать активный словарь детей ;
· развивать способность детей придумывать повествования , рифмованные слова , словообразования , подбирать синонимы , антонимы , омонимы ;
· поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении .
Гипотеза :
В результате работы у детей повысится словарный запас , обогатиться речь , улучшиться выразительность речи , дети научатся сочинять небольшие стихотворения , составлять рассказы , придумывать сказки .
Участники проекта : воспитатели , дети , родители .
Методы и технологии реализации проекта : метод проекта , личностно - ориентированные и здоровьесберегающие технологии , дидактические игры , подвижные игры , театрализованные игры , сюжетно – ролевые игры , беседы с детьми .
Низкий уровень активного словарного запаса детей .
Причины :
1. Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря .
2. Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством .
Ресурсное обеспечение проекта :
Материально - техническое :
· подборка консультативного материала для родителей
· разработка проекта , конспектов занятий
· подборка иллюстраций и детской литературы
· картотека речевых игр
· игрушки , пальчиковые игры , дидактические игры словесные игры
· сказки , стихи , иллюстрации к сказкам , потешки , чистоговорки
Идея проекта :
Структура проекта
Реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми , создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке . Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми : это цикл дидактических игр с игрушками и предметами , словесных , настольно - печатных . В систему работы включены подвижные игры . Также включены театрализованные игры , дети слушают сказки , инсценируют их . Значительное место отведено сюжетно - ролевым играм .
Ожидаемые результаты :
· Высокий уровень активного словарного запаса детей
· Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря .
· У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей .
Этапы реализации проекта .
1. Подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
Механизм реализации проекта :
Первый этап – подготовительный : Подготовка к работе педагога :
o определение цели и задач проекта ;
o изучение необходимой литературы ;
- подбор методической литературы ;
o разработка тематического плана для реализации проекта .
Сотрудничество родителями :
Второй этап – основной :
Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний , умений и навыков .
Словесные игры и упражнения .
дидактические и подвижные игры ,
театрализованные и сюжетно – ролевые игры :
Дидактические и подвижные игры :
Театрализованные и игры – драматизации :
Сюжетно – ролевые игры :
Третий этап – заключительный :
· Период осмысления собственных результатов .
Результаты проекта . Вывод .
Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день . Он дает возможность ребенку экспериментировать , систематизировать полученные знания , развивает творческие способности и коммуникативные навыки , которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению , что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов .
Результаты :
Таким образом , можно сделать выводы :
· В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками .
· Учится выполнять правила игры .
· В игре интенсивно развиваются все психические процессы , формируются первые нравственные чувства .
· В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности .
· В игре идет интенсивное развитие речи .
· В игре формируются новые мотивы и потребности .
Таким образом , в результате совместной работы над проектом у детей и их родителей сформировались ключевые компетенции : - умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации ;
o умение продумывать способы действий и находить новые способы решения задач ;
o умение задавать вопросы ;
o умение получать необходимую информацию в общении ;
o умение вести диалог со взрослыми и сверстниками ;
Игра занимает в жизни дошкольника особое место . Игры используются на занятиях , в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры .
. Игра развивает язык , а язык организует игру . Играя , ребёнок учится , а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка . Известно , что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее , чем на учебных занятиях . Обучающая задача , поставленная в игровой форме , имеет то преимущество , что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия . Ребёнок , увлечённый привлекательным замыслом новой игры , как бы не замечает того , что он учится , хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями , которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности .
В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир , но и самого себя , своё место в этом мире , накапливает знания , осваивает язык , общается . Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе .
Литература :
1. . Гербова В . В . Развитие речи в детском саду . Средняя группа . – М .: МозаикаСинтез , 2014 г .
2. Журова Л . Е . Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет .
6. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет ./ Под ред . Л . А . Парамоновой .
7. О . С . Ушакова Развитие речи детей 3-5 лет . – М .: ТЦ Сфера ,2016.
8. Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада . Ознакомление с художественной литературой . Развитие речи . Обучение грамоте : Авт .- сост . Аджи А . В . – Воронеж 2009.
Содержимое публикации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Проект по развитию речи
в средней группе №5
Воспитатели: Котова Ю.А.
Проблема : развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Актуальность проблемы : в условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие , с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие . Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Цель : развивать речь детей , обогащать словарный запас через игровую деятельность.
Образовательные:
- Создание условий для игровой деятельности детей.
- Формирование грамматического строя речи .
- Расширение словарного запаса.
- Развитие связной речи .
Развивающие:
-Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
-Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
-Развитие совместного творчества родителей и детей.
Воспитательные:
-Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества.
-Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу, воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
-Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.
Предполагаемый результат : при работе по данному проекту значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Методы проекта : наглядные, словесные, практические, игровые.
Основные формы реализации проекта : образовательная деятельность, беседы, экскурсии, игры, работа с родителями.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по данной теме.
- Выставка книг о сказках. - Чтение художественной литературы по данной теме. Беседы с детьми о прочитанных сказках.
Работа с родителями:
- Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности.
- Развитие совместного творчества педагога, родителей и детей.
Ожидаемые результаты:
1.Оснащение развивающей среды в группе.
- Подбор сюжетных картинок, художественной литературы по данной теме. - Оформление книжного уголка, вставка книг по данной теме.
2. Формирование умения воспринимать книги не только как развлечение, но и как источник знаний.
3. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
4. Активное участие родителей в реализации проекта. 5.Развитие интереса у детей к чтению сказок.
I этап - подготовительный.
II этап - совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
III этап - заключительный (результат).
Этапы проекта
Предметно - развивающая среда.
Подготовительный этап
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Создание развивающей среды, театрального уголка, обновление и оформление книжного уголка в группе. Подбор развивающих игр, литературного и иллюстративного материала.
Основной этап
Беседы с детьми о сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Загадки по сказкам.
Расширение знаний детей о русских народных сказках.Учить рассказывать сказки, пересказывать по ролям. Закрепить знания детей о русских народных сказках через загадки.
Учить рисовать лису, передовая ее строение конусообразными овалами разной величины (туловище, хвост, голова).
Обогащать игровой опыт; формировать интерес к театрализованным играм; развивать творчество, умение импровизировать, эмоциональную сферу.
Дети в словесных играх упражняются в согласовании существительного с прилагательным, существительного с числительным, упражняются в употреблении существительных в разных падежах, в образовании антонимов.
Закрепить умение детей узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам и вопросам.
формировать умение пересказывать знакомую
сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание.
Раскрытие и развитие творческих способностей детей, закрепление навыков драматизации, закрепление навыков лепки,
Работа с интерактивной книгой- лэпбук
Развивать познавательные способности детей с помощью заданий, игр и загадок, формировать умение выполнять задания по картинкам, закрепить знание о русских народных сказках.
Совершенствование мелкой моторики, закрепление знания содержания сказок, развиватие речи и образного мышления.
Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, оценивать характеры и поступки героев.
Дети развивают мелкую и общую моторику, координацию движений в сочетании с речью.
Подведение итогов работы над проектом
У детей развился интерес к русским народным сказкам; развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей; содействие творческому развитию детей.
Воспитание чувства дружбы, доброты в коллективе.
Дети получили эмоциональный отклик от своей работы.
Родители были заинтересованы темой и стали активными участниками воспитательно - образовательного процесса.
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех занятиях и заданиях, которе им предлагали; любят слушать сказки в исполнении взрослого; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; повысилась речевая активность.
Список использованной литературы
От рождения до школы. Примерная общеобразовательнаяпрограмма дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика Синтез, 2014.
Гербова В.В. "Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий".– М.: Мозаика-Синтез, 2015.
3.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие: Для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Читайте также:
- Почему реформы 1860 1870 называют великими кратко
- В чем состояли особенности развития российской культуры в конце 20 века начале 21 века кратко
- К бассейну какого океана принадлежит река обь кратко
- Презентация прогулки в доу как средство развития двигательной активности
- Изложение на тему кто такой некто