Проектная деятельность с детьми овз в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Орлова Светлана Юсуповна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

В связи с этим становится актуальна задача по расширению и систематизации знаний и представлений детей с ЗПР об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка. Ребенок знакомится с целостной картиной мира в процессе непосредственных наблюдений и практической деятельности, расширяет их в дидактических и сюжетно-ролевых играх. К сожалению опыт работы с дошкольниками с ОВЗ демонстрирует, что традиционные формы и методы работы не всегда дают качественный и своевременный результат. Но в запасе у современного педагога имеются инновационные технологии, позволяющие оптимизировать коррекционно-развивающей деятельности.

В данной работе представляем свой опыт работы по использованию проектной деятельности и информационно-компьютерных технологий, поскольку указанные технологии работают на активизацию познавательной активности, расширение внимания у ребенка с ОВЗ.

Поддержка детской инициатива и интереса-это принципы, заложенные в ФГОС ДОО, которые должны составлять основу педагогической деятельности любого педагога. Поэтому, когда мне пришлось стать свидетелем разговора своего воспитанника А. с мамой по поводу того, а что такое гербарий, решила, что этот живой и искренний интерес необходимо поддержать. Кроме того, продуктом проекта стало не только создание гербария, но и его презентация воспитанникам группы, не принимавшим участия в данном проекте. Этот вариант был выбран, как наиболее актуальный для данного ребенка, поскольку для А. характерна робость, боязнь выходить к доске и отвечать перед сверстниками, заниженная самооценка, отсутствие уверенности в своих знаниях, умениях.

Особенностью индивидуального проекта является активное включение родителей. Педагог же в данном случае выступает в роли координатора, консультанта. Три звена взаимодействия в рамках данного проектаУсловно можно выделить

Итак, цель проекта очевидна, она обусловлена основными проблемами, препятствующими полноценному развитию дошкольника. В данном случае нам необходимо активизация познавательной активности и преодоление негативных психологических особенностей воспитанника с ОВЗ.

Достижение намеченного требует поэтапного решения целого ряда задач.

Закрепить представления о сезонных изменениях в жизни деревьев, уточнить и систематизировать знания о деревьях родного края (уметь находить и давать правильное название, соотносить лист и дерево, отмечать яркие внешние отличительные черты)

Способствовать развитию всех компонентов внимания, активизировать наглядно-образное и логическое мышление; формировать адекватную самооценку, уверенность в себе.

Воспитывать самостоятельность и инициативность в доступных видах деятельности.

Кроме того, реализация проекта, а индивидуального особенно, предполагает активное включение родителей. Так появляется задача по активизации родительской позиции.

Условно можно выделить три звена взаимодействия в рамках данного проекта

Родителям совместно с ребенком предстояло узнать или уточнить, что такое гербарий ( интернет, книги), выяснить правила составления гербария, приготовить необходимые материалы, фиксировать на фото основные моменты.

На практическом этапе круг задач расширился, необходимо было:

Набрать красивых осенних листьев березы, дуба, рябины, клена, тополя и дуба (прогулка в выходной день в городской парк, дендрарий)

Подготовить листья (отбор, группирование, просушка)

Проанализировать и выбрать возможный вариант оформления гербария

Однажды я смотрел мультик и услышал незнакомое, но очень красивое слово –гербарий.

Я спросил у мамы-что это такое? Мама сказала, что так называются засушенные листочки с разных деревьев, которые наклеивают в альбом. Мне очень захотелось иметь такой альбом. Который так красиво называется. Я сказал об этом маме и она пообещала мне помочь.

Мы вместе с мамой и папой узнали, что гербарий –это коллекция сухих листьев. Как делать гербарий мои родители знали. Мы решили, что нарисуем схему, которая наглядно показывает, как сделать гербарий самому.

Когда листья были собраны мы разложили их на кучки –березовые, рябиновые, кленовые, дубовые, тополиные. Просушили утюжком, а потом выбрали толстую книгу и разложили листья между книжных страниц. Пока листья сохли, мы с мамой рисовали заготовки для гербария. Мы решили, что просто наклеивать листья –скучно и у нас появились-белочка, ваза , ежик…

И вот закипела работа! Для гербария нужно- приготовить листочки, альбомные листы, клей, кисть, тряпка.

В первый день у меня появилась белочка с хвостом из рябиновых листьев.

А это листья с тополя и тополиный ежик


Березовые листочки вернулись на березу


А это ваза с дубовыми листьями


Таким образом, была достигнута основная цель –активизация познавательного интереса дошкольника с ОВЗ, преодоление робости, неуверенности в себе. Более того, прочные знания, полученные в ходе реализации проекта, станут основой в ходе дальнейшей работы над формированием экологических представлений.

Особенности реализации метода проектов с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная на применение имеющегося опыта и приобретения новых знаний.

Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте является восприятие, его значение трудно переоценить. И, если ребенок не получит, по каким-либо причинам, способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения.

А восприятие ребенка с ОВЗ иное! Проявляется это в том, что особые дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечёркнуты или перекрывают друг друга. Такие дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию и т. д.

Остановимся подробнее на том, с какими особенности существуют в реализации проектной деятельности с детьми с ОВЗ по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Параметры Нормально развивающиеся дети Дети с ОВЗ

Мотивация на проектную деятельность Более мотивированы Менее мотивированы

В большей степени ведомы педагогом

Целеполагание При помощи взрослого могут сами формулировать, прогнозировать результат Прогнозирование затруднено, но при условии устойчивой мотивации могут предвосхитить результат

Сроки проведения проекта Могут реализовывать как краткосрочные проекты, так и долгосрочные Могут реализовывать в основном краткосрочные проекты

Характер проектов Могут реализовывать творческие, познавательные, исследовательские проекты Могут реализовывать в основном творческие, познавательные проекты

Участие в групповых проектах Стремятся занять ключевые позиции Занимают пассивную позицию. Демонстрируют псевдолидерство.

Характер мышления Наглядно- действенный, наглядно-образный, словесно- логический способ мышления Наглядно- действенный способ мышления

действий Способны к переносу действий, умений, навыков в область выполнения проекта В наименьшей степени способны к переносу действий, умений, навыков в область выполнения проекта

Самоконтроль Присутствует Практически отсутствует

Самооценка деятельности Адекватная, положительная.

Переживают неудачи В большинстве случаев положительная

Использование в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью метода проекта дает положительный результат, т. к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию, речь (устную и письменную, память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и. т. д.

Поэтому проектный метод можно отнести к личностно-ориентированному методу воспитания. Метод проектов является действенным средством активизации познавательной деятельности у детей с ОВЗ, он развивает у детей самостоятельность, инициативу и творческие способности. Тем детям, которые испытывают проблемы в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебе.

Метод проектов способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе, умению публично выступать и работать в команде.

Кроме того, он воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость, уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду.

Если проектная работа выполняется ребёнком с удовольствием, вызывает познавательный интерес, приносит радость, то значит она менее энергозатратна.

Поэтому проектный метод является и здоровьесберегающим.

Таким образом, хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в последствии позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.

Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогает педагог.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных и уникальных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем.

Примерный план проектной деятельности на учебный год

(из опыта работы)

№ Название проекта Тип проекта Целевая категория воспитанников Участники Срок Ожидаемый результат

Дети. Октябрь и последующие месяцы в соответствии с потребностью Самостоятельно изготовленное пособие способствует более качественной автоматизации звуков.

. Мини проект Дети с ОВЗ Учитель-логопед.

Дети. Родители. Декабрь В экспресс - режиме дети и родители мастерят елочные шары в виде аппликаций на заданные звуки. Украшают елку. Дети закрепляют навыки звукопроизношения, декламируют чистоговорки и стихи.

Дети с общим недоразвитием речи, не резко выраженным недоразвитием речи Учитель-логопед.

Дети. Январь Лексическая экскурсия на территории детского сада. Поиск родственных и однокоренных слов. Привлечение внимания детей к повторяющейся основе слова, к словоизменению.

Рисунки детей по итогам проекта.

5 Где живёт звук ш Исследовательский мини- проект Дети, вышедшие на этап автоматизации звука Учитель-логопед.

Дети. Родители. Февраль Развитие фонематического восприятия. Фонематического слуха. Организация поисковой деятельности слов с определённым звуком. Фотографирование. Оформление презентации.

6 Где живёт звук л Исследовательский мини- проект Дети, вышедшие на этап автоматизации звука Учитель-логопед.

Дети. Родители. Март Развитие фонематического восприятия. Фонематического слуха. Организация поисковой деятельности слов с определённым звуком. Фотографирование. Оформление презентации.

7 Где живёт звук р Исследовательский мини- проект Дети, вышедшие на этап автоматизации звука Учитель-логопед.

Дети. Родители. Апрель Развитие фонематического восприятия. Фонематического слуха. Организация поисковой деятельности слов с определённым звуком. Фотографирование. Оформление презентации.

8 Пластилиновые истории Исследовательский проект Дети с общим недоразвитием речи, нерезко выраженным недоразвитием речи Учитель-логопед.

Дети. Родители. Май Развитие речи. Фонематического слуха.

Логопед-дефектолог Шмакова Людмила Германовна

Организация проектной деятельности в детском саду в работе с родителями и детьми Подготовила воспитатель МДОАУ № 10 "Казачок" г. Новокубанска Краснодарского края Шунькова Н. В. O Связи между семьей и детским садом строятся.

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в совместной деятельности педагога с детьми с нарушением речи и ОВЗ «Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в совместной деятельности педагога с детьми, в группе компенсирующей направленности для детей.

Особенности психолого-педагогической работы с детьми ОВЗ на основе реализации требований ФГОС ДО Здоровье – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического и психического развития ребенка, адаптационные возможности.

Особенности работы учителя-дефектолога с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ и их родителями Особенности развития детей младшего дошкольного возраста: быстрый темп развития, имеющий скачкообразный характер. При таком.

Разработка содержания и форм организации образовательной деятельности с детьми, имеющими особенности речевого развития "Разработка содержания и форм организации образовательной деятельности с детьми, имеющими особенности речевого развития" Воспитатель Майор.

Работа с одаренными детьми. Особенности работы детьми с ОВП. Особенности работы с детьми с девиантным поведением Содержание: 1. стр 3: Особенности работы с одаренными детьми 2. стр 4: Особенности работы с детьми с особенными образовательными потребностями.

Взаимодействие специалистов в работе с детьми, имеющими статус ОВЗ, на примере проектной деятельности Обучение детей с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении охватывает сотрудничество большого числа людей, когда требуется взаимодействие различных.


Сегодня организации дошкольного образования являются одной из первых ступеней для включения дошкольников в нашем общество. Основная задача современной организации дошкольного образования – это сохранение и укрепление здоровья воспитанников, коррекция нарушений и создание социального благополучия и защищенности детей дошкольного возраста, также и с ограниченными возможностями здоровья, учитывая особенности их речевого, психомоторного и социального развития.

Самым актуальным и эффективным способом реализации коррекционно-образовательной программы в организации дошкольного образования является проектная деятельность. Каждый творческий познавательный проект, выполняемый дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, вызывает у них стремление к познанию нового, увлекает их и образовывает.

Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка. Если взрослый поддерживает такой проект, поддерживается уникальное видение мира, свойственное данному ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других [1]

Многие отечественные и зарубежные ученые рассматривали вопрос о проектной деятельности: Дж. Дьюи, В.Х. Килпатрик, П.П. Блонский, В.В. Игнатьев, С.Т. Шацкий и др.
Данный метод рассматривался как:
- средство для всестороннего развития ума и мышления (П.Ф. Каптерев);
- средство для формирования творческих способностей (И.П. Блонский);
- средство для развития самодеятельности и подготовки к трудовой жизни (С.Т. Шацкий);
- средство для подготовки воспитанников к профессиональной деятельности (А.С. Макаренко);
- средство для слияния теории и практики в обучении (Е.Т. Каганов, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин).

Поскольку в условиях нашей организации дошкольного образования мы работаем с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, то считаем, что наиболее целесообразным будет применение именно творческого подхода в процессе организации проектной деятельности воспитанников.

При работе над творческо-познавательным проектом у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья формируются целевые ориентиры. Они понимают, каким образом необходимо ставить цель, какие средства использовать для достижения цели, обучаются мыслить творчески, а значит, происходит их интеллектуально-творческое развитие. При реализации проектов меняется и позиция педагога, который организует развивающую среду таким образом, чтобы были учтены интересы и возможности дошкольников с ограниченными возможностями развития.

Именно в 6-7-летнем возрасте интенсивно формируются целевые ориентиры, активно развиваются все стороны личности у детей дошкольного возраста: нравственная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, действенно- практическая. Основная задача педагога при этом – умелая организация развивающей среды, поддержка творческой активности дошкольников, формирование существенных условий для определения целей и содержания деятельности, используя различные варианты работы над проектом, умелая помощь в организации самой творческо-интеллектуальной деятельности.

Таким образом, проанализировав данные исследований по обозначенному направлению, мы сделали выводы о том, что проектная деятельность может быть одним из эффективных способов взаимодействия педагога и воспитанников при организации образовательной деятельности через творческо-поисковую деятельность с учетом личностно-ориентированного подхода. Мы считаем, что данное направление актуально при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях организации дошкольного образования и приводит к позитивным результатам.

Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 35с.
2. Дошкольникам о художниках детской книги. Сост. Т.Н. Доронова, М.: Просвещение, 1991, 15-35с.
3. Дошкольникам об искусстве. Старший дошкольный возраст. Сост. Т.Н. Доронова, М.: Просвещение, 2003, 10-45с.


Развитие познавательного интереса и речевой развития в различных областях и видах деятельности является одной из составляющих успешного обучения детей. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют педагогу необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интенсивных технологий. Одним из перспективных методов развития познавательной и речевой активности является метод проектной деятельности.

Творческий проект — это совместная деятельность педагог — ребенок — родитель. Педагог выступает в роли участника проекта, таким образом, создается атмосфера сотрудничества. Педагоги, дети и родители выступают как равноправные партнеры.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период устанавливается его связь с миром людей, природы, предметным миром. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству, для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение.

Все дети любят сладкое, но после съеденных конфет (особенно после новогодних каникул), остаются только фантики. А что если фантику дать новую жизнь, сделать из него красивую поделку. Дети сделали вывод, что фантики это не только мусор, но и материал для творчества. Проект сформировал представления о том, что любая вещь, даже такая обыкновенная как фантик, может хранить в себе удивительную историю своего появления. Ребята со своими родителями создали прекрасные поделки из фантиков, некоторые изготовили даже костюмы для дефиле.

Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды — это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? Метод проекта по лего-конструированию позволил нашим детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательно-творческий процесс интересным и мотивационным. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов — первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.). С помощью родителей посмотрели в интернете видеоролики, нашли недостающую информацию, изготавливали совместные модели. Родителей наблюдали с детьми в вечернее время за звёздным небом и луной. Социальная направленность этого проекта заключалась в тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.

39 тысяч сызранцев встали на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны. 11 607 сызранцев пали смертью храбрых на полях сражений. 26 горожан за ратный подвиг удостоены звания Героя Советского Союза. Школа, к которой мы относимся, носит звание Героя Советского Союза Левина Д. П. жителя г. Сызрани. Вот об этом хотелось рассказать детям в преддверии празднования 73 годовщины Победы. Надеемся, что заложенные знания о Великой Отечественной войне дети приумножат в дальнейшем.

Совместная работа с родителями позволила нам создать мини-музей, который рассказывает об особенностях жизни людей в военное время 1941–1945 гг. Были изготовлены альбомы, оформлены выставки военной техники, книг о Великой Отечественной войне, наборы открыток, рассказывающие нам о героях-сызранцах. Важная особенность мини-музеев в ДОУ — участие в их создании детей и родителей.

  1. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. Методическое пособие — М.: Вента-Граф, 2015
  2. Шереметова Г. П., Мостовская Я. Ю. Социализация детей с ограниченным возможностями здоровья в условиях интегративного и инклюзивного образования: Из опыта работы участников федеральной стажировочной площадки: Сборник материалов электронной конференции — Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2015

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, Великая Отечественная война, детский сад, животное, звание Героя, проектная деятельность, Советский Союз, среда обитания, сызрань.

Читайте также: