Проект золотая осень в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
"Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться"
Сухомлинский В. А.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы, родители.
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Цель проекта : познакомить детей с красотой осенней природы.
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- побуждать к самостоятельному исследованию и сравнению листьев по величине, цвету и форме.
- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
- развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
- развивать художественно- творческие способности.
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
- воспитывать бережное отношение к природе.
1. Расширим знания детей об осени, её признаках и дарах, бережном отношении к природе.
2. Пополним словарный запас детей;
3. Сформируем интерес к исследованиям, опытам, наблюдениям
Перспективный план проекта
Наблюдения: за листопадом, за состоянием погоды, за деревьями и кустарниками осенью, за трудом дворника осенью, за сезонными изменениями, за осенней одеждой детей и взрослых.
Экскурсии: по территории детского сада с целью выявления признаков осени.
Труд: сбор осенних листочков для поделок, сбор мусора на участке, сгребание сухих листьев в кучи,уборка игрушек на свои места, сбор шишек для поделок.
Цель : развивать речевое дыхание, звуковую культуру речи.
Воспитатель произносит слова и дыхательные упражнения, дети повторяют.
Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф… Выдох спокойный, ненапряжённый
И качает так листок – ф-ф-ф…
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф… Активный выдох
И качает так листок – ф-ф-ф…
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят :
1.Упражнение на дыхание:
Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб
Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.
Долго дождик будет плакать - массажируем ушки
Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.
3.Упражнения для язычка:
Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.
Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Пальчиковая игра "Ходит осень в нашем парке"
Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)
Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)
Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди)
Пальчиковая игра "Осень"
Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)
Ветер бросил на тропинку.
Речевая игра “Огуречик”
“Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принёс ему телеграмму и прочитал:
Огуречик, огуречик
Приходи на тот конечик
Там мышка живёт
Тебя в гости очень ждёт.
Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:
Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.
Тут и птенчик из гнезда пропищал…
Медведь из берлоги прорычал…
Сорока-белобока протараторила…
Улитка медленно-медленно произнесла…
А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…
Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря…
Прибежал домой и решил никуда не ходить.
Вот пришла осень в сад
(Дети двигаются по кругу, простыми шагами)
Листья желтые кружат
(Вытянув листочки перед собой, помахивают ими вправо и влево, поднимая руки над головой)
Желтые, красные,
Самые прекрасные.
(Кружатся, руки с листочками держат над головой)
Ветер, стой, не свисти
Листья незачем грести!
(помахивают листьями вправо и влево)
Листья мы не дадим -
(прячут листья за спиной)
Сами поиграть хотим!
(Листочки держат перед собой)
Игра "Дождик скачет по тропинке "
Дождик скачет по тропинке,
Намочил мои ботинки.
Будет капать до утра.
(Звучит весёлая музыка, воспитатель оставляет зонт на полу, и дети прыгают "через лужи").
Под дождём промокнуть можно,
Всюду лужи, осторожно!
-Та-ра - ра, та-ра-ра,
-Видно, нам домой пора.
(Дети спокойно ходят под зонтом, в конце прячутся за стул"домик").
Мы на дождь в окно смотрели,
По стеклу звенят капели.
Не утихнет до утра.
(Дети "смотрят в окно", качая головами).
Используемая литература
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
2. Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта у детей:
- развивались творческие способности.
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней.
- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
- расширился и активизировался словарный запас.
- у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием приняли участие в оформлении выставки и мини-музея.
Автор: Лучина Анна Валериевна
Населенный пункт: г. Химки
Вид проекта : информационно- творческий.
Тип проекта : групповой, среднесрочный( октябрь 2019 г.).
Участники проекта : дети средней группы(3-4 года),родители, воспитатели средней группы, музыкальный руководитель ,инструктор по физической культуре.
Цель проекта: обратить внимание детей на красоту природы родного края, яркость осенних красок. Воспитывать бережное отношение к природе
Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
Привлечь внимания к окружающим природным объектам;
Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
Расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;
пополняет словарный запас;
развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
разнообразит способы сотрудничества;
развивает художественно-творческие навыки.
Продукт проектной деятельности
Содержание практической деятельности по реализации проекта.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап:
- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;
- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;
- Подборка фотографий, литературы;
- Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов;
- Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;
2. Основной этап(практический):
Мероприятия по работе с детьми:
- Чтение художественной литературы
- разработка конспектов НОД
- Рассматривание альбомов и картин
- Сбор природного материала
- Работа по созданию гербария.
Мероприятия по работе с родителями:
- разучивание стихотворений об осени;
- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;
3. Заключительный этап:
Продукт проектной деятельности:
План работы с детьми по осуществлению проекта.
Ознакомление с окружающим миром
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
ООД «В гости к Ежику (Грибы)
Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.
Цель: систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить узнавать и описывать приметы осени, узнавать их в стихотворениях; учить определять время года по характерным признакам. Понаблюдать за состоянием погоды. Формировать представление о природном явлении — тумане; учить наблюдению за сезонными явлениями; - подмечать особенности этого явления, делать выводы.
Наблюдение за цветником
Цель: познакомить детей с названиями нескольких цветов, показать их строение, формировать представление о том, что цветы – живые, они растут и изменяются.
Наблюдение за деревьями осенью
Цель: Расширение и обогащение знаний детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев осенью.
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях
Цель: уточнить и расширить у детей представления об осеннем пейзаже. Рассказать, как прекрасна природа в это время года.
Цель: развитие речевых навыков; закрепление знаний об овощах, фруктах и других дарах природы; формировать культуру питания; воспитывать аккуратность, чистоплотность; развивать умение работать в коллективе
Цель: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года.
Цель: Закрепить знания о приспособлении живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки осени.
Цель: развивать у детей интерес и любовь к родной природе, ее красоте; воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними; передавать в высказываниях свое отношение к природе.
Цель: формировать умение устанавливать связь между поведением птиц и изменениями в природе осенью.
Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение.
Цель: Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
Цель: Учить детей различать деревья по описанию. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Цель. Создать условия для успешного речевого развития, активизировать познавательные способности детей в процессе занятия.
Цель: Развитие речи, закрепить представление об овощах и фруктах
Чтение художественной литературы:
Загадки, пословицы, поговорки;
Составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям
Цель: Совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать внимание, память, устную речь.
Цель: Закрепить умение детей образовывать сложные слова.
Цель: упражнять в классификации овощей (что съедобно – корень или плоды на стебле).
Цель: развивать речь, учить четко произносить звуки;развивать фантазию, воображение.
Цель: создание условий для активной, творческой, игровой деятельности.
различать изменения природы в разные времена года;
уметь рассказать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием красоты природы;
Закреплять знания детей о временах года, сезонных изменениях. Учить детей угадывать и описывать предмет по его характерным признакам. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, мелкую моторику рук.
Закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.
Сбор природного материала на прогулке (сбор каштанов, желудей,листьев для гербария).
Уборка опавшей листвы.
Подготовка клумбы группового участка к зиме.
Укрывание корней деревьев упавшей листвой.
Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помочь взрослым в заготовке овощей, фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.
Цель: познакомить детей с ядовитыми растениями; учить детей внимательно относиться к незнакомым растениям в природе; познакомить с правилами безопасного взаимодействия с ядовитыми растениями.
Цель: Учить детей создавать красивый образ осеннего дерева.
Продолжать освоение обрывной техники аппликации.
ООД "Поляна грибов" (лепка)
Цель: Учить детей лепить грибы скульптурным способом. Развивать целостность восприятия. Учить соотносить цвет пластилина с цветом реального объекта.
Цель: Продолжать учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, продолжать изображать листья.
Цель: получение смешанных цветов на палитре; развитие творческих способностей; развитие стимулов к учёбе, самоконтроля.
Самостоятельная художественная деятельность:
«Рассматривание репродукций картин:
Цель: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко, не слишком громко.
Цель: Развивать ритмический слух детей, умение правильно извлекать звук на колокольчике.
Цель: развивать ловкость, быстроту, умение работать в парах.
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.
Цель: развивать двигательные, коммуникативные и творческие способности.
-Ветер тихо клен качает,
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Взаимодействие с родителями:
3. Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам.
Анализ результатов работы.
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров. Появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе.
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас. У них появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Проект разработан в соответствии с ФГОС ДО для детей 5-6 лет.
Проект
«Здравствуй, Осень золотая”
Вид проекта: информационно – творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность: в условиях образовательного процесса в ДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Здравствуй, Осень золотая;”
обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
способствовать развитию памяти, восприятия;
воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Подготовительный этап
составление плана совместной работы с детьми, родителями;
разработка конспектов НОД;
подбор материала и оборудования для НОД, бесед, игр с детьми;
подбор художественного материала;
оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Здравствуй, Осень золотая!”
Образовательные области
Формы работы с детьми
Познавательное развитие
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим:
Конструирование и ручной труд из природного материала:
Цикл наблюдений:
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
-за красотой и богатством осенних красок
- за перелетными птицами
- за деревьями, растущими на территории детского сада
Экспериментирование:
Ситуативная беседа:
Речевое развитие
Творческое рассказывание детей по темам:
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени
А. Ерикеев «Наступила осень
Социально – коммуникативное
Трудовая деятельность:
сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)
уборка опавшей листвы
подготовка клумбы группового участка к зиме
укрывание корней деревьев опавшей листвою.
Беседы по ОБЖ:
Художественно-эстетическое развитие
Самостоятельная художественная деятельность:
Слушание музыкальных произведений:
Музыкальная игра с пением:
Самостоятельная музыкальная деятельность:
Досуги, развлечения:
Физическое развитие
Подвижные игры:
Физкультминутки:
- Ветер тихо клён качает,
Зашумел листвою клён.
- Мы – листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели!
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели….
- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.
Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!
Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!
Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!
Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!
Пальчиковая гимнастика:
Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)
Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)
Полетели, закружились (вращение кистями рук)
И на землю опустились (кладут пальцы на стол)
Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)
Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)
Листья все насквозь побил.
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд,
Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу)
Мероприятия по работе с родителями:
Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
Организация выставок детских работ;
Совместное творчество детей и родителей в изготовлении книжки – малышки;
Продукт проектной деятельности:
семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала;
Презентация проекта:
Результаты проектной деятельности:
в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
Читайте также: