Тестирование как метод самооценки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.

В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики.

Одним из видов эмпирических методов является тестирование.

Тест – кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Задачей тестов является не получение новых научных дачных, а испытание, проверка.

Тесты – более или менее стандартизированные кратковременные испытания свойств личности. Существуют тесты, направленные на оценку интеллектуальных, перцептивных способностей, двигательных функций, личностных особенностей, порога возникновения тревоги, досады в определенной ситуации или интереса, проявляемого к тому или иному виду активности. Хороший тест – результат большой предварительной экспериментальной проверки. Теоретически обоснованные и экспериментально апробированные тесты имеют научное (дифференциация испытуемых по уровню развития того или иного свойства, особенностей и т. п.) и, главное, практическое (профотбор) значение.

Наиболее широко известны и популярны личностные тесты, направленные на определение уровня интеллектуального развития личности. Однако в настоящее время они все меньше и меньше применяются для отбора, хотя первоначально были созданы именно для этого. Такое ограничение применения данных тестов может быть объяснено целым рядом причин. Но именно благодаря их использованию, критике по поводу злоупотребления тестами и мерам, предпринятым для их улучшения, стали значительно лучше понимать сущность и функционирование интеллекта.

Валидность теста заключается в том, что он должен оценивать именно то качество, для которого предназначен.

Надежность теста заключается в том, что его результаты воспроизводятся с хорошим постоянством у одного и того же человека.

Также очень важным является требование нормализации теста. Это означает, что для него в соответствии с данными испытания эталонной группы должны быть установлены нормы. Такая нормализация может не только четко определить группы лиц, к которым может быть применен данный тест, но и располагать результаты, получаемые при тестировании испытуемых, на кривой нормального распределения эталонной группы. Очевидно, было бы нелепо использовать нормы, полученные на студентах университета, для оценки (с помощью тех же тестов) интеллекта детей начальной школы, или применить нормы для детей из западных стран при оценке умственных способностей молодых африканцев или азиатов.

Таким образом, критерии интеллекта в такого рода тестах обусловливаются преобладающей культурой, т. е. теми ценностями, которые первоначально сложились в западно-европейских странах. При этом не учитывается, что у кого-то могут быть совершенно иное семейное воспитание, иной жизненный опыт, иные представления (в частности, о значении теста), а в некоторых случаях и плохое владение тем языком, на котором говорит большинство населения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

12. Наблюдение как метод социальной психологии

12. Наблюдение как метод социальной психологии Наблюдение – это один из древнейших методов, состоящий в преднамеренном восприятии явлений окружающей среды с целью сбора данных определенного рода.Отличия научного наблюдения от обыденного:1) целенаправленность;2) четкая

15. Тестирование как метод социально-психологической диагностики

15. Тестирование как метод социально-психологической диагностики Тестирование – стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

8. Метод анкетирования. Метод тестирования. Методы оценки эффективности труда работника

8. Метод анкетирования. Метод тестирования. Методы оценки эффективности труда работника Метод анкетирования является наиболее дешевым способом, который может охватить большую группу людей и большую территорию. Основным плюсом является запас времени, предоставляемый

Тестирование реальности

Тестирование реальности Теперь намеренно представляйте, что видит ваш партнер, когда смотрит на вас. Вы, вероятно, так или иначе проделываете это, так что уделите внимание этим образам и начните лучше сознавать их. (…) Что конкретно, по-вашему, он видит и как он реагирует на

13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ

13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.Существуют определенные требования к организации и проведению

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ Его восхитительная способность тестирования реальности помогает ему подметить неоднородность мира, причем он проявляет одинаковый интерес к его и светлому, и темному началу. Он необычайно точно воспринимает не только окружающий, но и свой

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ Внутренняя схема эпилептоидов построена на необычайно высокой самооценке, идее превосходства над другими, недоброжелательном отношении к окружающим.Любая информация, поступающая из окружающего мира и проходящая через подобную призму, будет

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ

ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ Восприятие реальности крайне неточно, так как ее рассматривают всегда через призму внутреннего мира, значительно более яркого и значимого. «О том, что происходит кругом них, о ситуации, в которой они находятся, шизоиды обыкновенно имеют

ТЕСТИРОВАНИЕ

ТЕСТИРОВАНИЕ Вы ищете работу, и вам довольно часто приходится проходить тестирование, собеседование, иметь непосредственно личный контакт с работодателем. А потому мы считаем нелишним в этой ситуации знать о своих правах, т. е. о том, какие вопросы имеет право задать

Тестирование

Тестирование

Описание методик диагностики самооценки

Важнейшим регулятором поведения индивида, его активности в обучении, трудовой деятельности, общении и самовоспитании является оценивание самого себя. Диагностические исследования помогают субъекту добиться объективной самооценки, научиться контролировать и критически оценивать свои действия, находить ошибки и пути их устранения.


Особенности формирования самооценки

Любой человек склонен сравнивать себя с другими людьми. На основе этого формируется его самооценка. Само понятие включает в себя оценивание человеком своих качеств, возможностей, способностей и особенностей собственной деятельности. В зависимости от успехов в учёбе и труде, от пребывания в определённой возрастной группе самооценка имеет тенденцию изменяться.

На ранних этапах развития малыш оценивает преимущественно личные физические качества и возможности. Ребёнок считает себя умным, сильным, красивым и большим человеком. Позднее он начинает осознавать свои поступки, действия, практические умения и нравственные ценности. Большое влияние оказывают взаимоотношения между ребёнком и родителями. Сложное эмоциональное состояние испытывают подростки, которые начинают ощущать себя зрелой личностью и чувствуют притеснение от ограничения их воли и постоянного контроля со стороны взрослых. Самооценка тинейджеров подвергается большим испытаниям.

Дети с адекватной самооценкой общительны, активны, находчивы, не лишены чувства юмора. Они охотно идут на контакт с окружающими. Заниженное восприятие самого себя приводит к пассивности, мнительности, чрезмерной ранимости и обидчивости. Боязнь оказаться хуже других детей приводит к отказу от участия в различных мероприятиях. Малыши с высоким самомнением часто выражают агрессию по отношению к другим детям, потому что окружающие должны слушаться только их и делать так, как они этого хотят.

Личность формируется в результате социальной адаптации. Самооценка отражается на взаимодействии с посторонними людьми. Она влияет на дальнейшую судьбу человека.

Для продвижения вперёд требуется укреплять и поднимать доверие к себе, к собственным возможностям. Узнать свою самооценку можно с помощью различных техник.


Популярные методы диагностики

Проверить уровень развития самооценки детей и взрослых можно с помощью проведения различных диагностических процедур. Они помогают получить целостное представление о возрастных и индивидуальных вариантах оценивания самого себя.

Данный способ предполагает выявление общего отношения ребёнка к самому себе и к тому, как, на его взгляд, к нему относятся окружающие. Тест можно применять для диагностического исследования детей трёхлетнего возраста и старше. Для проведения диагностики понадобятся деревянная или нарисованная 10-ступенчатая лесенка, фигурка человечка, листок бумаги и карандаш. Сначала ребёнку предлагают рассадить на лесенке детей: на верхнюю ступеньку надо поместить самых хороших знакомых и, соответственно, на нижней ступени должны оказаться очень плохие дети.

Затем малыш обязан поместить фигурку человека туда, где он сам достоин расположиться. Ребёнок должен объяснить, почему выбрана именно эта ступенька. Затем малыш определяет, куда бы его поставили близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат, друг. Ребёнок должен прокомментировать, по какой причине кто-то из близких не поставит его на верхнюю или нижнюю ступень. Потом он должен предположить, куда поместили бы остальные члены семьи брата или сестру. Все варианты этих позиций фиксируются на нарисованной лестнице.

На беседу с ребёнком уходит примерно полчаса.



Методика А. В. Захарова

Данный метод помогает определить эмоциональный уровень ребёнка при оценке самого себя. С этой целью испытуемому предлагают ряд графически изображённых кружков, которые обозначают людей. Респонденту нужно в один из восьми кругов поместить себя.

Следующее тестовое задание представляет собой большой шар, окружённый маленькими шариками. В центральный шар помещён сам испытуемый. В остальные кружки надо разместить родственников, друзей и учителей. На третьем рисунке изображён равнобедренный треугольник, на вершине которого условно находятся родители, в левом углу – учитель, в правом – друзья. Надо поставить точку там, где респондент представляет место своего нахождения. Четвёртый тест предполагает нахождение своего места в большом кружке и фиксирует его. И, наконец, в заключение ребёнку предлагают ещё одно задание. Нарисованы пять кружков и под ними в центральной части есть ещё два кружка. Малыш должен представить, что он находится в нижнем ряду. Ему надо выбрать один из двух шариков и поместить в него себя.


Другие способы исследования

Техника С. А. Будасси позволяет провести количественный анализ самооценки личности подростка и взрослого. В основе лежит метод ранжирования. Из предложенных 48 слов субъекту предлагают выбрать 20 предпочтительных и нежелательных личностных качеств, присущих идеальному человеку. Наверху таблицы надо разместить положительные свойства, а внизу – непривлекательные черты. Затем происходит подобное ранжирование 20 качеств, характерных для самого респондента. Предложенный способ выявляет реальное представление индивида о самом себе и желание, каким хотелось бы стать. Методика позволяет измерить величину разрыва между уровнями притязания и оценивания самого себя.

Тест Дембо-Рубинштейна не ограничен анализом личностных качеств. В нём учтены умственные способности, характер личности, уровень здоровья и счастья. Испытуемому предлагают 4 вертикальные шкалы с этими показателями. На всех линиях нужно найти точки, где человек ощущает себя в данный момент, и на каком уровне с учётом собственных возможностей мог бы быть. Каждая шкала равна 10 см. Внизу сосредоточены недостатки, вверху – достоинства. Респондент крестиком отмечает на линии точку нахождения качества, месторасположение которого вызвало бы у него удовлетворение и гордость за себя. Чёрточкой обозначается уровень, присущий респонденту в данное время.

Для проведения теста можно использовать 7 шкал, символизирующих уровень умственных возможностей, основных черт характера, здоровья, внешности, авторитета у ровесников, способности делать что-то своими руками и уверенности в себе.



Интерпретация результатов

Малыш может занизить свои возможности и способности в результате недавней ссоры с близкими. Такое снижение оценки является временным явлением. В ходе беседы необходимо выяснить устойчивость полученных данных. Критически низкая самооценка свидетельствует об эмоциональном стрессе из-за частых нареканий педагогов, неодобрительных отзывов ровесников и родительского осуждения.

Интерпретация данных, полученных в результате исследования по методике А. В. Захарова, такова:

  • в первом тесте нормой является указание на третий и четвёртый кружок, выбор первого шарика означает завышение самооценки, указание на 6,7 и 8 круг свидетельствует о низком восприятии самого себя;
  • второе тестовое задание помогает определить отношения с окружающими: ребёнок чувствует своё превосходство над расположенными в нижних шариках близкими и испытывает давление на себя людей, помещённых в верхние кружки;
  • третий тест определяет включённость ребёнка в окружающий мир и степень близости с разными категориями людей, при этом, если респондент оказался вне треугольника, то он не заинтересован в социальных контактах и, возможно, чувствует неприятие его обществом;
  • в четвёртом задании помещение самого себя в самый центр кружка означает высокую степень эгоцентризма, свойственную обычно дошкольникам, но не детям школьного возраста;
  • последний тест свидетельствует об осознании своей уникальности при помещении себя в правый кружок и о признании своего сходства с другими при указании на левый шарик.


Способ С. А. Будасси позволяет выявить разность между реальными и идеальными представлениями субъекта о самом себе. Восприятие собственной персоны основывается на объективном знании и субъективном мнении, которые не всегда адекватны. Индивид иногда приписывает себе качества, не свойственные ему. Оценка самого себя осуществляется посредством сопоставления личных желаний с реальными результатами своих действий, а также сравнения с окружающими.

Чтобы рассчитать коэффициент показателя степени восприятия субъектом самого себя, надо сначала вычислить разность рангов по каждому качеству. Потом необходимо выполнить действие возведения их в квадрат. Затем сумму квадратов разности, полученной при ранжировании, следует умножить на 0,00075. Так как коэффициент соотношения рангов может располагаться в промежутке от -1 до +1, то нужно от единицы вычесть полученный ранее результат.

Адекватное оценивание самого себя связано с самоуважением и осознанием собственной полноценности. В данном случае человек принимает себя как личность. Значение коэффициента корреляции при положительном восприятии самого себя составляет от +0,38 до +1. Занижение означает отрицательное отношение к своей персоне, неприятие самого себя, чувство неполноценности. Тогда значение коэффициента рангового соотношения находится в промежутке от -0,38 до -1.

В технике Дембо-Рубинштейна определение средней величины показателей уровня оценивания самого себя и степени притязаний производится по четырём или по семи шкалам. Размер одной линии составляет 100 мм, которые соответствуют 100 баллам.

Степень притязаний измеряется в миллиметрах от нижней точки до крестика. Высота оценки восприятия самого себя составляет расстояние в миллиметрах от нижней части линии до изображённой респондентом чёрточки.

Самооценка – это оценка самого себя, собственных возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка имеет для человека большое значение, так как она оказывает влияние на эффективность и успешность его деятельности, а также развитие человека как индивидуальной личности. По своей природе самооценка является субъективным личностным образованием психики человека. Она выполняет защитную и регуляторную функции, оказывает определенное влияние на деятельность, поведения и развитие личности, успешность ее взаимодействия с окружающими людьми, а также она в некоторой степени взаимосвязана с уровнем притязаний личности.

Выделяют несколько видов самооценки личности:

  • самооценка способностей;
  • личностная самооценка;
  • общая и частная самооценка;
  • стабильная и плавающая самооценка;
  • адекватная и неадекватная самооценка;
  • низкая, средняя и высокая самооценка;
  • завышенная и заниженная самооценка и др.

Самооценка является одним из важнейших компонентов целостного самосознания личности. Она выступает одним из необходимых условий гармоничного развития человека, выстраивания адекватных взаимоотношений с окружающими. В настоящее время существует достаточно большое количество разнообразных диагностических методик, направленных на исследование самооценки личности.

Современная психология располагает обширным кругом экспериментальных методов, каждый из которых направлен не просто на выявление и исследование самооценки, но и на предоставление качественной и количественной характеристики полученных результатов.

Выбор исследователем диагностической методики или комплекса методик, зависит от поставленной цели исследователя. Успешность применения методик во многом зависит и от навыков самого исследователя.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика основных диагностических методик самооценки личности

Наиболее популярными методиками исследования самооценки личности на сегодняшний день являются следующие методы.

В настоящее время данная методика имеет несколько разнообразных модификаций, однако принципы ее проведения остаются неизменными. В ходе проведения тестов исследователь получает представление о самооценки личности испытуемого на основании трех параметров: реалистичность, устойчивость и высота.

Важным для этой методики является то, что необходимо регистрировать все комментарии испытуемого. С этой целью, после прохождения тестирования проводится беседа.

Методика предусматривает самооценивание испытуемого, которое может быть осуществлено двумя способами. Первый способ – человек сопоставляет свои притязания с объективными, реальными показателями собственной деятельности. Второй способ заключается в сравнении себя с окружающими людьми.

Тест Кеттелла (16-факторный личностный опросник) – представляет собой один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуальных и психологических особенностей личности. Данная методика популярна не только в нас в стране, но и за рубежом.

Опрос ориентирован на установление 16-ти относительно независимых факторов личности. Каждый из факторов представляет собой определенные поверхностные черты личности, которые объединены вокруг одной основной черты.

Методика позволяет не только установить уровень самооценки личности, но и дать комплексную оценку зрелости личности.

Методика представлена в двух вариантах:

Методика диагностики самооценки психических состояний Г.Ю. Айзенка - применяется для диагностики самооценки таких психических состояний как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Стимульный материал методики Г.Ю. Айзенка представлен в виде перечня психических состояний, присущих или не присущих испытуемому. В результате интерпретации результатов можно определить характерную для испытуемого степень выраженности исследуемых состояний.


В современном мире все большее значение приобретают проблемы становления регулятивных процессов, позволяющих человеку выступать подлинным субъектом собственного поведения и деятельности, самостоятельно определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. Центральное место среди факторов, которые обуславливают формирование механизмов саморегуляции, занимает самооценка, детерминирующая направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге предел его достижений.

В последнее время вопросы, связанные с изучением направленности личности, ее самооценки, самоуважения, устойчивости личности занимают важное место в проблематике психологии личности. Подобные явления достаточно сложны и неоднозначны для научного познания, успех их изучения во многом зависит от степени совершенства применяемых методов исследования. Интерес человека к изучению особенностей своей личности – самооценке, темпераменту, интеллекту, эмоциональным состояниям и так далее – повлек за собой появление множества методик исследования личности, в частности методик исследования самооценки, среди которых есть как эффективные, пригодные для практического применения, методики, так и те, валидность и надежность которых можно поставить под сомнение.

Цель данной работы заключается в исследовании особенностей диагностики самооценки личности.

1) Изучить понятие самооценки личности, ее виды, уровни и социально-психологическую сущность;

2) Изучить методики исследования самооценки личности.

1. Социально-психологическая природа самооценки

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки заключается в определенном творческом отношении к собственной личности – в стремлении измениться, совершенствовать себя, и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта. 2 Самооценка является сложным образованием человеческой психики, которое возникающим на основе обобщающей работы процессов самосознания, которое проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Именно по этой причине в течение жизни самооценка имеет свойство изменяться. Если личность находится в постоянном развитии, соответственно будут меняться и ее представления о себе и отношение к себе.

Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе, социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения. Важно заметить, что самооценка всегда носит субъективный характер независимо от того, что лежит в ее основе – собственные суждения индивида о себе, интерпретации суждений других людей, или же индивидуальные идеалы или культурные нормы.

Для полноценной характеристики позиции личности недостаточно знать только лишь самооценку человека, необходимо также иметь представление о том, какова, по мнению данной личности, оценка, которую она заслужила в социуме. Самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы – составляющие структуры личности, и человек объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего положения в обществе.

Чем более развит человек, тем больше у него оказывается видов и разновидностей самооценок. У маленького ребенка вообще трудно говорить о какой-либо самооценке, развитый человек различит у себя самооценку способностей и личностную самооценку, самооценку общую и самооценки частные, самооценку плавающую и стабильную, адекватную и нет, низкую и высокую, завышенную и заниженную и так далее. 2

Частные самооценки – оценка человеком себя в различных жизненных сферах: на работе, учебе, в личной жизни, оценка своего интеллекта и физических способностей, а также конкретно-ситуативные самооценки: умение рисовать или умение сдать экзамен, не зная материала; таких самооценок может быть очень много, применительно к разным ситуациям.

В психологии также различают самооценку адекватную и неадекватную. Адекватная самооценка представляет собой реальный взгляд личности на себя, а также достаточно объективную оценку собственных способностей, возможностей, свойств и качеств. Когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, самооценка является адекватной. Адекватная самооценка не однородна, у одних людей она высокая, у других более низкая. Неадекватная самооценка соответствует то личности, чье представление о себе далеко от реального, необъективно, мнение о себе резко расходится с тем, каким е считают другие. 2

Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть как завышенной, так и заниженной. При переоценке своих возможностей, результатов деятельности, личностных качеств самооценка является завышенной. Обычно такие люди самоуверенно берутся за работу, превышающую их реальные возможности, что при неудаче может привести к их разочарованию и стремлению переложить ответственность за них на обстоятельства или других людей. Ввиду завышенной самооценки человек нередко сталкивается с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и, в конце концов, может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. 1

Если же человек недооценивает себя, оценка самого себя является ниже той, которая есть в действительности, его самооценка – заниженная. Такая самооценка разрушает представление человека о его собственные успехах и хорошем отношении к нему со стороны окружающих, а реальные свои успехи он воспринимает как временные и случайные, положительная оценка окружающих зачастую воспринимается как насмешка, издевка. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, безразличия, самообвинения и тревожности. Как завышенная, так и заниженная самооценка затрудняют жизнь человека.

Такой важнейший компонент целостного самосознания личности, как самооценка, выступает необходимым условием гармоничных отношений человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди как социальные существа неизбежно включаются. Уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно формируют самооценку личности. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности человека, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению. 1

2. Методики исследования самооценки личности

В настоящее время существует множество методик, которые позволяют рассмотреть самооценку человека на основании различных показателей. Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, ее количественной и качественной характеристик. Так, например, с помощью коэффициента ранговой корреляции можно сопоставить представление личности о том, какими качествами она хотела бы обладать в первую очередь, во вторую и так далее – (Я идеальное) и обладает, по её мнению, в действительности в первую очередь, во вторую и так далее – (Я текущее). Важно, что в ходе исследования испытуемый производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему формуле, и не сообщает экспериментатору сведений о своем реальном и идеальном Я, это позволяет ему не говорить о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности позволяют составить представление о том, какова самооценка в количественном выражении. 1

Наиболее популярными методиками исследования самооценки личности на сегодняшний день являются следующие:

3) Тест Кеттелла (16-факторный личностный опросник) – один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране, разработанный под руководством Р.Б. Кеттелла. Данный опросник ориентирован на выявление относительно независимых 16 факторов личности. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты. 2 Фактор MD является дополнительным к основным 16-ти и выделен в личностной методике Кеттелла для форм С и D. Средние значения данного фактора характеризуют адекватность самооценки личности, ее определенную зрелость. Для исследователя данные по этому фактору имеют большое значение, поскольку помогают оценить зрелость личности, а также могут использоваться при индивидуальной работе с испытуемым.

6) Методика диагностики самооценки психических состояний Г.Ю. Айзенка. Данная методика применяется для диагностики самооценки таких психических состояний как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Стимульный материал представлен в виде перечня психических состояний, присущих / не присущих испытуемому. В результате интерпретации результатов можно определить характерную для испытуемого степень выраженности исследуемых состояний. 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка несомненно оказывает влияние на эффективность деятельности человека и на развитие его личности. Это субъективное личностное образование нашей психики. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимодействие с другими людьми, а также она непосредственно связана с уровнем притязаний личности.

Существуют различные виды самооценки: выделяют самооценку способностей и личностную, общую и частные, плавающую и стабильную, адекватную и неадекватную, низкую, среднюю, высокую, завышенную и заниженную и другие.

Такой важнейший компонент целостного самосознания личности, как самооценка, выступает необходимым условием гармоничных отношений человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

4. Немов Р.С Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд., кн.1 Общие основы психологии [Текст] / Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 688 с.

1 Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст] / Е.Т.Соколова. – М.: МГУ, 1990. - 215 с.

1 Бернс Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности [Текст] / Р.Бернс. – Самара: Бахрах, 2003. – с. 126.

1 Немов Р.С Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд., кн.1. Общие основы психологии . [Текст] / Р.С.Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – с.618.

Читайте также: