Зощенко баня анализ кратко

Обновлено: 30.06.2024

Данный текст принадлежит к художественному стилю (письменный, литературный, с элементами разговорного). Жанр произведения – сатирический рассказ – предполагает резкое, решительное осуждение какой-либо реалии общественной жизни. В данном случае, – это баня и те невыносимые условия, в которых вынуждены находиться люди, посещающие её.

Анализ семантического пространства текста

После прочтения текста можно заметить, что его семантическое пространство по своей структуре однозначно. Все языковые средства (лексические, синтаксические, стилистические и др. ), используемые автором в произведении, призваны раскрыть тему неудобства обслуживания в общественном заведении. Данная тема может быть разделена на две подтемы:

обстановка в бане ( шайка, мылит, придерживает, зазевался, трёшь, крутит );

качество обслуживания в бане ( не приставлены, требуют, не выдаю, обожди, не дают ).

Зная, что Зощенко писал в сатирической манере, можно предположить, что в тексте будут высмеиваться те или иные недостатки в устройстве или методах обслуживания в этом заведения.

Концептуальное пространство текста – предметно-вещественное.

Репрезентация концептосферы базового концепта даётся через гротескное и саркастическое изображение предмета описания – советской бани. Мастерское использование языковых средств различных уровней (об этом будет говориться дальше) позволяет безо всякого труда понять позицию автора.

В приядерную зону будут входить части речи, обозначающие предметы и действия, непосредственно связанные с мытьём в бане и человеческим телом: бельё, шайка, мыться, мыло, стирка, грязный, брызжут, домоюсь, голый, живот, ноги, борода .

Для ближайшей периферии характерны названия одежды и её характеристики: портянки, стираное, глаженое, зашиты, залатаны, штаны, пальто, дырки, пуговицы, карман, рваный .

В дальнейшую периферию входят части речи, представленные словами и словосочетаниями, характеризующими события в бане: житьишко, хуже, не царский режим, не в театре, грех один, батюшки-светы, дьяволы .

Анализ денотативного пространства текста

Анализ денотативного пространства текста показал, что глобальная ситуация в рассказе – горькая ирония Зощенко по поводу человеческого равнодушия и невоспитанности.

Макроструктура данного текста – набор микропозиций и связывающих их отношений. Текстовая макропозиция выражена в сатирическом обличении отсутствия элементарных удобств в общественных местах (в частности, в бане).

История создания

Направление

Произведение можно отнести к критическому реализму. В нём детально описан быть общественных бань.

Перед читателями рассказ. Он ведётся от первого лица.

Рассказчик начинает с того, что американские бани устроены лучше наших; в подтверждение своих слов он в юмористической манере описывает советскую баню. Она подверглась сильной критике.

Главные герои и характеристики

Рассказчик – человек, понимающий нелепость устройства системы.

Граждане в бане – люди, пытающиеся забрать все шайки. Некоторые из них стираются!

Проблематика

Несоблюдение гигиены, игнорирование логического обустройства общественных мест, тотальный абсурд – вот то, что можно назвать проблематикой Рассказа М. Зощенко.

Основная мысль

Человек должен жить и находиться в нормальных условиях.

Чему учит

Важно пытаться менять что-то в жизни, чтобы из неё исчез абсурд. Но также важно оценивать критически то, что происходит вокруг.


Оглавление

Данный текст принадлежит к художественному стилю (письменный, литературный, с элементами разговорного). Жанр произведения — сатирический рассказ — предполагает резкое, решительное осуждение какой-либо реалии общественной жизни. В данном случае, — это баня и те невыносимые условия, в которых вынуждены находиться люди, посещающие её.

Анализ семантического пространства текста

После прочтения текста можно заметить, что его семантическое пространство по своей структуре однозначно. Все языковые средства (лексические, синтаксические, стилистические и др.), используемые автором в произведении, призваны раскрыть тему неудобства обслуживания в общественном заведении. Данная тема может быть разделена на две подтемы:

обстановка в бане (шайка, мылит, придерживает, зазевался, трёшь, крутит);

качество обслуживания в бане (не приставлены, требуют, не выдаю, обожди, не дают).

Концептуальное пространство текста — предметно-вещественное.

Репрезентация концептосферы базового концепта даётся через гротескное и саркастическое изображение предмета описания — советской бани. Мастерское использование языковых средств различных уровней (об этом будет говориться дальше) позволяет безо всякого труда понять позицию автора.

В приядерную зону будут входить части речи, обозначающие предметы и действия, непосредственно связанные с мытьём в бане и человеческим телом: бельё, шайка, мыться, мыло, стирка, грязный, брызжут, домоюсь, голый, живот, ноги, борода

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Смотрите также



Лето с Монтенем

Антуан Компаньон, 2013


Литература – реальность – литература


Геннадий Барабтарло, 2020


Софокл и его трагедийное творчество. Научно-популярные статьи


Что нам делать с Роланом Бартом? Материалы международной конференции, Санкт-Петербург, декабрь 2015 года

Чему учит рассказ "Баня"
Рассказ учит тому, что качество обслуживания напрямую зависит от стоимости услуги. Учит не искать хорошего там, где его не может быть. Учит внимательности, аккуратности, умению схитрить. Учит ничего не забывать.

Отзыв на рассказ "Баня"
Мне понравился этот рассказ про банную действительность. За гривенник мужик хотел помыться с комфортом, но таких как он в бане оказалось слишком много. И мужик не получил никакого удовольствия от мытья. А потом еще и ушел в чужих брюках и без мыла.

Пословицы к рассказу "Баня"
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
Количеством взял, да качеством смял.
Хорошему делу - красная цена.
Каковы сами, таковы и сами.
Дорого, да мило, дешево, да гнило.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Баня"
Отличные бани в Америке. Придет туда гражданин, скинет одежду в особый ящик, а после бани ему эту же одежду чистую и выглаженную подают.
У нас тоже бани хорошие, но вот с номерками беда.
Пришел мужик в баню. Дали ему два номерка, один на пальто и шапку, второй на одежду. Мужик привязал номерки к ногам, чтобы не потерять, и пошел шайку искать. А шаек свободных нет.
Увидел мужик одного гражданина, что сразу в трех шайках мылся и хотел одну забрать. Но тот пригрозил шайкой промеж глаз засветить и отвернулся.
Через час мужик нашел себе шайку - стянул у другого гражданина, пока тот мыло с пола подбирал. Но тут другая беда - сесть негде.
Моется мужик стоя, а вокруг стираются, шум стоит, не слышно как трешь себя. Решил мужик дома домыться и за одеждой пошел.
Выдали ему белье, а штаны не его. Ну поспорил мужик маленько, да делать нечего, надел то, что дали. Только хотел пальто получить, а номерка нет - смылась бумажка. Веревка только осталась.
Стал мужик уговаривать банщика выдать ему пальто по приметам - рваному карману, да оторванным пуговицам. Отдал ему банщик пальто. Вышел мужик на улицу, и вспомнил, что мыло забыл. Вернулся, стал мыло требовать, а ему раздеваться предлагают.
Плюнул мужик и домой пошел. Такова наша баня, за гривенник.

Читайте также: