Почему так важно для менеджера создать действенную систему контроля за работой предприятия кратко

Обновлено: 05.07.2024

студент группы 6822

1 КОНТРОЛЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2 СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Предприятие (организация) – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда. Поэтому управление является важнейшей деятельностью для организации.

Управление предприятием представляет собой процесс, в основе которого лежит воздействие на коллектив предприятия и все стороны его деятельности с целью получения максимальных результатов. Такое воздействие на каждом предприятии и в организации оказывают управленческие кадры. Чем эффективнее процесс управления на предприятии, тем выше оказывается результативность деятельности всего предприятия.

Управление предприятием как вид профессиональной деятельности базируется на обоснованном применении управленческих технологий. Управление включает совокупность методов и средств сбора и обработки информации, приемов эффективного воздействия на работников, принципов, законов и закономерностей организации и управления, систем контроля.

В современных условиях контроль приобретает характер основы, присутствующей на всех уровнях управления. В более широком смысле в конкурентной среде рыночных отношений эффективный управленческий контроль, при прочих равных условиях, является гарантией успешной деятельности организации.

Менеджер — это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью.

Контроль помогает менеджеру управлять процессами, за которые на него возложена ответственность и координировать эти процессы по организации в целом.

1 КОНТРОЛЬ И ЕГО ФОРМЫ

Контроль – функция процесса управления, целью которой является количественная и качественная проверка результатов деятельности, выполняемой посредством остальных функций, обеспечение достижения целей организацией.

Контроль осуществляется путем наблюдения, учёта и анализа всех сторон деятельности организации. По данным контроля устраняются выявленные ошибки; проводится корректировка ранее принятых решений, норм, нормативов, показателей бизнес–плана.

Правильно поставленный контроль ведётся своевременно, просто, понятно, экономично, ориентируется на конечные результаты. При сопоставлении фактических данных о производственно–коммерческих результатах деятельности всех подразделений и организации в целом с предусмотренным бизнес–планом, выявляют отклонения, анализируют причины этих отклонений и разрабатывают конкретные мероприятия, с помощью которых можно устранить негативные отклонения.

Единство целей контроля не исключает многообразия его способов и приемов, которые органически связаны между собой. Различают следующие методы контроля: проверку исполнения принятых решений; обследование; технический контроль; экономический анализ; инвентаризацию; ревизию; счетную проверку балансов и отчетов.

Повышение роли функции контроля в управлении предприятием тесно связано с использованием автоматизированных информационных систем и электронно-вычислительной техники, которые позволили оперативно и точно передавать по назначению информацию, производить ее обработку и анализ, выявлять отклонения от намеченных показателей и принимать в связи с этим срочные решения. Это дало возможность осуществлять систематический контроль за производственной и сбытовой деятельностью всех подразделений в поэтапном ее осуществлении, координировать и своевременно вносить необходимые коррективы в связи с изменением условий на рынке.

Существует несколько форм контроля. Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний. Стратегический, или управленческий, контроль направлен на решение стратегических задач и тесно связан, естественно, со стратегическим планированием и управлением. Тактический, или административный, контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения текущих задач, программ, планов.

Контроль необходим при заполнении форм первичного учёта и составлении статистической отчётности организации. Контроль данных – важная технологическая операция, состоящая в сравнении значений информации, представленной в формализованном виде, позволяющем передавать и (или) обрабатывать ее на компьютере, сопоставляя с эталонными значениями. При этом производится проверка правильности заполнения реквизитов документа и содержащихся в нём сведений с целью выявления и устранения возможных ошибок. Данные обычно представляются на определенных носителях, которые могут быть бумажными (бланки, таблицы и т.п.) и машинными, в том числе с использованием компьютеров, – лазерные диски, магнитные дискеты и диски, магнитные ленты и т.п., которые достаточно дороги. Поэтому безошибочные данные экономят организации существенные денежные средства.

Так же в качестве функции управления различаю виды контроля:

1) предварительный. Предварительный контроль осуществляют до начала деятельности организации с целью проверки его готовности к предстоящей работе главным образом по следующим основным направлениям:

- управленческие решения контролируют соответствие их по форме и по содержанию законодательным актам, так как чёткость установок, доходчивость инструкций, верность правового и нормативного обеспечения предопределяют вероятность успеха в работе организации;

- контроль персонала и умения управлять информационными ресурсами. Необходимо держать под постоянным контролем кадровые службы, профессиональную подготовку сотрудников, отбирая при этом самых квалифицированных специалистов, умеющих работать с компьютерами. В сферу контроля персонала входят также вопросы, связанные с пониманием исполнителями цели своей деятельности. Со знанием ими прав, роли коллективов всех звеньев организации в решении каждодневных задач, обязанностей, специфики работы. А также норм выработки, иерархии подчинённости, ответственности и условий материальных и моральных вознаграждений, т.к. кадры решают, если не все, то очень многое;

- контроль состояния материальных ресурсов. Прежде всего, уточняются источники поставки материальных ресурсов, осуществляется проверка своевременности и достаточности их наличия, регулярность и надежность поступления, качество и соответствие стандартам, производится сравнение фактического положения с предусмотренным ранее;

- контроль образования и распределения финансовых ресурсов.

2) Текущий контроль. Данный контроль осуществляется непосредственно в ходе производственно – коммерческой деятельности и включает:

- оперативный контроль – ежедневный контроль за производственно – коммерческой деятельностью, за технологией, качеством продукции, работ, услуг и т.д;

- стратегический контроль – определяет эффективность работы организации, с учётом использования всех ресурсов, расчётов производительности труда, материалоёмкости и экономической рентабельности производства.

Как правило, текущий контроль ведется по промежуточным целям, чтобы успеть скорректировать дальнейшую деятельность организации. Эти промежуточные цели называются точками контроля. Чем продолжительнее период времени выполнения бизнес–плана, тем больше должно быть таких точек. Это позволяет раньше заметить ошибки и своевременно внести коррективы.

3) Заключительный (итоговый). Заключительный контроль связан с оценкой выполнения организацией всех разделов бизнес – плана, и поэтому требует всестороннего анализа сильных и слабых аспектов деятельности организации за истекший период – с целью получения необходимой информации для последующих этапов планирования.

Контроль производится не ради самого контроля, а для успешного достижения организацией положительных результатов всех видов деятельности. Поэтому лучше не собирать лишней информации, а только - релевантную, так как контроль – самый дорогой вид управленческой деятельности, и контролировать необходимо только то, что действительно важно и необходимо.

Контроль призван снабжать менеджеров предприятия качественной информационной базой для принятия управленческих решений. Контроль как функция управления будет эффективным, если он носит стратегический характер, нацелен на достижение конкретных реальных результатов, понят, принят и освоен ответственными исполнителями.

Раздел: Менеджмент
Количество знаков с пробелами: 24669
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Те, кто впервые слышит слово “контроллинг”, как правило, представляют себе контроль за чем-либо, но на самом деле это совершенно не так. Контроллинг на предприятии – это сложная система, которая направлена на усовершенствование финансовых, кадровых, технологических процессов с целью достижения эффективного функционирования организации в целом. В отличие от контроля, который предназначен для выявления проблем и ошибок, допущенных в прошлом, контроллинг стремится к построению системы управления процессами в фирме, которые фокусируются на текущих и будущих делах. Почему это так важно?

Служба контроллинга на предприятии является важным элементом, так как его работники могут минимизировать потери ресурсов, сделать анализ текущих и будущих планов, а также выявить возможные ошибки, то есть те, которые могут быть допущены в ходе деятельности компании. Однако для того, чтобы понять, что представляет собой этот вид деятельности, важно подробнее изучить его особенности и ключевые моменты. В данной статье будут рассмотрены основные понятия, цели и задачи контроллинга, а также его концепции, инструментарий и функции.

Понятия и определения

Контроллинг – это новое направление в системе менеджмента, поэтому сегодня нет однозначного определения данного понятия. Однако существует несколько определений, которые пользуются наибольшей популярностью и отображают суть данного термина.

Его происхождение связано с английским глаголом to control. В переводе “контроллинг” – это “руководство, наблюдение, контроль, управление, регулирование”. Однако такого описания мало для того, чтобы понять суть данного явления, поэтому стоит рассмотреть два следующих более точных определения.

Контроллинг является обособленным направлением деятельности в организациях, которое связано с осуществлением экономической функции и направлено на принятие правильных стратегических и оперативных решений руководящим персоналом.

Контроллинг – это комплекс действий, направленных на сопровождение всех процессов необходимым информационно-аналитическим обеспечением для принятия правильных управленческих решений. Чаще всего они нацелены на увеличение прибыли в организации.

Современный контроллинг на предприятии обязательно должен включать в себя систему менеджмента качества, управление рисками и системой ключевых показателей, а также управление процессами при реализации любого вида планирования.

Цели и задачи

Исходя из основных понятий, можно сделать вывод, что главной целью контроллинга на предприятии является ориентация всех процессов управления на достижение определенных поставленных целей, которые могут выражаться в усовершенствовании продукции, достижение должного уровня конкурентоспособности и так далее. Другими словами, цель – это поддержание эффективного управления организацией. Каково же его назначение?

Исходя из цели, выделяют следующие основные задачи контроллинга при управлении компанией:

  • разработка методологии планирования и его организация;
  • учет, включающий сбор информации и ее обработку;
  • контроль;
  • организация мероприятий по специальной системе наблюдений.

Данные задачи, изложенные в кратком виде, имеют своеобразные подзадачи, которые должны выполняться службой или отделом, на который возложена функция контроллинга. Разработка методологии планирования и его организации включает в себя следующее:

  • обеспечение создания нормативной базы, которая поможет осуществлять прогнозы развития компании;
  • оказание консультативной помощи лицам, которые разрабатывают стратегические планы;
  • выполнение координационной работы при составлении различных планов, при определении главных целей фирмы и составлении бюджетов;
  • принятие участия в обсуждениях и определениях параметров (качественных и количественных) работы.

Задача учета включает в себя следующее:

  • разработка структуры передачи и получения информации;
  • создание системы информационного обеспечения для предоставления справок, сведений и отчетов лицам, ответственным за определенный процесс в управлении компанией;
  • определение потребности в снабжении необходимой информацией менеджеров или других ответственных лиц;
  • сопоставление планов и отчетов и составление промежуточной отчетной документации, которая отображает ход выполнения планов;
  • анализ отклонений от планов, выявление возможных причин и разработка предложений по предотвращению влияния негативных факторов, которые повлекли сбои в работе.

Задача контроля включает в себя:

  • отслеживание выполнения планов, направленных на достижение стратегических целей;
  • отслеживание состояния условий внешней среды, взаимосвязанных с отработкой стратегических планов;
  • контроль за слабыми местами, которые были выявлены при планировании или анализе хода выполнения программ.

Задача по организации мероприятий по специальной системе наблюдений предусматривает следующее:

  • разработка нормативной базы для получения и предоставления информации внутри организации;
  • разработка мероприятий, предусматривающих дополнительное информационное и аналитическое обеспечение.

Особое место в системе контроллинга финансов, персонала и ресурсов занимает ведение отчетности. Как правило, традиционная отчетность подразумевает ориентацию на прошлое и изложение фактических данных о прошедших процессах и явлениях, а отчетность в контроллинге ориентирована в будущее.

Таким образом, можно увидеть, что организация контроллинга на предприятии способствует созданию текущего контроля за процессами с целью определения последствий тех или иных управленческих решений. А также можно сказать, что внедрение контроллинга позволяет уберечь руководство компании от принятия необдуманных или нерентабельных решений, влекущих за собой расход ресурсов.

Методы

Для выполнения всех поставленных задач при управлении организацией контроллинг предусматривает применение следующих общенаучных методов:

  • анализ;
  • дедукция;
  • индукция;
  • конкретизация;
  • абстрагирование;
  • синтез;
  • аналогия;
  • моделирование.

После того как были рассмотрены цели, задачи и методы данного направления деятельности, крайне важно остановиться и на его функциях.

Функции

Система контроллинга на предприятии включает в себя такие основные функции, как:

  • информационная;
  • учетно-контрольная;
  • аналитическая;
  • функция планирования.

А также условно можно выделить три функции, которые будут являться совокупностью вышеперечисленных – сервисную, комментирующую и управленческую.

Причины возникновения контроллинга

На стыке девятнадцатого и двадцатого веков многие американские руководители в процессе управления организациями столкнулись с острой необходимостью улучшения методов хозяйственного учета и финансового контроля. Первые попытки улучшения учетной системы выглядели таким образом – руководители предприятий возлагали на главного финансиста и секретаря фирмы задачи по предоставлению аналитической информации по вопросам экономической и хозяйственной части. Таким образом формировалась тесная рабочая взаимосвязь между финансовой службой и человеком, который ассистирует главному руководителю. Впоследствии было установлено, что из-за многообразия информации и потребности ее детализации целесообразнее возложить данную задачу на отдельных должностных лиц. Таким образом и произошло внедрение контроллинга на предприятии.

Можно выделить следующие предпосылки возникновения контроллинга:

  • всемирный экономический кризис;
  • усложнение и ужесточение для предпринимателей системы налогообложения;
  • усложнение форм финансирования.

Развитие контроллинга как отрасли экономической науки обусловлено следующими причинами:

  • интернационализации и дифференциации компаний;
  • сменой технологий, задействованных в производственных сферах;
  • усложнение системы управления предприятием; осложнение внешней среды;
  • усложнение коммуникативных процессов для принятия управленческих решений, что повлекло за собой острую потребность в компетентных кадрах в сфере системотехники и организации.

Сегодня многие руководители зарубежных предприятий отмечают, что после создания отделов контроллинга на предприятии, к примеру, увеличились доходы фирмы, использование финансовых, человеческих и других видов ресурсов стало более правильным и удалось значительным образом сократить издержки.

Перед службой контроллинга в организации стоит очень серьезная задача – обеспечивать оперативный сбор и составление детального анализа информации по всем имеющимся затратам в целях управления предприятием. Директор предприятия, начальник финансовой службы и начальники производственных отделов должны своевременно и регулярно получать информацию, чтобы в случае возможных отклонений успеть принять правильные меры и скорректировать работу всего предприятия.

Концепции

На сегодняшний день в экономической литературе выделяют немецкую и американскую концепцию контроллинга. В целом данные концепции очень похожи друг на друга, однако основным их отличием является то, что первая более ориентирована на рассмотрение проблем внутреннего учета и анализа внутренней среды организации, а вторая – проблем внешней среды, с которой тесно взаимосвязана компания.

Стоит отметить, что немецкая концепция получила более широкое признание. Согласно данной концепции, центральной задачей является решение проблем внутреннего учета в плановой, контрольной и документальной форме.

Американская концепция также ставит на передний план решение вопросов, связанных с плановой, контрольной и документальной формой внутреннего учета, однако здесь центральное место отведено еще и решению задач оценки внешней среды и ее детального анализа.

Инструменты

Инструменты контроллинга – это некоторый набор действий, который позволяет выполнять определенные функции и задачи. Данный инструментарий можно классифицировать по таким критериям:

  • период действия (стратегический или оперативный);
  • область применения (зависит от поставленных задач).

Для того чтобы четко понять, какие основные инструменты используются в контроллинге и при каких обстоятельствах их лучше всего применять, следует рассмотреть нижеприведенную таблицу.

Анализ точки безубыточности ABC-анализ

Анализ слабых мест фирмы

Анализ инвестиционных проектов Анализ скидок

Анализ сбыта и структуры потребления

Оценка рентабельности запуска производства сырья для изготовления собственной продукции

Оценка кривой обучаемости

Оценка потенциала фирмы SWOT-анализ

Оценка качества обслуживания График Гантта

Расчет уровня запасов Планирование работы мощностей Ценообразование

Анализ барьеров входа

Анализ соответствия показателей (плановых и фактических)

К вопросу выбора инструментария в контроллинге необходимо подходить крайне осторожно. К примеру, организации, которая ведет свою деятельность в условиях рынка олигополии или монополии, абсолютно нет смысла использовать анализ конкурентов.

Вышеперечисленные инструменты в контроллинге финансов позволяют значительно упростить процедуру экономического развития и составления плановой и отчетной документации.

Стратегический и оперативный контроллинг

Существует два вида контроллинга, которые отличаются периодом своего действия, а также задачами и способами их решения.

Стратегический контроллинг направлен на выполнение долгосрочных программ, стратегий. Его цель – формирование четкой системы планирования, которая позволит надежно управлять компанией, что приведет к увеличению прибыли.

А. Гэльвайтер (ученый-экономист) в своих трудах выделил восемь направлений, которые должен охватывать стратегический контроллинг, а именно:

  1. Определение полноты планов компании, а также их формальное и финансовое содержание.
  2. Контроль за нестабильными условиями внутри организации и во внешней среде, которые тесто связаны с реализацией стратегических планов фирмы.
  3. Контроль за принятием важных решений и их исполнением, исходя из аспекта сроков.
  4. Отслеживание выполнения планов, особенно на сложных или важных этапах его осуществления.
  5. Своевременное реагирование на неблагоприятные внешние и внутренние условия, которые могут причинить финансовый вред организации или дать побочный результат деятельности.
  6. Отслеживание стратегической ситуации фирмы на основе регулярных анализов.
  7. Проверка разграничения стратегических единиц предприятия.
  8. Контроль соблюдения определяющих принципов предприятия, которые были определены ранее.

Можно выделить такие задачи этого вида контроллинга:

  • определение количественных и качественных целей;
  • ответственность за планирование;
  • проработка системы альтернативных стратегий;
  • определение критических точек во внутренней и внешней среде для системы альтернативных стратегий;
  • определение слабых мест организации и управление ими;
  • формирование системы показателей;
  • управление отклонением и их показателями;
  • управление мотивацией в учреждении;
  • управление экономическим потенциалом.

Оперативный контроллинг на предприятии отличается от стратегического тем, что он направлен на оказание помощи управляющим в достижении результатов краткосрочных целей. Стоит отметить, что его главная задача состоит в том, чтобы не допустить кризисного состояния в организации и отследить текущий процесс выполнения запланированных мероприятий.

Для того чтобы понять отличительные черты этих двух видов, следует рассмотреть нижеприведенную таблицу.

Признаки Стратегический контроллинг Оперативный контроллинг
Ориентация Внутренняя среда Внешняя среда Рентабельность Экономическая эффективность
Уровень управления Стратегический (долгосрочный) Тактический и оперативный
Цели Создание условий для выживания
Проведение антикризисных мероприятий
Поддержание успешного потенциала
Обеспечение ликвидности и прибыльности
Главные задачи Определение количественных и качественных целей
Ответственность за планирование
Проработка системы альтернативных стратегий
Определение критических точек во внутренней и внешней среде для системы альтернативных стратегий
Определение слабых мест организации и управление ими
Анализ экономической эффективности
Методическая помощь при разработке бюджета
Поиск слабых мест для осуществления тактического управления
Определение совокупности подконтрольных показателей в соответствии с текущими целями
Сравнение плановых и фактических показателей
Определение влияния отклонений на исполнение текущих планов
Мотивация

Взаимосвязь оперативного и стратегического контроллинга

Данные два вида контроллинга являются неотъемлемыми частями друг друга. Самой главной задачей стратегического контроллинга является обеспечение длительного существования конкретного предприятия, а оперативного – текущее планирование и реализация определенных планов для получения прибыли.

Взаимосвязь этих двух видов можно представить в виде таких изречений:

  • “делать правильное дело” – это стратегический контроллинг;
  • “делать дело правильно” – это оперативный.

Таким образом, можно сделать вывод, что оперативный контроллинг является составной частью реализации стратегического.

Внедрение и организация работы службы

Если руководитель предприятия принял решение о внедрении системы контроллинга, то ему понадобится в первую очередь внести изменения в организационную структуру и создать службу (отдел), которая обязательно должна быть в прямом подчинении у генерального директора или главного руководителя. Служба контроллинга может включать в себя следующих специалистов:

  • начальник службы;
  • контроллер-куратор цехов (подразделений/участков/отделов);
  • специалист по управленческому учету;
  • специалист по информационным системам.

Если объемы производства или размер организации небольшой, то можно объединить функции данных направлений и исключить одну должность.

Для надлежащей организации работы при внедрении такой системы следует прописать каждому специалисту должностные инструкции, функционал которых будет определен исходя из потребностей предприятия.

Каждый руководитель, особенно тех предприятий, которые расположены на постсоветских территориях, должен помнить, что внедрение инновационных методов управления может вызвать у персонала критику, а в некоторых случаях и полное отторжение. Поэтому перед запуском работы службы контроллинга необходимо презентовать нововведения и донести до сведения всех сотрудников главные задачи, цели и основные функции, которые будет выполнять данное структурное подразделение.

Также стоит отметить, что внедрение такой службы должно быть поэтапным и включать в себя подготовительную стадию, на которой изучается состояние предприятия, затем само внедрение, и в заключение осуществляется этап автоматизации, если в этом есть необходимость.

Заключение

В целом контроллинг отображает в себе огромнейший спектр научных экономических и управленческих дисциплин — менеджмент, стратегическое планирование, кибернетика, экономическая теория и так далее. Благодаря этому профессиональный менеджер или команда из нескольких специалистов, на которых возложена функция контроллинга, способны решать производственно-экономические и кадровые вопросы, учитывая многоплановость и широкий спектр проблематики данной деятельности. Именно поэтому наличие налаженной системы контроллинга на предприятии позволяет решать, а зачастую и предвидеть проблемы, что, в свою очередь, приводит к своевременному реагированию и минимизации различных издержек и серьезных финансовых потерь.

Для оптимальной, рациональной, безопасной и эффективной работы любой системе необходим контроль. Деятельность организации как единой системы управления не является исключением.

Без контроля нежизнеспособен бизнес. Предпринимательство существует в достаточно агрессивной бизнес-среде, выживает в ней и даже развивается благодаря своей защитной функции, которую активирует контроль — внешний и внутренний.

Все хозяйствующие субъекты постоянно находятся под внешним контролем. Им нужно выстоять под натиском разрешительных, сопроводительных, контролирующих и надзирающих государственных органов, расчетливых контрагентов (поставщики, заказчики, кредиторы, потребители), наблюдательных участников рынка и беспокойной общественности.

Поскольку субъекты внешнего вмешательства мотивированы прежде всего на решение своих задач, то в вопросах внешнего контроля субъект предпринимательства, по сути, держит оборону.

Внутренний контроль не так враждебен. В нем все свои — собственники, акционеры, руководство, администрация, персонал. Несмотря на внутренний периметр, все правила и требования должны быть четко обозначены.

Всем важно понимать, что внутренний контроль не репрессивная машина. Наоборот, это отличная возможность адекватно оценить внешние угрозы, мобилизоваться и гармонично встроиться в бескомпромиссную конкурентную среду, адаптироваться к рискам, продуктивно работать, сохранить устойчивость, развиваться и расширять перспективы.

Внутренний контроль и внутренний аудит — не одно и то же. Задачи внутреннего аудита сводятся к проверке учета и отчетности на предмет соответствия законодательным нормам, локальным нормативным актам, существующим регламентам и положениям.

Показатели проверяют на предмет обоснованности, документального подтверждения и корректного отражения в учете и отчетности. Чаще всего это проверка постфактум, когда все уже случилось.

Внутренний контроль призван:

  • дать максимально достоверную оценку законности, правомерности, эффективности, рациональности и безопасности хозяйственной деятельности;
  • выявить негативные тенденции, просчитать риски и минимизировать потери.

При этом нарушения законодательства, как текущие, так и потенциальные, не влекут негативных последствий. Компания сохранит деловую репутацию, денежные средства, избегая убытков и штрафов.

Внутренний контроль — прогрессивный устойчивый тренд. Его значимость возрастает с каждым годом.

В условиях сурового бизнес-климата, динамично меняющегося законодательства, сложнопредсказуемой и неоднозначной правоприменительной и судебной практики система внутреннего контроля защищает интересы государственных и частных организаций, крупных компаний и микробизнеса.

Организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Рассмотрим принципы работы, на которых строится контрольная деятельность в целом и внутренний контроль в частности. К наиболее важным принципам относят:

Виды внутреннего контроля:

  • по функциональной направленности: административный, финансовый, бухгалтерский, правовой, технический, технологический, кадровый, контроль системы безопасности;
  • по решению задач: стратегический, тактический, оперативный;
  • по глубине охвата: тематический, комплексный;
  • по полноте: сплошной, выборочный;
  • по периодичности: систематический, периодический, эпизодический (ситуационный);
  • по времени проведения: предварительный, текущий, последовательный;
  • по степени внезапности: плановый, внеплановый (внезапный).

Порядок сочетания разных видов внутреннего контроля зависит от конкретных обстоятельств. Каждая организация определяет их самостоятельно.

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Сегодня внутренний контроль активно внедряет цифровые решения. С помощью электронных сервисов можно отслеживать движение документов по процессам и исполнителям, применять алгоритмы для проверки и подсчета общих сумм, проводить анализ на предмет соответствия и сопоставления данных.

Сервисы используют для онлайн-мониторинга бизнес-процессов и даже для риск-ориентированного подхода по заданным контрольным показателям-индикаторам. Нужно только правильно поставить задачу, составить верный алгоритм и прописать код.

Если информационная система адаптивна, с дружелюбным интерфейсом и богатым конструктором гибких настроек под капризы конкретного заказчика, то польза от нее огромная. Однако заменить в полной мере специалиста никак нельзя.

На мой взгляд, далеко не все процессы можно эффективно автоматизировать и запустить контрольный алгоритм лишь нажатием одной кнопки. Не все задачи внутреннего контроля можно доверить решениям искусственного интеллекта.

Даже если вся аналитика выстроена верно, настроены автоматические выгрузки данных, необходимость выполнения контрольных процедур человеком остается. Хотя бы для того, чтобы убедиться в корректности работы автоматизированной системы.

В числе преимуществ автоматизации эксперты отмечают сокращение времени на аудит на 25 %. Это существенно. За автоматизацией и цифровой экономикой — будущее.

Программные средства и технологии каждый подбирает для себя: по потребностям, возможностям, цене и сроку ожидания окупаемости. Универсальных решений нет.

Здесь принцип внутреннего контроля о сопоставимости затрат с полученным эффектом как раз кстати.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Основные правила проведения внутреннего контроля находят отражение в локальном нормативном акте — внутрифирменном стандарте по проведению контроля. Это может быть Положение о внутреннем контроле, в котором закрепляют порядок организации и работы службы внутреннего контроля, ее задачи, процедуры и полномочия.

Чем подробнее прописаны контрольные процедуры, тем эффективнее результат контроля. Высший пилотаж, когда система выстроена по методу самоконтроля и работает сама, учитывая требования внешней среды, традиции и особенности работы конкретной организации.

Малый бизнес также осуществляет контрольные действия, но в менее зарегулированной форме, чем крупный и средний. Нередко контрольные процедуры завязаны на главного бухгалтера или руководителя компании.

Как организовать внутренний контроль, организация решает самостоятельно. Это зависит от:

  • стиля управления организацией;
  • сложности ее организационной структуры;
  • разнообразия видов деятельности;
  • автоматизации бизнес-процессов;
  • охвата контролем различных сфер хозяйственной жизни;
  • объема решаемых задач;
  • требований руководства компании;
  • готовности бенефициара выделять ресурсы на контроль.

Крупные публичные акционерные общества с усложненной структурой, филиальною сетью, диверсифицированным бизнесом создают службы внутреннего контроля, отделы и даже департаменты. У компаний поменьше внутренний контроль тоже присутствует, пусть и в ограниченном функционале.

Для выполнения процедур внутреннего контроля назначают ревизора или передают контрольные функции на аутсорсинг сторонней организации, внешнему консультанту.

ЭТО ВАЖНО

Внутренний контроль не должен превратиться в формальность и профанацию. Затраты на внутренний контроль не должны превышать эффект от его внедрения и функционирования.

Нужно помнить, что основные задачи внутреннего контроля следующие:

  • организовать надзор за значимыми процессами и должностными лицами, которые на них влияют;
  • определять правовые, финансовые, административные риски;
  • выявлять нарушения и недостатки в бизнес-процессах и оперативно на них реагировать.

Внутренний контроль необходим как для организации в целом, так и отдельным бизнес-процессам, элементам процесса управления.

Т. Зозуля, налоговый консультант-практик

Одним из эффективных способов контроля за выполнением плана продаж является регулярное проведение совещаний с менеджерами. Рассказываем, как правильно их организовать, что обсуждать и сколько они должны занимать времени. Чтобы ваши продажи выросли минимум на 10%, внедряйте такую систему совещаний.

Еще больше идей для роста выручки можно получить на наших авторских бесплатных вебинарах от компании Ой-Ли. Регистрируйтесь прямо сейчас.

Узнай, как получить 70 шаблонов для настройки отдела продаж ценность 1 500 000 руб.

Контроль менеджеров

Читайте в статье:

  • Контроль менеджеров: в каком формате нужно проводить совещания и что обсуждать?
  • Контроль менеджеров: как часто надо проводить совещания?
  • Контроль менеджеров: еженедельные собрания
  • Контроль менеджеров: ежедневные собрания
  • Контроль менеджеров: пятиминутки
  • Ежедневный контроль активности менеджеров
  • Контроль менеджеров: объединим сказанное

Задача любого совещания с продавцами – получить обратную связь, выявить текущие проблемы и предложить для них решения.

В каком формате нужно проводить совещания и что обсуждать?

1. Записываем все обещания об оплатах. В течение каждого собрания в отделе продаж фиксируйте все обещания своих подчиненных о том, сколько денег должно поступить сегодня. Это необходимо, чтобы сотрудник чувствовал ответственность за то, что он говорит. Если продавец заявил, что сегодня сможет закрыть столько-то сделок, он должен это сделать.

Запись всех обещаний мотивирует человека в эмоциональном плане:

  • Когда обещание записано на бумаге, у сотрудника будет больше мотивации для выполнения поставленной задачи, чем когда оно просто дал его на словах;
  • Если менеджер дал больше двух обещаний и не выполнил их, ему будет крайне не комфортно. И скорее всего в дальнейшем он не будет обещать то, что не сможет сделать.

2. Проверяем выполнение обещаний. На каждом новом совещании разбирайте, как выполнены все обещания. Остановитесь на каждой конкретной ситуации: по какой причине сотрудник провалил задачу, было ли обещание проигнорировано самим продавцом, или он пытался, но не смог из-за каких-то внешних факторов.

3. Рассылаем итоги совещания всем продавцам. Эффективный способ контроля менеджеров и фиксирования обещаний — протокол собраний. Его можно вести как на бумаге, так и электронном формате. Разошлите его всем по email или распечатайте для всех сотрудников.

Как часто надо проводить совещания?

Собрания могут быть различного формата и иметь разную периодичность. Их можно разделить на три типа:

Контроль менеджеров: еженедельные собрания

1 час

Основная их задача – контроль итогов недели, поднятия настроения на следующую неделю и корректировка результатов прошедшей. Что делать на таких собраниях:

  • Разобрать все ошибки. Дайте рекомендации продавцу по его конкретному случаю, чтобы он смог применить ваш совет на следующей неделе;
  • Поставить план на неделю по оплатам и задачам по клиентам. Руководитель отдела должен выяснить перспективу на ближайшую неделю;
  • Обсудить промежуточные итоги конкурсов среди менеджеров;
  • Проанализировать результаты по воронке продаж и обратной связи по звонкам (приведите примеры того, как правильно поступать и как делать не стоит);
  • Запланировать обучение менеджеров.

Контроль менеджеров: ежедневные собрания

1 раз в день на 30 минут

Их плюс в том, что вы ежедневно можете контролировать процесс и влиять на конверсию. Цель совещания — подвести итоги за прошлый день, поставить план на текущий день, замотивировать сотрудников.

В собрание должно войти:

Такие планерки нужно проводить в любой отрасли. Если у вас длинные сделки, то обсуждайте с менеджерами не планы по оплате, а движение по этапам бизнес-процесса продаж по конкретным клиентам. Руководитель должен контролировать, чтобы этапы менялись, а менеджеры не затягивали закрытие сделки.

Контроль менеджеров: пятиминутки

3 раза в день по 5 минут

Проводите планерки каждые три часа. Такие пятиминутки необходимы, чтобы успеть скорректировать негативный результат дня, повлиять на него и изменить ситуацию в нужную сторону. Они помогают точечно проконтролировать задачи по каждому клиенту или оплатам в течение дня, служат для напоминания сотрудникам о каком-то невыполненном действии.

Как правило, пятиминутки проводят раз в три часа, но все зависит от бизнес-процессов конкретной компании. Мы советуем проводить их в 11:00, 14:00, 16:00. Тогда у вас будет время внести изменения и выйти на нужный результат в конце дня. Помните, что план продаж надо выполнять ежедневно. Только тогда вы сможете выйти на нужные показатели за месяц.

К системе контроля менеджеров можно отнести не только собрания. Необходимо еще и настроить отчетность. Именно она позволяет отслеживать текущий прогресс по поставленным планам.

Ежедневный контроль активности менеджеров

На какие цифры ориентироваться, получая отчеты о ежедневной активности? Они должны содержаться в конвертационной модели плана. Данные цифры считаются методом декомпозиции от размера запланированной прибыли. Кратко приведем алгоритм.

  1. Планируем прибыль с учетом внешних и внутренних факторов
  2. Считаем выручку по доле прибыли в ней
  3. Разделив выручку на средний чек получаем количество сделок
  4. По общей конверсии выясняем необходимое количество лидов
  5. По промежуточной конверсии между этапами рассчитываем общее количество активностей для всего планируемого периода
  6. Делим каждую полученную цифру активности на количество рабочих дней
  7. Планируем ежедневную нагрузку для каждого сотрудника

Сводный текущий отчет

Посчитать процент выполнения плана на текущий день можно по следующей формуле.

Факт на текущий момент / (План на месяц / общее количество рабочих дней в месяце количество отработанных дней за месяц) 100%

Эффективная система контроллинга на предприятии поможет свести к минимуму потери ресурсов, проанализировать текущие и будущие планы, выявить возможные ошибки и, как следствие, достичь эффективной работы организации в текущий момент и в ближайшем будущем. Система затрагивает финансовые, кадровые и технологические процессы и помогает найти способы их усовершенствования.

За счёт эффективного управления контроллинг поможет достичь определённых целей. Для предприятия это как правило — усовершенствование продукции и достижение конкурентоспособности должного уровня. Можно выделить четыре основные задачи контроллинга и ряд подзадач (Таблица 1).

Таблица 1. Основные задачи контроллинга.

Задачи контроллинга

1. Разработка методологии планирования и его организация.

  • обеспечение создания нормативной базы, которая поможет делать прогнозы развития компании;
  • оказание консультативной помощи лицам, разрабатывающим стратегические планы;
  • выполнение координационной работы при составлении различных планов, при определении главных целей фирмы и составлении бюджетов;
  • принятие участия в обсуждениях и определениях параметров (качественных и количественных) работы.
  • разработка структуры передачи и получения информации;
  • создание системы информационного обеспечения для предоставления справок, сведений и отчетов лицам, ответственным за определенный процесс в управлении компанией;
  • определение потребности в снабжении необходимой информацией менеджеров или других ответственных лиц;
  • сопоставление планов и отчетов и составление промежуточной отчетной документации, которая отображает ход выполнения планов;
  • анализ отклонений от планов, выявление возможных причин и разработка предложений по предотвращению влияния негативных факторов, которые повлекли сбои в работе.
  • отслеживание выполнения планов, направленных на достижение стратегических целей;
  • отслеживание состояния условий внешней среды, взаимосвязанных с отработкой стратегических планов;
  • контроль за слабыми местами, которые были выявлены при планировании или анализе хода выполнения программ.

4. Организация мероприятий по специальной системе наблюдений.

  • разработка нормативной базы для получения и предоставления информации внутри организации;
  • разработка мероприятий, предусматривающих дополнительное информационное и аналитическое обеспечение.

Система контроллинга предполагает и определённую отчётность. Определяя последствия тех или иных управленческих решений, она в основном ориентирована на будущие процессы, что позволяет уберечь руководство от необдуманных решений, а компанию от перерасходов.

Для чего нужна диагностика финансово-хозяйственного состояния предприятия, и как её провести?

Обнаружить слабые места, выявить опасности и возможности поможет диагностика финансово-хозяйственного состояния компании. Она даст возможность:

  • оценить результаты коммерческой деятельности;
  • выявить неиспользованные резервы;
  • проконтролировать производство, выполнение планов и бюджетов;
  • оценить перспективы выполнения плана.

Для диагностики можно использовать оперативные и стратегические методы (Таблица 2).

Таблица 2. Отличительные черты оперативного и стратегического контроллинга.

Стратегический контроллинг

Оперативный контроллинг

Внутренняя среда. Внешняя среда.

Рентабельность; Экономическая эффективность.

Тактический и оперативный.

Создание условий для выживания;
Проведение антикризисных мероприятий;
Поддержание успешного потенциала.

Обеспечение ликвидности и прибыльности.

Определение количественных и качественных целей;
Ответственность за планирование;
Проработка системы альтернативных стратегий;
Определение критических точек во внутренней и внешней среде для системы альтернативных стратегий;
Определение слабых мест организации и управление ими;
Анализ экономической эффективности.

Методическая помощь при разработке бюджета;
Поиск слабых мест для осуществления тактического управления;
Определение совокупности подконтрольных показателей в соответствии с текущими целями;
Сравнение плановых и фактических показателей;
Определение влияния отклонений на исполнение текущих планов;
Мотивация.

Оба вида контроллинга являются неотъемлемыми частями друг друга. Их взаимосвязь можно представить в виде изречений:

Задача оперативного контроллинга – не допустить кризисного состояния в организации и отследить текущий процесс выполнения задач.

Стратегический контроллинг направлен на выполнение долгосрочных программ, стратегий. Его цель – сформировать четкую систему планирования, которая позволит надежно управлять компанией и увеличить прибыль.

Пять требований к службе контроллинга на предприятии

Эффективная служба контроллинга должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Иметь возможность получать из бухгалтерии, финансового отдела, планово-экономического отдела, службы сбыта и службы материально-технического снабжения всю необходимую информацию.
  2. Обладать полномочиями и возможностями привлекать другие экономические службы для сбора дополнительной информации, требуемой ей для анализа и выводов, но не содержащейся в существующих документах финансово-экономических служб.
  3. Иметь возможность на постоянной основе внедрять новые процедуры сбора аналитической информации.
  4. Быстро доводить информацию до сведения руководства предприятия.
  5. Работать независимо от любых экономических служб и входить в состав финансово-экономических служб предприятия входит наряду с бухгалтерией, финансовым и планово-экономическим отделом.

Кто должен входить в службу контроллинга?

Служба контроллинга на предприятии должна оперативно собирать информацию и детально её анализировать по всем имеющимся затратам в целях управления предприятием. Эту информацию должны регулярно получать директор предприятия, начальник финансовой службы и начальники производственных отделов, чтобы в случае возможных отклонений успеть принять меры и скорректировать работу всего предприятия.

Рационально включить в состав службы контроллинга четверых специалистов (Таблица 3).

Таблица 3. Состав службы контроллинга на предприятии.

Начальник службы контроллинга

Несет ответственность за входящие документы, аналитические расчеты и прогнозы перед непосредственным начальником. Должен знать бухгалтерский учет и разбираться в технологических вопросах работы своего предприятия.

Основное требование к такому специалисту — теоретическое и практическое знание бухгалтерского учета на предприятии. Контроллер-куратор может выполнять порядка восьми функций:

  • разрабатывать формы сбора аналитической информации по цехам предприятия;
  • собирать аналитическую (плановую и фактическую) информацию от цехов (центров ответственности);
  • обрабатывать и анализировать полученные данные, разрабатывать нормативы затрат по цехам и поддерживать их актуальность;
  • рассчитывать аналитические показатели работы цехов и предприятия в целом;
  • прогнозировать выручку, затраты и прибыль с помощью методики контроллинга;
  • анализировать отклонения фактических данных от плановых, выявлять причины отклонения и устанавливать виновных;
  • составлять аналитические отчеты для финансового директора;
  • проводить экспертизу управленческих решений, связанных с затратами курируемых цехов.

Контроллер-специалист по информационным системам

Отвечает за автоматизацию, которую ведет отдел автоматизации, где учитываются потребности службы контроллинга. В обязанности входит:

  • оценка целесообразности автоматизации контроллинговой работы на отдельных этапах;
  • оценка вариантов и предложений отдела автоматизации по автоматизации контроллинговой работы;
  • расчеты и обоснование затрат на автоматизацию контроллинговой работы;
  • разработка форм для автоматизированного сбора информации;
  • оптимизация документооборота на предприятии;
  • координация работы отдела автоматизации в области автоматизации контроллинговой работы;
  • оценка качества функционирования существующих систем автоматизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия и выработка предложения по улучшению работы этих систем.

Контроллер-специалист по управленческому учету

На плечи данного специалиста ложатся:

  • разработка процедур передачи данных из бухгалтерии в службу контроллинга;
  • контроль за сбором и анализом фактической учетной информации в службе контроллинга;
  • разработка предложений по оптимизации учетного процесса в бухгалтерии с позиции аналитической службы;
  • экономическая экспертиза управленческих решений.

Каждому специалисту следует прописать должностные инструкции, функционал которых будет определен исходя из потребностей предприятия. Внедрение службы стоит разделить на этапы, начав с подготовительной стадии (изучения состояния предприятия), затем непосредственно внедрение, и при необходимости провести этап автоматизации.

Рекомендуем

Контроллинг — это комплексная система управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. На курсе будут рассказаны все достоинства и недостатки этой системы. Курс носит исключительно практическую направленность.

Читайте также: