Почему реформы 1860 1870 называют великими кратко

Обновлено: 05.07.2024

Великие реформы 1860-1870-х гг. – инициированные Александром II преобразования, коснувшиеся политической, экономической, социальной сфер жизни Российской империи. Необходимость в преобразованиях в стране назрела еще в начале XIX века, но их постоянно откладывали. К решительным мерам правительство подтолкнуло позорное поражение в Крымской войне.

Крестьянская реформа

Крепостническая система привела к военно-технической отсталости государства. Она тормозила индустриальное развитие России, поскольку рынок рабочей силы попросту отсутствовал. Социальная несправедливость, постоянный гнет переполнял чашу терпения народа. Поэтому правительство небезосновательно опасалось крупных восстаний.

Работа над крестьянской реформой началась в 1857 году. Манифест о ликвидации крепостного права был подписан 19 февраля 1861 года. Основные положения реформы:

  • Независимость крестьян от воли помещика. Люди получили права на вступление в брак, смену сословия, приобретение имущества. Главный минус – связь с общиной, выйти из которой было крайне сложно.
  • Предоставление крестьянам земельных наделов. Бывшие крепостные получали земельные участки, но они были очень маленькими. Около 20% отрезков передавалось в собственность помещиков. Надела было недостаточно для обеспечения семьи, поэтому крестьяне арендовали землю у помещиков.
  • Возмещение помещикам стоимости наделов, переданных крестьянам. Поскольку цена земли была большой, 80% стоимости выплачивало государство, но с условием, что крестьянин отдаст их в течение 49 лет под 6% годовых. Еще 20% бывшему крепостному полагалось отдать самостоятельно.

До полного погашения кредита на землю люди несли повинности помещику. С каждой крестьянской общиной помещик подписывал Уставную грамоту, в которой определялись размеры наделов, повинности и т.д.

Земская реформа

После крестьянской реформы в стране появилось новое свободное сословие, поэтому важно было внести изменения в местное управление. Поскольку помещики были недовольны потерей прежней власти, правительство решило частично возместить нанесенный им ущерб через открытие земств в губерниях и уездах.

Всесословные выборные органы не зависели от администрации. При этом губернатор был вправе отменить их решения. Земства занимались вопросами местного хозяйственного значения. Они курировали строительство больниц, учебных учреждений, дорог, развитие торговли, промышленности.

Выборы в земства происходили по городской, землевладельческой и крестьянской куриям. Кандидаты в органы местного самоуправления должны были преодолеть установленный имущественный ценз. Поначалу в земствах преобладали помещики. Но постепенно богатые крестьяне вытесняли разорившихся дворян.

Судебная реформа

Принципы судебной системы, введенной в 1864 году, актуальны и в наши дни:

  • все сословия равны перед законом;
  • судьи не сменяемые;
  • судьи не зависимы от администраций;
  • судебные заседания открыты;
  • обязательно присутствие адвоката и прокурора.

Для рассмотрения запутанных уголовных дел использовался институт присяжных заседателей. Его членами могли быть подданные империи возрастом 25-70 лет. Установленный для них имущественный ценз – 2 тыс. руб.

Сенат был признан высшей судебной инстанцией. Окружные суды рассматривали крупные гражданские и уголовные дела, а мировые суды – мелкие. Судебная палата принимала апелляции решений окружных судов. При этом в стране сохранялись волостные, военные суды, являвшиеся пережитками.

Городская реформа

Аналог земской реформы. В городах создавались всесословные органы самоуправления, в компетенции которых было рассмотрение вопросов местного благоустройства. Городские думы занимались больницами, учебными учреждениями. Следили за развитием промышленности и торговли. Устанавливали противопожарные меры, участвовали в организации рынков.

В думах был установлен имущественный ценз. В зависимости от величины уплаченных налогов избиратели распределялись по трем выборным куриям. Основные преимущества закреплялись за крупными налогоплательщиками. Органы самоуправления не зависели от администрации, но контролировались ею.

Военная реформа

Крымская война наглядно продемонстрировала слабые места армии Российской империи. Военная реформа длилась с 1861 по 1874 гг. За это время:

  • Армия перевооружилась. Вместо гладкоствольного появилось нарезное оружие, введена стальная артиллерия, совершенствован паровой флот.
  • Увеличилось количество военно-учебных заведений, выпускающих офицеров. Новые военные уставы ликвидировали палочную дисциплину и муштру в армии.
  • В 1874 году вместо рекрутской системы была введена всеобщая воинская повинность. Все мужчины старше 20 лет были обязаны пройти военную службу. В сухопутных войсках – 6 лет, на флоте – 7 лет.

Дополнительно правительство разработало систему льгот. На нее могли рассчитывать лица с образованием, единственные кормильцы в семье.

Реформа образования

С 1864 года правительство занялось народным образованием. По всей стране открывались школы и училища. Они спонсировались общественными организациями, частными лицами. Средняя школа была представлена классическими и реальными гимназиями. В первых больше изучались гуманитарные предметы, а во вторых – технические, естественные науки. Гимназии принимали детей всех сословий, но устанавливали высокую плату за обучение.

В России начало развиваться женское образование. Сначала появились гимназии для девушек. Позже открылись высшие женские курсы. Выпускники классических гимназий могли поступить в университет. А выпускники реальных гимназий – в специальные технические высшие заведения.

В конце 70-х гг. правительство отказалось от реформ, начало ужесточать режим. Главная причина – увеличение количества террористических актов.

Великими их можно называть по разным причинам. Во-первых они затрагивали почти все стороны жизни в Российской империи. Во-вторых перестроили государственную систему на абсолютно новый лад.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Реформы делали российское общество более универсальным и в этом плане они напрямую коснулись немецких колонистов. Важнейшую роль в судьбе немцев России сыграл принятый 4 июня 1871 г. Указ Александра II, который отменил все привилегии колонистов, имевшиеся у них ещё со времён Екатерины II.

Прежде всего, отменялся колонистский статус и особое управление колонистами. Немецкие крестьяне переводились под общее российское управление и получали статус поселян-собюственников – точно такой же, что был у русских крестьян после их освобождения от крепостного права. Немецкие сёла, округа и волости переходили в прямое подчинение органов государственной власти тех уездов, губерний и областей, на территории которых они располагались. Всё делопроизводство в немецких селениях переводилось на русский язык. Поселяне–собственники обязались содержать в колониях школы для обучения русскому языку. Кроме того, колонисты были поставлены и в более жёсткие экономические условия. В частности, у них могла быть отобрана земля, которую они не обрабатывали и не использовали в сельскохозяйственном производстве.

Конечно, происходившие изменения делались в интересах всего российского государства и общества. Сохранявшаяся кастовая замкнутость немцев всё более становилась анахронизмом в условиях быстро набиравших скорость интеграционных процессов в различных сферах общественной жизни. Тем не менее, для немцев, особенно на первых порах, нововведения создали существенные проблемы. Прежде всего, надо было отвыкать от своей исключительности, учиться жить и трудиться в условиях действия универсальных законов, единых для всех. Надо было осваивать русский язык, как государственный, приобретать навыки общения со своими соседями других национальностей, надо было интегрироваться в ту общественную систему, которая существовала раньше как бы за пределами колонистской жизни, а теперь вобрала колонистов в себя. Для отстаивания своих интересов теперь надо было активно внедряться в систему местного земского самоуправления, находить там своё место. Отстаивая свои интересы, надо было учитывать интересы соседей.

Негативным фактором стало разобщение немецких колоний. Находившиеся в одном регионе сёла теперь оказались разделёнными границами различных уездов и даже губерний. Это вело к постепенному ослаблению связей между ними, а следовательно постепенно снижалось чувство принадлежности к единой национальной группе.

Все обозначенные выше проблемы заставили некоторых представителей немецкого населения России считать, что по отношению к ним стала проводиться русификаторская политика, имевшая своей конечной целью исчезновение немцев как этноса.

В течение восьми трёхлетних сроков председателем Камышинской земской управы избирался П. Е. Ляук, он пользовался непререкаемым авторитетом среди населения уезда без различия национальности за свою исключительную честность, порядочность, добросовестность и умелое руководство. Благодаря деятельности П. Е. Ляука Камышинское уездное земство считалось одним из лучших земств России. Аналогичные факты имели место и в других регионах, где жили немцы.

В целом, после отмены колонистского статуса и связанных с ним кастовых ограничений, многие немцы из колонистов нашли себя на поприще государственной и общественной деятельности, стали видными и известными инженерами, врачами, учёными, творческими работниками, предпринимателями.

В то же время отмена колонистских привилегий и особенно введение всеобщей воинской повинности в России привели к появлению и довольно быстрому росту эмиграции немцев из России. Наиболее активно эмиграционное движение развилось среди меннонитов. Необходимо, однако, отметить, что эмиграция в Америку была обусловлена не только политикой самодержавия, но и эволюцией этноконфессиональной общности меннонитов в пореформенной России. Социальное расслоение, нерешенный земельный вопрос, религиозные разногласия, столкновения с русским капиталом также влекли за собой миграцию меннонитов, как, впрочем, и остальных немцев, за океан, где существовала возможность достаточного приобретения земли и приложения капиталов.

Ещё одним жёстким ударом по жизненным устоям бывших колонистов стало введение в России вместо рекрутского набора всеобщей воинской повинности. Это произошло 1 января 1874 г. путём оглашения специального Манифеста императора. Бывшие колонисты, в соответствии с этим Манифестом, подлежали призыву на военную службу.

Устав о воинской повинности 1874 года закрепил сложившуюся ранее систему "жеребьёвки" (Она применялась, когда количество военнообязанных превышало количество призывавшихся на военную службу), отменил выкуп и заместительство (за исключением замены родным или двоюродным братом). Военная служба подразделялась на службу в постоянных войсках и в ополчении, а служба в постоянных войсках на действительную службу и службу в запасе армии или флота. Призывной возраст устанавливался в 21 год . Общая продолжительность службы в Сухопутных войсках 15 лет, из них действительная служба 6 лет, в запасе 9 лет; на флоте 10 лет, из них действительная служба 7 лет и 3 года в запасе. В дальнейшем, в целях накопления военнообученного резерва, срок действительной службы сокращался до 5-и (1876 г.), 4-х (1878 г.), а после русско-японской войны 1904 – 1905 гг. – до 3-х лет (Указ от 7 марта 1906 года).

Введение всеобщей воинской повинности немецкое население России встретило достаточно настороженно. Оно вызывало страх, опасение за своё будущее и привело даже к некоторому усилению эмиграционного движения. В период с 1874 по 1881 только из Саратовской губернии выехало около 500 семей (2% немецкого населения губернии). Однако постепенно колонисты успокоились, поскольку призыв на военную службу носил достаточно ограниченный характер. Так, немцы Поволжья ежегодно поставляли в армию всего от 800 до 1500 новобранцев. Отрыв такого незначительного числа рабочих рук не наносил какого-либо ощутимого ущерба хозяйствам колонистов.

Согласно Уставу 1874 года и его последующим редакциям на военную службу призывались мужчины только из тех семей, где имелось несколько работников. Каждый год почти 54 % юношей освобождалось от несения действительной службы, причём большинство из них - по семейным обстоятельствам. До 6 % новобранцев получали отсрочку по "невозмужалости" и состоянию здоровья.

Гуманный подход государства к отбору призывников способствовал быстрому привыканию колонистов к воинской повинности. "Со временем, - отмечал один из призывников-немцев тех лет, - колонисты. стали рассматривать воинскую повинность как обычное дело и при чтении писем эмигрантов, в которых описывались тяготы жизни в Новом Свете, воинская служба представлялась как меньшее из зол".

Ежегодно воинский призыв проводился осенью после уборки урожая. Первоначально немцы проходили через смешанные призывные центры, однако, по мере увеличения количества немцев-призывников стало всё больше появляться специальных призывных участков, которые осуществляли призыв только немцев. Это давало возможность создавать комиссии, включая туда специалистов со знанием немецкого языка, что значительно облегчало процедуру призыва.

С момента введения всеобщей воинской повинности вплоть до русско-японской войны 1904 - 1905 гг. резервисты никогда не призывались на действительную службу. Во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. немцев-резервистов ещё не существовало, поскольку ни у одного из колонистов к этому времени ещё не завершился срок службы. В последующем, до 1904, пребывание колонистов в воинском резерве не накладывало на них каких-либо особых обязанностей. Призывы на военно-учебные сборы осуществлялись крайне редко и были непродолжительными.

Таким образом, первые тридцать лет существования в России всеобщей воинской повинности прошли для немецкого населения относительно благополучно и не повлияли сколько-нибудь существенно на их уклад и образ жизни. Потому и отношение их к воинской повинности было вполне лояльным.

Ситуация резко изменилась с началом русско-японской войны. Впервые была проведена массовая мобилизация резервистов. Она охватила десятки тысяч колонистов (до 25 % сельского мужского населения) и чувствительно ударила по всем сторонам жизни немецких колоний. По докладам местных чиновников, "некоторые семьи были не в состоянии даже сеять и должны были сдавать в аренду свои участки земли". Земства отмечали, что война взбудоражила колонистов, боявшихся потерять своих сыновей, братьев, отцов, страшившихся экономических трудностей, связанных с нехваткой мужской рабочей силой.

Приходившие с фронта письма от родных вызывали у немцев резко негативное отношение к войне. Солдаты писали, что не получают необходимого обмундирования и пищи и вынуждены голодать и питаться подножным кормом, спят под открытым небом, страдают от всяческих болезней. Павших на поле боя хоронят без соответствующего религиозного обряда.

Ведя замкнутый образ жизни, традиционно привязанные к земле и мирному крестьянскому труду, колонисты не могли понять, почему император посылал их сыновей и братьев, в забытые богом места, обрекая на гибель, на неведомые трудности и лишения. Росло неприятие такой политики государства, находившее своё выражение в различных формах. Прежде всего, резко вырос поток эмигрантов, причём значительная их часть покидала Россию нелегально. Страх перед войной, к которой, как им казалось, они не имеют никакого отношения, гнал наиболее трудоспособную часть колонистов призывного возраста за границу.

Никогда ранее не интересовавшиеся вопросами своего гражданства, многие колонисты из-за нежелания идти на войну, стали заявлять о своём германском подданстве, добиваясь возвращения на "историческую родину". То, что внезапно вспыхнувший германский патриотизм у колонистов по сути был лишь трюком, подтверждает география эмиграции. Пересекая границу Российской империи, российские немцы в подавляющем своём большинстве ехали не в Германию, а в Америку, ища для себя более благополучные места для проживания.

После русско-японской войны, в связи с постоянным и существенным ростом армии, мобилизация немцев в армию приобрела значительно более широкий характер, чем в довоенный период, нанося всё больший ущерб их хозяйству и традиционному укладу жизни. Отмеченное выше было характерно для всей России. Непродуманная политика государства в военном вопросе привела к падению авторитета армии и военной службы, к уклонению россиян разных национальностей от призыва. В 1915 журнал "Военный сборник" писал: ". с ростом вооружённых сил и с постепенным сокращением сроков действительной службы возрастал и контингент новобранцев, но далеко не пропорционально росту населения. Рост контингента более чем в полтора раза опередил естественный рост населения Естественно, при таких условиях исполнение воинской повинности ложилось на население более тяжёлым бременем, чем в первые годы, что и побуждало людей, мало проникнутых важностью этой повинности для государства, принимать всевозможные меры к уклонению от службы".

Уклонение немцев от военной службы стало иметь место после 1905 года. В 1912 году в отдельных уездах Поволжья и Юга оно достигало 30 %, что значительно превышало уклонение от воинской службы русского населения (4 %). Такое положение беспокоило власти. Принимались соответствующие меры, в том числе и репрессивного порядка. Но даже при таком большом уклонении, всё же подавляющее большинство немцев призывного возраста являлось на призывные участки и шло служить в российскую армию. При этом немало их сложило головы, принимая участие в войнах и военных конфликтах, которые вела Россия в самом начале ХХ века.

Революция 1905–1907 гг. всколыхнула народные массы многонациональной России. Не остались в стороне и немецкие колонисты Поволжья и Юга России. Определенная, хотя и малая часть выходцев из колоний включилась в забастовочное движение, что вызвало ожесточенные нападки со стороны духовенства и буржуазии.

События в немецкой деревне развивались по сравнению с русской или украинской своеобразно. Развитие капитализма в немецких колониях в середине ХIХ в. сопровождалось глубокой дифференциацией крестьянства. На обнищание колонистов влиял процесс перехода большей части общинной, арендной и купчей земли в руки богатых и предприимчивых лиц, расширение практики наемных работников. Вследствие расслоения аграрный вопрос в немецкой деревне приобретал все большую остроту.

Беднейшее крестьянство пыталось отстоять свои права, улучшить материальное положение, но в своих действиях было сковано засильем богатых хозяев в общинах; случаи выступления немецких крестьян за решение аграрного вопроса были редкими, стихийными не приносили успеха.

В 1905 г. 75 бедняков села Шпейер и 80 из села Ландау Херсонской губернии потребовали раздела общинных земель среди безземельных, но ничего не добились.

Зажиточные слои немецкой деревни всячески сопротивлялись земельному переделу и предлагали неимущим направляться в Сибирь. 17 января 1907 года в селе Гросслибенталь в Херсонской губернии, состоялось собрание безземельных поселенцев, которые отказались переселяться в Сибирь, требуя выделения земель по месту проживания.

Наряду с социально–экономическими вопросами в немецкой деревне поднимались и национальные, в том числе, школьный. Последствия правительственной политики сказались на всей культурной жизни колонистов. Немецкий язык терял свои позиции в школе, и, отчасти, в семьях колонистов. Выход из этой ситуации немецкая колонистская интеллигенция видела в том, чтобы развернуть борьбу за решение национально-культурных проблем.

Первые шаги по объединению колонистской общественности были предприняты 17 августа 1905 года, когда было создано “Южнорусское немецкое просветительское общество”. 5 января 1906 г. возник “Молочанский меннонитский союз учителей”, в августе 1907 г. – “союз учителей Поволжья”, Создавались и другие общества и союзы. Они объединяли небольшое количество колонистов и выходцев из колоний. Так, например, “Южноруссское немецкое просветительское общество” объединяло 272 человека, из которых 29 были одесситами.

В политическом оотношении объединения немецких колонистов метались между партиями октябристов и кадетов, тяготели к ним из-за классовых интересов, но отворачивались от них из–за присущей этим партиям национальной державности.

Первый номер учрежденной газеты вышел в свет 23 августа 1906 г. в Дерпте (Тарту). Затем удалось наладить выпуск газеты в Саратове. Одной из постоянных тем газеты было решение школьного вопроса. Однако, те немногие политические требования, которые выдвигались немецкой общественностью, не находили понимания у властей. В столицу посылались делегации, но возвращались ни с чем. В ноябре 1906 г. в Петербург прибыли четыре представителя лютеранского духовенства для встречи с П. А. Столыпиным и предоставления ему своего проекта преобразования народных школ. В январе 1907 г. делегация встретилась с министром образования. В начале мая 1907 г. в Петербург отправилась делегация из четырех представителей Молочанских меннонитов, также по школьному вопросу. Кроме неопределенных обещаний ни одна из делегаций ничего не получила.

Большие надежды возлагались на I и II Государственные Думы. В 1906 г. в ходе проведения выборов в Государственную Думу немецкая общественность обращала внимание на позиции партий в школьном деле.

Хотя общественное движение под руководством буржуазных элементов в конечном итоге и привело к некоторым достижениям, таким как разрешение преподавания в школах на родном языке, но полного национального равноправия в период революции 1905–1907 гг. не было достигнуто; школьный вопрос, как составная часть национального, не был решен. Между тем, буржуазия, духовенство и зажиточная часть крестьянства достигли главного к чему стремились – острота классовых противоречий на время притупилась.

О роли и влиянии немецкой диаспоры в России в пореформенный период свидетельствует тот факт, что только в период царствования Николая II в его правительстве немцами по происхождению были министр внутренних дел (1902 - 1904 гг.) Вячеслав Константинович фон Плеве, министр иностранных дел (1900 - 1906 гг.) Владимир Николаевич Ламздорф, министр финансов (1892 - 1903) Сергей Юльевич Витте, он же - председатель Совета министров (1905 - 1906), военный министр (1905 - 1909) генерал от инфантерии Александр Фёдорович Редигер и др.

По традиции весьма заметной была в русской армии прослойка офицеров-дворян из Прибалтики, особенно в военно-морском флоте.

После аграрной реформы 1861 г. в России немецкие колонисты начали быстро превращаться в экономически активную силу, возросла их конкурентность в отношении местных помещиков и различных слоев крестьян. Заметными темпами увеличивалось количество земли, которая им принадлежала.

С.Ю.Витте.
Портрет И.Репина
А.Ф.Редигер

Постепенно дискуссии, которые велись вокруг общих проблем полезности иностранных переселенцев, стали перерастать во враждебную кампанию против российских немцев в целом. Поводом к этому послужило увеличение численности немецких колонистов в западных губерниях – Волыни, Подолье, Киеве – и быстрого увеличения немецкого населения в южных губерниях – Екатеринославской, Таврической, Херсонской. Требования покончить с “немецкой угрозой” стали все более исходить от местных органов власти. Процесс расширения землевладения у немецких колонистов рождал противоречия в области экономических отношений между ними и местными помещиками и крестьянами.

Общая подозрительность и недоверие к этническим немцам усилились в русском обществе с образованием в 1871 г. единого национального немецкого государства – Германской империи, которая стала иметь собственные национальные интересы, всё чаще не совпадавшие с интересами России. Во всём этом многие увидели непосредственную угрозу России.

Однако в дипломатических и правительственных кругах Российской империи не разделяли столь крайнего беспокойства. Российское правительство располагало достаточно надёжной информацией, что в основном немецкие подданные российского императора не испытывают каких-либо особых симпатий к Германии.

Недоверие к немцам внутри России вызывалось еще и тем обстоятельством, что после образования единой Германии там существовал закон о двойном гражданстве. Он сохранял за немцами, живущими за рубежом право на немецкое гражданство.

Отсутствуют сколько-нибудь серьезные факты, которые свидетельствовали бы об ориентации или переориентации немецкого населения России в пользу Германии. Скорее существовало стремление сохранить между странами дружественные отношения, ибо в противном случае, как понимали сами немцы, их положение могло только ухудшиться.

Великие реформы – преобразования в экономической, политической и социальной сферах, проведённые в 1860—1870-х гг. в Российской империи во время царствования императора Александра II (1855-1881 гг.). Особо важными стали крестьянская, земская, городская, судебная, военная, образовательная реформы.

По меткому выражению В.О. Ключевского – “Севастополь ударил по застоявшимся умам”. После позорного поражения в Крымской войне даже такие убеждённые консерваторы как М.П. Погодин принялись критиковать самодержавно-крепостническую систему и предлагать свои варианты реформ.


Отмена крепостного права 1861 г.

Причины реформы

  1. Главной причиной на тот момент была военно-техническая отсталость России, которая основывалась на крепостнической системе.
  2. Крепостное право препятствовало индустриальному развитию страны и всей экономике: отсутствовал рынок рабочей силы.
  3. Царское правительство опасалось новых крупных крестьянских восстаний по типу выступления по предводительством Е.И. Пугачёва.

Подготовка реформы


Чтение манифеста 19 февраля 1861 года. Г.Г. Мясоедов

Для Александра II важным элементом реформы должна была стать инициатива самих дворян. Об этом он намекнул своему другу и Виленскому генерал-губернатору В.Н. Назимову. Помещики в Северо-Западном крае, наблюдая за результатами безземельного освобождения крестьян в Прибалтике, были не против того же самого и у себя. Поэтому вскоре В.Н. Назимов от лица дворян своего генерал-губернаторства обратился к Александру II с прошением о создании комиссии по отмене крепостного права. 20 ноября 1857 г. последовал рескрипт В.Н. Назимову о создании губернских комитетов по выработке проектов предполагаемой реформы. Вскоре были даны рескрипты и другим генерал-губернаторам.

В 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный. В нём была сосредоточена основная работа по выработке положений реформы. В 1859 г. учреждались Редакционные комиссии, где должны были рассматриваться проекты губернских комитетов. Главой Редакционных комиссий стал Я.И. Ростовцев.

Значимую роль в разработке реформы сыграл Н.А. Милютин, который входил в кружок тётки царя – великой княгини Елены Павловны. С правительственной стороны активное участие принимал министр внутренних дел С.С. Ланской.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест “О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…” и “Положения” – условия освобождения.

“Положения” реформы


Чтение Манифеста. Б. Кустодиев

  1. Крестьяне получали личную свободу и становились независимы от воли помещика. Они получали гражданские права на приобретение имущество, смену сословия, вступления в брак и т.д. Однако стоит отметить, что крестьяне оказались связаны общиной . Сохранялось общинное землепользование, круговая порука при выплате налогов (подушной подати). Выход из общины был крайне затруднён, что сдерживало буржуазное развитие деревни.
  2. Крестьяне освобождались с земельным наделом , который был значительно урезан. Участки, которые были отобраны у крестьян по итогам реформы назывались отрезками. Они составляли около 20% и передавались помещикам. Надел крестьянина был слишком мал для обеспечения семьи, поэтому им приходилось арендовать часть земли у помещиков.
  3. Крестьяне получали личную свободу вместе с землёй за определённую выплату . Так как цена была слишком была большой, то государство выплачивало помещику за наделы и крестьян 80% стоимости. Это деньги считались долговыми. Свои земельные долги крестьяне должны были отдавать государству в течение 49 лет под 6% годовых. Они назывались выкупными платежами (отменены в 1907 г.). Остальные 20% крестьяне платили помещику сами. До окончательной выплаты 20% крестьяне находились в категории “временнобязанных крестьян” и должны бы нести повинности помещику. Определение

Временнообязанные крестьяне – крестьяне, которые получили личную свободу после отмены крепостного права в 1861 г., но не выкупили землю у помещика (20%) и продолжали пользоваться наделом за оброк или барщину. Окончательно крестьян временнообязанное состояние было отменено в 1881 г.

Итоги реформы

  1. Крепостническая система была ликвидирована. Однако реформа стала компромиссом между помещиками и крестьянами и носила половинчатый характер. Так, в период временнобязанного состояния крестьяне хоть и были свободными, продолжали нести те же повинности, что и прежде. Кроме того, недостаточный земельный надел вынуждал некоторых крестьянин арендовать землю у помещика, что вновь напоминало дореформенные отношения.
  2. Реформа хоть и носила буржуазный характер, но сохраняла такие архаические черты, как крестьянская община с круговой порукой, помещичье землевладение.
  3. Из-за естественного прироста населения во второй половине XIX в. возникла новая крестьянская проблема – малоземелье. Она стала наиболее острой на рубеже XIX-XX вв. и так и не была решена царским правительством вплоть до 1917 г.
  4. После реформы произошли ряд восстаний крестьян в Казанский и Пензенской губерниях. Однако то, чего больше всего опасались – крупного выступления – не произошло.
  5. С ликвидацией крепостнической системой в прошлое уходил старый административный строй, основанных на старом сословном строе. Следовательно, крестьянская реформа повлекла за собой дальнейшие изменения в сфере государственного управления, что вылилось в земскую, городскую и судебную реформы.

Земская реформа 1864 г.

Заседание земства в провинции. К.А. Трутовский

Причины реформы . С появлением нового свободного сословия необходимо было внести изменения в местное управление. Также правительство надеялось частично возместить помещикам утрату прежней власти.

Суть реформы . В губерниях и уездах создавались земства – всесословные выборные органы местного самоуправления. Земства были независимы от административной власти, однако губернатор мог отменить их любое решение. В их ведении находились исключительно вопросы местного хозяйственного значения : строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности, торговли и т.д.

Выборы в земства были ограничены имущественным цензом, поэтому в земствах преобладали помещики. Тем не менее с разорением дворян, в них стал повышаться удельных вес крестьян и других групп. Выборы происходили по трём куриям: землевладельческой, городской и крестьянской.

Городская реформа 1870 г.

Городская реформа 1870 г. была аналогична земской с той лишь разницей, что изменения происходили в городах.

Создавались всесословные органы городского самоуправления – городские думы. Они решали вопросы благоустройства города : учреждением школ, больниц, развития местной торговли и промышленности, организации городских рынков, установления противопожарных мер и т.д.

Выборы в городские думы были ограничены имущественным цензом. Создавались три выборные курии по принципу выплаты налогов. Преимущество получали крупные налогоплательщики, т.е. крупная буржуазия. Городские думы, как и земства, были независимы от администрации, но находились под их строгим контролем.

Реформы местного самоуправления способствовали развитию местного хозяйства, промышленности и торговли, а также повышению уровню образования и медицины на местах.

Судебная реформа 1864 г.


Преобразование судебной системы носила явный прогрессивный характер. Принципы, которые были введены по “Новым судебным уставам”, остаются актуальными и по сей день.

Так, они предусматривали всесословность суда (равенство всех сословий перед законом), несменяемость судей, независимость их от администрации, гласность (открытость судебных заседаний), состязательность судопроизводства (наличие адвоката и прокурора). Для сложных уголовных судебных вводился институт присяжных заседателей. Присяжным мог стать подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной репутацией, проживавший в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей.

Создавалась новая система судопроизводства. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. В городах и уездах создавались мировые суды, которые рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Окружные суды занимались крупными уголовными и гражданскими делами. Уголовные дела рассматривались вместе с судом присяжных. Апелляции решений окружных судов могли подаваться в судебную палату.

Несмотря на передовой характер реформы, сохранялся ряд пережитков в виде Особых судов: волостной для крестьян, военный – в армии, консистория – для духовенства.

Военная реформа 1861-1874 гг.


Причины . Поражение в Крымской войне показало несостоятельность русской армии, её вооружения и кадрового офицерского состава.

Инициатором и руководителем реформы стал военный министр Д.А. Милютин.

  1. В начале 1860-х гг. началось перевооружение : замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, развитие и совершенствование парового флота.
  2. Расширилась сеть военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава. Создавались юнкерские училища и военные гимназии. Вводились новые военные уставы, по которым из армии удалялись муштра и палочная дисциплина.
  3. По указу от 1 января 1874 г. вводилась всеобщая воинская повинность. Она заменяла собой рекрутскую систему комплектования армии и распространялась на всё мужское население, достигшее 20 лет (с 1888 г. – 21). Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках (+9 лет в запасе) и 7 лет — на флоте (+3 года в запасе). Создавалась система льгот для лиц, имеющих образование, для единственных сыновей и кормильцев в семье.

Реформа образования и печати

  1. В 1864 г. было издано Положение о начальных народных училищах. По нему учебные заведения могли открываться общественными учреждениями и частными лицами. Стали сосуществовать государственные , частные , земские и воскресенские школы.
  2. В том же 1864 г. вышел устав средней школы. Учреждались классические гимназии и реальные гимназии (позднее – училища). В первых делался упор на изучение древних языков и гуманитарных предметов. После окончания классических гимназий учащиеся могли поступить в университет. В реальных училищах учили большее время уделялось естественным и техническим наукам. Их выпускники могли поступить в специальные технические высшие заведения, а не в университеты. В гимназии и училища принимали детей всех сословий, однако плата за обучения была достаточно высокой.
  3. Было положено начало женскому образованию . Открывались женские гимназии, а позднее стали возникать и высшие женские курсы.
  4. В 1863 г. появился новый университетский устав, который предоставлял университетам значительную автономию : самостоятельное избрание ректора, присуждение степеней, выбора учебной программы и т.д.
  5. В 1865 г. были изданы “Временные правила” о печати. Отменялась предварительная цензура для ряда печатных изданий.

“Диктатура сердца” М.Т. Лорис-Меликова

В связи с увеличением террористических актов в конце 1870-х гг. царское правительство отказалось от реформ и начало закручивать гайки и ужесточать режим (на Александра II было совершено всего 6 покушений). Так, в 1879 г. был введён институт временных генерал-губернаторов, которых наделили чрезвычайными полномочиями.


Портрет М.Т. Лорис-Меликова. А.К. Айвазовский

После покушения на императора в Зимнем дворце в 1880 г. Александр II издал указ о создании о Верховной распорядительной комиссии, которую возглавил харьковский генерал-губернатор М.Т. Лорис-Меликов. Учреждённый орган сосредоточил основные нити контроля и управления страной. Одним из важных решений, актуальных до сих пор, стало присоединение III отделения полиции к Министерству внутренних дел. Это позволило более успешно вести борьбу с террористами.

М.Т. Лорис-Меликов считал нужным не просто ужесточить режим, но и заручиться поддержкой некоторых общественных сил. Поэтому он ослабил цензуру и способствовал развитию печати и общественного мнения. В 1881 г. он представил Александру II доклад, основной идеей которого было привлечение выборных представителей земств и городов к принятию законов на высшем уровне. Это также было попыткой заручиться поддержкой общественного мнения. Александр II не успел подписать документ, хотя и одобрил его. 1 марта 1881 г. он был убит террористами народнической организации “Народная воля”.

Подводя итог, стоит сказать, что при Александре II были проведены важнейшие реформы, прозванные впоследствии Великими. Они способствовали прогрессивному внутреннему развитию страны. Завершить преобразования не удалось. Во многом это было связано с деятельностью революционных организаций. Император Александр III (1881-1894 гг.) взошёл на престол при более чем печальных обстоятельствах – гибели своего отца. Этот факт сильно повлиял на характер его правления.

Предпосылки и причины проведения реформ

С развитием технологий необходимость в ручном труде отпала, домашние хозяйства приносили все меньше прибыли, а вот на заводах, которые активно начали строиться благодаря индустриализации, не хватало рабочих рук. Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков, что вызвало волну бунтов. Помещики тоже были недовольны, так как крепостное хозяйство теряло свою экономическую привлекательность. Государство с каждым годом получало все меньше денег, а экономика скатывалась в кризис.

В 1859-1861 гг. крестьянские бунты возникали уже по всей стране и достигли своего пика. Проигранная Крымская война, которая показала полную несостоятельность военной и экономической систем, усугубляла ситуацию — доверие народа к императору и правительству сильно упало. Именно в такой обстановке начались разговоры о необходимости срочно отменить крепостное право и реформировать страну.

В 1855 г. на престол взошел император Александр 2-й, который на одном из своих открытых выступлений перед дворянством заявил о том, что необходимо срочно упразднить крепостничество указом сверху, пока это не сделали крестьяне снизу путем революции.

Основные реформы Александра 2-го

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861). (с 1863 г.).
  • Реформа образования (1863). . (1864). (1864).
  • Реформа государственного управления (1870). (1874).

Краткое содержание реформ Александра 2-го

Суть реформ Александра 2-го заключалась в перестройке государства на новый тип, который мог бы эффективнее вести экономику по пути индустриализации и капитализма.

Основной реформой этого периода можно назвать крестьянскую реформу, которая провозгласила отмену крепостного права в 1861 г. Реформа готовилась на протяжении нескольких лет, и, хотя правящие классы не хотели свободы для крестьян, император понимал, что с крепостным правом дальше двигаться невозможно, поэтому изменения все же были осуществлены. В результате реформы крепостное право было упразднено, крестьяне получили независимость и могли выкупиться от своего помещика, получив при этом надел для ведения домашнего хозяйства. Для осуществления выкупа крестьянин мог взять ссуду в банке на 49 лет. Выкупившиеся крестьяне освобождались от административной и юридической зависимости от помещиков. Кроме того, свободные крестьяне получили ряд гражданских прав, могли вести торговлю и осуществлять сделки с недвижимостью.

Еще одна важная реформа — реформа судебной системы. Суд перестал ориентироваться на сословный принцип, и все граждане страны теперь имели равные права перед законом. Появился также суд присяжных, а судебная система полностью отделилась от административной и сформировалась в самостоятельный институт.

Земская реформа и городская реформа призваны были упростить управление государством и сделать его более эффективным. Согласно новым законам, деревни и города теперь могли сформировать собственные органы самоуправления и заниматься решением хозяйственных вопросов, не ожидая приказа сверху. Это позволило развить экономику регионов, так как управление стало ориентироваться на реальную ситуацию в той или иной губернии.

Военная реформа должна была сделать армию более эффективной, чтобы не повторилась ситуация с Крымской войной. Была введена всеобщая воинская повинность, армия получила новое вооружение, сменился принцип воспитания солдат. Открылось множество учебных заведений для военных.

Вместе с военными училищами стали открываться новые обычные школы и вузы. Ректора университетов получили больше прав и могли самостоятельно принимать решения, это помогло стране сделать скачок в просвещении общества.

Немаловажной была и реформа печати. Был провозглашен принцип гласности, пресса получила право обсуждать и даже критиковать решения правительства.

Политические и финансовые реформы Александра 2-го названы великими благодаря тому, что они в относительно короткие сроки смогли полностью перестроить государственную систему на новый лад. Кризис в экономике был преодолен, государство получило новую армию, которая могла противостоять захватчикам, выросло число образованных граждан. В целом реформы помогли стране встать на путь капитализации и индустриализации, а также провозгласили зачатки демократии.

Читайте также: