Урок по финансовой грамотности для 9 класса личный финансовый план

Обновлено: 02.07.2024

Игра знакомит участников с темой личного финансового планирования, учит обращать внимание на риски, принимать решения по расходам и накоплениям.

Покрываемые темы: личный финансовый план, банковские инструменты (депозит), страхование (рисковое), инструменты фондового рынка (акции, облигации)

Возраст: 11-18 лет (5-11 класс)

Продолжительность: 1,5 часа

Количество участников: не ограничено, игра является индивидуальной

Состав материалов:

Сценарий с описанием технических требований и особенностями подготовки занятия

Речь ведущего по ходу занятия

Видеоинструкция к проведению

Дополнительные материалы (игровые бланки, презентации и др.)

Рекомендации по техническому оснащению: проектор, ноутбук, экран

Когда сыграете в эту игру, возвращайтесь. У нас есть ещё 12 игр, развивающих финансовую грамотность ребенка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Целевая аудитория: учащиеся 10 класса.

Цель: Формирование социально-финансовой компетентности учащихся.

1. Обучить методам и анализу распределения личных доходов и достижения финансовых целей через личное финансовое планирование.

2. Познакомить с видами инвестиционных инструментов и методами их применения.

3. Формировать навык эффективного использования имеющихся доходов и применения современных финансовых инструментов.

4. Развивать экономическое мышление и логику.

5. Воспитывать ответственное отношение к финансовой деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся научатся: Методы достижения финансовых целей и применения инвестиционных инструментов, категории финансовых рисков и способы их снижения.

Учащиеся получат возможность научится : Планировать свою деятельность, определять наиболее эффективные способы достижения поставленной цели, видеть универсальное практическое значение учебных действий.

Формируемые УУД:

Регулятивные: умение формулировать цель и задачи собственной деятельности, самостоятельно составлять план действий, регулировать временные рамки, отведенные на достижение цели.

Коммуникативные: умение вырабатывать общую цель и функции участников в группе, задавать вопросы учителю и сверстникам, вести диалог, высказывать собственную точку зрения.

Личностные: освоение правил грамотного финансового поведения, сформированность основ финансово грамотного поведения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Познавательные: умение искать информацию, самостоятельно формулировать определения понятий, анализировать результат деятельности.

Основные понятия: Личный финансовый план, инвестирование, депозит, сбережения, инвестиции.

Приемы, используемые на уроке: Беседа, самостоятельная работа (расчёты) с бланком (вариант финансового плана), анализ деятельности, личностная рефлексия-синквейн.

Форма урока: практикум.

Желаю всем хорошего настроения и плодотворной работы.

Финансовая — как и почти любая — грамотность лучше неграмотности

1.Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – принятие разумных решений и совершение эффективных действий в области управления деньгами.

2. Для чего нужна финансовая грамотность?

Финансовая грамотность помогает каждому человеку управлять своими средствами грамотно и выгодно.

Сегодня на уроке мы постараемся узнать насколько деньги важны для человека? Почему у одних людей получается не только достойно зарабатывать, но и приумножить свои доходы, а у других любая сумма уходит, как вода в песок. Что нужно знать о деньгах и как правильно ими распоряжаться, чтобы их всегда и на всё хватало.

Чтобы настроиться на работу проведём разминку. Вспомним старинные названия денег и дадим им правильное современное значение.

Работа с эпиграфом:

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке. Определяем тему урока.

Учитель: К сожалению, в России многие люди регулярно попадают в ситуацию, когда деньги уже кончились, а до зарплаты остаётся ещё несколько дней. И тогда приходится потуже затягивать пояса или занимать деньги.

Что нужно сделать, чтобы избежать данной ситуации?

(ответ: нужно правильно распределить будущие расходы и доходы, т.е. составить план)

На какой срок составляется такой план?

( Такой финансовый план делается как правило на месяц)

Какая цель стоит перед нами.? Чему мы должны научиться?

Цель урока: обучение методам и анализу распределения личных доходов и достижения финансовых целей, через личное финансовое планирование

Учитель: Практически у каждого школьника есть карманные деньги. А задумывались ли вы хоть раз над тем, как ими распорядиться? Потратить или положить в копилку? А задумывались ли вы над тем, сколько денег тратят ваши родители на ваше содержание? Вокруг очень много соблазнов для траты денег, причём зачастую бездумной. Поэтому нужно правильно распределять свой бюджет, согласовав его с общим семейным бюджетом.

Что же такое личный финансовый план?

Финансовый план – это индивидуальный план достижения поставленной вами финансовой цели.

Вопрос: что нужно сделать, прежде чем составить финансовый план?

Существует три приёма составления финансового плана:

Определить свои финансовые цели

Определить свои финансовые возможности

Сопоставить цели с возможностями и составить план

Как правильно определить цель? (учащимся предоставляется возможность самостоятельно определить правильную цель)

Перед вами два примера:

Хочу базовую модель телефона стоимостью не более 6000 рублей через 6 месяцев.

Вывод: это правильная постановка цели.

-она конкретна: хочу телефон

-она реалистична – хочу базовую модель (продвинутых много, но я не могу их себе позволить)

- имеет чёткий горизонт –через 6 месяцев

Когда у меня будут деньги, я куплю себе самую последнюю модель телефона известной марки, чтобы мне все завидовали

Вывод: неправильная постановка цели.

- она не имеет срока

- она не конкретна и не реалистична

Финансовая цель должна быть конкретной, реалистичной и с определённым горизонтом, т.е. иметь чётко поставленный срок выполнения.

Представить список наиболее частных финансовых целей на слайде

Участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли (мама, папа, бабушка, 3 детей) + выбирается эксперт , который подводит итог и делает выводы в группе.

Семья должна быть дружной.

При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.

Все вопросы решаются с учетом большинства голосов

Кейс для группы №1

Семья ИВАНОВЫХ

СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (студент, школьник, ребёнок д/сада)

Семья проживает в собственной квартире (выплаты коммунальных услуг составляют 8670 руб. в месяц). У семьи есть свой приусадебный участок, с которого они получают ежемесячный доход в размере 3900 руб. Мама и папа выплачивают потребительский кредит в размере 2500 рублей в месяц. Сын-студент учится на платной основе в университете. Оплата за обучение составляет 56 тысяч в год. Дочь учится в 11 классе и получает стипендию мэра – 1200 руб в месяц за отличную учебу. Семья имеет в собственности гараж, которым никто не пользуется. Гараж можно сдавать в аренду за 3500 руб. в месяц. Маленький сын посещает детский сад (выплаты за детский сад составляют 760 руб. в месяц) и мечтает на день рождения получить скоростной велосипед стоимостью 85000 рублей.

Заработная плата папы 25 000 рублей

Заработная плата мамы 18 000 рублей

Пенсия бабушки 7 000 рублей

Пособие на младшего ребенка 500 рублей

Кроме этого семья тратит ежемесячно: на продукты – 16900 руб., транспортные расходы – 2300 руб., на лекарства – 1350 руб., траты на обслуживание автомобиля папы – 4200 руб.

Кейс для группы №2

Семья ПЕТРОВЫХ

СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (студент, студент , школьник)

Семья проживает в собственном доме с приусадебным участком. Бабушка – инвалид и нуждается в постоянном лечении, которое обходится в 4800 руб. ежемесячно. Старшая дочь учится бесплатно в университете в другом городе, живет в общежитии (оплата общежития 1200 рублей в месяц) и получает стипендию. Средняя дочь живет вместе с родителями, учится на заочном отделении и подрабатывает в магазине. Сын учится в 11 классе, посещает секцию бокса (оплата 850 рублей в месяц) и посещает уроки обучения игре на гитаре (оплата 400 рублей в месяц). У семьи в собственности есть гараж, который сдается в аренду.Каждый выходной мама, папа и двое детей посещают развлекательный центр, на который тратится 2800 руб. На продукты питания семья тратит ежемесячно – 11300 руб.

Заработная плата папы 17 000 рублей

Заработная плата мамы 12 000 рублей

Пенсия бабушки 9 000 рублей

Стипендия старшей дочери 1850 рублей

Зарплата средней дочери 3500 рублей

Плата за сданный в аренду гараж 1500 рублей

Ежемесячное пособие на детей – 250 руб. на одного несовершеннолетнего ребенка

Кейс для группы №3

Семья СИДОРОВЫХ

СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (школьник, школьник, ребёнок д/сада)

Семья живет в собственной квартире. Старший сын ученик 11 класса, средний сын ученик 9 класса, дочь ходит в детский сад. Семья выплачивает автокредит в размере 5000 рублей месяц. Средний сын занимается в музыкальной школе (оплата 1500 рублей в месяц), дочь занимается в Школе ремесел (оплата 1200 рублей в месяц ). Семья имеет в собственности однокомнатную квартиру, которая сдается в аренду.По выходным вся семья отдыхает в аквапарке (билет на 1 человека в аквапарк стоит 800 руб.).На продукты питания семья тратит ежемесячно – 12100 руб.

Семья мечтает купить дачу с приусадебным участком стоимостью 250000 рублей.

Заработная плата папы 22 000 рублей

Заработная плата мамы 10 000 рублей

Пенсия бабушки 9 000 рублей

Плата за сданную в аренду квартиру 5500 рублей

Ежемесячное пособие на детей – 250 руб. на одного несовершеннолетнего ребенка

Кейс для группы№4

Семья ВАСИЛЬЕВЫХ

СОСТАВ СЕМЬИ: мама, папа, бабушка, 3 детей (школьник, школьник, ребёнок д/сада)

Семья проживает в квартире, купленной в ипотеку. Плата по ипотеке составляет 12 рублей в месяц. Кроме того семья выплачивает кредит, взятый для развития бизнеса в размере 8500 рублей в месяц. Старшая дочь учится в 11 классе, средний сын в 10 классе, младший сын посещает детский сад. Каждое воскресенье Васильевы всей семьей ходят в кинотеатр (взрослый билет в кино стоит 300 руб., детский – 220 руб.). У семьи Васильевых в собственности есть дом, который сдается в аренду. На продукты питания семья тратит ежемесячно – 10900 руб.

Дети никогда не были на море, поэтому семья мечтает о совместном летнем отдыхе.Стоимость такого отдыха обойдется семье в 250000 рублей.

Прибыль от предпринимательской деятельности папы 40 000 рублей

Заработная плата мамы 18 000 рублей

Пенсия бабушки 12 000 рублей

Плата за сданный в аренду дом 8500 рублей

Ежемесячное пособие на детей – 250 руб. на одного несовершеннолетнего ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как жить без долгов? Эксперты однозначны в своих рекомендациях – начинать освобождение от статуса должника нужно с формирования личного финансового плана. Например, вы планируете отпуск, приобретение новой машины, квартиры, хотите обеспечить образование своих детей. Как избежать займов для достижения этих целей? Без плана тут не обойтись. Канал "Дружи с финансами" вместе с консультантом Проекта Минфина России по повышению уровня финансовой грамотности, экспертом Национального центра финансовой грамотности Людмилой Салиндер разобрался, как его составить.

Человек с самого детства привыкает к определённому укладу жизни: детский сад, школа, среднее/высшее образование, работа, свадьба, дети, ежегодный отпуск, образование/свадьба детей, пенсия, внуки. Значимые события часто сопровождаются расходами: большими или не очень. Но, если у предыдущих поколений была возможность получить бесплатно не только образование, но и квартиру, то сейчас об этом нужно заботиться самостоятельно.

Составить свой личный финансовый план не сложно. Для этого нужно следовать инструкции:

1. Определите свои цели. Они должны быть конкретные, измеримые, достижимые, актуальные. От целей будет зависеть, какой план вы составите.

2. Определите горизонт достижения целей. Цели бывают краткосрочные (до года), среднесрочные (от 1 до 3 лет) и долгосрочные (более 3 лет), соответственно, и финансовый план будет краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным. Сроки достижения целей устанавливаем исходя из ваших финансовых возможностей. Например, отпуск в июле следующего года, авто Toyotaв 2023 году, пенсия в 65 лет.

3. Проанализируйте доходы и расходы и определите их дельту (разницу). Прежде всего сосредотачиваемся на доходах. Очень важно знать, что нам приносит доход (зарплата, проценты от вклада, премии, подработки, кэшбэки, дивиденды от ценных бумаг, доход от сдачи в аренду недвижимости и др.). Если окажется, что дохода недостаточно для достижения наших целей, то ищем пути его увеличения. Расходы считаем для того, чтобы знать, куда уходят деньги, рационально ли вы их тратите. Необходимо не только посчитать, но и проанализировать траты и заняться их оптимизацией.

Анализ позволит определить степень закредитованности человека/домохозяйства, а также определить, на какой стадии он находится:

- за чертой бедности (расходы превышают доходы – дельта отрицательная);

- бедность (доходы равны расходам – дельта нулевая);

- благополучие (доходы превышают расходы – дельта положительная).

При положительной дельте строить личный финансовый план легче всего. Но если ваши расходы равны или превышают доходы, именно план поможет быстрее выйти в плюс. Дельта помогает соотнести цели с реальными возможностями.

4. Выберите инструменты для инвестирования. От целей зависит выбор финансовых инструментов. Для краткосрочных и среднесрочных целей (создание подушки безопасности, отпуск, покупка авто) выбираем надежные инструменты (депозиты, облигации), для долгосрочных целей (покупка квартиры, образование детей, капитал на пенсию) можно присмотреться к более рискованным инструментам (акции, облигации, ПИФы/ETF). Главное помнить: чем выше доходность, тем выше риск. Прежде чем начать инвестировать, необходимо тщательно изучить тему инвестирования, пройти курсы повышения финансовой грамотности.

5. Не забывайте про корректировку личного финансового плана. Новые жизненные обстоятельства, рост доходов или расходов, изменение целей, появление новых обязательств – все это влияет на вашу жизнь. Поэтому план стоит регулярно пересматривать и менять.

Цель: Формирование социально-финансовой компетентности учащихся.

1. Обучить методам и анализу распределения личных доходов и достижения финансовых целей через личное финансовое планирование.

2. Познакомить с видами инвестиционных инструментов и методами их применения.

3. Формировать навык эффективного использования имеющихся доходов и применения современных финансовых инструментов.

4. Развивать экономическое мышление и логику.

5. Воспитывать ответственное отношение к финансовой деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать: Методы достижения финансовых целей и применения инвестиционных инструментов, категории финансовых рисков и способы их снижения.

Учащиеся должны уметь: Планировать свою деятельность, определять наиболее эффективные способы достижения поставленной цели, видеть универсальное практическое значение учебных действий.

Формируемые УУД:

Регулятивные: умение формулировать цель и задачи собственной деятельности, самостоятельно составлять план действий, регулировать временные рамки, отведенные на достижение цели.

Коммуникативные: умение вырабатывать общую цель и функции участников в группе, задавать вопросы учителю и сверстникам, вести диалог, высказывать собственную точку зрения.

Личностные: освоение правил грамотного финансового поведения, сформированность основ финансово грамотного поведения, развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Познавательные: умение искать информацию, самостоятельно формулировать определения понятий, анализировать результат деятельности.

Основные понятия: Личный финансовый план, инвестирование, депозит, сбережения, инвестиции.

Приемы, используемые на уроке: Беседа, самостоятельная работа (расчёты) с бланком (вариант финансового плана), анализ деятельности, личностная рефлексия-синквейн.

Форма урока: практикум.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды презентации

Мотивация к учебной деятельности

Работа с эпиграфом:

Богат тот, кто считает себя таким с тем, что у него есть.

Обобщает ответы учащихся. Выводит тему урока и цели на слайд.

Участвуют в обсуждении.

Выходят на тему урока.

Формулируют цель, задачи.



Построение нового знания

Предлагает примеры наиболее часто встречающихся финансовых целей. Предлагает учащимся составить свой список (выбрать из предложенных в случае затруднения).

Предлагает найти разницу в способах постановки финансовой цели, предложенных на слайде, сформулировать вывод.

Предлагает сформулировать проблемы, с которыми сталкивается человек при определении своих финансовых возможностей.

- что значит жить уверенно? эффективно? безопасно? (отсутствие навыка управления личными финансами так же опасно для жизни и здоровья, как неумелое вождение автомобиля).

- с какой проблемой сталкивается человек, составляя финансовый план? (возможности не соответствуют цели). Как расширить возможности?

Сравнивают получившиеся варианты с образцом, предложенным учителем. Выделяют в определении три главных слова.

Принимают участие в мозговом штурме. Формулируют вывод о том, что нужно сделать для того, чтобы составить личный финансовый план.

Составляют список собственных финансовых целей (выбирают из предложенных в случае затруднения).

Сравнивают способы постановки финансовой цели. Формулируют вывод о правильности постановки цели.

Формулируют проблемы, с которыми сталкивается человек при определении своих финансовых возможностей (например, неумение управлять собственным бюджетом).

Изучают содержание слайда. Участвуют в беседе. Формулируют вывод о необходимости управления собственным бюджетом.

Выходят на проблему несоответствия возможностей целям. Предлагают пути решения данной проблемы (Размещение денежных средств в банке, хранение денег дома, хранение сбережений в иностранной валюте, приобретение объектов недвижимости, антиквариата и предметов искусства, покупка драгоценных камней и металлов, приобретение различных ценных бумаг).








Применение полученных знаний

Организует практическую работу учащихся.

Сравнивают цель с возможностями.

Просчитывают временные рамки осуществления цели.

Ищут пути расширения возможностей (оптимизировать бюджет, найти дополнительные источники дохода, заставить свои сбережения работать – депозит).

Презентуют свой личный финансовый план.



Рефлексия учебной деятельности

В качестве домашнего задания предлагает изучить причины, мешающие человеку стать богатым. В случае согласия – привести пример из жизни, в случае несогласия – аргументировать.

1.Пусть малооплачиваемая, но стабильная работа.

4.Нежелание быть активным.

5. Принцип: мне все должны.

Мозг обладает одним интересным свойством: если вы не сделали какое-либо запланированное вами действие в течение 72 часов, то он начинает считать это дело неважным и “забывает” об этом. Начните прямо сейчас!

Читайте также: